Справка
Тип |
Постановление |
Полное название |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 № 1318 «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы» |
Дата подписания |
2018-12-29 |
Номер |
1318 |
Источники официального опубликования |
- Официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTA№.RU) от 28.1.2019 г.
- Собрание законодательства Республики Татарстан от 5.2.2019 г., № 10
|
Статус действия |
Утратил силу |
Подписан |
Песошин А.В. |
Ключевые слова |
постановление, кабинет, министр, утверждение, концепция, развития, развитие, программа, аппарат, комплекс, безопасность, город |
Текст
Утратил силу -
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
09.10.2023 г. № 1281
Постановление
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 декабря 2018 г. № 1318
"Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного
комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022
годы"
(В редакции
Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от
06.09.2021 г. № 818)
В целях реализации Концепции построения и развития
аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, в соответствии с
пунктом 2 протокола совместного заседания Совета Безопасности Республики
Татарстан и антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 13.04.2018
№ ПР-87 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и
развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в
Республике Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция).
2. Определить:
системным интегратором работ по
реализации Концепции - Министерство цифрового развития государственного управления,
информационных технологий и связи Республики Татарстан;
функциональным заказчиком -
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики
Татарстан. (Пункт в редакции Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от
06.09.2021 г. № 818)
3. Рекомендовать органам
государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления
муниципальных образований Республики Татарстан, организациям всех форм
собственности руководствоваться положениями утвержденной настоящим
постановлением Концепции
при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания,
а также при осуществлении деятельности по внедрению аппаратно-программного
комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением
настоящего постановления возложить на Управление информационных технологий,
связи и защиты информации Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В. Песошин
Концепция
построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный
город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы
(утв. постановлением КМ
РТ от 29 декабря 2018 г. № 1318)
I. Общие положения
Единый системный подход к
обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды
обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного
характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных
элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной
привлекательности Республики Татарстан.
1. Цели и задачи построения и развития
аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
Целью построения и развития
аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - комплекс
"Безопасный город") является повышение общего уровня общественной
безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного
улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем
внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными
функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной
системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и
ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий
чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы
действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских,
муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах
муниципального образования.
Основными задачами построения и
развития комплекса "Безопасный город" являются:
формирование коммуникационной
платформы для органов государственной власти Республики Татарстан, органов
местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан и
организаций республики с целью устранения рисков обеспечения общественной
безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе
межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и
технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию
потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз
обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;
обеспечение информационного обмена
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое
информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации
разного характера;
создание дополнительных
инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния
общественной безопасности;
построение и развитие систем
ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования
существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения
муниципального образования.
Концепция построения и развития
аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике
Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения
безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Татарстан,
сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних
и внутренних опасностей и угроз.
Настоящая Концепция является
основой для:
разработки стратегии и проектных
решений по созданию в Республике Татарстан системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
совершенствования и дальнейшего
развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и
общества;
разработки и реализации целевых
программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;
формирования и проведения единой
политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере
обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Комплекс "Безопасный
город" является совокупностью функциональных и технических требований к
аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов
межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам
общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания,
формирующих интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью
Республики Татарстан в целом и муниципального образования в частности, за счет
реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а
также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются
следующие понятия:
"автоматизированная
система" - система, состоящая из
персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая
информационную технологию выполнения установленных функций;
"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции
установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков
объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование
тарифицированными услугами;
"геоинформационная
система" - информационная система,
оперирующая пространственными данными;
"геолокация" - обнаружение координат реального географического
положения любого объекта;
"государственная
система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая
автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной
безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз
общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой
в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования
предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
"дежурный план
города" - единый информационный
ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального
образования;
"единая
дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского)
звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе
оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
"единая
транспортная диспетчерская" -
специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы
пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные
ситуации;
"задача
автоматизированной системы" -
функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой
формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых
приводит к результату заданного вида;
"интеграционная
платформа" - комплекс
программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации
процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения
информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
"интегрированная
автоматизированная система" -
совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в
которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования
другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую
автоматизированную систему;
"информатизация" - организационный, социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения
информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций
и общественных объединений на основе формирования и использования
информационных ресурсов;
"информационно-вычислительная
инфраструктура" - комплекс
программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов
ввода, хранения и обработки информации;
"информационно-коммуникационная
инфраструктура" - совокупность
территориально распределенных государственных и корпоративных информационных
систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками,
а также организационных структур, нормативных правовых механизмов
регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
"информационное
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов,
нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам
существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее
функционировании;
"информационный
ресурс" - отдельные документы и
отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах
информационных систем);
"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых
на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического
процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых
актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила
ведения работ на опасном производственном объекте;
"комплекс
средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной
системы, за исключением людей;
"компонент
автоматизированной системы" -
часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или
совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
"критически
важный объект" - объект, нарушение
(или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления
экономикой Республики Татарстан, ее необратимому негативному изменению (или разрушению)
или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения,
проживающего на территории Республики Татарстан, на длительный период времени;
"лингвистическое
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации
естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного
персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при
функционировании автоматизированной системы;
"математическое
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и
алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
"методическое
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию
функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения
пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при
функционировании автоматизированной системы;
"мониторинг
объектов и грузов" -
осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение,
измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности
объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки
решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных
ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями
терроризма;
"муниципальное
образование" - населенная
территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или
сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с
внутригородским делением);
"обеспечение
общественной безопасности" -
реализация определяемой государством системы политических, организационных,
социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на
противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на
предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
"общественная
безопасность" - состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных
обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных
ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами,
эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;
"объекты
транспортной инфраструктуры" -
технологический комплекс объектов на территории Республики Татарстан,
включающий в себя:
железнодорожные и автомобильные
вокзалы и станции, метрополитены;
тоннели, эстакады, мосты;
порты, которые расположены на
внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров
и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические
сооружения;
аэродромы, аэропорты, объекты
систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
участки автомобильных дорог,
железнодорожных внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а
также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания,
сооружения, устройства и оборудование, определяемые законодательством;
"оперативное
управление" - деятельность,
заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении,
направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом
организованном контроле;
"организационное
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную
структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала
автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения
работоспособности автоматизированной системы;
"пользователь
автоматизированной системы" -
лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или
использующее результаты ее функционирования;
"пользователь
(потребитель) информации" - субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой
ему информации и пользующийся ею;
"потенциально
опасные объекты" - объекты, на
которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют,
транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные
химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения,
создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
"правовое
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые
отношения при функционировании автоматизированной системы;
"программное
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных
документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки
работоспособности автоматизированной системы;
"силы
обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы
местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении
общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;
"система
обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
"система сбора
результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной
инфраструктуры" -
автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов
транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности
уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
"специальное
программное обеспечение" -
программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность
программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
"среда
обитания" - совокупность объектов,
явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая
условия жизнедеятельности человека;
"средства
обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные,
лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные
каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для
сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии
общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
"телекоммуникационная
инфраструктура" - совокупность
взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной
информации;
"техническое
обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при
функционировании автоматизированной системы;
"угроза
общественной безопасности" -
прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и
гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
"уровень
информатизации" - степень
обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
"ущерб" - потери субъектом или группой субъектов части или всех
своих ценностей;
"функция
автоматизированной системы" -
совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение
определенной цели;
"центр
обработки вызовов" - совокупность
аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации
заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств
связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации
пользователю;
"численность
населения" - абсолютная моментная
величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на
определенной территории;
"чрезвычайная
ситуация" - обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или
повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или
окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей;
"эксплуатационный
персонал автоматизированной системы"
- персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.
II. Предпосылки построения и развития комплекса
"Безопасный город"
Особая значимость и актуальность
мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и
территории Республики Татарстан, обусловлена существующими рисками
возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального,
экологического и другого характера.
Основная предпосылка построения и
развития комплекса "Безопасный город" - это не только важность
вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности
бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов.
Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой
инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов
комплексной безопасности для органов государственной власти Республики
Татарстан. Это позволит консолидировать затраты регионального бюджета и получить
поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации
профильных федеральных и региональных целевых программ.
Особая актуальность проблематики
обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических
действий, активности преступных элементов, а также нарушениями в работе
производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов.
Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности
способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике,
политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая
загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного
транспорта и других мест скопления людей.
Назрела необходимость оснащения
сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности,
правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с
применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющими
повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и
преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
В решении указанной задачи
значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии.
Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные
территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать,
хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы
позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в
регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой
комплексной системы является возможность осуществления глобального
видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации,
так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться
за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени
и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу
этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической
информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной
сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова
экстренных оперативных служб по линиям "101", "102", "103"
"104", "112").
Комплекс "Безопасный
город" позволит эффективно осуществлять следующие функции:
непрерывный мониторинг обстановки
в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и
площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные
учреждения, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты,
подвижной состав транспорта;
контроль за оставленными
предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений
общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
визуальный контроль в отдельных
местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по
изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения
оперативно-разыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения
незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в
реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут
решаться задачи как обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц,
так и предотвращения будущих инцидентов;
контролируемый доступ на
государственные и ведомственные объекты;
контроль передвижения
автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах
(выездах) на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам
обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;
видеонаблюдение за стоянками,
тоннелями и транспортными развязками;
обеспечение экстренной связи с
правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;
мониторинг критически важных
объектов;
мониторинг экологического
состояния территорий Республики Татарстан;
информирование граждан об угрозе
(факте) чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях,
доведение правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Разработка мер по улучшению
состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом
угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных
групп, населенному пункту в целом.
Наиболее характерными являются
следующие группы угроз (в алфавитном порядке): информационные,
коммунально-бытовые, криминальные, политические, природные, психологические,
социальные, террористические, техногенные, экологические, экономические,
эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в
большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз
различного вида зависят от политической обстановки в стране и мире,
стабильности социально-экономического развития России и Республики Татарстан
как субъекта федерации и в разные периоды могут изменяться.
