Закон Московской области от 26.09.2006 № 153/2006-ОЗ «Об Уставном суде Московской области»

Справка

Полное название Закон Московской области от 26.09.2006 № 153/2006-ОЗ «Об Уставном суде Московской области»
Дата подписания 2006-09-26
Номер 153/2006-ОЗ
Источники официального опубликования
  • Ежедневные Новости. Подмосковье от 5.10.2006 г., № 185
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова закон, суд

Текст

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 26 сентября 2006 года № 153/2006-ОЗ Утратил силу - Закон Московской области от 20.04.2021 г. № 61/2021-ОЗ Об Уставном суде Московской области (В редакции Закона Московской области от 17.05.2007 г. № 61/2007-ОЗ) Принят постановлением Московской областной Думы от 20 сентября 2006 г. № 10/190-П Настоящий Закон определяет правовые основы организации идеятельности Уставного суда Московской области (далее - Уставныйсуд), статус его судей, общие принципы судопроизводства, а такжеособенности производства по отдельным категориям дел в Уставномсуде. Раздел первый. ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАВНОГО СУДА И СТАТУС ЕГО СУДЕЙ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Уставный суд - орган судебной власти Московскойобласти 1. Уставный суд - судебный орган уставного контроля,самостоятельно и независимо осуществляющий судебную властьпосредством судопроизводства в порядке, установленном настоящимЗаконом. 2. Деятельность Уставного суда направлена на защиту основныхправ и свобод человека и гражданина, обеспечение единства системыгосударственной власти, принципа осуществления государственнойвласти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную исудебную, точного применения Устава Московской области натерритории Московской области, на содействие в создании единойсистемы законодательства Московской области, упрочение законности вправотворчестве и применении права. 3. Уставный суд входит в судебную систему Российской Федерациии систему органов государственной власти Московской области. 4. Уставный суд обладает правами юридического лица. Статья 2. Правовая основа организации и деятельности Уставногосуда 1. Полномочия, порядок образования и деятельности Уставногосуда определяются Федеральным конституционным законом от 31 декабря1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",федеральными законами, Уставом Московской области, настоящимЗаконом. 2. Вопросы внутренней деятельности Уставного суда регулируютсяРегламентом Уставного суда (далее - Регламент). Статья 3. Полномочия Уставного суда 1. Уставный суд: 1) разрешает дела о соответствии Уставу Московской области: а) законов Московской области; б) нормативных правовых актов Московской областной Думы,Губернатора Московской области, Правительства Московской области,иных исполнительных органов государственной власти Московскойобласти, государственных органов Московской области; в) уставов муниципальных образований и нормативных правовыхактов органов местного самоуправления муниципальных образованийМосковской области; 2) разрешает споры о компетенции между органамигосударственной власти Московской области по предметам, находящимсявне пределов ведения Российской Федерации и совместного веденияРоссийской Федерации и Московской области; 3) дает толкование Устава Московской области; 4) вправе обратиться в Конституционный Суд РоссийскойФедерации с запросом о проверке на соответствие КонституцииРоссийской Федерации федеральных законов, норм Устава Московскойобласти и законов Московской области по вопросам совместноговедения Российской Федерации и Московской области, примененных илиподлежащих применению в конкретном деле; 5) обладает правом законодательной инициативы в Московскойобластной Думе. 2. Уставный суд разрешает дела, отнесенные к его ведению,исключительно по вопросам права и при осуществлении уставногосудопроизводства воздерживается от установления и исследованияфактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит вкомпетенцию других судов или иных органов государственной властиМосковской области. 3. Уставный суд не вправе рассматривать дела, отнесенные ккомпетенции Конституционного Суда Российской Федерации и иныхсудов, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 31декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочийУставного суда 1. Уставный суд состоит из семи судей, назначаемых надолжность на конкурсной основе Московской областной Думой сроком надесять лет по представлению Губернатора Московской области впорядке, устанавливаемом законом Московской области о порядкеназначения судей Уставного суда. 2. Уставный суд вправе осуществлять свою деятельность приналичии в его составе не менее двух третей от установленного числасудей. 3. Полномочия Уставного суда не ограничены определеннымсроком. 4. Вносимые в настоящий Закон изменения, касающиеся требованийк кандидатам на должности судей Уставного суда, состава, порядкаобразования, срока полномочий и перечня полномочий Уставного суда,применяются к судьям Уставного суда, назначенным на должности послевступления в силу закона Московской области о внесении указанныхизменений. Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидату на должностьсудьи Уставного суда 1. Кандидатом на должность судьи Уставного суда может бытьгражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющийвысшее юридическое образование и стаж работы по юридическойпрофессии не менее пяти лет. 2. Судьей Уставного суда может быть назначен кандидат,прошедший предварительное медицинское освидетельствование и неимеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи,обладающий высокой квалификацией в области права, и с безупречнойрепутацией. Статья 6. Основные принципы деятельности Уставного суда Уставный суд осуществляет судопроизводство на основе принциповзаконности, независимости, коллегиальности, гласности, устностиразбирательства, равенства всех перед законом и судом,состязательности и равноправия сторон, использования русского языка- государственного языка Российской Федерации, с предоставлениемвозможности участникам процесса пользоваться родным языком сучастием переводчика. Статья 7. Обязательность решений Уставного суда Вступившие в силу решения Уставного суда, а также его законныетребования, поручения, вызовы, обращения и другие распоряжения,вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности,подлежат неукоснительному исполнению всеми органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями, должностными лицами, юридическими и физическимилицами на всей территории Российской Федерации. Статья 8. Окончательность решений Уставного суда 1. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий,не может быть пересмотрено иным судом. 2. Уставный суд обязан пересмотреть принятое им решение, еслионо основывалось на нормах федерального закона, Устава Московскойобласти или закона Московской области, признанных впоследствииКонституционным Судом Российской Федерации неконституционными. Статья 9. Гарантии деятельности Уставного суда 1. Финансирование Уставного суда производится за счет средствбюджета Московской области и обеспечивает возможность независимогоосуществления судопроизводства в полном объеме. В бюджетеМосковской области ежегодно предусматриваются отдельной строкойнеобходимые для обеспечения деятельности Уставного суда средства,которыми Уставный суд распоряжается самостоятельно в соответствии сутвержденной Уставным судом сметой доходов и расходов. РасходыУставного суда не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущимфинансовым годом, за исключением года, следующего за годомобразования Уставного суда. 2. Уставный суд самостоятельно и независимо осуществляетинформационное и кадровое обеспечение своей деятельности. 3. Материально-техническое обеспечение деятельности Уставногосуда осуществляется в порядке, устанавливаемом ГубернаторомМосковской области. Имущество, переданное Уставному суду воперативное управление для осуществления его деятельности, являетсягосударственной собственностью Московской области. 4. Уставный суд обеспечивается нормативными правовыми актамиМосковской области, документами, другими информационными исправочными материалами, официально распространяемыми Московскойобластной Думой, Губернатором Московской области, ПравительствомМосковской области. 5. Не допускается ограничение правовых, организационных,финансовых, информационных, материально-технических, кадровых идругих условий деятельности Уставного суда, установленных настоящимЗаконом. Статья 10. Аппарат Уставного суда 1. Деятельность Уставного суда обеспечивает аппарат Уставногосуда. 