Справка
Тип |
Распоряжение |
Полное название |
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.08.2022 № 822-р «О создании государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (условное наименование)» |
Дата подписания |
2022-08-20 |
Номер |
822-р |
Источники официального опубликования |
- Портал органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (www.cap.ru) от 22.8.2022 г.
|
Статус действия |
Действует без изменений |
Подписан |
Николаев О.А. |
Ключевые слова |
информационный, система, безопасный, город |
Текст
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информацион-ных
технологиях и о защите информации», постановлением Правительства Рос-сийской
Федерации от 6 июля 2015 г
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
20.08.2022 № 822-р
1. Создать государственную информационную систему «Региональная
интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории
Чувашской Республики» (далее – Система).
2. Утвердить прилагаемую
Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»
на территории Чувашской Республики на 2022–2026 годы, в том числе создания государственной
информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный
комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – Концепция).
3. Определить:
Министерство цифрового
развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики системным
интегратором и координатором работ по реализации Концепции;
Государственный
комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям оператором Системы;
автономное учреждение
Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития,
информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики техническим
оператором Системы, ответственным за реализацию функций по эксплуатации и техническому
обеспечению Системы, а также оператором информационной безопасности и сети передачи
данных Системы.
4. Министерству цифрового
развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:
разработать положение
о государственной информационной системе «Региональная интеграционная платформа
«Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики»
(далее – Положение);
разработать и утвердить
типовую форму соглашения об информационном взаимодействии участников Системы в соответствии
с Положением.
5. Органам
исполнительной власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам
федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в
Чувашской Республике рекомендовать обеспечить подключение к Системе информационных
систем мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства, мониторинга пожарной
обстановки, оповещения и информирования населения, экологического мониторинга (мониторинга
состояния окружающей среды), видеомониторинга и видеоаналитики, в том числе на объектах
транспортной инфраструктуры, навигационно-информационных систем, геоинформационных
систем.
6. Рекомендовать:
территориальным органам
федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской
Республике заключить соглашения об информационном взаимодействии с участниками Системы
и использовать Систему в соответствии с Положением;
юридическим и физическим
лицам, являющимся собственниками объектовых систем видеонаблюдения, контроля и управления
доступом, установленных в местах массового пребывания людей и других общественных
местах, а также на объектах жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры, обеспечить
условия для подключения данных систем к Системе.
7. При решении задач
в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении
деятельности по внедрению сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный
город» на территории Чувашской Республики органам исполнительной
власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам федеральных органов
исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике, организациям
всех форм собственности рекомендовать руководствоваться положениями Концепции, утвержденной
настоящим распоряжением.
8. Контроль за исполнением
настоящего распоряжения возложить на Министерство цифрового развития, информационной
политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики О.Николаев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Кабинета
Министров
Чувашской Республики
от 20.08.2022 № 822-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
построения и развития аппаратно-программного комплекса
«Безопасный
город» на территории Чувашской Республики на 2022–2026 годы, в
том
числе создания государственной информационной системы
«Региональная
интеграционная платформа «Аппаратно-программный
комплекс
«Безопасный город» на территории Чувашской Республики»
I.
Общие положения
Единый системный подход к обеспечению
общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в
условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера
и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов
устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной
привлекательности Чувашской Республики.
1.1. Цели и задачи построения и развития АПК
«Безопасный город»
Целью построения и развития
аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской
Республики, в том числе создания государственной информационной системы
«Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс
«Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее также – АПК
«Безопасный город»), является повышение общего уровня общественной безопасности,
правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации
сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных
образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими
стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей
прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а
также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с
интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих
подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного
взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития
АПК «Безопасный город» являются:
формирование коммуникационной платформы
для органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного
самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и организаций в Чувашской
Республике с целью устранения рисков в сферах обеспечения общественной безопасности,
правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и
технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на
идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение
угроз для обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на
них;
обеспечение информационного обмена на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное
пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного
характера;
создание дополнительных инструментов для
оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной
безопасности;
построение и развитие систем ситуационного
анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и
потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального
образования.
Концепция построения и развития
аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской
Республики на 2022–2026 годы, в том числе создания государственной
информационной системы «Региональная интеграционная платформа
«Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской
Республики» (далее – Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности
функционирования и устойчивого развития Чувашской Республики, сохранения жизни
и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних
опасностей и угроз.
