Постановление Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики от 10.11.2022 № 2246 «О Прогнозе социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2025 годы»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Администрации г.Ижевска Удмуртской Республики от 10.11.2022 № 2246 «О Прогнозе социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2025 годы»
Дата подписания 2022-11-10
Номер 2246
Источники официального опубликования
  • Официальный сайт города Ижевска www.izh.ru от 10.11.2022 г.
Статус действия Действует без изменений
Подписан Гуляев В.М.
Ключевые слова прогноз, социально-экономический, развитие, муниципальный

Текст

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ИЖЕВСК от 10 ноября 2022 года № 2246 О Прогнозе социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2025 годы В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016г. №151 «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в муниципальном образовании «Город Ижевск»», руководствуясь Уставом города Ижевска, ПОСТАНОВЛЯЮ:

Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2025 годы.

Временно исполняющий полномочия Главы муниципального образования «Город Ижевск» В.М. Гуляев Приложение к постановлению Администрации города Ижевска от 10.11.2022г. № 2246 Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2025 годы Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год подготовлены на основе статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее – Удмуртстат) на момент разработки указанных материалов. Кроме того, при оценке основных показателей социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год учтена информация 32 предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, в том числе 23 промышленных предприятий, доля которых в объеме отгруженной продукции промышленного производства по крупным и средним предприятиям города Ижевска за 2021 год составила 47,3%. Также учтена информация казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» (далее – Республиканский ЦЗН).

В 2021 году социально-экономическая ситуация, как в целом по России, так и в городе Ижевске, характеризовалась стабильностью и ростом показателей после существенного их замедления в прошлом году из-за введенных ограничений в период распространения новой короновирусной инфекции. С конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. На данные изменения повлияли введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество. Деятельность предприятий сдерживают сложности с логистикой при поставке оборудования, неопределенность относительно будущих рынков сбыта и возможных объемов производства, а также колебания обменного курса, которые осложняют актуализацию бизнес-планов и оценку будущей рентабельности производства. Соответственно, многие предприятия приостанавливают реализацию ряда долгосрочных инвестиционных проектов. Сдержанная потребительская активность, в том числе вследствие более заметной склонности населения к сберегательному поведению, привела к снижению показателей потребительского сектора. Сокращение розничной торговли произошло в основном за счет непродовольственного сегмента, также на этот фактор оказали влияние имеющиеся значительные ограничения предложения в части импортных товаров. Кроме того, из-за сильного повышения цен в марте–апреле 2022 года и снижения доходов населения спрос со стороны населения на отдельные виды товаров остается низким. Значительный рост потребительских цен, в особенности на товары и услуги повседневного спроса, привел к заметному снижению реальных доходов населения. Перечисленные общероссийские тенденции отразились и на развитии экономики Ижевска. В рамках реагирования на изменение социально-экономической и внешнеполитической ситуации Правительством Российской Федерации был разработан и 15 марта 2022 г. принят План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее – План), который впоследствии регулярно дополнялся новыми мерами в зависимости от изменения экономической ситуации.

Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке. Благодаря указанным мерам экономика продемонстрировала устойчивость. Информация об итогах социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемых итогах за 2022 год представлена в таблице 1.

Итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги за 2022 год Таблица 1 Показатели 1 квартал 2022г.1 1 полугодие 2022г.1 9 месяцев 2022.1 оценка 2022г.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых (B), обрабатывающим производствам (C), обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (D), водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (E) по предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб.

87 339,3 169 297,8 245 894,8 364 094 Темп роста, % 144,5 126,6 118,8 109,1 Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации), млн. руб.

…2 …2 …2 191 423 Темп роста, % …2 …2 …2 116,0 Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб.

7 387,1 17 889,3 … 47 750 Темп роста, % 106,0 111,6 … 104,0 Ввод жилых домов, тыс.кв.м.

223,0 334,2 433,9 464,53 Темп роста, % 170,9 145,7 126,6 100,0 Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций, млн. руб.

22 739,34 41 540,24 … 114 645 Темп роста, % 132,14 106,04 … 95,4 Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб.

26 250,2 54 257,6 … 110 750 Темп роста, % 114,0 111,4 … 109,8 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, руб.

50 442,6 52 486,7 … 53 317 Темп роста, % 113,5 111,5 … 110,9 Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, тыс. чел.

173,5 172,3 … 173,1 Темп роста, % 100,4 99,9 … 99,0 Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции):

в Российской Федерации, % 111,5 114,3 114,3 113,95 в Удмуртской Республике, % 112,4 115,6 115,6 115,76 Численность постоянного населения на начало года, чел.

645 183 х х 644 0937 Рождаемость, чел.

1 442 2 736 … 6 150 Темп роста, % 92,5 90,0 98,2 Смертность, чел.

2 146 3 866 … 8 000 Темп роста, % 97,9 92,0 82,6 Естественная убыль населения, чел.

-704 -1 130 … -1 850 Миграционный прирост (убыль) населения, чел.

54 -61 … 760 Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, чел.8 2 201 2 136 2 365 2 500 Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец периода, %8 1,24 0,61 0,67 0,71 1- оперативные данные Удмуртстата;

2- с 2019 года квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания Удмуртстатом не проводится;

3- в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 01.04.2022 года №312-р «Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2022 году»;

4- по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства;

5- по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

6- по прогнозу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

7- оценка на начало 2023 года;

8- информация Республиканского ЦЗН;

…- информация на момент разработки прогноза Удмуртстатом не предоставлена.

Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023 – 2025 годы 1. Введение Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов подготовлен в соответствии со ст.172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 11, 39 Федерального закона от 28.06.2014г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Положением о стратегическом планировании в муниципальном образовании «Город Ижевск», утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016г. №151; ст.4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2010г. №19; постановлением Администрации города Ижевска от 08.06.2016г. №193 «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования «Город Ижевск» на очередной финансовый год и плановый период»; распоряжением Администрации города Ижевска от 29.08.2011г.

№357 «Об утверждении Порядка разработки и корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Ижевска на среднесрочный период».

2. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, одобренного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 октября 2022 года №1166-р (далее – прогноз Удмуртской Республики), анализа тенденций развития экономики города Ижевска, сложившихся в 2021 году и в течение 2022 года, обобщения прогнозных материалов предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Ижевска, отраслевых (функциональных) органов – структурных подразделений Администрации города Ижевска. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов представлены в таблице 2.

Таблица 2 Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Показатели ед. изм.

2020 год, факт1 2021 год, факт1 2022 год, оценка 2023 год, прогноз 2024 год, прогноз 2025 год, прогноз Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых (B), обрабатывающим производствам (C), обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха (D), водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (E) по предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства млн. руб.

238 393 333 795 364 094 352 164 353 971 373 169 Темп роста % 72,2 140,0 109,1 96,7 100,5 105,4 Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) млн. руб.

147 113 165 005 191 423 206 098 220 912 237 536 Темп роста % 98,2 112,2 116,0 107,7 107,2 107,5 Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб.

млн. руб.

44 049 45 898 47 750 49 660 51 740 53 800 Темп роста % 102,1 104,2 104,0 104,0 104,2 104,0 Ввод жилых домов тыс. кв.м.

