Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2009 № 309-ПП «О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.12.2009 № 309-ПП «О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы»
Дата подписания 2009-12-18
Номер 309-ПП
Источники официального опубликования
  • Кабардино-Балкарская правда от 25.12.2009 г., № 51
Статус действия Действует с изменениями
Подписан Меркулов А В
Ключевые слова конкуренция, программа, развитие, целевая, республиканская

Текст

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 309-ПП от 18 декабря 2009 г. г. Нальчик О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы (В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 г. № 203-ПП) В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р и в целях повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы (далее - Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в пределах своей компетенции реализацию мероприятий Программы.

3. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) осуществлять анализ социально-экономических последствий реализации Программы на основании показателей эффективности осуществления конкурентной политики, предусмотренных Программой, и ежегодно до 1 апреля представлять в Правительство Кабардино-Балкарской Республики соответствующий доклад.

Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики А. Меркулов * * * УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2009 года № 309-ПП РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2010-2012 ГОДЫ (В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 г. № 203-ПП) ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы Наименование Программы республиканская целевая программа "Развитие конкуренции в Кабардино- Балкарской Республике" на 2010-2012 годы Основание для разработки распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р Государственный заказчик Правительство Кабардино-Балкарской Республики Координатор Программы Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики Основные исполнители Администрация Президента Кабардино-Балкарской Республики, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), местные администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию) Цель Программы целью Программы является формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей населения и организаций в товарах и услугах Задачи Программы сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;

создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемом органами власти;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Сроки реализации Основные направления реализации Программы 2010-2012 годы совершенствование Программы законодательства Кабардино-Балкарской Республики, направленного на повышение конкурентоспособности республики;

сокращение административных барьеров;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

организация сбора и публикация информации о региональных рынках потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и, результатов деятельности.

Объемы и источники источниками финансирования Программы финансирования Программы являются:

средства, утвержденные в смете расходов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления на их текущее содержание;

собственные средства предприятий и организаций республики Ожидаемые результаты создание условий для оперативного реализации Программы пресечения фактов нарушения законодательства о защите конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления повышение показателей удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами;

увеличение показателя прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти;

расширение рынков сбыта и насыщение его качественными товарами Контроль за исполнением контроль за исполнением мероприятий мероприятий Программы Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики * * * Введение (В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 г. № 203-ПП) Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста.

Несмотря на то что в Российской Федерации приняты меры, направленные на формирование конкурентной среды, во многих сферах рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.

Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг. Следовательно, развитие конкуренции на рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности в целом. Очевидно, что реализация конкурентной политики в виде комплекса последовательных мер является одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

Настоящая Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными, с точки зрения развития, для Кабардино-Балкарской Республики. Программа включает конкретный Перечень мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей согласно приложению № 2.

I. Характеристика проблемы 1. Анализ конкурентной среды республики Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.

Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 года характеризуется следующими показателями:

свою деятельность осуществляли 24798 индивидуальных предпринимателей и 2900 субъектов малого предпринимательства;

число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике республики оценивается в 25 процентов, или 78,8 тыс. человек;

доля малого бизнеса в формировании ВРП оценочно составляет 25 процентов, рост к уровню 2006 года - 4 процента;

объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения составил 486,3 млн. рублей.

Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.

В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы". С учетом приоритетов программы создана комплексная система поддержки малого предпринимательства, включающая финансовые, имущественные, информационно-консультационные формы поддержки.

За 2008 год расходы на поддержку малого предпринимательства составили 204,4 млн. рублей, в том числе в рамках республиканских целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы" - 172,4 млн. рублей, "Программа Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы" - 32 млн. рублей.

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:

снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес-деятельности;

обеспечить доступ к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;

развить систему кредитной кооперации;

развить механизмы стимулирования малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;

решить проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;

повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.

Оценка системы размещения госзаказа В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кабардино-Балкарской Республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.

Действующая в республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.

Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.

Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.

2. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях Агропродовольственный комплекс Производством сельскохозяйственной продукции в республике занимаются 3562 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 63 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 468 малых предприятий, 1692 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1339 индивидуальных предпринимателей.

В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 16 процентов, хозяйств населения - 57 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 27 процентов.

Основная доля зерна (свыше 54 процентов) и подсолнечника (свыше 57 процентов) производится фермерами и индивидуальными предпринимателями, картофеля (порядка 77 процентов) - хозяйствами населения. В производстве овощей доля фермеров и индивидуальных предпринимателей составляет свыше 41 процента, хозяйств населения - 41,5 процента; сельскохозяйственных организаций - свыше 17 процентов.

Основная масса продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия, доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.

Высокой степенью конкуренции характеризуются практически все продовольственные товарные группы. Сегодня номенклатура продукции - как минимум 8-10 сортов хлеба, молочной и плодоовощной продукции, мяса и мясопродуктов, соков.

Несмотря на достаточно высокий уровень присутствия (доля более 95 процентов) и конкурентоспособности местных товаропроизводителей, агропродовольственные рынки республики открыты для межрегиональной торговли и импортной продукции, а количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, незначительно.

В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.

В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке, основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:

недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;

отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;

отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;

трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования;

снижение кадрового потенциала агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.

Потребительский рынок Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.

По состоянию на 1 июля 2009 года в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 2751 организация, что составляет 23 процента от общего числа организаций, из которых 87,4 процента приходится на частную форму собственности.

Функционируют 16 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.

В республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит" (20 магазинов), "Караван" (8 магазинов), "Копилка" (4 магазина), "Ласточкино гнездо" (2 магазина), "Кенгуру" (2 магазина); непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "ДОМО", "Золушка".

Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения.

Несомненно, с приходом сетевых компаний существенно повысилось качество торгового обслуживания населения, значительно вырос уровень конкуренции на потребительском рынке.

Сложившуюся систему оптовой торговли нельзя считать совершенной, т. к. она представлена преимущественно множеством мелких посреднических организаций, вследствие чего происходит наращивание цен реализации. Кроме того, в республике не сформирована полноценная логистическая и транспортная инфраструктура, что является существенным ограничением как развития самой сферы торговли, так и конкуренции между участниками данного рынка.

При существующем уровне информационного и методического обеспечения произвести необходимые расчеты для определения уровня концентрации рынка не представляется возможным. Расчеты с использованием долей участников рынка по числу торговых объектов и торговой площади не проводились, поскольку при отсутствии достоверных статистических данных сложно выделить в этих показателях долю, относящуюся к реализации продовольственных товаров.

Несмотря на сложность произвести расчет количественных показателей уровня концентрации, в целом потребительский рынок в Кабардино-Балкарской Республике можно признать конкурентным. В то же время обеспеченность населения площадями и услугами потребительского рынка неравномерна, наблюдается недостаток современных торговых площадей, низкая обеспеченность стационарными объектами торговли во многих сельских поселениях, удаленных и труднодоступных местностях.

