Постановление Правительства Хабаровского края от 13.11.2003 № 38-пр «О мерах по повышению эффективности работы рыбной отрасли и увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие края»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Хабаровского края от 13.11.2003 № 38-пр «О мерах по повышению эффективности работы рыбной отрасли и увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие края»
Дата подписания 2003-11-13
Номер 38-пр
Источники официального опубликования
  • Собрание законодательства Хабаровского края от 2003 г. , N 11
Статус действия Утратил силу

Текст

Утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 05.12.2005 г. № 135-пр ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 38-пр 13 ноября 2003 г. г. Хабаровск О мерах по повышению эффективности работы рыбной отрасли и увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие края Заслушав и обсудив доклад министра природных ресурсов края Почеревина Г. Е. "О мерах по повышению эффективности работы рыбной отрасли и увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие края", Правительство Хабаровского края отмечает, что рыбная промышленность оказывает существенное влияние на состояние жизнеобеспечения населения, деятельность многих сфер производства Хабаровского края. В общем балансе потребления доля рыбных белков составляет около 18 процентов, а для жителей, проживающих на морском побережье и в бассейне реки Амура, коренных народов Севера, рыба и морепродукты являются основными продуктами питания. Предприятия отрасли являются градообразующими в прибрежных и приамурских районах, где проживает около 300 тыс. человек, обеспечивая занятость и решение социальных проблем большей части населения. Рыбное хозяйство поставляет сырье и продукцию сельскому хозяйству, фармакологии, в торговую сеть и общественное питание, обеспечивает загрузку предприятий промышленности, транспорта, строительства. Учитывая значимость отрасли, ее развитию уделяется постоянное внимание. Создана краевая нормативная правовая база по вопросам рыбопользования. Системно совершенствуется методика распределения ресурсов. Разработаны и реализуются основные направления развития прибрежного рыболовства, укрепления материальной базы воспроизводства, расширения и углубления переработки сырья. Осуществляются меры по финансовому оздоровлению, совершенствованию организации деятельности рыбопромышленных предприятий. Принятые меры позволили увеличить вылов рыбы в прибрежной зоне и внутренних водоемах, повысить переработку сырья до 94 процентов, постоянно наращивать доходы от экспорта рыбных товаров. В 2003 году отраслью выполняются все установленные контрольные задания. По сравнению с 9 месяцами 2002 года объем производства в сопоставимых ценах вырос на 9,8 процента, добычи рыбы и морепродуктов на 12,3 процента, выпуска рыбопродукции на 5,1 процента, поступлений в краевой бюджет на 22,6 процента. Вместе с тем положение в рыбном хозяйстве остается сложным. Загрузка береговых перерабатывающих мощностей не превышает 30 процентов, более половины основных фондов отрасли физически и морально устарели, каждое второе предприятие работает убыточно. В отрасли сокращается численность работающих, официальная заработная плата и темпы ее роста ниже, чем в среднем в промышленности. Имеющиеся проблемы в работе рыбного хозяйства края в значительной степени объясняются отсутствием государственной экономически обоснованной политики и четко разграниченных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в использовании водных биологических ресурсов и развитии рыбной промышленности. Развитие отрасли сдерживает ее слабая инвестиционная привлекательность, вызванная отсутствием стабильной правовой основы деятельности и государственных гарантий долгосрочности пользования ресурсами, низкой рентабельностью производства и значительной финансовой задолженностью многих предприятий. Слабо повышается экономическая эффективность использования водных биологических ресурсов. Выделяемые квоты осваиваются только на 85 87 процентов. Медленно наращиваются объемы вылова за счет увеличения промысла малоосвоенных видов ресурсов, расширения районов добычи. Выпуск молоди на рыбоводных заводах не превышает 40 процентов от установленной мощности. Не снижаются потери ресурсов от деятельности "теневого" бизнеса. В отрасли недостаточно активно проводится работа по укреплению материальной базы переработки. В 2003 году в общем объеме производства рыбопродукции удельный вес консервов, пресервов и другой продукции высокой степени переработки составляет только 5,6 процента. Береговые предприятия из-за отсутствия достаточного количества мощностей для заморозки не обеспечивают переработку значительной части выловленной нерестовой сельди. В связи с низкой конкурентоспособностью и узким ассортиментом рыбных товаров, неразвитостью специализированной розничной сети товарный рынок края только на 65 70 процентов формируется за счет продукции собственного производства. В экспорте преобладает продукция низкой степени переработки. Учитывая необходимость дальнейшего развития рыбной отрасли и усиления ее роли в социально-экономическом развитии края, Правительство края ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Считать проводимую в крае работу по повышению эффективности деятельности рыбной промышленности и увеличению ее вклада в развитие экономики и социальной сферы края недостаточной. 