Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2022 № 304 «Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2022 № 304 «Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
Дата подписания 2022-10-27
Номер 304
Источники официального опубликования
  • Информационно-правовая система "Законодательство России" от 2.11.2022 г.
Статус действия Действует без изменений
Подписан Аргунов М.О.
Ключевые слова финансы, налоговые, бюджетные, налоговая, бюджетная, политика

Текст

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.10.2022 г.Черкесск № 304 Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 32 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2013 № 100-РЗ «О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике» Правительство Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1.

Одобрить основные направления налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению.

2.

Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики обеспечить составление проекта бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов на основе основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

3.

Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований республики разработать местные бюджеты с учетом основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.10.2021 № 35 «Об одобрении основных направлений налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансовые вопросы.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики М.О. Аргунов Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2022 № 304 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов 1. Общие положения Основные направления налоговой и бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления) разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2013 № 100-РЗ «О бюджетном процессе в Карачаево-Черкесской Республике».

При подготовке основных направлений учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 № 239.

В принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления возрастают риски разбалансировки всей бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговая и бюджетная политика будет направлена на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, выполнение которых планируется осуществлять с учетом обязательств, установленных соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основные направления устанавливают на среднесрочный период приоритеты в сфере управления общественными финансами на республиканском уровне, определяют условия, используемые при составлении проекта республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - республиканский бюджет), нацеливают органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики на концентрацию ресурсов при решении важнейших задач социально-экономического развития республики.

2. Налоговая политика Основные направления налоговой политики республики сформированы с учетом основных подходов, реализованных в предыдущие годы, в целях обоснованного распределения налоговой нагрузки между секторами экономики и категориями налогоплательщиков и сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов региональной налоговой политики.

Совершенствование налоговой системы республики должно обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом внешнего санкционного давления на российскую экономику, особенностей экономической ситуации в регионе, изменений федерального бюджетного и налогового законодательства и необходимости достижения национальных целей развития, при условии выполнения обязательств, установленных соглашением по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов. Основные направления налоговой политики учитываются при планировании республиканского и местных бюджетов и являются базой для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах.

1. Итоги реализации налоговой политики в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года Основными задачами налоговой политики республики последних лет являются создание условий для наращивания собственных доходов в целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета и активизации предпринимательской и инвестиционной активности, поддержка социально незащищенных граждан, недопущение неэффективных налоговых льгот.

В 2020 году в связи с ухудшением ситуации в экономике по причине распространения новой коронавирусной инфекции были предприняты меры поддержки экономики и граждан. В дополнение к федеральным налоговым послаблениям был принят Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15.06.2020 № 29-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики», предусматривающий меры налоговой поддержки по налогу на имущество организаций, патентной и упрощенной системам налогообложения и транспортному налогу для наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции отраслей, и оказавший смягчающий эффект на последствия локдауна и способствовал восстановлению экономики.

В результате прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составил 2,5%, превысив показатель, установленный соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Карачаево-Черкесской Республики на 2020 год (1,4%).

В 2021 году завершился переходный период нормализации налоговой политики после ее смягчения в период пандемии, восстановления деловой активности и повышения устойчивости.

В целях увеличения собственных доходов бюджета в республике проводились мероприятия, направленные на активизацию экономического роста, обеспечение бесшовного перехода с отмененной системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на иные специальные налоговые режимы, повышение эффективности налогообложения.

В результате реализации мероприятий, направленных на сохранение и наращивание налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, темп роста, установленный соглашением с Министерством финансов Российской Федерации на 2021 год, в размере 103,7%, фактически составил 120,4%.

Вместе с тем, продолжается системная работа по реализации Планов мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики за счет повышения эффективности налогообложения имущества и погашения задолженности, утвержденных распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.09.2018 № 460-р «Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Карачаево-Черкесской Республики на 2018-2024 годы», постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.03.2019 № 73 «О мерах по мобилизации доходов в бюджет Карачаево-Черкесской Республики».

В текущем году начата реализация Плана мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Правительством Карачаево-Черкесской Республики совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике.

На постоянной основе осуществляет свою деятельность Комиссия по мобилизации доходов при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, работа которой способствует улучшению взаимодействия органов исполнительной власти республики и местного самоуправления с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти в части повышения качества администрирования доходных источников бюджета, обеспечения полноты вовлечения в налогообложение объектов недвижимости, повышения уровня собираемости доходов, минимизации способов уклонения от налогообложения.