В настоящее время ключевыми препятствиями для развития конкуренции и барьерами входа новых участников на розничный рынок являются:

недостаточное развитие торговой, транспортной и логистической инфраструктуры;

ограниченная низкой платежеспособностью населения емкость рынка;

наличие абсолютных и относительных преимуществ в издержках у розничных сетевых компаний перед мелкорозничными предприятиями "шаговой доступности";

долгосрочные контракты между поставщиками определенных товаров и продукции и сетевыми розничными компаниями, ограничивающими возможность реализации продукции прочими производителями;

отсутствие сформировавшегося эффективного оптового звена в торговле, оказывающего качественные посреднические услуги.

Рынок строительства (вновь возводимого жилья) На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. метров общей площади.

Данный рынок характеризуется слабо развитой конкурентной средой.

Свыше 50 процентов от общего объема построенной жилой недвижимости в республике за период с 2006 по 2008 год приходится на долю одного хозяйствующего субъекта - ООО ПСФ "Дар-98".

Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей предприятий строительной индустрии. Кроме того, существуют следующие ограничения в развитии конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости:

1) экономические ограничения реализации вновь возводимой жилой недвижимости характеризуются затратами, которые несет хозяйственный субъект при освоении и осуществлении строительной деятельности, в частности:

при организации доступа к отраслевой системе снабжения строительными материалами, а в последующем - и в их приобретении;

при получении разрешения на строительство объектов жилой недвижимости;

при согласовании и выдаче технических условий (далее - ТУ) на подключение к городским сетям инженерной инфраструктуры;

2) длительные сроки организации производства и административные барьеры могут служить серьезным препятствием к входу новых хозяйствующих субъектов.

К административным ограничениям относятся:

искусственно создаваемый дефицит земельных участков под строительство жилых многоквартирных домов;

препятствия в получении лицензии на осуществление строительной деятельности;

рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям с затягиванием сроков;

выдача ТУ эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления с учетом ремонта (перекладки) существующих сетей в размерах, несоизмеримых с объемами по основному объекту (жилому дому);

препятствия в осуществлении поэтапного строительства (требуется разработка документации в полном объеме на весь объект и получение соответствующего заключения Госэкспертизы).

Особенно остро стоит вопрос проведения проверок правомерности выделения земельных участков под строительство.

Согласно результатам опроса, проведенного в целях выявления административных барьеров, мешающих развитию отрасли, среди главных проблем предпринимателями отмечены определенные трудности при получении новых строительных площадок. Местные администрации, по мнению хозяйствующих субъектов, ставят нерыночные условия приобретения площадок под строительство, объединяя в одно целое выкуп земли по установленной шкале и "бесплатную" сдачу в муниципальную собственность 10 процентов объема построенного жилья.

Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня - это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов республики: более 5,1 млн.

кв. м жилья, 3350 жилых домов, 329 котельных, 49 ЦТП, 412 км тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 3900 км водопроводных сетей и 583 км канализационных сетей, 584 водозаборных сооружений. В отраслевой комплекс входят гостиницы, службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики создает условия к развитию конкуренции по двум направлениям:

в сфере управления многоквартирными домами - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

между организациями коммунального комплекса - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации.

Основой для развития конкуренции также служит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников в границах единого комплекса недвижимого имущества является одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

В сфере жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики осуществляют свою деятельность 301 предприятие:

управление многоквартирными домами - 41 единиц (5 - муниципальной формы собственности, 39 - частной формы собственности);

содержание и ремонт общего имущества МКД - 146 единиц (ТСЖ-146);

водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод - 59 единиц (32-муниципальной, 27- частной формы собственности);

электроснабжение - 6 единиц (1-муниципальной, 5- смешанной формы собственности);

теплоснабжение - 16 единиц (5-муниципальной формы собственности, 1-государственная форма собственности, 9- смешанной формы собственности, 1 - частной формы собственности);

газоснабжение - 1 единица (смешанная форма собственности);

утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов - 21 единиц (7-муниципальной, 14 - частной формы собственности);

многоотраслевые предприятия - 11 единиц (4-муниципальной формы собственности, 1 государственная форма собственности, 1 смешанная форма собственности, 5- частной формы собственности).

Несмотря на предпринятые попытки создать конкурентную среду в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. Высокий уровень физического износа основных фондов ЖКХ и устаревшие технологии, ограниченные инвестиционные ресурсы, значительные капитальные затраты для вхождения на рынок и длительный срок окупаемости инвестиций осложняют процессы формирования конкурентной среды и вхождение на рынок новых участников.

Ограничениями конкуренции выступает несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе, что формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Основным ограничением входа на рынок являются административные барьеры, в том числе возможность со стороны органов самоуправления представлять преференции отдельным хозяйствующим субъектам.

Также может рассматриваться в качестве сдерживающего фактора входа на рынок необходимость для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса.

Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо:

установить нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению на уровне, обеспечивающем безубыточную деятельность поставщиков коммунальных услуг;

внедрить ресурсосберегающие технологии с целью повышения энергоэффективности существующих мощностей;

обеспечить информационную открытость деятельности жилищнокоммунального хозяйства республики (информационно-аналитические материалы об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, возможности выбора управляющей компании, а также механизмах самостоятельного управления домами);

создать условия для появления новых управляющих компаний, ТСЖ, развития конкуренции между управляющими компаниями с целью повышения качества услуг, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, расширения спектра предоставляемых услуг.

Здравоохранение Медицинская помощь населению в Кабардино-Балкарской Республике оказываются 115 муниципальными, 26 государственными, 3 ведомственными учреждениями здравоохранения, а также 2 муниципальными унитарными предприятиями. Частная система здравоохранения представлена 169 хозяйствующими субъектами.

Основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. В структуре видов медицинской деятельности, осуществляемой в частной системе здравоохранения, в основном представлены стоматология, ультразвуковая диагностика, другие виды диагностики, медицинский массаж, мануальная терапия, косметологические услуги. В частной системе здравоохранения практически единичными представлены специальности терапевтического профиля и педиатрия.

Несмотря на многообразие форм и видов предоставления медицинских услуг населению, конкурентная среда в здравоохранении низкая. Это связано с наличием в отрасли таких факторов, как:

принадлежность преобладающего большинства медицинских учреждений к государственной и муниципальной собственности;

низкая платежеспособность населения;

многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг;

противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;

противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи).

Рынок фармацевтической и медицинской продукции В Кабардино-Балкарской Республике в сфере розничной торговли лекарственными средствами осуществляют деятельность 198 лицензиатов и 297 аптечных учреждений вне зависимости от организационно-правовой формы собственности.

В республике отсутствуют муниципальные образования, где действует только один хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность, однако низкая численность и невысокий уровень платежеспособности населения не способствуют продвижению аптечных учреждений в сельскую местность.

