Постановление Правительства Хабаровского края от 24.11.2003 № 49-пр «Об основных направлениях социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Хабаровского края от 24.11.2003 № 49-пр «Об основных направлениях социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года»
Дата подписания 2003-11-24
Номер 49-пр
Источники официального опубликования
  • Собрание законодательства Хабаровского края от 2003 г. , N 11
Статус действия Действует без изменений

Текст

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 49-пр 24 ноября 2003 г. г. Хабаровск Об Основных направлениях социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и повышения эффективности агропромышленного производства края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года (далее Основные направления). 2. Министерству сельского хозяйства края (Кологоров Н. В.), отраслевым министерствам края и иным органам исполнительной власти края во взаимодействии с главами муниципальных образований городов и районов края, руководителями сельскохозяйственных предприятий и организаций всех форм собственности обеспечить реализацию Основных направлений. 3. Ежегодно до 1 февраля министерству сельского хозяйства края совместно с Хабаровским краевым комитетом государственной статистики (Боровик Г. С.) и с участием заинтересованных министерств, комитетов и органов местного самоуправления представлять Губернатору Хабаровского края доклад о ходе реализации Основных направлений за прошедший год. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Попова В. А. и заместителя Председателя Правительства края министра сельского хозяйства Кологорова Н. В. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. И. о. Председателя Правительства края В. А. Попов УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Хабаровского края от 24.11.2003 № 49-пр Основные направления социального развития села в Хабаровском крае до 2010 года (далее Основные направления) 1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения Следствием воздействия различных противоречивых направлений социальной политики за последнее десятилетие стал спад сельскохозяйственного производства. Резко обострилась социально-экономическая ситуация на селе. Кризис в экономике привел к спаду инвестиционной активности. При этом темпы сокращения капитальных вложений в социальную сферу села значительно опережали соответствующий показатель по экономике в целом. В результате недостаточного инвестирования среднегодовой ввод в действие объектов социальной инфраструктуры в Хабаровском крае сократился. В 2002 году было введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования 136,2 тыс. м2 общей площади, из них всего 12 процентов строилось в сельской местности. Средняя обеспеченность населения жильем в сельской местности Хабаровского края в 2002 году была значительно меньше, чем в городе: 15,5 м2 общей площади на одного сельского жителя против 19,2 м2 на одного городского. По городам и районам Хабаровского края размах вариации обеспеченности сельского населения жильем в 2002 году достигал от 10,4 м2 в Ванинском районе до 32,1 м2 в Советско-Гаванском районе (разница минимального и максимального показателя составила 21,7 м2 общей площади на 1 сельского жителя). При общем сокращении объемов строительства в крае наблюдается увеличение объемов индивидуального строительства. Если в 1990 году на индивидуальное строительство в сельской местности приходилось 2,2 процента, в 1995 году этот показатель составлял уже 40,9 процента, то в 2002 году он был равен 50,4 процента. В процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий наряду с изменениями производственных отношений постепенно функции, связанные с содержанием и эксплуатацией объектов социальной сферы, передаются в органы местного самоуправления. В настоящее время в сельской местности края практически весь социальный фонд передан с балансов предприятий органам местного самоуправления. Однако объекты, оставшиеся на балансах сельскохозяйственных предприятий, используются, как правило, не по назначению. Анализ состояния, развития социальной и инженерной инфраструктуры села, формирующих уровень и условия жизни сельских жителей, выявил значительное отставание от уровня жизни горожан. По состоянию на 1 января 2003 г. сельский жилищный фонд насчитывал 4647,1 тыс. м2 (или 16,7 процента от общего жилищного фонда края). Сельский жилищный фонд состоит на 49,8 процента из частных домов, практически не имеющих благоустройства. В сельском жилищном фонде края большой удельный вес жилья не удовлетворяет потребности населения не только по площади, но и по качественным характеристикам. Большая дифференциация уровня благоустройства жилого фонда наблюдается между городскими и сельскими территориями Хабаровского края. В сельской местности края 61 процент всех квартир (домов) не имеют водопровода и канализации. Большой удельный вес жилого фонда содержится сельскохозяйственными предприятиями края. Передача его идет крайне медленно из-за его большой изношенности. Значительный