Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р «(Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года).»

Справка

Полное название Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р «(Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года).»
Дата подписания 2008-07-21
Номер 288-р
Источники официального опубликования
  • Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонного банка данных правовой информации) «Законодательство России» от 21.7.2008 г.
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова газ, грузы, демография, железнодорожный, жизнь, занятость, инвестиционный, инновационный, край, население, пассажир, перевозка, план, политика, природный, развитие, социально-экономическое, тепловой, товары, туризм, уровень, услуги, экономика, электроэнергия, энергия, тарифы

Текст

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ 21.07.2008 № 288-р Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края от 09.01.2018 г. № 4 г.Барнаул В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 № 117-ЗС"О государственном прогнозировании, индикативном планировании ипрограммировании социально-экономического развития Алтайского края": 1. Утвердить прилагаемые Сценарные условиясоциально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и напериод до 2011 года (далее - "Сценарные условия"). 2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработкепрогнозов, целевых программ и корректировке комплексной программысоциально-экономического развития Алтайского края руководствоватьсяСценарными условиями. 3. Предложить органам местного самоуправления при разработкепрогнозов социально-экономического развития на среднесрочнуюперспективу и корректировке комплексных программсоциально-экономического развития муниципальных образованийруководствоваться Сценарными условиями. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить наЗаместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главногоуправления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года Сценарные условия социально-экономического развития Алтайскогокроя разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации насреднесрочную перспективу, стратегических направлений и приоритетов,обозначенных в комплексной программе социально-экономического развитияАлтайского края, одобренной постановлением Администрации края от28.12.2007 № 622, а также с учетом итогов социально-экономическогоразвития Алтайского края в 2007 году и в первом квартале 2008 года.Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развитиякрая на ближайшие три года (приложение). Характеристика вариантов развития Алтайского края на период до 2010 года Сценарные условия социально-экономического развития Алтайскогокрая в 2009-2011 годах выполнены в двух вариантах. Различия ввариантах базируются на изменении динамики конкурентоспособностибизнеса: эффективности реализации мер Правительства РоссийскойФедерации и Администрации края по усилению инновационного характераэкономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития. Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики в условияхсохранения инфраструктурных ограничений, снижения ценовой итехнологической конкурентоспособности продукции; предполагаетреализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабныепроекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпыприроста валового регионального продукта снизятся с 10,5% в 2008 годудо 6-8% в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5% до 14-16%, реальныхрасполагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%. Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий попереходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшениеконкурентоспособности экономики на основе динамичного развитияобрабатывающих высокотехнологичных секторов итерриториально-производственных кластеров, а также на создание новой,более эффективной технологической базы, которая бы позволила впоследующем осуществить технологический прорыв в ведущих видахдеятельности и секторах услуг региона. Инновационный вариантпредусматривает сохранение высокой инвестиционной активности иреализацию в полном объеме важнейших проектов и программ развитиясекторов экономики с использованием механизма частно-государственногопартнерства. Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средниетемпы прироста ВРП в прогнозном периоде на уровне 9,6% в год,инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% вгод. Инновационный сценарий развития Алтайского края в полной меребудет способствовать достижению среднесрочной целисоциально-экономического развития Алтайского края, обозначенной вкомплексной программе: создание предпосылок для кардинальногоповышения качества жизни населения края и условий для переходаэкономики на инновационный путь развития. В качестве основного для разработки параметров краевого бюджетана 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза. Сценарии социально-экономического развития Алтайского края насреднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних ивнутренних условий (факторов). Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшеевоздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае,являются параметры инфляции, уровень цен и тарифов на услугиестественных монополий, рост мировых цен на продовольствие, динамикаобменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика,а также меры Правительства Российской Федерации на 2009-2011 годы,направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработнойплаты работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспеченияграждан и социального обслуживания. Кроме того, к внешним факторамвоздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края можноотнести меры Правительства Российской Федерации по реформированиюмежбюджетных отношений в рамках совершенствования региональнойполитики. В качестве внутренних условий (факторов) учитываетсядемографическая ситуация, создание системы подготовки кадров,эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационнойполитики органов исполнительной власти Алтайского края, скоростьсоздания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа,игорной зоны, реализации крупных инвестиционных проектов иосуществление мероприятий по реформированию социальной сферыАлтайского края, реализации федеральных и региональных целевыхпрограмм. Существенные изменения могут произойти всоциально-экономическом развитии Алтайского края в случае принятияПравительством Российской Федерации решения о создании на территориикрая особой аграрной зоны. Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края Наиболее важным внешним фактором прогнозовсоциально-экономического развития края являются показатели инфляции.Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающемуросту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары можетпревратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровеньинфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению кдекабрю 2007 года, что на 2,5-4 процентных пункта выше показателя,предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%). На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту -106,8%, первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% всвязи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции(особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а такженедостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественныхмонополий в условиях их дерегулирования. Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги)естественных монополий на 2009-2011 годы является одновременноеповышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемыхсекторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка. Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий втечение прогнозируемого периода в связи с принятым решением одоведении их до уровня экономически обоснованных затрат будутпревышать установленный Правительством Российской Федерации уровеньинфляции. (в % к уровню декабря предыдущего года) ———————————————————————————————————————————————————————————————————| Товары (услуги) | Темпы роста цен || естественных монополий |————————————————————————————————————————|| | 2008 год| 2009 год| 2010 год| 2011 год ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Электроэнергия | 110 | 112 | 112,5 | 113,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля свободного рынка | 22 | 44 | 73 | 77,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для всех категорий | | | | ||потребителей | 116,7 | 126 | 122 | 118 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля регулируемого рынка | 78 | 56 | 27 | 22,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы в | | | | ||среднем для конечных | | | | ||потребителей | 112 | 111,3 | 113-114 | 116 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы для | | | | ||населения | 114 | 117 | 120 | 125 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Природный газ | | | | ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||в том числе для всех | | | | ||категорий потребителей | 128,6 | 119,9 | 128 | 140 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для населения | 125 | 125 | 130 | 140 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки | | 117,1-| 109,7- | ||грузов | 116,3 | 118,7 | 113,7 | 110-114||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки | | | | ||пассажиров | 114 | 113 | 112 | 114 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Тепловая энергия | 118 | 118,5 | 118 | 120 | ——————————————————————————————————————————————————————————————————— Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформыэлектроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен итарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в2009-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию насвободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемойпо нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всейотпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. Врегулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском краепрогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009году для конечных потребителей и 125% - для населения. Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов наэлектроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируетсяпересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации наликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования вэлектроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений сМинпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов)на розничных рынках электрической энергии до экономическиобоснованного уровня. Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения онеобходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО"Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективепланируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составитв 2009-2011 годах 2,1 раза. В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов наэлектроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах,необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и нареализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций всубъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращениезначительных потерь в теплосетях, создание новой инженернойинфраструктуры. С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральномуровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги(кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов нажилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамикатарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированиюпоставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами постимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рострасходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышеннойдинамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будеткомпенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной впараметры федерального бюджета на 2009-2011 годы. Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспортаустановлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платыработников железнодорожного транспорта, а также включения в тарифгрузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых дляреализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целомза 2009-2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов врегулируемом секторе возрастут в 1,4-1,5 раза, на пассажирскиеперевозки - в 1,4 раза. Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение ихдо уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативнойприбыли, в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифовна услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфнойсвязи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах -20%, в 2011 году - 15%. В соответствии с основными направлениями налоговой политики на2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговыхусловий будут направлены на ускорение технологического обновления иразвитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов наобразование, здравоохранение и жилье: внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизацииосновных средств и, прежде всего, технологического оборудования; упрощение и совершенствование налогообложения и налоговогоадминистрирования малого бизнеса; включение в затраты компаний расходов на профессиональнуюподготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшаетналогооблагаемую прибыль; увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных срасходами физических лиц на образование и здравоохранение,добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечнымкредитам. Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики всреднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств(вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификацииставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины наматериалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия,что создает более привлекательные условия для изготовления товаров натаможенных территориях по сравнению с их импортом и способствуеторганизации (переносу) производств на российские территории. Крометого, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защитывнутренних рынков, а также стимулирование развитияпроизводственно-технологической кооперации путем развития "таможенныхрежимов переработки". Политика Правительства Российской Федерации по увеличениюзаработной платы в 2009-2011 годах будет строиться на реализацииследующих мер: доведение минимального размера оплаты труда до прожиточногоминимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 годадо 4330 рублей; введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы,направленных на стимулирование высоких конечных результатовдеятельности. Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточногоминимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будутспособствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 годусредний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера попервому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в2007 году - на 3,4%). Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми,рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции,установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мерпоощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагаетсяразработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержкенезащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен(тарифов) на услуги естественных монополий. Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития В 2009-2011 годах социально-экономическое развитие Алтайскогокрая будет определяться следующими основными факторами и тенденциями: усиление инфляционной угрозы в условиях продолжающего ростатарифов на товары и услуги естественных монополий, цен напродовольствие; начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста всочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерныхкадров; усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках; необходимостью модернизации основных фондов реального сектораэкономики; необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурныхотраслях (электроэнергетика, транспорт); усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционногокомпонента роста. Внутренние факторы все в большей степени будут определять какуровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи сэтим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае иэкономической политики, проводимой Администрацией края. 1. Изменение основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Алтайского края В рамках первого варианта прогноза, при сохранении условийэкономической деятельности на уровне существующих, темпы ростаэкономики составят 106-108% в 2009-2011 годах. В достижении параметров роста валового регионального продукта нениже 108,8-110,3% в год, соответствующих второму варианту развития,особая роль отводится повышению инвестиционной активности исущественному увеличению эффективности экономики, Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от инерционного(варианта 1) предполагает: 1) активизацию мер по повышению конкурентоспособности продукцииалтайских предприятий, снижению издержек, внедрению эффективныхтехнологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки; 2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и значительноерасширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края; 3) формирование инновационной системы края, увеличение объемаинвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала; 4) сохранение высоких темпов инвестиционной активности,реализация инновационных, инфраструктурных и бизнес-проектов, в томчисле с эффективным использованием бюджетных инвестиций; 5) проведение активной социальной политики, направленной на болееширокое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальныхзадач, повышение отдачи от их использования. Общий эффект ускорения экономического роста увеличивается посравнению с первым вариантом развития на 2,3 процентных пунктаприроста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году. Вклад основных факторов роста экономики в ВРП (темпы прироста ВРП, %) —————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Прогноз || |——————————————————————————————|| | 2009 год| 2010 год| 2011 год||——————————————————————————————————————|——————————————————————————————||Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный)| 8,0 8,0 6,0 ||Прирост ВРП во 2 варианте | ||(инновационный) | 10,3 9,8 8,8 ||Разница в темпах прироста ВРП - всего,| 2,3 1,8 2,8 ||в том числе по факторам роста | ||экономики: | ||вклад дополнительных инвестиций в | ||производственную инфраструктуру и | ||туризм; | 0,6 0,6 0,7 ||вклад дополнительных инвестиций в | ||диверсификацию экономики и | ||инновационный сектор; | 1,2 0,8 1,5 ||вклад дополнительного роста доходов | ||населения; | 0,4 0,3 0,4 ||вклад других факторов роста экономики | 0,1 0,1 0,2 | ————————————————————————————————————————————————————————————————————— Рост инвестиций в инфраструктурные отрасли и в развитие туризмаобеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного прироста ВРП вгод. Основной вклад в относительное увеличение темпов экономическогороста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост инвестиций винновационный сектор. Данный фактор может обеспечить 0,8 до 1,5процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Более активнаясоциальная политика и дополнительный рост доходов населения повысяттемпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно. Рост конкурентоспособности продукции алтайских производителей истепень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличениеобъемов экспорта товаров в 2011 году на 19,9% по сравнению с 2008годом. Объем импорта в прогнозный период увеличится на 27,7% восновном за счет роста импорта машин, оборудования и транспортныхсредств. Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского краяв прогнозный период будет способствовать создание на территории краяЦентра приграничного сотрудничества. Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годахбудет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частногофинансирования секторов образования и здравоохранения. Инвестиционныевложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9%в 2011 году. Этот рост связан с началом реализации системыпреобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах,внедрение инновационных программ в образовании, на модернизациюсистемы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитиесистемы непрерывного образования. Увеличение инвестиционных расходовна здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволитулучшить качество предоставления базовых медицинских услуг, а такжесохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг. 2. Инвестиционная политика В 2008-2011 годах инвестиционная активность в экономике будетоставаться на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал попервому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет в 1,5 раза куровню 2008 года и может составить около 133,0 млрд. рублей; повторому варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей. По прогнозу в 2011 году более 66% общего объема инвестиций будетраспределяться по 4 основным видам экономической деятельности:транспорт и связь, сельское хозяйство; обрабатывающие производства ижилищное строительство. В инновационном варианте прогноза более высокие темпы ростаинвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будутобеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику,транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, жилищноестроительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что вуказанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов ипрограмм, финансирование которых будет осуществляться как изгосударственных источников, так и за счет частных средств. В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупныхинвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края. В сфере туризма и развлечений в рамках проекта создания особойэкономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь"будут построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а такжемолодежная гостиница и коттеджи. На строительство объектов внешнейинфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всехуровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд. рублей. Врамках проекта по созданию игорной зоны "Сибирская монета"предполагается создание 5 игорно - развлекательных комплексов с общимобъемом финансирования более 30 млрд. руб. В течение 2009-2011 годовбудет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры(транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения исвязи), общей для обеих зон. На эти цели планируется направить около14 млрд. рублей в виде инвестиций. Данные средства предполагаетсяпривлечь как из государственных, так и из внебюджетных источниковфинансирования. В сельском хозяйстве планируется завершить строительствоптицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в годобщей стоимостью 3,6 млрд. рублей в год, а также начать реализациюпроекта развития семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью3,2 млрд. рублей и строительство крупных свинокомплексов. Особоезначение для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проектсоздания особой аграрной зоны "Алтайское Приобье", реализациякоторого, при условии принятия Правительством Российской Федерациисоответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объеминвестиций в крае. Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупныхинвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексекрая, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии ифармацевтической промышленности. В машиностроении - это, в первую очередь, создание мощностей иорганизация производства гусеничного многофункционального трактораА-600 в г.Рубцовске стоимостью 2,1 млрд. рублей и проект модернизацииОАО "Алтайвагон", который предполагает как развитие Рубцовскогофилиала, производящего крупное литье, так и развитие головногопредприятия, создание на его базе сибирского испытательного центравагоностроения (ИЦ "Сибирь"); общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд.рублей. В производстве пищевой продукции планируется реконструкцияРебрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокойкомплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; созданиеагропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей). В рамках создания биофармацевтического кластера с центром внаукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятийс объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могутсоставить примерно 2,2 млрд. рублей. В стройиндустрии предполагается строительство двух крупныхпредприятий: нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1млн. тонн цемента в год стоимостью 7,0 млрд. рублей и завода попроизводству высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70тыс.куб.м. и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проектапо утилизации отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубокухода за лесом. Кроме того, планируется строительствоавтоматизированного бетонного завода в г.Новоалтайске. Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе экономикикрая. В среднесрочной перспективе планируется создание первой очередигорно-рудного кластера в Алтайском крае на базе Корбалихинского,Рубцовского и Зареченского рудников с последующим освоением Степного,Таловского, Белорецкого и Инского месторождений с общим объемоминвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта посозданию КЭС мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля наСолтонском месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6млрд. рублей. Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться всоответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского краядо 2010 года, являющейся составной частью федеральной целевойпрограммы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамкахнеобходимого финансирования для решения задачи транспортногообеспечения особых экономических зон. Планируется строительствообходов г.Бийска, г.Барнаула, г.