Данный рынок следует признать высококонцентрированным по муниципальным районам и городским округам со слабо развитой конкурентной средой.

Исключение составляет городской округ Нальчик, характеризующийся низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой. Здесь осуществляют свою деятельность 45 аптечных учреждений, в том числе аптечные сети.

Процессы развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов.

Основной причиной отсутствия конкуренции является усложненный процесс регистрации и согласований. Для осуществления своей деятельности на фармрынке предприниматели обязаны получить разрешительные документы и согласования местных администраций, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, архитектуры, пожарной инспекции, СЭС и т.д. Такое количество согласований, по мнению предпринимателей, является длительным по времени.

Для государственных и муниципальных аптечных учреждений, в том числе участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения, присутствуют барьеры для развития, это:

низкая оплата услуг по программе дополнительного лекарственного обеспечения;

недостаток оборотных средств, низкая рентабельность в связи с высокими издержками на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.).

В сфере оптовой торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в республике осуществляют деятельность четыре хозяйствующих субъекта:

Индивидуальный предприниматель Папашев М. Р. (с долей рынка 5,4 процента);

общество с ограниченной ответственностью "Миафарм" (с долей рынка 9,7 процента);

закрытое акционерное общество "Элефарм" (с долей рынка 6,1 процента);

общество с ограниченной ответственностью "Эдельвейс-Холдинг" (с долей рынка 78,8 процента).

Рынок услуг реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров высококонцентрированный со слабо развитой конкурентной средой.

Предпосылок к его развитию нет, так как участники рынка уже определены и, по всей видимости, сдавать свои позиции данные хозяйствующие субъекты не будут.

Рынок информационно-коммуникационных технологий Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным фактором для развития экономики Кабардино-Балкарской. Республики, роста деловой и интеллектуальной активности, обмена и получения информации.

В республике работают операторы, предоставляющие услуги почтовой связи, местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, IP-телефонии, сотовой связи, а также по распространению сигналов телерадиовещания.

В настоящее время уровень оснащенности средствами связи и телекоммуникаций можно охарактеризовать как достаточный. Лицензии на право оказания населению услуг фиксированной, почтовой, мобильной связи, телерадиовещания, передачи данных, телематических услуг имеют 363 организации различной формы собственности:

------------------------------------------------------------------------ | № | Наименование услуги связи | Количество | | | | операторов | | | | имеющих | | | | лицензии | |----+----------------------------------------------------+------------| | 1 | Услуги внутризоновой телефонной связи | 8 | |----+----------------------------------------------------+------------| | 2 | Услуги местной телефонной связи с использованием | 7 | | | средств коллективного доступа | | |----+----------------------------------------------------+------------| | 3 | Услуги местной телефонной связи с использованием | 1 | | | таксофонов | | |----+----------------------------------------------------+------------| | 4 | Услуги местной телефонной связи с использованием | 25 | | | таксофонов и средств коллективного доступа | | |----+----------------------------------------------------+------------| | 5 | Услуги почтовой связи | 9 | |----+----------------------------------------------------+------------| | 6 | Услуги телерадиовещания | 9 | |----+----------------------------------------------------+------------| | 7 | Телематические услуги связи | 136 | |----+----------------------------------------------------+------------| | 8 | Услуги связи по передаче данных для целей передачи | 47 | | | голосовой информации | | |----+----------------------------------------------------+------------| | 9 | Услуги связи по передаче данных, за исключением | 118 | | | услуги связи по передаче данных для целей передачи | | | | голосовой информации | | |----+----------------------------------------------------+------------| | 10 | Услуги телефонной связи | 3 | ------------------------------------------------------------------------ Наиболее крупными операторами связи являются 7 организаций и предприятий связи с общей численностью работающих более 3000 человек:

Кабардино-Балкарский филиал ОАО "ЮТК" - филиал открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания";

Управление Федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России";

Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"- радиотелевизионный передающий центр Кабардино-Балкарской Республики;

открытое акционерное общество "Мобильные Теле Системы" (МТС);

общество с ограниченной ответственностью "Реклама-Юг";

Нальчикский филиал открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (Билайн);

обособленное подразделение закрытого акционерного общества "Мобиком-Кавказ" (Мегафон) в г. Нальчике.

Доминирующим на рынке местной и внутризоновой связи является Кабардино-Балкарский филиал открытого акционерного общества "ЮТК", он оказывает услуги фиксированной электросвязи в 100 процентах населенных пунктов. Услугами Кабардино-Балкарского филиала ОАО "ЮТК" пользуются 154,6 тыс. абонентов, более 13 тысяч пользователей ШПД, более 700 IPTV-пользователей.

В целях реализации социально значимых программ развития связи в Кабардино-Балкарской Республике 6 апреля 2009 года подписано Соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и ОАО "ЮТК", в рамках которого намечен ряд мероприятий, направленных на улучшения качества и максимальное удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций в услугах связи. Среди них:

строительство местной оптико-волоконной линии передачи по маршруту Тырныауз - Терскол - Азау протяженностью 44 км;

строительство внутризоновой оптико-волоконной линии г. Нальчик - с. п. Анзорей протяженностью 48 км;

строительство ОПТС в Лескенском районе с установкой в с. Анзорей опорно-транзитной станции емкостью 320 номеров;

установка или модернизация оборудования электропитания;

дальнейшее развитие широкополосного доступа к сети Интернет.

Альтернативой фиксированной электросвязи является сотовая связь, представленная в республике торговыми марками "Мегафон", "Билайн" и "МТС", операторы которых работают в стандарте связи и передаче данных второго поколения. Общая численность активных абонентов сети мобильной связи составляет более 700 тыс. Сетью "Мегафон", "Билайн" и "МТС" охвачено соответственно свыше 98 процентов, 98 процентов и 44 процента территории республики. Количество активных абонентов сетей "Мегафон", "Билайн" и "МТС" составляет соответственно: 330 тыс., 370 тыс. и 85 тыс.

Несмотря на ограниченное число участников рынка сотовой связи, данный рынок является конкурентным. Поведение по отношению к конкурентам, контрагентам и стратегии ценообразования участников рынка позволяет сделать вывод о наличии существенной конкуренции между представленными на рынке компаниями.

Современные технологии передачи данных с каждым днем пользуются все большей популярностью во всех сегментах потребления. Растет число пользователей услугами Интернет, общее количество которых составляет 17371 абонент, из них более 9652 абонентов - широкополосного доступа (xDSL). Количество виртуальных частных сетей (VP№) в республике достигло 258 сетей.

При анализе структуры рынка услуг доступа к сети Интернет выявлено восемь операторов, имеющих лицензии на право предоставления услуг по передаче данных и оказывающих услуги доступа к сети Интернет конечным пользователям, что свидетельствует о том, что данный рынок не развит и монополизирован. При этом на данном рынке, с точки зрения развитости сети коммуникаций, с долей более 95 процентов, доминирует один хозяйствующий субъект - Кабардино-Балкарский филиал ОАО "ЮТК", оказывающий услуги по предоставлению доступа в Интернет на базе собственной магистральной сети стационарной электросвязи, а также под торговой маркой "DISEL" по технологии xDSL (широкополосный доступ).

Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение оператора, занимающее существенное положение, оказывает решающее влияние на общие условия предоставления услуг связи и ограничивает доступ на рынок другим операторам.

Одним из важнейших сегментов отрасли связи Кабардино-Балкарской Республики является почтовая связь.

Услуги почтовой связи общего пользования (письменная корреспонденция простая и заказная) предоставляются преимущественно Управлением Федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики - филиалом ФГУП "Почта России", которое насчитывает 202 отделения почтовой связи, оказывающих более 60 видов услуг. В настоящее время тарифы на оказание услуг по пересылке письменной корреспонденции регулируются государством и их размеры ниже себестоимости предоставляемых услуг. Таким образом, данное направление является мало привлекательным для альтернативных операторов почтовой связи, доля которых в целом по республике не превышает 4 процентов.

Рынок внутренних почтовых отправлений экспресс-почтой - рынок почтовых услуг по скоростной и надежной пересылке и доставке индивидуальных регистрируемых почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, контейнеры) в настоящее время является наиболее привлекательным и конкурентным рынком. Он характеризуется высоким качеством предоставляемых услуг, свободным ценообразованием, высоким уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке. Данный рынок, в отличие от других почтовых рынков, начал развиваться как составная часть международных почтовых отправлений "экспресс" без участия организации федеральной почтовой связи и ориентирован на группу потребителей - организации, для которых качество услуги являются определяющим параметром. ФГУП "Почта России" вышла на этот рынок, имея очень значимое конкурентное преимущество - всеохватывающую филиальную сеть. На рассматриваемом рынке альтернативные операторы, предоставляющие сетевые услуги, обладают значительной долей.

Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере почтовых услуг, являются:

государственное регулирование тарифов на часть услуг, что приводит к снижению привлекательности данной сферы для потенциальных участников рынка;

наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у ФГУ "Почта России";

ограниченный платежеспособный спрос на услуги почтовой доставки, в том числе экспресс - доставки;

плохое состояние транспортной инфраструктуры;

длительная процедура получения лицензии для оказания услуг почтовой связи, что существенно ограничивает возможности развития альтернативных операторов почтовой связи, в том числе местных и внутрирегиональных.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов Согласно утвержденной постановлением Правительства КабардиноБалкарской Республики от 25 декабря 2007 года № 334-ПП Схеме размещения автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также уточненным данным местных администраций муниципальных образований на территории республики размещены 261 действующая коммерческая АЗС (общего пользования), среди которых 60 АЗС специализируются на газовом топливе.

Анализируя состав участников местного рынка, их можно разделить на две категории:

первая - вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), у которых есть все - от добывающей скважины до АЗС в розничной сети;

вторая - отдельные компании и АЗС, лишенные элементов вертикальной структуры, которые занимаются розничной реализацией.

К первым относятся 2 ВИНК в лице:

ОАО "НК "Роснефть - Кабардино-Балкарская топливная компания" (7 нефтебаз, 75 АЗС);

ОАО "Лукойл - Югнефтепродукт" (филиал, который состоит из 5 автозаправочных станций).

Все нефтебазы, расположенные на территории республики принадлежат ОАО "НК "Роснефть-КБТК", поэтому отпуск сторонним организациям с нефтебаз не осуществляется, оптовый рынок практически не развит.

Действующие на территории республики независимые АЗС по количеству составляют 50 процентов рынка.

Конкуренция на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов в Кабардино-Балкарии не достаточно развита.

Несмотря на высокий темп ввода в эксплуатацию новых АЗС, основные объемы реализации автомобильного бензина и дизельного топлива по прежнему сконцентрированы всего лишь у нескольких хозяйствующих субъектов.

Согласно Схеме размещения АЗС планируется смещение акцента на строительство сети газозаправочных станций (АГНКС) во всех районах республики, а также модернизация существующей сети АЗС.

По развитию собственной сети и объемам продаж несомненным лидером рынка в городских округах Нальчик и Баксан является открытое акционерное общество "НК "Роснефть - Кабардино-Балкарская топливная компания". В городском округе Прохладный наблюдается умеренный уровень концентрации.

Таким образом, можно сделать вывод, что розничный рынок реализации нефтепродуктов в границах республики относится к тиру высококонцентрированных рынков с недостаточно развитой конкурентной средой.

Несмотря на достаточно высокий уровень развития рынка нефтепродуктов, в данном секторе существуют барьеры, негативно влияющие на дальнейшее формирование конкурентной среды, это:

отсутствие биржевых торгов по продаже нефтепродуктов, ограничение свободного доступа всех участников рынка (в том числе для потенциальных конкурентов) к объемам ресурса нефтяных компаний и наличие монополизации рынка, что препятствует развитию конкуренции и не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы;

сложность получения земельного участка под строительство АЗС.

Рынок пассажирских городских, межмуниципальных и межсубъектных перевозок Транспортный комплекс Кабардино-Балкарской Республики объединяет железнодорожный, автомобильный, городской электрический, аэропорт, а также автомобильные дороги.

Рынок пассажирских перевозок - одна из наиболее емких транспортных услуг. В общем объеме услуг населению транспортные услуги составляют 19,3 процента. На регулярных маршрутах республики задействовано около 2,5 тыс. единиц подвижного состава, из них привлеченного транспорта - более 2 тыс. автобусов малой вместимости.

Все населенные пункты республики охвачены прямым либо транзитным сообщением. В маршрутную сеть входят 223 маршрута, из них 66 - муниципальные, 119 - межмуниципальные, 36 - межсубъектные, 2 - международные.

Пассажирские перевозки на городских и межмуниципальных маршрутах осуществляют свыше 2200 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 29 юридических лиц различных форм собственности, из которых:

муниципальной собственности - 9;

иные виды собственности - 20.

Функционирование рынка пассажирских перевозок осуществляется на основе отбора хозяйствующих субъектов, предложивших оптимальные условия.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления разрабатывают критерии (условия) отбора претендентов на выполнение пассажирских перевозок. Такими критериями обычно выступают: опыт работы, возможность проведения пред- и послерейсовых освидетельствований водителей медицинскими работниками, осуществление технического обслуживания транспорта и контроля перед выходом на маршрут, наличие подвижного состава, обеспечивающего безопасность и комфортность перевозок. Критерии отбора являются едиными для перевозчиков различных форм собственности.

Маршруты распределены между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с итогами проведенных конкурсов на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения.

Рынок пассажирских городских и междугородних перевозок характеризуется высоким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.

Железнодорожная инфраструктура в республике представлена участком Северо-Кавказской железной дороги.