2. Одобрить предложенную Концепцию развития рыбного хозяйства Хабаровского края до 2010 года. 3. Утвердить прилагаемые: Основные мероприятия по развитию рыбной отрасли Хабаровского края на 2004 2005 годы и до 2010 года (далее Основные мероприятия); Контрольное задание по производству рыбной продукции высокой степени переработки по городам и районам края на 2004 2005 годы. 4. Министерству природных ресурсов края (Почеревин Г. Е.): 4. 1. Обеспечить увеличение в рыбной промышленности в 2005 году по сравнению с ожидаемым уровнем 2003 года: объема промышленного производства отрасли с учетом инфляции на 18 20 процентов; добычи рыбы и морепродуктов до 195 тыс. тонн, или на 20 процентов; переработки сырья до 97 процентов, объема выпуска рыбной продукции до 145 тыс. тонн, в том числе продукции высокой степени переработки на 40 процентов. Поступления в бюджет края от деятельности отрасли с учетом введения платы за ресурсы довести до 400 410 млн. рублей. 4. 2. Совместно с федеральным государственным учреждением "Амурское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Амуррыбвод" (Белобородько С. Д.), государственным унитарным предприятием "Хабаровское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра" (ГУП "ХоТИНРО") (Беляев В. А.) с участием рыбопромышленных предприятий в I квартале 2004 г. разработать и рассмотреть на краевом рыбохозяйственном совете комплексную программу изучения запасов водных биологических ресурсов прибрежной зоны и внутренних водоемов края на 2004 2005 годы, предусматривающую выработку конкретных рекомендаций по возможным объемам и способам освоения объектов промысла. 4. 3. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.), федеральным государственным учреждением "Амурское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Амуррыбвод" активизировать работу в федеральных министерствах и ведомствах по обеспечению включения объектов рыбного хозяйства края, определенных в программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 2005 годы и до 2010 года", в инвестиционные программы на 2004 2005 годы и последующие годы и усилить контроль за их фактическим финансированием. 4. 4. Совместно с министерством промышленности, транспорта и связи края (Чмелев В. К.) в первом полугодии 2004 г. разработать меры по расширению размещения на предприятиях края заказов рыбного хозяйства на строительство маломерных судов, судоремонт и изготовление современного оборудования. 4. 5. Совместно с Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой (Прохоров А. А.), федеральным государственным учреждением "Амурское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Амуррыбвод", Дальневосточной государственной морской инспекцией (Добровольский Г. М.), управлением внутренних дел Хабаровского края (Баранов В. А.), Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (Костиков А. Н.), ГУП "ХоТИНРО" с 13 по 30 ноября 2003 г. в I квартале 2004 г. подготовить и внести на рассмотрение координационного совета при Правительстве Хабаровского края в сфере охраны природных ресурсов комплекс мер по усилению работы по охране водных биоресурсов в крае и обеспечить контроль за их реализацией. 4. 6. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края, министерством имущественных отношений края (Громова Г. А.), Дальневосточным межрегиональным отделением Российского фонда федерального имущества (Игнатенко В. В.) изучить возможность направления части средств, получаемых от реализации арестованных и конфискованных водных биоресурсов на техническое оснащение рыбоохраны и воспроизводство рыбных запасов края. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований городов и районов края в течение первого полугодия 2004 г. в соответствии с Основными мероприятиями проанализировать работу предприятий рыбного хозяйства и определить меры по их дальнейшему развитию, повышению роли в решении социально-экономических проблем территорий. 6. Признать утратившими силу постановления: главы администрации Хабаровского края от 1 февраля 2001 г. № 48 "О состоянии сырьевой базы рыбной отрасли края и мерах по повышению эффективности использования водно-биологических ресурсов"; Губернатора Хабаровского края от 24 января 2002 г. № 60 "Об утверждении Основных направлений развития рыбной отрасли края до 2005 года". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Сыркина В. И. 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. И. о. Председателя Правительства края В. И. Сыркин ОДОБРЕНА постановлением Правительства Хабаровского края от 13.11.2003 № 38-пр КОНЦЕПЦИЯ развития рыбного хозяйства Хабаровского края до 2010 года Концепция развития рыбного хозяйства Хабаровского края до 2010 года (далее Концепция) определяет стратегическую цель и задачи, основные направления, принципы и приоритеты политики Правительства Хабаровского края в сфере рационального использования водных биологических ресурсов на долгосрочный период. В основу Концепции положен анализ состояния рыбного хозяйства края, тенденции его развития в Хабаровском крае и России, прогнозы и результаты исследований рыбохозяйственной науки. Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, федеральные и краевые законы и другие нормативные акты Российской Федерации и Хабаровского края. I. Современное состояние рыбного хозяйства Хабаровского края Рыбное хозяйство Хабаровского края это комплексный сектор экономики, занимающийся воспроизводством водных биологических ресурсов, их добычей, переработкой и снабжением населения рыбными товарами. Оно является одним из градообразующих секторов экономики, обеспечивающих занятость жителей прибрежных районов края и коренных малочисленных народов Севера. Основу водных биологических ресурсов внутренних вод, территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации, прилегающих к территории Хабаровского края, составляют минтай, нерестовая и жировая сельдь, лососевые виды рыб, крабы, креветки, мойва, многовидовое разнообразие пресноводных рыб, палтус, треска, окунь, камбалы, корюшка, навага, кальмары, моллюски, водоросли и многие другие виды, потенциал которых позволяет наращивать объемы прибрежного рыболовства. Увеличение объемов вылова в экономической зоне Российской Федерации и открытых частях Мирового океана возможно только за счет освоения новых и недоиспользуемых водных биологических ресурсов, таких как сайра, лемонема, ставрида, скумбрия, кальмары и других. За прошедшее десятилетие в рыбной отрасли Хабаровского края произошли структурные изменения, обусловленные рыночными преобразованиями в экономике страны. Концентрация рыбопромыслового флота всего Дальнего Востока в исключительной экономической зоне Российской Федерации привела к значительному сокращению сырьевой базы рыбного хозяйства в основных рыбопромысловых районах Дальневосточного бассейна. Объем добычи водных биологических ресурсов в крае снизился с 1991 по 2002 год на 54 процента или с 300 тыс. тонн до 140 тыс. тонн. В основном уменьшились запасы валютоемких объектов промысла минтая, трески, камчатского и синего крабов, осетровых видов рыб. Не осваиваются в полном объеме запасы сельди, сайры, кальмаров, мойвы, водорослей и других объектов промысла из-за отсутствия поддержки государства рыбной отрасли и их малорентабельности. Численность промыслового флота с 1991 по 2002 год практически не изменилась и составила 97 единиц, в том числе 17 единиц флота типа БМРТ и БАТМ. Из-за изменения запасов водных биологических ресурсов использование мощностей промыслового флота сократилось наполовину и привело к структурным изменениям состава флота края: увеличилось количество среднетоннажного флота на 39 единиц, сократился крупнотоннажный промысловый флот на 5 единиц и малотоннажный на 6 единиц. Сверх нормативного срока службы эксплуатируется более 60 процентов всего добывающего флота. В рыбохозяйственном комплексе края возросло более чем в 5 раз количество предприятий разных форм собственности, число которых достигло более 150, но в то же время ухудшилась ситуация с решением проблемы занятости, особенно в прибрежных районах края. За прошедшее десятилетие численность работающих в отрасли сократилась на 37 процентов и в настоящее время составляет 7,4 тыс. человек. Возрастает значение прибрежного рыболовства, удельный вес которого увеличился с 17 процентов в 1999 году до 34 процентов в 2002 году от общих объемов добычи, или 47,5 тыс. тонн, в том числе 28 тыс. тонн нерестовой сельди, 14 тыс. тонн лососевых видов рыб, 2,4 тыс. тонн крабов, 1,3 тыс. тонн камбалы, 0,4 тыс. тонн наваги, 1,3 тыс. тонн корюшки и пресноводных видов рыб. В то же время физический износ и моральное старение береговых рыбоперерабатывающих мощностей не позволяют производить полную обработку улова. К примеру, из 28 тыс. тонн добытой нерестовой сельди в 2002 году переработано на берегу всего 4 тыс. тонн, или 15 процентов. Действующая система рыбоводных заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб в крае неэффективна. Мощности заводов используются по разным причинам на 30 35 процентов от проектной. Не созданы условия для привлечения частных инвестиций и инвестиций рыбопромышленников края для расширения сети рыбоводных заводов на побережье Татарского пролива и Охотоморского побережья. Ухудшается экологическая ситуация в бассейне реки Амура. Нарастает браконьерский прессинг на лососевые, осетровые и другие виды рыб в бассейне реки Амура. Все это усложняет ресурсное обеспечение прибрежных рыболовецких колхозов и предприятий, в том числе и национальных. На рынке рыботоваров края доля рыбопродукции собственного производства составляет около 70 процентов. Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения в последние годы увеличивается, и в настоящее время оно составляет в пределах 22 кг при 12 кг в целом по России. Удельный вес экспорта в общем объеме реализации рыбной продукции увеличился с 9 процентов в 1995 году до 38 процентов в 2002 году. Сохраняется сырьевая направленность экспорта, основу которого составляет мороженый полуфабрикат с низкой степенью переработки. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала падению цен на рыбные товары на зарубежных рынках. Замедлились объемы капитальных вложений в рыбном хозяйстве края и, как следствие, основные фонды отрасли не обновляются, что привело к снижению уровня технологической и технической оснащенности предприятий. Пополнение флота в рыбной отрасли в последние годы идет бесконтрольно и без учета состояния сырьевой базы за счет приобретения старых зарубежных промысловых судов и из других регионов России, что увеличивает разрыв между возможностями сырьевой базы рыбной отрасли и мощностями рыбодобывающих предприятий. Характерной особенностью настоящего периода является хронический недостаток оборотных средств у большинства предприятий отрасли, отсутствие эффективной системы кредитования (несмотря на сезонный характер деятельности), значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Имеющиеся проблемы в рыбной отрасли края объясняются существованием ряда объективных и субъективных факторов, сдерживающих ее развитие. В стране отсутствует долговременная экономически обоснованная государственнаяполитика в использовании водных биологических ресурсов и развития рыбной промышленности. Нет законов, определяющих порядок добычи рыбы и морепродуктов в различных зонах их обитания, регламентирующих систему распределения ресурсов. Нет четкого разграничения полномочий между Федерацией и субъектами в управлении биоресурсами. Система охраны водных биологических ресурсов не справляется с возросшими масштабами незаконного промысла, требует реформирования и дополнительных мер по повышению ее эффективности. II. Основные нерешенные вопросы рыбного хозяйства Хабаровского края В настоящее время определены основные проблемы препятствующие эффективному развитию рыбного хозяйства Хабаровского края: необоснованность экономической и инвестиционной политики Правительства Российской Федерации в сфере рыболовства, которая ведет к экстенсивному использованию водных биологических ресурсов, диспропорциям в развитии рыбопромышленного комплекса; отсутствие концептуального подхода к государственному управлению рыбной отраслью края и недостаточность полномочий субъектов Российской Федерации в управлении водными биологическими ресурсами; отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами; слабое использование потенциала комплексного развития прибрежного рыболовства; рост браконьерского промысла в бассейне реки Амура; ухудшение экологической ситуации на реке Амуре; низкий технический уровень большинства рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих производств, высокая степень износа основных средств; неразвитость рыночных механизмов в сфере использования водных биологических ресурсов; наличие несоответствия между ресурсным обеспечением рыбной отрасли и мощностями промыслового флота для его изъятия; отсутствие четкого механизма экономического стимулирования и государственной поддержки ресурсных научно-исследовательских работ, работ по воспроизводству, регулированию и охране водных биологических ресурсов. Недостаточность регулирования и слабость контроля в сфере использования водных биологических ресурсов являются причинами интенсивной эксплуатации водных биологических ресурсов, что приводит к максимальному изъятию водных биологических ресурсов, востребованных на внешнем рынке, к истощению и разрушению естественной основы жизни и экономической деятельности будущих поколений. III. Цели и задачи развития рыбного хозяйства Хабаровского края Необходимость формирования политики в области рационального использования, воспроизводства и охраны прибрежных водных биологических ресурсов обусловлена: разработкой комплекса мер по проведению преобразований в рыбопромышленном комплексе края; наличием в Хабаровском крае протяженного, более 3 тыс. км, территориального моря вдоль побережья Охотского и Японского морей, обилия внутренних вод, наличием значительного потенциала водных