443,2 464,4 464,52 464,52 478,12 495,12 Темп роста % 106,2 104,8 100,0 100,0 102,9 103,6 Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций млн. руб.

82 735 120 211 114 645 117 390 120 725 124 545 Темп роста % 79,7 145,3 95,4 102,4 102,8 103,2 Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства млн. руб.

92 032 100 880 110 750 119 647 127 875 135 753 Темп роста % 104,7 109,6 109,8 108,0 106,9 106,2 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства руб.

43 522 48 098 53 317 57 600 61 490 65 203 Темп роста % 105,5 110,5 110,9 108,0 106,8 106,0 Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства тыс. чел.

176,2 174,8 173,1 173,1 173,3 173,5 Темп роста % 99,3 99,2 99,0 100,0 100,1 100,1 Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции):

в Российской Федерации3 % 103,4 106,7 113,9 106,0 104,7 104,0 в Удмуртской Республике4 % 103,3 106,7 115,7 108,4 105,7 104,5 Численность постоянного населения на начало года тыс.чел.

648,146 646,468 645,1835 644,093 643,473 643,133 Темп роста % 99,9 99,7 99,8 99,8 99,9 99,9 Рождаемость тыс.чел.

6,269 6,263 6,150 6,110 6,080 6,050 Темп роста % 97,0 99,9 98,2 99,3 99,5 99,5 Смертность тыс.чел.

8,544 9,691 8,000 7,500 7,200 7,000 Темп роста % 123,1 113,4 82,6 93,8 96,0 97,2 Естественная убыль населения тыс.чел.

-2,275 -3,428 -1,850 -1,390 -1,120 -0,950 Миграционный прирост (убыль) населения тыс.чел.

0,597 2,143 0,760 0,770 0,780 0,790 Численность официально зарегистрированных безработных на конец года6 тыс.чел.

7,7 2,7 2,5 2,5 2,4 2,4 Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года6 % 2,20 0,78 0,71 0,71 0,68 0,68 1 - уточненные данные Удмуртстата;

2- в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022 г. № 169 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.08.2015г.

№408 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике»;

3- по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

4- по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

5 - факт;

6- информация Республиканского ЦЗН 3.Промышленное производство Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 2021 год в Ижевске увеличился на 40,0% в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) и составил 333 795 млн.

руб. (в 2020 году – 238 393 млн. руб.).

За 9 месяцев 2022 года по оперативным данным Удмуртстата объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в Ижевске увеличился на 18,8% к АППГ (по Удмуртской Республике - рост на 23,1%) и составил 245 894,8 млн. руб. Из них:

103 148,3 млн. руб. – объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, что больше, чем за АППГ на 21,9% в действующих ценах; 116 079,5 млн. руб. – объём отгруженных товаров предприятий обрабатывающих производств, что больше, чем за АППГ на 19,6% в действующих ценах; 21 417,4 млн. руб. – объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся обеспечением электроэнергией, газом и паром; кондиционированием воздуха, что больше, чем за АППГ на 1,3% в действующих ценах; 5 249,6 млн. руб. - объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг предприятий, занимающихся водоснабжением;

водоотведением, организацией сбора и утилизацией отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений, что больше, чем за АППГ на 24,2% в действующих ценах. Динамика объёмов отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 9 месяцев 2021-2022 гг. представлена на рис.1.

Рис. 1. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства Наибольшую долю в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 9 месяцев 2022 года занимала продукция предприятий обрабатывающих производств – 47,2% (за АППГ- 46,9%) и предприятий по добыче полезных ископаемых - 41,9% (за АППГ - 40,9%).

В ТОП-10 по объёмам отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за январь-сентябрь 2022 года вошли следующие предприятия: ПАО «Ижсталь», АО «Концерн «Калашников», АО «ИЭМЗ «Купол», ФЛ «УДМУРТСКИЙ» ПАО «Т ПЛЮС», АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», Филиал Удмуртэнерго ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ТОСП ООО «ЦСТ», ПАО «Ижнефтемаш», ТОСП ОАО «МИЛКОМ», АО «Ижевский радиозавод». Их доля составила 35,3%. В течение 2022 года в Ижевске отмечается снижение темпов роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства: за 1 квартал 2022 года - 144,5%, за 1 полугодие 2022 года – 126,6%, за 9 месяцев 2022 года – 118,8% к АППГ. В связи с чем, по итогам 2022 года ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в городе Ижевске составит 364,1 млрд. руб., с темпом роста 109,1% к уровню 2021 года. Ограничения на ввоз комплектующих и сырья в ряде отраслей и сегментов экономики, изменения в планах развития предприятий, входящих в Группу АО «АВТОВАЗ», инфляция продолжат влиять на экономическую ситуацию в Ижевске. Кроме того, на динамику объемов отгрузки в промышленности будут оказывать влияние государственные оборонные заказы.

В плановом периоде темп роста объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на промышленных предприятиях города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составит: 2023 год – 96,7%, 2024 год – 100,5%, 2025 год – 105,4% в действующих ценах (рис.2). Рис.2. Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным предприятиям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства 4. Прибыль Объем прибыли по полному кругу прибыльных организаций города Ижевска за 2021 год увеличился по сравнению с АППГ на 45,3% и составил 120,2 млрд. руб. Доля города Ижевска в объеме прибыли по полному кругу организаций Удмуртской Республики составила 85,4%. За 1 полугодие 2022 года объем прибыли, полученной крупными и средними прибыльными организациями города Ижевска (по сопоставимому кругу организаций), по сравнению с АППГ увеличился на 6,0% (в Удмуртской Республике рост на 8,9%) и составил 41,5 млрд. руб. Удельный вес прибыльных организаций в Ижевске – 66,4% (за 1 полугодие 2021 года – 74,7%).

Сумма убытка, полученного крупными и средними организациями города Ижевска (по сопоставимому кругу организаций), за 1 полугодие 2022 года увеличилась относительно АППГ на 64,5% и составила 4 719,5 млн. руб. Удельный вес убыточных организаций в Ижевске - 33,6% (за 1 полугодие 2021 года – 25,3%).

В объеме прибыли, полученной крупными и средними прибыльными организациями города Ижевска, за 1 полугодие 2022 года наибольшую долю занимала прибыль предприятий по добыче полезных ископаемых – 67,9%, предприятий обрабатывающих производств – 18,1%, предприятий, занятых торговлей оптовой и розничной, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов – 5,7%.

Так как объем прибыли по добыче полезных ископаемых в Ижевске и Удмуртской Республике практически совпадают (учет прибыли Удмуртстатом ведется по месту нахождения головной организации), учитывая прогноз Удмуртской Республики, в 2022 году в Ижевске ожидается снижение прибыли прибыльных организаций на 4,6%, а в среднесрочном периоде, ожидается постепенный ее рост на 2,4% - 2,8% - 3,2% (рис.3) вследствие ускорения роста экономики, с одновременным созданием условий для роста инвестиций в основной капитал.