III. Основные принципы построения и развития
комплекса "Безопасный город"
Комплекс "Безопасный
город" реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
настоящая Концепция предполагает
максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов,
ранее достигнутых в рамках государственных программ безопасности в Республике
Татарстан;
построение и развитие комплекса
"Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и
финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие
информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но
предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их
использования и интеграции в комплекс "Безопасный город";
комплекс "Безопасный
город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную
передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков
информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом
ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих
ведомств;
эксплуатация комплекса
"Безопасный город" осуществляется за счет средств бюджета Республики
Татарстан и бюджетов муниципальных образований;
настоящая Концепция предполагает
широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования
Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других
видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных
геоинформационных систем;
пространственные данные,
используемые в комплексе "Безопасный город", опираются на данные
единой электронной картографической основы (ЕЭКО), систематизированные
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
в ходе построения и развития
комплекса "Безопасный город" приоритет будет отдаваться программным и
аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их
конкурентных характеристик.
Региональный уровень является
базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в
рамках построения и развития комплекса "Безопасный город". В
реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и
безопасности среды обитания населения участвуют все органы местного самоуправления
муниципальных образований Республики Татарстан, органы исполнительной власти
республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития
комплекса "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня
информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех
органов местного самоуправления муниципальных образований телекоммуникационной
инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать
рекомендуемым техническим требованиям комплекса "Безопасный город".
На региональном уровне
агрегированная информация консолидируется на базе
информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей руководству Республики
Татарстан возможность:
контроля над оперативной
обстановкой в регионе;
координации межведомственного
взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного
управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и
в критических ситуациях.
Для эффективного межведомственного
взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город" в части
определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование
объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного
и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-,
газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и
др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
IV. Функции комплекса "Безопасный
город"
Реализация мероприятий по
построению и развитию комплекса "Безопасный город" должна создать
условия для:
моделирования различных сценариев
возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по
устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания
статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том
числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных
происшествиях, преступлениях и т.д.);
улучшения имиджа органов
исполнительной власти;
предоставления органам
исполнительной власти Республики Татарстан эффективных и прозрачных
инструментов решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и
безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной
власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и
населения;
управления муниципальной
инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной
политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков,
обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;
составления комплексных и
взаимосвязанных планов проведения различных работ;
агрегирования информации через
единую информационную среду на уровне высших должностных лиц республики.
Базовые функциональные требования
к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
безопасность населения и
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
безопасность на транспорте;
экологическая безопасность;
координация работы служб и
ведомств и их взаимодействие.
1. Безопасность населения и муниципальной
(коммунальной) инфраструктуры
1. Обеспечение правопорядка и
профилактика правонарушений на территории муниципального образования
предусматривают:
а) осуществление видеонаблюдения и
видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер
видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том
числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
б) анализ видео- и аудиопотоков,
включая:
автоматическую регистрацию событий
в базе системы видеоанализа потока;
видеоанализ событий;
анализ видеопотока в режиме
реального времени;
идентификацию и распознавание лиц;
в) позиционирование подвижных
объектов;
г) обеспечение функций
общественного контроля деятельности представителей территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение
общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
2. Предупреждение и защита
муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
а) контроль качества работы
коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
сбор и обработку информации с
датчиков;
учет актуальных данных о состоянии
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
автоматическое уведомление о
событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предоставление доступа к
видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
б) обеспечение пожарной
безопасности, включая:
сбор и обработку данных в режиме
реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о
состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;
геолокацию в режиме реального
времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой
помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;
предоставление доступа к
видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
моделирование сценариев развития
ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;
поддержку принятия решений и
обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными
подразделениями с использованием пространственной информации;
в) обеспечение промышленной
безопасности, включая:
оперативный мониторинг состояния
опасных производственных объектов, а также используемых, производимых,
перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и
взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;
мониторинг гидротехнических
сооружений;
мониторинг соблюдения условий
лицензирования опасных производственных объектов;
обеспечение производственного
контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;
моделирование чрезвычайных
ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;
планирование и контроль
необходимых мероприятий и действий;
мониторинг соблюдения нормативных
требований, осуществление комплексного управления операционными рисками,
связанными с экологией и промышленной безопасностью;
г) мониторинг доступа на
охраняемые государственные объекты, включая:
организацию доступа к видеопотоку
с камер, принадлежащих государственным объектам;
фиксацию событий
несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и
уведомление о нем соответствующих служб;
геолокацию в режиме реального
времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;
д) обеспечение экстренной связи,
включая:
обеспечение возможности
предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования
посредством специальных устройств (типа "гражданин - полиция"),
расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах
частого скопления людей и потенциально опасных местах;
геолокацию точки вызова экстренной
службы;
отслеживание ситуации через доступ
к видеопотоку в режиме реального времени;
е) создание системы индикаторов и
профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
категорирование рисков по ряду
критериев;
формирование базы данных профилей
по каждому риску;
формирование базы данных по уже
произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по
устранению;
прогнозирование сценариев развития
чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев
предотвращения чрезвычайных ситуаций.
3. Обеспечение безопасности
объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания
и на трассах проезда с использованием специальных технических средств
предусматривает:
а) предупреждение, выявление и
пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и
охраняемые объекты;
б) прогнозирование, сценарное
моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов
государственной охраны;
в) обеспечение межведомственного
взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз
объектам государственной охраны;
г) предупреждение, выявление и
пресечение преступлений и правонарушений на охраняемых объектах, в местах
постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на
трассах проезда объектов государственной охраны.
