Постановление Главы Администрации Белгородской области от 02.11.2001 № 694 «О развитии рынка энергоресурсов Белгородской области»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Главы Администрации Белгородской области от 02.11.2001 № 694 «О развитии рынка энергоресурсов Белгородской области»
Дата подписания 2001-11-02
Номер 694
Источники официального опубликования
  • Сборник нормативных правовых актов Белгородской области от 30.11.2003 г.
Статус действия Действует без изменений

Текст

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 2 ноября 2001 года № 694 О развитии рынка энергоресурсов Белгородской области Анализ топливно-энергетического баланса области показывает, что в части производства и потребления электрической энергии Белгородская область энергодефицитна, 98 процентов электрической энергии и мощности покупается на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Положение усугубляется еще и тем, что область не имеет местных топливных ресурсов. В целях развития собственной базы производства электрической энергии и мощности, тепловой энергии, а также стабилизации регионального энергетического рынка постановляю: 1. Считать приоритетным направлением развитие собственных мощностей по производству электрической энергии и мощности, тепловой энергии на основе современных достижений науки и техники. 2. Департаментам топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Головин Н.Д.), промышленности и связи (Сокруто И.В.), экономической безопасности (Зотов В.Ф ) правительства администрации области в срок до 1 января 2002 года разработать программу развития собственных источников тепловой и электрической энергии на территории области. 3. Утвердить Временное положение о региональном энергетическом рынке Белгородской области (прилагается). 4. Региональной энергетической комиссии Белгородской области (Колодезный В А.) при формировании тарифов на электрическую энергию, производимую в области и потребляемую бюджетной и коммунальной сферой, устанавливать их, исходя из двух составляющих: - стоимости электрической энергии - на уровне среднего покупного тарифа с ФОРЭМ (без учета абонентной платы РАО "ЕЭС России"): - региональной абонентной платы (за услуги по поставке и управление режимами поставки электрической энергии) - в размере 1 коп/кВтч. Реализовывать произведенную электрическую энергию бюджетным организациям и предприятиям жилищно-коммунального хозяйства районов и городов области по тарифам, установленным в соответствии с настоящим постановлением. 5. Региональной энергетической комиссии Белгородской области (Колодезный В.А.), ОАО "Белгородэнерго" (Макаров Е.Ф.) разработать необходимый пакет документов по реализации пункта 4 постановления. 6.Региональной энергетической комиссии Белгородской области (Колодезный В.А.): - при формировании баланса производства и потребления электрической и тепловой энергии области учитывать в приоритетном порядке покупку электрической и тепловой энергии у производителей, расположенных на территории области и обеспечивающих меньшую себестоимость продукции; - разработать регионально на уровне муниципальных образований замкнутые на бюджетных потребителей схемы электро- и теплоснабжения от производителей с наименьшей стоимостью электрической и тепловой энергии; - обеспечить выведение инвестиционных составляющих в тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей электрической энергии и мощности, принявших решение участвовать в реализации программ развития энергетических мощностей на территории области. 7. Департаменту топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства правительства администрации области (Головин Н.Д.) при заключении ежегодных и перспективных соглашений с ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ООО "ЮКОС" отрабатывать вопросы их участия в топливном обеспечении развития энергетических мощностей в области, а также использования имеющихся у них инвестиционных источников и гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы. 8. Департаментам топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Головин Н.Д.), финансов и бюджетной политики (Боровик В.Ф.) правительства администрации области после утверждения программы развития энергетических мощностей на территории области разработать Порядок предоставления налоговых льгот инвесторам, осуществляющим строительство и реконструкцию энергетических мощностей на территории области. 9. Контроль за исполнением постановления возложить на департаменты топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Головин Н.Д.), экономической безопасности (Зотов В.Ф.) правительства администрации области. Информацию о выполнении постановления представить к 1 февраля 2002 года. Глава администрации области Е.Савченко Утверждено постановлением главы администрации области от 2 ноября 2001 г. № 694 Временное положение о региональном энергетическом рынке Белгородской области I. Общие принципы и цели организации регионального энергетического рынка. 