Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 № 1318 «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 № 1318 «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы»
Дата подписания 2018-12-29
Номер 1318
Источники официального опубликования
  • Официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTA№.RU) от 28.1.2019 г.
  • Собрание законодательства Республики Татарстан от 5.2.2019 г., № 10
Статус действия Утратил силу
Подписан Песошин А.В.
Ключевые слова постановление, кабинет, министр, утверждение, концепция, развития, развитие, программа, аппарат, комплекс, безопасность, город

Текст

Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2023 г. № 1281 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2018 г. № 1318 "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы" (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2021 г. № 818) В целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, в соответствии с пунктом 2 протокола совместного заседания Совета Безопасности Республики Татарстан и антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 13.04.2018 № ПР-87 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция).

2. Определить:

системным интегратором работ по реализации Концепции - Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан;

функциональным заказчиком - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан. (Пункт в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2021 г. № 818) 3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям всех форм собственности руководствоваться положениями утвержденной настоящим постановлением Концепции при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении деятельности по внедрению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление информационных технологий, связи и защиты информации Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр Республики Татарстан А.В. Песошин Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы (утв. постановлением КМ РТ от 29 декабря 2018 г. № 1318) I. Общие положения Единый системный подход к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.

1. Цели и задачи построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - комплекс "Безопасный город") является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" являются:

формирование коммуникационной платформы для органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан и организаций республики с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;

обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.

Настоящая Концепция является основой для:

разработки стратегии и проектных решений по созданию в Республике Татарстан системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;

совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;

разработки и реализации целевых программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;

формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Комплекс "Безопасный город" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Республики Татарстан в целом и муниципального образования в частности, за счет реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Основные понятия В настоящей Концепции используются следующие понятия:

"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;

"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;

"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;

"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;

"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;

"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;

"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;

"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;

"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;

"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;

"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;

"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;

"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;

"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);

"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;

"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;

"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;

"критически важный объект" - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой Республики Татарстан, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории Республики Татарстан, на длительный период времени;

"лингвистическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;

"математическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;

"методическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;

"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

"муниципальное образование" - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением);

"обеспечение общественной безопасности" - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

"общественная безопасность" - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;

"объекты транспортной инфраструктуры" - технологический комплекс объектов на территории Республики Татарстан, включающий в себя:

железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции, метрополитены;

тоннели, эстакады, мосты;

порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

участки автомобильных дорог, железнодорожных внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые законодательством;

"оперативное управление" - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;

"организационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;

"пользователь автоматизированной системы" - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;

"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;

"потенциально опасные объекты" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

"правовое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;

"программное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;

"силы обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;

"система обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;

"система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры" - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

"специальное программное обеспечение" - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;

"среда обитания" - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

"средства обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;

"телекоммуникационная инфраструктура" - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;

"техническое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;

"угроза общественной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

"уровень информатизации" - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;

"ущерб" - потери субъектом или группой субъектов части или всех своих ценностей;

"функция автоматизированной системы" - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;

"центр обработки вызовов" - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;

"численность населения" - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;

"чрезвычайная ситуация" - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

"эксплуатационный персонал автоматизированной системы" - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

II. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город" Особая значимость и актуальность мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и территории Республики Татарстан, обусловлена существующими рисками возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера.

Основная предпосылка построения и развития комплекса "Безопасный город" - это не только важность вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов.

Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной безопасности для органов государственной власти Республики Татарстан. Это позволит консолидировать затраты регионального бюджета и получить поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации профильных федеральных и региональных целевых программ.

Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов, а также нарушениями в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов.

Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.

Назрела необходимость оснащения сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В решении указанной задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии.

Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.

Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по линиям "101", "102", "103" "104", "112").

Комплекс "Безопасный город" позволит эффективно осуществлять следующие функции:

непрерывный мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;

контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;

визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-разыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи как обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов;

контролируемый доступ на государственные и ведомственные объекты;

контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах (выездах) на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;

видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками;

обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;

мониторинг критически важных объектов;

мониторинг экологического состояния территорий Республики Татарстан;

информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях, доведение правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.

Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке): информационные, коммунально-бытовые, криминальные, политические, природные, психологические, социальные, террористические, техногенные, экологические, экономические, эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Татарстан как субъекта федерации и в разные периоды могут изменяться.

III. Основные принципы построения и развития комплекса "Безопасный город" Комплекс "Безопасный город" реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в рамках государственных программ безопасности в Республике Татарстан;

построение и развитие комплекса "Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс "Безопасный город";

комплекс "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

эксплуатация комплекса "Безопасный город" осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований;

настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

пространственные данные, используемые в комплексе "Безопасный город", опираются на данные единой электронной картографической основы (ЕЭКО), систематизированные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

в ходе построения и развития комплекса "Безопасный город" приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Региональный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город". В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения участвуют все органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, органы исполнительной власти республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

В рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления муниципальных образований телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать рекомендуемым техническим требованиям комплекса "Безопасный город".

На региональном уровне агрегированная информация консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей руководству Республики Татарстан возможность:

контроля над оперативной обстановкой в регионе;

координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;

обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.

Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город" в части определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

IV. Функции комплекса "Безопасный город" Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" должна создать условия для:

моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;

регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и т.д.);

улучшения имиджа органов исполнительной власти;

предоставления органам исполнительной власти Республики Татарстан эффективных и прозрачных инструментов решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;

управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;

составления комплексных и взаимосвязанных планов проведения различных работ;

агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц республики.

Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:

безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

безопасность на транспорте;

экологическая безопасность;

координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры 1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:

а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;

б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:

автоматическую регистрацию событий в базе системы видеоанализа потока;

видеоанализ событий;

анализ видеопотока в режиме реального времени;

идентификацию и распознавание лиц;

в) позиционирование подвижных объектов;

г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:

а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:

сбор и обработку информации с датчиков;

учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

б) обеспечение пожарной безопасности, включая:

сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;

геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;

предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;

поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;

в) обеспечение промышленной безопасности, включая:

оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;

мониторинг гидротехнических сооружений;

мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;

обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;

моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;

планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;

мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией и промышленной безопасностью;

г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:

организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;

фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;

геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;

д) обеспечение экстренной связи, включая:

обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа "гражданин - полиция"), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;

геолокацию точки вызова экстренной службы;

отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;

е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:

категорирование рисков по ряду критериев;

формирование базы данных профилей по каждому риску;

формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;

прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.

3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием специальных технических средств предусматривает:

а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;

в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;

г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда объектов государственной охраны.

4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:

а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:

реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;

реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;

б) ведение реестров энергетического хозяйства, электросетей и трасс линий электропередачи в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;

реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;

в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;

паспортных данных объектов водоснабжения;

данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;

реестра ремонтных работ;

г) ведение реестров тепловых сетей в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;

паспортных данных объектов теплоснабжения;

данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;

реестра ремонтных работ;

д) ведение реестров дорог в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;

паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;

реестра ремонтных работ;

е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;

паспортных данных объектов телекоммуникации;

реестров ремонтных и строительных работ;

ж) ведение социального реестра в составе:

реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы: детских дошкольных учреждениях, школах, спортивных учреждениях, базах отдыха, лечебно-профилактических учреждениях;

базы данных персонала, аккредитованного для работы на объектах социальной сферы;

базы данных демографических и социальных характеристик населения;

з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;

и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:

пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;

базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;

расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.

5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:

а) ведение электронного плана города;

б) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:

планирование ремонтных работ и обслуживания;

планирование застройки и переноса объектов;

моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;

в) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, в том числе:

санитарно-эпидемиологический контроль, включая мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;

профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.

2. Безопасность на транспорте 1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:

а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:

круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;

фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

б) видеоанализ, включая:

выявление потенциально опасных ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

восстановление хронологии происшествий;

отслеживание маршрутов транспортных средств.

2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:

а) управление логистикой общественного и личного транспорта;

б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;

в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;

г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;

д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;

е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.

