Постановление Правительства Хабаровского края от 20.11.2003 № 45-пр «Об утверждении Основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004-2006 годы»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Хабаровского края от 20.11.2003 № 45-пр «Об утверждении Основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004-2006 годы»
Дата подписания 2003-11-20
Номер 45-пр
Источники официального опубликования
  • Собрание законодательства Хабаровского края от 2003 г. , N 11
Статус действия Утратил силу

Текст

Утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 г. № 43-пр ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 45-пр 20 ноября 2003 г. г. Хабаровск Об утверждении Основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы В целях приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений на территории Хабаровского края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления и Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы (далее Основные направления и Мероприятия). 2. Рекомендовать территориальным органам исполнительной власти Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе принять участие в осуществлении Основных направлений и Мероприятий. 3. Поручить министерству финансов края (Кацуба А. С.) учитывать при подготовке бюджета на очередной год затраты на реализацию Мероприятий по исполнителям. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя краевой межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Кологорова Н. В. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. И. о. Председателя Правительства края В. А. Попов УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Хабаровского края от 20.11.2003 № 45-пр ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Основные направления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы (далее Основные направления) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" и распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21 апреля 2003 г. № 312-р "О создании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона Хабаровского края "О краевой целевой программе по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2004 2006 годы". Необходимость их подготовки и последующей реализации вызвана тем, что наркоситуация в крае характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств и сильнодействующих веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики края, правопорядку и общественной безопасности. В крае происходит увеличение количества зарегистрированных случаев впервые установленных диагнозов наркомании, при этом контингент зарегистрированных больных и состоящих под диспансерным наблюдением практически не меняется. Так, распространенность наркомании в расчете на 100 тыс. населения увеличилась с 283 человек в 2000 году до 319 в 2002 году. Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в крае в 5 раз, достигнув в 2002 году 3817 фактов. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как, по оценке экспертов, выявляется не более 10 15 процентов таких преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи и вовлечение в незаконный оборот наркотиков женщин, лиц без постоянного источника дохода. Так, в 2002 году на 0,5 процента увеличился удельный вес лиц в возрасте до 30 лет, привлеченных к ответственности за незаконный оборот наркотических средств, на 0,7 процента женщин, на 1,2 процента несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Особую обеспокоенность вызывает увеличение количества женщин (на 1 процент), лиц без постоянного источника дохода (на 5,7 процента), ранее совершавших преступления (на 11,6 процента), вовлеченных в сбыт наркотических средств и сильнодействующих веществ. Наиболее опасной тенденцией является возрастающее количество наркотиков, поступающих на территорию края из других регионов России. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия. В силу географических и климатических условий продолжает увеличиваться распространение на территории края наркотиков каннабисной группы, как произрастающих в крае, в 2002 году в крае выявлено 119 крупных очагов дикорастущей конопли общей площадью более 98 гектаров, так и поставляемых из соседних регионов Дальнего Востока (Амурская и Еврейская автономная области), также имеющих значительные площади произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений. Сложившееся положение явилось следствием: недостаточной межведомственной координации профилактики преступлений; недостаточной работы органов муниципальных образований городов и районов края по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками и уничтожения дикорастущих наркотикосодержащих растений; недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу нескоординированности мер организационного, социального, правового и медицинского характера, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения. Данные факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать углубление негативных тенденций развития криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков. В ближайшей перспективе возможны: дальнейшее развитие криминогенной ситуации в крае, связанной с незаконным оборотом наркотиков, путем вовлечения в него все более широких слоев населения, а также консолидацией преступных наркогруппировок как на территориальном, так и межрегиональном уровне; возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий противоправного потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде. Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержание контроля за легальным оборотом наркотиков в крае имеется. Правоохранительные органы накопили опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических и правовых условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных участниках преступных группировок, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе контрабандой. Практика реализации на территории края предыдущих (1997 1998, 1999 2000 и 2001 2003 годы) программных документов показала, что они являются эффективным инструментом решения комплексных проблем краевого уровня. Значительно повысилась организующая и координирующая роль краевой межведомственной комиссии в вопросах реализации программных документов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Проведены мероприятия по активизации работы в данном направлении районных и городских комиссий, которые созданы и работают в 19 муниципальных образованиях городов и районов края. Значительно активизировалась деятельность органов внутренних дел Хабаровского края по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и уничтожению очагов произрастания конопли. Возрос уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при проведении мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков. Повысилась эффективность и роль учреждений дополнительного образования детей, краевых средств массовой информации в профилактике наркомании. Наметилась стабильная тенденция реализации образовательных программ антинаркотической направленности учреждениями дополнительного