процент жилья не соответствует нормам инженерного обустройства. Сельские школы являются одним из основных факторов социального развития села, обеспечения трудовыми ресурсами, механизмом реального воздействия на молодое поколение, ответственности наряду с семьей за удержание и развитие необходимых цивилизованных характеристик человека. Сеть сельских школ в системе общего образования Хабаровского края сохраняется и насчитывает 241 единицу, что составляет 48,6 процента от общего количества общеобразовательных учреждений. В них обучаются 41,2 тыс. учащихся (21,6 процента от общей численности учащихся края). Несмотря на принимаемые Правительством Хабаровского края меры, в сельских школах все еще не созданы полноценные условия для освоения учащимися образовательных программ, в том числе профильного обучения на старшей ступени, дополнительного образования, подготовки выпускников к активной трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. Требует совершенствования непрерывное педагогическое образование, трудоустройство и закрепление на селе молодых специалистов. Важнейшей проблемой является устаревшая материально-техническая база учреждений образования, в условиях которой сельская школа не может дать молодежи необходимый уровень качества образования, что уменьшает конкурентоспособность ее выпускников на рынке труда. Из 228 сельских школ, находящихся на балансе органов управления образованием, 59 (26 процентов) построены более 40 лет назад, только 40 процентов имеют все виды благоустройства, 78 процентов центральное отопление, 52 процента водопровод, 44 процента канализацию. Почти 30 процентов сельских общеобразовательных учреждений располагаются в приспособленных зданиях и не отвечают действующим санитарным нормам и правилам, 14 школ находятся в аварийном состоянии. Кроме того, 60 школ (26 процентов) не имеют спортивных залов и мастерских. Дефицит школьных комплектов мебели в сельских школах составляет 33 процента, классных досок 30 процентов, более 50 процентов осветительного оборудования требует замены. Особое значение в условиях модернизации образования приобретает решение проблемы обеспечения сельских школ края компьютерной техникой. Несмотря на адресные централизованные поставки последних лет, в каждой средней сельской школе имеется только один-три компьютера, что значительно ниже уровня обеспечения компьютерной техникой городских школ и ограничивает доступ сельских школьников к современным образовательным информационным ресурсам, не позволяет использовать информационные технологии в образовательном процессе. Не полностью решены проблемы организации подвоза детей из сел, не имеющих образовательных учреждений (таких в крае насчитывается 140), к месту обучения и обратно, режим которого нарушается из-за недостаточной обеспеченности транспортом, средствами на приобретение горюче-смазочных материалов и ремонт транспортных средств. Это негативно отражается на доступности общего и дополнительного образования для сельских школьников. Сеть учреждений дошкольного образования в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась с 328 до 193. Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием в сельской местности составляет 45 процентов, что значительно ниже краевого показателя (на 1 января 2003 г. 57,3 процента). Основными причинами сложившейся ситуации является низкая платежеспособность сельского населения, отсутствие в ряде сел детских садов (дошкольных групп в образовательных учреждениях других видов). Сложной остается проблема медицинского обслуживания сельского населения. Уменьшается обеспеченность объектами здравоохранения, количество высококвалифицированных медицинских работников. Переход на страховую медицину усугубляет проблему недоступности ряда квалифицированных услуг медицинской помощи для сельских жителей. Страховая медицина не решает и проблему организации массовых предупредительно-профилактических мер. В крае сохраняется проблема поддержания в рабочем состоянии основных фондов сельских муниципальных учреждений здравоохранения, обновления медицинского оборудования в крупных специализированных больницах, износ которого составляет в среднем 50 процентов. В 2002 году в крае 12 зданий учреждений здравоохранения находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 11 нуждаются в реконструкции и столько же в капитальном ремонте. Остро стоит проблема с укомплектованием врачебными кадрами сельских территорий Хабаровского края, где обеспеченность врачами в два раза ниже краевых показателей. Проблема здоровья жителей дальневосточного села выдвинулась в число основных проблем социального характера. Свертывание учреждений здравоохранения, реструктуризация, уменьшение строительства за десятилетний период отражаются на здоровье и продолжительности жизни сельского населения. Смертность сельского населения в 2002 году по сравнению с 1997 годом возросла на 19,5 процента. В 2002 году физкультурой и спортом в 323 коллективах занимались 23 тыс. человек. Обеспеченность сельских жителей спортивными залами и