Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.08.2022 № 822-р «О создании государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (условное наименование)»

Справка

Тип Распоряжение
Полное название Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.08.2022 № 822-р «О создании государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (условное наименование)»
Дата подписания 2022-08-20
Номер 822-р
Источники официального опубликования
  • Портал органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (www.cap.ru) от 22.8.2022 г.
Статус действия Действует без изменений
Подписан Николаев О.А.
Ключевые слова информационный, система, безопасный, город

Текст

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информацион-ных технологиях и о защите информации», постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 6 июля 2015 г КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 20.08.2022 № 822-р 1. Создать государственную информационную систему «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – Система).

2. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики на 2022–2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – Концепция).

3. Определить:

Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики системным интегратором и координатором работ по реализации Концепции;

Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оператором Системы;

автономное учреждение Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики техническим оператором Системы, ответственным за реализацию функций по эксплуатации и техническому обеспечению Системы, а также оператором информационной безопасности и сети передачи данных Системы.

4. Министерству цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:

разработать положение о государственной информационной системе «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – Положение);

разработать и утвердить типовую форму соглашения об информационном взаимодействии участников Системы в соответствии с Положением. 5. Органам исполнительной власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике рекомендовать обеспечить подключение к Системе информационных систем мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства, мониторинга пожарной обстановки, оповещения и информирования населения, экологического мониторинга (мониторинга состояния окружающей среды), видеомониторинга и видеоаналитики, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры, навигационно-информационных систем, геоинформационных систем.

6. Рекомендовать:

территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике заключить соглашения об информационном взаимодействии с участниками Системы и использовать Систему в соответствии с Положением;

юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками объектовых систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, установленных в местах массового пребывания людей и других общественных местах, а также на объектах жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры, обеспечить условия для подключения данных систем к Системе.

7. При решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении деятельности по внедрению сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики органам исполнительной власти Чувашской Республики поручить, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления в Чувашской Республике, организациям всех форм собственности рекомендовать руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики О.Николаев УТВЕРЖДЕНА распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.08.2022 № 822-р К О Н Ц Е П Ц И Я построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики на 2022–2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» I.

Общие положения Единый системный подход к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.

1.1. Цели и задачи построения и развития АПК «Безопасный город» Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики, в том числе создания государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее также – АПК «Безопасный город»), является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития АПК «Безопасный город» являются: формирование коммуникационной платформы для органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и организаций в Чувашской Республике с целью устранения рисков в сферах обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз для обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;

обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики на 2022–2026 годы, в том числе создания государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Чувашской Республики, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.

Настоящая Концепция является основой для:

разработки стратегии и проектных решений по созданию в Чувашской Республике системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;

совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;

разработки и реализации программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;

формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

АПК «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативным правовым актам и регламентам межведомственного взаимодействия, направленным на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующим интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Чувашской Республики в целом и муниципального образования в частности за счет реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

1.2. Основные понятия В настоящей Концепции используются следующие понятия:

«автоматизированная система» – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;

«геоинформационная система» – информационная система, оперирующая пространственными данными; «геолокация» – обнаружение координат реального географического положения любого объекта; «государственная система мониторинга состояния общественной безопасности» – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

«дежурный план города» – единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;

«единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования» – орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;

«единая транспортная диспетчерская» – специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;

«задача автоматизированной системы» – функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;

«интеграционная платформа» – комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;

«интегрированная автоматизированная система» – совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;

«интероперабельность» – способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена;

«информатизация» – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

«информационно-вычислительная инфраструктура» – комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации; «информационно-коммуникационная инфраструктура» – совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативно-правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование; «информационное обеспечение автоматизированной системы» – совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;

«информационный ресурс» – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);

«инцидент» – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте; «комплекс средств автоматизации автоматизированной системы» – совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;

«компонент автоматизированной системы» – часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое; «лингвистическое обеспечение автоматизированной системы» – совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы; «математическое обеспечение автоматизированной системы» – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе; «методическое обеспечение автоматизированной системы» – совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы; «мониторинг объектов и грузов» – осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма; «муниципальное образование» – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный, городской округ, городской округ с внутригородским делением);

«критически важный объект» – объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой Чувашской Республики, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории Чувашской Республики, на длительный период времени;