2. В аппарате Уставного суда Председателем Уставного судаучреждаются должности государственной гражданской службы Московскойобласти в соответствии с Реестром должностей государственнойгражданской службы Московской области, а также должности, неотносящиеся к должностям государственной гражданской службыМосковской области и осуществляющие техническое обеспечениедеятельности Уставного суда. 3. Аппарат Уставного суда подчиняется Председателю Уставногосуда, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением обаппарате Уставного суда, утверждаемым Председателем Уставного суда,и Регламентом. 4. Аппарат Уставного суда обеспечивает организационное,научно-аналитическое, информационно-справочное, и иное обеспечениедеятельности Уставного суда, проводит прием посетителей,содействует судьям Уставного суда в подготовке дел и иных вопросовк рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщаетдеятельность органов государственной власти Московской области,органов местного самоуправления муниципальных образованийМосковской области по обеспечению исполнения решений Уставногосуда, осуществляет материально-техническое обеспечение Уставногосуда. 5. Штатное расписание и структура аппарата Уставного судаустанавливается Председателем Уставного суда по согласованию ссобранием судей Уставного суда в пределах сметы доходов и расходовУставного суда. Статья 11. Печать Уставного суда Уставный суд имеет печать со своим наименованием своспроизведением герба Московской области. Статья 12. Символы судебной власти Уставного суда 1. На здании, занимаемом Уставным судом, поднимается(устанавливается) флаг Московской области. В зале заседанийУставного суда находятся флаг Московской области, воспроизведениегерба Московской области. Судьи Уставного суда заседают в мантиях иимеют отличительный знак судьи Уставного суда. 2. Форма отличительного знака судьи Уставного судаустанавливается в Положении об отличительном знаке судьи Уставногосуда, которое утверждается Губернатором Московской области. 3. Отличительный знак судьи Уставного суда вручаетсяГубернатором Московской области или по его поручению уполномоченнымим лицом судье Уставного суда после принесения судьей Уставногосуда присяги. Статья 13. Удостоверение судьи Уставного суда 1. Удостоверение судьи Уставного суда выдается судье Уставногосуда на срок его полномочий. 2. Удостоверение судьи Уставного суда подписываетсяГубернатором Московской области и вручается Губернатором Московскойобласти или по его поручению уполномоченным лицом судье Уставногосуда после принесения им присяги. 3. Форма удостоверения устанавливается в Положении обудостоверении судьи Уставного суда, которое утверждаетсяГубернатором Московской области. 4. При удалении судьи в отставку председатель Уставного судапроставляет на удостоверении судьи отметку о нахождении судьи вотставке. Статья 14. Присяга судьи Уставного суда 1. На следующем после назначения на должность судьи Уставногосуда заседании Московской областной Думы в присутствии ГубернатораМосковской области или уполномоченного им лица, судей Уставногосуда, в торжественной обстановке перед Государственным флагомРоссийской Федерации и флагом Московской области вновь назначенныйсудья Уставного суда приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнятьобязанности судьи Уставного суда, подчиняясь при этом толькоКонституции Российской Федерации, Уставу Московской области, ничемуи никому более". 2. После принесения присяги судья Уставного суда имеет правоосуществлять правосудие. Глава 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА Статья 15. Статус судьи Уставного суда 1. Судьи Уставного суда являются лицами, замещающимигосударственные должности Московской области, статус которыхустанавливается настоящим Законом, Законом Московской области №16/97-ОЗ "О государственных должностях Московской области" идругими законами Московской области. 2. В Уставном суде устанавливаются следующие государственныедолжности Московской области: Председатель, заместительПредседателя, судья-секретарь, судья Уставного суда. Статья 16. Срок полномочий судьи Уставного суда 1. Судья Уставного суда назначается на должность на срок 10лет. 2. Предельный возраст для пребывания в должности судьиУставного суда - 70 лет. 3. Назначение на должность судьи Уставного суда на второй срокне допускается. 4. Судья Уставного суда считается вступившим в должность смомента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются впоследний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или вкотором ему исполняется 70 лет, либо на следующий день последосрочного прекращения полномочий в соответствии со статьей 24настоящего Закона. 5. Судья Уставного суда по окончании срока, на который он былназначен, продолжает осуществлять полномочия судьи до назначения надолжность нового судьи или до принятия итогового решения по делу,начатому с его участием. Статья 17. Ограничения для лиц, занимающих должности судьиУставного суда 1. Судья Уставного суда не вправе: 1) быть членом Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, депутатом Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации, Московской областной Думы,законодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации, представительных органовмуниципальных образований Московской области, занимать либосохранять за собой другие государственные, муниципальные илиобщественные должности, заниматься частной практикой,предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятиекоторой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьиУставного суда и не может служить уважительной причиной отсутствияна заседании, если на то не дано согласия Уставного суда. При этомпреподавательская, научная и иная творческая деятельность не можетфинансироваться исключительно за счет средств иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций, иностранныхграждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации или законодательствомРоссийской Федерации; (В редакции Закона Московской области от17.05.2007 г. № 61/2007-ОЗ) 2) быть третейским судьей или арбитром; осуществлять защитуили представительство, кроме законного представительства, в суде,арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни былопокровительство в получении прав и освобождении от обязанностей; 3) принадлежать к политическим партиям и движениям,материально их поддерживать, участвовать в политических акциях,вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампанияхпо выборам в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, присутствовать на съездах и конференцияхполитических партий и движений, заниматься иной политическойдеятельностью. Он не может также входить в руководящий составкаких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуютполитических целей; 4) выступая в печати, иных средствах массовой информации иперед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе,который изучается или принят к рассмотрению Уставным судом, допринятия решения по этому вопросу; 5) входить в состав органов управления, попечительских илинаблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческихнеправительственных организаций и действующих на территорииРоссийской Федерации их структурных подразделений, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации. (Дополнен - ЗаконМосковской области от 17.05.2007 г. № 61/2007-ОЗ) 2. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться какограничение права судьи Уставного суда свободно выражать свою волюгражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. 3. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебныхотношениях судья Уставного суда должен избегать всего, что могло быумалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызватьсомнение в его объективности, беспристрастности и справедливости. Статья 18. Гарантии независимости судьи Уставного суда 1. На судей Уставного суда распространяются положения оматериальном обеспечении и социальной защите, предусмотренныезаконодательством Московской области для лиц, замещающихгосударственные должности Московской области. Реализация гарантийнезависимости, неприкосновенности, материального обеспечения исоциальной защиты судей Уставного суда осуществляется за счетсредств бюджета Московской области. 