3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) экстренную связь в транспортных средствах (автомобильном, водном, железнодорожном и воздушном транспорте), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:

автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;

геолокацию точки вызова;

подготовку населения в области гражданской обороны;

в) информирование о чрезвычайных ситуациях в транспортных средствах и на объектах транспортной инфраструктуры, включая:

идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных в транспортных средствах, с визуализацией на электронной карте города;

идентификацию событий на основе информации, поступающей с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, с визуализацией на электронной карте города;

обеспечение доступа к видеопотоку с камер транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:

фиксацию отклонений от заданных маршрутов;

контроль времени прохождения пути, средней скорости;

анализ по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;

фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;

д) мониторинг маршрутов воздушных и водных судов, железнодорожного транспорта;

е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:

автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;

информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:

получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;

автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;

з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:

сбор и анализ информации с тахографов;

учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;

и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:

предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;

информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.

3. Экологическая безопасность 1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:

а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;

б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;

в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.

3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:

а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;

б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.

4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:

а) мониторинг загрязнения окружающей среды;

б) мониторинг состояния суши;

в) мониторинг водных ресурсов;

г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;

д) контроль состояния почв;

е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;

ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;

з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;

и) мониторинг лесопожарной опасности;

к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;

л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.

4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие 1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:

а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;

автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;

хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;

статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);

геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;

контроль качества работы операторов;

планирование расписания рабочих смен операторов;

б) мониторинг статусов обращений, включая:

контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;

оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в соответствии с правами доступа;

контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);

в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.

2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:

а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:

создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;

организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;

формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;

контроль хода исполнения поручения;

обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;

б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:

получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;

организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;

в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:

обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;

автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;

формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;

обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;

обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.

V. Целевая архитектура и основные системы комплекса "Безопасный город" 1. Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город" Комплекс "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса "Безопасный город" строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных образований и хозяйствующими субъектами Республики Татарстан собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.

Инфраструктура комплекса "Безопасный город" базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса "Безопасный город" и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.

Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город" объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.

2. Уровни инфраструктуры комплекса "Безопасный город" 1. На уровне муниципального образования (муниципальном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город";

б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;

в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город", а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти республики (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов, автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и др.);

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город";

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;

г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.

2. На уровне Республики Татарстан (региональном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город" в муниципальных образованиях и компонентами комплекса "Безопасный город" уровня субъекта;

б) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город" в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;

прикладные функциональные системы регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город" на уровне республики;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;

в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город" на уровне Республики Татарстан.

3. Прикладные функциональные системы комплекса "Безопасный город" 1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:

управление видеопотоками;

мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;

оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах);

обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;

фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка;

биллинг и др.;

б) сегмент предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:

мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

мониторинг ремонтных работ на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;

обеспечение экстренной связи по единому номеру экстренных оперативных служб "112";

система информирования и оповещения населения;

моделирование предпосылок и оценка последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;

в) сегмент взаимодействия с информационными реестрами, включающий следующие компоненты:

земельный муниципальный реестр;

реестр электросетей;

реестр сетей и сооружений водоснабжения;

реестр тепловых сетей;

реестр дорог;

реестр телекоммуникаций;

социальный реестр;

реестр мест обработки и утилизации отходов;

реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;

г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:

электронный план города;

дежурный план города;

поддержка принятия решений при управлении муниципальными активами;

социальная безопасность в составе:

медицинской геоинформационной системы;

ветеринарной геоинформационной системы;

реестра объектов социальной инфраструктуры и др.

2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:

а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:

фиксация правонарушений на дорогах;

видеоанализ происшествий;

б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:

интеллектуальное управление светофорами;

геоинформационная система планирования дорожной сети;

геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;

автоматическая фиксация событий на дорогах;

управление парковочным пространством;

биллинг и др.;

в) сегмент обеспечения безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты:

система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

видеомониторинг и анализ оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

мониторинг маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);

экстренная связь, информирование и оповещение в транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;

управление общественным транспортом;

контроль технического состояния транспортных средств;

сбор результатов технического мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры;

контроль деятельности перевозчиков и др.