Протяженность железнодорожных путей общего пользования по территории республики составляет 133,3 км (все пути электрофицированы). Густота железнодорожных путей - 10,7 км на 1000 кв. км территории.

Удельный вес железнодорожного транспорта в перевозках населения невелик и составляет всего - 1 процент.

В настоящее время прорабатывается возможность реализации масштабного проекта - строительство в условиях горной местности железной дороги ст. Солдатская-Тырныауз протяженностью 95 километров, проходящей через населенные пункты Прохладненского, Баксанского и Эльбрусского районов. В случае реализации проекта стоимостью 7,4 млрд. рублей Тырныауз станет конечной станцией республиканской железной дороги (в настоящее время - г. Нальчик).

Авиарейсы осуществляются авиакомпаниями "Руслайн" и "Саратовские авиалинии", удельный вес которых на российских авиалиниях составляет 93 процента в общем объеме пассажироперевозок, осуществляемых из аэропорта Нальчик, и 28,6 процента - на международных авиалиниях.

Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок, являются:

отсутствие персонифицированного учета перевезенных пассажиров, в том числен льготных, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;

высокий удельный вес дорог, не отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, от общей протяженности дорог с твердым покрытием;

сверхнормативная загруженность автомобильных дорог;

недостаточно развитый придорожный сервис;

низкая транспортная мобильность населения;

высокие первоначальные затраты в начале предпринимательской деятельности, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Туризм Въездной и внутренний туризм в Кабардино-Балкарской Республике представляет собой одно из конкурентных направлений развития региона.

Богатые природные и бальнеологические ресурсы республики создают условия для развития направлений туризма средне- и долгосрочного пребывания.

На территории республики определены 11 зон потенциальной рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития:

горно-рекреационный комплекс "Приэльбрусье";

санаторно-курортный комплекс Нальчик;

оздоровительно-лечебный комплекс "Джилы-Су";

оздоровительно-лечебный комплекс "Аушигер";

оздоровительно-лечебный комплекс "Тамбукан";

альпинистский комплекс "Безенги";

экскурсионно-туристский комплекс "Чегемские водопады";

экскурсионно-туристский комплекс "Голубые озера";

экскурсионно-туристский комплекс "Долина нарзанов":

археолого-туристические комплексы "Верхняя Балкария" и "Верхний Чегем".

Основными системообразующими организациями курортнорекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики являются:

открытое акционерное общество "Курорт Нальчик";

открытое акционерное общество "Каббалктурист";

открытое акционерное общество "Эльбрустурист";

открытое акционерное общество "Каббалкальпинист";

ведомственные санаторные учреждения;

гостиничные комплексы;

детские оздоровительные лагеря сезонного действия;

туристические агентства.

В постановлении Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 июня 2008 года № 130-ПП представлен реестр объектов, входящих в курортно-рекреационный комплекс Кабардино-Балкарской Республики, включающий в себя 187 предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности.

Наибольшим количеством объектов туризма представлены открытые акционерные общества "Каббалктурист" и "Эльбрустурист". В реестр включены по 7 баз отдыха, гостиничных комплексов, санаториев и пансионатов, принадлежащих данным организациям.

Вторую позицию заняло открытое акционерное общество "Каббалкальпинист" (5 спортивно-оздоровительных и учебно-тренировочных баз).

Анализ инфраструктуры туризма показывает, что основные трудности и проблемы развития туристических и рекреационных возможностей республики заключаются в нехватке объектов индустрии отдыха и развлечений для жителей и гостей республики, отсутствии развитой информационной среды, комплексе проблем, связанных с благоустройством туристско-рекреационных территорий.

Основными факторами, ограничивающими развитие конкуренции в данной сфере, являются:

неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры (качество дорожного покрытия, состояние автодорог на основных туристических маршрутах, отсутствие автостоянок (особенно вблизи объектов показа), недостаточная информативность на дорогах, безопасность туристских переходов, необустроенность автовокзалов и автобусных остановок);

моральное и физическое устаревание объектов инфраструктуры туризма и слабое развитие туристического транспорта;

недостаточная активность туристических организаций республики и дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма;

отсутствие внутриреспубликанской системы учета и маркетингового исследования туристических потоков;

низкий уровень информированности туристов о ценах и качестве представляемых различными туристическими компаниями услуг (отсутствие информированного потребителя и информированного выбора);

ярко выраженная сезонность;

недостаток квалифицированных кадров и низкое качество сервиса.

3. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризует:

высокий уровень административных барьеров;

инфраструктурные ограничения конкуренции;

незавершенность строительства дорожной инфраструктуры;

дефицит генерирующих энергомощностей;

износ существующей инженерной инфраструктуры;

антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

Административные барьеры Одной из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

Основными задачами снижения административного давления на бизнес и упрощения предпринимательской деятельности в республике являются:

оказание в рамках МФЦ государственных и муниципальных услуг, направленных на упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

сокращение административных ограничений в предпринимательстве и повышение эффективности государственного контроля и надзора;

противодействие коррупции;

совершенствование информационного обеспечения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;

развитие механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти республики, предоставляющими такие услуги.

Важным направлением в устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, в частности, разработка прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости и земельных отношений.

Инфраструктурные ограничения конкуренции связаны с несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицитом мощностей естественных монополий.

Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильность жизнеобеспечения действующих организаций и населения.

В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных, тепловых сетей, водопровода и канализации.

Информационная инфраструктура Информационная инфраструктура региона - это система организационных и программно-технических структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия.

Основными задачами развития информационной инфраструктуры республики являются:

реализация мер по повышению уровня компьютерной грамотности населения и квалификации специалистов в области информационных технологий;

развитие Интернет-ресурсов (сайтов, порталов, Интернет-ресурсов) органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики;

создание на базе современной мультисервисной сети передачи данных региона электронной информационной системы оказания государственных услуг населению по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров.

Решение этих задач позволит ускорить процессы создания информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказанию услуг населению.

II. Цели и задачи развития конкуренции Инструментом достижения целей социально-экономического развития республики является конкурентная политика.

Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в Кабардино-Балкарской Республике в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2012 года:

формирование институциональной среды инновационного развития;

снижение инфляции;

создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;

развитие конкурентоспособности республики.

Программа развития конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года:

1) общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка;

2) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

3) реализация специальных отраслевых мер по развитию конкуренции в различных сферах (на агропродовольственном и строительном рынках, рынках розничной торговли, розничной реализации нефтепродуктов, туристических услуг, здравоохранения, услуг связи и информационнокоммуникационных технологий, жилищных и коммунальных услуг).

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности;

создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами государственной власти;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

изменение законодательного регулирования в сфере агропромышленного комплекса, строительства, потребительского рынка, ЖКХ, транспорта.