Рис.3 Прибыль прибыльных организаций города Ижевска 5.Инвестиции В 2021 году объем инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 4,2% к АППГ и составил 45,9 млрд. руб. Наибольший удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал, освоенных крупными и средними организациями города Ижевска, за 2021 год занимали предприятия с видами экономической деятельности:

добыча полезных ископаемых (39,2%), обрабатывающие производства (10,8%), транспортировка и хранение (9,6%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (8,3%).

Продолжена работа по созданию условий для развития производства и осуществления инвестиционной деятельности на территории города, республики. Реализуются муниципальные и республиканские меры поддержки по обеспечению устойчивого развития Удмуртской Республики в условиях внешнего санкционного давления, проводится налоговая политика, направленная на развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности, оказывается поддержка инвесторам, развивающим производства по импортозамещению.

В связи с этим, в 2022 году прогнозируется, что темп роста инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составит 104,0%, в том числе за счет реализации следующих проектов:

-АО «ИЭМЗ «Купол»: Создание промышленного комплекса по производству импортозамещающих климатических систем;

-МУП г. Ижевска «Ижводоканал»: СПВ «Кама-Ижевск». Строительство сооружений повторного использования промывных вод скорых фильтров и обработки осадка горизонтальных отстойников;

В 2023 - 2025 годах на территории города Ижевска к реализации планируются следующие проекты:

-АО «ИЭМЗ «Купол»: Создание промышленного комплекса по производству импортозамещающих климатических систем;

-ЗАО «Рестер»: организация производства двухкомпонентных растворов для перитонеального диализа;

-АО «Концерн «Калашников»: проектирование и строительство очистных сооружений промышленных стоков -АО «Концерн «Калашников»: доработка и внедрение единой корпоративной системы управления предприятием и жизненным циклом изделия на отечественной платформе -МУП г. Ижевска «Ижводоканал»:

строительство цеха по производству, хранению и дозированию низкоконцентрированного гипохлорита натрия, вырабатываемого методом электролиза;

Кроме того, в рамках муниципально-частного партнерства реализуется инвестиционный проект «Проектирование, строительство, эксплуатация автоматических автозаправочных станций (ААЗС) по отпуску населению нефтепродуктов и электрозарядке транспортных средств с электродвигателями». В 2022 году планируется заключение концессионного соглашения о финансировании, создании и эксплуатации объекта спорта «Дворец единоборств» в городе Ижевске.

С учетом реализуемых на территории города инвестиционных проектов общая сумма инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по организациям, не относящимся субъектам малого предпринимательства, в 2023 - 2025 годах увеличится на 4,0 – 4,2%. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году составит 49,7 млрд. руб., в 2024 году – 51,7 млрд. руб., в 2025 году – 53,8 млрд. руб. (рис.4).

Рис.4 Объем инвестиций в основной капитал по городу Ижевску 6.Строительство На территории города за счет средств физических и юридических лиц активно продолжается строительство многоквартирных многоэтажных жилых домов и индивидуальных жилых домов. В 2021 году в Ижевске введено 464,4 тыс.кв.м. общей площади жилых домов (в 2020 году – 443,2 тыс.кв.м). Это самый высокий показатель за последние 13 лет. На 2022 год в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 01.04.2022 года №312-р «Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2022 году» и постановлением Администрации города Ижевска от 20.04.2022 года №775 «Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2022 году» задание по вводу жилья для города Ижевска составляет 464 500 кв.м. Планируется, что за счет строительства многоквартирных домов, в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», программы «Молодая семья» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», государственных программ по субсидированию ипотечных ставок «Господдержка семей с детьми», «Господдержка», направленных на стимулирование строительной отрасли и создание благоприятных условий для семей при решении жилищной проблемы, а также за счет застройщиков индивидуального жилья данный показатель к концу 2022 года будет достигнут.

Плановые значения по вводу жилья на 2023 год – 464 500 кв.м., на 2024 год – 478 095 кв.м., на 2025 год – 495 089 кв.м.

(рис.5.) предусмотрены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022г. № 169 «О внесении изменений в постановление Правительства УР от 17.08.2015г. №408 «Об утверждении государственной программы УР «Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике». Рис.5. Динамика общей площади вводимого жилья в городе Ижевске Наращиваются объемы по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы. Средний темп строительства составил 1 школа и 2 детских сада в год.

По итогам первого полугодия 2022 года завершено строительство школы на 1224 места по ул. Архитектора П.П. Берша в Устиновском районе города Ижевска, детского сада в гор. Машиностроителей на 150 мест; разработаны проекты, получены положительные заключения госэкспертизы на строительство детского сада по ул. Ворошилова, 46а, на завершение строительства ДШИ №3; откорректирован проект по строительству детского сада по ул. В. Сивкова на 240 мест.

К концу 2022 года будет обеспечен ввод в эксплуатацию, завершен капитальный ремонт следующих объектов:

- 9 объектов, реализуемых в рамках программы «Стимул» (расширение ул. В. С.Тарасова на участке от ул. 50 лет ВЛКСМ до ул. Школьная с организацией двустороннего движения и реконструкцией перекрестка территорий; строительство подъездной дороги в микрорайоне №7 жилого района «Восточный» в Устиновском районе г. Ижевска; строительство водопровода, ливневой канализации, теплотрассы, хозяйственно-бытовой канализации к жилому комплексу, расположенному между ул. К. Маркса и ул. Красная в Первомайском районе г.

Ижевска; строительство водопровода и хозяйственно-бытовой канализации к жилым домам № 1, № 2, № 3, № 4 по ул. Камбарская; строительство сетей теплоснабжения к жилым домам по ул. Ухтомского);

- благоустройство Центральной площади на участке от ул. Красная до ул. М. Горького (в рамках национального проекта «Жилье и городская среда»);

- установка стелы в честь присвоения городу Ижевску почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» (1 этап);

- работы по сохранению объекта культурного наследия «Памятник И.Д. Пастухову, 1933, скульптор Ефимов И.С.; бронза»;

- капитальный ремонт здания МБУ ОО ДО «Детская школа искусств №1 им. Г.А. Корепанова», МАУ ОО ДО «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского», МБОУ ДО «Военно-патриотический центр «Школа юных летчиков»;

- капитальный ремонт фасада здания МБОУ «СОШ №55» по ул. Автономная, 23 Ленинского района и крыльца Гимназии №6 им.

Габдуллы Тукая;

- капитальный ремонт кровель в рамках «Большого ремонта» (МАДОУ №287, МБОУ «СОШ №35»).

Также к концу 2022 года планируется разработать проектно-сметную документацию по следующим объектам:

- строительство автомобильной дороги от пр. Колосковый до ул. Славянское шоссе;

- строительство нового здания школы №61 (со сносом старого здания) в Ленинском районе; - капитальный ремонт кровли МБДОУ №54;

- капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений (СОШ №9, 62, IT-Лицей №24);

- сохранение объекта культурного наследия ДНТ «Спартак» и монумента дружбы «Навеки с Россией»;

- капитальный ремонт «Комплексной спортивной школы» по ул. Советская;

- строительство приюта для безнадзорных животных в Устиновском районе.