Рубцовска на автомобильных дорогахМ-52 "Чуйский тракт", ввод 30-40 км автомобильных дорог с твердымпокрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов. В прогнозируемом периоде за счет средств ОАО "РЖД" планируетсязавершить строительство железнодорожного моста через р. Обь у городаКамня-на-Оби, реконструировать ряд объектов железнодорожнойинфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрестиновый подвижной состав. На авиационном транспорте - осуществитьреконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; капитальноотремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул и начатьстроительство аэровокзала в г. Барнауле за счет средств федеральногобюджета с целью приведения в соответствие с требованиями федеральныхавиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров. Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национальногопроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличениерасходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост объемовинвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевогоучастия в строительстве жилья и газификации домовладений. Всего за2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья. В структуре инвестиций постепенно будет снижаться долясобственных средств предприятий и увеличиваться объем привлеченныхсредств с использованием как традиционного банковского кредитования,так и средств государственных институтов развития. Финансированиеинвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится с11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году. Несмотря на рост инвестиций из федерального бюджета в созданиеособой экономической зоны туристско-рекреационного типа "БирюзоваяКатунь" и игорной зоны, продолжение реализации на территории краяфедеральных целевых программ, доля бюджетных инвестиций в их общемобъеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году. Вместе с тем бюджетные ассигнования на образование возрастут к2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что связано смодернизацией и развитием единой образовательной информационной среды.Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупныминвестиционным проектом данного сектора является начало строительствав 2008 году Федерального центра травматологии, ортопедии иэндопротезирования. В результате роста бюджетных ассигнований наобразование и здравоохранение их суммарная доля в общем объемеинвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году. Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и2009-2011 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышениюинвестиционной привлекательности края, стимулированию инвестиционнойактивности хозяйствующих субъектов, использованию моделейчастно-государственного партнерства, "институтов развития",предлагаемых Правительством Российской Федерации. В предстоящий период сохранятся все существующие видыгосударственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектораэкономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в томчисле по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество иналога на прибыль. В 2009 году планируется разработка краевой целевой программы"Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края",реализация которой в последующие годы будет способствовать созданиюблагоприятных условий для привлечения в край инвестиций. 3. Инновационная политика Сценарии социально-экономического развития основываются наповышении инновационной активности предприятий и организаций края. В 2009-2011 годах планируется продолжить создание основныхэлементов инновационной инфраструктуры, в том числе строительствобизнес-инкубатора инновационного типа в г. Бийске и центравысокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинскогокластера). Коммерциализации передовых технологий, продвижениюпродукции и разработок будет способствовать ведениеспециализированного портала "Алтайский краевой инновационный банк" вИнтернете. Прогнозируемое развитие Межрегионального центра нанотехнологий иинноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям: создание наноструктурных композиционных материалов в процессахвысокотемпературного синтеза механоактивированных систем длядетонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике; получение слоистых композиционных материалов конструкционногоназначения на основе наноструктурированных связующих. В среднесрочный период в основном завершится организационноеформирование биофармацевтического кластера и начнется реализацияинновационных проектов. В рамках данного кластера на территорииг.Бийска предусматривается внедрение новых производств как на базедействующих предприятий, так и на вновь созданных. К первым относитсясоздание промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислотыиз местных источников крахмалосодержащего сырья на ООО "Востоквит";организация производства сухих экстрактов из растительного сырья наОАО "Эвалар"; ко вторым - организация нового предприятия попроизводству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда. Кроме того, в рамках биофармацевтического кластера планируетсяорганизация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром"в г. Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейногос использованием соды природной Михайловского месторождения наМихайловском заводе химреактивов. Будут созданы инновационные разработки в сфере биотехнологий,необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи на базепредприятий АПК. Планируется участие в конкурсах инновационных проектов ипривлечение средств федерального бюджета в рамках реализациифедеральных целевых программ научной направленности и совместныхсоглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российскимфондом фундаментальных исследований. Созданные к 2011 году условия для активизации и развитияинновационной деятельности позволят обеспечить повышение уровняинновационной активности предприятий края за 2008-2011 годы не менеечем на 4 процентных пункта. Второй вариант сценария развития экономики края основывается наболее интенсивном использовании в хозяйственной деятельностиинноваций, которые в среднесрочной перспективе станут одним изосновных источников повышения конкурентоспособности продукции иустойчивого экономического роста края. 4. Структурные сдвиги в экономике В 2009-2011 годах структурные сдвиги в экономике будутопределяться ростом как инвестиционного спроса, так ипотребительского. Темп прироста промышленного производства в 2009-2011 годах впервом инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5% в год,или 113,4% за период, из-за технологической отсталости и ростаиздержек. Во втором варианте, с учетом дополнительных мер,направленных на ускорение экономического роста и улучшениеконкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции, интенсивныеструктурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационногосекторов, темп роста промышленности составит 6,2-9,0%, или 122,7% затри года. Объем отгруженных товаров собственного производствавозрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей. В прогнозный период сохранится тенденция опережающего ростаобъемов добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) засчет дальнейшего освоения месторождений полиметаллических руд иувеличения добычи нерудных строительных материалов. Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности.Прирост объемов производства за 2009-2011 годы планируется увеличитьпо первому варианту на 13,6%, по второму варианту - на 23,2%. Болеевысокими темпами будут развиваться производства, ориентированные напотребительский спрос, - производство пищевых продуктов, производствопрочих неметаллических изделий, обработка древесины и производствоизделий из дерева, а также фармацевтическое производство. На высокомуровне сохранятся темпы роста производства машин и оборудования,резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств,основу которого составляет вагоностроение. Умеренными темпами прогнозируется развитие секторапромышленности, включающего производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды, ежегодные темпы прироста которогосоставят 3,0-4,2%. В прогнозируемом периоде продолжится работа пореформированию алтайской энергетики, внедрению энергосберегающихтехнологий, строительству газотурбинных станций, газификации края,созданию собственной угледобывающей отрасли. К 2011 году структурные сдвиги в промышленном производстве будутсвязаны с увеличением доли добывающего сектора и снижением долиобрабатывающих производств. Доля сектора производства и распределенияэлектроэнергии, газа и воды под влиянием существенного удорожанияпродукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться. Прогнозируемые на 2009-2011 годы объемы промышленногопроизводства в крае будут обеспечиваться реализацией комплексамероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой целевой программыразвития промышленного производства в Алтайском крае на 2008-2012годы, активного использования всех форм государственной поддержкипредприятий, развития частно-государственного партнерства в крае идругих мероприятий. Рост мировых цен на продовольствие и повышение спроса насельскохозяйственную продукцию благоприятно скажется на развитииагропромышленного комплекса края. Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства в первом(инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженностии химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост ценна материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры рынкасельскохозяйственной продукции, дефицит квалифицированныхспециалистов, проблемы, связанные с обеспечением эффективногоиспользования земель сельскохозяйственного назначения, упорядочениемземельных отношений. Данный вариант предполагает поддержание в2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6% вгод. Общий прирост продукции сельского хозяйства за три года непревысит 5%. Вторым (инновационным) вариантом предусматривается ускорениеинтенсификации производства сельскохозяйственной продукции врезультате реализации в полном объеме мер, определенныхГосударственной программой развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой программой"Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.Предусматривается расширение масштабов использования прогрессивныхресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственныхкультур, увеличение удельного веса посевных площадей, занятыхвысокоурожайными сортами, в общих посевах и доли племенного скота вобщем его поголовье. Реализация указанных мер позволит обеспечить увеличение объемовпроизводства сельскохозяйственной продукции в 3 раза по сравнению спервым вариантом прогноза, прирост объемов сельскохозяйственнойпродукции за 2009-2011 годы составит 15% в целом, в том числе попродукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%. Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности окажутвлияние на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочнойперспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%. В животноводстве за счет повышения продуктивности животных исоздания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота иптицы прогнозируемый прирост объемов реализации мяса скота и птицысоставит 21,9%, производства молока - 8,5%. Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализацияпроектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских(фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитиюконкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Высокиймировой и внутренний спрос на зерновые создают условия дляинвестирования в развитие зернового комплекса и расширения экспортныхвозможностей. В среднесрочной перспективе возможен и третий сценарий развитиясельскохозяйственной отрасли края. Он может быть реализован в случаесоздания на территории края особой аграрной зоны, что позволитмаксимально полно раскрыть потенциальные возможности региона. 5. Развитие туризма В период до 2011 года предполагается сформировать организационнуюи экономическую среду для создания и функционирования на территорииАлтайского края туристско-рекреационного комплекса международногозначения, ориентированного на максимальное использованиеприродно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Основой комплекса является организация функционирования особойэкономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" иигорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района. В соответствии с концепцией развития особых экономических зон вРоссии туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым встране крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного иэкстремального туризма. В ходе создания зоны предполагаетсястроительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременногоразмещения, горнолыжных спусков, а также автодорог и дополнительнойинфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения. Планируемый потоктуристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать 115 тысяч человекежегодно. Масштабным инвестиционным проектом Алтайского края являетсясоздание игорной зоны "Сибирская монета", которая в соответствии срешением Правительства Российской Федерации начнет функционировать в2009 