Закон Алтайского края от 31.10.1995 № 17-ЗС «О территориальном устройстве Алтайского края»

Справка

Тип Закон
Полное название Закон Алтайского края от 31.10.1995 № 17-ЗС «О территориальном устройстве Алтайского края»
Дата подписания 1995-10-31
Номер 17-ЗС
Источники официального опубликования
  • Алтайская правда от 23.11.1995 г. , N 200
Статус действия Утратил силу

Текст

ЗАКОН Алтайского края Утратил силу - Закон Алтайского края от 01.03.2008 г. № 28-ЗС О территориальном устройстве Алтайского края (В редакции Законов Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС; от 01.12.2003 г. № 59-ЗС) Настоящий закон Алтайского края (далее - Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края устанавливает принципы территориального устройства Алтайского края (далее - край), порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, установления и изменения границ территорий муниципальных образований и их наименований, установления административных центров, а также закрепляет функции и полномочия органов государственной власти края и местного самоуправления в решении вопросов территориального устройства. Глава 1. Общие сведения 1. Территориальное устройство - территориальная организация края, представляющая собой систему входящих в ее состав территорий муниципальных образований и их взаимосвязь. 2. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 3. Населенный пункт - часть территории края в установленных границах, на которой имеется сосредоточенная застройка, служащая местом постоянного (в том числе сезонного) проживания людей, имеющая собственное наименование и статус. 4. Городское поселение - населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, рабочих, курортных или дачных поселков (далее - поселков городского типа). 5. Сельское поселение - населенный пункт (село, сельский поселок и др.), большинство населения которого занято сельскохозяйственным производством. К категории сельских поселений относятся также расположенные в сельской местности небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные казармы, разъезды, дома лесников, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, теплостанции и т.д.). Временный населенный пункт - населенный пункт, возникший в связи со строительством крупного производственного объекта. 6. Сельсовет - муниципальное образование, которое своими фиксированными границами охватывает одно или несколько сельских поселений вместе с прилегающими к ним и другими исторически (традиционно) принадлежащими им землям. 7. Район - муниципальное образование, которое объединяет в своих границах несколько сельсоветов, а также городские поселения, кроме городов краевого значения. 8. Район в городе - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. 9. Национальный район, национальный сельсовет - муниципальное образование со специфическим национальным составом. Статья 2. Основные принципы территориального устройства края 1. Территориальное устройство края основывается на следующих принципах: соответствия исторически сложившейся системе расселения в крае и устойчивым тенденциям ее развития; создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного самоуправления, участия населения в их работе и осуществления на территории края функций государственного управления; обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания; содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала края, развития его социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народов, проживающих на территории края. Статья 3. Территориальные образования в крае 1. В состав края входят территории муниципальных образований, в границах которых осуществляется местное самоуправление. 2. В границах территории муниципального образования могут находиться другие муниципальные образования. 3. На территории края в соответствии с федеральным законом могут образовываться закрытые административно-территориальные образования. 4. Отдельные полномочия органов государственной власти края на территории муниципальных образований могут исполняться органами местного самоуправления. Глава 2. Территориальное устройство края Статья 4. Территория края 1. Территория края является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. 2. Территориальные границы края установлены Постановление ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года о разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край, с последующим изменением в 1991 году, произведенным в связи с выделением из Алтайского края Горно-Алтайской автономной области согласно закону РСФСР "О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР". 3. Официальным документом, закрепляющим границы края, является описание границ края, содержащее картографические материалы, заверяемое подписью главы администрации края. 4. Территориальное устройство края фиксируется в схеме территории края. 5. В состав края входят следующие территории: города краевого значения - Алейск, Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое; абзац; (Исключен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) абзац; (Исключен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) районы: Алейский - административный центр г.Алейск Алтайский - административный центр с.Алтайское Баевский - административный центр с.Баево Бийский - административный центр г.Бийск Благовещенский - административный центр р.п.Благовещенка Бурлинский - административный центр с.Бурла Быстроистокский - административный центр с. Быстрый Исток Волчихинский - административный центр с.Волчиха Егорьевский - административный центр с.Новоегорьевское Ельцовский - административный центр с.Ельцовка Завьяловский - административный центр с.Завьялово Залесовский - административный центр с.Залесово Заринский - административный центр г.