Справка
Полное название |
Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р «(Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года).» |
Дата подписания |
2008-07-21 |
Номер |
288-р |
Источники официального опубликования |
- Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонного банка данных правовой информации) «Законодательство России» от 21.7.2008 г.
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
газ, грузы, демография, железнодорожный, жизнь, занятость, инвестиционный, инновационный, край, население, пассажир, перевозка, план, политика, природный, развитие, социально-экономическое, тепловой, товары, туризм, уровень, услуги, экономика, электроэнергия, энергия, тарифы |
Текст
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ 21.07.2008 № 288-р Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края от 09.01.2018 г. № 4 г.Барнаул В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 № 117-ЗС"О государственном прогнозировании, индикативном планировании ипрограммировании социально-экономического развития Алтайского края": 1. Утвердить прилагаемые Сценарные условиясоциально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и напериод до 2011 года (далее - "Сценарные условия"). 2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработкепрогнозов, целевых программ и корректировке комплексной программысоциально-экономического развития Алтайского края руководствоватьсяСценарными условиями. 3. Предложить органам местного самоуправления при разработкепрогнозов социально-экономического развития на среднесрочнуюперспективу и корректировке комплексных программсоциально-экономического развития муниципальных образованийруководствоваться Сценарными условиями. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить наЗаместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главногоуправления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года Сценарные условия социально-экономического развития Алтайскогокроя разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации насреднесрочную перспективу, стратегических направлений и приоритетов,обозначенных в комплексной программе социально-экономического развитияАлтайского края, одобренной постановлением Администрации края от28.12.2007 № 622, а также с учетом итогов социально-экономическогоразвития Алтайского края в 2007 году и в первом квартале 2008 года.Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развитиякрая на ближайшие три года (приложение). Характеристика вариантов развития Алтайского края на период до 2010 года Сценарные условия социально-экономического развития Алтайскогокрая в 2009-2011 годах выполнены в двух вариантах. Различия ввариантах базируются на изменении динамики конкурентоспособностибизнеса: эффективности реализации мер Правительства РоссийскойФедерации и Администрации края по усилению инновационного характераэкономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития. Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики в условияхсохранения инфраструктурных ограничений, снижения ценовой итехнологической конкурентоспособности продукции; предполагаетреализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабныепроекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпыприроста валового регионального продукта снизятся с 10,5% в 2008 годудо 6-8% в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5% до 14-16%, реальныхрасполагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%. Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий попереходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшениеконкурентоспособности экономики на основе динамичного развитияобрабатывающих высокотехнологичных секторов итерриториально-производственных кластеров, а также на создание новой,более эффективной технологической базы, которая бы позволила впоследующем осуществить технологический прорыв в ведущих видахдеятельности и секторах услуг региона. Инновационный вариантпредусматривает сохранение высокой инвестиционной активности иреализацию в полном объеме важнейших проектов и программ развитиясекторов экономики с использованием механизма частно-государственногопартнерства. Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средниетемпы прироста ВРП в прогнозном периоде на уровне 9,6% в год,инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% вгод. Инновационный сценарий развития Алтайского края в полной меребудет способствовать достижению среднесрочной целисоциально-экономического развития Алтайского края, обозначенной вкомплексной программе: создание предпосылок для кардинальногоповышения качества жизни населения края и условий для переходаэкономики на инновационный путь развития. В качестве основного для разработки параметров краевого бюджетана 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза. Сценарии социально-экономического развития Алтайского края насреднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних ивнутренних условий (факторов). Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшеевоздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае,являются параметры инфляции, уровень цен и тарифов на услугиестественных монополий, рост мировых цен на продовольствие, динамикаобменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика,а также меры Правительства Российской Федерации на 2009-2011 годы,направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработнойплаты работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспеченияграждан и социального обслуживания. Кроме того, к внешним факторамвоздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края можноотнести меры Правительства Российской Федерации по реформированиюмежбюджетных отношений в рамках совершенствования региональнойполитики. В качестве внутренних условий (факторов) учитываетсядемографическая ситуация, создание системы подготовки кадров,эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационнойполитики органов исполнительной власти Алтайского края, скоростьсоздания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа,игорной зоны, реализации крупных инвестиционных проектов иосуществление мероприятий по реформированию социальной сферыАлтайского края, реализации федеральных и региональных целевыхпрограмм. Существенные изменения могут произойти всоциально-экономическом развитии Алтайского края в случае принятияПравительством Российской Федерации решения о создании на территориикрая особой аграрной зоны. Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края Наиболее важным внешним фактором прогнозовсоциально-экономического развития края являются показатели инфляции.Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающемуросту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары можетпревратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровеньинфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению кдекабрю 2007 года, что на 2,5-4 процентных пункта выше показателя,предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%). На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту -106,8%, первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% всвязи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции(особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а такженедостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественныхмонополий в условиях их дерегулирования. Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги)естественных монополий на 2009-2011 годы является одновременноеповышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемыхсекторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка. Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий втечение прогнозируемого периода в связи с принятым решением одоведении их до уровня экономически обоснованных затрат будутпревышать установленный Правительством Российской Федерации уровеньинфляции. (в % к уровню декабря предыдущего года) ———————————————————————————————————————————————————————————————————| Товары (услуги) | Темпы роста цен || естественных монополий |————————————————————————————————————————|| | 2008 год| 2009 год| 2010 год| 2011 год ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Электроэнергия | 110 | 112 | 112,5 | 113,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля свободного рынка | 22 | 44 | 73 | 77,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для всех категорий | | | | ||потребителей | 116,7 | 126 | 122 | 118 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля регулируемого рынка | 78 | 56 | 27 | 22,5 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы в | | | | ||среднем для конечных | | | | ||потребителей | 112 | 111,3 | 113-114 | 116 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы для | | | | ||населения | 114 | 117 | 120 | 125 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Природный газ | | | | ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||в том числе для всех | | | | ||категорий потребителей | 128,6 | 119,9 | 128 | 140 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для населения | 125 | 125 | 130 | 140 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки | | 117,1-| 109,7- | ||грузов | 116,3 | 118,7 | 113,7 | 110-114||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки | | | | ||пассажиров | 114 | 113 | 112 | 114 ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Тепловая энергия | 118 | 118,5 | 118 | 120 | ——————————————————————————————————————————————————————————————————— Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформыэлектроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен итарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в2009-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию насвободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемойпо нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всейотпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. Врегулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском краепрогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009году для конечных потребителей и 125% - для населения. Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов наэлектроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируетсяпересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации наликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования вэлектроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений сМинпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов)на розничных рынках электрической энергии до экономическиобоснованного уровня. Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения онеобходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО"Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективепланируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составитв 2009-2011 годах 2,1 раза. В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов наэлектроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах,необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и нареализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций всубъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращениезначительных потерь в теплосетях, создание новой инженернойинфраструктуры. С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральномуровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги(кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов нажилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамикатарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированиюпоставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами постимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рострасходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышеннойдинамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будеткомпенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной впараметры федерального бюджета на 2009-2011 годы. Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспортаустановлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платыработников железнодорожного транспорта, а также включения в тарифгрузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых дляреализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целомза 2009-2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов врегулируемом секторе возрастут в 1,4-1,5 раза, на пассажирскиеперевозки - в 1,4 раза. Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение ихдо уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативнойприбыли, в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифовна услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфнойсвязи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах -20%, в 2011 году - 15%. В соответствии с основными направлениями налоговой политики на2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговыхусловий будут направлены на ускорение технологического обновления иразвитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов наобразование, здравоохранение и жилье: внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизацииосновных средств и, прежде всего, технологического оборудования; упрощение и совершенствование налогообложения и налоговогоадминистрирования малого бизнеса; включение в затраты компаний расходов на профессиональнуюподготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшаетналогооблагаемую прибыль; увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных срасходами физических лиц на образование и здравоохранение,добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечнымкредитам. Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики всреднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств(вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификацииставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины наматериалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия,что создает более привлекательные условия для изготовления товаров натаможенных территориях по сравнению с их импортом и способствуеторганизации (переносу) производств на российские территории. Крометого, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защитывнутренних рынков, а также стимулирование развитияпроизводственно-технологической кооперации путем развития "таможенныхрежимов переработки". Политика Правительства Российской Федерации по увеличениюзаработной платы в 2009-2011 годах будет строиться на реализацииследующих мер: доведение минимального размера оплаты труда до прожиточногоминимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 годадо 4330 рублей; введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы,направленных на стимулирование высоких конечных результатовдеятельности. Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточногоминимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будутспособствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 годусредний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера попервому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в2007 году - на 3,4%). Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми,рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции,установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мерпоощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагаетсяразработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержкенезащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен(тарифов) на услуги естественных монополий. Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития В 2009-2011 годах социально-экономическое развитие Алтайскогокрая будет определяться следующими основными факторами и тенденциями: усиление инфляционной угрозы в условиях продолжающего ростатарифов на товары и услуги естественных монополий, цен напродовольствие; начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста всочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерныхкадров; усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках; необходимостью модернизации основных фондов реального сектораэкономики; необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурныхотраслях (электроэнергетика, транспорт); усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционногокомпонента роста. Внутренние факторы все в большей степени будут определять какуровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи сэтим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае иэкономической политики, проводимой Администрацией края. 1. Изменение основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Алтайского края В рамках первого варианта прогноза, при сохранении условийэкономической деятельности на уровне существующих, темпы ростаэкономики составят 106-108% в 2009-2011 годах. В достижении параметров роста валового регионального продукта нениже 108,8-110,3% в год, соответствующих второму варианту развития,особая роль отводится повышению инвестиционной активности исущественному увеличению эффективности экономики, Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от инерционного(варианта 1) предполагает: 1) активизацию мер по повышению конкурентоспособности продукцииалтайских предприятий, снижению издержек, внедрению эффективныхтехнологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки; 2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и значительноерасширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края; 3) формирование инновационной системы края, увеличение объемаинвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала; 4) сохранение высоких темпов инвестиционной активности,реализация инновационных, инфраструктурных и бизнес-проектов, в томчисле с эффективным использованием бюджетных инвестиций; 5) проведение активной социальной политики, направленной на болееширокое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальныхзадач, повышение отдачи от их использования. Общий эффект ускорения экономического роста увеличивается посравнению с первым вариантом развития на 2,3 процентных пунктаприроста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году. Вклад основных факторов роста экономики в ВРП (темпы прироста ВРП, %) —————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Прогноз || |——————————————————————————————|| | 2009 год| 2010 год| 2011 год||——————————————————————————————————————|——————————————————————————————||Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный)| 8,0 8,0 6,0 ||Прирост ВРП во 2 варианте | ||(инновационный) | 10,3 9,8 8,8 ||Разница в темпах прироста ВРП - всего,| 2,3 1,8 2,8 ||в том числе по факторам роста | ||экономики: | ||вклад дополнительных инвестиций в | ||производственную инфраструктуру и | ||туризм; | 0,6 0,6 0,7 ||вклад дополнительных инвестиций в | ||диверсификацию экономики и | ||инновационный сектор; | 1,2 0,8 1,5 ||вклад дополнительного роста доходов | ||населения; | 0,4 0,3 0,4 ||вклад других факторов роста экономики | 0,1 0,1 0,2 | ————————————————————————————————————————————————————————————————————— Рост инвестиций в инфраструктурные отрасли и в развитие туризмаобеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного прироста ВРП вгод. Основной вклад в относительное увеличение темпов экономическогороста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост инвестиций винновационный сектор. Данный фактор может обеспечить 0,8 до 1,5процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Более активнаясоциальная политика и дополнительный рост доходов населения повысяттемпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно. Рост конкурентоспособности продукции алтайских производителей истепень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличениеобъемов экспорта товаров в 2011 году на 19,9% по сравнению с 2008годом. Объем импорта в прогнозный период увеличится на 27,7% восновном за счет роста импорта машин, оборудования и транспортныхсредств. Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского краяв прогнозный период будет способствовать создание на территории краяЦентра приграничного сотрудничества. Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годахбудет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частногофинансирования секторов образования и здравоохранения. Инвестиционныевложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9%в 2011 году. Этот рост связан с началом реализации системыпреобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах,внедрение инновационных программ в образовании, на модернизациюсистемы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитиесистемы непрерывного образования. Увеличение инвестиционных расходовна здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволитулучшить качество предоставления базовых медицинских услуг, а такжесохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг. 2. Инвестиционная политика В 2008-2011 годах инвестиционная активность в экономике будетоставаться на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал попервому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет в 1,5 раза куровню 2008 года и может составить около 133,0 млрд. рублей; повторому варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей. По прогнозу в 2011 году более 66% общего объема инвестиций будетраспределяться по 4 основным видам экономической деятельности:транспорт и связь, сельское хозяйство; обрабатывающие производства ижилищное строительство. В инновационном варианте прогноза более высокие темпы ростаинвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будутобеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику,транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, жилищноестроительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что вуказанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов ипрограмм, финансирование которых будет осуществляться как изгосударственных источников, так и за счет частных средств. В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупныхинвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края. В сфере туризма и развлечений в рамках проекта создания особойэкономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь"будут построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а такжемолодежная гостиница и коттеджи. На строительство объектов внешнейинфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всехуровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд. рублей. Врамках проекта по созданию игорной зоны "Сибирская монета"предполагается создание 5 игорно - развлекательных комплексов с общимобъемом финансирования более 30 млрд. руб. В течение 2009-2011 годовбудет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры(транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения исвязи), общей для обеих зон. На эти цели планируется направить около14 млрд. рублей в виде инвестиций. Данные средства предполагаетсяпривлечь как из государственных, так и из внебюджетных источниковфинансирования. В сельском хозяйстве планируется завершить строительствоптицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в годобщей стоимостью 3,6 млрд. рублей в год, а также начать реализациюпроекта развития семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью3,2 млрд. рублей и строительство крупных свинокомплексов. Особоезначение для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проектсоздания особой аграрной зоны "Алтайское Приобье", реализациякоторого, при условии принятия Правительством Российской Федерациисоответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объеминвестиций в крае. Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупныхинвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексекрая, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии ифармацевтической промышленности. В машиностроении - это, в первую очередь, создание мощностей иорганизация производства гусеничного многофункционального трактораА-600 в г.Рубцовске стоимостью 2,1 млрд. рублей и проект модернизацииОАО "Алтайвагон", который предполагает как развитие Рубцовскогофилиала, производящего крупное литье, так и развитие головногопредприятия, создание на его базе сибирского испытательного центравагоностроения (ИЦ "Сибирь"); общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд.рублей. В производстве пищевой продукции планируется реконструкцияРебрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокойкомплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; созданиеагропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей). В рамках создания биофармацевтического кластера с центром внаукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятийс объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могутсоставить примерно 2,2 млрд. рублей. В стройиндустрии предполагается строительство двух крупныхпредприятий: нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1млн. тонн цемента в год стоимостью 7,0 млрд. рублей и завода попроизводству высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70тыс.куб.м. и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проектапо утилизации отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубокухода за лесом. Кроме того, планируется строительствоавтоматизированного бетонного завода в г.Новоалтайске. Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе экономикикрая. В среднесрочной перспективе планируется создание первой очередигорно-рудного кластера в Алтайском крае на базе Корбалихинского,Рубцовского и Зареченского рудников с последующим освоением Степного,Таловского, Белорецкого и Инского месторождений с общим объемоминвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта посозданию КЭС мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля наСолтонском месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6млрд. рублей. Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться всоответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского краядо 2010 года, являющейся составной частью федеральной целевойпрограммы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамкахнеобходимого финансирования для решения задачи транспортногообеспечения особых экономических зон. Планируется строительствообходов г.Бийска, г.Барнаула, г.