площадками составляет 30 процентов. Продолжает уменьшаться сеть клубных учреждений, их количество сократилось с 381 в 1990 году до 238 в 2002 году, или на 37,5 процента, а их вместимость снизилась на 39,4 процента и составила 8,3 места на 10 тыс. жителей. Материально-техническое состояние большинства сельских клубов признано неудовлетворительным. На селе значительно сократились объемы капитального строительства. Отсутствие капитальных вложений, крайне ограниченное выделение бюджетных средств и высокие процентные ставки банковских кредитов привели к замораживанию строительства на селе, катастрофическому финансовому положению подрядных строительных и проектных организаций. Общая протяженность коммунальных воздушных линий электропередачи по сельским населенным пунктам Хабаровского края составляет 3,5 тыс. км. Износ электрических сетей достигает 70 75 процентов. В селах края установлено 890 штук трансформаторных подстанций 10-6/038 кВ, износ которых составляет 65 70 процентов. Энергосистемы 82 сел являются автономными, электроснабжение осуществляется от дизельных электростанций. Как результат длительной эксплуатации, значительного износа и аварийности часто имеют место случаи полного отключения электропитания. В Хабаровском крае в сельской местности эксплуатируется 50 систем централизованного водоснабжения и 47 систем канализации, в том числе 513 км водопроводных и 283 км канализационных сетей, 30 очистных сооружений. В водопроводную сеть подается около 17 тыс. куб. м воды в сутки, отводится 17 тыс. куб. м стоков. Большинство систем водоснабжения и канализации имеют высокую степень износа, нуждаются в реконструкции и в полном восстановлении. Состояние сельской дорожно-транспортной сети не соответствует требованиям и растущим потребностям современности, является сдерживающим фактором в развитии рыночных интеграционных процессов, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, следовательно, и комплексное развитие села. Сегодня около половины дорог с твердым покрытием требуют ремонта и значительных дополнительных затрат на восстановление. Основной парк коммутационного оборудования сельской связи это электромеханические, морально и физически устаревшие станции типа АТСК 50/200 и АТСК 100/2000. Общая монтированная емкость сельских АТС составляет 39,9 тыс. номеров. Плотность телефонизации сельского населения на начало 2003 года составляла 33,7 номера на каждые 100 семей, 53,4 процента абонентов сельских телефонных станций не имеют выхода на междугородную автоматическую телефонную сеть. Не имели ни одного телефона 32,4 процента сельских населенных пунктов и 19,2 процента объектов социальной сферы, расположенных на селе. Сельские жители не имеют широкого доступа к услугам телевизионного и радиовещания. Три программы телевидения могут смотреть только 51 процент сельского населения, четыре 33 процентов. Радиовещательные государственные программы "Радио России" могут слушать 96 процентов сельского населения, "Маяк" 67,5 процента, "Юность" 32 процента, коммерческие программы 62 процента. В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе существенно сократилась. Практически не осталось предприятий общественного питания, прекратила функционировать сеть предприятий бытового обслуживания. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. По данным переписи 2002 года сельское население края составило 279 тыс. человек, что на 38 тыс. человек меньше чем было по переписи 1989 года. Естественная убыль сельского населения с 1993 по 2002 год составила 5,9 тыс. человек и увеличилась в 2002 году в два раза по сравнению с 1995 годом. Продолжительность жизни снизилась до 61,7 года, против 63,4 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30 39 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Настораживает сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста с 28,8 процента до 23 процентов и увеличение возрастной группы старше трудоспособного возраста с 12,3 процента до 13,7 процента. В целом по краю доля населения в трудоспособном возрасте на протяжении шести лет остается неизменной, хотя в 10 из 17 районов края оно сокращалось. Практически в половине районов увеличивается доля лиц старших возрастов. Неблагоприятная воспроизводственная структура сельского населения дополняется несоответствием возрастного состава мужчин и женщин. В целом в сельской территории края проживает 50,1 процента мужчин и 49,9 процента женщин, в трудоспособном возрасте разница составляет 3,5 тыс. человек. Эта диспропорция полов следствие миграции в города преимущественно молодых женщин. В 2002 году в населении моложе трудоспособного возраста доля женщин составляла 46,3 процента, в группе населения старше трудоспособного возраста на долю женщин приходится 66 процентов. Уровень занятости трудоспособного сельского населения в 2002 году составлял менее 50 процентов. Численность работников сельскохозяйственных предприятий уменьшилась с 1993 по 2002 год на 4,9 тыс. человек (15 процентов) и на начало 2003 года составила 28 тыс. человек. Анализ состава кадров предприятий по возрасту не внушает оптимизма . Из двадцати хозяйств только в пяти доля машинистов-трактористов в возрасте до 30 лет превышает 30 процентов: краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Киинское" 52 процента, краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Лазовское" 46, государственное опытно-производственное хозяйство "Восточное" 33, государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Лермонтовское" 41, государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Индустриальное" 43. В животноводстве согласно нормативу в основном составе бригады по обслуживанию 400 голов коров при плановом удое 3320 кг на фуражную корову должно быть 12 доярок. В крае нормативу надоя отвечают только два хозяйства: государственное опытно-производственное хозяйство "Восточное" и краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Хорское". Во многом такое положение объясняется низкой заработной платой работников сельского хозяйства. В 2002 году среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составляла 3642 рубля или 64 процента к обще краевому уровню заработной платы. Отсутствие преемственности поколений может сказаться уже в ближайшее время. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватно новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Таким образом, необходимость разработки долгосрочных основных направлений социального развития села в Хабаровском крае обусловлена: 1. Социально-политической остротой проблемы. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства края необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала. 2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и краевом уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей. 3. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Основных направлений Основные направления предполагают следующие цели: развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики; создание организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления. Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач: стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояние здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; активизация культурной деятельности на селе; повышение уровня и качества электро, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Основных направлениях задачи будут решаться путем формирования условий для само достаточного развития сельских муниципальных образований, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований. Пути решения намеченных задач: приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и местном уровнях; разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, строительства жилья "под ключ", снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур. 3. Система мероприятий Основные направления включают инвестиционные мероприятия, финансирование которых предполагается за счет средств федерального бюджета, бюджета края и внебюджетных источников. Реализация этих мероприятий должна обеспечить поддержание определенного уровня воспроизводства сельского населения с учетом перспективного развития сельских территорий края. 3. 1. Развитие жилищного строительства в сельской местности За период реализации Основных направлений 2004 2010 гг. в крае планируется ввести 48,1 тыс. м2 жилых домов согласно приложению 1 к Основным направлениям. Средства федерального и краевого бюджетов выделяются на безвозвратной основе на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Потребность в финансовом обеспечении составляет 519,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 155,8 млн. рублей; средств краевого бюджета 207,7 млн. рублей; муниципальных бюджетов 40,1 млн. рублей; внебюджетных источников 115,7 млн. рублей. Выполнение мероприятий позволит: улучшить жилищные условия 633 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования. 3. 2. Развитие сети общеобразовательных учреждений Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места жительства, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в учреждения профессионального образования осуществляются следующие мероприятия: последовательное улучшение условий для обучающихся (воспитанников) через строительство новых объектов сферы образования, капитальные ремонты, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в сельской местности; более полное удовлетворение образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах; достижение качественно нового образования учащихся сельских школ через обновление содержания общего образования, вариативное образование с учетом сельского социума, профилизации старшей ступени обучения; внедрения в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий; создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности; реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения. В течение 2004 2010 годов необходимо ввести в эксплуатацию 16 образовательных учреждений согласно приложению 2 к Основным направлениям. Потребность в финансовом обеспечении составляет 590,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 4 млн. рублей, краевого бюджета 586,7 млн. рублей. В сфере образования будет сохранено 574 рабочих места и создано дополнительно 95 рабочих мест. Выполнение данных мероприятий позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями, обеспечить доступность образования на селе, повысить его качество. 