Послание Губернатора Кировской области от 28.02.2002 б/н «Послание Губернатора Кировской области В. Н. Сергеенкова областной Думе "Об итогах социально-экономического развития области в 2001 году и задачах на 2002 год"»

Справка

Тип Послание
Полное название Послание Губернатора Кировской области от 28.02.2002 б/н «Послание Губернатора Кировской области В. Н. Сергеенкова областной Думе "Об итогах социально-экономического развития области в 2001 году и задачах на 2002 год"»
Дата подписания 2002-02-28
Номер б/н
Источники официального опубликования
  • «Губернские вести» от 5.3.2002 г., № 25
Статус действия Действует без изменений
Подписан Сергеенков В.Н.
Ключевые слова губернатор, прогноз, развитие, социально-экономическ*

Текст

Послание Губернатора - Председателя Правительства Кировской области В. Н.

Сергеенкова областной Думе об итогах социально-экономического развития области в 2001 году и задачах на 2002 год.

28 февраля 2002 г.

Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные! Неделю назад мы с вами торжественно отметили 80-летие со дня рождения Николая Ивановича Паузина, возглавлявшего облисполком с 1964 по 1986 год.

С его именем связан заметный подъем в экономическом, социальном и культурном развитии Кировской области. Мы говорили о замечательных деловых и человеческих качествах Николая Ивановича, об его умении подбирать руководящие кадры, вдохновлять их идеей коренного подъема жизни. Многое в успехах тех лет объясняется именно командным - прошу не путать с авторитарным - стилем руководства Николая Ивановича.

Сегодня я хотел бы отметить еще одно обстоятельство. Что бы ни говорили о недостатках прежней, советской системы управления народным хозяйством, у нее не отнять одного: областной Совет народных депутатов и его исполнительный орган всегда действовали в тесной связке. У них не было иных интересов, кроме интересов всей территории в целом, всего ее населения.

Хотелось бы напомнить об этом именно сейчас, когда не прекращаются попытки вбить клин между органами представительной и исполнительной власти, убедить людей, что у нас с вами разные интересы.

Разные функции - да. Разные сферы деятельности - согласен. Но цель у нас была и есть одна - сделать жизнь кировчан лучше, богаче, интереснее. В надежде на то, что власть сумеет добиться этого, жители области избирали депутатов областной Думы, глав городов и районов, губернатора.

И я рад отметить, что нынешняя областная Дума, как и ее предшественницы, за неполный год своей работы сдала экзамен не только на профпригодность к разработке и принятию законов, но и экзамен политический. Экзамен на верность избирателям, на верность интересам области.

Профессиональная и политическая зрелость областной Думы особенно заметно проявилась в решении самой острой проблемы минувшего года - в разработке и принятии областного бюджета на 2002 год.

* * * Не буду напоминать о всех перипетиях этого процесса, о тех страстях, что кипели на заседаниях областной Думы и на страницах областной прессы. Все это свежо в нашей памяти. Изменения в налоговом законодательстве, введение в действие бюджетного кодекса привели к тому, что соотношение бюджетов федерального и регионального уровней в этом году составило 60 к 40. Такое распределение налоговых поступлений ставит область в крайне тяжелое финансовое положение.

Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 декабря прошлого года, рост инфляции выше уровня, прогнозируемого Правительством России, увеличение цен на энергоносители и другие неблагоприятные обстоятельства заставили нас поломать голову, как свести к минимуму дефицит бюджета 2002 года.

И здесь каждый внес свою лепту. Правительству области при поддержке Президента России Владимира Владимировича Путина удалось добиться дополнительной финансовой помощи от федерального центра и за счет этого "закрыть" самые острые потребности доходной части бюджета.

Депутаты областной Думы в свою очередь очень грамотно поработали с проектом бюджета, выделили основные приоритеты бюджетной политики и определили механизмы их реализации. В общей сложности в проект бюджета было внесено более сотни поправок.

(В скобках, правда, должен заметить, что поправки в основном касались перераспределения доходной части бюджета, а не его пополнения).

Пользуясь случаем, выскажу свое мнение по поводу появления при Думе контрольно-счетной комиссии. Было много разговоров, что Правительство области, якобы, противодействует ее созданию и работе.

Ничего подобного! Дума должна знать, как расходуются бюджетные средства. Но только этого недостаточно. Да и контрольных органов хватает. Сегодня актуальнее другой вопрос - откуда взять бюджетные средства? В прошлом году в областную Думу пришли сильные хозяйственники, руководители, умеющие мыслить масштабно, по-современному. Пусть они подумают, как поддержать наши ведущие отрасли, бюджетонаполняющие и градообразующие предприятия. Давайте, наконец, примем областной закон о промышленности, который уже выносился на обсуждение в 1998 году, однако по независящим от нас причинам не был принят. Не менее остро стоит необходимость принятия Законов "О жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области", "О торговой деятельности", "О рынках". Уважаемые депутаты, обратите внимание на эти направления законодательной деятельности.

Конечно, расходовать бюджетные средства тоже надо с умом.

Основные статьи расходов на 2002 год мы определили, исходя из реалий жизни. Это - зарплата работникам бюджетной сферы и плата за энергоносители. Удовлетворение остальных потребностей - по нашим скромным возможностям. Тем не менее, все расходы на финансирование социально-культурных мероприятий предусмотрены с ростом к плановым показателям 2001 года с учетом инфляции. Увеличены ассигнования на целевые программы в аграрном секторе, лимиты капвложений на строительство жилья и объектов социальной сферы. Существенную долю (свыше трети) по разделу топливно-энергетического комплекса занимают расходы, связанные с газификацией, что позволит сделать экономику области более конкурентоспособной, а социальную сферу - менее затратной. Не забыто финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, хотя оно явно недостаточно.