4. Автоматизация
межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию
градостроительного комплекса предусматривает:
а) ведение реестров объектов
капитального строительства в составе:
реестров объектов капитального
строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;
реестров технических условий по
различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и
земельных участков;
б) ведение реестров
энергетического хозяйства, электросетей и трасс линий электропередачи в
составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах электроснабжения и электросетях;
реестра ремонтных работ на
объектах энергетической инфраструктуры;
в) ведение реестров сетей и
сооружений водоснабжения в составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах водоснабжения;
паспортных данных объектов
водоснабжения;
данных гидравлического расчета
сетей водоснабжения;
реестра ремонтных работ;
г) ведение реестров тепловых сетей
в составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах теплоснабжения;
паспортных данных объектов
теплоснабжения;
данных теплогидравлического
расчета сетей теплоснабжения;
реестра ремонтных работ;
д) ведение реестров дорог в
составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах транспортной инфраструктуры;
паспортных данных объектов
транспортной инфраструктуры;
реестра ремонтных работ;
е) ведение реестров
телекоммуникаций в составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах телекоммуникации;
паспортных данных объектов
телекоммуникации;
реестров ремонтных и строительных
работ;
ж) ведение социального реестра в
составе:
реестровой и пространственной
информации об объектах социальной сферы: детских дошкольных учреждениях,
школах, спортивных учреждениях, базах отдыха, лечебно-профилактических
учреждениях;
базы данных персонала,
аккредитованного для работы на объектах социальной сферы;
базы данных демографических и
социальных характеристик населения;
з) ведение реестров мест обработки
и утилизации отходов;
и) ведение реестров
природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:
пространственной информации об
особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных
зонах;
базы данных о промышленных
предприятиях и их влиянии на экологию;
расчетных прогнозных моделей зон
распространения выбросов промышленных предприятий и влияния выбросов на среду
жизнедеятельности населения.
5. Обеспечение
информационного комплекса градоуправления предусматривает:
а) ведение электронного плана
города;
б) поддержку принятия решений при
управлении муниципальными активами, включая:
планирование ремонтных работ и
обслуживания;
планирование застройки и переноса
объектов;
моделирование возможных ситуаций
при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;
в) мониторинг и профилактику
безопасности в социальной сфере, в том числе:
санитарно-эпидемиологический
контроль, включая мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных,
паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней
сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных
болезней;
профилактику предотвращения
преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности
объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, мониторинг
продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая
случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в
области лицензирования и правил торговли.
2. Безопасность на транспорте
1. Обеспечение правопорядка и
профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и
видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов
нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме
правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в
центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных
ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного,
водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного
хозяйства;
восстановление хронологии
происшествий;
отслеживание маршрутов
транспортных средств.
2. Обеспечение безопасности
дорожного движения предусматривает:
а) управление логистикой
общественного и личного транспорта;
б) организацию и управление
муниципальным парковочным пространством;
в) моделирование транспортных
потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
г) динамическое прогнозирование
дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с
видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;
д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов)
на дорогах с визуализацией на карте города;
е) обеспечение функций
общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур
на местах.
3. Обеспечение безопасности на
транспорте предусматривает:
а) экстренную связь в транспортных
средствах (автомобильном, водном, железнодорожном и воздушном транспорте),
включая:
автоматическое оповещение служб
экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области
гражданской обороны;
б) экстренную связь на объектах
транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем
связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных
обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях,
устройствах и оборудовании), включая:
автоматическое оповещение служб
экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области
гражданской обороны;
в) информирование о чрезвычайных
ситуациях в транспортных средствах и на объектах транспортной инфраструктуры,
включая:
идентификацию событий на основе
поступающей информации с датчиков, установленных в транспортных средствах, с
визуализацией на электронной карте города;
идентификацию событий на основе
информации, поступающей с датчиков, установленных на объектах транспортной
инфраструктуры, с визуализацией на электронной карте города;
обеспечение доступа к видеопотоку
с камер транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
г) контроль маршрутов движения
общественного транспорта, включая:
фиксацию отклонений от заданных
маршрутов;
контроль времени прохождения пути,
средней скорости;
анализ по различным
характеристикам перемещений общественного транспорта;
фиксацию на основе видеонаблюдения
нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими
пассажирские перевозки;
д) мониторинг маршрутов
воздушных и водных судов, железнодорожного транспорта;
е) контроль результатов
технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:
автоматизированный сбор данных
технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях
последующей аналитической обработки;
информационно-аналитическое
обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере
транспортной безопасности;
ж) контроль технического состояния
транспортных средств, включая:
получение и обработку информации о
состоянии транспортных средств;
автоматическое отслеживание
необходимости планового технического обслуживания;
з) обеспечение автоматизированной
проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков,
контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:
сбор и анализ информации с тахографов;
учет карточек водителей, проверку
на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских
перевозок;
и) организацию системы
информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации,
включая:
предоставление информации о
маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;
информирование о фактической
дорожной ситуации и ее динамике.
3. Экологическая безопасность
1. Мониторинг муниципальной
застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации
предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с
возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Обеспечение взаимодействия
природопользователей и контролирующих органов предусматривает:
а) информационное обеспечение
эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны
окружающей среды;
б) предоставление доступа к единой
нормативной и отчетной базе природопользователей;
в) организацию возможности
удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований
природоохранного законодательства.