Настоящая Концепция является основой для:
разработки стратегии и проектных решений
по созданию в Чувашской Республике системы поддержки, регулирования и
координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
совершенствования и дальнейшего развития
нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
разработки и реализации программ по
обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;
формирования и проведения единой политики
органов власти, экономических и социальных структур в сфере обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
АПК «Безопасный город» является
совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным
средствам, нормативным правовым актам и регламентам межведомственного
взаимодействия, направленным на противодействие угрозам общественной
безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующим
интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Чувашской
Республики в целом и муниципального образования в частности за счет
реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а
также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
1.2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются
следующие понятия:
«автоматизированная система» – система,
состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности,
реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
«геоинформационная система» –
информационная система, оперирующая пространственными данными;
«геолокация» – обнаружение координат реального
географического положения любого объекта;
«государственная система мониторинга
состояния общественной безопасности» – единая межведомственная многоуровневая
автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной
безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз
общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики,
проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для
формирования предложений по совершенствованию состояния общественной
безопасности;
«дежурный план города» – единый
информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории
муниципального образования;
«единая дежурно-диспетчерская служба
муниципального образования» – орган повседневного управления местного
(городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном единой системы
оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
«единая транспортная диспетчерская» –
специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы
пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные
ситуации;
«задача автоматизированной системы» –
функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой
формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых
приводит к результату заданного вида;
«интеграционная платформа» – комплекс
программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации
процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения
информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
«интегрированная автоматизированная
система» – совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных
систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов
функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать
как единую автоматизированную систему;
«интероперабельность» – способность двух
или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к
использованию информации, полученной в результате обмена;
«информатизация» – организационный,
социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав
граждан, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного
самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, организаций и
общественных объединений на основе формирования и использования информационных
ресурсов;
«информационно-вычислительная инфраструктура»
– комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации
процессов ввода, хранения и обработки информации;
«информационно-коммуникационная
инфраструктура» – совокупность территориально распределенных государственных и
корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и
управления информационными потоками, а также организационных структур,
нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное
функционирование;
«информационное обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность форм документов, классификаторов,
нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам
существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее
функционировании;
«информационный ресурс» – отдельные
документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других
видах информационных систем);
«инцидент» – отказ или повреждение
технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте,
отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных
законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических
документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном
объекте;
«комплекс средств автоматизации
автоматизированной системы» – совокупность всех компонентов автоматизированной
системы, за исключением людей;
«компонент автоматизированной системы» –
часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или
совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
«лингвистическое обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность средств и правил для формализации
естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного
персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при
функционировании автоматизированной системы;
«математическое обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность математических методов, моделей и
алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
«методическое обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность документов, описывающих технологию
функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения
пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при
функционировании автоматизированной системы;
«мониторинг объектов и грузов» –
осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение,
измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности
объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки
решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных
ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями
терроризма;
«муниципальное образование» – населенная
территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или
сельское поселение, муниципальный район, муниципальный, городской округ,
городской округ с внутригородским делением);
«критически важный объект» – объект,
нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере
управления экономикой Чувашской Республики, ее необратимому негативному
изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности
жизнедеятельности населения, проживающего на территории Чувашской Республики,
на длительный период времени;
«потенциально опасные объекты» – объекты,
на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют,
транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные
химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения,
создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
«объекты транспортной инфраструктуры» –
технологический комплекс объектов на территории Чувашской Республики,
включающий в себя:
железнодорожные и автомобильные вокзалы и
станции;
тоннели, эстакады, мосты;
порты, которые расположены на внутренних
водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или)
перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
аэродромы, аэропорты, объекты систем
связи, навигации и управления движением транспортных средств;
участки автомобильных дорог, железнодорожных
внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные
обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения,
устройства и оборудование, определяемые законодательством;
«обеспечение общественной безопасности» –
реализация определяемой государством системы политических, организационных,
социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на
противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на
предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
«общественная безопасность» – состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных
обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных
ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами,
эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;
«оперативное управление» – деятельность,
заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении,
направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом
организованном контроле;
«организационное обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность документов, устанавливающих
организационную структуру, права и обязанности пользователей и
эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях
функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной
системы;
«пользователь автоматизированной системы»
– лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или
использующее результаты ее функционирования;
«пользователь (потребитель) информации» –
субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею;
«правовое обеспечение автоматизированной
системы» – совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при
функционировании автоматизированной системы;
«программное обеспечение автоматизированной
системы» – совокупность программ на носителях данных и программных документов,
предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности
автоматизированной системы;
«силы обеспечения общественной
безопасности» – уполномоченные государственные органы, а также органы местного
самоуправления в Чувашской Республике, иные органы и организации, принимающие
участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства
Российской Федерации;
«система обеспечения общественной безопасности»
– силы и средства обеспечения общественной безопасности;
«система сбора результатов технического
мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры» –
автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной
инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных
органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере транспортной
безопасности;
«системный интегратор» – орган
исполнительной власти Чувашской Республики, реализующий функции по разработке и
внедрению комплексных IT-решений для автоматизации деятельности, направленной
на реализацию полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики, в
части создания и функционирования АПК «Безопасный город»;
«специальное программное обеспечение» –
программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность
программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
«среда обитания» – совокупность объектов,
явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая
условия жизнедеятельности человека;
«средства обеспечения общественной
безопасности» – технологии, а также технические, программные, лингвистические,
правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные
системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки,
передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по
ее укреплению;
«телекоммуникационная инфраструктура» –
совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи
различной информации;
«техническое обеспечение
автоматизированной системы» – совокупность всех технических средств,
используемых при функционировании автоматизированной системы;
«угроза общественной безопасности» –
прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и
гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
«уровень информатизации» – степень
обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
«ущерб» – потери субъектом или группой
субъектов части или всех своих ценностей;
«функция автоматизированной системы» –
совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение
определенной цели;
«функциональный заказчик» – орган
исполнительной власти Чувашской Республики, непосредственно в интересах
поддержки (автоматизации) выполнения функций которого создается АПК «Безопасный
город»;
«центр обработки вызовов» – совокупность
аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации
заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств
связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации
пользователю;
«численность населения» – абсолютная
моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на
определенной территории;
«чрезвычайная ситуация» – обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или
повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или
окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей;
«эксплуатационный персонал
автоматизированной системы» – персонал, обеспечивающий функционирование
автоматизированной системы.