году. По предварительным расчетам, общая стоимость проектасоставит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагаетразработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных,гостиничных, культурно-развлекательных комплексов. Кроме того, развитие туризма в крае в среднесрочной перспективепредполагает создание относительно небольших туристических комплексов,отвечающих современным международным требованиям, а также необходимойинфраструктуры в других территориях края. Развитие Белокурихи будет связано с реализацией инвестиционныхпроектов по реконструкции коллективных средств размещения имодернизацией лечебной базы, развитием лечебно-оздоровительнойспециализации и бизнес - инфраструктуры. Планируется углубление специализации туристического центра"Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш": экологический,культурно-познавательный, оздоровительный, детский туризм,экстрим-туризм, пантолечение. Данная функциональная зона можетпринимать ежегодно до 150 тыс. туристов. Развитие туристских центров на Кулундинской равнине(Завьяловский, Славгородский, Бурлинский районы, г. Яровое) будетсвязано с рыболовным, охотничьим, оздоровительным туризмом на основеместных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический потокможет составить до 300 тыс. туристов в год. По инновационному сценарию туристический комплекс уже всреднесрочной перспективе станет высокоэффективным иконкурентоспособным сектором экономики края. В результатефункционирования туристско-рекреационного комплекса в 2011 годувозможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до1,0 млн. человек, число занятых в туристическом секторе (с учётомпредприятий - поставщиков) возрастёт до 110 тыс.человек, налоговыеплатежи в региональный бюджет - до 0,29 млрд. рублей в год, доляотрасли туризма в ВРП составит 8%. В структуре валового регионального продукта края в среднесрочнойперспективе будет активно увеличиваться доля и других видовдеятельности, относящихся к услугам. Объемы платных услуг в 2009-2011 годах в зависимости от вариантаразвития могут возрасти на 33%-45% и составить к концу прогнозногопериода 83,1-88,0 млрд. рублей, с учетом осуществления мероприятий посозданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа иигорной зоны. Объем туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза запериод, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза. Динамичное развитие получит организация сопутствующих туризмуплатных услуг с учетом их востребованности отдыхающими (услугиавтотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий попрокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги).Реальный объем услуг связи возрастет в 1,8-2 раза за период,транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%. Прогнозируется дальнейшее развитие оборота розничной торговли.Оба варианта прогноза предполагают некоторое замедление темпов егороста: с 110,5-111% в 2009 году до 108-110% в 2011 году. По первомуварианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011 году265,1 млрд. рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту -до 278,7 млрд. рублей и 136,8%. Стабильные темпы роста основных показателей, характеризующихситуацию на потребительском рынке края, в течение 2008-2010 годовбудут обеспечиваться развитием и расширением сети крупных розничныхторговых структур края ("Мария-Ра", "Аникс", "Хелми", "Новэкс","Раздолье"), федеральных структур на основе договоров франчайзинга, атакже других крупноформатных торговых сетей. 6. Демография и занятость населения В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденциейостанется снижение численности постоянного населения. Однако приуспешной реализации приоритетного национального проекта в сферездравоохранения и мероприятий краевой целевой программа"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидаетсязамедление темпов естественной убыли населения за счет увеличенияобщего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 годуи снижения уровня смертности, в том числе в результатедорожно-транспортных происшествий. Ситуация на рынке труда во многом будет формироваться подвлиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращениев 2009-2011 годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек,их будет достаточно для обеспечения потребностей экономики края.Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы,будет иметь тенденцию к росту. В целом за 2009-2011 годы она можетувеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек. Основное увеличение численностизанятых ожидается в обрабатывающих производствах, оптовой и розничнойторговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма. Барьером на пути экономического роста в прогнозируемый периодбудет дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей. Сучетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силуопределенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие болеевысокую заработную плату. Проблема обеспечения подготовки(переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии спотребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе врамках краевой целевой программы "Кадры". 7. Уровень жизни населения В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровняжизни населения края за счет всех составляющих: фонда заработнойплаты, социальных трансфертов, доходов от имущества, находящегося всобственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В2011 году реальные располагаемые денежные доходы населения возрастутна 32,1-43,3% к уровню 2008 года. Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты,в которых основной удельный вес приходится на пенсии. Пенсионерысоставляют более четверти общей численности населения края. С учетомреализации мер Правительства Российской Федерации по повышениюпенсионного обеспечения средний размер трудовой пенсии за 2009-2011годы увеличится в реальном выражении на 33,1%. С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируетсяувеличение доходов от предпринимательской деятельности, их доля вденежных доходах населения края возрастет с 15,5% по оценке 2008 годадо 20,1% в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов отсобственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году. Ведущим фактором повышения доходов населения по-прежнему будетрост заработной платы - основной источник доходов работающегонаселения края. Тенденция роста заработной платы будет обусловленаустойчивыми темпами экономического развития, а также введением новыхсистем оплаты труда работников бюджетной сферы и доведениемминимального размера оплаты