В целом можно сказать, что в основу консолидированного бюджета области на 2002 год заложены показатели развития. Направленность этого документа, несмотря на определенные издержки, оптимистична. Это бюджет не отступления, но движения вперед, пусть и небольшого.

* * * В каких бы муках ни рождался бюджет - 2002, он принят. И сегодня перед нами стоит еще более сложная задача - обеспечить его выполнение.

И самое главное здесь - наполнение доходной части бюджета.

Учитывая конкретные меры Правительства области по повышению эффективности экономики, определенное изменение отношения к нашему региону в московских "коридорах власти" после моей встречи с Президентом России, мы сегодня можем рассчитывать на большее понимание центром наших нужд и проблем. Но будем реалистами. Без выполнения своих бюджетных обязательств никто в Москве о дополнительных трансфертах и ссудах разговаривать с нами не будет.

У нас есть положительный опыт прошлого года, когда во все уровни бюджетов поступило 8,6 млрд. рублей налоговых платежей и других доходов, что на 27,3 процента больше, чем за предыдущий год. Кроме того, на территории области было собрано 4,4 млрд. руб. единого социального налога. По сравнению с 2000 годом увеличены поступления налога на физических лиц в 1,6 раза, акцизов - в 1,3 раза, платежей за пользование природными ресурсами - в 1,6 раза. Надеюсь, что и в этом году работа по сбору налогов и платежей будет такой же эффективной.

Правительство области наметило ряд конкретных действий по мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.

Прежде всего, это организация совместной согласованной работы налоговых, финансовых органов и других контролирующих структур по выполнению юридическими лицами бюджетных назначений на 2002 год.

Хотел бы выделить в этой фразе слово "совместной". Многие из этих структур являются территориальными органами различных федеральных министерств и ведомств. Я с тревогой отмечаю, что в последнее время попытки Правительства области скоординировать свои действия с действиями этих органов, наладить именно совместную согласованную работу не находят должного понимания и поддержки именно у тех, у кого по долгу службы они должны ее находить. И речь идет не только о важной, но узкой сфере сбора налогов.

Все должны понимать: от такой позиции проигрывают не только область, но и федеральный центр, и федеральный округ. Никому не должно быть позволено делать из ветвей и уровней власти лебедя, рака и щуку.

В числе других мер пополнения бюджета - помощь администрациям районов и городов в получении задолженности и текущих арендных платежей за землю, сокращение задолженности населения за полученные коммунальные услуги, доведение уровня этих платежей до федерального стандарта.

За прошлый год задолженность жителей области по коммунальным платежам выросла почти вдвое и составила на начало года 211 млн.

рублей. На ту же дату стандарт уровня платежей граждан по жилищно- коммунальным услугам доведен до федерального стандарта в 80 процентов менее чем в половине районов и городов области.

Особая статья пополнения бюджета - заработная плата. В бюджете 2002 года налог на доходы физических лиц составляет свыше 20 процентов налоговых доходов. В этом году мы провели совещания с руководителями всех отраслей народного хозяйства, где поставили вопрос о повышении средней зарплаты работающих. Например, в сельском хозяйстве - до 2200 рублей в месяц. Кроме роста налоговых поступлений, сокращения долгов населения за жилищно-коммунальные услуги повышение зарплаты приведет к увеличению платежеспособного спроса в сфере потребления, что в свою очередь означает оживление во многих отраслях производства.

Памятуя о том, что из 50 депутатов областной Думы 33 являются руководителями предприятий и организаций, я еще раз настойчиво напоминаю об этой проблеме. Думаю, свое слово тут должны сказать главы муниципальных образований, профсоюзы.

Понимаю, что вопрос не простой. Тем не менее решать его надо.

* * * Сегодня на всех уровнях много говорится и пишется о неурегулированности межбюджетных отношений, что является не только основным раздражителем во взаимоотношениях между властями разных уровней, но и определенным тормозом в социально-экономической развитии регионов. Особенно страдают при этом интересы местного самоуправления.

Мы не закрываем глаза на эту проблему. Вам известно, что при доработке областного бюджета на 2002 год интересы ряда крупных муниципальных образований были учтены. Так, доходная часть бюджета города Кирова увеличена к первоначальному проекту на 470 млн. рублей.

Однако объективное существование проблемы не снимает с глав муниципальных образований обязанности вносить свою лепту в улучшение финансового состояния области, в выполнение своих бюджетных обязательств. Тем не менее и сегодня приходится слышать, что область кого-то обделила, у кого-то отобрала лишнее. В то же время ряд глав муниципальных образований выполняют наши с ними соглашения об оздоровлении финансов далеко не в полной мере, допускают неэффективное использование бюджетных средств. Эти обвинения зачастую лишь прикрывают просчеты, а порой и неблаговидные действия местных властей.

Когда начинаем разбираться, выясняется: все, что положено по закону, перечислено. И тут можно посоветовать только одно: самим надо лучше работать! Конечно, эта проблема касается не только нашей области, но и других регионов. Недавно в Кирове побывал заместитель председателя комитета Госдумы по финансам и бюджету Сергей Иванович Штогрин. Он рассказал, что сегодня в Госдуме готовятся изменения в законодательстве, суть которых в следующем: если глава муниципального образования использует выделенные бюджетные средства не по назначению, можно ставить вопрос об отстранении его от должности.

Думаю также, что дальнейший переход на казначейскую систему исполнения областного бюджета позволит уже на стадии финансирования осуществлять предварительный контроль за расходованием бюджетных средств.

* * * Уважаемые депутаты! Не открою Америку, если скажу: главным источником наполнения бюджета был и остается реальный сектор экономики: промышленность, транспорт, торговля, сфера услуг, мелкий и средний бизнес и т.п. В какой мере мы можем на него рассчитывать в этом году, учитывая итоги работы в году минувшем? Результаты работы отраслей промышленности в 2001 году широко публиковались в прессе, обсуждались на многочисленных совещаниях.