1.1. Настоящее Временное положение функционирования и развития регионального энергетического рынка определяет методические, организационные и правовые вопросы его работы, порядок взаимоотношений субъектов энергетического рынка и призвано способствовать демонополизации рынка производства электрической энергии в области. Временное положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию". Положением о Региональной энергетической комиссии Белгородской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 12 сентября 2001 года № 571. 1.2. Действие Временного положения распространяется на всех субъектов регионального рынка. 1.3. Право равного доступа субъектов на региональный энергетический рынок реализуется только при условии соблюдения ими общих для всех его субъектов требований, устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, Региональной энергетической комиссией Белгородской области, управлением Государственного энергетического надзора по Белгородской области и другими контролирующими и лицензирующими органами. 1.4. Используемые термины и определения: - региональный энергетический рынок - сфера производства, купли- продажи энергоснабжающими организациями, производителями энергии и потребителями тепловой и электрической энергии на территории Белгородской области (далее по тексту - региональный рынок); - оператор регионального энергетического рынка - системообразующая энергоснабжающая организация, зарегистрированная как юридическое лицо на территории области, занимающая доминирующее положение на региональном рынке и осуществляющая оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергоснабжающих организаций, производителей и потребителей энергии области в соответствии с заключенными договорами и обеспечивающая единый процесс покупки и продажи энергетических ресурсов (далее по тексту - оператор рынка); - производитель энергии - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и поставку электрической или тепловой энергии на региональный рынок для дальнейшей транспортировки, распределения и продажи ее потребителям, а также обеспечивающая соблюдение согласованных правил параллельной работы с субъектами регионального рынка; - энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы осуществляющая продажу потребителям произведенной и (или) купленной электрической и тепловой энергии, имеющая на своем балансе системообразующие и распределительные электрические (тепловые) сети, оснащенная системой технологического управления (связи) потоками энергии, осуществляющая свою производственную деятельность по лицензии на выработку, распределение и продажу энергии и зарегистрированная как юридическое лицо на территории области в установленном законодательством порядке; - потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической или тепловой энергией с целью ее конечного использования, состоящий с энергоснабжающей организацией в договорных отношениях; - тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, регулируемых государственными органами, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию; - размер платы за услуги (региональная абонентная плата) - система ценовых ставок, регулируемых государственными органами, по которым осуществляются расчеты за услуги, предоставляемые на региональном энергетическом рынке; - реестр(ы) - совокупность сведений об энергоснабжающих организациях, производителях энергии и потребителях Белгородской области, для которых осуществляется государственное регулирование тарифов. 1.5. Основными принципами организации регионального рынка Белгородской области являются: - обеспечение единства энергетической системы области и сохранение централизированной системы оперативно-диспетчерского управления в составе ЕЭС России; - доступность регионального энергетического рынка для его субъектов (энергоснабжающих организаций, всех производителей энергии и потребителей) при выполнении ими технических условий и правил параллельной работы субъектов; - единство методов формирования региональной абонентной платы за передачу тепловой или электрической энергии (в зависимости от уровня напряжения в точке подключения) по сетям энергоснабжающих организаций для любых его субъектов; - свободный доступ производителей электрической, тепловой энергии к сетям энергоснабжающих организаций для передачи произведенной энергии при условии соблюдения ими необходимых технических требований; - обеспечение раздельного учета затрат энергоснабжающих организаций и государственного регулирования тарифов на производство электрической и тепловой энергии, услуг по передаче энергии по сетям и оказание комплексных услуг, связанных с обеспечением оптимального энергоснабжения потребителей на территории области в соответствии с требованиями государственных стандартов к качеству подаваемой энергии. 