С 2017 года законодательством Карачаево-Черкесской Республики установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в размере, равном 1,6. С 2022 года размер коэффициента актуализирован и составляет 1,9, что позволило уравнять величину налога, уплачиваемого иностранными гражданами, с суммой налога на доходы физических лиц, исчисленного по ставке 13% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по республике, и сделало налоговую нагрузку на иностранных граждан равнозначной нагрузке российских граждан.

В течение 2022 года условия реализации налоговой политики значительно изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение беспрецедентных экономических и финансовых санкций западными странами оказало значительное влияние на стабильность финансовой системы страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей. Существующая экономическая ситуация диктует необходимость обеспечения условий для устойчивости внешнеэкономической деятельности и финансового сектора экономики, развития малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления.

В целях стабилизации экономики и предотвращения негативных тенденций на федеральном уровне были приняты оперативные меры по оказанию поддержки отдельным отраслям и категориям плательщиков. В свою очередь федеральные меры поддержки дополняются региональными мерами.

Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2022 № 90 утвержден план первоочередных действий по обеспечению развития экономики Карачаево-Черкесской Республики в условиях внешнего санкционного давления. В рамках реализации Указа принят Закон Карачаево-Черкесской Республики «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О патентной системе налогообложения» от 07.07.2022 № 47-РЗ, предусматривающий снижение в 2022 году на 50% размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода для налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.

Разработан и проходит процедуру согласования проект республиканского закона, предусматривающий ряд мер поддержки по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, наиболее уязвимых от геополитических санкций, а также проект распоряжения Правительства Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении отсрочки по уплате текущих арендных платежей в пределах 2022 года для субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных производителей - арендаторов имущества и земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики.

В целях выявления рисков ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в условиях внешнего санкционного давления совместно с налоговыми органами проводится мониторинг организаций - участников внешнеэкономической деятельности и финансового сектора экономики, крупнейших налогоплательщиков. Организована обратная связь с бизнесом для направления предложений, способствующих устойчивому развитию экономики. В соответствии с распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики создан и функционирует Оперативный штаб по финансово-экономическим вопросам и устойчивому социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с соглашением с Министерством финансов Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности налоговых расходов, включенных в Перечень налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики. С 2020 года оценка проводится по новой методике, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2019 № 330 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики и оценки налоговых расходов Карачаево-Черкесской Республики» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 796.

Оценка эффективности налоговых расходов состоит из оценки целесообразности и востребованности, а также расчета совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов и направлена на пересмотр льгот, в отношении которых по результатам проведения оценки выявлены несоответствие целям госпрограмм, низкая востребованность, отрицательный бюджетный эффект.

В соответствии с региональным законодательством налоговые льготы в 2021 году были предоставлены 17 категориям налогоплательщиков, из них 12 категорий воспользовались предоставленными льготами на общую сумму 174147 тыс. рублей (1,6% от налоговых доходов консолидированного бюджета КЧР, в 2020 году - 2,2%).

Динамика изменения объема выпадающих доходов по льготам и пониженным ставкам, установленным республиканским законодательством, с учетом уточнения данных Управлением ФНС по КЧР за предыдущие годы, выглядит следующим образом:

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год Налог на имущество организаций 95604 20259 39172 40117 Транспортный налог 65168 91282 103264 113264 Налог на прибыль 470 152 784 1300 Упрощенная система налогообложения 12378 15863 79839 19466 Патентная система налогообложения 41 0 0 0 Итого 173661 127556 222959 174147 Изменение структуры налоговых расходов представлено в следующей таблице (%):

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год Налог на имущество организаций 55,1 15,9 17,5 23,0 Транспортный налог 37,5 71,6 46,3 65,0 Налог на прибыль 0,3 0,1 0,4 0,8 Упрощенная система налогообложения 7,1 12,4 35,8 11,2 Патентная система налогообложения 0,02 0,0 0,0 0,0 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 Анализ структуры налоговых расходов консолидированного бюджета показывает, что наибольший объем государственной налоговой поддержки приходится в настоящее время на льготы по транспортному налогу, имеющие социальную направленность, а также преференции по налогу на имущество организаций для приоритетных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2021 году налоговые расходы (льготы), предоставленные на республиканском уровне, по их отраслевой направленности можно разделить на четыре группы (с распределением по принадлежности к государственным программам КЧР):

1. Поддержка инвестиционной деятельности и субъектов малого и среднего предпринимательства (30,4% или 52886,0 тыс.