Поэтому остановлюсь лишь на некоторых цифрах, фактах, тенденциях.

Прежде всего, нужно отметить, что за минувшие годы не произошло существенного изменения структуры промышленности. Так, по-прежнему велика в ней доля предприятий военно-промышленного комплекса, и, соответственно, велика зависимость показателей работы машиностроения и промышленности в целом от состояния "оборонки".

Мы никогда не скрывали, что заметный прирост объемов промышленного производства в 1999-2000 годах обеспечили именно предприятия военно-промышленного комплекса. И соответственно, спад в 2001 году - тоже они.

Если не учитывать показатели "Авитека", "Сельмаша" и "Молота" - все это оборонные предприятия, - то промышленность сработала почти на уровне 2000 года: рост физического объема промышленной продукции составил 99,3 процента. Если учитывать - объемы упали на 11,5 процента.

На названных предприятиях это произошло по объективным, не зависящим от предприятий причинам. Тому же "Авитеку" в 2000 году удалось получить большой экспортный заказ на сотни миллионов долларов.

К 2001 году он был выполнен. Сегодня идет работа по заключению новых контрактов, и прогнозы достаточно оптимистичные. Поэтому я ни в коей мере не отказываюсь от высокой оценки работы этого коллектива, которую дал прошлой осенью на 70-летнем юбилее предприятия.

Словом, впадать в панику нет оснований. Но ряд выводов для себя нам следует сделать.

Первое - нельзя рассчитывать на сиюминутный, быстрый эффект от действий власти по поддержке конкретного предприятия, тем более отрасли. Работа должна идти на перспективу.

Второе - нельзя успокаиваться временным успехом, надо работать последовательно, постоянно, все время наращивая усилия.

Объясню, что я имею ввиду. В 1997-1998 годах областная Дума и администрация области разработали ряд целевых программ развития базовых отраслей промышленности, в рамках которых был осуществлен целый комплекс мер по поддержке предприятий. Программы были реализованы, предприятия, казалось, прочно встали на ноги. И мы успокоились. Оказывается, рано.

Локомотив экономики не может двигаться по инерции, нужно постоянно подбрасывать в топку топливо. То есть экономике постоянно нужны внимание органов государственной власти, правовая поддержка, привлечение инвестиций и так далее.

Причем, мы не должны ослаблять внимание не только к отстающим сегодня отраслям, но и к тем, что работают с прибавкой. Без этого их успех может оказаться временным.

К слову сказать, в большинстве отраслей промышленности в прошлом году достигнуто увеличение выпуска продукции: в цветной металлургии;

лесохимической; микробиологической; полиграфической; в промышленности строительных материалов; легкой; пищевой и ряде других. Да и предприятия машиностроения увеличили выпуск многих видов продукции производственно-технического назначения, комплектующих для отечественной техники и импортозамещающих товаров.

В течение всего года сохранялись высокие темпы роста в нефтехимической промышленности. Индекс физического производства продукции составил по отрасли более 119 процентов. Техническое перевооружение производства, осуществляемое на Кировском шинном заводе, позволило увеличить выпуск шин на 22 процента, в том числе для легковых автомобилей - в 1,6 раза.

Оживление инвестиционной деятельности способствовало росту производства на предприятиях промышленности строительных материалов.

Освоено производство экономичного вида продукции - ячеистого бетона.

Высокий темп роста достигнут в новой для нас отрасли промышленности - нефтедобывающей: годовая добыча нефти составила 4,8 тыс. тонн, что на 23 процента превышает объем 2000 года. Это добрый предвестник той большой вятской нефти, о которой мы мечтаем и к которой год за годом настойчиво идем.

В традиционной для нас меховой промышленности производство товаров выросло на 14,4 процента. Наметившееся в 1 полугодии прошлого года из-за недостатка сырья снижение объемов производства натуральных кож, благодаря повышению таможенных пошлин на вывозимое кожевенное сырье, остановлено. Уже в декабре выпуск кожтоваров увеличился к предыдущему месяцу в 3,6 раза.

* * * Но очень непростая ситуация складывается в лесопромышленном комплексе. Здесь именно тот случай, о котором я говорил: сумев поднять отрасль, мы не сумели удержать ситуацию в ней под контролем.

Вспомните: в 1999-2000 годах лесной комплекс области шел на подъем. Тогда наряду с некоторой стабилизацией железнодорожных тарифов, цен на энергоносители, свое плечо подставили отрасли областная Дума и администрация области, предоставив предприятиям налоговые льготы, ссуды на создание межсезонных запасов древесины, товарные кредиты.

В начале прошлого года произошел скачок цен на горюче-смазочные материалы, выросли железнодорожные тарифы, сократился спрос на некоторые виды продукции. И небольшой запас прочности, который к тому времени имела отрасль, быстро оказался исчерпанным. Правительство области, его лесной департамент ухудшение ситуации не спрогнозировали, своевременных мер по стабилизации положения принять не сумели.

В результате вывозка и переработка древесины сократились, и если в 2000 году лесопромышленный комплекс получил 213 млн. рублей прибыли, то в прошлом году в целом оказался убыточным.

Что мы здесь намерены делать? Во-первых, в отрасли есть руководители, есть трудовые коллективы, способные нейтрализовать влияние объективных отрицательных факторов и найти выход из сложившейся ситуации. Такие руководители возглавляют, например, акционерные общества "Волмангалес", "Майсклес", "Домостроитель", Лузский ЛПК и другие предприятия.

Во-вторых, Правительство области вновь берет отрасль под свой пристальный контроль. В частности, разработана и утверждена Концепция реформирования лесопромышленного комплекса до 2005 года. На ее финансирование предусмотрено выделить 2 млрд. 375 млн. рублей (за счет собственных средств предприятий, банковских кредитов, средств федерального и областного бюджетов, внешних инвестиций).