2. Должностной оклад Председателя Уставного судаустанавливается в размере, равном должностному окладу ГубернатораМосковской области; заместителя Председателя Уставного суда - устанавливается вразмере равном должностному окладу первого заместителя ПредседателяПравительства Московской области; судьи-секретаря Уставного суда - устанавливается в размере,равном должностному окладу заместителя Председателя ПравительстваМосковской области, судьи Уставного суда - устанавливается вразмере, равном должностному окладу министра ПравительстваМосковской области. Статья 19. Неприкосновенность судьи Уставного Суда Судья Уставного суда неприкосновенен. Гарантиинеприкосновенности судьи Уставного суда устанавливаются федеральнымзаконодательством и настоящим Законом. Судья Уставного суда неможет быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе поистечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им прирассмотрении дела в Уставном суде, если только вступившим взаконную силу приговором суда не будет установлена виновностьданного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Статья 20. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи 1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлениюправосудия преследуется по закону. 2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существурассмотренных или находящихся в производстве дел, а такжепредставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как вслучаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Статья 21. Несменяемость судьи Уставного суда Судья Уставного суда несменяем. Полномочия судьи Уставногосуда могут быть прекращены или приостановлены не иначе как впорядке и по основаниям, установленным настоящим Законом. Статья 22. Равенство прав судей Уставного суда При осуществлении правосудия все судьи Уставного суда, включаяПредседателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Уставногосуда, пользуются равными правами. Статья 23. Приостановление полномочий судьи Уставного суда 1. Полномочия судьи Уставного суда приостанавливаются приналичии одного из следующих оснований: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда,вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либопривлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидатав состав законодательного (представительного) органагосударственной власти Российской Федерации или законодательного(представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации, органа местного самоуправления. 2. Приостановление полномочий судьи Уставного судапроизводится по решению собрания судей Уставного суда не позднеемесяца со дня выявления основания к приостановлению полномочийсудьи Уставного суда. 3. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии спунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи, не вправе участвовать взаседаниях Уставного суда, а также направлять официальные документыв государственные органы и организации, общественные объединения,должностным лицам и гражданам, и истребовать от них какие-либодокументы и иную информацию. 4. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая,когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу,не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признанбезвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшениеее размера, а также не влечет за собой снижение уровня иных видовматериального и социального обеспечения судьи и не лишает егогарантий неприкосновенности. 5. Полномочия судьи приостанавливаются до изменениясоответствующих обстоятельств, явившихся основанием кприостановлению полномочий судьи. Полномочия судьивосстанавливаются решением собрания судьей Уставного суда. Статья 24. Прекращение полномочий судьи Уставного суда 1. Полномочия судьи Уставного суда прекращаются по следующимоснованиям: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий всвязи с переходом на другую работу или по иным причинам; 3) достижение судьей предельного возраста пребывания вдолжности судьи или истечение срока полномочий судьи; 4) прекращение гражданства Российской Федерации; 5) вступление в законную силу обвинительного приговора суда вотношении судьи либо судебного решения о применении к немупринудительных мер медицинского характера; 6) вступление в законную силу решения суда об ограничениидееспособности судьи либо признании его недееспособным; 7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда обобъявлении судьи умершим; 8) ликвидация Уставного суда в связи с соответствующимиизменениями Устава; 9) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 10) неспособность по состоянию здоровья или по инымуважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 11) совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинствосудьи; 12) неучастие судьи в заседании Уставного суда или уклоненияего от голосования более двух раз подряд без уважительных причин. 2. Прекращение полномочий судьи Уставного суда осуществляетсярешением Московской областной Думы по представлению ПредседателяУставного суда. Представление вносится на основании решениясобрания судей Уставного суда об установлении факта наличияоснований для прекращения полномочий судьи Уставного суда. 3. Решение Московской областной Думы о прекращении полномочийсудьи Уставного суда принимается: на основании пунктов 1-8 части 1 настоящей статьи - путемоткрытого голосования большинством голосов от установленного числадепутатов Московской областной Думы; на основании пунктов 9-12 части 1 настоящей статьи - путемтайного голосования двумя третями голосов от числа избранныхдепутатов Московской областной Думы. 4. В случае отмены решения Московской областной Думы опрекращении полномочий судьи Уставного суда или отменысостоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебногорешения, указанного в пункте 5 части 1 настоящей статьи, судьяподлежит восстановлению в прежней должности с выплатойпричитающейся ему заработной платы. Статья 25. Отставка судьи Уставного суда 1. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочияпрекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 6, 8, 10части 1 статьи 24 настоящего Закона. 2. Ушедшему в отставку судье Уставного суда выплачиваетсяединовременное пособие в размере месячной заработной платы закаждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размерамесячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье,ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишьвремя работы судьей, прошедшее с момента прекращения последнейотставки. 3. На судью Уставного суда, пребывающего в отставке,распространяются положения статуса судьи, пребывающего в отставке,установленные федеральным законодательством. Статья 26. Участие в деятельности органов судейскогосообщества Судьи Уставного суда являются членами судейского сообщества,участвуют в формировании и работе органов судейского сообщества впорядке, установленном федеральным законодательством. Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА Статья 27. Собрания судей Уставного суда 1. Не реже одного раза в год для обсуждения вопросов,связанных с организацией работы Уставного суда, его аппарата,принятием Регламента Уставного суда, избрания Председателя,заместителя Председателя, судьи-секретаря Уставного суда, делегатовна съезд (конференцию) судей, выражения законных интересов судей,приостановления или прекращения полномочий судей и решения иныхвопросов созываются собрания судей Уставного суда. 2. Собрание судей Уставного суда считается правомочным, если внем участвуют не менее двух третей от установленного числа судейУставного суда. 3. Собрание судей Уставного суда может созываться поинициативе Председателя Уставного суда, а также по инициативе однойтрети от установленного числа судей Уставного суда. Статья 28. Избрание Председателя, заместителя Председателя исудьи-секретаря Уставного суда и освобождение их от должности 1. На собрании судей Уставного суда судьи большинством голосовот установленного числа судей избирают из своего состава тайнымголосованием сроком на пять лет Председателя, заместителяПредседателя и судью-секретаря Уставного суда. 2. Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарьУставного суда по истечении срока их полномочий могут быть избранына второй срок. 3. Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарьУставного суда могут по личному письменному заявлению сложить ссебя эти полномочия досрочно. Полномочия указанных лиц прекращаютсярешением собрания судей Уставного суда. 4. По истечении срока полномочий или в случае досрочногопрекращения полномочий по должности Председателя, заместителяПредседателя или судьи-секретаря Уставного суда указанныедолжностные лица продолжают исполнять свои обязанности допроведения новых выборов на указанные должности, которые проводятсяв течение одного месяца со дня принятия решения о прекращенииполномочий этих лиц. Статья 29. Полномочия Председателя Уставного суда 1. Председатель Уставного суда наряду с осуществлениемполномочий судьи Уставного суда осуществляет следующие функции: 1) организует работу Уставного суда; 2) руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созываетих, вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению, ипредседательствует на заседаниях Уставного суда; 3) представляет Уставный суд в отношениях с государственнымиорганами, организациями и общественными объединениями, поуполномочию Уставного суда выступает с заявлениями от имениУставного суда; 4) созывает собрания судей Уставного суда, вносит наобсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению, и председательствуетна собраниях судей Уставного суда; 5) дает поручения судьям Уставного суда; 6) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда, втом числе назначает на должность и освобождает от должностиработников аппарата Уставного суда, а также распределяетобязанности между ними, принимает решение о поощрении работниковаппарата либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности; 7) утверждает по согласованию с собранием судей Уставного судаштатное расписание, структуру аппарата Уставного суда, Положение обаппарате и его структурных подразделениях, решает иные вопросыдеятельности аппарата Уставного суда; 8) организует работу по повышению квалификации судей иработников аппарата Уставного суда; 9) регулярно информирует судей и работников аппарата Уставногосуда о своей деятельности и о деятельности Уставного суда; 10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимЗаконом и Регламентом. 2. По вопросам внутренней деятельности Уставного судаПредседатель издает распоряжения. Статья 30. Полномочия заместителя Председателя Уставного суда Заместитель Председателя Уставного суда наряду сосуществлением полномочий судьи Уставного суда выполняетобязанности, возложенные на него Уставным судом, осуществляет попоручению Председателя Уставного суда отдельные его функции, атакже исполняет обязанности Председателя в период его временногоотсутствия. Статья 31. Временное исполнение обязанностей ПредседателяУставного суда 1. Во всех случаях, когда Председатель Уставного суда временноне в состоянии исполнять свои обязанности, их исполняет заместительПредседателя Уставного суда. 2. В случае отсутствия заместителя Председателя Уставного судаисполнение обязанностей Председателя суда переходит к судье,имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Уставного суда, апри равном стаже - к старейшему по возрасту судье Уставного суда. Статья 32. Полномочия судьи-секретаря Уставного суда Судья-секретарь наряду с осуществлением полномочий судьиУставного суда осуществляет следующие функции: 1) организационно обеспечивает подготовку и проведениезаседаний Уставного суда; 2) доводит до сведения соответствующих органов, организаций илиц решения, принятые Уставным судом, и информирует суд об ихисполнении; 3) организует информационное обеспечение судей Уставного суда; 4) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимЗаконом и Регламентом. Статья 33. Регламент Уставного суда 1. Для регулирования вопросов своей внутренней деятельностиУставный суд на собрании судей Уставного суда судьями в количествене менее двух третей от установленного числа судей принимаетРегламент. 2. В Регламенте на основании настоящего Законаустанавливаются: 1) порядок распределения дел в Уставном суде; 2) порядок определения очередности рассмотрения дел взаседаниях; 3) правила этикета в заседаниях; 4) порядок делопроизводства в Уставном суде; 5) иные вопросы внутренней деятельности и судопроизводстваУставного суда, не урегулированные настоящим Законом. Раздел второй. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ Глава 4. ПРИНЦИПЫ УСТАВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Статья 34. Законность Уставный суд и его судьи, поддерживая верховенство инепосредственное действие Конституции Российской Федерации, УставаМосковской области, обеспечивают в пределах своей компетенциизаконность на всей территории Московской области. Статья 35. Независимость 1. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются приосуществлении своих полномочий Конституцией Российской Федерации,федеральным законодательством, Уставом Московской области инастоящим Законом. 2. В своей деятельности судьи Уставного суда выступают вличном качестве и не представляют каких бы то ни былогосударственных или общественных органов, политических партий идвижений, государственных, иных предприятий, учреждений иорганизаций, должностных лиц, государственных и территориальныхобразований, наций, социальных групп. 3. Решения и другие акты Уставного суда выражаютсоответствующую Конституции Российской Федерации и УставуМосковской области правовую позицию судей, свободную отполитических пристрастий. 4. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях,исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. 5. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Уставногосуда не допускается и влечет за собой предусмотренную федеральнымзаконодательством ответственность. Статья 36. Коллегиальность 1. Рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений поним производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимаетсятолько теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела всудебном заседании. 2. Уставный суд правомочен принимать решения при наличии неменее двух третей от установленного числа судей Уставного суда. Приопределении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные отучастия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которыхприостановлены. Статья 37. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда проводитсяоткрыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях,предусмотренных федеральным законодательством. Решения, принятыекак в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаютсяпублично. Статья 38. Устность разбирательства 1. Разбирательство в заседаниях Уставного суда происходитустно. 2. В ходе рассмотрения дел Уставный суд заслушивает объяснениясторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиесядокументы. 3. В заседаниях Уставного суда могут не оглашаться документы,которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либосодержание которых излагалось в заседании по данному делу. Статья 39. Язык уставного судопроизводства Судопроизводство в Уставном суде ведется на русском языке.Участникам процесса, не владеющим языком судопроизводства,обеспечивается право давать объяснения на родном языке ипользоваться услугами переводчика. Статья 40. Непрерывность судебного заседания 1. Заседание Уставного суда по каждому делу происходитнепрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха илинеобходимого для подготовки участников процесса к дальнейшемуразбирательству, а также для устранения обстоятельств,препятствующих проведению заседания. 2. Уставный суд до принятия решения по делу, рассматриваемомув заседании, или до отложения его слушания, не может рассматриватьв заседании другие дела. Статья 41. Состязательность и равноправие сторон Стороны пользуются равными правами и возможностями поотстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседанииУставного суда. Глава 5. ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНЫЙ СУД Статья 42. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставномсуде 1. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде являетсяобращение в Уставный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы,отвечающее требованиям настоящего Закона. 2. Основанием к рассмотрению дела является: 1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствииУставу Московской области: а) закона Московской области; б) нормативного правового акта Московской областной Думы,Губернатора Московской области, Правительства Московской области,иных исполнительных органов государственной власти Московскойобласти, государственных органов Московской области; в) устава муниципального образования Московской области инормативного правового акта органа местного самоуправлениямуниципального образования Московской области; 2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положенийУстава Московской области; 3) обнаружившееся противоречие в позициях сторон опринадлежности полномочия в спорах о компетенции между органамигосударственной власти Московской области по предметам, находящимсявне пределов ведения Российской Федерации и совместного веденияРоссийской Федерации и Московской области. Статья 43. Общие требования к обращению 1. Обращение направляется в Уставный суд в письменной форме иподписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). 