Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р «(Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года).»

Справка

Тип Распоряжение
Полное название Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р «(Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года).»
Дата подписания 2008-07-21
Номер 288-р
Источники официального опубликования
  • Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонного банка данных правовой информации) «Законодательство России» от 21.7.2008 г.
Статус действия Утратил силу

Текст

                         АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ                              РАСПОРЯЖЕНИЕ  21.07.2008                                            № 288-р            Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края                                                   от 09.01.2018 г. № 4                                г.Барнаул       В соответствии  с  законом Алтайского края от 07.11.2006 № 117-ЗС"О  государственном  прогнозировании,  индикативном   планировании   ипрограммировании социально-экономического развития Алтайского края":     1. Утвердить        прилагаемые         Сценарные         условиясоциально-экономического  развития  Алтайского  края  на 2009 год и напериод до 2011 года (далее - "Сценарные условия").     2. Органам  исполнительной  власти Алтайского края при разработкепрогнозов,  целевых программ  и  корректировке  комплексной  программысоциально-экономического  развития  Алтайского  края руководствоватьсяСценарными условиями.     3. Предложить  органам  местного  самоуправления  при  разработкепрогнозов   социально-экономического   развития    на    среднесрочнуюперспективу       и       корректировке      комплексных      программсоциально-экономического    развития     муниципальных     образованийруководствоваться Сценарными условиями.     4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  наЗаместителя   Губернатора   Алтайского   края,   начальника   Главногоуправления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.  Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин                                              УТВЕРЖДЕНЫ                                           распоряжением Администрации                                           Алтайского края                                           от 21.07.2008 № 288-р                            СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ          социально-экономического развития Алтайского края                 на 2009 год и на период до 2011 года      Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайскогокроя разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации насреднесрочную  перспективу,  стратегических направлений и приоритетов,обозначенных в комплексной программе социально-экономического развитияАлтайского  края,  одобренной  постановлением  Администрации  края  от28.12.2007 № 622,  а также с  учетом  итогов  социально-экономическогоразвития  Алтайского  края  в 2007 году и в первом квартале 2008 года.Сценарные условия определяют основные  факторы  и  параметры  развитиякрая на ближайшие три года (приложение).           Характеристика вариантов развития Алтайского края                        на период до 2010 года      Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайскогокрая  в  2009-2011  годах  выполнены  в  двух  вариантах.  Различия  ввариантах  базируются  на  изменении  динамики   конкурентоспособностибизнеса:   эффективности   реализации   мер  Правительства  РоссийскойФедерации и Администрации края по  усилению  инновационного  характераэкономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития.      Вариант 1  (инерционный)  отражает  развитие экономики в условияхсохранения   инфраструктурных   ограничений,   снижения   ценовой    итехнологической    конкурентоспособности    продукции;    предполагаетреализацию начатых масштабных  проектов,  при  этом  новые  масштабныепроекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпыприроста валового регионального продукта снизятся с 10,5%  в 2008 годудо 6-8%  в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5%  до 14-16%,  реальныхрасполагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%.      Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий  попереходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшениеконкурентоспособности  экономики  на   основе   динамичного   развитияобрабатывающих          высокотехнологичных         секторов         итерриториально-производственных кластеров,  а также на создание новой,более   эффективной  технологической  базы,  которая  бы  позволила  впоследующем  осуществить  технологический  прорыв  в   ведущих   видахдеятельности   и   секторах   услуг   региона.  Инновационный  вариантпредусматривает  сохранение  высокой   инвестиционной   активности   иреализацию  в  полном  объеме  важнейших  проектов и программ развитиясекторов экономики с использованием механизма  частно-государственногопартнерства.     Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средниетемпы  прироста  ВРП  в  прогнозном  периоде  на  уровне  9,6%  в год,инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% вгод.     Инновационный сценарий развития Алтайского  края  в  полной  меребудет      способствовать      достижению      среднесрочной      целисоциально-экономического  развития  Алтайского  края,  обозначенной  вкомплексной   программе:   создание   предпосылок   для  кардинальногоповышения  качества  жизни  населения  края  и  условий  для  переходаэкономики на инновационный путь развития.     В качестве основного для разработки параметров  краевого  бюджетана 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза.     Сценарии социально-экономического  развития  Алтайского  края  насреднесрочную   перспективу   формируются   под   влиянием  внешних  ивнутренних условий (факторов).     Внешними условиями     (факторами),    оказывающими    наибольшеевоздействие на  социально-экономические  процессы  в  Алтайском  крае,являются   параметры   инфляции,  уровень  цен  и  тарифов  на  услугиестественных монополий,  рост мировых цен на продовольствие,  динамикаобменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика,а также меры Правительства Российской  Федерации  на  2009-2011  годы,направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработнойплаты работников бюджетной сферы,  улучшение  пенсионного  обеспеченияграждан  и  социального обслуживания.  Кроме того,  к внешним факторамвоздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края  можноотнести  меры  Правительства  Российской  Федерации  по реформированиюмежбюджетных  отношений  в   рамках   совершенствования   региональнойполитики.     В качестве    внутренних    условий    (факторов)     учитываетсядемографическая   ситуация,   создание   системы   подготовки  кадров,эффективность реализации  механизмов  инвестиционной  и  инновационнойполитики  органов  исполнительной  власти  Алтайского  края,  скоростьсоздания  особой  экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа,игорной   зоны,   реализации   крупных   инвестиционных   проектов   иосуществление   мероприятий   по   реформированию   социальной   сферыАлтайского   края,   реализации  федеральных  и  региональных  целевыхпрограмм.     Существенные     изменения     могут     произойти     всоциально-экономическом  развитии  Алтайского  края  в случае принятияПравительством Российской Федерации решения о создании  на  территориикрая особой аграрной зоны.            Внешние условия (факторы), формирующие сценарии          социально-экономического развития Алтайского края      Наиболее важным        внешним         фактором         прогнозовсоциально-экономического  развития  края являются показатели инфляции.Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции  к  опережающемуросту  цен  на  сельскохозяйственные  и продовольственные товары можетпревратиться в долгосрочную тенденцию.  В 2008 году ожидаемый  уровеньинфляции  в  Алтайском  крае оценивается не менее 113%  по отношению кдекабрю 2007 года,  что на 2,5-4 процентных  пункта  выше  показателя,предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%).     