В-третьих, есть реальная надежда, что в скором времени будет восстановлена управляемость отрасли со стороны федерального центра.

Все последние годы мы не уставали говорить Правительству России о жизненной необходимости этого шага. На днях в Сыктывкаре состоялось заседание Совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, на котором ряд губернаторов лесных областей и республик вновь подняли вопрос о создании Министерства леса как главного штаба отрасли.

Очевидно, обсуждение продолжится на ближайшем заседании Правительства России, и я уверен, вопрос будет решен положительно.

* * * Уважаемые депутаты! Продолжая разговор о том, как на "погоду" в отрасли, в городе, районе, да и во всей области может влиять отдельно взятое предприятие, и какова сегодня роль управления, я не могу обойти вниманием Кирово-Чепецкий химический комбинат. Но здесь абсолютно другая ситуация, чем, скажем, на "Авитеке".

На протяжении последних лет, а именно с 1998 по 2000 годы, на комбинате складывалась устойчивая тенденция роста всех основных показателей работы с темпом прироста 11-14 процентов в год.

Сохранялась она и в январе-мае 2001 года. Так, объем производства в эти месяцы вырос на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но с июня по декабрь эти достижения, по сути дела, были сведены на нет. По итогам 2001 года физические объемы производства упали на 7,8 процента (в том числе на 11,1 процента на заводе полимеров и на 6,1 процента - на заводе минеральных удобрений).

Что же за "катастрофа" произошла на комбинате? Да ведь действительно катастрофа, без всяких кавычек: сменилось руководство - и ослабло влияние государства на управление работой предприятия.

Нынешний менеджмент не справляется с поставленными задачами. Впрочем, это не совсем верно. С задачами, поставленными крупными частными инвесторами, как раз справляется. Другое дело, что это за задачи и какими методами они решаются. Некоторый ответ на этот вопрос дает шестой номер журнала "Химия и рынок" за прошлый год, где опубликовано пространное интервью с Борисом Вениаминовичем Гидасповым, президентом финансово-промышленной группы "Интерхимпром" и членом совета директоров Кирово-Чепецкого химкомбината. Так вот он откровенно заявляет (цитирую): "Российские ФПГ и другие аналогичные структуры по- прежнему являются замкнутыми кланами, управляемыми узкой группой по принципу "Cosa №ostra". Конец цитаты. Ну, что к этому можно добавить! Известно, что новое руководство приведено к власти именно "Интерхимпромом". Его попытки изменить систему реализации продукции в интересах компаний, аффилированных с одним из основных акционеров - агрохимической корпорацией "Азот" - на несколько месяцев остановили реализацию продукции, привели к потере части рынка, снижению отпускных цен. Прекратились частные инвестиции в развитие комбината, свернуты работы по ранее утвержденным советом директоров направлениям социальной поддержки работников. Комбинат не получил ожидаемой прибыли, сократилась доля налоговых поступлений в бюджет области. И все это происходит на предприятии, которое является стратегически важным для всей экономики России, составляет основу и обеспечивает благосостояние крупного города.

Мне могут возразить, что на химкомбинате вовремя выплачивается заработная плата, вводится новое технологическое оборудование. Но вместе с тем растет и кредиторская задолженность по банковским обязательствам. Все это загоняет предприятие в угол. Но когда мы говорим об этом, со стороны руководства предприятия звучат обвинения в, якобы, давлении на команду профессионалов. В то же время, когда приходится худо, эта команда обращается за помощью к Правительству области. Как это было в прошлом декабре, когда "Газпром" решил сократить лимит потребления комбинатом природного газа. Проблему удалось решить положительно только после моего обращения к председателю правления "Газпрома" Алексею Борисовичу Миллеру.

О ситуации на комбинате я докладывал Президенту России, и он дал поручение Минимуществу, владельцу половины государственного пакета акций комбината, впредь согласовывать все проблемные вопросы предприятия с областным Правительством.

Почему я еще так подробно останавливаюсь на работе химкомбината? Чтобы показать проблему взаимоотношений областной власти и собственника. Я уже не раз говорил, что для Правительства области важно не то, кто именно владеет предприятием, а то, насколько по- хозяйски собственник относится к своему производству: развивает ли его, поднимает ли зарплату работникам, создает ли новые рабочие места, своевременно ли платит налоги? И если этого нет, зачем такой собственник нужен? В этом случае государство должно вмешаться. К сожалению, события на химкомбинате показывают, что на сегодняшний день ситуация развивается по самому неблагоприятному сценарию.

К счастью, есть и другие примеры, когда Правительство области находит общий язык с собственником, и налаженное сотрудничество продуктивно для обеих сторон, для области в целом. Здесь можно назвать и Кирсинский кабельный завод, и Песковский литейный, и завод ОЦМ, и Кировский шинный.

* * * Одним из ярких примеров подобного сотрудничества является Кировский шинный завод. В прошлом году на этом предприятии была пущена в строй современная протекторная линия - первая подобная в России.

Выступая на церемонии, инвестор проекта и основной акционер завода господин Судхир Гупта отметил, что Кировская область становится все более привлекательной с точки зрения вложения капитала в производство.

Нынче рост объемов производства (до 20-25 процентов) на шинном заводе ожидается именно за счет увеличения инвестиций на приобретение и монтаж современного оборудования. За счет этого предусматривается увеличить выпуск шин на 500 тыс. штук в 2002 году и на 1 млн. штук, начиная с 2003 года.

Не боится вкладывать деньги в расширение производства мебели на современной технической основе на ОАО "Домостроитель", что в Вятскополянском районе, и известная шведская фирма "ИКЕА". Есть еще ряд примеров успешного вложения зарубежного и отечественного капитала в производство на вятской земле.

В целом в минувшем году освоено 5,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или в сопоставимых ценах 100,9 процента к уровню предшествующего года.