2. В обращении должны быть указаны: 1) Уставный суд в качестве органа, в который направляетсяобращение; 2) фамилия, имя, отчество заявителя, его место жительства(адрес) или, если заявителем является юридическое лицо,наименование, его место нахождения (юридический адрес) и банковскиереквизиты; 3) необходимые данные о представителе заявителя и егополномочия, за исключением случаев, когда представительствоосуществляется по должности; 4) наименование и адрес органа, издавшего акт, которыйподлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Устава Московской области и настоящего Закона, дающиеправо на обращение в Уставный суд; 6) точное название, номер, дата принятия, источникопубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положенииУстава Московской области, подлежащем толкованию; 7) конкретные, указанные в настоящем Законе основания крассмотрению обращения Уставным судом; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовоеобоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава Московскойобласти; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством,жалобой к Уставному суду; 10) перечень прилагаемых к обращению документов. Статья 44. Документы, прилагаемые к обращению 1. К направленному в Уставный суд обращению прилагаются: 1) текст акта (документа), подлежащего проверке, или положенияУстава Московской области, подлежащего толкованию, либо текст актов(документов), подтверждающих полномочия стороны в спорах окомпетенции; 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочияпредставителя, за исключением случаев, когда представительствоосуществляется по должности, а также копии документов,подтверждающих право лица выступать в Уставном суде в качествепредставителя; 3) документ об уплате государственной пошлины. К обращению могут быть приложены списки свидетелей иэкспертов, которых предлагается вызвать в заседание Уставного суда,а также другие документы и материалы. 2. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью 1настоящей статьи документы и иные материалы представляются вУставный суд с копиями в количестве девяти экземпляров. Гражданепредставляют необходимые документы с копиями в количестве трехэкземпляров. Статья 45. Размеры государственной пошлины по делам,рассматриваемым Уставным судом При обращении в Уставный суд уплачивается государственнаяпошлина в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексомРоссийской Федерации. Глава 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ Статья 46. Рассмотрение обращений в Уставный суд 1. Обращения, поступающие в Уставный суд, подлежатобязательной регистрации в аппарате Уставного суда. 2. Председатель либо заместитель Председателя Уставного суда втечение десяти дней со дня регистрации возвращает обращениезаявителю в случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно Уставному суду; 2) исходит от ненадлежащего органа или лица; 3) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона. 3. Обращение также подлежит возврату, если не оплаченагосударственная пошлина в случаях, установленных Налоговым кодексомРоссийской Федерации. 4. Обращение возвращается с письменным указанием причинвозврата, перечисленных в частях 2 и 3 настоящей статьи, а в случаенеподведомственности вопроса Уставному суду заявителю такжесообщается, в какой компетентный государственный орган илиорганизацию он может обратиться. 5. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пункте3 части 2, части 3 настоящей статьи, вправе вновь направитьобращение в Уставный суд. Статья 47. Предварительное изучение обращения судьямиУставного суда 1. Председатель Уставного суда в порядке, установленномРегламентом, поручает одному или нескольким судьям предварительноеизучение обращения, которое должно быть завершено не позднеепятнадцатидневного срока с момента регистрации обращения. 2. Предварительное изучение обращения судьей (судьями)является обязательной стадией производства в Уставном суде. 3. Заключение судьи (судей) Уставного суда по результатамизучения обращения докладывается в заседании Уставного суда. Статья 48. Принятие обращения к рассмотрению 1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрениюпринимается в заседании Уставного суда в срок не позднее десятидней с момента завершения предварительного изучения обращениясудьей (судьями). 2. О принятом Уставным судом решении уведомляются стороны,которые вправе присутствовать при принятии данного решения. 3. Уставный суд вправе выслушать мнение сторон о возможностиили невозможности принятия обращения к рассмотрению. 4. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный суд можетобратиться к соответствующим органам и должностным лицам спредложением о приостановлении действия оспариваемого акта дозавершения рассмотрения дела Уставным судом. Статья 49. Отказ в принятии обращения к рассмотрению 1. Уставный суд принимает решение об отказе в принятииобращения к рассмотрению в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Уставному суду; 2) по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесенопостановление, сохраняющее свою силу. 2. Если в обращении к Уставному суду содержалась просьба опроверке на соответствие Уставу Московской области положений законаМосковской области или иного нормативного правового акта,аналогичных ранее оцененным Конституционным Судом РоссийскойФедерации как соответствующие или не соответствующие КонституцииРоссийской Федерации, то Уставный суд выносит мотивированноеопределение о прекращении рассмотрения такого обращения со ссылкойна решение Конституционного Суда Российской Федерации и указаниемна необходимость приведения нормативного правового акта всоответствие с Конституцией Российской Федерации. 3. В случае если акт, законность которого оспаривается, былотменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела,начатое Уставным судом производство может быть прекращено, заисключением случаев, когда действием этого акта были нарушеныконституционные права и свободы граждан. Статья 50. Отзыв обращения Обращение в Уставный суд может быть отозвано заявителем налюбой стадии процесса до удаления судей в совещательную комнату длявынесения решения. В случае отзыва обращения производство по делупрекращается. Глава 7. ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В УСТАВНОМ СУДЕ Статья 51. Организационные формы Уставного судопроизводства Уставный суд рассматривает и разрешает дела в заседанияхУставного суда. Заседание считается правомочным, если в немучаствуют не менее двух третей от установленного числа судейУставного суда. Статья 52. Созыв заседаний Заседания Уставного суда созываются Председателем Уставногосуда. Статья 53. Назначение дел к слушанию Решение о назначении дел к слушанию в заседании Уставного судапринимается Уставным судом в заседании не позднее чем через десятьдней после принятия обращений к рассмотрению. В решении указываетсяочередность слушания дел. Статья 54. Соединение дел Рассмотрение каждого дела образует отдельное судебноеразбирательство. Уставный суд может соединить в одном производстведела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Статья 55. Подготовка дела к слушанию 1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решенияУставного суда, а также изложения материалов в заседанииПредседатель Уставного суда назначает одного или несколькихсудей-докладчиков. 2. При изучении обращения и подготовке дела к слушаниюсудья-докладчик в соответствии с полномочиями Уставного судаистребует необходимые документы и иные материалы, поручаетпроизводство проверок, исследований, экспертиз, пользуетсяконсультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик ипредседательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащихприглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении оместе и времени заседания, а также о направлении участникампроцесса необходимых материалов. Статья 56. Требования Уставного суда 1. Требования Уставного суда о предоставлении текстовнормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел,сведений и других материалов; о заверении документов и текстовнормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз;об установлении определенных обстоятельств; о привлеченииспециалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложениипрофессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны длявсех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. 