образования детей края. По всей территории края приняты и утверждены межведомственные комплексные программы "Здоровье детей и подростков", "Будущее без наркотиков", "Профилактика преступности и правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ". Образовательные учреждения совместно с представителями органов здравоохранения, органов внутренних дел организуют консультативную помощь для родителей и детей по здоровому образу жизни. Телевизионными и радиоканалами постоянно осуществляется информационная поддержка акций, мероприятий, противодействующих распространению наркомании. Комитетом по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края объявлен конкурс средств массовой информации края на лучшее освещение антинаркотической темы. Координирующими органами по досуговой занятости молодежи стали комитеты и отделы по молодежной политике муниципальных образований Хабаровского края. В целях расширения сети молодежных социальных служб созданы и работают муниципальные учреждения медико-педагогические, молодежные информационные, кризисные центры. Проводились мероприятия по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. Улучшилась ситуация с укомплектованием вакантных должностей врачей-психиатров, для лечения больных наркотической зависимостью организована медико-социальная реабилитация. Вместе с тем в Хабаровском крае отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические средства, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление тяжелых видов наркотиков, в процесс употребления наркотиков вовлекаются все более широкие слои населения. Имеются нерешенные проблемы в организации наркологической медицинской помощи населению. Учитывая, что имеется тенденция увеличения количества лиц, получающих анонимное лечение, то количество больных, состоящих на учете, не отражает реальное число лиц, обратившихся за лечением. Анонимность лечения больных наркоманией имеет серьезные социальные последствия (получение права на оружие, вождение автомобиля и т. д.) и вызывает тревогу у правоохранительных органов. По-прежнему на ситуацию с оказанием наркологической помощи оказывают влияние уже известные факторы несовершенство законодательства в части добровольного лечения и врачебного наблюдения, отсутствие достоверных статистических данных о работе частных наркологических кабинетов и клиник. При значительном количестве профессионально подготовленных педагогических кадров не отлажена система формирования у школьников негативного отношения к наркотикам, рассчитанная на весь период обучения, начиная с младших классов. Основные направления подготовлены с учетом концептуальных положений федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 2004 годы", предложений органов исполнительной власти и муниципальных образований Хабаровского края, территориальных федеральных органов власти. Планируемые Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществнедостаточной работы органов муниципальных образований городов и районов края по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками и уничтожения дикорастущих наркотикосодержащих растений; недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу нескоординированности мер организационного, социального, правового и медицинского характера, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения. Данные факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать углубление негативных тенденций развития криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков. В ближайшей перспективе возможны: дальнейшее развитие криминогенной ситуации в крае, связанной с незаконным оборотом наркотиков, путем вовлечения в него все более широких слоев населения, а также консолидацией преступных наркогруппировок как на территориальном, так и межрегиональном уровне; возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий противоправного потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде. Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержание контроля за легальным оборотом наркотиков в крае имеется. Правоохранительные органы накопили опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических и правовых условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных участниках преступных группировок, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе контрабандой. Практика реализации на территории края предыдущих (1997 1998, 1999 2000 и 2001 2003 годы) программных документов показала, что они являются эффективным инструментом решения комплексных проблем краевого уровня. Значительно повысилась организующая и координирующая роль краевой межведомственной комиссии в вопросах реализации программных документов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Проведены мероприятия по активизации работы в данном направлении районных и городских комиссий, которые созданы и работают в 19 муниципальных образованиях городов и районов края. Значительно активизировалась деятельность органов внутренних дел Хабаровского края по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и уничтожению очагов произрастания конопли. Возрос уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при проведении мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков. Повысилась эффективность и роль учреждений дополнительного образования детей, краевых средств массовой информации в профилактике наркомании. Наметилась стабильная тенденция реализации образовательных программ антинаркотической направленности учреждениями дополнительного образования детей края. По всей территории края приняты и утверждены межведомственные комплексные программы "Здоровье детей и подростков", "Будущее без наркотиков", "Профилактика преступности и правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ". Образовательные учреждения совместно с представителями органов здравоохранения, органов внутренних дел организуют консультативную помощь для родителей и детей по здоровому образу жизни. Телевизионными и радиоканалами постоянно осуществляется информационная поддержка акций, мероприятий, противодействующих распространению наркомании. Комитетом по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края объявлен конкурс средств массовой информации края на лучшее освещение антинаркотической темы. Координирующими органами по досуговой занятости молодежи стали комитеты и отделы по молодежной политике муниципальных образований Хабаровского края. В целях расширения сети молодежных социальных служб созданы и работают муниципальные учреждения медико-педагогические, молодежные информационные, кризисные центры. Проводились мероприятия по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. Улучшилась ситуация с укомплектованием вакантных должностей врачей-психиатров, для лечения больных наркотической зависимостью организована медико-социальная реабилитация. Вместе с тем в Хабаровском крае отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические средства, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление тяжелых видов наркотиков, в процесс употребления наркотиков