III. Меры для развития конкуренции в отдельных отраслях Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы.

Агропромышленный комплекс Основной целью развития конкурентной среды в агропромышленном комплексе является формирование условий для увеличения на рынке качественных продовольственных товаров с привлекательными потребительскими свойствами по доступной цене.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

снижение концентрации монополистической деятельности доминирующих предприятий в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональных рынках за счет увеличения числа хозяйствующих субъектов, прежде всего малых форм хозяйствования;

развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

поддержка кооперативных форм ведения хозяйства;

расширение возможности реализации продуктов питания населению, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе республики;

организация системы добровольной сертификации сельхозтоваропроизводителей.

Строительный рынок Основной целью развития конкуренции является увеличение числа участников на строительном рынке республики и повышение качества строительной продукции и строительно-монтажных работ.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

стимулирование технического перевооружения существующих производств и создания с целью снижения монополизации строительного рынка новых предприятий, производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых;

введение полноценного саморегулирования в строительстве для исключения из процесса конкуренции недобросовестных подрядчиков и обеспечения действительно экономически обоснованного снижения расчетных цен на объекты;

внедрение электронной системы торгов для обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным заказам;

выставление на муниципальном уровне на аукционы участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерными коммуникациями.

Жилищно-коммунальный комплекс Основной целью развития конкуренции в сфере ЖКХ является увеличение числа субъектов различных организационно-правовых форм хозяйствования на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

устранение административных барьеров при привлечении организаций различной формы собственности к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами;

обеспечение условий для создания новых ТСЖ, развития рынка частных управляющих компаний, стимулирование конкуренции между управляющими компаниями для повышения качества и удешевления услуг, расширения спектра предоставляемых услуг;

привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

снижение потребления коммунальных ресурсов жилыми домами за счет внедрения энергосберегающих технологий.

Розничная торговля Основной целью развития конкурентной среды в сфере розничной торговли является достижение сбалансированного покупательского спроса и предложения на потребительском рынке республики.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли;

создание сети торговых точек (павильонов, киосков), ориентированных на продажу товаров продовольственной группы местных производителей;

создание условий для реализации населению республики продукции непосредственно сельхозтоваропроизводителями;

организация и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;

соразмерное распределение торговых площадей в жилых районах посредством установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;

стимулирование развития конкуренции через защиту прав потребителей;

содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства в Кабардино-Балкарской Республике в сфере розничной торговли;

развитие электронной торговли.

Туризм Основной целью развития конкуренции в сфере туризма является формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

рекламно-информационное имиджевое продвижение Кабардино-Балкарской Республики на мировом и внутреннем туристических рынках;

привлечение инвесторов в особые экономические зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа;

создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

формирование современной системы социального сервиса, развитие систем гостеприимства и кадрового обеспечения туризма;

создание инженерной инфраструктуры, способной в полной мере обеспечить потребности туристических объектов, туристов, альпинистов и отдыхающих в популярных рекреационных зонах республики;

организация системы туристического транспорта в республике (межрегиональный, межрайонный, муниципальный, зональный);

развитие системы обеспечения туристической безопасности.

Здравоохранение Основной целью развития конкурентной среды в системе здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике является повышение качества и доступности медицинской помощи населению, снижение уровня смертности.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач:

развитие сети учреждений здравоохранения, в том числе оптимизация и улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения в сельской местности, создание автономных учреждений;

развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения:

повышение квалификации медицинских работников;

внедрение инноваций в здравоохранение.

Розничная торговля фармацевтической и медицинской продукцией Основной целью развития конкуренции в розничной торговле фармацевтической и медицинской продукцией является улучшение качества оказываемых услуг, расширение доступности и ассортимента предлагаемой фармацевтической и медицинской продукции для удовлетворения потребности всех пациентов (включая социально незащищенных) в качественных лекарственных средствах в соответствии с медицинскими показаниями.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

увеличение количества присутствующих на данном рынке хозяйствующих субъектов различных форм собственности;

развитие различных форм торговли фармацевтической и медицинской продукцией;

снижение цен на фармацевтическую и медицинскую продукцию.

Информационно-коммуникационные технологии и связь Основная цель развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи - повышение качества и доступности оказываемых услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

создание условий для предоставления равного доступа населению республики к качественным услугам связи и развитие сетей связи на территории республики;

обеспечение равных условий для всех участников рынка связи, содействие привлечению альтернативных монополистам операторов связи.

Розничная реализация нефтепродуктов Основной целью развития конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов является улучшение качества оказываемых услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

проведение анализа и исключение избыточных административных барьеров при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделение участков под такое строительство;

осуществление контроля за поведением операторов (компаний) розничного рынка на предмет обоснованности цен, устанавливаемых организациями.

Пассажирские городские, межмуниципальные и межсубъектные перевозки Основной целью развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок является повышение качества и доступности транспортных услуг.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

разработка методики расчета тарифов на основе учета экономически обоснованных затрат;

совершенствование механизма учета количества перевезенных пассажиров (система персонифицированного учета);

сокращение доли маршрутов, обслуживаемых муниципальными унитарными предприятиями;

развитие инфраструктуры междугородного и международного пассажирского транспорта (модернизация вокзальных комплексов, остановок, стоянок), информационного обеспечения работы транспортного комплекса (представление гражданам в доступном и удобном виде информации о маршрутах, расписаниях, ценах);

развитие придорожного сервиса;

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам осуществления пассажирских перевозок общедоступным транспортом для недопущения необоснованных ограничений конкуренции.

IV. Финансовое обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, утвержденных в смете расходов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований на их текущее содержание, собственные средства предприятий и организаций республики.

V. Организация управления Программой и механизм ее реализации Осуществление мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке в Кабардино-Балкарской Республике предусматривает создание соответствующего организационного механизма реализации Программы.

Реализация Программы возлагается на исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, местные администрации городских округов и муниципальных районов.

Оперативное управление и текущий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.

Управление и общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Отчеты о ходе реализации Программы ежегодно представляются Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики до 1 апреля по итогам года в Правительство КабардиноБалкарской Республики.

VI. Результаты, ожидаемые от реализации Программы Результатами реализации мероприятий Программы в соответствии с намеченными целями и основными задачами являются:

создание условий для оперативного пресечения фактов нарушения законодательства о защите конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

повышение показателей удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами;

увеличение показателя прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти;

расширение рынков сбыта и насыщение его качественными товарами.

* * * ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы Целевые индикаторы развития конкуренции (В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 г. № 203-ПП) Целевые индикаторы разработаны на период действия Программы и предполагают анализ результативности ее реализации в различных сферах экономики республики.