2. Требования Уставного суда должны быть рассмотрены и ответпо результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному судув течение десяти дней со дня получения этих требований, если инойсрок не указан Уставным судом. 3. Расходы, связанные с выполнением органами государственнойвласти Московской области, государственными органами Московскойобласти, государственными учреждениями Московской области,государственными унитарными предприятиями Московской областитребований Уставного суда, несут эти органы и организации. Расходыиных организаций и лиц возмещаются из средств бюджета Московскойобласти в порядке, установленном Правительством Московской области. 4. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения,нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение илиненадлежащее исполнение требований Уставного суда, а такжеумышленное введение Уставного суда в заблуждение влекутустановленную федеральным законодательством ответственность. Статья 57. Рассылка материалов и оповещение о заседании Уведомление о заседании Уставного суда, копии обращений ипоступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а принеобходимости и иные документы направляются судьям и участникампроцесса не позднее чем за пять дней до начала заседания. При этомотзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае,если они поступили не позднее чем за семь дней до начала заседания.Объявления о заседаниях Уставного суда помещаются в средствахмассовой информации. Статья 58. Участники процесса Участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, ихпредставители, свидетели, эксперты, переводчики и другиеприглашенные судом представители органов государственной власти,органов местного самоуправления, суда, прокуратуры. Статья 59. Стороны и их представители 1. Сторонами в уставном судопроизводстве являются: 1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный судобращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт,который подлежит проверке на соответствие Уставу. 2. Представителями сторон по должности могут выступать: 1) руководитель органа, подписавший обращение в Уставный суд; 2) руководитель органа, издавшего оспариваемый акт; 3) должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; 4) любой депутат Московской областной Думы из числаобратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты. Каждая изсторон может иметь не более трех представителей. 3. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны иих представители вправе знакомиться с материалами дела, излагатьсвою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса,заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона можетпредставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщениюк материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. 4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызовуУставного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявкастороны или ее представителя в заседание Уставного суда непрепятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когдасторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием иподтверждает уважительную причину своего отсутствия. Статья 60. Председательствующий в заседании 1. Председательствующий в заседании Уставного суда руководитзаседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленногопорядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации егохода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеетотношения к рассматриваемому делу, предоставляет слово судьям иучастникам процесса; прерывает выступления участников процесса,если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству,лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательностивыступлений, двукратном неисполнении требованийпредседательствующего, использовании грубых или оскорбительныхвыражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений ипризывов. 2. Возражения кого-либо из участников процесса противраспоряжений и действий председательствующего заносятся в протоколзаседания. Распоряжения и действия председательствующего могут бытьпо предложению стороны или любого из судей пересмотрены Уставнымсудом в том же заседании. Статья 61. Открытые заседания 1. Заседания Уставного суда проводятся открыто, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральным законом. Присутствующие имеютправо фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этомкино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляциязаседания допускаются с разрешения председательствующего взаседании Уставного суда. 2. Председательствующий с согласия Уставного суда можетраспорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих назаседании Уставного суда о проведении проверки документов,удостоверяющих личность, желающих присутствовать на заседании лиц.Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться кУставному суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчинятьсяраспоряжениям председательствующего о соблюдении распорядказаседания. 3. Лица, нарушающие порядок в заседании или не подчиняющиесязаконным распоряжениям председательствующего, после предупреждениямогут быть удалены из зала. 4. Уставный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок взаседании или не подчиняющееся законным распоряжениямпредседательствующего, штрафу в порядке и размере, предусмотреннымфедеральным законодательством. Статья 62. Закрытое заседание 1. Уставный суд назначает закрытое заседание в случаях,предусмотренных федеральным законом, когда это необходимо длясохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасностиграждан, защиты общественной нравственности. 2. На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда,стороны и их представители. Возможность присутствия другихучастников процесса и сотрудников секретариата Уставного суда,непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания,определяется председательствующим по согласованию с судьями. 3. Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдениемобщих правил уставного судопроизводства. Статья 63. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела 1. Судья Уставного суда отстраняется от участия в рассмотрениидела в случаях, если: 1) судья ранее в силу должностного положения участвовал впринятии акта, являющегося предметом рассмотрения; 2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставленапод сомнение ввиду родственных или супружеских связей со сторонамиили их представителями. 2. Судья Уставного суда при наличии обстоятельств, указанных вчасти 1 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до началаслушания дела. 3. Отстранение судьи Уставного суда от участия в делепроизводится мотивированным решением Уставного суда, принимаемымбольшинством присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрособ отстранении которого должен быть решен. Статья 64. Распорядок заседания 1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись вналичии кворума, открывает заседание Уставного суда и сообщает,какое дело подлежит рассмотрению. 2. Председательствующий удостоверяется в явке участниковпроцесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случаенеявки кого-либо из участников процесса или отсутствия упредставителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий,председательствующий ставит опрос о возможности рассмотрения дела. 3. В случае если Уставный суд признает невозможностьрассмотрения дела, оно откладывается. 4. Председательствующий разъясняет сторонам и ихпредставителям их права и обязанности, а другим участникам процесса- их права, обязанности и ответственность. Статья 65. Протоколирование заседания 1. В заседании Уставного суда ведется протокол, требования ккоторому устанавливаются Регламентом Уставного суда. 2. Для обеспечения полноты и точности протокола ведетсястенограмма или фонограмма заседания. 3. Протокол заседания подписывается председательствующим взаседании и секретарем Уставного суда. 4. Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммойзаседания Уставного суда и приносить на них свои замечания. Иныеучастники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой сразрешения Уставного суда. Замечания на протокол или стенограммузаседания рассматриваются совместно председательствующим взаседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимостилиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограммузаседания, а также решение об удостоверении их правильности или обих отклонении приобщаются соответственно к протоколу и кстенограмме. Статья 66. Порядок исследования вопросов 1. Исследование по существу, рассматриваемого в заседанииУставного суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика оповодах и основаниях к его рассмотрению, существу вопроса,содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовкедела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросыдругими судьями Уставного суда. 2. По окончании выступления судьи-докладчика Уставный судзаслушивает предложения сторон и принимает решение о порядкеисследования вопросов дела. 3. Установленный решением Уставного суда порядок может бытьизменен только самим Уставным судом. Заявленные в ходе рассмотрениядела предложения по порядку исследования вопросов рассматриваютсяУставным судом безотлагательно. Статья 67. Отложение заседания 1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, еслиУставный суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимсяв дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том жезаседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явкакоторых была признана обязательной, а также непредставлениянеобходимых материалов. В этом случае Уставный суд назначает дату,на которую переносится заседание. 2. Рассмотрение дела может быть отложено Уставным судом, еслиподобное дело принято к рассмотрению Конституционным СудомРоссийской Федерации, до принятия им соответствующего решения. 3. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено,начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено. Статья 68. Объяснения сторон 1. В соответствии с порядком, установленным решением Уставногосуда, председательствующий в заседании предлагает сторонам датьпояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовыеаргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позициястороны отстаивается несколькими ее представителями,последовательность и объем их выступлений определяются даннойстороной. 2. Стороны и их представители не вправе использовать своивыступления в Уставном суде для политических заявлений и декларацийи не должны допускать оскорбительных высказываний в адресгосударственных органов, общественных объединений, участниковпроцесса, должностных лиц и граждан. 3. Объяснение стороны выслушивается Уставным судом в полномобъеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросысудьями Уставного суда и другой стороной, а с разрешения Уставногосуда также экспертами. Статья 69. Заключение эксперта 1. В заседание Уставного суда может быть вызвано в качествеэксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам,касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертамдолжно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либоУставным судом. 2. Эксперт перед выступлением предупреждается обответственности за дачу заведомо ложных заключений. 3. Эксперт вправе с разрешения Уставного суда знакомиться сматериалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а такжезаявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительныхматериалов. 4. После изложения заключения эксперт обязан ответить надополнительные вопросы судей Уставного суда и сторон. Статья 70. Показания свидетелей 1. При необходимости исследования фактических обстоятельств,установление которых отнесено к ведению Уставного суда, в заседаниемогут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающиесведениями или материалами о таких обстоятельствах. 2. Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждаетсяоб ответственности за дачу заведомо ложных показаний. 3. Свидетель обязан сообщить Уставному суду обстоятельства,касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны емулично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда исторон. 4. При необходимости он может пользоваться письменнымизаметками, а также документами и другими материалами. Статья 71. Выступление приглашенного лица 1. В заседание Уставного суда могут быть приглашеныпредставители органов государственной власти, органов местногосамоуправления, суда, прокуратуры. 2. При необходимости выяснения мнения по рассматриваемому делуприглашенного представителя Уставный суд представляет ему слово длявыступления. 3. После изложения выступления представителю могут быть заданывопросы судьями Уставного суда. Статья 72. Исследование документов 1. В заседании Уставного суда оглашаются имеющиеся в деледокументы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых неустановлена. 2. Документы, исследованные Уставным судом, подлежат порешению Уставного суда приобщению к материалам дела в подлинникахили в заверенных копиях. Статья 73. Заключительные выступления сторон 1. По окончании судебного исследования заслушиваютсязаключительные выступления сторон. Уставный суд может предоставитьсторонам по их просьбе время для подготовки к заключительнымвыступлениям. 2. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправессылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиесяУставным судом. Статья 74. Возобновление рассмотрения вопроса 1. Если после заключительных выступлений сторон Уставный судпризнает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства,имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследоватьновые доказательства, он выносит решение о возобновлениирассмотрения вопроса. 2. По окончании дополнительного исследования стороны имеютправо на повторные заключительные выступления, но лишь в связи сновыми обстоятельствами и доказательствами. Статья 75. Прекращение производства по делу Уставный суд прекращает производство по делу в случаях, если входе заседания будут выявлены основания к отказу в принятииобращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос,разрешаемый законом и иным нормативным правовым актом, соответствиекоторых Уставу Московской области предлагается проверить, неполучил разрешения в Уставе Московской области или по своемухарактеру и значению не относится к числу уставных. Статья 76. Окончание слушания дела После признания Уставным судом исследования вопросов делазавершенным председательствующий в заседании объявляет об окончаниислушания дела. Статья 77. Совещание судей по принятию итогового решения 1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимаетсяУставным судом в закрытом совещании. В совещании участвуют толькосудьи Уставного суда, рассматривающие данное дело. В совещательнойкомнате может присутствовать секретарь судебного заседанияУставного суда. 2. В ходе совещания судья Уставного суда вправе свободноизлагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить другихсудей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений насовещании не могут быть ограничены. 3. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируютсявопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. 4. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и неподлежит оглашению. 5. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытомсовещании, не вправе разглашать содержание дискуссии. Глава 8. РЕШЕНИЯ УСТАВНОГО СУДА Статья 78. Виды решений 1. Решением Уставного суда является акт, принимаемый в егозаседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии снастоящим Законом определенные обстоятельства. Решения Уставногосуда оформляются в виде постановлений, определений. 2. Постановлением именуется итоговое решение Уставного суда посуществу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1-3 части 1статьи 3 настоящего Закона. Постановления выносятся именемМосковской области. 3. Все иные решения Уставного суда, принимаемые в ходеосуществления судопроизводства, именуются определениями. Статья 79. Принятие решения 1. Решение Уставного суда принимается открытым голосованиемпутем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаяхголосует последним. 2. Решение Уставного суда считается принятым, если за негопроголосовало большинство участвовавших в заседании судей, заисключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. 3. В случае если при принятии решения по делу о проверкесоответствия Уставу Московской области нормативного правового актаголоса разделились поровну, решение считается принятым в пользусоответствия Уставу Московской области оспариваемого акта. 4. Решение о толковании Устава Московской области принимаетсяне менее чем двумя третями от установленного числа судей Уставногосуда. 