Закон Хабаровского края от 31.03.2004 № 173 «Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края»

Справка

Тип Закон
Полное название Закон Хабаровского края от 31.03.2004 № 173 «Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края»
Дата подписания 2004-03-31
Номер 173
Источники официального опубликования
  • Собрание законодательства Хабаровского края от 2004 г. , N 3
Статус действия Утратил силу

Текст

Утратил силу - Закон Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 ЗАКОН № 173 31 марта 2004 г. г. Хабаровск Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края (В редакции Закона Хабаровского края от 27.10.2004 г. № 219) Настоящий закон направлен на повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан, проживающих в жилищном фонде всех форм собственности, и защиту их прав на территории Хабаровского края (далее край). Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие основные понятия: исполнитель жилищно-коммунальных услуг (далее исполнитель) организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд или объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление гражданину жилищно-коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, индивидуальные предприниматели, уполномоченные исполнять функции исполнителя для граждан, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; предприятия, индивидуальные предприниматели, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в частном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, в том числе заключение договоров на обслуживание, а также обеспечение жилищно-коммунальными услугами граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в общей собственности; жилищно-коммунальные услуги действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче гражданам электрической энергии, газа, тепловой энергии, холодной и горячей воды; виды жилищно-коммунальных услуг: к жилищным услугам относятся услуги общественного потребления, а именно: капитальный и текущий ремонт жилого дома, его конструктивных элементов и мест общего пользования (кровля, стены, фундаменты, межпанельные швы, подъезды, чердаки, подвалы и т.д.); бесперебойная работа лифтового оборудования; содержание мусоропроводов; ремонт печей в неблагоустроенном жилищном фонде; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; бесперебойная работа электрических плит; содержание мест общего пользования жилых домов и придомовой территории; к коммунальным услугам относятся услуги индивидуального (семейного) потребления, оказываемые гражданину непосредственно в жилом помещении, а именно: теплоснабжение (отопление); горячее водоснабжение; газоснабжение; электроснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение (канализация) и другие услуги; стандарт жилищно-коммунальных услуг (далее стандарт) государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству жилищно-коммунальных услуг; государственная жилищная инспекция Правительства края орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соблюдением требований стандарта, нормативного уровня и режима обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами на территории края; жилищный фонд совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания; сохранность жилищного фонда состояние жилищного фонда в соответствии с действующими нормативами в течение установленного срока эксплуатации; собственник жилья субъект, имеющий правоустанавливающий документ на владение, пользование и распоряжение жилым помещением; льготы предоставление гражданам преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей либо облегчение условий их выполнения; квартира жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат и имеющее отдельный вход; жилое помещение жилой дом, квартира, часть жилого дома, квартиры (комната), отвечающие санитарным и техническим требованиям и предназначенные для постоянного проживания; норматив потребления коммунальных услуг установленный органом местного самоуправления объективно необходимый объем предоставляемыхкоммунальных услуг соответствующего качества, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность граждан и населенного пункта в целом; наниматель гражданин, владеющий, пользующийся и в пределах, определенных законом или договором, распоряжающийся жилым помещением на основе договора найма жилого помещения; управляющая организация организация, уполномоченная собственниками, объединениями собственников жилищного фонда выполнять работы по управлению жилищным фондом, организации его эксплуатации и ремонта, обеспечению жилищно-коммунальными услугами; товарищество собственников жилья некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Статья 2. Цели и задачи краевого государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства Краевое государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить качественное и разнообразное предоставление услуг населению края при снижении затрат на их производство и предоставление, повышение уровня сохранности и качества эксплуатации жилищного фонда. Статья 3. Содержание управления жилищным фондом 1. Управление жилищным фондом осуществляется непосредственно собственником, уполномоченной им управляющей организацией и включает в себя обеспечение надлежащего использования, содержания и ремонта жилищного фонда, инженерного оборудования и коммуникаций, мест общего пользования, придомовой территории, сбор всех платежей, расчет с подрядными организациями и поставщиками услуг, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан. 2. (Статья исключена - Закон Хабаровского края от 27.10.2004 г. № 219) 3. Граждане, общественные организации, добровольные объединения нанимателей и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов вправе участвовать в выборе управляющей организации через своих представителей. Статья 4. Полномочия органов государственной власти края в жилищно-коммунальной сфере 1. К полномочиям Законодательной Думы края в жилищно-коммунальной сфере относятся: 1) принятие краевых законов и постановлений Думы; 2) контроль за исполнением краевых законов; 3) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. 