К приоритетным задачам на 2023 год относятся:

- начало строительства зданий и сооружений ГКНС №3 и коллектора №26; - завершение строительства сооружений повторного использования промывных вод на СПВ «Кама-Ижевск»;

- строительство инженерных коммуникаций и автодорог в рамках программы «Стимул»;

- начало строительства сетей водоснабжения в мкр. Люлли; - завершение строительства дополнительного здания детской школы искусств №3 и спортивного стадиона школы №5;

- строительство спортивных стадионов школ №16,76, а также разработка проектной документации на строительство межшкольных стадионов;

- установка модульного спортивного зала на территории школы №51;

- начало строительства здания детского сада по ул. В. Сивкого, 265б в Октябрьском районе г.Ижевска, здания детского сада по ул.Ворошилова, 46а в Устиновском районе г.Ижевска;

- строительство здания школы №61;

- разработка проектной документации на строительство школы по ул. Щедрина, 1 со сносом ветхого здания МБОУ «СОШ №63» и в мкр. Новый город, на строительство детского сада по ул. Ильфата Закирова;

- начало строительства яхт клуба «Дельфин» в Октябрьском районе г. Ижевска;

- капитальный ремонт зданий МБОУ «Хореографический лицей № 95», МБОУ «СОШ №90», МБОУ «СОШ №63», МБОУ «Гимназии №6 им. Габдуллы Тукая»;

- начало капитального ремонта здания МАУ «Комплексная спортивная школа»;

- начало мероприятий по сохранению объекта культурного наследия ДНТ «Спартак»;

- завершение строительства приюта для безнадзорных животных;

- проведение капитального ремонта кровель и замены оконных блоков в рамках программы «Большой ремонт»;

- установка стелы в честь присвоения городу Ижевску почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» (2 этап – благоустройство сквера);

- разработка проектной документации на проведение капитального ремонта в общеобразовательных учреждениях, для участия в программе «Модернизация школьных систем образования».

Ведется работа по привлечению субсидий и внебюджетных средств на строительство автомобильных дорог. Город получил федеральные субсидии на создание инженерных коммуникаций, автомобильных дорог в районах многоквартирной застройки.

На сегодняшний день для создания социальной, инженерной, дорожной инфраструктуры ведется работа с застройщиками города. Заключены соглашения о добровольных пожертвованиях, по условиям которых застройщики направляют собственные средства на разработку проектной документации, а также на строительство муниципальных объектов, что снижает нагрузку на бюджет. Для привлечения дополнительных источников финансирования в объекты муниципальной собственности Администрация города Ижевска регулярно направляет заявки, письма и обращения в отраслевые министерства Удмуртской Республики с целью участия муниципального образования «Город Ижевск» в национальных проектах, государственных программах. Приоритетными направлениями деятельности на 2023-2025 гг. остаются следующие:

- продолжение работы по проектированию, строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов муниципальной собственности;

- взаимодействие с вышестоящими органами исполнительной власти, застройщиками Ижевска, инвесторами по вопросу привлечения финансовых средств на создание и ремонт объектов муниципальной собственности;

- усиление контроля над строительством и капитальным ремонтом объектов.

7.Потребительский рынок В 2021 году общий объем розничного товарооборота в городе Ижевске по сравнению с АППГ увеличился в действующих ценах на 12,2% и составил 165,0 млрд. руб., в том числе:

- оборот розничной торговли увеличился на 11,6% и составил 156,7 млрд. руб. (103,7% в сопоставимых ценах к 2020 году), - оборот общественного питания увеличился на 25,2% и составил 8,3 млрд. руб. (118,1% в сопоставимых ценах к 2020 году). В Удмуртской Республике оборот розничной торговли за 2021 год увеличился на 10,8% и составил 265,6 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 103,0 %. Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2021 году сложилась на уровне 6,7%, что повторяет среднероссийские тенденции. Рост цен на продовольственные товары составил 7,8%, непродовольственные товары – 7,1%, услуги – 4,6%.

Справочно: начиная с 2019 года, в соответствии с Производственным планом работ Росстата квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания по городским округам и муниципальным районам Удмуртской Республики не проводится. В связи с чем, данные сведения по городу Ижевску Удмуртстат разрабатывает только по итогам года. Информация по индексу потребительских цен разрабатывается только по Удмуртской Республике. В январе-августе 2022 года оборот розничной торговли в Удмуртской Республике увеличился на 18,1% и в сопоставимых ценах был на 0,1% ниже соответствующего периода 2021 года. На данный рост оказали влияние инфляционные процессы, причем темпами, превышающими рост цен в целом по России.

Среднегодовой индекс потребительских цен в Удмуртской Республике по итогам 8 месяцев 2022 года составил 115,7% (в России – 114,4%), в том числе на товары – 118,1% (в России – 116,3%), на услуги – 108,8% (в России – 109,2%). Негативное влияние на динамику цен в 2022 году оказал ажиотажный спрос на продовольственные и непродовольственные товары в марте текущего года. В марте рост цен по отношению к февралю на непродовольственные товары в Удмуртской Республике составил 15,0%, на продовольственные – 6,9%.

Наибольший рост цен в текущем периоде отмечается на товары повседневного спроса (сахар, муку, молоко). В сегменте непродовольственных товаров наблюдался ускоренный рост цен на отдельные товары с высокой импортной составляющей - моющие и чистящие средства, мебель, электротовары, а также строительные материалы. Замедление среднегодовой инфляции в летний период и умеренный рост цен до конца года по прогнозу Удмуртской Республики приведут к формированию инфляции в среднегодовом исчислении на уровне – 115,7%.

Учитывая вышеизложенное, в 2022 году ожидается, что темп роста общего объема розничного товарооборота в действующих ценах в городе Ижевске составит 116,0% к АППГ. В прогнозируемом периоде на потребительский спрос по-прежнему будут оказывать влияние инфляционные процессы и динамика реальных располагаемых доходов населения: темп роста общего объема розничного товарооборота в 2023 году в действующих ценах составит – 107,7%, в 2024 году - 107,2%, в 2025 году – 107,5 (рис.6). Рис. 6 Розничный товарооборот в городе Ижевске В качестве положительных факторов, на рост оборота розничной торговли повлияет расширение возможностей онлайн - торговли, гибкость бизнеса в условиях санкций, запуск новых направлений в развитии торговли.

Факторами, которые могут оказать отрицательное воздействие на динамику роста оборота розничной торговли: - ужесточение антироссийских санкций; - рост закупочных цен на потребительские товары;

- сдержанный потребительский спрос, обусловленный умеренным ростом реальных располагаемых доходов;

- изменение потребительского поведения в сторону сбережения;

- наличие долговой нагрузки по кредитам.

8.Демография В демографической ситуации в Ижевске в 2019-2022гг. в результате заметного снижения рождаемости естественный прирост населения сменился естественной убылью. Данная тенденция вызвана ежегодным, начиная с 2016 года, снижением рождаемости в Ижевске, что вызвано демографическими причинами: в фертильный возраст вступило немногочисленное поколение 90-х годов, вследствие чего численность женщин в основном репродуктивном возрасте (от 20 до 35 лет), на которую приходится основная доля рождений, сократилась. Данная тенденция будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода (рис.7). Рис.7 Численность женщин в возрасте 20-35 лет (на начало года) Кроме того, в 2020-2022г.г. ухудшение демографической ситуации также произошло на фоне пандемии COVID-19.