1.6. Целями организации регионального рынка являются: - формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции; - экономическое стимулирование производителей электрической и тепловой энергии к снижению тарифов на свою продукцию за счет увеличения полезного отпуска энергии и сокращения потерь и внедрения энергосберегающих технологий; - повышение надежности энергоснабжения потребителей области в целом за счет привлечения на региональный рынок большего количества производителей электрической и тепловой энергии, дополнительных инвестиций; - смягчение социально-экономических последствий от поэтапного перехода на полную оплату потребителями, включая население, фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии в зависимости от напряжения в точке подключения. 2. Субъекты регионального рынка 2.1. Субъектами регионального рынка являются: - оператор рынка; - энергоснабжающие организации расположенные на территории области: - производители электрической и тепловой энергии; - потребители электрической и тепловой энергии, осуществляющие ее покупку с целью конечного использования; - организации, осуществляющие транспортировку электрической и тепловой энергии. 2.2. Юридические лица - субъекты регионального рынка одновременно могут выступать в различных качествах: и оператором рынка, и энергоснабжающей организацией, и производителем энергии, и транспортирующей организацией, и потребителем энергии. 2.3. Энергоснабжающие организации, производители тепловой и электрической энергии, организации осуществляющие транспортировку электрической и тепловой энергии, становятся субъектами регионального рынка после их внесения в реестр. Ведение реестров и включение в них осуществляет региональная энергетическая комиссия Белгородской области в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Порядок функционирования регионального рынка 3.1. Региональный рынок функционирует на основе договоров на энергоснабжение, оперативного диспетчерского управления, управления финансовыми потоками и государственного регулирования. Порядок функционирования регионального рынка определяется Правилами, утверждаемыми постановлением Региональной энергетической комиссии области. 3.2. Основанием для заключения договоров на региональном рынке является баланс производства и потребления электрической и тепловой энергии субъектами регионального рынка, утвержденный в установленном порядке, по результатам рассмотрения заявок производителей электрической и тепловой энергии, энергоснабжающих организаций, потребителей на участие в региональном рынке. 3.3. Стоимость договорного объема электрической и тепловой энергии, отпускаемой через региональный рынок, и абонентная плата за оказание комплексных услуг, связанных с поддержанием надежного энергоснабжения по сетям энергоснабжающих организаций, оплачивается потребителем по тарифам, установленным постановлением РЭК для данной категории потребителей знергоснабжающей организации. 3.4. Организатором функционирования и развития регионального рынка электрической энергии (мощности) является оператор рынка, который выполняет следующие функции: - разрабатывает правила функционирования рынка и систему контроля за их соблюдением; - формирует проект баланса электрической и тепловой энергии на следующий плановый период (год, квартал) и представляет его региональной энергетической комиссии Белгородской области; - обеспечивает оперативное ведение и оптимизацию режимов работы всех субъектов регионального энергетического рынка; - организует заключение договоров на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) и контроль за их исполнением; - совместно с органами государственного энергетического надзора проводит ежегодно оценку готовности организаций к работе на региональном энергетическом рынке; - обеспечивает достоверность и доступность информации о деятельности регионального энергетического рынка для всех его участников; - анализирует работу регионального энергетического рынка и доводит результаты анализа до всех его субъектов; - координирует деятельность всех субъектов регионального энергетического рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления тепловой и электрической энергии. 3.5. Энергоснабжающие организации: - обеспечивают процесс сбыта энергетических ресурсов, включающий в себя финансовые расчеты и количественный учет потребляемых энергетических ресурсов; - обеспечивают изучение и суммирование спроса на электрическую энергию на потребительском рынке и прогнозирование (долгосрочное и краткосрочное) потребления энергетических ресурсов по группам потребителей, с которыми у энергоснабжающей организации заключены договора энергоснабжения; - обязаны реализовать комплекс правовых, организационных и технических мероприятий, обеспечивающих прекращение отпуска электрической и тепловой энергии потребителям, не оплачивающим в полном объеме за потребленные энергоресурсы, в случаях, если такое прекращение разрешено законом или договором. 