Заринск Змеиногорский - административный центр г.Змеиногорск Зональный - административный центр с.Зональное Калманский - административный центр с.Калманка Каменский - административный центр г.Камень-на-Оби Ключевский - административный центр с.Ключи Косихинский - административный центр с.Косиха Красногорский - административный центр с.Красногорское Краснощековский - административный центр г.Краснощеково Крутихинский - административный центр с.Крутиха Кулундинский - административный центр с.Кулунда Курьинский - административный центр с.Курья Кытмановский - административный центр с.Кытманово Локтевский - административный центр г.Горняк Мамонтовский - административный центр с.Мамонтово Михайловский - административный центр с.Михайловское Новичихинский - административный центр с.Новичиха Немецкий национальный - административный центр с.Гольбштадт Павловский - административный центр с.Павловск Панкрушихинский - административный центр с.Панкрушиха Первомайский - административный центр г.Новоалтайск Петропавловский - административный центр с.Петропавловское Поспелихинский - административный центр с.Поспелиха Ребрихинский - административный центр с.Ребриха Родинский - административный центр с.Родино Романовский - административный центр с.Романово Рубцовский - административный центр г.Рубцовск Славгородский - административный центр г.Славгород Смоленский - административный центр с.Смоленское Советский - административный центр с.Советское Солонешенский - административный центр с.Солонешено Солтонский - административный центр с.Солтон Суетский - административный центр с.Верх-Суетка Табунский - административный центр с.Табуны Тальменский - административный центр р.п.Тальменка Тогульский - административный центр с.Тогул Топчихинский - административный центр с.Топчиха Третьяковский - административный центр с.Староалейское Троицкий - административный центр с.Троицкое Тюменцевский - административный центр с.Тюменцево Угловский - административный центр с.Углы Усть-Калманский - административный центр с.Усть-Калманка Усть-Пристанский - административный центр с.Усть-Чарышская Пристань Хабарский - административный центр с.Хабары Целинный - административный центр с.Целинное Чарышский - административный центр с.Чарышское Шелаболихинский - административный центр с.Шелаболиха Шипуновский - административный центр Шипуново закрытое административно-территориальное образование Сибирский - административный центр п. Сибирский(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 6. Изменения в территориальном делении края производятся в соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края, настоящим Законом и отражаются в описании границ и схеме территории края. 7. Изменение территории края с другими субъектами Российской Федерации возможно только по взаимному соглашению заинтересованных субъектов Российской Федерации и края при наличии соответствующих разрешений, принятых на референдумах этих субъектов, с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Статья 5. Административный центр края Местонахождением государственной власти края является ее исторически сложившийся центр - город Барнаул. Глава 3. Порядок решения вопросов территориального устройства края Статья 6. Общие критерии образования и преобразования территории муниципальных образований 1. При образовании сельсоветов учитывается наличие крупного сельского населенного пункта, являющегося муниципальным образованием, или группы соседствующих небольших населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, но тяготеющими к этому крупному населенному пункту как к административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, также учитывается транспортная доступность такого населенного пункта, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению. 2. При образовании районов учитывается сложившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего потребности сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между населенными пунктами, численность населения, общий экономический и финансовый потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры. 3. При отнесении населенных пунктов к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственного и социально-культурного объекта, при котором формировался населенный пункт, либо его использование в качестве места сезонного отдыха, а также его численность и характер занятости населения. 4. При отнесении населенных пунктов к категории городов районного, краевого значения учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного населенного пункта, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий. 5. При образовании районов в городах учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Статья 7. Отнесение населенных пунктов к категории городов краевого и районного значения, а также поселков городского типа, национальных населенных пунктов 1. Населенные пункты, находящиеся на территории края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города краевого и районного значения, поселки городского типа, к сельским - все остальные населенные пункты. 2. Отнесение населенных пунктов к категории городов краевого и районного значения производится краевым Советом народных депутатов по ходатайству представительных органов местного самоуправления городов и районов. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 4. К категории городов краевого значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тыс.человек. В отдельных случаях к категории городов краевого значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. 5. К категории городов районного значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 10 тысяч человек и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 70 процентов самодеятельного населения. 6. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 70 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения. 7. К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное назначение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения. 8. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. 9. К категории национальных могут быть отнесены районы, сельсоветы, если проживающие в них граждане, принадлежащие к малочисленным или национальным меньшинствам, составляют большинство населения данной территории. Статья 8. Образование, объединение, преобразование, упразднение сельсоветов, поселков городского типа, районов, городов, районов в городах 1. Образование новых сельсоветов, поселков городского типа, районов, городов, объединение этих муниципальных образований, разделение их территории, включение в состав нового сельсовета, поселков городского типа, района, города части территории одной и более сопредельных муниципальных образований, изменение границ муниципальных образований, установление и перенесение их административных центров, упразднение муниципальных образований с передачей всей их территории в состав других муниципальных образований производится краевым Советом народных депутатов по ходатайству представительных органов местного самоуправления районов, городов, сельсоветов, поселков городского типа. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 2. Образование, объединение, преобразование или управление районов в городах, установление или изменение их территорий решается с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Статья 9. Образование национального района, национального сельсовета и изменения их статуса Образование национального района, национального сельсовета и изменение их статуса производится в порядке, предусмотренном настоящим Законом для образования, изменения и упразднения района и сельсовета, с учетом воли большинства населения этих территорий, выраженной на местном референдуме и при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о защите прав и интересов национальных, этнических меньшинств и малочисленных народов. Статья 10. Статус населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями Придание населенным местам статуса населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, изменение их статуса в результате слияния данного населенного пункта с другим или утраты им признаков населенного пункта производится краевым Советом народных депутатов по ходатайству соответствующего районного или городского представительного органа местного самоуправления. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Статья 11. Наименование и переименованием муниципальных образований, а также присвоение им имен заслуженных людей Российской Федерации и края 1. Наименование и переименование районов в городах, а также присвоение им имен заслуженных людей Российской Федерации и края производится краевым Советом народных депутатов по ходатайству представительных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 2. Присвоение имен заслуженных людей Российской Федерации и края муниципальным образованиям может производиться только посмертно и лишь в исключительных случаях в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, деятелей науки и культуры по ходатайствам государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, с согласия родственников этих заслуженных людей. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 3. Наименование и переименование муниципальных образований производится с учетом общегосударственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) (Пункт исключен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 4. При наименовании и переименовании муниципальных образований не допускается присвоение уже имеющихся в крае наименований. Абзац. (Исключен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 5. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов и присвоение им имен заслуженных людей Российской Федерации и края производятся представительными органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских поселений. Присвоение имен заслуженных людей Российской Федерации и края производится в соответствии с частью второй настоящей статьи. Статья 12. Право внесения предложений по вопросам территориального устройства на рассмотрение краевого Совета народных депутатов (Название в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 1. Право внесения на рассмотрение краевого Совета народных депутатов предложений по вопросам территориального устройства принадлежит сельским, поселковым, районным, городским представительным органам местного самоуправления, главе администрации края, а также собраниям (сходам) граждан. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 2. Предложения соответствующих представительных органов местного самоуправления и населения по вопросам территориального устройства подлежат обязательному рассмотрению краевым Советом народных депутатов. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Статья 13. Обязательность выявления мнения населения по вопросам предлагаемых преобразований территориального устройства 1. По вопросам предлагаемых преобразований, предусмотренных настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого эти преобразования касаются.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 01.12.2003 г. № 59-ЗС) Выявление мнения населения соответствующих территорий осуществляется на собраниях (сходах), конференциях жителей или местных референдумах. По вопросам преобразований территориального устройства, обусловленных необходимостью выполнения требований федерального законодательства, учитывается мнение населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных образований с учетом предложений населения, поступивших в ходе обсуждения данного вопроса.