Рубцовска на автомобильных дорогахМ-52 "Чуйский тракт", ввод 30-40 км автомобильных дорог с твердымпокрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов. В прогнозируемом периоде за счет средств ОАО "РЖД" планируетсязавершить строительство железнодорожного моста через р. Обь у городаКамня-на-Оби, реконструировать ряд объектов железнодорожнойинфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрестиновый подвижной состав. На авиационном транспорте - осуществитьреконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; капитальноотремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул и начатьстроительство аэровокзала в г. Барнауле за счет средств федеральногобюджета с целью приведения в соответствие с требованиями федеральныхавиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров. Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национальногопроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличениерасходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост объемовинвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевогоучастия в строительстве жилья и газификации домовладений. Всего за2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья. В структуре инвестиций постепенно будет снижаться долясобственных средств предприятий и увеличиваться объем привлеченныхсредств с использованием как традиционного банковского кредитования,так и средств государственных институтов развития. Финансированиеинвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится с11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году. Несмотря на рост инвестиций из федерального бюджета в созданиеособой экономической зоны туристско-рекреационного типа "БирюзоваяКатунь" и игорной зоны, продолжение реализации на территории краяфедеральных целевых программ, доля бюджетных инвестиций в их общемобъеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году. Вместе с тем бюджетные ассигнования на образование возрастут к2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что связано смодернизацией и развитием единой образовательной информационной среды.Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупныминвестиционным проектом данного сектора является начало строительствав 2008 году Федерального центра травматологии, ортопедии иэндопротезирования. В результате роста бюджетных ассигнований наобразование и здравоохранение их суммарная доля в общем объемеинвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году. Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и2009-2011 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышениюинвестиционной привлекательности края, стимулированию инвестиционнойактивности хозяйствующих субъектов, использованию моделейчастно-государственного партнерства, "институтов развития",предлагаемых Правительством Российской Федерации. В предстоящий период сохранятся все существующие видыгосударственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектораэкономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в томчисле по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество иналога на прибыль. В 2009 году планируется разработка краевой целевой программы"Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края",реализация которой в последующие годы будет способствовать созданиюблагоприятных условий для привлечения в край инвестиций. 3. Инновационная политика Сценарии социально-экономического развития основываются наповышении инновационной активности предприятий и организаций края. В 2009-2011 годах планируется продолжить создание основныхэлементов инновационной инфраструктуры, в том числе строительствобизнес-инкубатора инновационного типа в г. Бийске и центравысокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинскогокластера). Коммерциализации передовых технологий, продвижениюпродукции и разработок будет способствовать ведениеспециализированного портала "Алтайский краевой инновационный банк" вИнтернете. Прогнозируемое развитие Межрегионального центра нанотехнологий иинноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям: создание наноструктурных композиционных материалов в процессахвысокотемпературного синтеза механоактивированных систем длядетонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике; получение слоистых композиционных материалов конструкционногоназначения на основе наноструктурированных связующих. В среднесрочный период в основном завершится организационноеформирование биофармацевтического кластера и начнется реализацияинновационных проектов. В рамках данного кластера на территорииг.Бийска предусматривается внедрение новых производств как на базедействующих предприятий, так и на вновь созданных. К первым относитсясоздание промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислотыиз местных источников крахмалосодержащего сырья на ООО "Востоквит";организация производства сухих экстрактов из растительного сырья наОАО "Эвалар"; ко вторым - организация нового предприятия попроизводству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда. Кроме того, в рамках биофармацевтического кластера планируетсяорганизация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром"в г. Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейногос использованием соды природной Михайловского месторождения наМихайловском заводе химреактивов. Будут созданы инновационные разработки в сфере биотехнологий,необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи на базепредприятий АПК. Планируется участие в конкурсах инновационных проектов ипривлечение средств федерального бюджета в рамках реализациифедеральных целевых программ научной направленности и совместныхсоглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российскимфондом фундаментальных исследований. Созданные к 2011 году условия для активизации и развитияинновационной деятельности позволят обеспечить повышение уровняинновационной активности предприятий края за 2008-2011 годы не менеечем на 4 процентных пункта. Второй вариант сценария развития экономики края основывается наболее интенсивном использовании в хозяйственной деятельностиинноваций, которые в среднесрочной перспективе станут одним изосновных источников повышения конкурентоспособности продукции иустойчивого экономического роста края. 4. Структурные сдвиги в экономике В 2009-2011 годах структурные сдвиги в экономике будутопределяться ростом как инвестиционного спроса, так ипотребительского. Темп прироста промышленного производства в 2009-2011 годах впервом инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5% в год,или 113,4% за период, из-за технологической отсталости и ростаиздержек. Во втором варианте, с учетом дополнительных мер,направленных на ускорение экономического роста и улучшениеконкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции, интенсивныеструктурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационногосекторов, темп роста промышленности составит 6,2-9,0%, или 122,7% затри года. Объем отгруженных товаров собственного производствавозрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей. В прогнозный период сохранится тенденция опережающего ростаобъемов добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) засчет дальнейшего освоения месторождений полиметаллических руд иувеличения добычи нерудных строительных материалов. Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности.Прирост объемов производства за 2009-2011 годы планируется увеличитьпо первому варианту на 13,6%, по второму варианту - на 23,2%. Болеевысокими темпами будут развиваться производства, ориентированные напотребительский спрос, - производство пищевых продуктов, производствопрочих неметаллических изделий, обработка древесины и производствоизделий из дерева, а также фармацевтическое производство. На высокомуровне сохранятся темпы роста производства машин и оборудования,резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств,основу которого составляет вагоностроение. Умеренными темпами прогнозируется развитие секторапромышленности, включающего производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды, ежегодные темпы прироста которогосоставят 3,0-4,2%. В прогнозируемом периоде продолжится работа пореформированию алтайской энергетики, внедрению энергосберегающихтехнологий, строительству газотурбинных станций, газификации края,созданию собственной угледобывающей отрасли. К 2011 году структурные сдвиги в промышленном производстве будутсвязаны с увеличением доли добывающего сектора и снижением долиобрабатывающих производств. Доля сектора производства и распределенияэлектроэнергии, газа и воды под влиянием существенного удорожанияпродукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться. Прогнозируемые на 2009-2011 годы объемы промышленногопроизводства в крае будут обеспечиваться реализацией комплексамероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой целевой программыразвития промышленного производства в Алтайском крае на 2008-2012годы, активного использования всех форм государственной поддержкипредприятий, развития частно-государственного партнерства в крае идругих мероприятий. Рост мировых цен на продовольствие и повышение спроса насельскохозяйственную продукцию благоприятно скажется на развитииагропромышленного комплекса края. Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства в первом(инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженностии химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост ценна материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры рынкасельскохозяйственной продукции, дефицит квалифицированныхспециалистов, проблемы, связанные с обеспечением эффективногоиспользования земель сельскохозяйственного назначения, упорядочениемземельных отношений. Данный вариант предполагает поддержание в2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6% вгод. Общий прирост продукции сельского хозяйства за три года непревысит 5%. Вторым (инновационным) вариантом предусматривается ускорениеинтенсификации производства сельскохозяйственной продукции врезультате реализации в полном объеме мер, определенныхГосударственной программой развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой программой"Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.Предусматривается расширение масштабов использования прогрессивныхресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственныхкультур, увеличение удельного веса посевных площадей, занятыхвысокоурожайными сортами, в общих посевах и доли племенного скота вобщем его поголовье. Реализация указанных мер позволит обеспечить увеличение объемовпроизводства сельскохозяйственной продукции в 3 раза по сравнению спервым вариантом прогноза, прирост объемов сельскохозяйственнойпродукции за 2009-2011 годы составит 15% в целом, в том числе попродукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%. Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности окажутвлияние на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочнойперспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%. В животноводстве за счет повышения продуктивности животных исоздания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота иптицы прогнозируемый прирост объемов реализации мяса скота и птицысоставит 21,9%, производства молока - 8,5%. Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализацияпроектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских(фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитиюконкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Высокиймировой и внутренний спрос на зерновые создают условия дляинвестирования в развитие зернового комплекса и расширения экспортныхвозможностей. В среднесрочной перспективе возможен и третий сценарий развитиясельскохозяйственной отрасли края. Он может быть реализован в случаесоздания на территории края особой аграрной зоны, что позволитмаксимально полно раскрыть потенциальные возможности региона. 5. Развитие туризма В период до 2011 года предполагается сформировать организационнуюи экономическую среду для создания и функционирования на территорииАлтайского края туристско-рекреационного комплекса международногозначения, ориентированного на максимальное использованиеприродно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Основой комплекса является организация функционирования особойэкономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" иигорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района. В соответствии с концепцией развития особых экономических зон вРоссии туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым встране крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного иэкстремального туризма. В ходе создания зоны предполагаетсястроительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременногоразмещения, горнолыжных спусков, а также автодорог и дополнительнойинфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения. Планируемый потоктуристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать 115 тысяч человекежегодно. Масштабным инвестиционным проектом Алтайского края являетсясоздание игорной зоны "Сибирская монета", которая в соответствии срешением Правительства Российской Федерации начнет функционировать в2009 году. По