3. 3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности Основные направления предусматривают реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи: укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики; совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики; обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения; совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи. В области физической культуры и спорта Основными направлениями предусмотрено создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий; создание за счет средств бюджета края и внебюджетных источников материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Потребность в финансовом обеспечении составляет 139,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 5,5 млн. рублей, средств краевого бюджета 53,9 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований 80 млн. рублей согласно приложению 3 к Основным направлениям. В сфере сельского здравоохранения будет сохранено 311 рабочих места и создано 376 рабочих мест. 3. 4. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям. В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия: повышение уровня обеспеченности учреждений культуры в сельской местности; привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры; возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований; сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора; сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села; улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок. Реализация мероприятий согласно приложению № 4 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию. Потребность в финансовом обеспечении составит 271,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 12 млн. рублей, краевого бюджета 232,9 млн. рублей, внебюджетных источников 26,6 млн. рублей. В результате развития сельских учреждений культуры будет сохранено 934 рабочих места и создано 551 рабочее место. 3. 5. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности В разделе предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в сельских муниципальных образованиях и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства. Основные направления предусматривают следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности: развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения, финансирование предполагается за счет внебюджетных источников; организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений; расширение сети предприятий общественного питания. Реализация мероприятий согласно приложению 5 к Основным направлениям позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг. Потребность в финансовом обеспечении за счет средств внебюджетных источников составит 72,2 млн. рублей. Будет сохранено 51 рабочее место и создано 473 новых рабочих мест. 3. 6. Развитие электрических сетей в сельской местности Сельская электрификация, обеспечивающая электромеханизацию производства и развитие социально-бытовой сферы села, оказывает прямое влияние на экономику сельскохозяйственного сектора и условия жизни сельского населения, являясь базой функционирования всех его отраслей. Создание комфортных социально-бытовых условий на селе требует решения задач создания и реализации эффективных электрифицированных технологий, новых технических средств для использования в сельскохозяйственном производстве, личном приусадебном хозяйстве и быту согласно приложению 6 к Основным направлениям. Потребность в финансовом обеспечении составляет 47,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 6,9 млн. рублей, средств краевого бюджета 21,9 млн. рублей, внебюджетных источников 19 млн. рублей. 3. 7. Развитие газификации в сельской местности Основные направления предусматривают следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществить строительство распределительных газовых сетей; повысить уровень газификации жилого фонда. Выполнение мероприятий согласно приложению 7 к Основным направлениям позволит улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Реализация мероприятий позволит создать дополнительно 155 рабочих мест. Потребность в финансовом обеспечении составляет 178,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 44,4 млн. рублей; средств краевого бюджета 71,6 млн. рублей; внебюджетных источников 62,3 млн. рублей. 3. 