По данным Удмуртстата в 2021 года в Ижевске родилось 6 263 чел. (на 6 чел. меньше, чем в 2020 году). В то же время значительно увеличилась смертность населения – в 2021 году умерло 9 691 чел., что на 1 147 чел. больше, чем в предыдущем году. Естественная убыль населения в 2021 году выросла, достигнув 3 428 чел. (в 2020 году естественная убыль населения составляла 2 275 чел.). Снижение показателя рождаемости также обусловлено тенденцией к откладыванию рождения, как первых, так и вторых детей, на более поздний период. Информация о количестве семей по очередности рождения детей в городе Ижевске по данным Управления ЗАГС Администрации города Ижевска представлена на рис.8.

Рис. 8 Количество семей по очередности рождения детей в городе Ижевске За январь – август 2022 года по данным Удмуртстата рождаемость в Ижевске по сравнению с АППГ сократилась (3 678 рождений против 4 114 чел.), также сократилась и смертность (4 975 чел.

против 5 813 чел). Естественная убыль населения снизилась, составив 1 297 чел. (за АППГ – 1 699 чел.). По итогам 2022 года ожидается, что рождаемость будет ниже, чем в 2021 году, и составит 6 150 чел., в среднесрочном периоде прогнозируется ее дальнейшее сокращение. Учитывая эпидемиологическую обстановку, прогнозируется достаточно высокая смертность в 2022 году, с постепенным ее снижением в последующие годы (рис.9).

Рис.9 Естественное движение населения в городе Ижевске В миграционных процессах по итогам 2021 года в Ижевске отмечалась положительная тенденция: число прибывших превысило число выбывших. Миграционный прирост по данным Удмуртстата составил 2 143 чел. За январь-август 2022 года сложилась миграционная убыль – 126 чел. На динамику показателя в существенной мере оказывают влияние изменения действующего миграционного законодательства, а также недружественные действия иностранных государств в отношении Российской Федерации. Вместе с тем, за счет ежегодного притока в Ижевск студентов на обучение, привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, изменений в действующем миграционном законодательстве, упрощающих процедуру получения гражданства Российской Федерации, по итогам 2002 года и в прогнозном периоде в Ижевске ожидается миграционный прирост.

В результате демографических процессов численность постоянного населения в городе Ижевске на 01.01.2022г. снизилась и составила 645 183 чел. По прогнозу, в ближайшее время существенного изменения сложившихся тенденций в Ижевске не предвидится, ежегодное сокращение численности населения продолжится (рис.10).

Рис.10 Численность населения в городе Ижевске на начало года 9.Занятость населения Численность работающих в организациях города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, на протяжении ряда лет имеет тенденцию к снижению. В 2021 году в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, работало 174,8 тыс. чел. или 99,2% к АППГ. В 2022 году данная тенденция не изменились. За первое полугодие 2022 года 233 организации сообщили в Республиканский ЦЗН о предстоящем высвобождении работников в количестве 1310 чел., проживающих в городе Ижевске (на 01.07.2021года – 145 организаций о высвобождении 927 ижевчан). По поступившим в Республиканский ЦЗН от организаций сведениям на 01.07.2022 года в городе Ижевске в режиме неполной занятости работало 1062 чел. на 10 предприятиях города, в режиме простоя находились 3509 чел. на 5 предприятиях города (на 01.07.2021года - в режиме неполной занятости 106 чел. на 2 предприятиях города, в режиме простоя - 104 чел. на 2 предприятиях). По итогам 2022 года ожидается, что среднесписочная численность работников в организациях города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, снизится и составит 173,1 тыс. чел. В 2023 году увеличения числа занятых на крупных и средних предприятиях не ожидается. В 2024-2025 годы в Ижевске прогнозируется ежегодный незначительный прирост числа работающих (рис.11).

Рис. 11 Среднесписочная численность работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства Расширение границ трудоспособного возраста в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и постепенное увеличение численности населения в трудоспособном возрасте (рис.12) не окажет большого влияния на рост численности трудовых ресурсов в экономике города.

Рис.12 Возрастная структура населения города Ижевска на начало года, %.

На численность работников в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в Ижевске также окажут влияние: -существенные изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики;

-миграционная убыль населения в трудоспособном возрасте (в 2021 году – в возрасте 19-20 лет и, начиная с 40 лет; в 2020 году в возрасте 19-22 года и, начиная с 46 лет); -переход работников в сферу малого бизнеса в результате проводимой политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (таблица 3).

Таблица 3 Прогноз числа субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Ижевска Показатели 2020 год факт 2021 год факт 2022 год оценка 2023 год прогноз 2024 год прогноз 2025 год прогноз Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

34 417 35 322 35 670 36 029 36 400 36 750 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, чел.

116 476 111 431 112 825 113 970 115 100 116 250 Исходя из данных Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике, в 2020 году по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ижевска вели деятельность 34 417 субъектов малого и среднего бизнеса, в 2021 году – 35 322 ед., по состоянию на 10.10.2021 – 35 075 ед. (61,7% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике), в том числе: 16 947 ед. юридических лиц и 18 128 ед.

индивидуальных предпринимателей.

С 1 июля 2020 года на территории Удмуртской Республики введен новый налоговый режим "Налог на профессиональный доход". По состоянию на 01.10.2022 количество зарегистрированных "самозанятых" в Ижевске – 23 972 ед.

Структура малых и средних предприятий (с учетом ИП и микропредприятий) по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса.

Несмотря на изменившуюся с конца февраля текущего года ситуацию, уход отдельных западных компаний с территории Российской Федерации, а также инфляцию, ситуация на рынке труда в 2022 году в Ижевске сохраняется стабильной: уровень безработицы держится на исторических минимумах. По данным Республиканского ЦЗН численность официально зарегистрированных безработных на 1 октября 2022 года по сравнению с началом года снизилась на 13,3% и составила 2 365 чел. (на 1 января 2022 года – 2 729 чел.), на 15,4% снизился уровень по сравнению с АППГ (на 1 октября 2021 года – 2 794 чел.), рис.13.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 октября 2022 года составил 0,67% (за АППГ – 0,80%).

Рис. 13. Численность официально зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы В составе зарегистрированных безработных граждан преобладают руководители, специалисты высшего уровня квалификации, квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, неквалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности.

Потребность предприятий в работниках за период с 01.10.2021 года по 01.10.2022 года снизилась на 19,8% и на 1 октября 2022 года составила 10 732 чел. (на 01.10.2021г. – 13 384 чел.), в том числе по ИТР и служащим – 3 520 чел., по рабочим профессиям – 7 212 чел. На рынке труда города Ижевска сохраняется устойчивый спрос на рабочие профессии: уборщик производственных и служебных помещений, продавец продовольственных товаров, водитель автомобиля, помощник воспитателя, разнорабочий, повар, дорожный рабочий, дворник, грузчик.

Потребность предприятий в работниках на 1 октября 2022 года в 4,5 раза превышала численность официально зарегистрированных безработных (за АППГ превышала в 4,8 раза).