биологических ресурсов; наличием производственной инфраструктуры и социальной значимости отрасли в прибрежных районах края; разработкой комплекса мер для увеличения обеспечения рыбой и морепродуктами населения края; созданием необходимых условий для устойчивого развития рыбного хозяйства края. Политика Правительства Хабаровского края в сфере воспроизводства, комплексного использования и охраны водных биологических ресурсов прибрежной зоны базируется на: развитии сырьевой базы на основе изучения и ввода в хозяйственный оборот дополнительного биоресурсного потенциала; развитии сырьевой базы на основе искусственного воспроизводства, усилении охраны путей миграции на естественные нерестилища, улучшении условий естественного воспроизводства и мелиорации; обеспечении ресурсами на долговременной основе стабильно работающих рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий; обеспечении рыбопромысловыми участками на конкурсной и долговременной основе стабильно работающих предприятий рыбной отрасли; развитии марикультуры и прудового рыбоводства; эффективном и комплексном использовании водных биологических ресурсов с учетом территориального размещения производительных сил, создания условий для устойчивого развития прибрежных районов края. IV. Стратегической целью политики Правительства Хабаровского края по развитию рыбного хозяйства является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса края на основе эффективного использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов, обеспечение населения края рыбной продукцией, а также социальное и экономическое развитие территорий, зависящих от прибрежного рыбного промысла Для решения поставленной цели необходимо обеспечить исполнение следующих задач: участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы рыбного хозяйства, с учетом разграничения функций, прав и ответственности между федеральными органами власти и Правительством Хабаровского края в области управления водными биологическими ресурсами; разработка и внедрение механизмов эффективного управления водными биологическими ресурсами и регулирования деятельности участников отношенийв сфере использования водных биологических ресурсов; развитие правовой базы для стимулирования инновационных и инвестиционных процессов; создание условий для эффективного использования сырья путем развития и увеличения степени переработки на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях, достижения баланса между возможностями прибрежного промысла и рыбоперерабатывающими мощностями на берегу; сохранение и совершенствование традиционных способов использования водных биологических ресурсов; содействие формированию рыночных механизмов и развитию конкуренции на внутреннем рынке рыбной продукции; формирование и развитие краевого оптового рыбного рынка с соответствующей инфраструктурой; расширение научных исследований и разработок в сфере использования водных биологических ресурсов, определение источников для их финансирования, совершенствование методов определения общих допустимых уловов; достижение баланса между существующими запасами водных биологических ресурсов и промысловыми мощностями; совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; расширение источников инвестиций для воспроизводства водных биологических ресурсов; постепенное восстановление ресурсного потенциала бассейна реки Амура и рек побережья Хабаровского края путем развития искусственного воспроизводства лососевых видов рыб и усиления их охраны; приоритетное развитие прибрежного рыболовства, марикультуры и прудовых хозяйств; разработка мер по поддержке судостроения и судоремонта промысловых судов в крае; разработка социальной стратегии в рыбохозяйственном комплексе края, обеспечивающей занятость населения прибрежных районов и коренных малочисленных народов Севера. V. Направления и этапы реализации Концепции Достижение поставленных целей в Концепции осуществляется по следующим приоритетным направлениям: совершенствование управления водными биологическими ресурсами; повышение эффективности использования водных биологических ресурсов; обеспечение рационального сочетания рыночных механизмов и административных методов воздействия в сфере воспроизводства, использования и охраны водных биологических ресурсов; организация и развитие прибрежного рыболовства, мари- и аквакультуры; увеличение и развитие береговых мощностей рыбопереработки для более полной переработки сырья, в том числе выловленного в режиме прибрежного рыболовства; создание условий для расширения работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов; совершенствование охраны водных биологических ресурсов. Первый этап 2003 2005 годы На данном этапе будет в основном создаваться нормативно-правовая база, охватывающая систему управления в рыбохозяйственной деятельности края, в соответствии с положениями