8. Развитие водоснабжения в сельской местности Реализация мероприятий согласно приложению 8 к Основным направлениям будет способствовать обеспечению сельского населения ряда населенных пунктов, испытывающих дефицит водоснабжения, питьевой водой в достаточном количестве, улучшит санитарную и экологическую обстановку. Предусматривается построить и реконструировать 28,4 км водопроводных сетей в 8 населенных пунктах, восстановить и построить 14 станций обезжелезивания и 4 станции очистки стоков в 8 населенных пунктах, обустроить 3 зоны санитарной охраны на водозаборах 3 населенных пунктов. Потребность в финансовом обеспечении составляет 220,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 15,2 млн. рублей; средств краевого бюджета 184,2 млн. рублей; внебюджетных источников 20,8 млн. рублей. 3. 9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами согласно приложению 9 к Основным направлениям. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия: строительство и эксплуатация сетей телефонной связи, позволяющих снизить удельные затраты; разработка программы поэтапной замены морально устаревших АТС на электронные; улучшение методов, форм эксплуатации и развития сетей телефонной связи. Приведение в нормативное состояние сетей сельской телефонной связи позволит улучшить жизненные условия населения, создаст новые рабочие места, повысит уровень комфортности сельского быта. Потребность в финансовом обеспечении составляет 252,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 13,6 млн. рублей; средств краевого бюджета 46,7 млн. рублей; внебюджетных источников 195,8 млн. рублей. Реализация намеченных задач позволит улучшить обеспеченность сельского населения телефонной связью. 3. 10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности Основными направлениями предусматривается развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием сельской местности, обеспечивающей связь населенных пунктов с центрами сельских администраций хозяйств, а также завершение приемки дорог, связывающих населенные пункты в сеть дорог общего пользования, и обеспечение их эксплуатации. Потребность в финансовом обеспечении составляет 465 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 232,5 млн. рублей, средств краевого бюджета 232,5 млн. рублей. Будут приведены в нормативное состояние для приемки в сеть автомобильных дорог общего пользования сельские автомобильные дороги протяженностью 180 км согласно приложению 10 к Основным направлениям. 4. Ресурсное обеспечение Основных направлений При разработке стратегии ресурсного обеспечения Основных направлений учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Основных направлений, включая сельское население. Потребность в финансовом обеспечении в 2004 2010 годах согласно приложению 11 к Основным направлениям составляет 2751,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 484,4 млн. рублей (17,6 процента от общей потребности финансирования), средств краевого бюджета 1634,6 млн. рублей (59,4 процента от общей потребности финансирования), муниципальных бюджетов 120,1 млн. рублей (4,4 процента от общей потребности финансирования) и внебюджетных источников 512,4 млн. рублей (18,6 процента от общей потребности финансирования). Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень строительной готовности. Объемы бюджетного финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального и краевого бюджетов. 5. Механизм реализации Основных направлений Реализация Основных направлений осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Хабаровского края и органов местного самоуправления. Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка органов исполнительной власти Хабаровского края на реализацию мероприятий Основных направлений, а также заключение Правительством Хабаровского края ежегодных соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 6. Организационное обеспечение выполнения Основных направлений Общее управление реализацией Основных направлений осуществляет министерство сельского хозяйства края. Ежегодно министерство сельского хозяйства края совместно с Хабаровским краевым комитетом государственной статистики с участием заинтересованных министерств, комитетов и органов местного самоуправления подготавливает и до 1 февраля представляет Губернатору Хабаровского края доклад о ходе реализации Основных направлений за прошедший год. Министерство сельского хозяйства края: обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, выполнению соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о финансировании мероприятий за счет средств бюджетов края и внебюджетных источников; осуществляет взаимодействие с заказчиками, ответственными за выполнение мероприятий. 7. Оценка эффективности реализации Основных направлений В результате реализации Основных направлений предусматривается создание организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового и бытового обслуживания сельского населения. Более 600 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности. В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения и создания дополнительных рабочих мест, получения сельским населением дополнительных доходов. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного квалифицированного кадрового потенциала. Реализация Основных направлений будет иметь благоприятные экологические последствия.