«потенциально опасные объекты» – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

«объекты транспортной инфраструктуры» – технологический комплекс объектов на территории Чувашской Республики, включающий в себя:

железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;

тоннели, эстакады, мосты; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

участки автомобильных дорог, железнодорожных внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые законодательством;

«обеспечение общественной безопасности» – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

«общественная безопасность» – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;

«оперативное управление» – деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;

«организационное обеспечение автоматизированной системы» – совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы; «пользователь автоматизированной системы» – лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования; «пользователь (потребитель) информации» – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею; «правовое обеспечение автоматизированной системы» – совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы; «программное обеспечение автоматизированной системы» – совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы; «силы обеспечения общественной безопасности» – уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления в Чувашской Республике, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;

«система обеспечения общественной безопасности» – силы и средства обеспечения общественной безопасности; «система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры» – автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере транспортной безопасности; «системный интегратор» – орган исполнительной власти Чувашской Республики, реализующий функции по разработке и внедрению комплексных IT-решений для автоматизации деятельности, направленной на реализацию полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики, в части создания и функционирования АПК «Безопасный город»;

«специальное программное обеспечение» – программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы; «среда обитания» – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; «средства обеспечения общественной безопасности» – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению; «телекоммуникационная инфраструктура» – совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации; «техническое обеспечение автоматизированной системы» – совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы; «угроза общественной безопасности» – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества; «уровень информатизации» – степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами; «ущерб» – потери субъектом или группой субъектов части или всех своих ценностей; «функция автоматизированной системы» – совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели; «функциональный заказчик» – орган исполнительной власти Чувашской Республики, непосредственно в интересах поддержки (автоматизации) выполнения функций которого создается АПК «Безопасный город»;

«центр обработки вызовов» – совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю; «численность населения» – абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории; «чрезвычайная ситуация» – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

«эксплуатационный персонал автоматизированной системы» – персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

II. Предпосылки построения и развития АПК «Безопасный город» Особая значимость и актуальность мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и территории Чувашской Республики, обусловлена существующими рисками возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера.

Основная предпосылка построения и развития АПК «Безопасный город» – это не только важность вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной безопасности органов исполнительной власти Чувашской Республики. Это позволит консолидировать затраты регионального и муниципальных бюджетов и получить поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации профильных федеральных, региональных и муниципальных программ. Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активностью преступных элементов, а также с нарушениями в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Внутренней напряженности и низкому уровню безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс.

Назрела необходимость оснащения сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющих повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На решение указанной задачи значительно могут повлиять современные информационные технологии. Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы дают возможность осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные места, коммуникации, так и жилые кварталы. Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов – наличия информации в реальном времени и возможности информационных систем по ее автоматизированной обработке и анализу. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по линиям «101», «102», «103», «104», «112»). АПК «Безопасный город» позволит эффективно осуществлять следующие функции: непрерывный мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, дворовые территории, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта; контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф; визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц и предотвращения будущих инцидентов; контролируемый доступ на федеральные, республиканские, муниципальные и ведомственные объекты; контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах (выездах) на объекты и в контролируемые зоны, поддержку операций по обнаружению и задержанию разыскиваемых транспортных средств; видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками; обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем; мониторинг критически важных объектов; мониторинг экологического состояния на территории Чувашской Республики;

информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях, доведение до населения правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Разработка мер по повышению безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз интересам граждан, социальных групп, населенного пункта в целом.

Наиболее характерными являются следующие группы угроз: информационные, коммунально-бытовые, криминальные, политические, природные, психологические, социальные, террористические, техногенные, экологические, экономические, эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы.

Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и мире, стабильности социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики и в разные периоды могут изменяться.

III. Основные принципы построения и развития АПК «Безопасный город» АПК «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в рамках государственной программы Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 г. № 459;

построение и развитие АПК «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых республиканских и федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в АПК «Безопасный город»;

АПК «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

эксплуатация АПК «Безопасный город» осуществляется за счет средств федерального бюджета (при выделении), республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Чувашской Республики, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития АПК «Безопасный город», финансирование которого осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

в ходе построения и развития АПК «Безопасный город» приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Региональный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития АПК «Безопасный город». В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения участвуют все органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

В рамках построения и развития АПК «Безопасный город» предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать рекомендуемым техническим требованиям АПК «Безопасный город».