В ближайшие годы планируется осуществить восемь крупных инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе и не менее 15 - в машиностроении, что позволит обеспечить заметный рост объемов производства в этих и смежных отраслях.

Как сообщает известный экономический журнал "Эксперт", по одному из важных для инвесторов показателей - инвестиционному риску - Кировская область отнесена к небольшой группе регионов с наиболее динамичным снижением этого показателя. Здесь рейтинг области повысился на 11 пунктов - среди российских регионов мы переместились с 39-го до 28-е место.

За минувшие годы мы с вами создали для инвесторов благоприятный законодательный режим. Создаем и нормальные условия для развития производства. Скажем, потенциальные партнеры Верхнекамского фосфоритного рудника по разработке месторождения, когда речь заходит об инвестициях, тут же задают вопрос о наличии на предприятии природного газа. А его нет. (В скобках замечу, что планируется включение рудника в целевую программу "Приволжье", а также строительство карьера с проектной мощностью до 400 тысяч тонн руды в год).

Вы знаете, что Президент России Владимир Владимирович Путин резко осудил позицию федеральных властей прошлых лет, которые не выполнили своих обязательств в части финансирования программ газификации Кировской области. По сути дела, федерального финансирования этих работ не было, в то время как область за последние пять лет вложила в строительство газопроводов, газораспределительных станций, прокладку газоразводящих сетей, перевод котельных на газ 544 млн. рублей.

Представленная Президенту программа газификации области рассчитана на 2002-2006 годы и оценивается в сумму 2,1 млрд. рублей.

Треть из них - доля федерального бюджета, столько же - областного, остальное должен взять на себя "Газпром". И в качестве первого взноса газовой монополии - финансирование строительства газопровода Яр- Омутнинск, которое нужно закончить уже к концу текущего года. 60 процентов необходимого количества труб уже завезено.

Перевод на природный газ ряда районов нашей области - и прежде всего северо-восточного куста - даст мощный толчок социально- экономическому развитию области.

Столь же важным для привлечения инвестиций, для развития межрегиональных связей стала сдача в эксплуатацию на территории области участков федеральной автодороги Санкт-Петербург - Екатеринбург. В прошлом году мы сдали участок на границе с Пермской областью, два года назад - на границе с Костромской. Когда пермяки выполнят свою часть работы, это позволит нам, образно говоря, широко распахнуть транспортные "окна" области на запад и восток. А в этом году мы начинаем строительство еще одного важного транспортного звена - мостового перехода через Вятку в Вятскополянском районе, которое приблизит к нам соседние южные республики.

Будем продолжать работу по возобновлению нормальной работы Кировского аэропорта. В этом нам поможет заключенный с Министерством транспорта России Договор о взаимодействии в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса области.

Главным из событий внешнеэкономической деятельности является открытие в прошлом году в Бейруте "Кировского дома в Ливане", где представлена продукция ведущих предприятий области. Также были получены предложения открыть "Кировские дома" в Кувейте, Иране и Сирии. Мы расширяем свое присутствие на азиатских рынках - в будущем это может стать очень важным источником развития нашей экономики.

* * * К сожалению, на нынешнем этапе рыночных преобразований очень слабо работает такой источник инвестиций как долгосрочные кредиты банков. Здесь надо думать сообща, как сделать инвестиции в производство привлекательными для банковской системы, какие льготы и гарантии мы можем тут предоставить банкам.

Говоря о таких кредитах, мы должны иметь в виду не только гиганты нашей индустрии, но и малый бизнес, в первую очередь производственный, который оказывает услуги и производит товары. Дело во многих случаях за малым - за начальным капиталом.

В конце прошлого года на заседании Госсовета рассматривалась Концепция государственной политики в области развития малого предпринимательства. Выступая на Президиуме Госсовета, Президент России отметил: "Малый бизнес, который может и должен составлять основу жизнедеятельности государства, развивается стихийно и подчас не благодаря, а вопреки нашим усилиям в этой сфере".

Хочу заметить, что вопрос об усилении внимания к предпринимательству я поднимал в обращении к областной Думе два года назад. И, надо сказать, кое-что в этом отношении было сделано. Принята и реализуется программа поддержки и развития малого предпринимательства. В рамках ее в минувшем году создано около 100 малых предприятий, это более 1300 новых рабочих мест.

Тем не менее с оценкой Президента мы должны согласиться. Работы в этой сфере еще очень много. Срок действия программы в этом году заканчивается, и назрела необходимость разработки новой среднесрочной или даже долгосрочной программы, которая бы обеспечила устойчивый рост малого бизнеса как одного из важнейших источников пополнения бюджета, инструмента создания новых рабочих мест и снижения социальной напряженности в регионе.

Сегодня мы, в частности, ставим задачу довести удельный вес предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений не менее чем до 10 процентов.

Уверен, свою роль в предстоящей большой работе сыграет новое, профессиональное и энергичное руководство комитета по поддержке и развитию предпринимательства при Правительстве области. А определенный толчок в укреплении взаимоотношений между предпринимателями и властью - запланированный на этот год визит в нашу область Президента Российской торгово-промышленной палаты Евгения Максимовича Примакова.

* * * В предыдущем моем послании Думе в числе приоритетных отраслей - приоритетных вчера, сегодня и на перспективу - я назвал и сельское хозяйство, наш вятский агропромышленный комплекс. В минувшем году мы приняли Концепцию аграрной политики Кировской области до 2003 года и приступили к ее реализации. Мы расширили процесс реформирования АПК на основе интеграции и кооперации. В минувшем году продолжали действовать принятые ранее законы в поддержку села: о закупках продукции в региональный фонд, об установлении нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и вырабатываемой из него готовой продукцией, о социальной защите руководителей сельхозпредприятий и другие.

Все это вместе взятое способствовало успеху отрасли. После двух неурожайных лет мы собрали 1 млн. 162 тысячи тонн при средней урожайности зерновых и зернобобовых культур 19,3 центнера с гектара.