труда до прожиточного минимуматрудоспособного населения. Реальная среднемесячная заработная плата,согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годына 43,5% по отношению к уровню 2008 года. Прогнозируется сохранениепревышения темпов роста заработной платы над темпами ростапроизводительности труда в течение всего среднесрочного периода,однако разрыв в темпах постепенно будет снижаться: с 5,2 процентныхпункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году. В результате роста доходов населения и адресной поддержкинеобеспеченных слоев населения уровень бедности снизится с 18,7% в2008 году до 13,4% в 2011 году. Повышение качества жизни населениявыразится в увеличении ожидаемой продолжительности жизни населениякрая до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года). ПРИЛОЖЕНИЕ к Сценарным условиям социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2009-2011 годы ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Наименование | Единица | 2007 | 2008 | 2009 год | 2010 год | 2011 год |2011 год в % к || показателя |измерения | год | год | прогноз | прогноз | прогноз | 2008 году || | | факт |оценка|———————————————|———————————————|———————————————|—————————————————|| | | | | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 || | | | |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант | вариант||——————————————————|———————————|——————|——————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|————————|| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 ||——————————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————||Численность | | ||населения | | ||(среднегодовая) |тыс. чел. |2515,9 2501,2 2487,5 2474,7 2463,1 ||Инфляция: | | ||к декабрю | | ||предыдущего года | % |112,1 113,0 107,5 107,5 107,0 107,0 108,5 106,8 124,8 122,8 ||в среднем за год | % |109,1 114,0 109,7 109,7 107,2 107,2 108,6 107,2 ||Валовой | | ||региональный | | ||продукт |млн.руб. |213223 278493 325436 333288 379237 395226 438170 462257 ||темп роста | % |111,5 110,5 108,0 110,3 108,0 109,8 1O6,0 108,8 123,6 131,8 ||Промышленное | | ||производство |млн.руб. |132248 179696 211538 217456 241873 252586 297046 293370 ||темп роста | % |108,9 109,3 104,0 109,0 104,3 106,0 104,5 106,2 113,4 122,7 ||в т.ч. по видам | | ||деятельности: | | ||добыча полезных | | ||ископаемых |млн.руб. |2105 3572 4286 5059 5176 6637 6268 8292 ||темп роста | % |154,8 169,4 109,9 129,8 115,0 124,9 110,0 119,9 139,0 194,4 ||обрабатывающие | | ||производства |млн.руб. |109141 149405 172427 177470 192469 201134 230072 229663 ||темп роста | % |110,0 108,9 104,0 109,5 104,3 106,0 104,7 106,2 113,6 123,3 ||производство и | | ||распределение | | ||электроэнергии, | | ||газа и воды |млн.руб. |21002 26719 34826 34927 44228 44615 60706 55415 ||темп роста | |103,6 105,4 103,2 103,5 103,0 103,6 103,2 104,2 109,7 111,7 ||Продукция | | ||сельского | | ||хозяйства во всех | | ||категориях | | ||хозяйств |млн. руб. |58708 69426 74629 77914 77914 87228 88251 97552 ||темп роста | % |108 103,2 101,0 104,8 104,8 104,9 102,6 104,6 105,0 115,0 ||Инвестиции в | | ||основной капитал | | ||за счет всех | | ||источников | | ||финансирования |млн.руб. |42681 62140 81093 83190 102747 109511 132710 142978 ||темп роста | % |128,2 124,5 116,0 119,0 115,5 120,0 114,0 120,0 152,7 171,4 ||Оборот розничной | | ||торговли |млн.руб. |132860 171450 201578 204314 232463 239942 265120 278717 ||темп роста | % |115,3 113,0 110,5 112,0 1О9,0 111,0 108,0 110,0 130,1 136,8 ||Оборот | | ||общественного | | ||питания млн.руб. | |4255 5869 7070 7425 8284 9302 9485 11591 ||темп роста | % |113,4 114,0 109,5 115,0 108,5 116,0 107,5 117,0 127,7 156,1 ||Объем платных | | ||услуг |млн.руб. |34530 44050 55444 57045 67600 71383 83102 88008 ||темп роста | % |112,3 113,2 111,3 114,5 110,0 112,9 109,0 112,2 133,4 145,0 ||Внешнеторговый | млн. | ||оборот |долларов | || | США |1290,5 1325 1358 1398 1428 1487 1521 1616 114,8 122,0 ||экспорт | млн. | || |долларов | || | США |948,9 979 1001 1028 1050 1082 1109 1174 113,3 119,9 ||импорт | млн. | || |долларов | || | США |341,6 346 357 370 378 405 412 442 119,2 127,7 ||Прибыль по всем | | ||видам деятельности| млн.руб. |28899 45035 49220 53595 53373 62056 58861 71272 130,7 158,3 ||Денежные доходы | | ||населения | млн.руб. |224581 293709 354898 363976 419488 443522 501429 541734 170,7 184,4 ||Реальные | | ||располагаемые | | ||денежные доходы | % |105,0 111,0 109,2 111,5 110,0 113,2 110,0 113,5 132,1 143,3 ||Средний размер | | ||трудовой пенсии | | ||(среднегодовой) | руб. |3124,6 3802,0 4622,6 5481,8 6384,6 167,9 ||Прожиточный | | ||минимум | | || | руб. |3332 3965 4476 4476 4879 4879 5367 5315 135,4 134,0 ||Доля населения с | | ||денежными доходами| | ||ниже прожиточного | | ||минимума в общей | | ||численности | | ||населения | | || | % |20,7 18,7 17,4 17,0 16,0 15,1 14,6 13,4 - - ||Фонд заработной | | ||платы, всего |млн.руб. |70902 90245 109508 112701 130088 136701 151911 163965 168,3 181,7 ||Номинальная | | ||начисленная | | ||среднемесячная | | ||заработная плата | руб. |7805 9924 12041 12367 14302 14981 16696 17955 168,2 180,9 ||Реальная | | ||заработная | | ||плата | % |116,4 111,5 110,6 113,6 110,8 113,0 107,5 111,8 131,7 143,5 ||Численность | | ||работников |тыс.чел. |757,0 757,8 757,9 759,4 758,0 760,4 758,2 761,0 100,1 100,4 ||Численность | | ||занятого | | ||в экономике | | ||населения |тыс.чел. |1105,2 1107,5 1108,0 1110,0 1111,8 1115,0 1116,4 1120,0 100,8 101,1 ||(среднегодовая) | | ||Уровень общей | | ||безработицы | % |6,5 6,4 6,3 6,2 6,2 6,1 6,1 6,0 - - ||Уровень официально| | ||зарегистрированной| | ||безработицы | % |4,7 4,4 4,1 3,9 3,9 3,7 3,8 3,6 - - | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Отрасли

  • 020.030.000.000.000 - Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства
  • 060.010.000.000.000 - Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020)
  • 060.020.000.000.000 - Труд (см. также 200.160.020)
  • 060.020.090.000.000 - Оплата труда
  • 070.060.000.000.000 - Пенсии (см. также 200.160.030)
  • 080.140.000.000.000 - Инвестиции (см. также 080.100.060.030, 090.040.030, 100.060.000)
  • 090.010.000.000.000 - Промышленность
  • 090.010.070.000.000 - Энергетика
  • 090.060.000.000.000 - Сельское хозяйство
  • 090.100.000.000.000 - Торговля
  • 090.100.050.000.000 - Розничная торговля (см. также 030.120.010.020)
  • 090.110.000.000.000 - Общественное питание
  • 100.010.000.000.000 - Общие положения в сфере внешнеэкономической деятельности
  • 140.030.000.000.000 - Туризм. Экскурсии (см. также 200.160.040)