На региональном уровне агрегированная информация консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам исполнительной власти Чувашской Республики возможность: контроля над оперативной обстановкой в регионе; координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне; обеспечения оперативного управления службами и ведомствами при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и критических ситуациях.

Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» в части определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

IV. Функции АПК «Безопасный город» Реализация мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» должна создать условия для:

моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз; регистрации и отслеживания статусов контролируемых этапов реагирования и сообщений о проводимых мероприятиях по ликвидации последствий всевозможных происшествий (аварий на предприятиях, на транспорте, пожаров, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий, преступлений и т.д.); улучшения имиджа органов исполнительной власти Чувашской Республики; предоставления органам исполнительной власти Чувашской Республики эффективных и прозрачных инструментов решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения; оптимизации транспортных потоков в городских условиях;

обеспечения возможности оперативного взаимодействия населения, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике по вопросам безопасности;

составления комплексных и взаимосвязанных планов проведения различных работ в сфере обеспечения безопасности или работ, влияющих на безопасность; агрегирования информации через единую информационную среду на муниципальном уровне для органов местного самоуправления в Чувашской Республике, региональном уровне для органов исполнительной власти Чувашской Республики и федеральном уровне для федеральных органов исполнительной власти в рамках обеспечения интероперабельности информационных систем Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, посредством которых автоматизируется деятельность органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Базовые функциональные требования к АПК «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:

безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; безопасность на транспорте; экологическая безопасность;

координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

4.1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры 4.1.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают: а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества; б) анализ видео- и аудиопотоков, включая: автоматическую регистрацию событий в базе системы видеоанализа потока; видеоанализ событий; анализ видеопотока в режиме реального времени; идентификацию и распознавание лиц; в) позиционирование подвижных объектов.

4.1.2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:

а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:

сбор и обработку информации с датчиков; учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;

б) обеспечение пожарной безопасности, включая: сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов; геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания; предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения; моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации; поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации; в) обеспечение промышленной безопасности, включая: оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;

мониторинг гидротехнических сооружений; мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов; обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности; моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах; планирование и контроль необходимых мероприятий и действий; мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией и промышленной безопасностью;

г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая: организацию доступа к видеопотоку камер, принадлежащих государственным объектам; фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;

геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;

д) обеспечение экстренной связи, включая:

обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа «гражданин – полиция»), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;

геолокацию точки вызова экстренной службы;

отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;

е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая: категорирование рисков по ряду критериев; формирование базы данных профилей по каждому риску;

формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению; прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций. 4.2. Безопасность на транспорте 4.2.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:

а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:

круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;

фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

б) видеоанализ, включая:

выявление потенциально опасных ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, дорожного хозяйства;

восстановление хронологии происшествий;

отслеживание маршрутов транспортных средств.

4.2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает: а) управление логистикой общественного и личного транспорта; б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;

в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;

г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;

д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;

е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.

4.3. Экологическая безопасность Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

4.3.1. Контроль в области обращения с отходами предусматривает: а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов; б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.

4.3.2. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают: а) мониторинг загрязнения окружающей среды; б) мониторинг состояния суши; в) мониторинг водных ресурсов; г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых; д) контроль состояния почв; е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;

ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях; з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;

и) мониторинг лесопожарной опасности; к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий; л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.

4.4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие 4.4.1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:

а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая: автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков; автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем; хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения; статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента); геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке вызова (происшествия); контроль качества работы операторов; планирование расписания рабочих смен операторов; б) мониторинг статусов обращений, включая:

контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб; оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в соответствии с правами доступа;

контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);

в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.

4.4.2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает: а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая: создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом; организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;

формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования; контроль хода исполнения поручения; обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;

б) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая: обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации; автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;

формирование отчетных форм для органов повседневного управления территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ТП РСЧС Чувашской Республики), органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени; обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;

обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.

V.