Такой урожайности не было даже в "эпоху Паузина", когда область дважды собирала рекордный урожай. Но все-таки, положа руку на сердце, тогда было другое время, когда крестьяне порой не знали, как освоить выделяемые из бюджета средства. Сегодня, наоборот, не знаем, где эти средства найти. И вот в такой сложнейшей ситуации земледельцам удалось взять большую высоту.

Одним только этим труженики села доказали всем скептикам, что село - не "черная дыра", куда улетают бюджетные средства, доказали, что вложенные средства возвращаются сторицей.

По другим основным производственным показателям в сельском хозяйстве достигнут такой же заметный рост к предыдущему году.

Сегодня 46 процентов сельскохозяйственных предприятий закончили год с прибылью. В 1996 году их было всего 5 процентов. А рентабельность сельскохозяйственного производства за год выросла более чем вдвое - с 4 до 9 процентов.

Мы по заслугам чествовали селян. 500 лучших животноводов и столько же комбайнеров получили губернаторские премии. Это была не просто денежная компенсация их нелегкого труда, но дань огромного уважения к хлеборобу, крестьянину. Вице-премьер Правительства России Алексей Васильевич Гордеев назвал достижения кировчан в прошлом году "весомым вкладом в общий успех земледельцев России".

Несколько лет назад в печати промелькнуло сообщение, что коллектив Лугоболотной опытной станции собирается поставить памятник корове. Однако, учитывая результаты прошлогодней работы животноводов, следовало бы прежде всего поставить памятник труженикам ферм, которые увеличили удой молока от коровы до 2888 килограммов в год. По приросту надоев мы были на 14 месте в России, на первом - в Приволжском федеральном округе. Причем наивысшая производительность дойного стада - 4672 килограмма достигнута именно в Оричевском районе.

Однако идея увековечить заслуги буренки тоже оправданна. Корову не зря на селе называют "печатным станком". Сегодня животноводство обеспечивает 70 процентов доходов сельхозтоваропроизводителей, и нам необходимо сконцентрировать усилия на интенсификации этой отрасли.

В настоящий момент АПК области полностью удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. По производству мяса мы занимаем 18 место среди регионов России, яиц - 29-е, овощей - 5-е, картофеля - 19-е место.

Однако хочу еще раз повторить высказанную ранее мысль: нельзя успокаивать себя достигнутыми успехами. Особенно это относится к селу.

Ведь нынешний рекордный урожай мы, образно говоря, посеяли еще в 1997 году, когда определили свою политику в отношении аграрного сектора экономики. И все последующие годы мы посеянные зерна трудолюбиво удобряли и поливали.

Наши сегодняшние действия должны быть обращены в будущее. А оно внушает серьезную тревогу. Над селом висит самый настоящий дамоклов меч - все та же пресловутая проблема износа основных фондов. В сельском хозяйстве она еще более остра, чем в промышленности, на транспорте, в энергетике. Износ сельхозтехники, особенно комбайнов, составляет около 85 процентов. Денег у хозяйств на обновление парка сельхозмашин нет. Выход только один - получение техники по лизингу. В прошлом году мы резко активизировали работу в этом направлении.

Областная дума утвердила областной закон о лизинге. В областном бюджете на 2002 год предусмотрено выделить на обновление парка тракторов, комбайнов, закупку племенного скота 75 млн. рублей. Для области деньги большие, а для реального улучшения ситуации - крохотные.

Мы попросили помощи у федерального центра. Попросили не просто так. Еще в 30-е годы академик Прянишников и другие ученые выдвинули идею "осеверения" земледелия. Ее суть в том, что такие регионы, как Кировская область, могут стать основным поставщиком продовольствия для российского Севера. Уже сегодня область, имея короткое транспортное плечо, значительную часть излишков производимых продуктов питания поставляет в Республику Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Архангельскую область и другие северные территории.

Одним словом, идеи академика Прянишникова мы уже воплощаем в жизнь. Владимир Владимирович Путин во время нашей встречи поддержал намерения кировчан и дал соответствующие поручения вице-премьерам Алексею Леонидовичу Кудрину и Алексею Васильевичу Гордееву. В настоящее время лимит средств, которые мы должны в этом году получить из федерального лизингового фонда, утвержден в размере 103 млн.

рублей.

* * * Уважаемые участники заседания! Говоря о лизинге, инвестициях, налоговых льготах и других мерах по поддержке села, мы заботимся не просто о развитии сельскохозяйственного производства, но прежде всего о тех, кто в этом производстве участвует - о людях, о их насущных потребностях, о повышении уровня и качества жизни человека труда.

Иными словами - наша хозяйственная политика имеет и всегда должна иметь четкую социальную направленность.

Эта направленность хорошо просматривается уже в разработанной администрацией и утвержденной облдумой в 1997 году Концепции социально- экономического развития области на период до 2000 года.

Эта направленность продолжена и углублена в новой концепции - на период до 2004 года, которая на днях будет мной подписана. Среди 15 основных разделов этого документа многие посвящены именно социальной политике. Выделены, например, такие приоритеты:

обеспечение бюджетных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, а также социальных льгот, субсидий, пособий и компенсаций населению;

социальная защита детей, ветеранов и инвалидов;

обеспечение стабильного функционирования учреждений здравоохранения и образования;

обеспечение здоровой среды обитания;

укрепление правопорядка и законности и так далее.

В развитие данной Концепции будут разработаны комплексные программы по каждому направлению. Часть из них уже принята и реализуется, например, программа развития культуры и сохранения культурного наследия Кировской области "Вятская земля" на 2001-2005 годы; программа содействия занятости населения на 2001-2003 годы;

целевая программа борьбы с преступностью на 2000-2002 годы.

