Справка
Полное название |
Постановление Правительства Чеченской Республики от 31.05.2021 № 102 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству» |
Дата подписания |
2021-05-31 |
Номер |
102 |
Источники официального опубликования |
- Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 7.6.2021 г., № 2000202106070023
|
Статус действия |
Действует без изменений |
Ключевые слова |
утверждение, регламент, взаимодействие, инвалид, трудоустройство |
Текст
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН ПРАВИТЕЛЬСТВО
П О С Т А Н О
В Л Е Н И Е
от
31.05.2021
г. Грозный
№ 102
Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия
по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и
лицами с ограниченными возможностями здоровья
по содействию их трудоустройству
В соответствии с совместным приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2018 года №
804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия
в последующем трудоустройстве», в целях обеспечения взаимодействия Министерства
образования и науки Чеченской Республики, Министерства труда, занятости и
социального развития Чеченской Республики, органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики, осуществляющих
управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего
образования, расположенных на территории Чеченской Республики, а также органов
службы занятости населения по организации профориентационной работы
с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья
по содействию их трудоустройству Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый
Регламент межведомственного взаимодействия по организации
профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с
ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству (далее –
Регламент).
2.
Министерству образования и науки Чеченской Республики, Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской
Республики и подведомственным им организациям обеспечить
исполнение Регламента.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим
управление в сфере образования, и подведомственным им организациям,
организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования, расположенным на территории Чеченской
Республики, принять участие в
межведомственном взаимодействии по организации профориентационной работы
с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья
по содействию их трудоустройству.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления
возложить на заместителя Председателя
Правительства Чеченской Республики Усмаева В.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу по
истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя
И.А. Тумхаджиев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 31.05.2021 № 102
РЕГЛАМЕНТ
межведомственного
взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами молодого
возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию
их трудоустройству
I.
Общие положения
Настоящий Регламент разработан в рамках реализации Плана мероприятий по
реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального
образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020
годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля
2016 года № 1507-р, а также во исполнение пункта 23 главы VII
Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими
профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве,
утвержденной совместным приказом Минтруда
России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018
года № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального
образования и содействия в последующем трудоустройстве», и регулирует
отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях
организации получения обучающимися /абитуриентами/ лицами из числа инвалидов
молодого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку
к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности, оказание помощи лицам указанной категории в
профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их
трудоустройству.
1. Основные понятия
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской
Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (далее – лицо с ОВЗ).
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Инвалид молодого возраста – инвалид в
возрасте от 18 до 44 лет.
Индивидуальная
программа реабилитации или абилитации инвалида –
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в
себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок
реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию
нарушенных функций организма, формирование,
восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных
видов деятельности.
Межведомственное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления
государственных и муниципальных услуг информационное взаимодействие по вопросам
обмена документами и (или) информацией, в том числе в электронной форме, между
органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими
муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам
местного самоуправления организациями,
участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
иными государственными органами, органами местного самоуправления,
многофункциональными центрами.
Профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию
человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида
занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической
ситуации на рынке труда.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных
функций (определенных видов трудовой,
служебной деятельности, профессий).
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения
основных профессиональных образовательных программ знаний, умений,
навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих
вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять
работу по конкретным профессии или специальности.
Трудоустройство - система мероприятий, осуществляемая
государственными органами и общественными
организациями в целях оказания помощи населению в процессе поиска работы в
соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с
учетом общественных потребностей.
2. Правовая основа
межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с
инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья и
по содействию их трудоустройств
Основанием для организации профессиональной
ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты:
– Конвенция
№ 142 Международной организации труда «О профессиональной
ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»
(заключена в г. Женеве 23 июня 1975 г.); Межведомственный комплексный план
мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации
детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы,
утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации и
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 1 февраля 2016
года;
– совместный приказ Минтруда России,
Минпросвещения России и Минобрнауки России
от 14 декабря 2018 года № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой
программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими
профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве»;
– федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373;
– федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014 года № 1598;
– федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897;
– федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 17 мая 2012 года № 413;
– федеральный государственный образовательный
стандарт образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
– Закон
Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
– постановление Минтруда России от 27 сентября
1996 года № 1
«Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон от 24 июля 1998 года №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 27 июля 2010 года №
210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
– Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
– Федеральный закон от 29
декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
– приказ Минтруда России от 23 августа 2013
года № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта
государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в
целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования»;
– приказ Минтруда России
от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении
методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и
профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и
ограничений их жизнедеятельности»;
– распоряжение Правительства Российской
Федерации от 16 июля 2016 года № 1507-р об утверждении Плана мероприятий по
реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия
в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы;
– приказ Минтруда России
от 1 февраля 2018 года № 46 «Об утверждении
методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в
том числе по оценке значимости нарушенных
функций организма инвалида для выполнения трудовых функций».