Целевая архитектура и основные системы АПК «Безопасный город» 5.1. Принципиальная техническая архитектура АПК «Безопасный город» АПК «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура АПК «Безопасный город» строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и хозяйствующими субъектами в Чувашской Республике собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания. Инфраструктура АПК «Безопасный город» базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса функциональных и технических требованиях к компонентам АПК «Безопасный город» и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры. Принципиальная техническая архитектура АПК «Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.

5.2. Уровни инфраструктуры АПК «Безопасный город» 5.2.1. На уровне муниципального образования (муниципальном уровне) инфраструктура АПК «Безопасный город» включает в себя: а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами АПК «Безопасный город»;

б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;

в) информационно-вычислительную инфраструктуру АПК «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами АПК «Безопасный город», а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов, автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии и др.); интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков; геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов АПК «Безопасный город»; единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках АПК «Безопасный город»; систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных; прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями АПК «Безопасный город»; пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;

г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи; д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК «Безопасный город», в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.

5.2.2. На уровне Чувашской Республики (региональном уровне) инфраструктура АПК «Безопасный город» включает в себя:

а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях и компонентами АПК «Безопасный город» на уровне Чувашской Республики;

б) информационно-вычислительную инфраструктуру АПК «Безопасный город», в том числе:

интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами АПК «Безопасный город» в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;

интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;

геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов АПК «Безопасный город»;

единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках АПК «Безопасный город»;

систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных; прикладные функциональные системы регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователей АПК «Безопасный город» на уровне Чувашской Республики;

пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики, органов исполнительной власти Чувашской Республики, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;

в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;

г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов АПК «Безопасный город» на уровне Чувашской Республики.

5.3. Прикладные функциональные системы АПК «Безопасный город» 5.3.1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает: а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:

управление видеопотоками; мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;

оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания; позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах); обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения; фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка;

б) сегмент предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:

мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; мониторинг ремонтных работ на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности; обеспечение экстренной связи по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112»; система информирования и оповещения населения;

моделирование предпосылок и оценка последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;

в) сегмент взаимодействия с информационными реестрами, включающий следующие компоненты: земельный муниципальный реестр; реестр электросетей; реестр сетей и сооружений водоснабжения; реестр тепловых сетей; реестр дорог; реестр телекоммуникаций; социальный реестр; реестр мест обработки и утилизации отходов; реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства; г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:

электронный план города;

дежурный план города;

социальная безопасность в составе:

медицинской геоинформационной системы;

ветеринарной геоинформационной системы;

реестра объектов социальной инфраструктуры и др. 5.3.2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает: а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:

фиксация правонарушений на дорогах;

видеоанализ происшествий;

б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:

интеллектуальное управление светофорами;

геоинформационная система планирования дорожной сети;

геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;

автоматическая фиксация событий на дорогах;

управление парковочным пространством.

5.3.3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:

а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты: реестр природопользователей;

геоинформационная система экологии;

мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;

отчетно-аналитическая система природопользователей;

нормативно-справочная база природопользователей;

отчетный комплекс природопользователей;

б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:

предоставление оперативной гидрометеорологической информации;

геоинформационная система гидрологии;

в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:

геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;

геоинформационная система мониторинга природных явлений;

геоинформационная система мест захоронения отходов;

система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.

5.3.4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:

а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:

ситуационный центр;

управление многофункциональным центром обработки вызовов;

регистрация и обработка обращений;

контроль поручений;

управление инцидентами;

геомониторинг муниципальных служб;

оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;

б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:

межведомственное взаимодействие;

геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;

официальный сайт единой информационной системы города;

в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:

архивный комплекс;

отчетно-аналитический комплекс;

комплекс информационной безопасности.

5.3.5. На уровне Чувашской Республики пользовательский функционал систем АПК «Безопасный город» органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики предполагаются наличие (либо внедрение) подсистемы государственной информационной системы «Региональная интеграционная платформа «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» (далее – ГИС «РИП «АПК «Безопасный город») и сопряжение ее с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики к данным обеспечивается путем организации маршрутизации данных на автоматизированные рабочие места соответствующих пользователей (должностных лиц) через подсистему ГИС «РИП «АПК «Безопасный город».

Мероприятия по реализации настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики.