На последующие годы прогнозируется снижение  темпов  инфляции:  в2009  году до 107,5%,  в 2010 году - до 107%  (по обоим вариантам).  В2011 году тенденция  снижения  продолжится  только  по  2  варианту  -106,8%,  первый  вариант  не исключает ускорения инфляции до 108,5%  всвязи  со  слабой  результативностью  мер  по   развитию   конкуренции(особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а такженедостатком  инструментов  сдерживания  роста   тарифов   естественныхмонополий в условиях их дерегулирования.     Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на  товары  (услуги)естественных   монополий  на  2009-2011  годы  является  одновременноеповышение  регулируемых  тарифов  и  свободных  цен  в  либерализуемыхсекторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.     Темпы роста цен (тарифов)  на  услуги  естественных  монополий  втечение   прогнозируемого  периода  в  связи  с  принятым  решением  одоведении  их  до  уровня  экономически  обоснованных   затрат   будутпревышать  установленный  Правительством  Российской Федерации уровеньинфляции.                                (в % к уровню декабря предыдущего года) ———————————————————————————————————————————————————————————————————|     Товары (услуги)      |           Темпы роста цен              || естественных монополий   |————————————————————————————————————————||                          | 2008 год| 2009 год| 2010 год| 2011 год ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||              1           |     2   |     3   |     4   |    5     ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Электроэнергия            |    110  |   112   |  112,5  |   113,5  ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля свободного рынка     |    22   |   44    |   73    |    77,5  ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для всех категорий        |         |         |         |          ||потребителей              |  116,7  |   126   |   122   |    118   ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||доля регулируемого рынка  |    78   |   56    |   27    |    22,5  ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы в     |         |         |         |          ||среднем для конечных      |         |         |         |          ||потребителей              |   112   |   111,3 | 113-114 |    116   ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||регулируемые тарифы для   |         |         |         |          ||населения                 |   114   |   117   |  120    |    125   ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Природный газ             |         |         |         |          ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||в том числе для всех      |         |         |         |          ||категорий потребителей    |   128,6 |   119,9 |  128    |    140   ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||для населения             |   125   |   125   |  130    |    140   ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки |         |   117,1-|  109,7- |          ||грузов                    |   116,3 |   118,7 |  113,7  |   110-114||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Железнодорожные перевозки |         |         |         |          ||пассажиров                |   114   |   113   |  112    |   114    ||——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————||Тепловая энергия          |   118   |   118,5 |  118    |   120    | ———————————————————————————————————————————————————————————————————      Решения Правительства Российской Федерации о  реализации  реформыэлектроэнергетики  являются  основными  предпосылками  для роста цен итарифов  на  электроэнергию,  начиная  с  текущего  года.  В  целом  в2009-2011  годах  прогнозируется рост средних цен на электроэнергию насвободном рынке в 1,8 раза.  При этом доля электроэнергии, реализуемойпо  нерегулируемым  государством  ценам,  повысится  с  22%  (от  всейотпущенной  электроэнергии)  в  2008  году  до  78%  в  2011  году.  Врегулируемом  секторе  рост тарифов на электроэнергию в Алтайском краепрогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009году для конечных потребителей и 125% - для населения.     Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов наэлектроэнергию   по   сравнению  с  предыдущим  прогнозом  планируетсяпересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации наликвидацию    межтерриториального   перекрестного   субсидирования   вэлектроэнергетике   и   заключение   ими   уточненных   соглашений   сМинпромэнерго  России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов)на   розничных   рынках   электрической   энергии   до    экономическиобоснованного уровня.     Учитывая принятые Правительством Российской Федерации  решения  онеобходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО"Газпром" на внутренний и внешний рынки,  в среднесрочной  перспективепланируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составитв 2009-2011 годах 2,1 раза.     В связи   с  более  высоким  ростом  цен  на  газ  и  тарифов  наэлектроэнергию тарифы  на  тепловую  энергию  увеличатся  в  пределах,необходимых  для  покрытия  возрастающих затрат на энергоносители и нареализацию  инвестиционных  программ  теплоснабжающих  организаций   всубъектах   Российской   Федерации,   ориентированных   на  сокращениезначительных  потерь   в   теплосетях,   создание   новой   инженернойинфраструктуры.     С 2010 года предусмотрена  отмена  регулирования  на  федеральномуровне  предельных  индексов  повышения тарифов на коммунальные услуги(кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов нажилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамикатарифов  предполагает  реализацию  новых  подходов   к   регулированиюпоставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами постимулированию  повышения  их   эффективности.   Дополнительный   рострасходов населения на оплату коммунальных услуг,  вызванный повышеннойдинамикой  тарифов,  для  малообеспеченных   слоев   населения   будеткомпенсирован   соответствующей   адресной  поддержкой,  заложенной  впараметры федерального бюджета на 2009-2011 годы.     Темпы роста   тарифов   на   услуги  железнодорожного  транспортаустановлены,  прежде всего,  с учетом роста реальной заработной  платыработников  железнодорожного  транспорта,  а  также  включения в тарифгрузовых перевозок  части  инвестиционных  расходов,  необходимых  дляреализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целомза  2009-2011  годы  тарифы  на  железнодорожные  перевозки  грузов  врегулируемом   секторе  возрастут  в  1,4-1,5  раза,  на  пассажирскиеперевозки - в 1,4 раза.     Прогноз изменения  тарифов на услуги связи учитывает доведение ихдо  уровня  экономически  обоснованных  затрат  с  учетом  нормативнойприбыли,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства РоссийскойФедерации от 24.10.2005 № 637 "О государственном регулировании тарифовна  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги  телеграфнойсвязи  -  25%  ежегодно;  на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах -20%, в 2011 году - 15%.     В соответствии  с  основными  направлениями налоговой политики на2009 год и плановый период  2010  и  2011  годов  изменения  налоговыхусловий  будут  направлены  на ускорение технологического обновления иразвитие  малого   бизнеса,   стимулирование   частных   расходов   наобразование, здравоохранение и жилье:     внедрение дополнительных   механизмов   ускоренной    амортизацииосновных средств и, прежде всего, технологического оборудования;     упрощение и  совершенствование   налогообложения   и   налоговогоадминистрирования малого бизнеса;     включение в  затраты  компаний   расходов   на   профессиональнуюподготовку     и    переподготовку    сотрудников,    что    уменьшаетналогооблагаемую прибыль;     увеличение объема  вычетов  из  подоходного  налога,  связанных срасходами   физических   лиц   на   образование   и   здравоохранение,добровольное  пенсионное  обеспечение  и оплату процентов по ипотечнымкредитам.     Приоритетным направлением     таможенно-тарифной    политики    всреднесрочной перспективе является стимулирование импорта  производств(вместо  импорта  товаров)  на  территорию России путем диверсификацииставок таможенных пошлин.  