II. Предпосылки построения и развития
АПК «Безопасный город»
Особая значимость и актуальность
мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и
территории Чувашской Республики, обусловлена существующими рисками
возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального,
экологического и другого характера.
Основная предпосылка построения и развития
АПК «Безопасный город» – это не только важность вопросов безопасности, но и
сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости
централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному
централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры
информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной
безопасности органов исполнительной власти Чувашской Республики. Это позволит
консолидировать затраты регионального и муниципальных бюджетов и получить
поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации
профильных федеральных, региональных и муниципальных программ.
Особая актуальность проблематики
обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических
действий, активностью преступных элементов, а также с нарушениями в работе
производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Внутренней
напряженности и низкому уровню безопасности способствуют некоторые
нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной,
культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс.
Назрела необходимость оснащения сил и
служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности,
правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с
применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющих
повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и
преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
На решение указанной задачи значительно
могут повлиять современные информационные технологии. Уровень их развития
позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально распределенные
системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать
значительные объемы разнородной информации. Эти системы дают возможность
осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким
образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы
является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой,
включая как общественные места, коммуникации, так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться за счет
интеграции двух факторов – наличия информации в реальном времени и возможности
информационных систем по ее автоматизированной обработке и анализу. При этом
видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных
датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств
(пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по
линиям «101», «102», «103», «104», «112»).
АПК «Безопасный город» позволит эффективно
осуществлять следующие функции:
непрерывный мониторинг обстановки в местах
массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади,
административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные
учреждения, дворовые территории, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты,
подвижной состав транспорта;
контроль за оставленными предметами,
оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного
порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
визуальный контроль в отдельных местах с
применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и
сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных
мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота
наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени,
так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи
обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц и предотвращения будущих
инцидентов;
контролируемый доступ на федеральные,
республиканские, муниципальные и ведомственные объекты; контроль передвижения
автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах
(выездах) на объекты и в контролируемые зоны, поддержку операций по обнаружению
и задержанию разыскиваемых транспортных средств;
видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и
транспортными развязками; обеспечение экстренной связи с правоохранительными
органами и службами спасения с визуальным контролем;
мониторинг критически важных объектов;
мониторинг экологического состояния на
территории Чувашской Республики;
информирование граждан об угрозе (факте)
чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях, доведение до
населения правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Разработка мер по повышению безопасности и
механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз интересам граждан,
социальных групп, населенного пункта в целом.
Наиболее характерными являются следующие
группы угроз: информационные, коммунально-бытовые, криминальные, политические,
природные, психологические, социальные, террористические, техногенные,
экологические, экономические, эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный,
взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы.
Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в
стране и мире, стабильности социально-экономического развития Российской
Федерации и Чувашской Республики и в разные периоды могут изменяться.
III. Основные принципы построения
и развития АПК «Безопасный город»
АПК «Безопасный город» реализуется в
соответствии со следующими базовыми принципами:
настоящая Концепция предполагает
максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов,
ранее достигнутых в рамках государственной программы Чувашской Республики
«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики»,
утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
от 15 ноября 2018 г. № 459;
построение и развитие АПК «Безопасный
город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых республиканских и
федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной
инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание
дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в АПК
«Безопасный город»;
АПК «Безопасный город» базируется на
интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку
информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в
рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа
согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;
эксплуатация АПК «Безопасный город»
осуществляется за счет средств федерального бюджета (при выделении),
республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов,
муниципальных и городских округов Чувашской Республики, а также внебюджетных
источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития АПК «Безопасный
город», финансирование которого осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
настоящая Концепция предполагает широкое
использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли,
связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов
космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных
геоинформационных систем;
в ходе построения и развития АПК
«Безопасный город» приоритет будет отдаваться программным и аппаратным
средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных
характеристик.
Региональный уровень является базовым
уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках
построения и развития АПК «Безопасный город». В реализации задач обеспечения
общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения
участвуют все органы местного самоуправления муниципальных образований
Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики и
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития АПК «Безопасный
город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных
образований, степень технической оснащенности всех органов местного
самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики телекоммуникационной
инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать
рекомендуемым техническим требованиям АПК «Безопасный город».
На региональном уровне агрегированная
информация консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы,
обеспечивающей органам исполнительной власти Чувашской Республики возможность:
контроля над оперативной обстановкой в
регионе;
координации межведомственного
взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления
службами и ведомствами при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и
критических ситуациях.
Для эффективного межведомственного
взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» в части определения
последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов
(жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и
сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-,
газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.),
информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
IV. Функции АПК «Безопасный город»
Реализация мероприятий по построению и
развитию АПК «Безопасный город» должна создать условия для:
моделирования различных сценариев
возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по
устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания статусов
контролируемых этапов реагирования и сообщений о проводимых мероприятиях по
ликвидации последствий всевозможных происшествий (аварий на предприятиях, на
транспорте, пожаров, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий,
преступлений и т.д.);
улучшения имиджа органов исполнительной
власти Чувашской Республики;
предоставления органам исполнительной
власти Чувашской Республики эффективных и прозрачных инструментов решения задач
в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на
основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской
Республики, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;
оптимизации транспортных потоков в
городских условиях;
обеспечения возможности оперативного
взаимодействия населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики и
органов местного самоуправления в Чувашской Республике по вопросам безопасности;
составления комплексных и взаимосвязанных
планов проведения различных работ в сфере обеспечения безопасности или работ, влияющих
на безопасность;
агрегирования информации через единую
информационную среду на муниципальном уровне для органов местного самоуправления
в Чувашской Республике, региональном уровне для органов исполнительной власти Чувашской
Республики и федеральном уровне для федеральных органов исполнительной власти в
рамках обеспечения интероперабельности информационных систем Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, посредством которых автоматизируется деятельность
органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Базовые функциональные требования к АПК
«Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:
безопасность населения и муниципальной
(коммунальной) инфраструктуры;
безопасность на транспорте;
экологическая безопасность;
координация работы служб и ведомств и их
взаимодействие.
