Закон Белгородской области от 07.03.2002 № 24 «О социальном партнерстве»

Справка

Полное название Закон Белгородской области от 07.03.2002 № 24 «О социальном партнерстве»
Дата подписания 2002-03-07
Номер 24
Источники официального опубликования
  • Сборник нормативных правовых актов Белгородской области от 16.3.2002 г., № 38
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова работник, работодатель, социальный, партнерство, работники

Текст

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Белгородской области от 05.07.2007 г. № 122 О социальном партнерстве Принят областной Думой 28 февраля 2002 года Настоящий закон направлен на регулирование социально-трудовых исвязанных с ними экономических отношений, предупреждение коллективныхтрудовых споров и достижение общественного согласия. Глава 1. Общие положения Статья I. Основные понятия В настоящем законе используются следующие понятия: социальное партнерство - система взаимоотношений междуработниками (их представителями), работодателями (их представителями),администрацией области, органами местного самоуправления, направленнаяна обеспечение согласования интересов работников и работодателей; стороны соглашений - работники (их представители - профсоюзы,объединения профсоюзов), работодатели (их объединения, ассоциации), атакже администрация Белгородской области (далее администрация области)и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей; организация - предприятие, учреждение, организация независимо оторганизационно-правовой формы и вида собственности; работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения сработодателем; работодатели - организации независимо от форм собственности иподчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либофизические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях; представители работников - органы профессиональных союзов, ихобъединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство всоответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности,образованные на общем собрании (конференции) работников организации иуполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могутуполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходеколлективных переговоров, заключения, изменения, дополненияколлективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; представители работодателей - руководители организаций или другиеполномочные в соответствии с уставом организации, иными правовымиактами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций)работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; представители органов исполнительной власти области, органовместного самоуправления - руководители этих органов или другиеполномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иныеуполномоченные этими органами лица; областное трехстороннее соглашение - правовой акт,устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовыхотношений в Белгородской области, социальные нормативы и программы,обязательства по оплате труда, условиям и охране труда, социальныегарантии и льготы на территории Белгородской области, взаимныеобязательства, заключаемые администрацией области, органамипрофессиональных союзов, объединениями работодателей; отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения - правовые акты,устанавливающие нормы оплаты труда и другие условия труда, а такжесоциальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли(нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами,объединениями (ассоциациями) работодателей, действующих в области,соответствующими органами исполнительной власти регулирующимисоответствующие отрасли; городские, районные соглашения - акты, устанавливающие условиятруда, а также социальные гарантии и льготы, связанные стерриториальными особенностями, заключаемые органами местногосамоуправления, объединениями профсоюзов, в лице полномочныхпредставителей в районах (городах) области, объединениямиработодателей. Статья 2. Правовая основа социального партнерства Правовую основу социального партнерства составляют Устав(Основной закон) Белгородской области, настоящий закон, другие законыБелгородской области, а также иные нормативные правовые актыБелгородской области на основании Конституции Российской Федерации,федеральных законов и других нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, которые не могут ухудшать положение сторон социальногопартнерства и их представителей по сравнению с нормами международногоправа, федеральными законами и настоящим законом. В правовую основу социального партнерства в Белгородской областивходят также Генеральное соглашение, областное трехстороннеесоглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, городские и районныесоглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии сзаконодательством и распространяющие свое действие на организацииобласти. Статья 3. Принципы социального партнерства Социальное партнерство строится на следующих основных принципах: уважения и учета интересов участников переговоров; заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорныхотношениях; содействия государства укреплению и развитию социальногопартнерства на демократической основе; соблюдения социальными партнерами и их представителями норммеждународного права, законодательства Российской Федерации иБелгородской области; полномочности социальных партнеров и их представителей; равноправия