2. К полномочиям Правительства края в жилищно-коммунальной сфере относятся: 1) проведение государственной политики в указанной сфере; 2) издание постановлений и распоряжений; 3) осуществление мероприятий по содержанию, развитию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в краевой государственной собственности; 4) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере К полномочиям органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере относятся: 1) утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электрическую, тепловую энергию, газ, услуги систем водоснабжения и канализации); (В редакции Закона Хабаровского края от 27.10.2004 г. № 219) 2) утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; 3) участие в решении вопросов, касающихся обеспечения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; 4) принятие необходимых мер по соблюдению качества жилищно-коммунальных услуг и нормативов их потребления; 5) содействие в реализации гражданами прав, вытекающих из договора социального найма; 6) контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; 7) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. Статья 6. Органы территориального общественного самоуправления, их полномочия в жилищно-коммунальной сфере 1. Органами территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан могут быть советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов, домов, подъездов домов и т.п. 2. Органы территориального общественного самоуправления создаются в соответствии с Законом Хабаровского края "О территориальном общественном самоуправлении в Хабаровском крае". 3. Органы территориального общественного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств вправе: 1) по предварительному согласованию с органом местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов; 2) оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений, содействовать жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда; 3) осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории. 4. Представители органа территориального общественного самоуправления имеют право входить в состав конкурсной комиссии по отбору организаций для обслуживания жилищного фонда. Статья 7. Обязанность собственника жилищного фонда по содержанию и ремонту жилищного фонда Собственник жилищного фонда или уполномоченная им организация (управляющая организация) обязаны обеспечить выполнение всех видов работ в целях соблюдения действующих правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда по предусмотренному действующим законодательством ремонту жилых и нежилых помещений и инженерного оборудования, находящегося в них, а также содержанию и ремонту мест общего пользования: лестниц, лифтов, коридоров, крыш, технических подвалов, фасадов, придомовых территорий и других объектов общего пользования. Статья 8. Финансовый лицевой счет 1. Финансовый лицевой счет является учетным документом и содержит следующую информацию о жилом помещении: 1) сведения о собственнике (нанимателе) жилого помещения (фамилия, имя, отчество, год рождения, дата регистрации в данном жилом помещении, основания пользования жилым помещением (право собственности, найма); 2) сведения о совместно проживающих с собственником (нанимателем) (либо имеющих право собственности или пользования на данное жилое помещение наряду с ним) лицах (фамилия, имя, отчество, год рождения, дата регистрации в данном жилом помещении, наличие родственных связей с собственником (нанимателем); 3) основные характеристики жилого помещения (его площадь (общая, жилая), изолированность помещений и их количество, вспомогательные помещения (кухня, туалет, ванная, холл и т. п.); 4) сведения о наличии льгот у собственника (нанимателя) либо у лиц, имеющих наряду с ним право собственности (пользования) на данное жилое помещение, основания предоставления указанных льгот; 5) иные сведения. 2. Финансовый лицевой счет является единственным документом, по которому собственник (наниматель, пользователь) может проверить правильность произведенных начислений по оплате жилищно-коммунальных услуг. 3. Финансовый лицевой счет открывается собственником жилищного фонда (для нанимателя) либо управляющей организацией (для собственника либо нанимателя). Основаниями для открытия финансового лицевого счета являются договор найма либо наличие права собственности на жилое помещение. 