---------------------------------------------------------------------------- | № | Наименование целевого | 2010 | 2011 | 2012 | | n/n | показателя | | | | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 1. | Доля продукции и услуг, | на 1,5% | на 2,0% | на 2,5% | | | производимая новыми | больше по | больше по | больше по | | | участниками товарных | сравнению с | сравнению с | сравнению с | | | рынков, вошедшими на | предыдущим | предыдущим | предыдущим | | | рынок в течение года | годом | годом | годом | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 2, | Доля выпуска продукции | на 1,0% | на 1,5% | на 2,0% | | | субъектами малого | больше по | больше по | больше по | | | предпринимательства в | сравнению с | сравнению с | сравнению с | | | валовом региональном | предыдущим | предыдущим | предыдущим | | | продукте | годом | годом | годом | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 3. | Число участников | 5 | 7 | 10 | | | размещения заказа, | | | | | | принимающих участие в | | | | | | открытых аукционах в | | | | | | электронной форме, на | | | | | | одну процедуру | | | | | | состоявшихся торгов | | | | | | (лот) проводимых для | | | | | | государственных и | | | | | | муниципальных нужд | | | | | | Кабардино-Балкарской | | | | | | Республики, ед. | | | | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 4. | Экономия бюджетных | 5 | 10 | 15 | | | средств, достигнутая по | | | | | | результатам открытых | | | | | | аукционов в электронной | | | | | | форме, проводимых для | | | | | | государственных нужд | | | | | | Кабардино-Балкарской | | | | | | Республики, % | | | | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 5. | Доля оказываемых | на 5,0% | на 15,0% | на 20,0% | | | исполнительными | больше по | больше по | больше по | | | органами | сравнению с | сравнению с | сравнению с | | | государственной власти | предыдущим | предыдущим | предыдущим | | | Кабардино-Балкарской | годом | годом | годом | | | Республики | | | | | | государственных услуг, | | | | | | информация о которых | | | | | | доступна для получения | | | | | | населением с | | | | | | использованием | | | | | | информационно- | | | | | | коммуникационных | | | | | | технологий | | | | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 6. | Усредненные издержки | на 5,0% | на 10,0% | на 15,0% | | | бизнеса на | меньше по | меньше по | меньше по | | | взаимодействие с | сравнению с | сравнению с | сравнению с | | | органами власти по | предыдущим | предыдущим | предыдущим | | | вопросам создания | годом | годом | годом | | | предприятия, | | | | | | лицензирования, надзора | | | | | | (контроля), на систему | | | | | | налогового | | | | | | администрирования, | | | | | | разрешение арбитражных | | | | | | споров (по результатам | | | | | | социологических | | | | | | исследований) | | | | |-----+--------------------------+-------------+-------------+-------------| | 7. | Доля хозяйствующих | на 5,0% | на 10,0% | на 15,0% | | | субъектов в общем числе | меньше по | меньше по | меньше по | | | опрошенных, считающих, | сравнению с | сравнению с | сравнению с | | | что антиконкурентных | предыдущим | предыдущим | предыдущим | | | действий органов | годом | годом | годом | | | государственной власти и | | | | | | местного самоуправления | | | | | | стало меньше за | | | | | | истекший год | | | | ---------------------------------------------------------------------------- * * * ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы ПЕРЕЧЕНЬ программных мероприятий, направленных на развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике на 2010-2012 годы (В редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10.11.2010 г. № 203-ПП) ------------------------------------------------------------------------------- | № | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | | п/п | | | исполнители | |-----+-----------------------------------------------------------------------| | | Мероприятия, направленные на сокращение административных | | | барьеров: | |-----+-----------------------------------------------------------------------| | 1. | Разработка и внедрение | IY квартал | Министерство | | | специализированного | 2010 г. | экономического | | | программного обеспечения | | развития и | | | деятельности | | торговли КБР | | | многофункциональных центров | | | | | предоставления | | | | | государственных и | | | | | муниципальных услуг, | | | | | максимально обеспечивающих | | | | | перевод предоставления услуг в | | | | | электронную форму | | | | | "направление электронных | | | | | запросов и получение | | | | | электронных ответов, | | | | | заверенных электронной | | | | | цифровой подписью" | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 2. | Разработка административных | 2010 г. | Исполнительные | | | регламентов исполнения | | органы | | | государственных | | государственной | | | (муниципальных) функций и | | власти КБР, | | | предоставления | | местные | | | государственных | | администрации | | | (муниципальных) услуг | | муниципальных | | | исполнительными органами | | районов и | | | государственной власти | | городских округов | | | Кабардино-Балкарской | | | | | Республики и органами | | | | | местного самоуправления, | | | | | относящихся к | | | | | предпринимательской | | | | | деятельности | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 3. | Создание и обеспечение | декабрь | Министерство | | | деятельности | 2010 г. | экономического | | | Многофункционального центра | | развития и | | | предоставления | | торговли КБР | | | государственных и | | | | | муниципальных услуг в городе | | | | | Нальчик | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 4. | Проведение анализа заявлений, | ежеквартально | исполнительные | | | обращений граждан на предмет | | органы | | | наличия информации о фактах | | государственной | | | необоснованного ограничения | | власти КБР, | | | конкуренции со стороны | | местные | | | государственных и | | администрации | | | муниципальных органов | | муниципальных | | | | | районов и | | | | | городских округов | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 5. | Проведение на системной | ежеквартально | Администрация | | | основе анализа нормативных | | Президента КБР | | | правовых актов | | | | | исполнительных органов | | | | | государственной власти | | | | | Кабардино-Балкарской | | | | | Республики, их проектов на | | | | | предмет коррупциогенности | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 6. | Проведение экономической и | 2010-2012 гг. | Администрация | | | антикоррупционной экспертизы | | Президента КБР, | | | инвестиционных проектов с | | Министерство | | | участием средств из | | экономического | | | республиканского бюджета | | развития и | | | Кабардино-Балкарской | | торговли КБР | | | Республики и средств | | | | | иностранных инвесторов, | | | | | рекомендуемых для | | | | | государственной поддержки и | | | | | реализации в Кабардино- | | | | | Балкарской Республике | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 7. | Проведение мониторинга | ежеквартально | Министерство | | | соблюдения требований | | экономического | | | Федерального закона от 30 | | развития и | | | декабря 2006 года №271-ФЗ | | торговли КБР | | | "О розничных рынках и | | | | | внесении изменений в Трудовой | | | | | кодекс Российской Федерации" | | | | | в части применения | | | | | упрощенного порядка | | | | | заключения договоров и | | | | | предоставления торговых мест | | | | | в необходимом количестве для | | | | | сельхозтоваропроизводителей, | | | | | личных подсобных хозяйств, а | | | | | также снабженческо-сбытовых, | | | | | торгово-заготовительных, | | | | | сельскохозяйственных | | | | | потребительских кооперативов | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 8. | Создание условий для | декабрь | Министерство | | | сокращения сроков выдачи | 2010 г. | здравоохранения | | | разрешений на размещение | | Кабардино- | | | аптек и аптечных пунктов в | | Балкарской | | | городах и районах республики | | Республики | |-----+-----------------------------------------------------------------------| | | Мероприятия, направленные