4.1. Безопасность населения и муниципальной
(коммунальной) инфраструктуры
4.1.1. Обеспечение правопорядка и
профилактика правонарушений на территории муниципального образования
предусматривают:
а) осуществление видеонаблюдения и
видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер
видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том
числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:
автоматическую регистрацию событий в базе
системы видеоанализа потока;
видеоанализ событий;
анализ видеопотока в режиме реального
времени;
идентификацию и распознавание лиц;
в) позиционирование подвижных объектов.
4.1.2. Предупреждение и защита
муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
а) контроль качества работы коммунальных
служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
сбор и обработку информации с датчиков;
учет актуальных данных о состоянии
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
автоматическое уведомление о событиях в
сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предоставление доступа к видеопотоку
соответствующих камер видеонаблюдения;
б) обеспечение пожарной безопасности,
включая:
сбор и обработку данных в режиме реального
времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии
пожарной безопасности муниципальных объектов;
геолокацию в режиме реального времени
очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи,
пожарных машин) вокруг очага возгорания;
предоставление доступа к видеопотоку
соответствующих камер видеонаблюдения;
моделирование сценариев развития ситуаций
и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;
поддержку принятия решений и обеспечение
возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с
использованием пространственной информации;
в) обеспечение промышленной безопасности,
включая:
оперативный мониторинг состояния опасных
производственных объектов, а также используемых, производимых,
перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и
взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;
мониторинг гидротехнических сооружений;
мониторинг соблюдения условий
лицензирования опасных производственных объектов;
обеспечение производственного контроля за
соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;
моделирование чрезвычайных ситуаций и
управление рисками на опасных производственных объектах;
планирование и контроль необходимых
мероприятий и действий;
мониторинг соблюдения нормативных
требований, осуществление комплексного управления операционными рисками,
связанными с экологией и промышленной безопасностью;
г) мониторинг доступа на охраняемые
государственные объекты, включая:
организацию доступа к видеопотоку камер,
принадлежащих государственным объектам;
фиксацию событий несанкционированного проникновения
в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих
служб;
геолокацию в режиме реального времени
экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;
д) обеспечение экстренной связи, включая:
обеспечение возможности предоставления
прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством
специальных устройств (типа «гражданин – полиция»), расположенных на территории
муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и
потенциально опасных местах;
геолокацию точки вызова экстренной службы;
отслеживание ситуации через доступ к
видеопотоку в режиме реального времени;
е) создание системы индикаторов и профилей
риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
категорирование рисков по ряду критериев;
формирование базы данных профилей по
каждому риску;
формирование базы данных по уже
произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по
устранению;
прогнозирование сценариев развития
чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев
предотвращения чрезвычайных ситуаций.
4.2. Безопасность на транспорте
4.2.1. Обеспечение правопорядка и
профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию,
включая:
круглосуточную регистрацию фактов
нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме
правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в
центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных ситуаций на
дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного,
воздушного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных
средств.
4.2.2. Обеспечение безопасности дорожного
движения предусматривает:
а) управление логистикой общественного и
личного транспорта;
б) организацию и управление муниципальным
парковочным пространством;
в) моделирование транспортных потоков на
основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
г) динамическое прогнозирование дорожной
ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер,
датчиков и контроллеров дорожного движения;
д) геолокацию и фиксацию событий
(инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;
е) обеспечение функций общественного
контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.
4.3. Экологическая
безопасность
Мониторинг муниципальной застройки и уже
существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает
мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных
выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
4.3.1. Контроль в области обращения с
отходами предусматривает:
а) контроль процессов сбора,
транспортировки, переработки и утилизации отходов;
б) мониторинг состояния окружающей среды в
районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий
городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения
и захоронения отходов.
4.3.2. Комплексный мониторинг природных
явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий
предусматривают:
а) мониторинг загрязнения окружающей
среды;
б) мониторинг состояния суши;
в) мониторинг водных ресурсов;
г) мониторинг невозобновляемых природных
ископаемых;
д) контроль состояния почв;
е) мониторинг сейсмической активности и
обеспечение сейсмической безопасности;
ж) мониторинг гидрологической обстановки и
обеспечение безопасности при наводнениях;
з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;
и) мониторинг лесопожарной опасности;
к) прогнозирование сценариев развития и
последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;
л) мониторинг экологической обстановки на
особо охраняемых природных территориях местного значения.