сторон и доверия в отношениях; невмешательства в дела друг друга; свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферусоциального партнерства; добровольности принятия обязательств социальными партнерами наоснове взаимного согласования; регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам,входящим в сферу социального партнерства; реальности обеспечения принятых социальными партнерамиобязательств; обязательности исполнения достигнутых договоренностей; систематичности контроля за выполнением принятых в рамкахсоциального партнерства соглашений, договоров и решений; ответственности сторон, их представителей, должностных и иных лицза невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений,договоров, решений. Статья 4. Сфера действия настоящего закона Действие настоящего закона распространяется на: всех работодателей, осуществляющих деятельность на территорииБелгородской области, независимо от форм собственности, их объединений(ассоциаций); всех работников организаций на территории Белгородской области; действующие в Белгородской области территориальные и первичныепрофсоюзные организации, территориальные объединения профсоюзов; органы исполнительной власти Белгородской области, органыместного самоуправления. Глава 2. Система социального партнерства в Белгородской области Статья 5. Система социального партнерства Система социального партнерства включает следующие уровни: областной - устанавливает основы регулирования отношений в сферетруда на уровне Белгородской области; отраслевой - устанавливает основы регулирования отношений в сферетруда на уровне отрасли; территориальный - устанавливает основы регулирования отношений всфере труда на уровне города и района; организации - устанавливает конкретные взаимные обязательства всфере труда между работниками и работодателями. Статья 6. Задачи системы социального партнерства Система социального партнерства в Белгородской области создаетсядля выполнения следующих задач: обеспечения социально ориентированной политики экономическихпреобразований в Белгородской области; повышения доходов работников на основе роста заработной платы иувязки ее с производственными показателями (увеличением производства,выручки от реализации товаров, продукции, услуг) путемгосударственного и договорного регулирования; обеспечения эффективного механизма регулированиясоциально-трудовых и связанных с ним экономических отношений; проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторонсоглашений; разработки и заключения соглашений, коллективных договоров всоответствии с законодательством Российской Федерации и настоящимзаконом; предотвращения коллективных трудовых споров и содействияразрешению конфликтов; совершенствования законодательства в установленном порядке. Статья 7. Органы социального партнерства Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений,ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективногодоговора, соглашения, заключения их, а также организации контроля заисполнением коллективного договора и соглашения на всех уровнях наравноправной основе по решению сторон образуются комиссии изнаделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. В области создается трехсторонняя комиссия по регулированиюсоциально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется всоответствии с законами Белгородской области. На отраслевом уровне создаются комиссии для ведения коллективныхпереговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых соглашений. На уровне городов и районов создаются трехсторонние комиссии порегулированию социально-трудовых отношений на территориях города ирайона. На уровне организации создается комиссия для ведения коллективныхпереговоров, подготовки проекта коллективного договора и егозаключения. Статья 8. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений Областная трехсторонняя комиссия по регулированиюсоциально-трудовых отношений: создается для сотрудничества в выработке и реализациисоциально-ориентированной политики экономических преобразований вобласти, регулирования социально-трудовых и связанных с нимиэкономических отношений, ведения коллективных переговоров, подготовкипроекта, обсуждения и заключения областного трехстороннего соглашения; формируется администрацией области, областным объединениемпрофсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей на принципахсоглашения (консенсуса) из равного числа представителей каждой изсторон, не превышающего 5 человек и утверждается постановлением главыадминистрации области; руководствуется в своей деятельности законодательством РоссийскойФедерации и Белгородской области. Положением об областнойтрехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,утверждаемым главой администрации области по согласованию с областнымобъединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей; оказывает практическое и методическое содействие заключениюколлективных договоров, отраслевых (межотраслевых) тарифныхсоглашений, городских и районных соглашений; проводит экспертизу отраслевых (межотраслевых) тарифных,городских, районных соглашений в целях обеспечения координации врегулировании социально-трудовых и связанных с ними экономическихотношений с учетом специфики отраслей, профессий, городов, районов иобщеобластных интересов; принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которыеобязательны для рассмотрения