3.6. Производители электрической и тепловой энергии: - обеспечивают, в соответствии с утвержденными региональной энергетической комиссией плановыми балансами, поставку электрической и тепловой энергии надлежащего качества в точки присоединения к электрическим сетям и предоставление системных услуг субъектам регионального рынка; - обеспечивают для целей минимизации топливной составляющей себестоимости производства электрической и тепловой энергии анализ, разработку и систематический пересмотр нормативных характеристик генерирующего оборудования; - обеспечивают поддержание оборудования в рабочем состоянии в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации, Технических правил и других нормативных документов, определяющих технические требования, соблюдение которых необходимо для функционирования регионального рынка; - организуют текущее управление функционированием генерирующего оборудования во взаимодействии с оператором регионального рынка, обеспечивая обмен информацией на региональном рынке в соответствии с установленными процедурами. 3.7. Организации, осуществляющие транспортировку электрической и тепловой энергии: - обеспечивают надежную работу и развитие технической базы функционирования регионального рынка - системообразующих линий электропередачи и технических средств по технологическому управлению энергосистемой Белгородской области, - несут ответственность за текущее техническое состояние и развитие участков электрической сети, находящихся в ее собственности, а также участков электрической сети, находящихся в собственности других организаций, на основании договоров с последними; - оказывает участникам регионального рынка электроэнергии услуги по обеспечению передачи электрической энергии по электрической сети от производителей к потребителям; - обеспечивает поддержание в работоспособном состоянии региональной электрической сети, находящейся в зоне ее ответственности, решает вопросы ликвидации ограничений по пропускной способности этой сети, обеспечивают присоединение к электрической сети потребителей, изъявивших такое желание и обеспечивших технические условия этого подключения; - обеспечивают внедрение энергосберегающих технологий и процесс производства, транспортировки и потребления электрической и тепловой энергии. 3.8. Потребители электрической и тепловой энергии: - действуют на основании заключенных договоров энергоснабжения; - обеспечивают полную и своевременную оплату потребленных энергетических ресурсов; - согласовывают с энергоснабжающей организацией лимиты потребления энергетических ресурсов и соблюдают их использование. 4. Порядок выхода на региональный рынок 4.1. Производитель, энергоснабжающая организация, организация осуществляющая транспорт тепловой, электрической энергии или потребитель электрической, тепловой энергии, желающий выйти на региональный рынок, подает заявку оператору рынка с указанием следующих данных: - наименование, юридический адрес, банковские реквизиты; - наличие лицензии, если заявляемый вид деятельности лицензируется; - наличие обязательной сертификации электрической энергии, предназначенной для нужд населения; - предлагаемый к реализации или покупке через региональный рынок объем тепловой и электрической энергии (мощности) на следующий плановый период (год, квартал) с разбивкой по месяцам; - уровень напряжения и точку выдачи энергии в электрическую сеть либо точку подключения потребителя к сети; - параметры тепловой энергии и точку выдачи тепловой энергии в сеть либо точку подключения потребителя к сети; - предложения по возможным потребителям своей энергии и объему поставок каждому из них, подтвержденные потребителями. Срок подачи заявки - не позднее 3 месяцев до начала следующего квартала. Причиной отказа в приеме заявки оператором рынка может быть отсутствие информации по пункту 4.2. настоящего положения, наличие задолженности за потребленную электрическую или тепловую энергию перед энергоснабжающей организацией либо отсутствие согласованного с энергоснабжающей организацией графика погашения задолженности. Возникающие разногласия решаются региональной энергетической комиссией области. 4.2. Потенциальные претенденты на участие в региональном рынке, деятельность которых подлежит государственному регулированию, перед подачей заявки оператору рынка должны иметь решение органа государственного регулирования определившего цену его продукции (услуги). 4.3. Оператор рынка, получивший заявку претендента на участие в региональном рынке, в 15-ти дневный срок производит юридическую и техническую оценку предоставленной документации, подготавливает заключение, внося при необходимости предложения по изменению баланса производства и потребления электрической и тепловой энергии, и предоставляет его заявителю и региональной энергетической комиссии области для принятия окончательного решения. 4.4 Региональная энергетическая комиссия Белгородской области в 15-ти дневный срок рассматривает предоставленные материалы и выносит окончательное решение, о чём уведомляется оператор рынка и заявитель. 4.5. Поставка тепловой и электрической энергии и ее получение с регионального рынка осуществляются на основании типовых договоров субъектов рынка с энергоснабжающими организациями, заключенных в установленном порядке. 