Будут установлены  минимальные  пошлины  наматериалы,  сырье,  комплектующие и максимальные - на готовые изделия,что создает более привлекательные условия для изготовления товаров  натаможенных  территориях  по  сравнению  с  их  импортом и способствуеторганизации (переносу) производств  на  российские  территории.  Крометого,  усилится  регулирующая  функция  таможенного  тарифа для защитывнутренних     рынков,     а     также     стимулирование     развитияпроизводственно-технологической  кооперации путем развития "таможенныхрежимов переработки".     Политика Правительства   Российской   Федерации   по   увеличениюзаработной платы в  2009-2011  годах  будет  строиться  на  реализацииследующих мер:     доведение минимального  размера  оплаты  труда  до   прожиточногоминимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 годадо 4330 рублей;     введение новых  систем  оплаты  труда работников бюджетной сферы,направленных   на   стимулирование   высоких   конечных    результатовдеятельности.     Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до  прожиточногоминимума   пенсионера,   а  также  другие  дополнительные  меры  будутспособствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан.  К 2011 годусредний  размер  пенсии  превысит  прожиточный  минимум  пенсионера попервому и второму вариантам прогноза соответственно на  36  и  55%  (в2007 году - на 3,4%).     Будет продолжена ежегодная индексация пособий  семьям  с  детьми,рассчитываемая    исходя    из    прогнозируемого   уровня   инфляции,установленного законом о федеральном бюджете,  а также реализация  мерпоощрения  семей,  воспитывающих  детей.  Кроме  того,  предполагаетсяразработка и осуществление дополнительных адресных  мер  по  поддержкенезащищенных  слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен(тарифов) на услуги естественных монополий.             Внутренние условия для формирования вариантов                  социально-экономического развития      В 2009-2011  годах  социально-экономическое  развитие  Алтайскогокрая будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:     усиление инфляционной   угрозы  в  условиях  продолжающего  ростатарифов  на  товары  и   услуги   естественных   монополий,   цен   напродовольствие;     начавшимся сокращением  населения  трудоспособного   возраста   всочетании  с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерныхкадров;     усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках;     необходимостью модернизации  основных  фондов  реального  сектораэкономики;     необходимостью преодоления   ограничений    в    инфраструктурныхотраслях (электроэнергетика, транспорт);     усилением потребности в активизации  инновационно-инвестиционногокомпонента роста.     Внутренние факторы все в большей  степени  будут  определять  какуровень,  так  и  устойчивость темпов экономического роста.  В связи сэтим значительно возрастает роль  инвестиционного  климата  в  крае  иэкономической политики, проводимой Администрацией края.      1. Изменение основных макроэкономических параметров прогноза          социально-экономического развития Алтайского края      В рамках  первого  варианта  прогноза,  при  сохранении   условийэкономической   деятельности   на  уровне  существующих,  темпы  ростаэкономики составят 106-108% в 2009-2011 годах.     В достижении  параметров роста валового регионального продукта нениже 108,8-110,3%  в год,  соответствующих второму варианту  развития,особая   роль   отводится   повышению   инвестиционной   активности  исущественному увеличению эффективности экономики,     Инновационный сценарий  (вариант  2)  в  отличие  от инерционного(варианта 1) предполагает:     1) активизацию  мер  по повышению конкурентоспособности продукцииалтайских  предприятий,  снижению  издержек,   внедрению   эффективныхтехнологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки;     2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и  значительноерасширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края;     3) формирование инновационной  системы  края,  увеличение  объемаинвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала;     4) сохранение   высоких   темпов    инвестиционной    активности,реализация  инновационных,  инфраструктурных и бизнес-проектов,  в томчисле с эффективным использованием бюджетных инвестиций;     5) проведение активной социальной политики, направленной на болееширокое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению  социальныхзадач, повышение отдачи от их использования.     Общий эффект  ускорения  экономического  роста  увеличивается  посравнению  с  первым  вариантом  развития  на  2,3  процентных  пунктаприроста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году.             Вклад основных факторов роста экономики в ВРП                                                (темпы прироста ВРП, %) —————————————————————————————————————————————————————————————————————|                                      |        Прогноз               ||                                      |——————————————————————————————||                                      | 2009 год|  2010 год| 2011 год||——————————————————————————————————————|——————————————————————————————||Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный)|   8,0        8,0       6,0   ||Прирост ВРП во 2 варианте             |                              ||(инновационный)                       |  10,3        9,8       8,8   ||Разница в темпах прироста ВРП - всего,|  2,3         1,8       2,8   ||в том числе по факторам роста         |                              ||экономики:                            |                              ||вклад дополнительных инвестиций в     |                              ||производственную инфраструктуру и     |                              ||туризм;                               |  0,6         0,6       0,7   ||вклад дополнительных инвестиций в     |                              ||диверсификацию экономики и            |                              ||инновационный сектор;                 |  1,2         0,8       1,5   ||вклад дополнительного роста доходов   |                              ||населения;                            |  0,4         0,3       0,4   ||вклад других факторов роста экономики |  0,1         0,1       0,2   | —————————————————————————————————————————————————————————————————————      Рост инвестиций  в  инфраструктурные отрасли и в развитие туризмаобеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного  прироста  ВРП  вгод.  Основной  вклад в относительное увеличение темпов экономическогороста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост  инвестиций  винновационный  сектор.  Данный  фактор  может  обеспечить  0,8  до 1,5процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год.  Более активнаясоциальная  политика  и  дополнительный рост доходов населения повысяттемпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно.     Рост конкурентоспособности  продукции  алтайских производителей истепень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличениеобъемов  экспорта  товаров  в  2011 году на 19,9%  по сравнению с 2008годом.  Объем импорта  в  прогнозный  период  увеличится  на  27,7%  восновном  за  счет  роста  импорта машин,  оборудования и транспортныхсредств.  Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского краяв  прогнозный  период будет способствовать создание на территории краяЦентра приграничного сотрудничества.     Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годахбудет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частногофинансирования секторов образования и здравоохранения.  Инвестиционныевложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9%в   2011   году.   Этот  рост  связан  с  началом  реализации  системыпреобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах,внедрение   инновационных  программ  в  образовании,  на  модернизациюсистемы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитиесистемы  непрерывного образования.  Увеличение инвестиционных расходовна здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволитулучшить  качество  предоставления базовых медицинских услуг,  а такжесохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг.                       2. Инвестиционная политика      В 2008-2011 годах инвестиционная  активность  в  экономике  будетоставаться  на высоком уровне.  Объем инвестиций в основной капитал попервому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет  в  1,5  раза  куровню  2008  года  и  может  составить около 133,0 млрд.  рублей;  повторому варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей.     По прогнозу в 2011 году более 66%  общего объема инвестиций будетраспределяться  по  4  основным  видам   экономической   деятельности:транспорт и связь,  сельское хозяйство;  обрабатывающие производства ижилищное строительство.     В инновационном  варианте  прогноза  более  высокие  темпы  ростаинвестиций в основной капитал по сравнению с  первым  вариантом  будутобеспечены  за  счет дополнительных капитальных вложений в энергетику,транспорт,  агропромышленный и машиностроительный комплексы,  жилищноестроительство,  образование и здравоохранение.  Предполагается,  что вуказанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов ипрограмм,   финансирование   которых   будет   осуществляться  как  изгосударственных источников, так и за счет частных средств.     В среднесрочной  перспективе  планируется реализация ряда крупныхинвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.     В сфере  туризма  и  развлечений в рамках проекта создания особойэкономической зоны туристско-рекреационного  типа  "Бирюзовая  Катунь"будут  построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая,  а такжемолодежная гостиница и коттеджи.  На  строительство  объектов  внешнейинфраструктуры  ОЭЗ  "Бирюзовая  Катунь" за счет средств бюджетов всехуровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд.  рублей.  Врамках   проекта   по   созданию   игорной   зоны  "Сибирская  монета"предполагается создание 5 игорно - развлекательных комплексов  с общимобъемом  финансирования  более 30 млрд. руб. В течение 2009-2011 годовбудет  осуществляться  также  строительство  объектов   инфраструктуры(транспортной,  коммунальной,  энергетической, а также газоснабжения исвязи),  общей для обеих зон.  На эти цели планируется направить около14  млрд.  рублей  в  виде инвестиций.  Данные средства предполагаетсяпривлечь как из государственных,  так  и  из  внебюджетных  источниковфинансирования.     В сельском   хозяйстве   планируется   завершить    строительствоптицеводческого  комплекса  мощностью  36  тыс.  тонн мяса птицы в годобщей стоимостью 3,6 млрд.  рублей в год,  а также  начать  реализациюпроекта  развития  семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью3,2 млрд.  рублей  и  строительство  крупных  свинокомплексов.  Особоезначение  для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проектсоздания  особой  аграрной  зоны   "Алтайское   Приобье",   реализациякоторого,  при  условии  принятия  Правительством Российской Федерациисоответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объеминвестиций в крае.     Среди обрабатывающих  производств  реализация  наиболее   крупныхинвестиционных  проектов предполагается в машиностроительном комплексекрая,  в  производстве   пищевой   продукции,   в   стройиндустрии   ифармацевтической промышленности.     В машиностроении - это,  в первую очередь,  создание мощностей  иорганизация  производства  гусеничного  многофункционального  трактораА-600 в г.Рубцовске стоимостью 2,1 млрд.  рублей и проект модернизацииОАО   "Алтайвагон",  который  предполагает  как  развитие  Рубцовскогофилиала,  производящего  крупное  литье,  так  и  развитие   головногопредприятия,  создание  на  его  базе сибирского испытательного центравагоностроения (ИЦ "Сибирь");  общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд.рублей.     В производстве  пищевой   продукции   планируется   реконструкцияРебрихинского  мелькомбината  в  современное  предприятие  по глубокойкомплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; созданиеагропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей).     В рамках  создания  биофармацевтического  кластера  с  центром  внаукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятийс объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могутсоставить примерно 2,2 млрд. рублей.     В стройиндустрии  предполагается   строительство   двух   крупныхпредприятий:  нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1млн.  тонн цемента в год стоимостью  7,0  млрд.  рублей  и  завода  попроизводству  высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70тыс.куб.м.  и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проектапо  утилизации  отходов  лесопиления  и  нетоварной древесины от рубокухода   за    лесом.    Кроме    того,    планируется    строительствоавтоматизированного бетонного завода в г.Новоалтайске.     Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе  экономикикрая.  В среднесрочной перспективе планируется создание первой очередигорно-рудного  кластера в  Алтайском  крае  на  базе  Корбалихинского,Рубцовского  и Зареченского рудников с последующим освоением Степного,Таловского,  Белорецкого  и  Инского  месторождений  с  общим  объемоминвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта посозданию КЭС мощностью 600 МВт и  увеличению  объема  добычи  угля  наСолтонском  месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6млрд. рублей.     Развитие транспортной   инфраструктуры   будет  осуществляться  всоответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского краядо   2010   года,  являющейся  составной  частью  федеральной  целевойпрограммы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамкахнеобходимого   финансирования   для   решения   задачи   транспортногообеспечения  особых  экономических  зон.   Планируется   строительствообходов  г.Бийска,  г.Барнаула,  г.Рубцовска  на автомобильных дорогахМ-52 "Чуйский тракт",  ввод 30-40 км  автомобильных  дорог  с  твердымпокрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов.     В прогнозируемом периоде за счет средств  ОАО  "РЖД"  планируетсязавершить  строительство железнодорожного моста через р.  Обь у городаКамня-на-Оби,   реконструировать    ряд    объектов    железнодорожнойинфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрестиновый  подвижной  состав.  На  авиационном  транспорте  -  осуществитьреконструкцию   аэропортового   комплекса   в  г.  Бийске;  капитальноотремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул  и  начатьстроительство  аэровокзала в г.  Барнауле за счет средств федеральногобюджета с целью приведения в соответствие с  требованиями  федеральныхавиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров.     Прогнозируемое с учетом  реализации  приоритетного  национальногопроекта  "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" увеличениерасходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост  объемовинвестиций,  осуществляемых  за  счет средств,  полученных от долевогоучастия в строительстве жилья и  газификации  домовладений.  Всего  за2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья.     В структуре   инвестиций   постепенно   будет   снижаться    долясобственных  средств  предприятий  и  увеличиваться объем привлеченныхсредств с использованием как традиционного  банковского  кредитования,так  и  средств  государственных  институтов развития.  Финансированиеинвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится  с11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году.     Несмотря на рост инвестиций из федерального  бюджета  в  созданиеособой  экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа "БирюзоваяКатунь" и игорной зоны,  продолжение  реализации  на  территории  краяфедеральных  целевых  программ,  доля  бюджетных инвестиций в их общемобъеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году.     Вместе с  тем  бюджетные  ассигнования на образование возрастут к2011 году почти в 2 раза по сравнению с  2008  годом,  что  связано  смодернизацией и развитием единой образовательной информационной среды.Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупныминвестиционным  проектом данного сектора является начало строительствав  2008  году   Федерального   центра   травматологии,   ортопедии   иэндопротезирования.  В  результате  роста  бюджетных  ассигнований  наобразование  и  здравоохранение  их  суммарная  доля  в  общем  объемеинвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году.     Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем  и2009-2011  годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышениюинвестиционной привлекательности края,  стимулированию  инвестиционнойактивности     хозяйствующих    субъектов,    использованию    моделейчастно-государственного    партнерства,     "институтов     развития",предлагаемых Правительством Российской Федерации.     В предстоящий   период   сохранятся   все    существующие    видыгосударственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:лизинг  техники  и  оборудования  для   отраслей   реального   сектораэкономики;  субсидирование  части банковской процентной ставки,  в томчисле по инновационным проектам;  субсидирование налога на имущество иналога на прибыль.     В 2009 году  планируется  разработка  краевой  целевой  программы"Повышение    инвестиционной   привлекательности   Алтайского   края",реализация которой в последующие годы  будет  способствовать  созданиюблагоприятных условий для привлечения в край инвестиций.                       3. Инновационная политика      Сценарии социально-экономического    развития   основываются   наповышении инновационной активности предприятий и организаций края.     В 2009-2011   годах   планируется  продолжить  создание  основныхэлементов инновационной  инфраструктуры,  в  том  числе  строительствобизнес-инкубатора   инновационного   типа   в   г.   Бийске  и  центравысокотехнологичной медицинской помощи  в  г.  Барнауле  (медицинскогокластера).    Коммерциализации   передовых   технологий,   продвижениюпродукции    и     разработок     будет     способствовать     ведениеспециализированного  портала  "Алтайский краевой инновационный банк" вИнтернете.     Прогнозируемое развитие  Межрегионального центра нанотехнологий иинноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям:     создание наноструктурных  композиционных  материалов  в процессахвысокотемпературного   синтеза   механоактивированных    систем    длядетонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике;     получение слоистых  композиционных  материалов   конструкционногоназначения на основе наноструктурированных связующих.     В среднесрочный  период  в  основном  завершится  организационноеформирование   биофармацевтического  кластера  и  начнется  реализацияинновационных  проектов.  В  рамках  данного  кластера  на  территорииг.Бийска  предусматривается  внедрение  новых  производств как на базедействующих предприятий,  так и на вновь созданных. К первым относитсясоздание  промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислотыиз местных источников крахмалосодержащего сырья  на  ООО  "Востоквит";организация  производства  сухих  экстрактов из растительного сырья наОАО  "Эвалар";  ко  вторым  -  организация   нового   предприятия   попроизводству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда.     Кроме того,  в рамках биофармацевтического  кластера  планируетсяорганизация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром"в г.  Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейногос   использованием   соды  природной  Михайловского  месторождения  наМихайловском заводе химреактивов.     Будут созданы  инновационные  разработки  в  сфере биотехнологий,необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи  на  базепредприятий АПК.     Планируется участие  в   конкурсах   инновационных   проектов   ипривлечение   средств   федерального   бюджета   в  рамках  реализациифедеральных  целевых  программ  научной  направленности  и  совместныхсоглашений  с  Российским  гуманитарным  научным  фондом  и Российскимфондом фундаментальных исследований.     Созданные к   2011   году  условия  для  активизации  и  развитияинновационной  деятельности  позволят  обеспечить   повышение   уровняинновационной  активности  предприятий края за 2008-2011 годы не менеечем на 4 процентных пункта.     Второй вариант  сценария  развития экономики края основывается наболее   интенсивном   использовании   в   хозяйственной   деятельностиинноваций,   которые  в  среднесрочной  перспективе  станут  одним  изосновных  источников   повышения  конкурентоспособности  продукции   иустойчивого экономического роста края.                   4. Структурные сдвиги в экономике      В 2009-2011   годах   структурные   сдвиги   в   экономике  будутопределяться   ростом    как    инвестиционного    спроса,    так    ипотребительского.     Темп прироста промышленного  производства  в  2009-2011  годах  впервом  инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5%  в год,или  113,4%  за  период,  из-за  технологической  отсталости  и  ростаиздержек.   Во   втором   варианте,   с   учетом  дополнительных  мер,направленных   на   ускорение   экономического   роста   и   улучшениеконкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции,  интенсивныеструктурные сдвиги в  пользу  высокотехнологичного  и  информационногосекторов,  темп роста промышленности составит 6,2-9,0%,  или 122,7% затри  года.  Объем  отгруженных   товаров   собственного   производствавозрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей.     В прогнозный  период  сохранится  тенденция  опережающего   ростаобъемов  добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) засчет  дальнейшего  освоения  месторождений  полиметаллических  руд   иувеличения добычи нерудных строительных материалов.     Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности.Прирост  объемов  производства за 2009-2011 годы планируется увеличитьпо первому варианту на 13,6%,  по второму варианту - на  23,2%.  Болеевысокими  темпами  будут развиваться производства,  ориентированные напотребительский спрос,  - производство пищевых продуктов, производствопрочих  неметаллических  изделий,  обработка  древесины и производствоизделий из дерева,  а также фармацевтическое производство.  На высокомуровне  сохранятся  темпы  роста  производства  машин  и оборудования,резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств,основу которого составляет вагоностроение.     Умеренными темпами      прогнозируется      развитие      секторапромышленности,     включающего     производство    и    распределениеэлектроэнергии,  газа  и  воды,  ежегодные  темпы  прироста   которогосоставят  3,0-4,2%.  В  прогнозируемом  периоде  продолжится работа пореформированию  алтайской  энергетики,   внедрению   энергосберегающихтехнологий,  строительству  газотурбинных  станций,  газификации края,созданию собственной угледобывающей отрасли.     К 2011  году структурные сдвиги в промышленном производстве будутсвязаны с  увеличением  доли  добывающего  сектора  и  снижением  долиобрабатывающих производств.  Доля сектора производства и распределенияэлектроэнергии,  газа и воды  под  влиянием  существенного  удорожанияпродукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться.     Прогнозируемые на    2009-2011    годы    объемы    промышленногопроизводства   в   крае  будут  обеспечиваться  реализацией  комплексамероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой  целевой  программыразвития  промышленного  производства  в  Алтайском  крае на 2008-2012годы,  активного использования  всех  форм  государственной  поддержкипредприятий,  развития  частно-государственного  партнерства  в крае идругих мероприятий.     Рост мировых   цен   на  продовольствие  и  повышение  спроса  насельскохозяйственную  продукцию  благоприятно  скажется  на   развитииагропромышленного комплекса края.     Факторами, сдерживающими развитие сельского  хозяйства  в  первом(инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженностии химизации,  недостаточный уровень агротехнической культуры, рост ценна материально-технические ресурсы,  неразвитость инфраструктуры рынкасельскохозяйственной     продукции,     дефицит      квалифицированныхспециалистов,   проблемы,   связанные   с   обеспечением  эффективногоиспользования земель сельскохозяйственного  назначения,  упорядочениемземельных   отношений.   