Постановление Правительства Чеченской Республики от 31.05.2021 № 102 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Чеченской Республики от 31.05.2021 № 102 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству»
Дата подписания 2021-05-31
Номер 102
Источники официального опубликования
  • Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 7.6.2021 г. , N 2000202106070023
Статус действия Действует без изменений

Текст

  ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН ПРАВИТЕЛЬСТВО     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е     от 31.05.2021                                    г. Грозный                                № 102     Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству     В соответствии с совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве», в целях обеспечения взаимодействия Министерства образования и науки Чеченской Республики, Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, расположенных на территории Чеченской Республики, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству Правительство Чеченской Республики постановляет : 1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству (далее – Регламент). 2. Министерству образования и науки Чеченской Республики, Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и подведомственным им организациям обеспечить исполнение Регламента. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим управление в сфере образования , и подведомственным им организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, расположенным на территории Чеченской Республики, принять участие в межведомственном взаимодействии по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Усмаева В.А. 5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.     Исполняющий обязанности Председателя                                                                                 И.А. Тумхаджиев           УТВЕРЖДЕН   постановлением Правительства Чеченской Республики от 31.05.2021 № 102     РЕГЛАМЕНТ   межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству   I . Общие положения Настоящий Регламент разработан в рамках реализации Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р, а также во исполнение пункта 23 главы VII Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утвержденной совместным приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 года № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве », и регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях организации получения обучающимися /абитуриентами/ лицами из числа инвалидов молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству. 1. Основные понятия Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – лицо с ОВЗ). Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалид молодого возраста – инвалид в возрасте от 18 до 44 лет. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма , формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Межведомственное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг информационное взаимодействие по вопросам обмена документами и (или) информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами. Профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Трудоустройство - система мероприятий, осуществляемая государственными органами и общественными организациями в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.   2. Правовая основа межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и по содействию их трудоустройств   Основанием для организации профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты: – Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (заключена в г. Женеве 23 июня 1975 г.); Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 1 февраля 2016 года; – совместный приказ Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 года № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве»; – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373; – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598; – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897; – федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413; – федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; – Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятост и населения в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; – постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 года № 1            «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; – Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; – приказ Минтруда России от 23 августа 2013 года № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»; – приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»; – распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы; – приказ Минтруда России от 1 февраля 2018 года № 46 «Об утверждении методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций».   II . Порядок планирования и организации работы 1. Перечень участников межведомственного взаимодействия Министерство образования и науки Чеченской Республики, подведомственные ему организации. Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, подведомственные ему государственные бюджетные учреждения центры занятости населения Чеченской Республики (далее – Центры занятости населения). Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, расположенные на территории Чеченской Республики.   2. Организация межведомственного взаимодействия   Межведомственное взаимодействие осуществляется в целях координации мероприятий Министерства образования и науки Чеченской Республики, Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, расположенные на территории Чеченской Республики, по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству. Межведомственное взаимодействие может осуществляться в следующих формах: межведомственное информационное взаимодействие (направление межведомственных запросов и представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам содействия трудоустройству инвалидов); создание координационных и совещательных органов, комиссий, рабочих групп; осуществление совместных действий (мероприятий); проведение информационно-просветительской работы и иные совместные действия, предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия . Обмен документами и (или) информацией, необходимыми для организации и координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях или в форме электронного документа на адрес электронной почты. При осуществлении межведомственного взаимодействия должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечение координации работы по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и работы по содействию их трудоустройству осуществляется органом исполнительной власти Чеченской Республики, который определяется Правительством Чеченской Республики, с привлечением базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования, созданных в рамках реализации государственной программы «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 (далее - РУМЦ ВО), а также ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования, созданных в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 (далее - РУМЦ СПО). Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Чеченской Республики, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, центров занятости населения при осуществлении ими согласованных действий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству предусматривает образование координационных и совещательных органов. Деятельность созданных органов определяется нормативными правовыми актами Чеченской Республики , а также согласованными или совместными актами Министерства образования и науки Чеченской Республики и Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики. Участниками межведомственного взаимодействия с целью осуществления согласованных действий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству осуществляются разработка и реализация комплексных и целевых региональных программ в пределах компетенции каждого участника. Утверждение указанных программ осуществляется Правительством Чеченской Республики. С целью обеспечения межведомственного взаимодействия и координации усилий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству по письменному заявлению обратившегося к одному из участников межведомственного взаимодействия лица осуществляются подготовка в рамках своей компетенции и выдача гражданину рекомендаций, содержащих информацию о перечне видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих при условии создания необходимых специальных условий труда осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможных направлений прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности, и информацию о видах, формах, объемах, сроках и порядке реализации мер по профессиональной ориентации. Участники межведомственного взаимодействия при наличии согласия гражданина направляют данные рекомендации в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации. Участники межведомственного взаимодействия в рамках своей компетенции предоставляют информацию о реализованных (реализуемых) мерах по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству конкретного инвалида молодого возраста и лица с ОВЗ по письменному запросу одного из участников межведомственного взаимодействия (далее – межведомственный запрос). В случае если межведомственный запрос о предоставлении информации не может быть выполнен запрашиваемым участником межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в течение 3 рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием причины невыполнения запроса. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия. С целью координации усилий по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству могут быть организованы консультации представителей участников межведомственного взаимодействия с привлечением БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦВО.   3. Механизмы организации межведомственного взаимодействия   С целью обеспечения синхронности деятельности всех заинтересованных организаций и учреждений в вопросах содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ Министерство образования и науки Чеченской Республики: инициирует создание (при отсутствии) и регламентацию деятельности координационных советов межведомственного и межуровневого взаимодействия комиссий (рабочих групп) (далее – координационный орган) по тематическим направлениям работы; приводит региональные программы в соответствие с Типовой программой по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения; приводит региональные программы в соответствие с Типовой программой по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения; распространяет успешный опыт профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, выпускники (инвалиды молодого возраста) которых востребованы предприятиями-работодателями. Состав координационного органа формируется из числа представителей Министерства образования и науки Чеченской Республики, Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, представителей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования , расположенных на территории Чеченской Республики. В рамках координационного органа межведомственного взаимодействия по мере необходимости могут быть созданы комиссии по тематическим направлениям работ, в том числе: – комиссия по инклюзивной системе высшего образования (вопросы адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса образовательных организаций высшего образования, вопросы профессионального развития педагогических кадров для высшего образования и др.); – комиссия по инклюзивной системе среднего профессионального образования (вопросы профориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ, вопросы адаптации профессиональных образовательных программ и учебно-методического обеспечения, вопросы подготовки педагогических кадров системы СПО и др.); – комиссия по вопросам трудоустройства инвалидов разных возрастных групп (вопросы систематизации информации по кадровым потребностям региональных экономик и др.); – комиссия по контролю обеспечения доступной среды в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования (вопросы развития и популяризации возможностей доступной среды среди населения); – комиссия по обеспечению информационных коммуникаций и контроля за соблюдением исполнения целевых показателей (индикаторов) эффективности и результативности региональной программы, касающихся профессионального образования и трудоустройства инвалидов молодого возраста (приложения №№ 1 и 2 Типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154).   4. Компетенции участников межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству   Министерство образования и науки Чеченской Республики и Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики осуществляют : – координацию работы муниципального образования (городского округа) в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ; – обеспечение информационного, консультационно-методического, научного сопровождения развития региональной системы профессиональной ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ; – разработку и организацию реализации региональной программы (плана мероприятий), предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении системы организации и осуществления деятельности региона по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов): – осуществляют координацию работы в соответствующем муниципальном образовании в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ; – обеспечивают реализацию мероприятий региональной программы (плана мероприятий) по профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству. Центры занятости населения: – информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; – осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований Чеченской Республики, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей); – осуществляют подготовку и выдачу гражданину рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям; – оказывают психологическую поддержку безработным гражданам; направляют на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; – взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО . Общеобразовательные организации (общеобразовательные организации , отдельные образовательные организации): – обеспечивают профориентационную направленность учебных программ , пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций; – проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу; – формируют у обучающихся мотивированный и информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние здоровья, личностные особенности и потребности региона в кадрах; – привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии; – организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО. – реализуют дифференцированный подход в обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей при профессиональном самоопределении; – используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы; – взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО по вопросам организации проведения профориентационных мероприятий. Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования: – осуществляют мониторинг готовности обучающихся последних курсов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему получению образования; – участвуют в организации профориентационных мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального образования с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями; – взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО для организации, планирования и проведения профориентационной работы, а также содействия трудоустройству на уровне Чеченской Республики; – взаимодействуют с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов , предприятиями и организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ; – осуществляют работу по профессиональной ориентации с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по следующим направлениям: – участвуют в разработке региональных программ профессиональной ориентации, содействия занятости инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ; – профессиональные образовательные организации организовывают работу по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс»; – организовывают и проводят повышение квалификации для специалистов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, ответственных за профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ; – организовывают прием инвалидов на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; – формируют базу презентационных материалов о профессиях, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп; – проводят профориентационную работу с обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению; – проводят профориентационную работу со студентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к трудоустройству по полученной специальности (профессии); – консультируют студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного роста; – проводят профориентационную работу с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, имеющими профессиональное образование, но желающими повысить квалификацию или пройти переподготовку, в том числе в связи с состоянием здоровья; – организовывают практики и стажировки студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на предприятиях и в организациях; – проводят совместно с работодателями мероприятия по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ («Дни открытых дверей», «Ярмарки вакансий» и др.); – разрабатывают и реализуют научно-образовательные программы, доступные для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей нозологических групп. Психологические службы в образовательных организациях, ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»: –    оказывают помощь обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (в пределах компетенции); – содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; – создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности; – оказывают помощь педагогическим коллективам образовательных организаций в разработке программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.   5. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации и содействия трудоустройству   Гарантированное предоставление инвалидам молодого возраста и лицам с ОВЗ бесплатных услуг по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству включает в себя обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений, достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализацию индивидуального потенциала, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния посредством: – общедоступности и бесплатности образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; – обеспечения реализации содержания образования и условий организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для инвалидов молодого возраста также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; – предоставления профессиональной информации всем инвалидам и лицам с ОВЗ, обратившимся за таковой, независимо от места проживания, работы или учебы; – проведения профессиональной консультации с использованием методов интервьюирования (беседы) на основании результатов тестирования и тренинга с целью выявления факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной) деятельности, профессии (специальности)для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; – предоставления знаний о содержании и условиях труда выбираемой профессии; требованиях к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, об уровне и объеме компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность или выполнять работу по конкретной профессии или специальности, о способах достижения успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности; о профессиональных устремлениях, предпочтениях, способностях, физических и (или) психологических качествах гражданина; о соответствии профессиональным стандартам, требованиям, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, или квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; – проведения для обучающихся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора; – оказания индивидуальной психолого-профориентационной помощи обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающим инвалидам в первые три года трудовой деятельности; – организации сопровождения при содействии занятости инвалидов молодого возраста с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности; – получения на основании выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей информацию о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, информации об условиях оказания государственной услуги по прохождению профессионального обучения и (или) получению дополнительного профессионального образования ; – создания инвалидам условий труда в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации или абилитации; – установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; – резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов разных нозологических групп; – стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.