3. Контроль в области обращения с
отходами предусматривает:
а) контроль процессов сбора, транспортировки,
переработки и утилизации отходов;
б) мониторинг состояния окружающей
среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки
территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест
размещения и захоронения отходов.
4. Комплексный мониторинг
природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий
предусматривают:
а) мониторинг загрязнения
окружающей среды;
б) мониторинг состояния суши;
в) мониторинг водных ресурсов;
г) мониторинг невозобновляемых
природных ископаемых;
д) контроль состояния почв;
е) мониторинг сейсмической
активности и обеспечение сейсмической безопасности;
ж) мониторинг гидрологической
обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;
з) мониторинг гидрометеорологической
обстановки;
и) мониторинг лесопожарной
опасности;
к) прогнозирование сценариев
развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных
условий;
л) мониторинг экологической
обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
4. Координация работы служб и ведомств и их
взаимодействие
1. Обеспечение возможностей
оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
а) прием и обработку обращений по
всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:
автоматическую регистрацию всех
входящих и исходящих звонков;
автоматическую регистрацию всех
входящих и исходящих электронных писем;
хранение информации об обращениях
и об инициаторе обращения;
статическую и интеллектуальную
маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру
абонента);
геолокацию и визуализацию на
рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;
контроль качества работы
операторов;
планирование расписания рабочих
смен операторов;
б) мониторинг статусов обращений,
включая:
контроль обработки и исполнения
заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;
оперативное предоставление всем
службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в
соответствии с правами доступа;
контроль качества исполнения
заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы
всех служб и ведомств);
в) геофиксацию событий на
электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с
возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической
направленности.
2. Организация межведомственного
взаимодействия предусматривает:
а) управление взаимодействием
муниципальных служб, включая:
создание единого информационного пространства,
в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного
реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над
инцидентом;
организацию межведомственного
взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;
формирование поручений на основе
заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
контроль хода исполнения
поручения;
обеспечение сценариев
информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
б) обеспечение доступа к
информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:
получение оперативной информации о
воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на
электронной карте;
организацию и координацию
совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного
реагирования;
в) обеспечение безопасного
хранения и обработки данных, включая:
обеспечение защищенного доступа к
информации с использованием средств криптографической защиты информации;
автоматическое архивирование и
обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей
сопутствующей информации;
формирование отчетных форм для
муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки
и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за
любой период времени;
обеспечение возможности
формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена
информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения
эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи
между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого
уровня.
V. Целевая архитектура и основные системы
комплекса "Безопасный город"
1. Принципиальная техническая архитектура
комплекса "Безопасный город"
Комплекс "Безопасный
город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и
телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу
информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и
безопасности среды обитания.
Единая (общая)
информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса "Безопасный
город" строится по модульному принципу с возможностью включения в единый
контур управления и информационного обмена элементов уже существующей
инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики
Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных образований и
хозяйствующими субъектами Республики Татарстан собственных программ,
обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды
обитания.
Инфраструктура комплекса
"Безопасный город" базируется на единых для всех субъектов
взаимодействия комплекса функциональных и технических требованиях к компонентам
комплекса "Безопасный город" и форматах обмена данными между
элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая
архитектура комплекса "Безопасный город" объединяет системные
компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.
2. Уровни инфраструктуры комплекса
"Безопасный город"
1. На уровне муниципального
образования (муниципальном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный
город" включает в себя:
а) телекоммуникационную
инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации
между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный
город";
б) комплекс периферийных
устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное
обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность
приема, распределенной обработки и передачи данных;
в) информационно-вычислительную
инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена
данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами
обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса
"Безопасный город", а также системами федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти республики (включая систему
обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру
"112", государственную автоматизированную информационную систему
"ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы,
систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов,
автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного
управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Республике Татарстан и др.);
интеграционную платформу
управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный
анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную
платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных
компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного
документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный
город";
систему обработки и хранения
данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы,
предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач
пользователями комплекса "Безопасный город";
пользовательские прикладные
информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного
самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти
Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения,
включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные
приложения;
г) комплекс информационной
безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации,
мониторинга качества каналов и услуг связи;
д) инженерную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов
комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования,
пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и
управления доступом.
2. На уровне Республики Татарстан
(региональном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный город"
включает в себя:
а) телекоммуникационную
инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации
между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный
город" в муниципальных образованиях и компонентами комплекса
"Безопасный город" уровня субъекта;
б) информационно-вычислительную
инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена
данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами
комплекса "Безопасный город" в соответствии с определенными правилами
и алгоритмами;
интеграционную платформу управления
видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ
видеопотоков;
геоинформационную интеграционную
платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных
компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного
документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный
город";
систему обработки и хранения
данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы
регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения
управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город" на
уровне республики;
пользовательские прикладные
информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного
самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти
Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения,
включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные
приложения;
в) комплекс информационной
безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации,
мониторинга качества каналов и услуг связи;
г) инженерную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов
комплекса "Безопасный город" на уровне Республики Татарстан.