4.4. Координация
работы служб и ведомств
и их
взаимодействие
4.4.1. Обеспечение возможностей
оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
а) прием и обработку обращений по всем
текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:
автоматическую регистрацию всех входящих и
исходящих звонков;
автоматическую регистрацию всех входящих и
исходящих электронных писем;
хранение информации об обращениях и об
инициаторе обращения;
статическую и интеллектуальную маршрутизацию
обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);
геолокацию и визуализацию на рабочей
станции оператора информации о поступившем звонке и карточке вызова
(происшествия);
контроль качества работы операторов;
планирование расписания рабочих смен
операторов;
б) мониторинг статусов обращений, включая:
контроль обработки и исполнения заявки со
стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;
оперативное предоставление всем службам
доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в
соответствии с правами доступа;
контроль качества исполнения заявки
муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех
служб и ведомств);
в) геофиксацию событий на электронной
карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью
детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.
4.4.2. Организация межведомственного
взаимодействия предусматривает:
а) управление взаимодействием
муниципальных служб, включая:
создание единого информационного
пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб
оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение
работы над инцидентом;
организацию межведомственного
взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;
формирование поручений на основе заранее
подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
контроль хода исполнения поручения;
обеспечение сценариев информирования при
угрозе срыва срока исполнения поручения;
б) обеспечение безопасного хранения и
обработки данных, включая:
обеспечение защищенного доступа к
информации с использованием средств криптографической защиты информации;
автоматическое архивирование и обеспечение
хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей
информации;
формирование отчетных форм для органов
повседневного управления территориальной подсистемы Чувашской Республики единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее
– ТП РСЧС Чувашской Республики), органов местного самоуправления муниципальных образований
Чувашской Республики, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и
расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой
период времени;
обеспечение возможности формирования
сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена
информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения
эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи
между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого
уровня.
V.
Целевая архитектура и основные системы
АПК «Безопасный город»
5.1. Принципиальная техническая архитектура
АПК «Безопасный город»
АПК «Безопасный город» базируется на
инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по
созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения
общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Единая (общая)
информационно-коммуникационная инфраструктура АПК «Безопасный город» строится
по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и
информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных
образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного
самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и хозяйствующими
субъектами в Чувашской Республике собственных программ, обеспечивающих общественную
безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.
Инфраструктура АПК «Безопасный город»
базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса функциональных
и технических требованиях к компонентам АПК «Безопасный город» и форматах
обмена данными между элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая архитектура АПК
«Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии
с уровнями вертикали управления.
5.2. Уровни инфраструктуры АПК «Безопасный город»
5.2.1. На уровне муниципального
образования (муниципальном уровне) инфраструктура АПК «Безопасный город»
включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между
территориально распределенными компонентами АПК «Безопасный город»;
б) комплекс периферийных устройств,
включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение,
телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема,
распределенной обработки и передачи данных;
в) информационно-вычислительную
инфраструктуру АПК «Безопасный город», в том числе:
интеграционную платформу обмена данными,
которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает
передачу и обработку данных между компонентами АПК «Безопасный город», а также
системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти Чувашской Республики (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных
служб по единому номеру «112», государственную автоматизированную информационную
систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы,
систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов,
автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного
управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской
Республике – Чувашии и др.);
интеграционную платформу управления
видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ
видеопотоков;
геоинформационную интеграционную
платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных
компонентов АПК «Безопасный город»;
единую систему электронного документооборота
и контроля поручений в рамках АПК «Безопасный город»;
систему обработки и хранения данных с
поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы,
предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями
АПК «Безопасный город»;
пользовательские прикладные информационные
решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти
Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения,
включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;
г) комплекс информационной безопасности в
составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества
каналов и услуг связи;
д) инженерную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК
«Безопасный город», в составе систем кондиционирования, пожаротушения,
энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.
5.2.2. На уровне Чувашской Республики
(региональном уровне) инфраструктура АПК «Безопасный город» включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально
распределенными компонентами АПК «Безопасный город» в муниципальных
образованиях и компонентами АПК «Безопасный город» на уровне Чувашской
Республики;
б) информационно-вычислительную
инфраструктуру АПК «Безопасный город», в том числе:
интеграционную платформу обмена данными,
обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами АПК «Безопасный
город» в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;
интеграционную платформу управления
видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ
видеопотоков;
геоинформационную интеграционную
платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных
компонентов АПК «Безопасный город»;
единую систему электронного
документооборота и контроля поручений в рамках АПК «Безопасный город»;
систему обработки и хранения данных с
поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы
регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения
управленческих задач пользователей АПК «Безопасный город» на уровне Чувашской
Республики;
пользовательские прикладные информационные
решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти
Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения,
включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;
в) комплекс информационной безопасности в
составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга
качества каналов и услуг связи;
г) инженерную инфраструктуру,
предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК
«Безопасный город» на уровне Чувашской Республики.
5.3. Прикладные функциональные системы
АПК «Безопасный город»
5.3.1. Безопасность населения и
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка и
профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:
управление видеопотоками;
мониторинг и видеоанализ предупреждения и
профилактики правонарушений;
оценка качества деятельности
представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и
безопасности среды обитания;
позиционирование и управление мобильным
персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по
обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах);
обеспечение безопасности охраняемых
объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;
фиксация правонарушений и контроль
обеспечения правопорядка;
б) сегмент предупреждения и защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной
безопасности, включающий следующие компоненты:
мониторинг и управление работой по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мониторинг ремонтных работ на объектах
муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;
обеспечение экстренной связи по единому
номеру вызова экстренных оперативных служб «112»;
система информирования и оповещения
населения;
моделирование предпосылок и оценка
последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;
в) сегмент взаимодействия с
информационными реестрами, включающий следующие компоненты:
земельный муниципальный реестр;
реестр электросетей;
реестр сетей и сооружений водоснабжения;
реестр тепловых сетей;
реестр дорог;
реестр телекоммуникаций;
социальный реестр;
реестр мест обработки и утилизации
отходов;
реестр природоохранных и рекреационных зон
и паркового хозяйства;
г) сегмент взаимодействия с комплексом
градоуправления, включающий следующие компоненты:
электронный план города;
дежурный план города;
социальная безопасность в составе:
медицинской геоинформационной системы;
ветеринарной геоинформационной системы;
реестра объектов социальной инфраструктуры
и др.