Данный  вариант  предполагает  поддержание  в2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6%  вгод.  Общий  прирост  продукции  сельского  хозяйства  за  три года непревысит 5%.     Вторым (инновационным)   вариантом   предусматривается  ускорениеинтенсификации   производства   сельскохозяйственной    продукции    врезультате    реализации    в    полном   объеме   мер,   определенныхГосударственной   программой   развития    сельского    хозяйства    ирегулирования   рынков   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   ипродовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой  программой"Развитие  сельского  хозяйства  Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.Предусматривается  расширение  масштабов  использования  прогрессивныхресурсосберегающих    технологий   возделывания   сельскохозяйственныхкультур,  увеличение  удельного  веса   посевных   площадей,   занятыхвысокоурожайными  сортами,  в  общих посевах и доли племенного скота вобщем его поголовье.     Реализация указанных  мер  позволит обеспечить увеличение объемовпроизводства сельскохозяйственной продукции в 3 раза  по  сравнению  спервым   вариантом   прогноза,  прирост  объемов  сельскохозяйственнойпродукции за 2009-2011 годы составит 15%  в  целом,  в  том  числе  попродукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%.     Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности  окажутвлияние  на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочнойперспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%.     В животноводстве  за  счет  повышения  продуктивности  животных исоздания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота иптицы  прогнозируемый  прирост  объемов  реализации мяса скота и птицысоставит 21,9%, производства молока - 8,5%.     Увеличение объема  инвестиций  в  сельское хозяйство,  реализацияпроектов быстрорастущих производств,  а также  поддержка  крестьянских(фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитиюконкурентоспособного   сельскохозяйственного   производства.   Высокиймировой   и   внутренний   спрос   на  зерновые  создают  условия  дляинвестирования в развитие зернового комплекса и расширения  экспортныхвозможностей.     В среднесрочной перспективе возможен и третий  сценарий  развитиясельскохозяйственной  отрасли края.  Он может быть реализован в случаесоздания  на  территории  края  особой  аграрной  зоны,  что  позволитмаксимально полно раскрыть потенциальные возможности региона.                          5. Развитие туризма      В период до 2011 года предполагается сформировать организационнуюи экономическую среду для создания и  функционирования  на  территорииАлтайского   края  туристско-рекреационного  комплекса  международногозначения,    ориентированного    на     максимальное     использованиеприродно-ресурсного потенциала и особенностей местности.     Основой комплекса является  организация  функционирования  особойэкономической  зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" иигорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района.     В соответствии  с  концепцией развития особых экономических зон вРоссии туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым встране  крупным  единым курортно-рекреационным комплексом природного иэкстремального  туризма.   В   ходе   создания   зоны   предполагаетсястроительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс.  мест единовременногоразмещения,  горнолыжных спусков,  а также автодорог и  дополнительнойинфраструктуры  электро-,  водо-  и  газоснабжения.  Планируемый потоктуристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать  115  тысяч  человекежегодно.     Масштабным инвестиционным  проектом  Алтайского   края   являетсясоздание  игорной  зоны  "Сибирская монета",  которая в соответствии срешением Правительства Российской Федерации начнет  функционировать  в2009  году.  По  предварительным  расчетам,  общая  стоимость  проектасоставит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагаетразработку  эксклюзивных  проектов  и  дизайнерских  решений  игорных,гостиничных, культурно-развлекательных комплексов.     Кроме того,  развитие  туризма в крае в среднесрочной перспективепредполагает создание относительно небольших туристических комплексов,отвечающих современным международным требованиям,  а также необходимойинфраструктуры в других территориях края.     Развитие Белокурихи  будет  связано  с реализацией инвестиционныхпроектов  по   реконструкции   коллективных   средств   размещения   имодернизацией   лечебной   базы,   развитием   лечебно-оздоровительнойспециализации и бизнес - инфраструктуры.     Планируется углубление    специализации   туристического   центра"Змеиногорск  -  Горная  Колывань  -  Горный  Чарыш":   экологический,культурно-познавательный,     оздоровительный,     детский     туризм,экстрим-туризм,  пантолечение.  Данная   функциональная   зона   можетпринимать ежегодно до 150 тыс. туристов.     Развитие туристских    центров    на     Кулундинской     равнине(Завьяловский,  Славгородский,  Бурлинский  районы,  г.  Яровое) будетсвязано с рыболовным,  охотничьим,  оздоровительным туризмом на основеместных бальнеологических ресурсов.  В перспективе туристический потокможет составить до 300 тыс. туристов в год.     По инновационному   сценарию   туристический   комплекс   уже   всреднесрочной     перспективе     станет      высокоэффективным      иконкурентоспособным    сектором    экономики    края.   В   результатефункционирования  туристско-рекреационного  комплекса  в   2011   годувозможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до1,0 млн.  человек,  число занятых в туристическом  секторе  (с  учётомпредприятий  -  поставщиков)  возрастёт до 110 тыс.человек,  налоговыеплатежи в региональный бюджет  -  до  0,29 млрд. рублей  в  год,  доляотрасли туризма в ВРП составит 8%.     В структуре валового регионального продукта края в  среднесрочнойперспективе   будет   активно   увеличиваться   доля  и  других  видовдеятельности, относящихся к услугам.     Объемы платных  услуг в 2009-2011 годах в зависимости от вариантаразвития могут возрасти на 33%-45%  и составить  к  концу  прогнозногопериода 83,1-88,0 млрд.  рублей, с учетом осуществления мероприятий посозданию особой экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа  иигорной  зоны.  Объем  туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза запериод, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза.     Динамичное развитие  получит  организация  сопутствующих  туризмуплатных  услуг  с  учетом  их  востребованности  отдыхающими   (услугиавтотранспорта и связи,  оздоровительные услуги, услуги предприятий попрокату,  ремонту туристического снаряжения и инвентаря,  фотоуслуги).Реальный   объем  услуг  связи  возрастет  в  1,8-2  раза  за  период,транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%.     Прогнозируется дальнейшее  развитие  оборота  розничной торговли.Оба варианта прогноза предполагают  некоторое  замедление  темпов  егороста:  с 110,5-111%  в 2009 году до 108-110%  в 2011 году. По первомуварианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011  году265,1 млрд.  рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту -до 278,7 млрд. рублей и 136,8%.     Стабильные темпы   роста  основных  показателей,  характеризующихситуацию на потребительском рынке  края,  в  течение  2008-2010  годовбудут  обеспечиваться  развитием  и расширением сети крупных розничныхторговых  структур  края  ("Мария-Ра",  "Аникс",  "Хелми",   "Новэкс","Раздолье"),  федеральных структур на основе договоров франчайзинга, атакже других крупноформатных торговых сетей.                  6. Демография и занятость населения      В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденциейостанется  снижение  численности  постоянного  населения.  Однако  приуспешной  реализации  приоритетного  национального  проекта  в   сферездравоохранения    и    мероприятий    краевой    целевой    программа"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидаетсязамедление  темпов  естественной  убыли  населения  за счет увеличенияобщего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 годуи   снижения   уровня   смертности,   в   том   числе   в   результатедорожно-транспортных происшествий.     