За 9 месяцев 2022 года из числа обратившихся в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы:

- численность граждан, уволившихся по собственному желанию, уменьшилась по сравнению с АППГ на 14,0% и составила 4 856 чел.; - численность граждан, уволенных с предприятий по соглашению сторон, увеличилась на 3,1% и составила 1 715 чел.; - численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уменьшилась на 0,1% и составила 900 чел.; - численность граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые (незанятое население), уменьшилась на 10,0% и составила 2 224 чел. (рис. 14).

Рис. 14 Структура населения города Ижевска, обратившегося в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы За 9 месяцев 2022 года при содействии Республиканского ЦЗН нашли работу 2 618 человек, обратившихся за предоставлением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Реализация в 2022 году дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, во исполнение постановления Правительства РФ от 13.03.2021г. №362 «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» и постановления Правительства РФ от 13.03.2021г. № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» позволит постепенно стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.

В течение 2023-2025 годов, при условии благоприятной эпидемиологической обстановки, эффективной реализации мер Правительства РФ, направленных на восстановление экономики страны, реализации национальных проектов и долгосрочных стратегических планов, возможно постепенное снижение числа обращений граждан в службу занятости.

Основную долю на регистрируемом рынке труда г. Ижевска составят граждане, уволенные по собственному желанию, уволенные по соглашению сторон, длительно (более года) незанятые в экономике, граждане, впервые ищущие работу. Предполагается, что сохранится спрос на такие специальности, как: врач, медицинская сестра, фельдшер, преподаватель в школе, бухгалтер, швея, воспитатель детского сада, помощник воспитателя, водитель автомобиля, арматурщик, бетонщик, маляр, кондитер, повар, пекарь, сварщик, слесарь, продавец, станочник, инженер, менеджер. Также сохранится потребность в неквалифицированных кадрах: грузчиках, подсобных рабочих, разнорабочих, уборщиках, кухонных рабочих.

Ожидается, что в 2023-2025 годах за содействием в поиске подходящей работы обратится в органы службы занятости около 40 тысяч человек. Из них будут признаны безработными около 24 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы к концу 2025 года не превысит 0,86% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

Предполагается, что часть населения, попавшего на рынок труда, будет самостоятельно искать работу, а другая воспользуется услугами службы занятости населения. При содействии службы занятости в 2023-2025 годах будет трудоустроено не менее 22 тыс. человек. Уровень трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу в течение года, планируется около 55%. Государственных услуг по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения будет оказано около 26 тыс. Предполагается, что около 3 тыс. человек - пройдут профессиональное обучение по направлению службы занятости. Уровень трудоустройства после профессионального обучения составит около 85%.

Для безработных граждан, длительно состоящих на учете, предусмотрены программы социальной адаптации, переобучение.

Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выпускников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и др. - программы активной политики занятости, оказание услуг в соответствии с жизненной ситуацией граждан, а также квотирование и резервирование рабочих мест. Для желающих - содействие самозанятости, предпринимательской деятельности, другие мероприятия, способствующие их трудоустройству.

Прогноз состояния рынка труда города Ижевска по данным Республиканского ЦЗН представлен в таблице 4.

Таблица 4 Показатели ед. изм.

2021 год, факт 2022 год, оценка 2023 год, прогноз 2024 год, прогноз 2024 год, прогноз Численность официально зарегистрированных безработных на конец года тыс. чел.

2,7 2,5 2,5 2,4 2,4 Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года % 0,78 0,71 0,71 0,68 0,68 В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной. Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан. В рамках Плана реализуются мероприятия по поддержке рынка труда,предусматривающие в том числе:

-увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие с учетом районного коэффициента в Удмуртии составляет 14 710,80 руб);

-организация общественных и временных работ;

-поддержка работников, находящихся в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);

-профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;

-переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;

-стимулирование найма отдельных категорий граждан;

-временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.

Дополнительно, в целях стимулирования занятости населения, повышен размер денежных выплат в рамках социального контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 г. № 1160 в рамках оказания государственной социальной помощи по мероприятиям «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» до 350 тыс. руб. и «Ведение личного подсобного хозяйства» до 200 тыс. руб., соответственно.

10.Заработная плата Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2021 году по сравнению с АППГ увеличилась на 10,5% и составила 48 098 руб. (в 2020 году – 43 522 руб.).

По итогам 7 месяцев 2022 года среднемесячная заработная плата работников организаций Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, сложилась на уровне 52 623,8 руб., что на 11,6 % выше АППГ (Таблица 5). Таблица 5 Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в городе Ижевске в разрезе видов экономической деятельности Вид экономической деятельности 7 месяцев 2022 года, руб.

Темп роста в % к уровню АППГ Всего 52 623,8 111,6 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 47 179,9 119,6 Добыча полезных ископаемых 117 594,0 96,0 Обрабатывающие производства 53 416,8 112,8 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 54 343,1 108,0 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 46 491,9 110,5 Строительство 52 889,3 119,1 Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов 52 121,2 121,2 Транспортировка и хранение 47 880,3 113,9 Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 34 299,1 112,7 Деятельность в области информации и связи 65 720,3 115,6 Деятельность финансовая и страховая 77 889,2 122,3 Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 40 837,2 99,7 Деятельность профессиональная, научная и техническая 64 054,8 111,8 Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 39 439,8 122,8 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 52 452,8 103,7 Образование 40 729,8 111,0 Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 45 363,2 106,4 Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 35 689,2 105,0 Предоставление прочих видов услуг 47 876,6 111,5 При этом межотраслевая дифференциация заработной платы сохраняется. Соотношение размера оплаты труда работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 7 месяцев 2022 года по отдельным видам деятельности составило 3,4 раза (за 7 месяцев 2021 года – 4,0 раза). Самая высокая оплата труда по-прежнему отмечается в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (117 594,0 руб.), в финансовой и страховой деятельности (77 889,2 руб.), самая низкая – в организациях, предоставляющих услуги гостиниц и общественного питания (34 299,1 руб.).

По итогам 2022 года ожидается, что среднемесячная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличится на 10,9% и достигнет 53 317 руб. В 2023 году прогнозируется, что темп роста среднемесячной заработной платы в Ижевске составит 108,0%, в 2024 году - 106,8%, в 2025 году – 106,0% (рис.15). При определении значения данного показателя учтены фактические данные за 1 полугодие 2022 года, полученные от 32 организаций города, их оценка по итогам за 2022 год и прогноз на 2023-2025 годы. Увеличение размера среднемесячной заработной платы в Ижевске в плановом периоде будет идти темпами, сопоставимыми с темпами роста данной величины в целом по Российской Федерации и Удмуртской Республике. Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника к 2025 году увеличится на 35,6% по сравнению с 2021 годом и составит 65 203 руб. Рис.15. Начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников будут направлены следующие меры государственной политики: - ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, в том числе в целях решения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации 21 июля 2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы. Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.

Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В 2021 году фонд заработной платы по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 9,6% и составил 100,9 млрд. руб. За 7 месяцев 2022 года фонд оплаты труда работников организаций увеличился на 11,3% к АППГ. По итогам 2022 года фонд оплаты труда оценочно составит 110,8 млрд. рублей и увеличится к АППГ на 9,8% (рис.16). Рис.16. Темпы роста фонда оплаты труда по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства за 2021-2022 гг., % С учетом прогнозируемого увеличения номинальной заработной платы и динамики численности работников прогнозируемый темп роста фонда заработной платы в 2023 году составит 108,0%, в 2024 году – 106,9%, в 2025 году – 106,2% (рис. 17). В основу данного прогноза легла информация 32-х предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет муниципального образования «Город Ижевск». Рис.17.

Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства 11. Бюджет муниципального образования «Город Ижевск» В 2021 году экономика столкнулась с серьезными трудностями, исполнение бюджета осуществлялось в экономических условиях, складывающихся на фоне ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции и устранением ее последствий.

Ижевск среди 17 городов – административных центров субъектов РФ (Астрахань, Волгоград, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Ульяновск, Уфа, Чебоксары и Тольятти) в 2021 году занимал 9 место по объему поступлений доходов (с учетом межбюджетных трансфертов) в бюджет.

По поступлению налоговых и неналоговых доходов в 2021 году город Ижевск находился на 13 месте. Темп роста в сравнении с предыдущим годом составил 105% или 14 место среди городов. Так, наибольший рост поступлений налоговых и неналоговых доходов наблюдался в Чебоксарах – 123,1%, Йошкар-Оле – 122,6% и Саратове – 120,1%. Наименьший прирост поступлений наблюдался в Уфе – 109,5%, Саранске – 107,8% и Астрахани – 104,9%. Снижение поступлений наблюдалось в Волгограде на 5,0%. По сравнению с 2020 годом рост безвозмездных поступлений наблюдался в 17 городах, в том числе и в Ижевске (по объему безвозмездных поступлений за 2021 год Ижевск занимал 16 место). Наибольшая бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов в 2021 году отмечалась в Перми – 20,6 тыс. рублей, Самаре – 16,2 тыс. рублей и Казани – 15,5 тыс.

рублей. В Ижевске – 8,9 тыс. рублей (15 место).

По общему объему расходов город Ижевск находился на 10 месте (16,33 млрд рублей) среди 17 городов (наибольшие общие объемы расходов отмечались в Нижнем Новгороде – 45,50 млрд рублей, наименьшие в Йошкар-Оле – 6,5 млрд рублей). По объемам расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство Ижевск находился на 15 и 16 месте, соответственно. В 2021 году наибольшая доля расходов на образование в общем объеме расходов бюджетов отмечалась в Ижевске – 67,61%, Казани – 62,54% и Оренбурге – 60,88%, наименьшая доля наблюдалась в Перми – 39,51%, Йошкар-Оле – 41,76% и Уфе – 41,78%. По итогам 2021 года по объему расходов на образование город Ижевск занял 8 место.

Наибольшая бюджетная обеспеченность на душу населения по расходам в 2021 году отмечается в Перми – 41,99 тыс. рублей, Нижнем Новгороде – 36,16 тыс. рублей и Пензе – 32,08 тыс. рублей. Наименьшая бюджетная обеспеченность на душу населения по расходам отмечается в Астрахани – 20,15 тыс. рублей, Йошкар-Оле – 22,64 тыс. рублей и Тольятти – 22,91 тыс.

рублей. Город Ижевск занял 12 место среди городов, бюджетная обеспеченность на 1 жителя в 2021 году составила 25,31 тыс. рублей (2020 год – 25,05 тыс. рублей, 8 место).

Соотношение максимальной бюджетной обеспеченности на душу населения по расходам к минимальной в 2021 году составляла 2,08 раза (бюджетная обеспеченность в городе Пермь к бюджетной обеспеченности в городе Астрахань). Соотношение с максимальной бюджетной обеспеченностью на душу населения города Ижевска составило 1,66 раза (2020 год – 1,46).

При формировании бюджета на 2022 год определены основные направления работы по укреплению и развитию доходной части бюджета, включающие ряд первоочередных задач, в том числе: повышение качества администрирования доходов бюджета города Ижевска, повышение эффективности работы с муниципальным имуществом, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.

Важным моментом является адаптация объема расходных обязательств к реальному прогнозу собственных доходов с учетом поступлений из бюджетов других уровней. Осуществлялось активное взаимодействие с Правительством Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики по вопросу привлечения средств из вышестоящего бюджета. Одновременно большее внимание уделяется эффективному управлению муниципальным долгом, в том числе за счет реализации мероприятий Долговой политики муниципального образования «Город Ижевск».

За январь-сентябрь 2022 года доходы бюджета города Ижевска выросли на 9,9% к АППГ и составили 11 477,8 млн. руб. в том числе собственные доходы за январь-сентябрь 2022 года выросли на 11,7% к АППГ и составили 4 000,2 млн. руб. (табл.6) Таблица 6 Структура доходов бюджета муниципального образования «Город Ижевск» Фактические поступления за 9 месяцев 2021 года Сумма бюджетных назначений на 2022г., тыс.руб.* Фактические поступления за 9 месяцев 2022 года Исполнение бюджетаза 9 месяцев 2022г., % Сумма, тыс. руб.

Доля в общем объеме доходов, % темп роста к АППГ, % Сумма, тыс. руб.

Доля в общем объеме доходов, % темп роста к АППГ, % ДОХОДЫ, ВСЕГО 10 444 175,7 100,0 104,2 16 703 533,2 11 477 796,7 100,0 109,9 68,7 НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3 582 175,0 34,3 112,7 6 416 573,1 4 000 196,9 34,9 111,7 62,3 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 990 900,8 28,6 114,1 5 320 727,0 3 392 908,9 29,6 113,4 63,8 Налог на доходы физических лиц 2 203 487,2 21,1 115,3 3 547 170,0 2 460 761,1 21,4 111,7 69,4 Акцизы 56 841,4 0,5 195,3 78 181,0 67 253,0 0,6 118,3 86,0 Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - - - 132 810,0 135 586,0 1,2 - 102,1 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 88 035,0 0,8 43,8 - 350,6 0,0 0,4 - Единый сельскохозяйственный налог 2 279,3 0,0 -834,3 3 150,0 425,9 0,0 18,7 13,5 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 127 022,4 1,2 325,0 257 000,0 106 382,8 0,9 83,8 41,4 Налог на имущество физических лиц 63 051,4 0,6 145,4 533 819,0 83 117,7 0,7 131,8 15,6 Земельный налог 367 876,8 3,5 117,4 657 265,0 448 234,0 3,9 121,8 68,2 Налог на добычу полезных ископаемых 74,0 0,0 - - 103,8 0,0 140,3 - Государственная пошлина 82 255,7 0,8 96,4 111 332,0 90 714,1 0,8 110,3 81,5 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -22,4 0,0 - - -20,1 0,0 89,7 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 591 274,2 5,7 106,3 1 095 846,1 607 288,0 5,3 102,7 55,4 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 302 477,5 2,9 109,7 617 359,0 423 352,1 3,7 140,0 68,6 Плата при пользовании природными ресурсами 2 199,3 0,0 64,9 4 469,0 6 010,8 0,1 в 2,7 р.