5.3.2. Обеспечение безопасности на
транспорте предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка на
дорогах, включающий следующие компоненты:
фиксация правонарушений на дорогах;
видеоанализ происшествий;
б) сегмент обеспечения безопасности
дорожного движения, включающий следующие компоненты:
интеллектуальное управление светофорами;
геоинформационная система планирования
дорожной сети;
геоинформационная система мониторинга
дорожной обстановки;
автоматическая фиксация событий на
дорогах;
управление парковочным пространством.
5.3.3. Обеспечение экологической
безопасности предусматривает:
а) сегмент геоэкологического планирования,
включающий следующие компоненты:
реестр природопользователей;
геоинформационная система экологии;
мониторинг выполнения предписаний,
выданных по результатам муниципального экологического контроля;
отчетно-аналитическая система природопользователей;
нормативно-справочная база
природопользователей;
отчетный комплекс природопользователей;
б) сегмент предоставления
гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:
предоставление оперативной
гидрометеорологической информации;
геоинформационная система гидрологии;
в) сегмент экомониторинга, включающий
следующие компоненты:
геоинформационная система мониторинга
экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга состояния суши,
водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния
почв;
геоинформационная система мониторинга
природных явлений;
геоинформационная система мест захоронения
отходов;
система контроля транспортных средств,
осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
5.3.4. Управление оперативной обстановкой
в городе предусматривает:
а) единый центр оперативного реагирования,
включающий следующие компоненты:
ситуационный центр;
управление многофункциональным центром
обработки вызовов;
регистрация и обработка обращений;
контроль поручений;
управление инцидентами;
геомониторинг муниципальных служб;
оперативное управление логистикой
оперативных служб и др.;
б) единую информационную систему города,
включающую следующие компоненты:
межведомственное взаимодействие;
геоинформационная система оперативного
градостроительного комплекса;
официальный сайт единой информационной
системы города;
в) систему безопасного хранения и
обработки данных, включающую следующие компоненты:
архивный комплекс;
отчетно-аналитический комплекс;
комплекс информационной безопасности.
5.3.5. На уровне Чувашской Республики
пользовательский функционал систем АПК «Безопасный город» органов исполнительной
власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа,
определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для
оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики и органами исполнительной власти
Чувашской Республики предполагаются наличие (либо внедрение) подсистемы
государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный
комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – ГИС
«РИП «АПК «Безопасный город») и сопряжение ее с соответствующими системами на
муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти
Чувашской Республики к данным обеспечивается путем организации маршрутизации
данных на автоматизированные рабочие места соответствующих пользователей
(должностных лиц) через подсистему ГИС «РИП «АПК «Безопасный город».
Мероприятия по реализации настоящей
Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления муниципальных
образований Чувашской Республики.
VI. Взаимодействие
в рамках
АПК «Безопасный
город»
В Чувашской
Республике координатором создания, развития и функционирования АПК «Безопасный
город» выступает Министерство цифрового развития, информационной политики и
массовых коммуникаций Чувашской Республики.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики обеспечение
координации деятельности органов повседневного управления ТП РСЧС Чувашской
Республики (в том числе управления силами и средствами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами
гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской
Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике и
организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер
информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на региональном
уровне осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Чувашской Республике – Чувашии, на который возложены функции по обеспечению организации
взаимодействия органов повседневного управления, сил и средств ТП РСЧС
Чувашской Республики с применением подсистем АПК «Безопасный город».
Министерство цифрового развития,
информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:
1. обеспечивает координацию
проведения работ по созданию и функционированию АПК «Безопасный город»;
2. осуществляет координацию действий
операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для
обеспечения работы АПК «Безопасный город»;
3. участвует в разработке типовых
программно-технических требований и решений по созданию АПК «Безопасный город»;
4. осуществляет контроль и
обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;
5. обеспечивает функционирование
информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз
данных и возможности получения информации о происшествии из архива в
оперативном режиме;
6. обеспечивает функционирование
геоинформационной подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения
информационной безопасности АПК «Безопасный город»;
7. организует круглосуточную
техническую поддержку пользователей АПК «Безопасный город»;
8. обеспечивает автоматизированное
формирование статистической и аналитической информации о функционировании
системы;
9. проводит обучение пользователей
АПК «Безопасный город» по вопросам функционирования программного обеспечения на
стадии внедрения системы;
10. осуществляет контроль
функционирования подсистем при эксплуатации АПК «Безопасный город».
Государственный комитет Чувашской
Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
1. разрабатывает и вносит в
установленном порядке на рассмотрение Главы Чувашской Республики и Кабинета
Министров Чувашской Республики проекты правовых актов Чувашской Республики по
вопросам организации взаимодействия органов повседневного управления, сил и
средств ТП РСЧС Чувашской Республики с применением подсистем АПК «Безопасный
город»;
2. осуществляет контроль за
актуализацией баз данных специального программного обеспечения АПК «Безопасный
город» по вопросам, отнесенным к ведению Государственного комитета Чувашской Республики по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
3. проводит обучение пользователей
АПК «Безопасный город» по вопросам использования специального программного
обеспечения в повседневной деятельности на стадии эксплуатации системы.