3. Прикладные функциональные системы комплекса
"Безопасный город"
1. Безопасность населения и
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
а) сегмент обеспечения
правопорядка и профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:
управление видеопотоками;
мониторинг и видеоанализ
предупреждения и профилактики правонарушений;
оценка качества деятельности
представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и
безопасности среды обитания;
позиционирование и управление
мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил
по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах);
обеспечение безопасности
охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;
фиксация правонарушений и контроль
обеспечения правопорядка;
биллинг и др.;
б) сегмент предупреждения и защиты
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:
мониторинг и управление работой по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мониторинг ремонтных работ на
объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;
обеспечение экстренной связи по
единому номеру экстренных оперативных служб "112";
система информирования и
оповещения населения;
моделирование предпосылок и оценка
последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;
в) сегмент взаимодействия с
информационными реестрами, включающий следующие компоненты:
земельный муниципальный реестр;
реестр электросетей;
реестр сетей и сооружений
водоснабжения;
реестр тепловых сетей;
реестр дорог;
реестр телекоммуникаций;
социальный реестр;
реестр мест обработки и утилизации
отходов;
реестр природоохранных и
рекреационных зон и паркового хозяйства;
г) сегмент взаимодействия с
комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:
электронный план города;
дежурный план города;
поддержка принятия решений при
управлении муниципальными активами;
социальная безопасность в составе:
медицинской геоинформационной
системы;
ветеринарной геоинформационной
системы;
реестра объектов социальной
инфраструктуры и др.
2. Обеспечение безопасности на
транспорте предусматривает:
а) сегмент обеспечения
правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:
фиксация правонарушений на
дорогах;
видеоанализ происшествий;
б) сегмент обеспечения
безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:
интеллектуальное управление
светофорами;
геоинформационная система
планирования дорожной сети;
геоинформационная система
мониторинга дорожной обстановки;
автоматическая фиксация событий на
дорогах;
управление парковочным
пространством;
биллинг и др.;
в) сегмент обеспечения
безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты:
система защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной
инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного
транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
видеомониторинг и анализ
оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры
железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта,
метрополитена и дорожного хозяйства;
мониторинг маршрутов транспортных
средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);
экстренная связь, информирование и
оповещение в транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры
железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта,
метрополитена и дорожного хозяйства;
управление общественным
транспортом;
контроль технического состояния
транспортных средств;
сбор результатов технического
мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры;
контроль деятельности перевозчиков
и др.
3. Обеспечение экологической
безопасности предусматривает:
а) сегмент геоэкологического
планирования, включающий следующие компоненты:
реестр природопользователей;
геоинформационная система
экологии;
мониторинг выполнения предписаний,
выданных по результатам муниципального экологического контроля;
отчетно-аналитическая система
природопользователей;
нормативно-справочная база
природопользователей;
отчетный комплекс
природопользователей;
биллинг;
б) сегмент предоставления гидрометеорологической
информации, включающий следующие компоненты:
предоставление оперативной
гидрометеорологической информации;
геоинформационная система
сейсмической активности;
геоинформационная система
гидрологии;
в) сегмент экомониторинга,
включающий следующие компоненты:
геоинформационная система
мониторинга экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга
состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых,
контроль состояния почв;
геоинформационная система
мониторинга природных явлений;
геоинформационная система мест
захоронения отходов;
система контроля транспортных
средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
4. Управление оперативной
обстановкой в городе предусматривает:
а) единый центр оперативного
реагирования, включающий следующие компоненты:
ситуационный центр;
управление многофункциональным
центром обработки вызовов;
регистрация и обработка обращений;
контроль поручений;
управление инцидентами;
геомониторинг муниципальных служб;
оперативное управление логистикой
оперативных служб и др.;
б) единую информационную систему
города, включающую следующие компоненты:
межведомственное взаимодействие;
геоинформационная система
оперативного градостроительного комплекса;
официальный сайт единой
информационной системы города;
в) систему безопасного хранения и
обработки данных, включающую следующие компоненты:
архивный комплекс;
отчетно-аналитический комплекс;
комплекс информационной
безопасности.
5. На уровне Республики Татарстан
пользовательский функционал систем комплекса "Безопасный город"
органов государственной власти, территориальных подразделений федеральных
органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа,
определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для оперативного
обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных
образований и органами государственной власти Республики Татарстан
предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими
системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов власти
Республики Татарстан к данным обеспечивается путем организации маршрутизации
данных через единую интеграционную платформу.
Мероприятия по реализации
настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного
взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти республики и органов местного
самоуправления муниципальных образований.
VI. Взаимодействие в рамках комплекса
"Безопасный город"
(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от
06.09.2021 г. № 818)
В Республике Татарстан системным
интегратором комплекса "Безопасный город" выступает Министерство цифрового развития государственного управления,
информационных технологий и связи Республики Татарстан. Органы государственной власти Республики Татарстан во
главе с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан определены в качестве функциональных заказчиков.
Министерство цифрового развития
государственного управления, информационных технологий и связи Республики
Татарстан:
а) обеспечивает проведение работ по
созданию и функционированию комплекса "Безопасный город" на
территории Республики Татарстан;
б) осуществляет координацию
действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего
пользования для обеспечения работы комплекса "Безопасный город" в
Республике Татарстан;
в) участвует в разработке типовых
программно-технических требований и решений по созданию аппаратно-программного
комплекса "Безопасный город";
г) осуществляет контроль и
обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;
д) обеспечивает функционирование
информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз
данных и возможности получения информации о происшествии из архива в
оперативном режиме;
е) обеспечивает функционирование геоинформационной
подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения информационной
безопасности комплекса "Безопасный город";
ж) организует круглосуточную
техническую поддержку пользователей комплекса "Безопасный город";
з) обеспечивает автоматизированное
формирование статистической и аналитической информации о функционировании
системы;
и) проводит обучение пользователей
комплекса "Безопасный город" в части функционирования программного
обеспечения.