II. Порядок планирования и организации работы
1. Перечень участников межведомственного взаимодействия
Министерство образования и
науки Чеченской Республики, подведомственные
ему организации.
Министерство труда, занятости и социального
развития Чеченской Республики, подведомственные ему государственные бюджетные
учреждения центры занятости населения
Чеченской Республики (далее – Центры занятости населения).
Органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов, осуществляющие
управление в сфере образования, и подведомственные им организации.
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего
образования, расположенные на территории Чеченской Республики.
2. Организация межведомственного
взаимодействия
Межведомственное взаимодействие осуществляется
в целях координации мероприятий Министерства образования и науки Чеченской
Республики, Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской
Республики и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере
образования, и подведомственных им организаций, организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования, расположенные на территории Чеченской
Республики, по организации профориентационной работы с инвалидами молодого
возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
Межведомственное взаимодействие
может осуществляться в следующих формах: межведомственное
информационное взаимодействие (направление межведомственных запросов и
представление документов, информации, аналитических сведений, необходимых для
осуществления деятельности по улучшению профессиональной ориентации,
профессионального образования, профессионального обучения, по вопросам
содействия трудоустройству инвалидов); создание координационных и совещательных
органов, комиссий, рабочих групп; осуществление совместных действий (мероприятий);
проведение информационно-просветительской работы и иные совместные действия,
предпринимаемые по согласованию между участниками взаимодействия.
Обмен документами и (или)
информацией, необходимыми для организации и
координации межведомственного взаимодействия, осуществляется между участниками
с использованием системы электронного документооборота или путем направления запросов на бумажных носителях
или в форме электронного документа на адрес электронной почты.
При осуществлении межведомственного взаимодействия
должно быть обеспечено соблюдение прав субъектов персональных данных, а также предусмотрены меры по защите информации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение координации
работы по организации профориентационной работы с инвалидами молодого
возраста и лицами с ОВЗ и работы по содействию их трудоустройству
осуществляется органом исполнительной власти Чеченской Республики, который
определяется Правительством Чеченской Республики, с
привлечением базовых профессиональных образовательных организаций,
обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального
образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров по обучению
инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования,
созданных в рамках реализации государственной программы «Доступная среда», утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019
года № 363 (далее - РУМЦ ВО), а также ресурсных учебно-методических центров по
обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального
образования, созданных в рамках реализации государственной программы
«Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 (далее - РУМЦ СПО).
Порядок взаимодействия органов исполнительной
власти Чеченской Республики, организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам высшего образования, центров
занятости населения при осуществлении ими согласованных действий по организации
профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по
содействию их трудоустройству предусматривает образование координационных и
совещательных органов. Деятельность созданных органов
определяется нормативными правовыми актами Чеченской Республики, а также
согласованными или совместными актами Министерства образования и науки Чеченской Республики и Министерства труда,
занятости и социального развития Чеченской Республики.
Участниками
межведомственного взаимодействия с целью осуществления согласованных действий по организации профориентационной
работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по содействию их
трудоустройству осуществляются разработка и реализация комплексных и целевых
региональных программ в пределах компетенции каждого участника. Утверждение указанных программ осуществляется
Правительством Чеченской Республики.