Целями координатора мероприятий по
построению и развитию АПК «Безопасный город» являются:
реализация настоящей Концепции;
контроль за техническим состоянием, совершенствованием
и обслуживанием комплексной системы безопасности;
взаимодействие в технической части
реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации АПК «Безопасный
город»;
приобретение оборудования и программного
обеспечения;
эксплуатационные расходы (оплата каналов
связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в
информационно-телекоммуникационной сети);
привлечение бизнес-структур для
приобретения и установки на объектах систем видеонаблюдения с техническими
характеристиками, обеспечивающими выполнение задач по назначению и последующую
интеграцию в общую систему АПК «Безопасный город»;
разработка технических рекомендаций по
установке систем видеонаблюдения на объектах;
иные цели, необходимые для реализации
настоящей Концепции.
К функциям координатора на уровне Чувашской
Республики относятся:
утверждение целевых значений критериев и
показателей оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» и его
сегментов в муниципальных образованиях;
формирование региональных программ,
обеспечивающих финансирование мероприятий по внедрению и развитию сегментов АПК
«Безопасный город»;
мониторинг реализации плана мероприятий по
функционированию и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»
на территории Чувашской Республики в рамках внедрения и развития
сегментов АПК «Безопасный город» на региональном и муниципальном уровнях;
контроль выполнения критериев и
показателей эффективности использования АПК «Безопасный город», установленных
главным координатором (Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)
для Чувашской Республики.
Соисполнителями мероприятий по построению
и развитию АПК «Безопасный город» могут являться:
территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти:
Управление Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию);
Министерство внутренних дел по Чувашской
Республике (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии (по
согласованию);
Управление Федеральной службы войск
национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (по
согласованию);
Центр специальной связи и информации
Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике (по
согласованию);
органы исполнительной власти Чувашской
Республики:
Министерство здравоохранения Чувашской Республики;
Министерство природных ресурсов и экологии
Чувашской Республики;
Министерство экономического развития и
имущественных отношений Чувашской Республики;
Министерство образования и молодежной
политики Чувашской Республики;
Министерство строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
Министерство транспорта и дорожного
хозяйства Чувашской Республики;
Министерство финансов Чувашской Республики
и др.;
органы местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики (по согласованию);
собственники объектов (по согласованию);
операторы связи (по согласованию).
К функциям соисполнителей на региональном
уровне отнесены реализация мероприятий по построению АПК «Безопасный город» в
рамках выполнения плана мероприятий по функционированию и развитию аппаратно-программного
комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики по соответствующим
ведомственным направлениям, а также осуществление контроля за актуализацией баз
данных специального программного обеспечения АПК «Безопасный город».
Соисполнители в рамках построения и
развития АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне определяются в
зависимости от организационной структуры муниципальных образований.
К функциям соисполнителей на муниципальном
уровне относятся:
определение приоритетных направлений
информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным
координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития
сегментов АПК «Безопасный город»;
формирование муниципальных программ,
предусматривающих финансирование построения и развития сегментов АПК
«Безопасный город» на муниципальном уровне;
реализация мероприятий в рамках исполнения
утвержденного плана построения и развития АПК «Безопасный город» на
муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором
функциональными и техническими стандартами;
достижение целевых значений критериев и
показателей оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» и его
сегментов, установленных в Чувашской Республике;
обеспечение и координация взаимодействия с
коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей
Концепции;
обеспечение функционирования и
эксплуатации АПК «Безопасный город» и его сегментов на муниципальном уровне.
VII. План реализации Концепции
Мероприятия, необходимые для эффективного
достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды
обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие
основные группы:
подготовка нормативно-правовой и
регламентной базы для реализации настоящей Концепции;
формирование источников финансирования
настоящей Концепции;
формирование технической базы для
реализации настоящей Концепции;
реализация мероприятий по построению и
развитию АПК «Безопасный город».
Реализация настоящей Концепции
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском
и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного
межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими
информационными и техническими системами и программами для оптимального
использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных
систем.
Реализация настоящей Концепции
предполагается в 3 этапа.
В рамках первого этапа (сентябрь – декабрь
2022 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка плана мероприятий по реализации
настоящей Концепции на 2022–2026 годы;
подготовка перечня внешних (ведомственных)
информационных систем в сфере обеспечения безопасности среды обитания,
подлежащих интеграции;
проведение аудита имеющихся систем мониторинга исходя
из имеющихся природных и техногенных рисков на территории муниципальных образований
Чувашской Республики;
разработка и утверждение единого реестра
мест, подлежащих оснащению камерами видеонаблюдения, видеоаналитики на
территории муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе с пересмотром мест
установки уже эксплуатируемых камер видеонаблюдения с учетом эффективности их использования
в целях профилактики и раскрытия преступлений и правонарушений;
разработка проекта региональной
интеграционной системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов
в муниципальных образованиях Чувашской Республики;
разработка проектной документации на
создание АПК «Безопасный город» и его сегментов в пилотных городских округах
Чебоксары и Новочебоксарск;
подготовка предложений по
совершенствованию нормативно-правовой базы;
подготовка предложений по обеспечению финансирования
мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
В рамках второго этапа (январь – декабрь
2023 года) запланированы следующие мероприятия:
создание опытных участков систем АПК
«Безопасный город» в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарска, в
том числе создание ГИС «РИП «АПК «Безопасный город»;
создание региональной интеграционной
системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов в муниципальных
образованиях Чувашской Республики;
апробация опытных участков систем АПК «Безопасный
город» в пилотной зоне;
анализ эффективности реализованных в
пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка
оптимизационных решений при необходимости.