рублей от общей суммы выпадающих доходов) - государственная программа «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики».

2. Поддержка организаций, оказывающих социальные услуги, а также социально незащищенных категорий граждан (65,1% или 113463,0 тыс. рублей) - государственная программа «Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике».

3. Поддержка сельхозтоваропроизводителей (4,5% или 7798,0 тыс. рублей) - государственная программа «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики».

4. Поддержка промышленных производств (0 %) - государственная программа «Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества Карачаево-Черкесской Республики».

Перечень льгот, с указанием объемов выпадающих доходов за 2021 год, выглядит следующим образом (тыс. рублей):

Содержание льготы 2021 год 1 2 Налог на имущество организаций Пониженная налоговая ставка (1,5%) для организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в мясной (производство мяса, продуктов из мяса и мяса птицы), молочной (производство молочных продуктов) и мукомольной (производство муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки) отраслях пищевой промышленности, а также осуществляющие производство хлеба и хлебобулочных изделий, за исключением организаций, которые в дальнейшем реализуют потребителям и частично используют в производстве подакцизную продукцию, с последующей ее реализацией 1383,0 Пониженная налоговая ставка (1,1%) для организаций, осуществляющих разведение крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей, ослов, мулов, лошаков, сельскохозяйственной птицы, а также выращивание зерновых, масличных, кормовых культур, сахарной свеклы 6415,0 Пониженная ставка (0,3% и 0,5% с 2019 года) для организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость 14630,0 Освобождение от уплаты организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, в отношении имущества, образованного в результате реализации проекта, - с момента возникновения обязанности по уплате налога и на период не более пяти лет 17689,0 Итого по налогу 40117,0 Транспортный налог Освобождение от уплаты граждан, подвергшихся радиации вследствие Чернобыльской катастрофы в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Героев Советского Союза; Героев Российской Федерации; граждан, награжденных орденами Славы трех степеней; инвалидов всех категорий;

ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в отношении одного имеющегося в собственности налогоплательщика транспортного средства 113250,0 1 2 Пониженная ставка (20%) для пенсионеров, а также лиц, достигших возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), имеющих в собственности мотоциклы, мотороллеры и автомобили легковые, за мощностью до 250 лошадиных сил включительно Освобождение от уплаты собственников автомобилей, оснащенных электродвигателями, в отношении указанных транспортных средств 0,0 Освобождение от уплаты общественных организаций инвалидов, использующих транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности 14,0 Итого по налогу 113264,0 Налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Пониженная налоговая ставка (13,5%) по налогу на прибыль для организаций, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям 199,0 Пониженная налоговая ставка (13,5%) для организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, - с момента возникновения обязанности по уплате налога и на период не более трех лет, при условии, что доля выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от осуществления приоритетного инвестиционного проекта в КЧР составляет не менее 70% от общего объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) 0,0 Пониженная налоговая ставка (13,5%) для организаций-резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны 1101,0 Пониженная налоговая ставка (13,5%) для некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, включенных в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в соответствии со статьей 31.4 ФЗ от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 0,0 1 2 Пониженная налоговая ставка (0%) для указанных в пункте 2 статьи 25.9 НК РФ налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных при участии КЧР в качестве стороны специального инвестиционного контракта, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно 0,0 Итого по налогу 1300,0 Упрощенная система налогообложения Пониженная налоговая ставка (9%) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для отдельных категорий налогоплательщиков:

9366,0 а) для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики;

б) для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области: образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг; обрабатывающих производств Пониженная налоговая ставка (4%), если объектом налогообложения являются доходы, для отдельных категорий налогоплательщиков:

9249,0 а) для резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики;

б) для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области: образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг; обрабатывающих производств Пониженная налоговая ставка (0%) для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории КЧР с 01.08.2015 и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности:

851,0 1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

2) рыболовство, рыбоводство;

3) обрабатывающие производства;

4) деятельность в области образования;

5) предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

1 2 6) предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

7) услуги по организации работы театров, художественных галерей и выставок произведений искусства;

8) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

9) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

10) деятельность детских лагерей на время каникул;

11) деятельность спортивных объектов;

12) физкультурно-оздоровительная деятельность;

13) разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

14) научные исследования и разработки Итого по налогу 19466,0 Патентная система налогообложения Пониженная налоговая ставка (0%) для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории КЧР с 01.08.2015 и осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности:

1) пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) пошив обуви;

3) изготовление металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

4) изготовление металлоизделий;

5) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

6) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

7) изготовление изделий народных художественных промыслов;

8) прочие услуги производственного характера;

9) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

10) чеканка и гравировка ювелирных изделий;

11) проведение занятий по физической культуре и спорту;

12) экскурсионные услуги;

13) ритуальные услуги;

14) оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

15) производство кожи и изделий из кожи;

16) сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

17) сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

0,0 1 2 18) производство молочной продукции;

19) производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

20) товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

21) лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

22) деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

23) сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

24) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

25) ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования Итого по налогу 0,0 Итого по региональным льготам 174147,0 В Карачаево-Черкесской Республике действуют пониженные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения («доходы-расходы» - 9% и «доходы» - 4%), установлен расширенный перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы, а также установлены понижающие коэффициенты в зависимости от места осуществления деятельности.

Действуют пониженные до 13,5% ставки по налогу на прибыль организаций для приоритетных инвесторов республики, резидентов особой экономической зоны, общественных объединений инвалидов, некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг, а также пониженная до 0% ставка налога на прибыль для участников федеральных специальных инвестиционных контрактов.

Льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения республики, организациям, оказывающим социальные услуги, и имеющие исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности, являются одной из значимых форм господдержки малообеспеченных и социально-незащищенных категорий граждан, роль которой возросла в период кризисной ситуации в экономике и снижения уровня реальных доходов населения.

В 2021 году и истекшем периоде 2022 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:

оказание государственной поддержки в виде инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Карачаево-Черкесской Республики;

расширение категории получателей льготы в виде пониженной ставки по налогу на имущество организаций путем добавления производителей семечковых и косточковых культур.

2. Основные цели и задачи налоговой политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Кардинальные изменения внешних условий функционирования экономики в настоящее время, обусловленные беспрецедентным санкционным давлением, диктуют новые задачи налоговой политики, способствующие повышению устойчивости и развитию хозяйственной деятельности.

Основными приоритетами региональной налоговой политики в трехлетней перспективе 2023-2025 годов являются:

совершенствование механизма поддержки инвестиционных проектов, создание благоприятной налоговой среды для нивелирования негативных последствий санкций, поддержки импортозамещения и стимулирования развития экономики республики в период перестройки хозяйственных связей.

В целом налоговая политика в первую очередь ориентирована на обеспечение финансовой стабилизации региона, поддержку уязвимых отраслей экономики, а также содействие скорейшей адаптации к новым условиям. По-прежнему остаются актуальными вопросы повышения эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшения качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

При определении общих параметров доходной части консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2023-2025 годы должны быть учтены следующие изменения, вступающие в силу, а также планируемые к принятию в предстоящий трёхлетний период:

1.

Налог на прибыль организаций Сохранение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, в размере 17%.

Стимулирование применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

Отказ от регулирования учета расходов на добровольное страхование через закрытый перечень видов страхования, по которому соответствующие расходы могут быть учтены для целей налогообложения.

Установление ставки 0 процентов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также существенно расширен перечень организаций, относящихся к данной категории налогоплательщиков.

Установление повышающего коэффициента к основной норме амортизации (но не выше 3) в отношении основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Прекращение действия договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2023 года и установление переходного периода распределения налога от участников на 2023-2025 годы.

2. Налог на доходы физических лиц Сохранение на уровне 2022 года коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, в размере 1,9.

Предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.

Наделение букмекерских контор и тотализаторов функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей.

Распространение возможности уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета.

Установление в целях освобождения от налогообложения предельных величин (нормативов) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.

Наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием сети Интернет.

Распространение права на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.

3. Имущественные платежи Переход к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений) в целях выравнивания налоговой нагрузки на сопоставимые объекты налогообложения организаций и физических лиц.

Сохранение на уровне 2022 года кадастровой стоимости, используемой при исчислении налога на имущество организаций и земельного налога за 2023 год в случаях, если стоимость, внесенная в ЕГРН и применяемая с 01 января 2023 года, больше стоимости из ЕГРН, применяемой с 01 января 2022 года (за исключением случаев изменения стоимости вследствие изменения характеристик объекта).

Отмена повышающих коэффициентов 1,1 и 2 на автомобили со средней стоимостью до 10 млн.