Концепции и вноситься коррективы в существующую нормативно-правовую базу края в соответствии с разрабатываемыми Правительством Российской Федерации документами. Будет разрабатываться механизм государственного регулирования прибрежного рыболовства, механизм распределения промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, комплекс мер по совершенствованию деятельности и взаимодействию с федеральными органами по охране водных биологических ресурсов. Основными направлениями деятельности на этом этапе являются: разработка нормативно-правовой базы, регулирующей государственное управление рыбной отраслью края; формирование механизмов кредитования предприятий рыбного хозяйства края с учетом сезонности их работы; проведение паспортизации и инвентаризации предприятий рыбохозяйственного комплекса; создание эффективной и прозрачной системы распределения водных биологических ресурсов стабильно работающим предприятиям на долгосрочной основе; введение платы за пользование водными биологическими ресурсами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; создание условий и поддержка предприятий, развивающих собственную береговую рыбопереработку на территории края; развитие прибрежного рыболовства; воспроизводство ресурсной базы отрасли за счет полного использования имеющихся рыбоводных заводов и строительства новых за счет частного, смешанного и государственного финансирования; стимулирование развития марикультуры и товарного рыбоводства; разработка комплекса мер по расширению использования судоремонтных и судостроительных мощностей края для ремонта и строительства промыслового флота предприятиями рыбной отрасли; совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. Завершение первого этапа предполагает создание условий для выхода рыбного хозяйства из кризиса, формирование рыночных механизмов управления отраслью, создание эффективной системы распределения водных биологических ресурсов и позволит обеспечить увеличение по сравнению с ожидаемыми результатами 2003 года: объемов промышленного производства на 18 20 процентов; добычи рыбы и морепродуктов на 20 процентов; переработки сырья до 97 процентов и продукции высокой степени переработки 40 процентов; поступлений в бюджет края от деятельности отрасли, с учетом введения платы за ресурсы, до 400 410 млн. рублей. Второй этап 2005 2010 годы На втором этапе предполагается создать условия для развития рыбного хозяйства на основе увеличения прибрежных и океанических уловов, развития марикультуры и товарного рыбоводства, повышения инвестиционной привлекательности предприятий отрасли. Предполагается широко привлекать достижения рыбохозяйственной науки и научно-технического прогресса. Будут развиваться межрегиональные и международные интеграционные процессы. Основными направлениями деятельности на данном этапе будут: достижение баланса между ресурсной базой и мощностями рыбопромыслового флота; активизация работы рыбопромыслового флота края в зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана; увеличение объемов товарного выращивания водных биологических ресурсов; дальнейшее развитие оптовых рынков края и совершенствование форм реализации рыбных товаров; расширение сотрудничества с государствами АТР в области рыболовства и рыбоводства на взаимовыгодной основе; совершенствование мер государственной поддержки по строительству промысловых судов на судостроительных мощностях края. На втором этапе будут созданы условия для устойчивого расширенного функционированного рыбохозяйственного комплекса края на базе внутренних накоплений, привлечения заемных средств и инвестиций, что позволит: повысить в два раза, по сравнению с ожидаемыми результатами за 2003 год, эффективность использования водных биологических ресурсов; увеличить объемы вылова водных биологических ресурсов к 2010 году до 250 тыс. тонн и выпуск пищевой рыбной продукции до 180 тыс. тонн. VI. Меры по реализации основных направлений политики Правительства края В сфере совершенствования правового и нормативного регулирования: разграничение функций, полномочий и организация взаимодействия с Госкомрыболовством России в сфере управления, воспроизводства, использования и охраны водных биологических ресурсов; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на территории Хабаровского края; обеспечение соответствия нормативно-правовой базы на федеральном и краевом уровнях; совершенствование системы лицензирования права на пользование водными биологическими ресурсами и контроля за выполнением условий лицензий; обеспечение правовых гарантий по защите инвестиций; координация деятельности органов государственного контроля по пресечению правонарушений в сфере использования биологических ресурсов и применению санкций к нарушителям, создание передвижных оперативных групп и постов рыбоохраны, с участием силовых структур, на путях миграции и