органами исполнительной власти области,органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, ихобъединениями (ассоциациями), действующими на территории области; осуществляет контроль за выполнением областного трехстороннегосоглашения; вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, невыполняющих соглашения, коллективные договоры; содействует разрешению разногласий по поводу заключения иреализации соглашений, коллективных договоров, заключенных в системесоциального партнерства по Белгородской области. Статья 9. Областное трехстороннее соглашение Областное трехстороннее соглашение: заключается областным объединением профсоюзов, объединениями(ассоциациями) работодателей и администрацией области; разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений; распространяется на работников, работодателей, органыисполнительной власти, которые уполномочили своих представителейзаключить соглашение от их имени. Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, немогут ухудшать положение работников по сравнению с законодательствомРоссийской Федерации, законодательством Белгородской области,Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми)тарифными соглашениями на соответствующий период. Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении,рекомендуется учитывать при принятии нормативных правовых актов навсех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с нимиэкономических отношений в Белгородской области (отрасль, город, район,организация). Принятый областной трехсторонней комиссией проект областноготрехстороннего соглашения в согласованный сторонами срок выносится нарассмотрение их полномочных органов для принятия решения о подписаниипроекта соглашения. Соглашение подлежит подписанию в определенный сторонами срок смомента принятия всеми сторонами соглашения решения о подписаниипроекта соглашения. Момент подписания соглашения является моментом окончанияколлективных переговоров по его заключению. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, ноне может превышать трех лет. Ход выполнения областного трехстороннего соглашения и мероприятийрассматривается сторонами социального партнерства не реже двух раз вгод. Статья 10. Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения: заключаются соответствующими органами исполнительной властирегулирующих соответствующие отрасли, объединениями (ассоциациями)отраслевых профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей иорганами по труду; распространяются на работников и работодателей отрасли, органыисполнительной власти, их представителей, заключивших соглашения от ихимени. Условия, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) тарифныхсоглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению сзаконодательством Российской Федерации, законодательством Белгородскойобласти, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевымитарифными соглашениями, областным трехсторонним соглашением насоответствующий период. Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения должны учитыватьсяпри принятии соответствующих нормативных правовых актов. Подписанные сторонами отраслевые (межотраслевые) тарифныесоглашения подлежат уведомительной регистрации в областном органе потруду. Руководитель областного органа по труду имеет право подоговоренности с другими сторонами соглашения предложить работодателями работникам организаций, по тем или иным причинам не участвующим взаключении отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, но ворганизациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит котраслям, профессиям в рамках которых заключено соглашение,присоединиться к этому соглашению. Если работодатели или соответствующие представители работников втечение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявилио своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считаетсяраспространенным на данных работодателей и работников с моментаполучения предложения. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, ноне может превышать трех лет. Статья 11. Городские, районные соглашения Городские, районные соглашения: заключаются органами местного самоуправления, органами профсоюзови их объединений в районах (городах) области, объединениямиработодателей; разрабатываются на основе переговоров между сторонами в рамкахрабочих групп районных (городских) трехсторонних комиссий порегулированию социально-трудовых отношений; распространяются на работников, работодателей, органы местногосамоуправления, которые уполномочили своих представителей разработатьи заключить соглашения от их имени; условия, содержащиеся в городских, районных соглашениях,учитываются при принятии нормативных правовых актов органов местногосамоуправления, местных бюджетов, правовых актов организаций города,района, заключивших или присоединившихся к соглашению. Подписанное сторонами городское, районное соглашение подлежитуведомительной регистрации в органах по труду городов или районов. Руководитель органа по труду администраций городов или районовимеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключенииданного соглашения, присоединиться к нему. Если соответствующие представители работодателей в течение 30календарных дней с момента получения предложения не заявили о своемнесогласии присоединиться к нему, соглашение считаетсяраспространенным на данных работодателей с момента полученияпредложения. Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, ноне может превышать трех лет. Статья 12. Содержание соглашений Каждая сторона принимает на себя обязательства, содержаниекоторых определяется в ходе переговоров. В соглашениях рекомендуется предусматривать положения: о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен,уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; об условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которыхпредусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; о специальных мероприятиях по социальной защите работников ичленов их семей, гарантиях и льготах для работников определенныхпрофессий, а также о социальных гарантиях и льготах, связанных стерриториальными особенностями города, района; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места сиспользованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков). В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым исоциально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству. Статья 13. Коллективный договор Коллективный договор - правовой акт, регулирующийсоциально-трудовые отношения в организации и заключаемыйработодателями и работниками в лице профсоюзов или иныхпредставителей, избираемых работниками. Порядок, сроки разработки и заключения коллективного договора,что содержание и структура определяются работниками организации в лицеих представителей и работодателем самостоятельно, в соответствии сТрудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации"О коллективных договорах и соглашениях" и настоящим законом. Коллективный договор не может включать условия, ограничивающиеправа работников, и условия, освобождающие какую-либо сторону отисполнения ею своих обязательств. В коллективный договор включаются взаимные обязательства сторонпо вопросам: форм, системы и размеров оплаты труда, сроков выплаты заработнойплаты, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций, доплат; увеличения заработной платы в зависимости от результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций сферыматериального производства; доведение минимального размера оплаты труда не ниже сложившегосяпрожиточного минимума на соответствующей территории; занятости, переобучения, условий высвобождения работников; организации подготовки и переподготовки персонала; продолжительности рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшения условий и охраны труда работников; соблюдения интересов работников при приватизации предприятия,ведомственного жилья; льгот для работников, совмещающих работу с обучением; отказа от забастовок по условиям, включенным в данныйколлективный договор, при своевременном и полном их выполнении; содержания социально-бытовой сферы предприятий и организаций. Изменения и дополнения коллективного договора в течении срока егодействия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке,определенном сторонами коллективного договора в соответствии сдействующим законодательством. Органы исполнительной власти Белгородской области и органыместного самоуправления вправе осуществлять меры социальной иэкономической поддержки организациям, заключившим коллективныедоговоры. Статья 14. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания В тех случаях, когда на работников одновременно распространяютсяразличные соглашения, действуют условия соглашения, наиболееблагоприятные для работников. Органы профессиональных союзов, их объединения (ассоциации),организации работодателей и их объединения (ассоциации), неучаствовавшие в переговорах по заключению областного трехстороннего,отраслевого (межотраслевого) тарифного, городского или районногосоглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторонписьменное уведомление о своем намерении и принятии на себяобязательств соответствующей стороны. Порядок подписания соглашений определяется сторонами. Статья 15. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров Подписанные сторонами соглашения и коллективные договоры подлежатуведомительной регистрации: областное трехстороннее, отраслевые (межотраслевые) тарифные - вобластном органе по труду; районные, городские соглашения - в органах по труду администрацийгородов и районов по месту заключения соглашений, коллективныедоговоры - по месту нахождения организации. На уведомительную регистрацию подписанные сторонами соглашения иколлективные договоры представляются представителями работодателей всемидневный срок. При осуществлении регистрации соглашений, коллективных договороворганы по труду проверяют их на предмет соответствия законам и инымнормативным правовым актам и в случае выявления нарушений сообщают обэтом сторонам, подписавшим соглашение, коллективный договор. Впредь доприведения соглашения, коллективного договора в соответствие сзаконами и иными нормативными правовыми актами положения,противоречащие требованиям законов и иных нормативных правовых актов,не применяются. Такой же порядок действует в случае внесения изменений илидополнений в соглашения, коллективные договоры. Глава 3. Права и обязанности в сфере социального партнерства Статья 16. Ведение коллективных переговоров Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров позаключению соглашений, коллективных договоров. Инициатором переговоров по разработке, заключению, и изменениюобластного трехстороннего, отраслевого (межотраслевого) тарифного,городского, районного соглашения, коллективного договора вправевыступить любая сторона. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменноеуведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров позаключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семидней начать переговоры. Стороны обязаны использовать все возможности для урегулированияразногласий, возникающих в ходе ведения переговоров по заключениюсоглашений, коллективных договоров. Возникшие в ходе ведения переговоров разногласия разрешаются впорядке, установленном действующим законодательством. Статья 17. Получение информации Стороны соглашений, коллективных договоров вправе бесплатнополучать друг от друга в десятидневный срок после поступления запросадругой стороны полную и достоверную информацию по социально-трудовым исвязанным с ними экономическим вопросам, необходимую для веденияпереговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективныхдоговоров, контроля за ходом их исполнения. Порядок представления информации, содержащей государственную,коммерческую и служебную тайну, регулируется законодательствомРоссийской Федерации. Статья 18. Посещение организаций Представители службы по урегулированию коллективных трудовыхспоров пользуются правом беспрепятственного (при предъявленииудостоверения установленного образца) посещения организаций, накоторые распространяется действие соглашения, коллективного договора,в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления иустранения причин, порождающих эти споры. Статья 19. Взаимные консультации Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводитьвзаимные консультации по социально-трудовым и связанным с нимиэкономическим вопросам, в том числе необходимые для веденияпереговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроляза ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультацийможет выступать каждая из них. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить кконсультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступленияот нее письменного уведомления. Статья 20. Участие в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов Стороны соглашения, коллективных договоров вправе взаимноучаствовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с нимиэкономических вопросов. Статья 21. Распространение информации Органы профессиональных союзов, их объединения (ассоциации),организации работодателей и их объединения (ассоциации) имеют право нараспространение информации по социально-трудовым и связанным с нимиэкономическим вопросам через средства массовой информации. Статья 22. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнятьрешения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры,рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным сними экономическим вопросам, разрабатывать планы и приниматьконкретные решения, направленные на своевременное выполнениедостигнутых договоренностей. Глава 4. Гарантии и ответственность в сфере социального партнерства Статья 23. Гарантии профсоюзной деятельности на территории Белгородской области Профсоюзные организации и объединения, созданные и действующие натерритории Белгородской области, имеют право: законодательной инициативы в Белгородской областной Думе; выступать в качестве истцов в судебных органах по взысканию сработодателей удержанных по заявлениям работников и своевременно неперечисленных на расчетный счет первичной профорганизации денежныхсредств в виде профсоюзных взносов из заработной платы работников; на бесплатное перечисление денежных средств бухгалтериейработодателя, удержанных по заявлениям работников в качествепрофсоюзных взносов на расчетный счет профорганизаций одновременно свыдачей заработной платы работнику; на обеспечение помещениями, средствами связи и оргтехники исоздание иных условий для деятельности профсоюзных органов за счетсредств работодателя; иные права в соответствии с федеральным законодательством. Органы исполнительной власти области, органы местногосамоуправления и работодатели согласовывают с профсоюзами принимаемыерешения затрагивающие социально-трудовые права работников. Гарантии работников, являющихся членами профсоюзов: расторжение с работником трудового договора по инициативеработодателя производится с обязательным участием выборногопрофсоюзного органа, в случаях и порядке, предусмотренном действующимзаконодательством. иные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством. Статья 24. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или невыполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность всоответствии с действующим законодательством. Статья 25. Выполнение обязательств Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) отвыполнения обязательств по соглашению, коллективному договору. Глава 5. Заключительные положения Статья 26. Вступление настоящего закона в силу Настоящий закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Глава администрации Белгородской области Е.Савченко г.Белгород 7 марта 2002 г. № 24

Отрасли

  • 060.010.000.000.000 - Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020)
  • 060.010.010.000.000 - Общие положения
  • 060.020.000.000.000 - Труд (см. также 200.160.020)
  • 060.020.010.000.000 - Общие положения
  • 060.020.030.000.000 - Стороны трудовых отношений и их представители
  • 060.020.030.020.000 - Работники и их представители
  • 060.020.030.030.000 - Работодатели, их представители, объединения