рублей (включительно) при исчислении транспортного налога, начиная с налогового периода 2022 года.

Освобождение от уплаты налога на имущество за налоговые периоды 2022-2025 годов газораспределительных организаций в отношении объектов газораспределительных сетей, впервые поставленных на учет в качестве основных средств после 01 января 2022 года, созданных в рамках программы догазификации населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики.

Освобождение в размере 50% исчисленного к уплате налога на имущество за налоговые периоды 2022-2024 годов организаций, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере телекоммуникаций или в области информационных технологий, на территории особой экономической зоны в Зеленчукском и Урупском районах и курортных населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики.

Освобождение от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство мощностью до 150 лошадиных сил включительно участников или членов семьи участников специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

4. Акцизы Индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию с 01 января 2025 года на прогнозируемый уровень инфляции в размере 4%.

Продление норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты, действовавшего в 2024 году, на уровне 74,9%.

5. Специальные налоговые режимы Установление пониженной до минимальных значений налоговой ставки на 2022-2024 годы при применении упрощенной системы налогообложения на территории Карачаево-Черкесской Республики для налогоплательщиков, являющихся правообладателями программ для ЭВМ, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) получивших документ о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Освобождение от налогообложения доходов налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения, полученных в виде суммы возмещения, полученной за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд в целях компенсации потерь налогоплательщиков за изъятие земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

Уточнение порядка исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка.

6. Налог на добычу полезных ископаемых Выделение щебня как отдельного вида добываемого полезного ископаемого, при одновременном исключении из камня строительного части камня, предназначенного для получения щебня, и изменение порядка налогообложения щебня с 5,5% от стоимости добываемого сырья на 16,5 рублей за тонну.

7. Иные платежи Прекращение с 01 января 2023 года использования понижающего коэффициента 0,7 при уплате государственной пошлины физическим лицом при подаче заявления о совершении юридически значимого действия с использованием Единого портала, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов.

Направление с 01 сентября 2022 года платы за негативное воздействие на окружающую среду, административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, и платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в полном объеме на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, организацию работ по ликвидации накопленного вреда, а также иные мероприятия по предотвращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

8.

Совершенствование налогового администрирования Внедрение института единого налогового счета, в рамках которого для каждого налогоплательщика будут консолидироваться в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа налоги.

Введение единого налогового платежа, предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств.

Установление в связи с переходом на единый налоговый платеж с 2023 года единых сроков уплаты налогов и взносов - 28 числа соответствующего месяца.

Установление норматива зачисления доходов от сумм пеней, уплачиваемых в рамках единого налогового счета и распределяемых Федеральным казначейством, в размере 0,131%.

Установление моратория на налоговые проверки для аккредитованных IT-компаний.

Совершенствование порядка учета лиц в налоговых органах, который предусматривает право лица на получение единого унифицированного документа, подтверждающего его постановку на учёт (снятие с учёта) в налоговом органе, который заменит собой ряд используемых на сегодняшний день для этих целей документов (свидетельство о постановке на учёт, уведомление о постановке на учёт, уведомление о снятии с учёта), что в значительной мере снизит административную нагрузку.

Развитие системы налогового мониторинга с целью расширения перечня его потенциальных участников, улучшения информационного взаимодействия налоговых органов с участниками налогового мониторинга и снижения административной нагрузки на них.

Автоматическое предоставление физическим лицам, имеющим личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг, доступа к личному кабинету налогоплательщика в целях упрощения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора.

Совершенствование порядка учёта организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере, в частности, путем расширения способов подачи заявления о постановке на учёт в налоговые органы и унификации документов, подтверждающих постановку на учёт.

В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов. Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать восстановлению и развитию собственной налоговой базы, росту платежей в бюджет, стимулированию инвестиционной активности, улучшению условий ведения бизнеса за счет внедрения новых информационных технологий.

3. Бюджетная политика 1. Итоги реализации бюджетной политики в 2021 году и в первой половине 2022 года 2021 год стал годом восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2020 года, вызванного ограничениями, вводимыми для борьбы с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Итогами реализации основных направлений бюджетной политики являлись:

обеспечение сбалансированности бюджета в условиях внешнеэкономического санкционного давления;

безусловное выполнение социальных обязательств Карачаево-Черкесской Республики;

обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;

обеспечение роста минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда;

участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

направление средств на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Карачаево-Черкесской Рес-публики;

совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Карачаево-Черкесской Республики;

соблюдение нормативов расходов на содержание органов государственной власти, установленных Правительством Российской Федерации;

обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики при безусловном соблюдении условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении Карачаево-Черкесской Республике бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Крупнейшими направлениями расходования бюджетных средств являются образование, здравоохранение и социальная политика.