вовлекаются все более широкие слои населения. Имеются нерешенные проблемы в организации наркологической медицинской помощи населению. Учитывая, что имеется тенденция увеличения количества лиц, получающих анонимное лечение, то количество больных, состоящих на учете, не отражает реальное число лиц, обратившихся за лечением. Анонимность лечения больных наркоманией имеет серьезные социальные последствия (получение права на оружие, вождение автомобиля и т. д.) и вызывает тревогу у правоохранительных органов. По-прежнему на ситуацию с оказанием наркологической помощи оказывают влияние уже известные факторы несовершенство законодательства в части добровольного лечения и врачебного наблюдения, отсутствие достоверных статистических данных о работе частных наркологических кабинетов и клиник. При значительном количестве профессионально подготовленных педагогических кадров не отлажена система формирования у школьников негативного отношения к наркотикам, рассчитанная на весь период обучения, начиная с младших классов. Основные направления подготовлены с учетом концептуальных положений федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 2004 годы", предложений органов исполнительной власти и муниципальных образований Хабаровского края, территориальных федеральных органов власти. Планируемые Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществи злоупотреблению ими на 2004 2006 годы (далее Мероприятия) соответствуют положениям Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и других нормативных правовых актов. Приоритетным направлением Основных направлений является безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, и она носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих органов исполнительной власти и должна решаться программно-целевыми методами. Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривает проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера. Вместе с тем и растягивать реализацию Основных направлений на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности динамики развития наркоситуации, необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Основные направления рассчитаны на более оптимальный трехгодичный срок с последующей возможной пролонгацией или разработкой новых Основных направлений. Основные направления предусматривают осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности, особенно в подростковой и молодежной среде, формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими, выявление и уничтожение очагов произрастания наркотикосодержащих растений, совершенствование наркологической помощи населению. Выполнение Мероприятий Основных направлений требует концентрации усилий органов власти всех уровней, привлечения негосударственных структур, общественных объединений, отдельных граждан, то есть требует организации целенаправленного межведомственного взаимодействия. 2. Цель, задачи и сроки реализации Основных направлений Целью разработанных Основных направлений является снижение уровня наркотизации на территории Хабаровского края. Основные направления рассчитаны на 2004 2006 годы и предполагают решение следующих задач: создание общекраевой системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений; усиление антинаркотической пропаганды; обеспечение мониторинга распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков; формирование негативного общественного отношения к употреблению наркотиков; укрепление межведомственного взаимодействия правоохранительных органов; проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот; совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией; практическое применение методики проведения антинаркотической профилактической работы по месту жительства, создание молодежных клубов антинаркотической направленности; внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией; совершенствование системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании. 3. Финансовое обеспечение Основных направлений Мероприятия Основных направлений финансируются из краевого бюджета за счет средств, предусмотренных на основную деятельность соответствующих министерств и ведомств. На реализацию Основных направлений в течение 2004 2006 годов из средств краевого бюджета потребуется 20197,3 тыс. рублей, в том числе: 2004 год 10572,3 тыс. рублей; 2005 год 3915 тыс. рублей; 2006 год 5710 тыс. рублей. По разделам Мероприятий Основных направлений: Раздел 1. Организационные мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Всего 120 тыс. рублей по годам: 2004 год 40 тыс. рублей; 2005 год 40 тыс. рублей; 2006 год 40 тыс. рублей. Раздел 2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами. Всего 7897,3 тыс. рублей по годам: 2004 год 2732,3 тыс. рублей; 2005 год 1785 тыс. рублей; 2006 год 3380 тыс. рублей. Раздел 6. Укрепление материально-технической базы органов здравоохранения и правоохранительных органов. Всего 12180 тыс. рублей по годам: 2004 год 7,8 млн. рублей; 2005 год 2,09 млн. рублей; 2006 год 2,29 млн. рублей. По ведомствам основным исполнителям: 1) Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края 10882,5 тыс. рублей (3497,5 тыс. рублей + 2795 тыс. рублей + 4590 тыс. рублей). 2) Министерство здравоохранения края 8,58 млн. рублей (6,8 млн. рублей + 0,89 млн. рублей + 0,89 млн. рублей). 3) Комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства Хабаровского края 585 тыс. рублей (195 тыс. рублей + 195 тыс. рублей + 195 тыс. рублей). 4. Министерство образования края 149,8 тыс. рублей (79,8 тыс. рублей + 35 тыс. рублей + 35 тыс. рублей). 4. Организация контроля за исполнением Основных направлений Общий контроль за исполнением Основных направлений осуществляет краевая межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Текущий контроль за реализацией Основных направлений осуществляет Управление Госнаркоконтроля России по Хабаровскому краю. 5. Механизм реализации Основных направлений Порядок реализации Основных направлений утверждается Губернатором Хабаровского края. Координирует подготовку порядка реализации Основных направлений Управление Госнаркоконтроля России по Хабаровскому краю. Органы местного самоуправления городов и районов края принимают участие в исполнении Основных направлений. 6. Ожидаемые конечные результаты реализации Основных направлений Своевременное осуществление мониторинга фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков, связанных с этим потерь общества. Приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества. Уменьшение темпов потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитация больных наркоманией, снижение уровня вовлечения финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономику и общественно-политическую жизнь в крае. Создание центров реабилитации для детей и подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, обеспечение физкультурно-профилактической работы среди молодежи и подростков. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к ним лиц, с дальнейшей ее интеграцией в межрегиональную систему.