5. Государственное регулирование регионального рынка 5.1. Государственное регулирование регионального рынка осуществляет Региональная энергетическая комиссия Белгородской области 5.2. Региональная энергетическая комиссия: 5.2.1. Участвует в формировании и согласовывает региональный баланс производства и потребления тепловой н электрической энергии. 5.2.2. Устанавливает тарифы на тепловую и электрическую энергию (мощность) для групп потребителей и энергоснабжающих организаций, действующих на региональном рынке. 5.2.3. Устанавливает размеры абонентной платы за услуги, оказываемые оператором рынка и энергоснабжающими организациями. В состав услуг входят: - передача тепловой и электрической энергии (мощности) по сетям; - обеспечение надежного энергоснабжения; - поддержание качества отпускаемой энергии; - соблюдение заданных режимов энергоснабжения, оперативное регулирование режимов энергосистемы. 5.2.4. Участвует в разработке и реализации в регионе комплексной программы по энергосбережению. 5.2.5. Координирует деятельность производителей и потребителей тепловой и электрической энергии, направленную на энергосбережение, принимает решения, стимулирующие сокращение потерь, и организует проведение энергетических обследований предприятий области. 5.2.6. Обеспечивает координацию инвестиционной деятельности субъектов регионального рынка в области производства, передачи и распределения тепловой и электрической энергии. 5.2.7. Рассматривает разногласия между субъектами регионального рынка по вопросам, находящимся в ее компетенции, принимает по ним соответствующие решения. 6. Ответственность участников регионального рынка 6.1. Производитель (энергоснабжающая организация) несет ответственность за: 6.1.1. Поставку в сеть электрической и тепловой энергии в объеме и качестве согласно договору и заданным диспетчерским графикам. Степень ответственности за поставки определяется договором. 6.1.2. Обслуживание приборов и систем учета энергии. При выявлении несоответствий в показаниях, вызванных неисправностью приборов учета, вторичных цепей, произведенными изменениями в схеме и т.д., немедленно сообщать об этом оператору рынка. 6.1.3. Выполнение сверки с оператором рынка взаимных расчетов за отчетный период по отпуску энергии. 6.1.4. Расчет объемов производства энергии и предоставление заявок на ее производство оператору рынка и в РЭК с указанием возможных потребителей энергии. 6.1.5. Беспрепятственный допуск оператора рынка и потребителя к приборам учета энергоресурсов. 6.2. Потребитель несет ответственность за: 6.2.1. Прием с регионального рынка тепла, электроэнергии и мощности в соответствии с договором и заданными диспетчерскими графиками. 6.2.2. Обслуживание приборов коммерческого учета энергии, находящихся на его балансе. Немедленное информирование оператора рынка о выявлении несоответствий в показаниях или отказе средств учета 6.2.3. Учет полученной электрической и тепловой энергии. 6.2.4. Подготовку и предоставление оперативной статистической информации о выполнении договорных обязательств оператору рынка. Выполнение сверки с оператором рынка взаимных расчетов за отчетный период по потреблению энергии. 6.2.5. Беспрепятственный допуск оператора рынка к приборам учета энергии, находящимся в пределах балансовой принадлежности потребителя. 6.3. Оператор рынка несет ответственность за: 6.3.1. Устойчивую и экономичную передачу потребителям тепловой и электрической энергии и объеме согласно договору. 6.3.2. Сводные расчеты объемов производимой тепло- и электроэнергии, общий объем потребления и представления их в Региональную энергетическую комиссию. 6.3.3. Организацию заключения многосторонних договоров на региональном рынке, обеспечение их исполнения в части поставки энергии от производителя потребителю. 6.3.4. Оперативный учет выполнения договорных обязательств всеми сторонами договора, подготовку оперативной и статистической информации. Сообщение результатов учета энергоснабжающей организации и потребителю энергии для проведения коммерческих расчетов. 6.3.5. Ежеквартальный анализ работы регионального рынка в целом и в разрезе каждого договора и доведение результатов анализа до РЭК. 6.3.6. Своевременность и полноту расчетов за электрическую и тепловую энергию, потребленную на региональном рынке. 6.3.7. Своевременную подготовку предложений по пересмотру тарифов на тепловую и электрическую энергию (мощность) на региональном рынке исходя из баланса спроса и предложения, необходимости сохранения лимитированного минимального электропотребления льготных категорий потребителей на переходный период. 6.3.8. Обеспечение беспрепятственного допуска потребителя и энергоснабжающей организации к приборам учета энергии, находящимся на балансе оператора. 6.4. Ответственность субъектов регионального энергетического рынка определяется и соответствии с настоящим Временным положением и условиями, оговоренными в договорах, связанных с вопросами поставки, транспортировки и сбыта электрической и тепловой энергии. Взаимоотношения субъектов рынка, не урегулированные настоящим Временным положением, регулируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.