Ситуация на   рынке  труда  во  многом  будет  формироваться  подвлиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращениев  2009-2011  годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек,их будет  достаточно  для  обеспечения  потребностей  экономики  края.Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы,будет иметь тенденцию к росту.  В целом за 2009-2011  годы  она  можетувеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек.  Основное увеличение численностизанятых ожидается в обрабатывающих производствах,  оптовой и розничнойторговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма.     Барьером на пути экономического  роста  в  прогнозируемый  периодбудет  дефицит  квалифицированных  кадров  рабочих  специальностей.  Сучетом  усиления  конкуренции  за   квалифицированную   рабочую   силуопределенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие болеевысокую   заработную   плату.    Проблема    обеспечения    подготовки(переподготовки),  повышения  квалификации  кадров  в  соответствии  спотребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе врамках краевой целевой программы "Кадры".                       7. Уровень жизни населения      В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровняжизни населения края  за  счет  всех  составляющих:  фонда  заработнойплаты,  социальных трансфертов,  доходов от имущества,  находящегося всобственности,  предпринимательской деятельности и прочих  доходов.  В2011  году  реальные располагаемые денежные доходы населения возрастутна 32,1-43,3% к уровню 2008 года.     Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты,в которых основной  удельный  вес  приходится  на  пенсии.  Пенсионерысоставляют  более четверти общей численности населения края.  С учетомреализации  мер  Правительства  Российской  Федерации   по   повышениюпенсионного  обеспечения  средний  размер трудовой пенсии за 2009-2011годы увеличится в реальном выражении на 33,1%.     С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируетсяувеличение доходов от  предпринимательской  деятельности,  их  доля  вденежных доходах населения края возрастет с 15,5%  по оценке 2008 годадо 20,1%  в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов отсобственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году.     Ведущим фактором повышения доходов  населения  по-прежнему  будетрост   заработной   платы  -  основной  источник  доходов  работающегонаселения края.  Тенденция роста заработной  платы  будет  обусловленаустойчивыми  темпами экономического развития,  а также введением новыхсистем  оплаты  труда  работников   бюджетной   сферы   и   доведениемминимального   размера   оплаты   труда   до   прожиточного   минимуматрудоспособного населения.  Реальная среднемесячная заработная  плата,согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годына 43,5%  по отношению к уровню 2008 года.  Прогнозируется  сохранениепревышения   темпов   роста   заработной   платы   над  темпами  ростапроизводительности  труда  в  течение  всего  среднесрочного  периода,однако  разрыв  в темпах постепенно будет снижаться:  с 5,2 процентныхпункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году.     В результате   роста   доходов  населения  и  адресной  поддержкинеобеспеченных слоев населения уровень бедности  снизится  с  18,7%  в2008  году  до 13,4%  в 2011 году.  Повышение качества жизни населениявыразится в увеличении  ожидаемой  продолжительности  жизни  населениякрая до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года).                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ                                              к  Сценарным    условиям                                              социально-экономического                                              развития Алтайского края                                              на 2009  год и на период                                              до 2011 года                           ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ      прогноза социально-экономического развития Алтайского края                          на 2009-2011 годы   ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|    Наименование  | Единица   | 2007 | 2008 |    2009 год   |   2010 год    |   2011 год    |2011 год в % к   ||     показателя   |измерения  |  год | год  |    прогноз    |    прогноз    |    прогноз    | 2008 году       ||                  |           | факт |оценка|———————————————|———————————————|———————————————|—————————————————||                  |           |      |      |   1   |   2   |   1   |   2   |   1   |   2   |   1    |    2   ||                  |           |      |      |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант | вариант||——————————————————|———————————|——————|——————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|————————||         1        |     2     |   3  |   4  |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |  10   |   11   |   12   ||——————————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————||Численность       |           |                                                                               ||населения         |           |                                                                               ||(среднегодовая)   |тыс. чел.  |2515,9 2501,2      2487,5          2474,7          2463,1                      ||Инфляция:         |           |                                                                               ||к декабрю         |           |                                                                               ||предыдущего года  |    %      |112,1   113,0   107,5   107,5  107,0   107,0   108,5   106,8   124,8   122,8   ||в среднем за год  |    %      |109,1   114,0   109,7   109,7  107,2   107,2   108,6   107,2                   ||Валовой           |           |                                                                               ||региональный      |           |                                                                               ||продукт           |млн.руб.   |213223  278493  325436  333288  379237  395226  438170  462257                 ||темп роста        |    %      |111,5   110,5   108,0   110,3   108,0   109,8   1O6,0   108,8   123,6   131,8  ||Промышленное      |           |                                                                               ||производство      |млн.руб.   |132248  179696  211538  217456  241873  252586  297046  293370                 ||темп роста        |    %      |108,9   109,3   104,0   109,0   104,3   106,0   104,5   106,2   113,4   122,7  ||в т.ч. по видам   |           |                                                                               ||деятельности:     |           |                                                                               ||добыча полезных   |           |                                                                               ||ископаемых        |млн.руб.   |2105    3572     4286    5059    5176    6637    6268    8292                  ||темп роста        |    %      |154,8   169,4   109,9   129,8   115,0   124,9    110,0   119,9  139,0   194,4  ||обрабатывающие    |           |                                                                               ||производства      |млн.руб.   |109141 149405  172427  177470  192469  201134  230072  229663                  ||темп роста        |    %      |110,0   108,9   104,0   109,5   104,3   106,0   104,7   106,2   113,6   123,3  ||производство и    |           |                                                                               ||распределение     |           |                                                                               ||электроэнергии,   |           |                                                                               ||газа и воды       |млн.руб.   |21002   26719   34826   34927  44228    44615   60706   55415                  ||темп роста        |           |103,6   105,4   103,2   103,5   103,0   103,6   103,2   104,2   109,7   111,7  ||Продукция         |           |                                                                               ||сельского         |           |                                                                               ||хозяйства во всех |           |                                                                               ||категориях        |           |                                                                               ||хозяйств          |млн. руб.  |58708   69426   74629   77914  77914    87228   88251   97552                  ||темп роста        |    %      |108     103,2   101,0   104,8  104,8    104,9   102,6   104,6   105,0   115,0  ||Инвестиции в      |           |                                                                               ||основной капитал  |           |                                                                               ||за счет всех      |           |                                                                               ||источников        |           |                                                                               ||финансирования    |млн.руб.   |42681   62140   81093   83190  102747   109511  132710  142978                 ||темп роста        |    %      |128,2   124,5   116,0   119,0  115,5    120,0   114,0   120,0   152,7   171,4  ||Оборот розничной  |           |                                                                               ||торговли          |млн.руб.   |132860  171450  201578  204314  232463  239942  265120  278717                 ||темп роста        |    %      |115,3   113,0   110,5   112,0   1О9,0   111,0   108,0   110,0   130,1   136,8  ||Оборот            |           |                                                                               ||общественного     |           |                                                                               ||питания млн.руб.  |           |4255    5869    7070    7425    8284    9302    9485    11591                  ||темп роста        |    %      |113,4   114,0   109,5   115,0   108,5   116,0   107,5   117,0   127,7   156,1  ||Объем платных     |           |                                                                               ||услуг             |млн.руб.   |34530   44050   55444   57045   67600   71383   83102   88008                  ||темп роста        |    %      |112,3   113,2   111,3   114,5   110,0   112,9   109,0   112,2   133,4   145,0  ||Внешнеторговый    |  млн.     |                                                                               ||оборот            |долларов   |                                                                               ||                  |  США      |1290,5  1325    1358    1398    1428    1487    1521    1616    114,8   122,0  ||экспорт           |  млн.     |                                                                               ||                  |долларов   |                                                                               ||                  |  США      |948,9   979     1001    1028    1050    1082    1109    1174    113,3   119,9  ||импорт            |  млн.     |                                                                               ||                  |долларов   |                                                                               ||                  |  США      |341,6   346     357     370     378     405     412     442     119,2   127,7  ||Прибыль по всем   |           |                                                                               ||видам деятельности| млн.руб.  |28899   45035   49220   53595   53373   62056   58861   71272   130,7   158,3  ||Денежные доходы   |           |                                                                               ||населения         | млн.руб.  |224581  293709  354898  363976  419488  443522  501429  541734  170,7   184,4  ||Реальные          |           |                                                                               ||располагаемые     |           |                                                                               ||денежные доходы   |     %     |105,0   111,0   109,2   111,5   110,0   113,2   110,0   113,5   132,1   143,3  ||Средний  размер   |           |                                                                               ||трудовой пенсии   |           |                                                                               ||(среднегодовой)   |    руб.   |3124,6  3802,0      4622,6          5481,8         6384,6           167,9      ||Прожиточный       |           |                                                                               ||минимум           |           |                                                                               ||                  |    руб.   |3332    3965    4476    4476    4879    4879    5367    5315    135,4   134,0  ||Доля населения с  |           |                                                                               ||денежными доходами|           |                                                                               ||ниже прожиточного |           |                                                                               ||минимума в общей  |           |                                                                               ||численности       |           |                                                                               ||населения         |           |                                                                               ||                  |     %     |20,7    18,7    17,4    17,0    16,0    15,1    14,6    13,4    -       -      ||Фонд заработной   |           |                                                                               ||платы, всего      |млн.руб.   |70902   90245   109508  112701  130088  136701  151911  163965  168,3   181,7  ||Номинальная       |           |                                                                               ||начисленная       |           |                                                                               ||среднемесячная    |           |                                                                               ||заработная плата  |   руб.    |7805    9924    12041   12367   14302   14981   16696   17955   168,2   180,9  ||Реальная          |           |                                                                               ||заработная        |           |                                                                               ||плата             |    %      |116,4   111,5   110,6   113,6   110,8   113,0   107,5   111,8   131,7   143,5  ||Численность       |           |                                                                               ||работников        |тыс.чел.   |757,0   757,8   757,9   759,4   758,0   760,4   758,2   761,0   100,1   100,4  ||Численность       |           |                                                                               ||занятого          |           |                                                                               ||в экономике       |           |                                                                               ||населения         |тыс.чел.   |1105,2  1107,5  1108,0  1110,0  1111,8  1115,0  1116,4  1120,0  100,8   101,1  ||(среднегодовая)   |           |                                                                               ||Уровень общей     |           |                                                                               ||безработицы       |    %      |6,5     6,4     6,3     6,2     6,2     6,1     6,1     6,0       -       -    ||Уровень официально|           |                                                                               ||зарегистрированной|           |                                                                               ||безработицы       |    %      |4,7     4,4     4,1     3,9     3,9     3,7     3,8     3,6       -       -    | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————