С целью обеспечения
межведомственного взаимодействия и координации усилий по организации
профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по
содействию их трудоустройству по письменному заявлению обратившегося к одному
из участников межведомственного взаимодействия лица осуществляются подготовка в
рамках своей компетенции и выдача гражданину рекомендаций, содержащих
информацию о перечне видов профессиональной деятельности, занятости и
компетенций, позволяющих при условии создания необходимых специальных условий
труда осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или)
выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможных
направлений прохождения профессионального обучения и (или) получения
профессионального образования, дополнительного профессионального
образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином
успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности, и
информацию о видах, формах, объемах, сроках и порядке реализации мер по
профессиональной ориентации. Участники межведомственного
взаимодействия при наличии согласия гражданина направляют
данные рекомендации в соответствующие органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления, организации.
Участники межведомственного взаимодействия в
рамках своей компетенции предоставляют информацию о реализованных (реализуемых)
мерах по профессиональной ориентации и по содействию трудоустройству
конкретного инвалида молодого возраста и лица с ОВЗ по письменному запросу
одного из участников межведомственного взаимодействия (далее – межведомственный
запрос).
В случае если межведомственный запрос о
предоставлении информации не может быть выполнен запрашиваемым участником
межведомственного взаимодействия, он уведомляет об этом запрашивающий орган в
течение 3 рабочих дней со дня получения межведомственного запроса с указанием
причины невыполнения запроса.
Срок подготовки и направления ответа на
межведомственный запрос не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления
межведомственного запроса к участнику межведомственного взаимодействия.
С целью координации усилий по организации
профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ и по
содействию их трудоустройству могут быть организованы консультации
представителей участников межведомственного взаимодействия с привлечением БПОО,
РУМЦ СПО и РУМЦВО.
3. Механизмы организации межведомственного взаимодействия
С целью обеспечения
синхронности деятельности всех заинтересованных
организаций и учреждений в вопросах содействия трудоустройству инвалидов
молодого возраста и лиц с ОВЗ Министерство образования и науки Чеченской Республики:
инициирует создание (при отсутствии) и
регламентацию деятельности координационных
советов межведомственного и межуровневого взаимодействия комиссий
(рабочих групп) (далее – координационный орган) по тематическим направлениям
работы;
приводит региональные
программы в соответствие с Типовой программой
по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках
мероприятий по содействию занятости населения;
приводит региональные
программы в соответствие с Типовой программой
по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках
мероприятий по содействию занятости населения;
распространяет успешный опыт профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования, выпускники (инвалиды молодого
возраста) которых востребованы предприятиями-работодателями.
Состав координационного органа формируется из
числа представителей Министерства образования и науки Чеченской Республики,
Министерства труда, занятости и социального
развития Чеченской Республики, представителей образовательных организаций среднего профессионального и высшего
образования, расположенных на территории Чеченской Республики.
В рамках координационного
органа межведомственного взаимодействия по мере необходимости могут быть созданы комиссии по
тематическим направлениям работ, в том числе:
– комиссия по инклюзивной системе высшего
образования (вопросы адаптации образовательных программ и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса образовательных организаций высшего
образования, вопросы профессионального развития педагогических кадров для
высшего образования и др.);
– комиссия по инклюзивной системе среднего
профессионального образования (вопросы профориентации инвалидов молодого
возраста и лиц с ОВЗ, вопросы адаптации профессиональных образовательных
программ и учебно-методического обеспечения, вопросы подготовки педагогических
кадров системы СПО и др.);
– комиссия по вопросам трудоустройства
инвалидов разных возрастных групп (вопросы систематизации информации по кадровым
потребностям региональных экономик и др.);
– комиссия по контролю
обеспечения доступной среды в образовательных
организациях среднего профессионального и высшего образования (вопросы развития
и популяризации возможностей доступной среды среди населения);
– комиссия по обеспечению информационных
коммуникаций и контроля за соблюдением исполнения целевых показателей
(индикаторов) эффективности и результативности региональной программы,
касающихся профессионального образования и трудоустройства инвалидов молодого
возраста (приложения №№ 1 и 2 Типовой программы по сопровождению инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию
в последующем трудоустройстве, утвержденной приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской
Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14
декабря 2018 г. № 804н/299/1154).