Министерство по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
а) обеспечивает координацию работ
по созданию, развитию и организации эксплуатации комплекса "Безопасный
город";
б) осуществляет контроль
функционирования комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан;
в) организует комплекс мер,
обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных
оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).
Целями координаторов мероприятий
по построению и развитию комплекса "Безопасный город" являются:
реализация настоящей Концепции;
контроль за техническим
состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы
безопасности;
взаимодействие в технической части
реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации комплекса
"Безопасный город";
приобретение оборудования и
программного обеспечения;
эксплуатационные расходы (оплата
каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в
информационно-телекоммуникационной сети);
привлечение бизнес-структур для
приобретения и установки на своих объектах технически соответствующих
требованиям программы систем видеонаблюдения с их последующей интеграцией в
общую систему комплекса "Безопасный город";
разработка технических
рекомендаций по установке систем видеонаблюдения на объектах;
иные цели, необходимые для
реализации настоящей Концепции.
Соисполнителями мероприятий по
построению и развитию комплекса "Безопасный город" могут являться:
1. Органы государственной власти:
Управление Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию);
Министерство внутренних дел по
Республике Татарстан (по согласованию);
Главное управление Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (по
согласованию);
Управление Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (по
согласованию);
Комитет по законности и
правопорядку Государственного Совета Республики Татарстан (по согласованию);
Центр специальной связи и
информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике
Татарстан (по согласованию);
Министерство здравоохранения
Республики Татарстан;
Министерство экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан;
Министерство промышленности и
торговли Республики Татарстан;
Министерство образования и науки
Республики Татарстан;
Министерство строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Министерство транспорта и
дорожного хозяйства Республики Татарстан;
Министерство финансов Республики
Татарстан;
Министерство экономики Республики
Татарстан и др.
2. Органы местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
3. Собственники объектов (по
согласованию).
4. Операторы связи (по
согласованию).
В функции соисполнителей входит
реализация мероприятий по построению комплекса "Безопасный город" в
рамках выполнения плана внедрения и развития комплекса "Безопасный
город" по соответствующим ведомственным направлениям.
К функциям координаторов на уровне
республики относятся:
утверждение целевых значений
критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса
"Безопасный город" и его сегментов в муниципальных образованиях;
формирование региональных программ,
обеспечивающих финансирование мероприятий в области общественной безопасности,
правопорядка и безопасности среды обитания;
мониторинг реализации плана
мероприятий в рамках внедрения и развития сегментов комплекса "Безопасный
город" на региональном и муниципальном уровнях;
выполнение критериев и показателей
эффективности использования комплекса "Безопасный город",
установленных главным координатором для субъектов Российской Федерации.
На муниципальном уровне для
реализации задач и функций комплекса "Безопасный город" предусмотрена
возможность создания государственно-частного партнерства.
Соисполнители в рамках построения
и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне
определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований.
Однако к ним должны относиться службы и подразделения, ответственные за
функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального
образования в области:
внедрения и сопровождения
информационных технологий;
экономического планирования и
экономической политики;
делопроизводства;
архитектурного планирования и
градостроения;
капитального строительства и
ремонтных работ;
жилищно-коммунального хозяйства;
транспорта и развития
дорожно-транспортной инфраструктуры;
здравоохранения;
санитарно-эпидемиологического
контроля;
средств массовой информации и
рекламы;
культуры;
торговли и услуг;
имущества;
обеспечения труда и занятости
населения;
социальной защиты населения;
физической культуры и спорта;
семейной и молодежной политики.
К функциям соисполнителей на
муниципальном уровне относятся:
определение приоритетных
направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным
главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и
развития сегментов комплекса "Безопасный город";
формирование муниципальных
программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов
комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне;
реализация мероприятий в рамках
исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса "Безопасный
город" на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным
координатором функциональными и техническими стандартами;
выполнение целевых значений
критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса
"Безопасный город" и его сегментов, установленных в Республике
Татарстан;
обеспечение и координация
взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации
настоящей Концепции;
обеспечение функционирования и
эксплуатации комплекса "Безопасный город" и его сегментов на
муниципальном уровне.
VII. План реализации Концепции
Мероприятия, необходимые для
эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и
безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены
на следующие основные группы:
подготовка нормативной правовой и
регламентной базы для реализации настоящей Концепции;
формирование источников
финансирования настоящей Концепции;
формирование технической базы для
реализации настоящей Концепции;
реализация мероприятий по
построению и развитию комплекса "Безопасный город".
Реализация настоящей Концепции
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском
и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного
межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими
информационными и техническими системами и программами для оптимального
использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных
систем.
Реализация настоящей Концепции
предполагается в 4 этапа.