Другие программы и проекты законов в стадии разработки. Так, например, на экономическом совете при губернаторе обсужден проект закона "О социальном развитии села", на выходе очень нужная программа оказания сельским труженикам зубоврачебной помощи. И так далее.

Таким образом, Правительство области выстраивает перспективу.

Местным властям также необходимо заниматься этой работой. Пока аналогичные программы социально-экономического развития существуют только в Белохолуницком, Верхнекамском и Оричевском районах. Считаю, что администрациям других районов и городов нужно срочно обратиться к опыту своих более грамотных в этом отношении коллег.

* * * Говоря о перспективах развития области, хочу обратить ваше внимание на объекты, которые мы ввели в строй в прошлом году. Это три школы на 252 ученических места в Яранском, Нолинском и Нагорском районах, амбулатория в селе Лаж Лебяжского района, больница в селе Карино Слободского района, библиотека в поселке Кумены, ряд других подобных объектов.

В этом году планируются к вводу в эксплуатацию Боровицкая участковая больница в Мурашинском районе, лечебный корпус в г. Уржуме, поликлиника на ст. Просница, амбулатория в с. Бисерово Афанасьевского района. Будет строиться школа в пос. Юрья. Это не просто здания, это будущее - села, поселка, района, области.

А будущее - это прежде всего молодежь. Минувший год был объявлен в нашей области Годом молодежи. И своеобразной кульминацией Года стал третий областной слет молодежи "Наше поколение". Как подчеркнул выступавший на нем заместитель министра образования России Юрий Васильевич Коврижных: "Успехи молодежной политики, проводимой в Кировской области, известны и на федеральном уровне".

Приятно было это слышать, хотя, может быть, об особых успехах говорить пока преждевременно. По-прежнему неразрешимой проблемой для многих молодых семей остается жилищная. Мы, конечно, находим на строительство средства в областном бюджете. В семи районах строим дома для молодых семей, а в поселке Оричи построили жилой дом для ребят- сирот. Мы уже не первый год выделяем лесные субсидии до 150 кубометров древесины, и многим молодым семьям это помогло в решении жилищного вопроса. Разработана программа строительства жилья для семей, где муж или жена работают в бюджетной сфере. Благодаря договору с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа разворачиваем строительство домов для тех, кто хочет перебраться из районов Крайнего Севера поближе к центру России - и часть строящегося жилья получают нуждающиеся кировские бюджетники (в том числе молодые). Мы начали разработку концепции ипотечного жилищного кредитования:

Все это есть. Но острота проблемы не снимается. И ни одному региону ее в одиночку не снять. Решение следует все же искать на государственном уровне.

И в том, что такая возможность в принципе существует, говорит другой проект, реализованный Правительством области совместно с Пенсионным фондом.

Недавно у нас побывал председатель Правления Пенсионного Фонда России Михаил Юрьевич Зурабов. Благодаря его государственному подходу к проблемам пожилых людей, мы заключили соглашение об использовании недоимки предприятий области по страховым взносам в Пенсионный фонд для реконструкции и строительства домов-интернатов. В рамках соглашения удалось освоить 117 млн. рублей. (Отмечу, что по всем федеральным программам Кировская область получила почти такую же сумму).

В результате буквально за год-полтора проведены работы, которых люди ждали десятилетиями: заново построены или капитально отремонтированы корпуса, закуплено медицинское оборудование. В г. Кирове открыт реабилитационный центр для инвалидов на базе профилактория акционерного общества "Метако". Уникальная медицинская техника, отличные условия для лечения и проживания, трудовой реабилитации - все сделано не просто на областном, но на российском уровне.

В профилактории пройдут лечение и реабилитацию сотни участников вооруженных конфликтов на Северном Кавказе.

Это ведь тоже в основном молодые люди. Мы много сделали для создания системы гарантированного обеспечения старости. Будем продолжать эту работу и дальше. Но сегодня мы должны также создать и систему социальных гарантий, социальной поддержки молодежи.

* * * Помимо жилья и трудоустройства острой проблемой для молодежи остается получение образования. Последние годы в нашей области система высшего и среднего образования бурно развивалась. Сегодня мы имеем 22 вуза, 50 техникумов и колледжей. Сам по себе это факт отрадный. Вместе с тем обострилась проблема бесплатного образования. Социальное расслоение общества привело к тому, что далеко не всем семьям даже со средним достатком хватает сил выучить сына или дочь. Что уж говорить о малообеспеченных слоях населения. Позиция исполнительной власти вам известна: более 400 ребят из глубинки поступают в кировские вузы по целевому набору. Десятки из них получают стипендии, учрежденные Правительством области. Мы приняли также решение о выделении грантов на научно-исследовательскую деятельность и проведение студенческих научных конференций.

Вместе с тем, ситуацию с платным образованием нужно менять в принципе. Тем более в ряде зарубежных стран законодательно запрещено брать со студентов деньги за учебу. Депутатам областной Думы вместе с Правительством стоит подумать, какие предложения мы можем представить в Госдуму по корректировке ситуации.

Есть и вторая проблема. Большое количество вузов и средних учебных заведений приводит к тому, что идет перенасыщение рынка труда рядом профессий (например, юристов и бухгалтеров). Это проблема, которая должна волновать и исполнительную власть, и, законодательную, и руководителей предприятий и организаций. Областной Думой в первом чтении принята Программа развития образования области, и этот вопрос также должен быть в ней отражен.

Третья проблема - техническое обеспечение учебных заведений. Без обеспечения государственных школ, вузов, техникумов современным оборудованием, компьютерной техникой, особенно на селе, где потенциально самая здоровая физически и нравственно часть населения, мы рискуем остаться на обочине прогресса.