В рамках третьего этапа (январь 2024 –
декабрь 2026 года) запланированы следующие мероприятия:
внесение изменений в подпрограмму «Построение
(развитие) аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории
Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Повышение
безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики»,
утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15
ноября 2018 г. № 459, и подготовка муниципальных программ построения и развития
АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях Чувашской
Республики (по необходимости);
тиражирование архитектуры опытных участков
систем АПК «Безопасный город» в пилотных городских округах Чебоксары и
Новочебоксарск на муниципальные образования Чувашской Республики (по необходимости);
построение и развитие АПК «Безопасный
город» во всех муниципальных образованиях Чувашской Республики;
в процессе эксплуатации в рамках развития
АПК «Безопасный город» наращивание функционала, его сегментов и подсистем в
соответствии с изменениями в федеральном нормативном регулировании в сфере
безопасности, обеспечение интероперабельности АПК «Безопасный город» и новых
(принятых в эксплуатацию) внешних мониторинговых и информационных систем в сфере
безопасности;
мониторинг и контроль эффективности
реализованных мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город».
VIII. Критерии и показатели оценки эффективности
использования
АПК «Безопасный город» и его сегментов
8.1. Критериями и показателями оценки
эффективности использования АПК «Безопасный город» по основным направлениям
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной
безопасности являются:
а) повышение готовности органов управления
и сил ТП РСЧС Чувашской Республики к выполнению возложенных задач, включая:
повышение оперативности служб экстренного
реагирования;
повышение уровня готовности объектов
мобилизационного значения к выполнению задач;
профилактику и повышение уровня готовности
объектов оповещения к выполнению задач;
снижение времени мобилизации человеческих
ресурсов и техники;
б) повышение эффективности систем
мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и
правонарушений, включая:
охват всех потенциальных рисков для среды
обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных
объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;
повышение точности прогнозирования и
эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной
безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы,
обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования
органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и
особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;
повышение качества системы поддержки
принятия решений;
в) снижение количества чрезвычайных
ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных людей, включая:
снижение количества правонарушений на 100
000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков,
увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных
незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций,
увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества
нарушений в сфере экологии и природопользования);
снижение количества жертв и объема ущерба
при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при
чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без
жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);
г) усиление социально-экономической
эффективности программ, реализуемых на территории Чувашской Республики,
включая:
минимизацию ущерба от чрезвычайных
ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);
прямую экономическую эффективность от реализации
настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования
участников АПК «Безопасный город» на происшествия и чрезвычайные ситуации, а
также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;
косвенную экономическую эффективность от
сокращения экономического ущерба, в том числе недополученного дохода
консолидированного бюджета за счет гибели людей, увечий и травм людей при
происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого
как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В дополнение к общим целевым критериям
целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с
предыдущими годами):
динамика количества зарегистрированных преступлений
на улицах и в других общественных местах, в том числе тяжких и особо тяжких;
динамика дорожно-транспортных происшествий
и тяжести их последствий;
уровень аварийности на промышленных
предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;
динамика количества зарегистрированных
пожаров, тяжести их последствий;
динамика чрезвычайных ситуаций, в том
числе на водных объектах пилотных городских округов Чебоксары и Новочебоксарска
и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием
граждан;
динамика выявленных преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового
досуга населения и в образовательной среде;
динамика зарегистрированных преступлений,
совершенных иногородними и иностранными гражданами.
По предварительным оценкам, реализация
Концепции должна привести к:
снижению количества террористических
акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной
угрозой терроризма;
сокращению количества лиц, привлеченных к
ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в
состоянии наркотического опьянения;
снижению уровня наркотизации общества, в
том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при
оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских
исследований, проведенных для определения уровня наркотизации различных
социальных слоев общества);
сокращению количества несовершеннолетних
лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной
направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического
опьянения; сокращению количества случаев рецидивной преступности среди
несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии
лиц, не достигших 18-летнего возраста;
снижению уровня аварийности на объектах инфраструктуры
Чувашской Республики, а также материальных потерь для экономики;
улучшению пожароопасной обстановки на
территории Чувашской Республики;
повышению эффективности работы органов
исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики по обеспечению безопасности;
повышению доверия граждан к органам охраны
правопорядка и государственной власти;
повышению уровня безопасности граждан.
8.2. Целевые значения по каждому из
указанных критериев эффективности устанавливаются:
а) для органов местного самоуправления
муниципальных образований Чувашской Республики – главами администраций муниципальных
районов, городских округов и главами муниципальных округов с учетом текущего
положения и ресурсов конкретного муниципального образования;
б) для органов исполнительной власти
Чувашской Республики – Кабинетом Министров Чувашской Республики с учетом
текущего положения и ресурсов Чувашской Республики.
IX. Финансирование
В соответствии с Концепцией построения и
развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р,
финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию АПК
«Безопасный город» будут осуществляться за счет средств федерального бюджета
(при выделении), республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов
муниципальных районов, муниципальных и городских округов Чувашской Республики,
а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и
развития АПК «Безопасный город». Финансирование указанных мероприятий
осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации и законодательством Чувашской Республики.
_____________
Отрасли
- 120.040.000.000.000 - Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
- 160.040.000.000.000 - Безопасность общества