VI. Взаимодействие в рамках АПК «Безопасный город» В Чувашской Республике координатором создания, развития и функционирования АПК «Безопасный город» выступает Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики обеспечение координации деятельности органов повседневного управления ТП РСЧС Чувашской Республики (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на региональном уровне осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии, на который возложены функции по обеспечению организации взаимодействия органов повседневного управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики с применением подсистем АПК «Безопасный город».

Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:

1. обеспечивает координацию проведения работ по созданию и функционированию АПК «Безопасный город»;

2. осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы АПК «Безопасный город»;

3. участвует в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию АПК «Безопасный город»;

4. осуществляет контроль и обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;

5. обеспечивает функционирование информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз данных и возможности получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме;

6. обеспечивает функционирование геоинформационной подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения информационной безопасности АПК «Безопасный город»;

7. организует круглосуточную техническую поддержку пользователей АПК «Безопасный город»;

8. обеспечивает автоматизированное формирование статистической и аналитической информации о функционировании системы;

9. проводит обучение пользователей АПК «Безопасный город» по вопросам функционирования программного обеспечения на стадии внедрения системы;

10. осуществляет контроль функционирования подсистем при эксплуатации АПК «Безопасный город».

Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

1. разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики проекты правовых актов Чувашской Республики по вопросам организации взаимодействия органов повседневного управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики с применением подсистем АПК «Безопасный город»;

2. осуществляет контроль за актуализацией баз данных специального программного обеспечения АПК «Безопасный город» по вопросам, отнесенным к ведению Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

3. проводит обучение пользователей АПК «Безопасный город» по вопросам использования специального программного обеспечения в повседневной деятельности на стадии эксплуатации системы.

Целями координатора мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» являются:

реализация настоящей Концепции;

контроль за техническим состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы безопасности;

взаимодействие в технической части реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации АПК «Безопасный город»;

приобретение оборудования и программного обеспечения; эксплуатационные расходы (оплата каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети);

привлечение бизнес-структур для приобретения и установки на объектах систем видеонаблюдения с техническими характеристиками, обеспечивающими выполнение задач по назначению и последующую интеграцию в общую систему АПК «Безопасный город»;

разработка технических рекомендаций по установке систем видеонаблюдения на объектах;

иные цели, необходимые для реализации настоящей Концепции.

К функциям координатора на уровне Чувашской Республики относятся:

утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» и его сегментов в муниципальных образованиях; формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий по внедрению и развитию сегментов АПК «Безопасный город»; мониторинг реализации плана мероприятий по функционированию и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики в рамках внедрения и развития сегментов АПК «Безопасный город» на региональном и муниципальном уровнях; контроль выполнения критериев и показателей эффективности использования АПК «Безопасный город», установленных главным координатором (Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) для Чувашской Республики.

Соисполнителями мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» могут являться:

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию);

Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике – Чувашии (по согласованию);

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию);

Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Чувашской Республике (по согласованию);

органы исполнительной власти Чувашской Республики:

Министерство здравоохранения Чувашской Республики;

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;

Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики;

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

Министерство финансов Чувашской Республики и др.;

органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики (по согласованию);

собственники объектов (по согласованию);

операторы связи (по согласованию).

К функциям соисполнителей на региональном уровне отнесены реализация мероприятий по построению АПК «Безопасный город» в рамках выполнения плана мероприятий по функционированию и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики по соответствующим ведомственным направлениям, а также осуществление контроля за актуализацией баз данных специального программного обеспечения АПК «Безопасный город».

Соисполнители в рамках построения и развития АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований. К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:

определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов АПК «Безопасный город»;

формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне;

реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития АПК «Безопасный город» на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;

достижение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» и его сегментов, установленных в Чувашской Республике;

обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;

обеспечение функционирования и эксплуатации АПК «Безопасный город» и его сегментов на муниципальном уровне.

VII. План реализации Концепции Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы: подготовка нормативно-правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;

формирование источников финансирования настоящей Концепции; формирование технической базы для реализации настоящей Концепции; реализация мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город».

Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем. Реализация настоящей Концепции предполагается в 3 этапа. В рамках первого этапа (сентябрь – декабрь 2022 года) запланированы следующие мероприятия: разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2022–2026 годы; подготовка перечня внешних (ведомственных) информационных систем в сфере обеспечения безопасности среды обитания, подлежащих интеграции;

проведение аудита имеющихся систем мониторинга исходя из имеющихся природных и техногенных рисков на территории муниципальных образований Чувашской Республики;

разработка и утверждение единого реестра мест, подлежащих оснащению камерами видеонаблюдения, видеоаналитики на территории муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе с пересмотром мест установки уже эксплуатируемых камер видеонаблюдения с учетом эффективности их использования в целях профилактики и раскрытия преступлений и правонарушений;

разработка проекта региональной интеграционной системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов в муниципальных образованиях Чувашской Республики;

разработка проектной документации на создание АПК «Безопасный город» и его сегментов в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарск;

подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы; подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.

В рамках второго этапа (январь – декабрь 2023 года) запланированы следующие мероприятия:

создание опытных участков систем АПК «Безопасный город» в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарска, в том числе создание ГИС «РИП «АПК «Безопасный город»;

создание региональной интеграционной системы уличного видеонаблюдения, видеоаналитики и ее сегментов в муниципальных образованиях Чувашской Республики;

апробация опытных участков систем АПК «Безопасный город» в пилотной зоне;

анализ эффективности реализованных в пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений при необходимости.

В рамках третьего этапа (январь 2024 – декабрь 2026 года) запланированы следующие мероприятия:

внесение изменений в подпрограмму «Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 г. № 459, и подготовка муниципальных программ построения и развития АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях Чувашской Республики (по необходимости);

тиражирование архитектуры опытных участков систем АПК «Безопасный город» в пилотных городских округах Чебоксары и Новочебоксарск на муниципальные образования Чувашской Республики (по необходимости);

построение и развитие АПК «Безопасный город» во всех муниципальных образованиях Чувашской Республики;

в процессе эксплуатации в рамках развития АПК «Безопасный город» наращивание функционала, его сегментов и подсистем в соответствии с изменениями в федеральном нормативном регулировании в сфере безопасности, обеспечение интероперабельности АПК «Безопасный город» и новых (принятых в эксплуатацию) внешних мониторинговых и информационных систем в сфере безопасности; мониторинг и контроль эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город». VIII. Критерии и показатели оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» и его сегментов 8.1. Критериями и показателями оценки эффективности использования АПК «Безопасный город» по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются: а) повышение готовности органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики к выполнению возложенных задач, включая: повышение оперативности служб экстренного реагирования; повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач; профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач; снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;

б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:

охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы; повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;

повышение качества системы поддержки принятия решений;

в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных людей, включая: снижение количества правонарушений на 100 000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);

снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);

г) усиление социально-экономической эффективности программ, реализуемых на территории Чувашской Республики, включая: минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров); прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников АПК «Безопасный город» на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;

косвенную экономическую эффективность от сокращения экономического ущерба, в том числе недополученного дохода консолидированного бюджета за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций. В дополнение к общим целевым критериям целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими годами):

динамика количества зарегистрированных преступлений на улицах и в других общественных местах, в том числе тяжких и особо тяжких;

динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий; уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта; динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий; динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объектах пилотных городских округов Чебоксары и Новочебоксарска и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием граждан;

динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населения и в образовательной среде; динамика зарегистрированных преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами. По предварительным оценкам, реализация Концепции должна привести к:

снижению количества террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой терроризма; сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоянии наркотического опьянения; снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских исследований, проведенных для определения уровня наркотизации различных социальных слоев общества); сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; сокращению количества случаев рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших 18-летнего возраста; снижению уровня аварийности на объектах инфраструктуры Чувашской Республики, а также материальных потерь для экономики;

улучшению пожароопасной обстановки на территории Чувашской Республики; повышению эффективности работы органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики по обеспечению безопасности; повышению доверия граждан к органам охраны правопорядка и государственной власти;

повышению уровня безопасности граждан. 8.2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются: а) для органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики – главами администраций муниципальных районов, городских округов и главами муниципальных округов с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования; б) для органов исполнительной власти Чувашской Республики – Кабинетом Министров Чувашской Республики с учетом текущего положения и ресурсов Чувашской Республики. IX. Финансирование В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» будут осуществляться за счет средств федерального бюджета (при выделении), республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Чувашской Республики, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития АПК «Безопасный город». Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

_____________

Отрасли

  • 120.040.000.000.000 - Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
  • 160.040.000.000.000 - Безопасность общества
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>