3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:

а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты:

реестр природопользователей;

геоинформационная система экологии;

мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;

отчетно-аналитическая система природопользователей;

нормативно-справочная база природопользователей;

отчетный комплекс природопользователей;

биллинг;

б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:

предоставление оперативной гидрометеорологической информации;

геоинформационная система сейсмической активности;

геоинформационная система гидрологии;

в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:

геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;

геоинформационная система мониторинга природных явлений;

геоинформационная система мест захоронения отходов;

система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.

4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:

а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:

ситуационный центр;

управление многофункциональным центром обработки вызовов;

регистрация и обработка обращений;

контроль поручений;

управление инцидентами;

геомониторинг муниципальных служб;

оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;

б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:

межведомственное взаимодействие;

геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;

официальный сайт единой информационной системы города;

в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:

архивный комплекс;

отчетно-аналитический комплекс;

комплекс информационной безопасности.

5. На уровне Республики Татарстан пользовательский функционал систем комплекса "Безопасный город" органов государственной власти, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Татарстан предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов власти Республики Татарстан к данным обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единую интеграционную платформу.

Мероприятия по реализации настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований.

VI. Взаимодействие в рамках комплекса "Безопасный город" (В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2021 г. № 818) В Республике Татарстан системным интегратором комплекса "Безопасный город" выступает Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Органы государственной власти Республики Татарстан во главе с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан определены в качестве функциональных заказчиков.

Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан:

а) обеспечивает проведение работ по созданию и функционированию комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан;

б) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан;

в) участвует в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";

г) осуществляет контроль и обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;

д) обеспечивает функционирование информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз данных и возможности получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме;

е) обеспечивает функционирование геоинформационной подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения информационной безопасности комплекса "Безопасный город";

ж) организует круглосуточную техническую поддержку пользователей комплекса "Безопасный город";

з) обеспечивает автоматизированное формирование статистической и аналитической информации о функционировании системы;

и) проводит обучение пользователей комплекса "Безопасный город" в части функционирования программного обеспечения.

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:

а) обеспечивает координацию работ по созданию, развитию и организации эксплуатации комплекса "Безопасный город";

б) осуществляет контроль функционирования комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан;

в) организует комплекс мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).

Целями координаторов мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" являются:

реализация настоящей Концепции;

контроль за техническим состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы безопасности;

взаимодействие в технической части реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации комплекса "Безопасный город";

приобретение оборудования и программного обеспечения;

эксплуатационные расходы (оплата каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети);

привлечение бизнес-структур для приобретения и установки на своих объектах технически соответствующих требованиям программы систем видеонаблюдения с их последующей интеграцией в общую систему комплекса "Безопасный город";

разработка технических рекомендаций по установке систем видеонаблюдения на объектах;

иные цели, необходимые для реализации настоящей Концепции.

Соисполнителями мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" могут являться:

1. Органы государственной власти:

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию);

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (по согласованию);

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (по согласованию);

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию);

Комитет по законности и правопорядку Государственного Совета Республики Татарстан (по согласованию);

Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Татарстан (по согласованию);

Министерство здравоохранения Республики Татарстан;

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Министерство образования и науки Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;

Министерство финансов Республики Татарстан;

Министерство экономики Республики Татарстан и др.

2. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).

3. Собственники объектов (по согласованию).

4. Операторы связи (по согласованию).

В функции соисполнителей входит реализация мероприятий по построению комплекса "Безопасный город" в рамках выполнения плана внедрения и развития комплекса "Безопасный город" по соответствующим ведомственным направлениям.

К функциям координаторов на уровне республики относятся:

утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов в муниципальных образованиях;

формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

мониторинг реализации плана мероприятий в рамках внедрения и развития сегментов комплекса "Безопасный город" на региональном и муниципальном уровнях;

выполнение критериев и показателей эффективности использования комплекса "Безопасный город", установленных главным координатором для субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса "Безопасный город" предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.

Соисполнители в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований.

Однако к ним должны относиться службы и подразделения, ответственные за функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в области:

внедрения и сопровождения информационных технологий;

экономического планирования и экономической политики;

делопроизводства;

архитектурного планирования и градостроения;

капитального строительства и ремонтных работ;

жилищно-коммунального хозяйства;

транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры;

здравоохранения;

санитарно-эпидемиологического контроля;

средств массовой информации и рекламы;

культуры;

торговли и услуг;

имущества;

обеспечения труда и занятости населения;

социальной защиты населения;

физической культуры и спорта;

семейной и молодежной политики.