на развитие республиканских рынков | |-----+-----------------------------------------------------------------------| | 10. | Организация государственного | ежегодно | Государственный | | | контроля за соблюдением | октябрь | комитет КБР по | | | стандартов раскрытия | | тарифам, | | | информации организациями | | Управление | | | коммунального комплекса и | | Федеральной | | | субъектами естественных | | антимонопольной | | | монополий | | службы по КБР | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 11. | Организация совместно с | ежегодно | Государственный | | | потребителями и иными | июнь | комитет КБР по | | | заинтересованными сторонами | | тарифам, | | | мониторинга за соблюдением | | Управление | | | установленных сроков, порядка | | Федеральной | | | и условий исполнения | | антимонопольной | | | договоров на подключение и | | службы по КБР (по | | | поставку энергоресурсов | | согласованию) | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 12. | Организация совместно с | ежегодно | местные | | | потребителями и иными | июль | администрации | | | заинтересованными сторонами | | муниципальных | | | мониторинга за соблюдением | | районов и | | | установленных сроков, порядка | | городских округов | | | и условий заключения и | | | | | исполнения договоров на | | | | | подключение и поставку | | | | | ресурсов со стороны | | | | | организаций коммунального | | | | | комплекса | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 13. | Развитие существующих | 2010-2012 гг. | местные | | | объектов дорожного сервиса с | | администрации | | | учетом предложений по | | муниципальных | | | архитектурному оформлению и | | районов и | | | благоустройству прилегающих | | городских округов | | | территорий | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 14. | Разработка и внедрение | IY квартал | Министерство | | | методологии повышения | 2010 г. | строительства, | | | качества бизнес-планов по | | архитектуры и | | | строительству жилья с целью | | жилищно- | | | привлечения кредитных средств | | коммунального | | | для жилищного строительства | | хозяйства КБР | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 15. | Обеспечение перехода на | декабрь | Министерство | | | договорные отношения в сфере | 2010 г. | промышленности, | | | управления жильем и | | связи и | | | коммунальной | | информатизации | | | инфраструктурой | | КБР | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 16. | Анализ условий доступа | ежегодно | Министерство | | | личных подсобных и | декабрь | сельского | | | крестьянских (фермерских) | | хозяйства КБР | | | хозяйств на розничные рынки и | | | | | торговые площадки | | | | | муниципальных образований | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 17. | Формирование институтов | 2010-2012 гг. | Министерство | | | производственно-рыночной | | экономического | | | инфраструктуры поддержки | | развития и | | | конкурентоспособности | | торговли КБР, | | | субъектов продовольственного | | Министерство | | | сектора республики | | сельского | | | | | хозяйства КБР | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 18. | Создание и поддержка малых и | 2010-2012 гг | Министерство | | | средних производств по | | сельского | | | переработке молока и другой | | хозяйства КБР | | | сельскохозяйственной | | | | | продукции | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 19. | Создание информационного | ноябрь | Министерство | | | ресурса, доступного для всех | 2010 г. | сельского | | | хозяйствующих субъектов и | | хозяйства КБР | | | содержащего актуальную | | | | | информацию об источниках | | | | | сырья и материалов, ценах, | | | | | рынках сбыта | | | | | сельскохозяйственной | | | | | продукции и продовольствия, | | | | | по основным вопросам | | | | | рыночной конъюнктуры цены, | | | | | спрос, предложение) | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 21. | Создание условий по развитию | IY квартал | Государственный | | | и совершенствованию | 2012 г. | комитет КБР по | | | туристической | | курортам и | | | инфраструктуры, в том числе | | туризму | | | сопутствующей (транспорт, | | | | | общественное питание, | | | | | индустрия развлечений и др.) | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 22. | Проведение совещаний, | ежегодно | осу дарственны и | | | рабочих столов с участниками | октябрь | комитет КБР по | | | туристического рынка по | | курортам и | | | вопросам выявления | | туризму | | | избыточного | | | | | административного | | | | | регулирования, упрощения | | | | | начала и ведения бизнеса, | | | | | пресечения недобросовестной | | | | | конкуренции на рынке | | | | | туристических услуг | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 23. | Создание единой ресурсной | III квартал | Министерство | | | информационной системы о | 2010 г. | промышленности, | | | состоянии топливного | | связи и | | | комплекса в целях обеспечения | | информатизации | | | свободного и равного доступа | | КБР | | | всех участников рынка | | | | | нефтепродуктов о | | | | | возможностях купле-продаже | | | | | товаров и услуг нефтяными, | | | | | нефтеперерабатывающими | | | | | компаниями, оптовых нефтебаз, | | | | | розничных сетей. | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 24. | Разработка и публикации в | III квартал | Министерство | | | средствах массовой | 2010 г. | транспорта и | | | информации регламента для | | дорожного | | | оперативного пресечения | | хозяйства КБР, | | | фактов недобросовестной | | Управление | | | конкуренции в транспортной | | Федеральной | | | отрасли с четким определением | | антимонопольной | | | правил поведения и мер | | службы по КБР | | | ответственности за нарушения | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 25. | Субсидирование субъектам | 2010-2012 гг. | Министерство | | | малого и среднего | | экономического | | | предпринимательства части | | развития и | | | процентной ставки по | | торговли КБР | | | банковским кредитам и | | | | | договорам лизинга | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 26. | Поддержка микрофинансовых | 2010-2012 гг. | Министерство | | | организаций | | экономического | | | | | развития и | | | | | торговли КБР | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 27. | Разработка и внедрение | IY квартал | Министерство | | | гарантийных механизмов по | 2010 г. | экономического | | | обеспечению кредитов, | | развития и | | | привлекаемых субъектами | | торговли КБР | | | малого и среднего | | | | | предпринимательства, | | | | | микрофинансовыми | | | | | организациями | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 28. | Субсидирование субъектам | 2010-2012 гг. | Министерство | | | малого и среднего | | экономического | | | предпринимательства части | | развития и | | | затрат на технологическое | | торговли КБР | | | присоединение | | | | | энергопринимающих устройств | | | | | к электрическим сетям | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 29. | Развитие и содержание | 2010-2012 гг. | Министерство | | | инфраструктуры поддержки | | экономического | | | малого и среднего бизнеса, в | | развития и | | | том числе бизнес-инкубаторов, | | торговли КБР | | | промышленных парков и | | | | | технопарков | | | |-----+--------------------------------+------------------+-------------------| | 30. | Анализ размещения заказов у | ежегодно | Министерство | | | субъектов малого | февраль | экономического | | | предпринимательства с целью | | развития и | | | своевременного выявления и | | торговли КБР | | | решения проблем, | | | | | возникающих в ходе | | | | | размещения заказов | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- Примечание: поручения, касающиеся местных администраций муниципальных районов и городских округов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, носят рекомендательный характер.

--------------------

Отрасли

  • 020.010.050.000.000 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • 020.030.020.040.000 - Целевые программы (комплексные)
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>