(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 01.12.2003 г. № 59-ЗС) 2. Результаты сходов, конференций и референдумов по вопросам предлагаемых преобразований доводятся до сведения представительного органа местного самоуправления, краевого Совета народных депутатов, к ведению которых относится принятие решений по данным вопросам. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Статья 14. Перечень документов и материалов, представляемых в краевой Совет народных депутатов по вопросам преобразований в территориальном устройстве (Название в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Для рассмотрения вопросов территориального устройства органы, имеющие право внесения предложений по вопросам территориального устройства, представляют в краевой Совет народных депутатов следующие документы и материалы:(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) решения представительных органов местного самоуправления сельсоветов, поселков городского типа, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями, а также представительных органов местного самоуправления районов, городов, районов в городах; пояснительную записку, содержащую развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования исходя из установленных принципов и критериев изменений территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и совершенствования организации местного самоуправления; схематическую карту предлагаемых преобразований; смету расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия; результаты мнения населения о предлагаемом преобразовании, выявленного на собраниях (сходах) граждан, конференциях или посредством референдума; заключения соответствующих представительных органов местного самоуправления районов, городов, районов в городе на ходатайства представительных органов местного самоуправления сельсоветов и поселков городского типа, территории которых затрагиваются предлагаемыми преобразованиями; заключение главы администрации края о предлагаемых изменениях; пояснительная записка, указанная в настоящей статье, подписывается главой муниципального образования, территория которого затрагивается предлагаемыми преобразованиями; схематическая карта предлагаемых преобразований должна иметь масштаб и условные обозначения. Карта заверяется главой соответствующего муниципального образования; подпись главы муниципального образования скрепляется печатью. Абзац. (Исключен - Закон Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Статья 15. Учет и регистрация муниципальных образований и населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями 1. Учет и регистрация муниципальных образований и населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов, объединение населенных пунктов в границах края осуществляется администрацией края в соответствии с постановлением краевого Совета народных депутатов. (В редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) 2. Учету и регистрации подлежат все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население. 3. Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки лесников, бакенщиков, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми муниципальными образованиями, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях. 4. Регистрация вновь возникших населенных пунктов производится по ходатайству представительных органов местного самоуправления городов и районов. В ходатайстве о регистрации вновь возникших населенных пунктов указывается: месторасположение населенного пункта (расстояние до центра сельсовета, района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения); причины его возникновения; когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки; количество населения и его состав по преобладающему роду занятий; преобладающая национальность населения; предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования. 5. В тех случаях, когда населенные пункты фактически слились между собой, они могут объединены в единый населенный пункт. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция с тем, чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта. Присвоение объединенным населенным пунктам нового наименования производится в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 6. Населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, поселков городского типа или объединены с другими населенными пунктами. Для определения правильности исключения населенного пункта из учетных данных создается комиссия, в которой должны быть представители администрации, сельсовета, коммерческих или некоммерческих организаций, которые имели производственные объекты в данном населенном пункте. Комиссия составляет акт, в котором отражаются: дата ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, состояние оставшихся в селении производственных и жилых строений, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта. Акт комиссии утверждается главой местного самоуправления и вместе с решением представляется вышестоящей администрации. При снятии с учета временных населенных пунктов акты не составляются. До принятия постановления краевым Советом народных депутатов об исключением населенного пункта из учетных данных последний не может быть снят с учета. краевое Законодательное Собрание и администрация края обеспечивают регулярное опубликование справочников о территориальном устройстве края.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 29.11.2001 г. № 94-ЗС) Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона Незаконное изменение границ территорий муниципальных образований, самовольный захват территорий и иные нарушения настоящего Закона влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайского края". Председатель краевого Законодательного Собрания А.А. Суриков г.Барнаул 31 октября 1995 года № 17-ЗС