К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:

определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город";

формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне;

реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;

выполнение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов, установленных в Республике Татарстан;

обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;

обеспечение функционирования и эксплуатации комплекса "Безопасный город" и его сегментов на муниципальном уровне.

VII. План реализации Концепции Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:

подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;

формирование источников финансирования настоящей Концепции;

формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;

реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город".

Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.

Реализация настоящей Концепции предполагается в 4 этапа.

В рамках первого этапа (апрель - ноябрь 2018 года) запланированы следующие мероприятия:

разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2018-2022 годы;

определение приоритетных направлений и оценочной стоимости мероприятий по реализации комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне (г. Казань), в которой предполагается создание опытных участков систем комплекса "Безопасный город" (далее - пилотная зона);

категорирование объектов информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса "Безопасный город" на базе пилотной зоны;

разработка типовых ситуационных моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотной зоны;

подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы;

подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.

В рамках второго этапа (ноябрь 2018 года - январь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:

разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город";

утверждение очередности построения и развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;

реализация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;

определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;

формирование системы ключевых показателей эффективности для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований республики, отвечающих за построение и развитие комплекса "Безопасный город" на своих уровнях.

В рамках третьего этапа (январь - июнь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:

апробация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;

анализ эффективности реализованных в пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений;

внесение изменений в подпрограмму "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2016-2020 годы", входящую в состав государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы", и подготовка муниципальных целевых программ построения и развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан (по необходимости);

подготовка к тиражированию архитектуры комплекса "Безопасный город" в масштабах всей республики.

В рамках четвертого этапа (июнь 2019 года - декабрь 2022 года) запланированы следующие мероприятия:

построение и развитие комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;

наращивание функционала сегментов и систем комплекса "Безопасный город";

мониторинг и контроль эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город".

VIII. Критерии и показатели оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов 1. Критериями и показателями оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:

а) повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая:

повышение оперативности служб экстренного реагирования;

повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач;

профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач;

снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;

б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:

охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;

повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;

повышение качества системы поддержки принятия решений;

в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных людей, включая:

снижение количества правонарушений на 100000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);

снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);

г) усиление социально-экономической эффективности программ, реализуемых на территории Республики Татарстан, включая:

минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);

прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников комплекса "Безопасный город" на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;

прямую экономическую эффективность от получения дополнительных доходов при предоставлении дополнительных услуг коммерческим предприятиям;

косвенную экономическую эффективность от сокращения экономического ущерба в 2018-2022 годах, в том числе недополученного дохода консолидированного бюджета за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

В дополнение к общим целевым критериям целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими годами):

динамика количества зарегистрированных преступлений на улицах и в других общественных местах Республики Татарстан, в том числе тяжких и особо тяжких;

динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий;

уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;

динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий;

динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объектах города и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием граждан;

динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населения и в образовательной среде;

динамика зарегистрированных преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.

По предварительным оценкам, реализация Концепции должна привести к:

снижению количества террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой терроризма;

сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоянии наркотического опьянения;

снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских исследований, изучающих уровень наркотизации в различных социальных слоях общества);

сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

сокращению количества случаев рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших 18-летнего возраста;

снижению пожароопасной обстановки и уровня аварийности на объектах инфраструктуры Республики Татарстан, а также материальных потерь для экономики;

повышению эффективности работы органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению безопасности;

повышению доверия граждан к органам охраны правопорядка и государственной власти;

повышению уровня безопасности граждан.

2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются:

а) для органов местного самоуправления муниципальных образований - главами муниципальных районов и городских округов с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования;

б) для органов исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом текущего положения и ресурсов Республики Татарстан.

IX. Финансирование В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" будут осуществляться за счет средств федерального бюджета (при выделении), бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса "Безопасный город". Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.

Отрасли

  • 020.010.050.000.000 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • 160.040.000.000.000 - Безопасность общества
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>