нерестилищах ценных видов рыб; создание условий для участия общественных организаций и граждан в осуществлении контроля за воспроизводством, использованием и охраной водных биологических ресурсов. В сфере управления использованием водных биологических ресурсов: обеспечение сырьевой базой рыбопромышленных предприятий на долговременной основе на срок не менее 5 лет; стимулирование предприятий, развивающих собственную рыбопереработку на территории края; создание условий по вылову и переработке новых видов водных биологических ресурсов, в том числе и малорентабельных; удовлетворение потребности экономики края и населения в водных биологических ресурсах и продукции из них; совершенствование государственного контроля за охраной и использованием водных биологических ресурсов; содействие работам по воспроизводству, мониторингу и охране водных биологических ресурсов; разработка и обеспечение реализации мер регулирования промысла лососевых видов рыб, обеспечивающих оптимальное заполнение естественных нерестилищ, и улучшения использования мощностей рыбоводных заводов; участие в разработке предложений по распределению между федеральным бюджетом и бюджетом Хабаровского края доходов от платы за предоставление права пользования водными биологическими ресурсами, а также затрат по воспроизводству и охране водных биологических ресурсов. В сфере совершенствования экономических и финансовых механизмов: стимулирование эффективного использования водных биологических ресурсов; совершенствование организационной структуры предприятий с привлечением инвестиций в сферу использования биологических ресурсов; создание условий для финансового обеспечения воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов; совершенствование системы учета и отчетности по использованию водных биологических ресурсов для проведения анализа эффективности использования водных биологических ресурсов; разработка и внедрение механизма предоставления права пользования водными биологическими ресурсами на долгосрочной основе; поддержка предпринимательства и предприятий малого и среднего бизнеса в сфере использования водных биологических ресурсов, особенно в развитии прибрежного рыболовства. В сфере научного обеспечения: расширение ресурсной базы рыбного хозяйства края за счет изучения и ввода в ОДУ новых видов прибрежных водных биологических ресурсов; привлечение к научному обеспечению управления, воспроизводства, использования и охраны водных биологических ресурсов специалистов различныхнаучно-исследовательских учреждений; обеспечение конкурсного размещения заказов на создание научно-технической продукции, обеспечивающей рыбопромышленный комплекс базой данных по отдельным видам и биоценозам водных биологических ресурсов для наращивания ресурсной базы. В сфере международного сотрудничества: привлечение инвестиций; информационный обмен в области реализации водных биологических ресурсов и новых технологий; содействие в обучении и стажировке специалистов. В сфере информационного обеспечения: формирование единой информационной политики; обеспечение гласности при решении вопросов по использованию, воспроизводству и охране водных биологических ресурсов; формирование и ведение информационных баз данных для создания кадастров водных биологических ресурсов. VII. Ожидаемые результаты Осуществление конкретных мероприятий по реализации основных направлений политики Правительства Хабаровского края и решению задач в сфере использования водных биологических ресурсов, изложенных в Концепции, а также на основе схем комплексного использования и охраны водных биологических ресурсов, схем охраны отдельных их видов или акваторий позволит: обеспечить эффективное использование водных биологических ресурсов; сформировать систему управления водными биологическими ресурсами, соответствующую условиям рыночной экономики; создать эффективные механизмы взаимодействия между государственными органами власти, органами местного самоуправления и пользователями водных биологических ресурсов по решению проблем по использованию водных биологических ресурсов; наполнить рынок края разнообразным и по доступным ценам ассортиментом рыбопродукции и увеличить потребление населением края рыбы и морепродуктов; оптимально распределить обязанности по изучению, воспроизводству и охране водных биологических ресурсов между государственными органами управления, органами охраны и воспроизводства и предпринимательским сектором; увеличить поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Намеченные пути развития рыбного хозяйства Хабаровского края в долгосрочной перспективе создадут реальные условия для роста промышленного производства, получения необходимых средств для воспроизводства основных фондов и осуществления эффективной производственной деятельности отрасли и позволят вывести отрасль на параметры устойчивого развития.