4. Финансовый лицевой счет подлежит изменению (разделу) в следующих случаях: 1) при изменении договора найма с согласия нанимателя, членов его семьи и наймодателя либо по решению суда; 2) при определении участниками общей долевой собственности на жилое помещение порядка пользования указанным помещением либо при недостижении согласия по решению суда. Статья 9. Требования, предъявляемые к качеству жилищно-коммунальных услуг 1. Под качеством предоставляемых исполнителями жилищно-коммунальных услуг понимается их необходимое соответствие по объему и параметрам соответствующим техническим нормам и правилам эксплуатации жилых домов, а также правилам оказания всех видов услуг, при котором обеспечиваются в том числе: 1) режим функционирования инженерных сетей и оборудования, сохранность конструктивных элементов зданий, санитарное, санитарно-гигиеническое содержание их и придомовой территории; 2) вывоз твердых и жидких бытовых отходов в сроки, предусмотренные нормативными документами; 3) бесперебойная, круглосуточная работа в течение года систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), электро -, газоснабжения, а также теплоснабжения в течение отопительного сезона; 4) соответствие горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, тепло -, электро -, газоснабжения установленным стандартам. 2. Граждане, проживающие в жилых помещениях любого вида жилищного фонда, имеют равные права на бесперебойное обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами. Прекращение предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам иначе как в случаях, предусмотренных действующим законодательством либо договором, не допускается. 3. Качество жилищно-коммунальных услуг предусматривается обязательными требованиями нормативов и стандартов, санитарными правилами и нормами и индивидуальными договорами. Статья 10. Реализация права нанимателей, собственников жилых помещений, их общественных объединений, объединений потребителей товаров и услуг на получение достоверной информации По запросам нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, собственников жилых помещений, их общественных объединений, объединений потребителей товаров и услуг органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен и тарифов на продукцию организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги (в том числе энергоснабжающих организаций), обязаны предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых этими организациями на себестоимость указанной продукции, цены и тарифы на которую подлежат регулированию. Статья 11. Установление ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1. Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газ утверждаются органом исполнительной власти края в области государственного регулирования тарифов. Срок действия установленных тарифов на электрическую и тепловую энергию не может быть менее чем год. Изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года без одновременного внесения Губернатором края на рассмотрение Законодательной Думы проекта краевого закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджетной системе края на текущий финансовый год не допускается. 2. Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (кроме тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ) устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от экономических условий и особенностей конкретного населенного пункта. Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год. 3. Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги вводятся в действие после их официального опубликования. Статья 12. Установка приборов индивидуального учета расхода потребления услуг 1. Гражданин имеет право установить приборы индивидуального учета расхода воды, тепла и других энергоресурсов, внесенные в Государственный реестр выпускаемых для этих целей приборов. 2. Порядок установки и регистрации приборов индивидуального учета расхода воды, тепла и других энергоресурсов, а также порядок снятия показаний приборов для начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги по факту расхода устанавливаются Правительством края и доводятся до сведения населения путем официального опубликования не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего закона. Статья 13. Работы, выполняемые исполнителем бесплатно при текущей эксплуатации жилищного фонда Работы, предусмотренные нормативами, правилами, стандартами эксплуатации зданий, оборудования, сооружений, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, выполняются исполнителем без дополнительной оплаты при текущей эксплуатации жилищного фонда, за исключением случаев оказания гражданину услуг, помимо предусмотренных нормативами, правилами, стандартами. Статья 14. Оплата жилищно-коммунальных услуг Граждане производят оплату за фактически предоставленные им жилищно-коммунальные услуги. Статья 15. Контроль за рассмотрением обращений граждан и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг Контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг и своевременным рассмотрением обращений граждан осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными органами исполнительной власти края, государственной жилищной инспекцией Правительства края, общественными объединениями потребителей жилищно-коммунальных услуг и органами территориального общественного самоуправления. Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего закона Нарушение настоящего закона влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством и соответствующими договорами. Статья 17. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Председатель Законодательной Думы Хабаровского края Ю. И. Оноприенко