2. Цели и задачи бюджетной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Карачаево-Черкесской Республике при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики в среднесрочной перспективе являются:

обеспечение финансовой устойчивости и долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета;

осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;

реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

привлечение средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики;

предоставление мер социальной поддержки с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей;

повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;

неукоснительное выполнение условий соглашений по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;

совершенствование системы межбюджетных отношений, содействие обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики;

обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.

В принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления возрастают риски для сбалансированности всей бюджетной системы Российской Федерации. При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

3. Основные подходы к формированию расходов республиканского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Бюджетная политика на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформирована исходя из текущей экономической ситуации и определяет среднесрочные цели, направленные, прежде всего, на проведение и в дальнейшем ответственной бюджетной политики для наращивания устойчивости всей системы государственных финансов. Результатом проводимой бюджетной политики должно стать сбалансированное развитие экономики и социальной сферы, способствующее достижению достойного уровня жизни населения Карачаево-Черкесской Республики.

Бюджетная политика в 2023-2025 годах в Карачаево-Черкесской Республике будет ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств.

Достижение этого в условиях ограниченности бюджетных возможностей предполагает перераспределение бюджетных средств в пользу приоритетных направлений. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются необходимостью достижения целевых показателей «майских» указов Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также целей и целевых показателей государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, сформированных в соответствии с указами.

Основные параметры республиканского бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по уровню государственного долга, установленных Дополнительными соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, заключенными Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Формирование объема и структуры расходов республиканского бюджета на 2023-2025 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:

в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2023-2025 годы будут приняты бюджетные ассигнования, утвержденные Законом Карачаево-Черкесской Республики от 28.12.2021 № 112-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон о республиканском бюджете) в первоначальной редакции. В основу бюджетных проектировок по расходам на 2025 год будут положены проектировки 2024 года.

При формировании проектировок расходов республиканского бюджета на 2023-2025 годы учтены следующие факторы:

повышение оплаты труда работников бюджетного сектора экономики с 01 октября 2023 года на 5,5%;

сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Карачаево-Черкесской Республике;

достижение уровня оплаты труда с учетом положений Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

индексация стипендиального фонда с 01 сентября 2023 года на 5,5%;

индексация отдельных мер социальной поддержки населения в 2023 году на 5,5%;

осуществление отдельных мер социальной поддержки населения в 2023 году не ниже прожиточного минимума в Карачаево-Черкесской Республике;

индексация стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях в 2023 году на 5,5%;

индексация стоимости продуктов питания в 2023 году на 5,5%;

индексация регулируемых тарифов (цен) для расчета расходов на оплату коммунальных услуг государственными учреждениями в 2023 году на 9%;

индексация объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (городских округов) в 2023 году на 5,5%;

достижение целевых показателей национальных проектов в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

завершение финансирования расходных обязательств ограниченного срока действия;

реализация мероприятий «длящегося» характера;

уточнение контингента получателей;

уточнение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга.

В 2023 году в составе условно утверждаемых расходов учитываются бюджетные ассигнования на реализацию следующих мероприятий:

реализация положений указов Президента Российской Федерации;

предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям в виде дотации на стимулирование. При распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ и непрограммных направлений деятельности исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики должны обеспечить бюджетное планирование исходя из минимизации затрат в целях полного финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств.

4. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в 2023-2025 годах будет основываться на Бюджетном кодексе Российской Федерации и Законе Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2019 № 64-РЗ «О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике». Правительством Карачаево-Черкесской Республики принимаются все возможные меры по обеспечению органов местного самоуправления муниципальных образований республики средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.

Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики.

Приоритетными направлениями будут являться:

реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

осуществление мониторинга соблюдения условий соглашений, заключенных муниципальными образованиями, предусматривающих показатели социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов;

содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;

реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.

Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также повышение эффективности и результативности предоставления целевых межбюджетных трансфертов. При предоставлении межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных образований основная роль, как и прежде, отводится дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Отрасли

  • 080.000.000.000.000 - Финансы
  • 080.070.000.000.000 - Местные бюджеты
  • 080.100.000.000.000 - Налоги и сборы
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>