4. Компетенции участников межведомственного взаимодействия
по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и
лицами с ОВЗ и по содействию их трудоустройству
Министерство образования и
науки Чеченской Республики и Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской
Республики осуществляют:
– координацию работы муниципального образования
(городского округа) в области профессиональной ориентации инвалидов молодого
возраста и лиц с ОВЗ;
– обеспечение
информационного, консультационно-методического, научного сопровождения развития региональной системы профессиональной
ориентации и содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и лиц с
ОВЗ;
– разработку и организацию реализации
региональной программы (плана мероприятий),
предусматривающей перечень конкретных мероприятий в отношении системы
организации и осуществления деятельности региона по профессиональной ориентации
инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
Органы местного самоуправления муниципальных районов
(городских округов):
– осуществляют координацию
работы в соответствующем муниципальном
образовании в области профессиональной ориентации инвалидов молодого возраста и
лиц с ОВЗ;
– обеспечивают реализацию мероприятий
региональной программы (плана мероприятий) по профессиональной ориентации
инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ и по содействию их трудоустройству.
Центры занятости населения:
– информируют и
консультируют граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях выбора (смены) сферы деятельности,
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования;
– осуществляют профессиональное
консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих
муниципальных образований Чеченской Республики, в том числе сведений о
заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня
приоритетных профессий (специальностей);
– осуществляют подготовку и выдачу гражданину
рекомендаций, содержащих перечень видов профессиональной деятельности,
занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в
определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям,
специальностям;
– оказывают психологическую поддержку
безработным гражданам; направляют на
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
безработных граждан, включая обучение в другой местности;
– взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.
Общеобразовательные
организации (общеобразовательные организации,
отдельные образовательные организации):
– обеспечивают
профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом,
участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности,
специалистов соответствующих организаций;
– проводят системную, квалифицированную и
комплексную профориентационную работу;
– формируют у обучающихся мотивированный и
информированный подход к выбору профессии, учитывающий их интересы, состояние
здоровья, личностные особенности и потребности региона в кадрах;
– привлекают обучающихся во внеучебное время к
техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе
профессии;
– организуют профессиональное просвещение и
консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на
основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей
региона в кадрах, в том числе при участии профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования, а также БПОО,
РУМЦ СПО и РУМЦ ВО.
– реализуют дифференцированный подход в
обучении обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей для
раскрытия их индивидуальных интересов,
способностей и склонностей при профессиональном самоопределении;
– используют возможности психологических служб,
организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения
профориентационной работы;
– взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО по
вопросам организации проведения профориентационных мероприятий.
Профессиональные
образовательные организации, образовательные
организации высшего образования:
– осуществляют мониторинг
готовности обучающихся последних курсов из
числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ к трудоустройству или дальнейшему
получению образования;
– участвуют в организации профориентационных
мероприятий различных форматов и направленностей, в том числе направленных на
профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, с целью
формирования у них профессиональных намерений и мотивации к получению профессионального
образования с учетом их индивидуальных психофизиологических
особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах
в рамках взаимодействия с общеобразовательными организациями;
– взаимодействуют с БПОО, РУМЦ СПО и РУМЦ ВО
для организации, планирования и проведения профориентационной работы, а также
содействия трудоустройству на уровне Чеченской Республики;
– взаимодействуют с государственными центрами
занятости населения, некоммерческими
организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и
организациями по вопросам содействия трудоустройству выпускников из числа
инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ;
– осуществляют работу по профессиональной
ориентации с инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ по следующим направлениям:
– участвуют в разработке региональных программ
профессиональной ориентации, содействия занятости инвалидов молодого возраста и
лиц с ОВЗ;
– профессиональные
образовательные организации организовывают работу по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах, в том числе в конкурсе
профессионального мастерства «Абилимпикс»;
– организовывают и
проводят повышение квалификации для специалистов
профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования, ответственных за профориентационную работу с инвалидами
молодого возраста и лицами с ОВЗ;
– организовывают прием инвалидов на
подготовительные отделения федеральных
государственных образовательных организаций высшего образования для
обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
– формируют базу презентационных материалов о
профессиях, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей
нозологических групп;
– проводят профориентационную работу с
обучающимися общеобразовательных организаций, с абитуриентами из числа
инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе с участием их родителей (законных
представителей), способствующую их осознанному и адекватному профессиональному
самоопределению;
– проводят
профориентационную работу со студентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, способствующую формированию мотивации к
трудоустройству по полученной специальности (профессии);
– консультируют студентов из числа инвалидов
молодого возраста и лиц с ОВЗ по вопросам их профессионального карьерного
роста;
– проводят профориентационную работу с
инвалидами молодого возраста и лицами с ОВЗ, имеющими профессиональное
образование, но желающими повысить квалификацию или пройти переподготовку, в
том числе в связи с состоянием здоровья;
– организовывают практики и стажировки
студентов из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ на предприятиях и в
организациях;
– проводят совместно с работодателями
мероприятия по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого
возраста и лиц с ОВЗ («Дни открытых дверей», «Ярмарки вакансий» и др.);
– разрабатывают и реализуют
научно-образовательные программы, доступные
для инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ с учетом особенностей
нозологических групп.