предварительным расчетам, общая стоимость проектасоставит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагаетразработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных,гостиничных, культурно-развлекательных комплексов. Кроме того, развитие туризма в крае в среднесрочной перспективепредполагает создание относительно небольших туристических комплексов,отвечающих современным международным требованиям, а также необходимойинфраструктуры в других территориях края. Развитие Белокурихи будет связано с реализацией инвестиционныхпроектов по реконструкции коллективных средств размещения имодернизацией лечебной базы, развитием лечебно-оздоровительнойспециализации и бизнес - инфраструктуры. Планируется углубление специализации туристического центра"Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш": экологический,культурно-познавательный, оздоровительный, детский туризм,экстрим-туризм, пантолечение. Данная функциональная зона можетпринимать ежегодно до 150 тыс. туристов. Развитие туристских центров на Кулундинской равнине(Завьяловский, Славгородский, Бурлинский районы, г. Яровое) будетсвязано с рыболовным, охотничьим, оздоровительным туризмом на основеместных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический потокможет составить до 300 тыс. туристов в год. По инновационному сценарию туристический комплекс уже всреднесрочной перспективе станет высокоэффективным иконкурентоспособным сектором экономики края. В результатефункционирования туристско-рекреационного комплекса в 2011 годувозможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до1,0 млн. человек, число занятых в туристическом секторе (с учётомпредприятий - поставщиков) возрастёт до 110 тыс.человек, налоговыеплатежи в региональный бюджет - до 0,29 млрд. рублей в год, доляотрасли туризма в ВРП составит 8%. В структуре валового регионального продукта края в среднесрочнойперспективе будет активно увеличиваться доля и других видовдеятельности, относящихся к услугам. Объемы платных услуг в 2009-2011 годах в зависимости от вариантаразвития могут возрасти на 33%-45% и составить к концу прогнозногопериода 83,1-88,0 млрд. рублей, с учетом осуществления мероприятий посозданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа иигорной зоны. Объем туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза запериод, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза. Динамичное развитие получит организация сопутствующих туризмуплатных услуг с учетом их востребованности отдыхающими (услугиавтотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий попрокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги).Реальный объем услуг связи возрастет в 1,8-2 раза за период,транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%. Прогнозируется дальнейшее развитие оборота розничной торговли.Оба варианта прогноза предполагают некоторое замедление темпов егороста: с 110,5-111% в 2009 году до 108-110% в 2011 году. По первомуварианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011 году265,1 млрд. рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту -до 278,7 млрд. рублей и 136,8%. Стабильные темпы роста основных показателей, характеризующихситуацию на потребительском рынке края, в течение 2008-2010 годовбудут обеспечиваться развитием и расширением сети крупных розничныхторговых структур края ("Мария-Ра", "Аникс", "Хелми", "Новэкс","Раздолье"), федеральных структур на основе договоров франчайзинга, атакже других крупноформатных торговых сетей. 6. Демография и занятость населения В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденциейостанется снижение численности постоянного населения. Однако приуспешной реализации приоритетного национального проекта в сферездравоохранения и мероприятий краевой целевой программа"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидаетсязамедление темпов естественной убыли населения за счет увеличенияобщего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 годуи снижения уровня смертности, в том числе в результатедорожно-транспортных происшествий. Ситуация на рынке труда во многом будет формироваться подвлиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращениев 2009-2011 годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек,их будет достаточно для обеспечения потребностей экономики края.Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы,будет иметь тенденцию к росту. В целом за 2009-2011 годы она можетувеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек. Основное увеличение численностизанятых ожидается в обрабатывающих производствах, оптовой и розничнойторговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма. Барьером на пути экономического роста в прогнозируемый периодбудет дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей. Сучетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силуопределенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие болеевысокую заработную плату. Проблема обеспечения подготовки(переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии спотребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе врамках краевой целевой программы "Кадры". 7. Уровень жизни населения В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровняжизни населения края за счет всех составляющих: фонда заработнойплаты, социальных трансфертов, доходов от имущества, находящегося всобственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В2011 году реальные располагаемые денежные доходы населения возрастутна 32,1-43,3% к уровню 2008 года. Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты,в которых основной удельный вес приходится на пенсии. Пенсионерысоставляют более четверти общей численности населения края. С учетомреализации мер Правительства Российской Федерации по повышениюпенсионного обеспечения средний размер трудовой пенсии за 2009-2011годы увеличится в реальном выражении на 33,1%. С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируетсяувеличение доходов от предпринимательской деятельности, их доля вденежных доходах населения края возрастет с 15,5% по оценке 2008 годадо 20,1% в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов отсобственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году. Ведущим фактором повышения доходов населения по-прежнему будетрост заработной платы - основной источник доходов работающегонаселения края. Тенденция роста заработной платы будет обусловленаустойчивыми темпами экономического развития, а также введением новыхсистем оплаты труда работников бюджетной сферы и доведениемминимального