134,5 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 15 205,9 0,1 134,9 18 092,0 14 494,3 0,1 95,3 80,1 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 165 175,9 1,6 138,5 188 300,0 87 280,3 0,8 52,8 46,4 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 52 023,4 0,5 44,3 195 509,1 46 316,3 0,4 89,0 23,7 Прочие неналоговые доходы 54 192,2 0,5 186,8 72 117,0 29 834,2 0,3 55,1 41,4 БЕЗВОЗДМЕЗНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 6 862 000,7 65,7 100,3 10 286 960,1 7 477 599,8 65,1 109,0 72,7 * - утвержденные бюджетные назначения на 01.10.2022г.

В структуре доходов бюджета города Ижевска за 9 месяцев 2022 года доля собственных доходов бюджета города выросла на 0,6 процентных пункта относительно АППГ и составила 34,9%, в том числе доля налоговых доходов выросла с 28,6% до 29,6%, доля неналоговых доходов снизилась с 5,7% до 5,3% в общем объеме доходов бюджета города.

Основными источниками налоговых доходов бюджета города Ижевска являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.

Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» с 01.01.2014 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Удмуртской Республики от 21.11.2006г. №52-РЗ «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» составляет 19%.

За 9 месяцев 2022 года темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» по сравнению с АППГ составил 111,7% (за 9 месяцев 2021 года – 115,3%) (рис.17). Рис.17. Темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет города Ижевска за 2021-2022 гг. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике за 9 месяцев 2022 года основными плательщиками налога на доходы физических лиц (ТОП-10) на территории города Ижевска являлись:

№ п/п Наименование плательщика Доля поступлений НДФЛ от ТОП-10 в общей сумме поступлений НДФЛ 9 месяцев 2022 года 1 АО «ИЭМЗ «Купол» 22,8% 2 АО «Концерн «Калашников» 3 ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике 4 ООО «УДС нефть» 5 АО «Ижевский радиозавод» 6 АО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» 7 АО «Ижевский механический завод» 8 ООО «ЛАДА Ижевск» 9 ПАО «Ижсталь» 10 ООО «КОМОС ГРУПП» Управляющая компания Темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц от данных плательщиков за 9 месяцев 2022 года составил 108,9% (за 9 месяцев 2021 года - 120,8% к АППГ).

По земельному налогу с 2017 года установлены максимальные ставки для всех категорий налогоплательщиков. За 9 месяцев 2022 года темп роста поступлений по земельному налогу в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» по сравнению с АППГ составил 121,8% (за 9 месяцев 2021 года – 117,4%).

По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике за 9 месяцев 2022 года основными плательщиками земельного налога в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» являлись:

№ п/п Наименование плательщика Доля поступлений земельного налога от ТОП-10 в общей сумме поступлений земельного налога в бюджет г.Ижевска 9 месяцев 2022 года 1.

ПАО «Ижсталь» 22,3% 2.

АУ УР «Республиканский стрелково-спортивный комплекс имени генерал-майора Демидова А.М.» 3.

ООО «Лада Ижевск» 4.

БУЗ УР "Первая Республиканская клиническая больница МЗ УР" 5.

ФГБОУ ВО «ИЖГТУ имени М.Т. Калашникова» 6.

АО «ИЭМЗ «Купол» 7.

АО «Ижевский механический завод» 8.

ФГУП «Главное военно-строительное управление №4» 9.

БУЗ УР "ГКБ № 6 МЗ УР 10.

ФГБОУ ВО ИЖЕВСКАЯ ГСХА Перечень предприятий, входящих в ТОП-10 по земельному налогу, в 2022 году изменился, в связи с чем, темп роста поступлений по земельному налогу от данных плательщиков за 9 месяцев 2022 года составил 95,7% к АППГ.

С целью приоритетного обеспечения принятых расходных обязательств с учетом концентрации бюджетных ресурсов в направлении стимулирования развития человеческого капитала и социальной поддержки граждан, сохранения сбалансированности бюджета муниципального образования «Город Ижевск» отдельные расходные обязательства оптимизированы и приняты в пределах возможностей доходной базы, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации и при условии сокращения бюджетных ассигнований по другим направлениям расходов бюджета. Основные задачи на 2022 год и на плановый период 2023-2025 гг.: -обеспечение реалистичности, сбалансированности и повышение устойчивости бюджета муниципального образования «Город Ижевск». -гарантированное исполнение всех социальных обязательств при безусловном выполнении задач, поставленных в майских Указах Президента Российской Федерации.

-0беспечение роста налоговых и неналоговых доходов на 12,3%. В рамках мероприятий по росту доходов планируется работа с земельно-имущественным комплексом, усиление мер по снижению дебиторской задолженности по платежам в бюджет города, реализация инвестиционных проектов; -проведение оптимизации и повышение эффективности расходов, осуществление муниципальных закупок с применением конкурентных способов определения поставщика, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

-внедрение принципов казначейского сопровождения средств бюджета.

-недопущение роста кредиторской задолженности. Недопущение просроченной кредиторской задолженности по оплате труда.

-снижение дебиторской задолженности по платежам в бюджет города (претензионно-исковая работа, проведение заседаний Комиссий по ликвидации задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет города Ижевска, легализации доходов участников рынка труда, ликвидации задолженности по заработной плате).

-развитие программ поддержки местных инициатив с целью привлечения средств заинтересованных граждан.

-эффективное управление муниципальным долгом, в первую очередь снижение доли коммерческих кредитов в общем объеме долга, снижение расходов на его обслуживание.

Повышение результативности и эффективности расходов бюджета призваны обеспечить утвержденные муниципальные программы, которые также являются базовым инструментом реализации задач в основных сферах деятельности органов местного самоуправления.

Об изменении параметров прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2022-2024 годы Сопоставление основных параметров прогноза социально-экономического развития с ранее утвержденными параметрами, указание причин и факторов прогнозируемых изменений предусмотрено ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2022-2024 годы (постановление Администрации города Ижевска от 11 ноября 2021 года №1883) разрабатывался на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, анализа тенденций развития экономики города Ижевска, сложившихся в 2020 году и в течение 2021 года, обобщения прогнозных материалов предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Ижевска, отраслевых (функциональных) органов – структурных подразделений Администрации города Ижевска. На изменение значений показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2022-2024 годы повлияло:

существенные изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики с учетом внешнего санкционного давления и последствий распространения новой коронавирусной инфекции, траектория развития которых характеризуется повышенной степенью неопределенности;

изменение Министерством экономического развития Российской Федерации показателей прогноза по сравнению с ранее представленным прогнозом; изменение оценки и прогноза основных показателей деятельности предприятиями города Ижевска, являющимися основными плательщиками налогов в бюджет города; уточнение значений показателей социально-экономического развития города Ижевска Удмуртстатом за 2021 год.

Уточнение параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также информация о предварительных итогах социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2022 года, оценка и прогноз организаций города привели к уточнению ожидаемых итогов социально-экономического развития города Ижевска за 2022 год и показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2023-2024 годы.

Отрасли

  • 010.150.000.000.000 - Местное самоуправление
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>