Психологические службы в образовательных
организациях, ГБУ «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи»:
– оказывают помощь
обучающимся из числа инвалидов молодого возраста и лиц с ОВЗ в профориентации,
получении профессии и социальной адаптации (в пределах компетенции);
– содействуют формированию
личностного и интеллектуального потенциала
обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
– создают психологические условия для наиболее
полного развития творческих способностей,
познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
– оказывают помощь педагогическим коллективам
образовательных организаций в разработке
программ профессиональной ориентации обучающихся из числа инвалидов и
лиц с ОВЗ.
5. Социальные гарантии в области
профессиональной
ориентации и содействия трудоустройству
Гарантированное предоставление инвалидам
молодого возраста и лицам с ОВЗ бесплатных услуг по профессиональной ориентации
и по содействию трудоустройству включает в себя обеспечение социальных гарантий
в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации
личности в условиях рыночных отношений, достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его
психофизиологическими особенностями и
возможностями рынка труда, прогнозирование профессиональной успешности в
какой-либо сфере трудовой деятельности, содействие непрерывному росту
профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и
собственным социальным статусом, реализацию индивидуального потенциала,
формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния посредством:
– общедоступности и бесплатности образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
– обеспечения реализации содержания образования
и условий организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов молодого возраста
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации
инвалида;
– предоставления профессиональной информации
всем инвалидам и лицам с ОВЗ, обратившимся за таковой, независимо от места
проживания, работы или учебы;
– проведения профессиональной консультации с
использованием методов интервьюирования (беседы) на основании результатов
тестирования и тренинга с целью выявления факторов мотивации к выбору вида
профессиональной (трудовой, служебной) деятельности, профессии
(специальности)для профессионального обучения или дополнительного
профессионального образования;
– предоставления знаний о содержании и условиях
труда выбираемой профессии; требованиях к профессиональным знаниям, умениям и
навыкам, об уровне и объеме компетенций, позволяющих вести профессиональную
деятельность или выполнять работу по конкретной профессии или специальности, о
способах достижения успешности в профессиональной или предпринимательской
деятельности; о профессиональных устремлениях, предпочтениях, способностях,
физических и (или) психологических качествах гражданина; о соответствии
профессиональным стандартам, требованиям, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным
справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, или квалификационным
требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– проведения для обучающихся из числа инвалидов
молодого возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций профконсультаций
и занятий по психологическому
консультированию и сопровождению профессионального выбора;
– оказания индивидуальной
психолого-профориентационной помощи обучающимся из числа инвалидов молодого
возраста и лиц с ОВЗ общеобразовательных организаций, профессиональных
образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования, работающим инвалидам в
первые три года трудовой деятельности;
– организации сопровождения при содействии
занятости инвалидов молодого возраста с учетом содержащихся в индивидуальной
программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или
противопоказанных видах трудовой деятельности;
– получения на основании выписки из
индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей
информацию о показанных или
противопоказанных видах трудовой деятельности, информации об условиях оказания государственной услуги по
прохождению профессионального обучения
и (или) получению дополнительного профессионального образования;
– создания инвалидам условий труда в
соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации или
абилитации;
– установления в организациях независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу
инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
– резервирования рабочих мест по профессиям,
наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов разных нозологических групп;
– стимулирования создания
предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе
специальных) для трудоустройства инвалидов.
Отрасли
- 020.010.050.030.000 - Компетенция