размера оплаты труда до прожиточного минимуматрудоспособного населения. Реальная среднемесячная заработная плата,согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годына 43,5% по отношению к уровню 2008 года. Прогнозируется сохранениепревышения темпов роста заработной платы над темпами ростапроизводительности труда в течение всего среднесрочного периода,однако разрыв в темпах постепенно будет снижаться: с 5,2 процентныхпункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году. В результате роста доходов населения и адресной поддержкинеобеспеченных слоев населения уровень бедности снизится с 18,7% в2008 году до 13,4% в 2011 году. Повышение качества жизни населениявыразится в увеличении ожидаемой продолжительности жизни населениякрая до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года). ПРИЛОЖЕНИЕ к Сценарным условиям социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2009-2011 годы ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Наименование | Единица | 2007 | 2008 | 2009 год | 2010 год | 2011 год |2011 год в % к || показателя |измерения | год | год | прогноз | прогноз | прогноз | 2008 году || | | факт |оценка|———————————————|———————————————|———————————————|—————————————————|| | | | | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 || | | | |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант | вариант||——————————————————|———————————|——————|——————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|————————|| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 ||——————————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————||Численность | | ||населения | | ||(среднегодовая) |тыс. чел. |2515,9 2501,2 2487,5 2474,7 2463,1 ||Инфляция: | | ||к декабрю | | ||предыдущего года | % |112,1 113,0 107,5 107,5 107,0 107,0 108,5 106,8 124,8 122,8 ||в среднем за год | % |109,1 114,0 109,7 109,7 107,2 107,2 108,6 107,2 ||Валовой | | ||региональный | | ||продукт |млн.руб. |213223 278493 325436 333288 379237 395226 438170 462257 ||темп роста | % |111,5 110,5 108,0 110,3 108,0 109,8 1O6,0 108,8 123,6 131,8 ||Промышленное | | ||производство |млн.руб. |132248 179696 211538 217456 241873 252586 297046 293370 ||темп роста | % |108,9 109,3 104,0 109,0 104,3 106,0 104,5 106,2 113,4 122,7 ||в т.ч. по видам | | ||деятельности: | | ||добыча полезных | | ||ископаемых |млн.руб. |2105 3572 4286 5059 5176 6637 6268 8292 ||темп роста | % |154,8 169,4 109,9 129,8 115,0 124,9 110,0 119,9 139,0 194,4 ||обрабатывающие | | ||производства |млн.руб. |109141 149405 172427 177470 192469 201134 230072 229663 ||темп роста | % |110,0 108,9 104,0 109,5 104,3 106,0 104,7 106,2 113,6 123,3 ||производство и | | ||распределение | | ||электроэнергии, | | ||газа и воды |млн.руб. |21002 26719 34826 34927 44228 44615 60706 55415 ||темп роста | |103,6 105,4 103,2 103,5 103,0 103,6 103,2 104,2 109,7 111,7 ||Продукция | | ||сельского | | ||хозяйства во всех | | ||категориях | | ||хозяйств |млн. руб. |58708 69426 74629 77914 77914 87228 88251 97552 ||темп роста | % |108 103,2 101,0 104,8 104,8 104,9 102,6 104,6 105,0 115,0 ||Инвестиции в | | ||основной капитал | | ||за счет всех | | ||источников | | ||финансирования |млн.руб. |42681 62140 81093 83190 102747 109511 132710 142978 ||темп роста | % |128,2 124,5 116,0 119,0 115,5 120,0 114,0 120,0 152,7 171,4 ||Оборот розничной | | ||торговли |млн.руб. |132860 171450 201578 204314 232463 239942 265120 278717 ||темп роста | % |115,3 113,0 110,5 112,0 1О9,0 111,0 108,0 110,0 130,1 136,8 ||Оборот | | ||общественного | | ||питания млн.руб. | |4255 5869 7070 7425 8284 9302 9485 11591 ||темп роста | % |113,4 114,0 109,5 115,0 108,5 116,0 107,5 117,0 127,7 156,1 ||Объем платных | | ||услуг |млн.руб. |34530 44050 55444 57045 67600 71383 83102 88008 ||темп роста | % |112,3 113,2 111,3 114,5 110,0 112,9 109,0 112,2 133,4 145,0 ||Внешнеторговый | млн. | ||оборот |долларов | || | США |1290,5 1325 1358 1398 1428 1487 1521 1616 114,8 122,0 ||экспорт | млн. | || |долларов | || | США |948,9 979 1001 1028 1050 1082 1109 1174 113,3 119,9 ||импорт | млн. | || |долларов | || | США |341,6 346 357 370 378 405 412 442 119,2 127,7 ||Прибыль по всем | | ||видам деятельности| млн.руб. |28899 45035 49220 53595 53373 62056 58861 71272 130,7 158,3 ||Денежные доходы | | ||населения | млн.руб. |224581 293709 354898 363976 419488 443522 501429 541734 170,7 184,4 ||Реальные | | ||располагаемые | | ||денежные доходы | % |105,0 111,0 109,2 111,5 110,0 113,2 110,0 113,5 132,1 143,3 ||Средний размер | | ||трудовой пенсии | | ||(среднегодовой) | руб. |3124,6 3802,0 4622,6 5481,8 6384,6 167,9 ||Прожиточный | | ||минимум | | || | руб. |3332 3965 4476 4476 4879 4879 5367 5315 135,4 134,0 ||Доля населения с | | ||денежными доходами| | ||ниже прожиточного | | ||минимума в общей | | ||численности | | ||населения | | || | % |20,7 18,7 17,4 17,0 16,0 15,1 14,6 13,4 - - ||Фонд заработной | | ||платы, всего |млн.руб. |70902 90245 109508 112701 130088 136701 151911 163965 168,3 181,7 ||Номинальная | | ||начисленная | | ||среднемесячная | | ||заработная плата | руб. |7805 9924 12041 12367 14302 14981 16696 17955 168,2 180,9 ||Реальная | | ||заработная | | ||плата | % |116,4 111,5 110,6 113,6 110,8 113,0 107,5 111,8 131,7 143,5 ||Численность | | ||работников |тыс.чел. |757,0 757,8 757,9 759,4 758,0 760,4 758,2 761,0 100,1 100,4 ||Численность | | ||занятого | | ||в экономике | | ||населения |тыс.чел. |1105,2 1107,5 1108,0 1110,0 1111,8 1115,0 1116,4 1120,0 100,8 101,1 ||(среднегодовая) | | ||Уровень общей | | ||безработицы | % |6,5 6,4 6,3 6,2 6,2 6,1 6,1 6,0 - - ||Уровень официально| | ||зарегистрированной| | ||безработицы | % |4,7 4,4 4,1 3,9 3,9 3,7 3,8 3,6 - - | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Отрасли
- 020.030.000.000.000 - Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства
- 060.010.000.000.000 - Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020)
- 060.020.000.000.000 - Труд (см. также 200.160.020)
- 060.020.090.000.000 - Оплата труда
- 070.060.000.000.000 - Пенсии (см. также 200.160.030)
- 080.140.000.000.000 - Инвестиции (см. также 080.100.060.030, 090.040.030, 100.060.000)
- 090.010.000.000.000 - Промышленность
- 090.010.070.000.000 - Энергетика
- 090.060.000.000.000 - Сельское хозяйство
- 090.100.000.000.000 - Торговля
- 090.100.050.000.000 - Розничная торговля (см. также 030.120.010.020)
- 090.110.000.000.000 - Общественное питание
- 100.010.000.000.000 - Общие положения в сфере внешнеэкономической деятельности
- 140.030.000.000.000 - Туризм. Экскурсии (см. также 200.160.040)