Конечно, мы стараемся решать эту проблему. Так, в рамках областной программы компьютеризации в сельские и поселковые школы были поставлено почти 500 новых компьютеров. А надо бы в 10, в 20 раз больше! * * * Уважаемые депутаты! В последнее время мы все больше говорим о программе здорового образа жизни. В прошлом году она обсуждалась на многих совещаниях, встречах, конференциях. Прямо скажем, не все верили в своевременность, а главным образом, решаемость проблемы здорового образа жизни, обращенной прежде всего к молодежи. Но недавнее заседание Госсовета под председательством Президента России, на котором обсуждались вопросы развития физкультуры и спорта, показали, что мы, пользуясь спортивной терминологией, сыграли на опережение, что мы движемся в верном направлении.

Действительно, широко известны имена выдающихся спортсменов области - конькобежки Марии Исаковой, хоккеистов Александра Мальцева и Владимира Мышкина, биатлониста Владимира Меланьина. Все они начинали с так называемого дворового спорта и уже оттуда пришли в большой спорт.

Их пример еще раз показывает, что необходимость развития массовой физкультуры рождена не в кабинетах, а самой жизнью.

Судите сами: за последние годы в нашей области число военно- патриотических клубов выросло с 9 до 36-ти. В них активно занимаются сотни ребят. Не было бы потребности - никакая сила не смогла бы заставить эти клубы работать. Только в прошлом году открыто 15 физкультурно-оздоровительных клубов. В итоге на 1 января этого года общее количество таких клубов составило 166.

Но надо опять же в 10 раз больше, чтобы отвлечь ребят от бесцельного времяпрепровождения, от пьянства и наркомании, от компьютерных залов, где они готовы просиживать дни и ночи.

Поможет в этом принятая Правительством области на 2002 год программа "За здоровый образ жизни". На ее реализацию запланировано выделить более 9 млн. рублей. А известно, что один рубль, вложенный в профилактику, бережет 20 рублей, которые потом приходится тратить на медицину и раскрытие преступлений.

* * * Вот о раскрытии преступлений, а точнее о работе правоохранительных органов, хотел бы сказать несколько слов.

Не питаю пристрастия к различным "Кримэкспрессам" и прочим подборкам криминальных новостей, заполонивших средства массовой информации. Но по долгу службы смотреть и читать все это приходится.

Ведь таким образом пресса обращает внимание населения и органов власти на разгул преступности, царящий в сегодняшней России, побуждает нас к действию.

И вот читаю в журнале "Товар-деньги-товар" материал с пресс- конференции начальника управления внутренних дел области Алексея Михайловича Розувана, посвященной итогам работы кировской милиции в прошлом году. А потом смотрю в справку областной прокуратуры, посвященную тому же самому вопросу.

И вот что получается.

Розуван говорит: с 205 до 233 возросло количество раскрытых убийств.

Прокуратура возражает: Если в 1999 году раскрываемость убийств составляла 87,1 процента (а в г. Кирове - 74,1 проц.), то в 2001 году, соответственно, 80,6 и 63,8 процента.

Розуван утверждает: одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является борьба с преступными проявлениями в экономике.

У прокуратуры иное мнение: заметно снизилась в сравнении с предыдущим годом результативность борьбы с экономическими преступлениями, которых выявлено на 16,2 процента меньше.

Можно и дальше цитировать. Но кому верить? Наверное, все-таки данным, полученным в результате прокурорских проверок, а не доверчивому журналисту, который добросовестно пересказал все, что услышал на конференции.

В справке областной прокуратуры масса других тревожных цифр и фактов, свидетельствующих с неудовлетворительной работе кировской милиции и его руководства. И такой документ у меня не один.

Правда, прокуратура свой вывод излагает обтекаемо: мол, анализ деятельности органов внутренних дел и прокурорско-следственных работников свидетельствует, что организация работы "не адекватна складывающейся обстановке". Надо называть вещи своими именами: милиция работает плохо! Ее работа не устраивает ни Правительство, ни население области. Более того, я открыто заявляю, что ряд руководителей органов внутренних дел в силу многих причин не способны справиться с криминальной ситуацией в области, и буду добиваться их освобождения от должности.

Не совсем понятной мне кажется здесь и позиция прокуратуры области. Справки и отчеты она исправно составляет, а вот реального влияния на наведение порядка в работе милиции оказывает недостаточно.

Надеюсь, замена прокурора области изменит ситуацию.

* * * Возвращаюсь к теме отдачи вложенного в наши программы бюджетного рубля.

Как и деньги, вложенные в физическую культуру, на будущее области и России работают средства, которые мы вкладываем в сохранение и развитие культуры вообще. Тем более вятская культура имеет бесценный опыт, богатые традиции. В этом году мы должны завершить капитальный ремонт областного краеведческого музея и продолжить строительство театра кукол.

Областная Дума должна принять Закон "О государственной поддержке государственных музеев области".

Человек, уважающий свою культуру, традиции, человек сильный духом и телом, обязательно должен быть патриотом. Помните замечательные слова Александра Сергеевича Пушкина: "Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой ее Бог дал".

Программа патриотического воспитания, принятая недавно Правительством области, должна быть выполнена. Идея патриотизма и любви к родной земле должна пронизывать, одухотворять всю нашу работу.

* * * Уважаемые депутаты! Нынешний год станет годом подготовки и проведения важного государственного дела - Всероссийской переписи населения.

Многое уже для этого сделано, немало предстоит сделать. Уверен, что перепись в нашей области пройдет организованно и мы узнаем, сколько нас сегодня на вятской земле, где и в каких условиях живет население, сколько стариков и многодетных, с высшим образованием и с начальным... И еще очень много необходимых для текущей работы и планирования будущего данных даст нам эта перепись.

К сожалению, переписные листы ничего не скажут, какие мы: добрые или злые, растратчики нажитого или созидатели нового, космополиты или патриоты русской земли, родного отечества: Об этом через годы будут судить о нас потомки.

И мы должны быть такими и работать так, чтобы заслужить о себе доброе слово и добрую память.

Отрасли

  • 020.010.050.000.000 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>