В рамках первого этапа (апрель -
ноябрь 2018 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка плана мероприятий по
реализации настоящей Концепции на 2018-2022 годы;
определение приоритетных
направлений и оценочной стоимости мероприятий по реализации комплекса
"Безопасный город" в пилотной зоне (г. Казань), в которой
предполагается создание опытных участков систем комплекса "Безопасный
город" (далее - пилотная зона);
категорирование объектов
информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса
"Безопасный город" на базе пилотной зоны;
разработка типовых ситуационных
моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотной зоны;
подготовка предложений по
совершенствованию нормативной правовой базы;
подготовка предложений по
обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
В рамках второго этапа (ноябрь
2018 года - январь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка общего регламента
организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса
"Безопасный город";
утверждение очередности построения
и развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и городских
округах Республики Татарстан;
реализация опытных участков систем
комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;
определение объема и оценочной
стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный
город" во всех муниципальных районах и городских округах Республики
Татарстан;
формирование системы ключевых
показателей эффективности для органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления муниципальных образований республики, отвечающих за построение и
развитие комплекса "Безопасный город" на своих уровнях.
В рамках третьего этапа (январь -
июнь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:
апробация опытных участков систем
комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;
анализ эффективности реализованных
в пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка
оптимизационных решений;
внесение изменений в подпрограмму "Построение
и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в
Республике Татарстан на 2016-2020 годы", входящую в состав государственной программы "Защита
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на
2014-2020 годы", и подготовка муниципальных целевых программ построения и
развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и
городских округах Республики Татарстан (по необходимости);
подготовка к тиражированию
архитектуры комплекса "Безопасный город" в масштабах всей республики.
В рамках четвертого этапа (июнь
2019 года - декабрь 2022 года) запланированы следующие мероприятия:
построение и развитие комплекса
"Безопасный город" во всех муниципальных районах и городских округах
Республики Татарстан;
наращивание функционала сегментов
и систем комплекса "Безопасный город";
мониторинг и контроль
эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса
"Безопасный город".
VIII. Критерии и показатели оценки эффективности
использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов
1. Критериями и показателями
оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" по
основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и
общественной безопасности являются:
а) повышение готовности органов
управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая:
повышение оперативности служб
экстренного реагирования;
повышение уровня готовности
объектов мобилизационного значения к выполнению задач;
профилактику и повышение уровня готовности
объектов оповещения к выполнению задач;
снижение времени мобилизации
человеческих ресурсов и техники;
б) повышение эффективности систем
мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и
правонарушений, включая:
охват всех потенциальных рисков
для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально
опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной
сферы;
повышение точности прогнозирования
и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной
безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы,
обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования
органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и
особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;
повышение качества системы
поддержки принятия решений;
в) снижение количества
чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных
людей, включая:
снижение количества правонарушений
на 100000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом
наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве
совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных
ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение
количества нарушений в сфере экологии и природопользования);
снижение количества жертв и объема
ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного
погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций,
устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);
г) усиление
социально-экономической эффективности программ, реализуемых на территории
Республики Татарстан, включая:
минимизацию ущерба от чрезвычайных
ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций,
кв. метров);
прямую экономическую эффективность
от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости
реагирования участников комплекса "Безопасный город" на происшествия
и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий
чрезвычайных ситуаций и происшествий;
прямую экономическую эффективность
от получения дополнительных доходов при предоставлении дополнительных услуг
коммерческим предприятиям;
косвенную экономическую
эффективность от сокращения экономического ущерба в 2018-2022 годах, в том
числе недополученного дохода консолидированного бюджета за счет гибели людей,
увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет
материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от
происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В дополнение к общим целевым
критериям целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с
предыдущими годами):
динамика количества зарегистрированных
преступлений на улицах и в других общественных местах Республики Татарстан, в
том числе тяжких и особо тяжких;
динамика дорожно-транспортных
происшествий и тяжести их последствий;
уровень аварийности на
промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;
динамика количества
зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий;
динамика чрезвычайных ситуаций, в
том числе на водных объектах города и на объектах проведения спортивных и
культурных мероприятий с массовым участием граждан;
динамика выявленных преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового
досуга населения и в образовательной среде;
динамика зарегистрированных
преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
По предварительным оценкам,
реализация Концепции должна привести к:
снижению количества
террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в
обществе, вызванной угрозой терроризма;
сокращению количества лиц,
привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной
направленности в состоянии наркотического опьянения;
снижению уровня наркотизации
общества, в том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления
наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и
научно-медицинских исследований, изучающих уровень наркотизации в различных
социальных слоях общества);
сокращению количества
несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение
преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного
и наркотического опьянения;
сокращению количества случаев
рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества
правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших 18-летнего возраста;
снижению пожароопасной обстановки
и уровня аварийности на объектах инфраструктуры Республики Татарстан, а также
материальных потерь для экономики;
повышению эффективности работы
органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного
самоуправления муниципальных образований по обеспечению безопасности;
повышению доверия граждан к
органам охраны правопорядка и государственной власти;
повышению уровня безопасности
граждан.
2. Целевые значения по каждому из
указанных критериев эффективности устанавливаются:
а) для органов местного
самоуправления муниципальных образований - главами муниципальных районов и
городских округов с учетом текущего положения и ресурсов конкретного
муниципального образования;
б) для органов исполнительной
власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом
текущего положения и ресурсов Республики Татарстан.
IX. Финансирование
В соответствии с Концепцией построения и развития
аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, финансирование и
ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса
"Безопасный город" будут осуществляться за счет средств федерального
бюджета (при выделении), бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных
образований, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для
построения и развития комплекса "Безопасный город". Финансирование
указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Отрасли
- 020.010.050.000.000 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 160.040.000.000.000 - Безопасность общества