5. Судья Уставного суда не вправе воздержаться при голосованииили уклониться от голосования. Статья 80. Требования, предъявляемые к решениям 1. Решения Уставного суда должны основываться на материалах,исследованных Уставным судом. 2. Уставный суд принимает решение по делу, оценивая какбуквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемыйему официальным и иным толкованием или сложившейсяправоприменительной практикой, а также исходя из его места всистеме правовых актов. 3. Уставный суд в обоснование принимаемых им решений вправессылаться на Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, федеральные законы, общепризнанные принципыи нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации, а также на правовые позиции, содержащиеся в решенияхКонституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда поправам человека. Уставный суд принимает постановления и даетзаключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь вотношении той части акта или компетенции органа, соответствиекоторых Уставу Московской области подвергается сомнению вобращении. 4. Уставный суд при принятии решения не связан основаниями идоводами, изложенными в обращении. Однако все доводы и основания,изложенные в обращении, должны быть рассмотрены и оценены Уставнымсудом. 5. Постановления Уставного суда излагаются в виде отдельныхдокументов с обязательным указанием мотивов их принятия. 6. Определения Уставного суда оглашаются в заседании изаносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Закономили решением Уставного суда. Статья 81. Изложение решения 1. В решении Уставного суда, излагаемом в виде отдельногодокумента, в зависимости от характера рассматриваемого вопросадолжны содержаться следующие сведения: 1) наименование решения, дата и место его принятия; 2) персональный состав Уставного суда, принявший решение; 3) необходимые данные о сторонах; 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания кего рассмотрению; 5) нормы Устава Московской области, настоящего Закона,согласно которым Уставный суд вправе рассматривать данный вопрос; 6) требования, содержащиеся в обращении; 7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставнымсудом; 8) нормы Устава Московской области, настоящего Закона, другихзаконов и иных нормативных правовых актов Московской области,которыми руководствовался Уставный суд при принятии решения; 9) доводы в пользу принятого Уставным судом решения, а принеобходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; 10) четкая формулировка решения и предписания, подлежащегоисполнению; 11) указание на окончательность и обязательность решения; 12) порядок вступления решения в силу, а также порядок,конкретные сроки, особенности его исполнения и опубликования. 2. Итоговое решение Уставного суда подписывается всемисудьями, участвовавшими в голосовании. Статья 82. Особое мнение судьи 1. Судья Уставного суда, несогласный с решением Уставногосуда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнениесудьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместес решением Уставного суда. 2. Судья Уставного суда, голосовавший за принятоепостановление по существу рассматриваемого Уставным судом вопроса,но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другомувопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменноизложить свое мнение о несогласии с большинством судей. 3. В таком случае письменное несогласие судьи такжеприобщается к материалам дела и подлежит опубликованию. Статья 83. Провозглашение решения 1. Решение Уставного суда провозглашается в полном объеме воткрытом заседании Уставного суда немедленно после его подписания. 2. Постановления Уставного суда не позднее чем через пятьрабочих дней со дня их подписания направляются: 1) судьям Уставного суда; 2) сторонам; 3) Губернатору Московской области; 4) в Московскую областную Думу; 5) Уполномоченному по правам человека в Московской области; 6) в Московский областной суд; 7) в Арбитражный суд Московской области; 8) в Прокуратуру Московской области; 9) в территориальный орган Министерства юстиции РоссийскойФедерации в Московской области. Решения Уставного суда могут быть также направлены другимгосударственным органам и организациям, общественным объединениям,должностным лицам и гражданам. Статья 84. Опубликование решения Постановления Уставного суда не позднее чем через пять рабочихдней со дня их подписания направляются редактору газеты "Ежедневныеновости. Подмосковье" и подлежат опубликованию в течение семи днейсо дня получения их копий. Решения Уставного суда также публикуютсяв официальном издании Уставного суда. Статья 85. Юридическая сила решения 1. Решение Уставного суда окончательно, не подлежитобжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 2. Решение Уставного суда действует непосредственно и нетребует подтверждения другими органами и должностными лицами. 3. Юридическая сила постановления Уставного суда о признанииакта не соответствующим Уставу Московской области не может бытьпреодолена повторным принятием этого же акта. 4. Акты или их отдельные положения, признанные несоответствующими Уставу Московской области, утрачивают силу.Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных несоответствующими Уставу Московской области, не подлежат исполнениюи должны быть пересмотрены в установленных законом случаях. 5. В случае если признание нормативного акта несоответствующим Уставу Московской области создало пробел в правовомрегулировании, непосредственно применяется Устав Московскойобласти. Статья 86. Сроки исполнения решения Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно послеопубликования либо вручения его официального текста, если иныесроки специально в нем не оговорены. Статья 87. Последствия неисполнения решения Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствованиеисполнению решения Уставного суда влечет ответственность,установленную федеральным законодательством. Статья 88. Исправление неточностей в решении Уставный суд после провозглашения решения вправе исправитьдопущенные в решении неточности в наименованиях, обозначениях,описки и явные редакционные и технические погрешности, о чемвыносит определение. Статья 89. Разъяснение решения 1. Решение Уставного суда может быть официально разъясненотолько самим Уставным судом в заседании по ходатайству органов илиц, имеющих право на обращение в Уставный суд, других органов илиц, которым оно направлено. 2. Вопрос о разъяснении решения Уставного суда рассматриваетсяв заседании с участием ходатайствующего органа или лица. Назаседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качествесторон по рассматриваемому делу. 3. О разъяснении решения Уставного суда выносится определение,излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию втех изданиях, где было опубликовано само решение. Раздел третий. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Статья 90. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с запросом о проверке насоответствие Уставу перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 3настоящего Закона нормативных правовых актов обладают ГубернаторМосковской области, Московская областная Дума, фракция Московскойобластной Думы, группа депутатов Московской областной Думы вколичестве не менее пяти человек, Правительство Московской области,центральный исполнительный орган государственной власти Московскойобласти, государственный орган Московской области, Уполномоченныйпо правам человека в Московской области, Московский областной суд,Арбитражный суд Московской области, Прокурор Московской области,территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации вМосковской области, Избирательная комиссия Московской области,Совет депутатов муниципального образования Московской области,группа депутатов Совета депутатов муниципального образованияМосковской области в количестве не менее пяти человек, главамуниципального образования Московской области. Статья 91. Допустимость запроса Запрос в Уставный суд о проверке на соответствие Уставу актов,указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона, либоотдельных их положений допустим, если заявитель считает их неподлежащими применению как не соответствующие Уставу Московскойобласти, либо подлежащими применению вопреки официально принятомурешению органов государственной власти Московской области или ихдолжностных лиц об отказе применять и исполнять их как несоответствующие Уставу Московской области. Статья 92. Пределы проверки 1. Уставный суд устанавливает соответствие Уставу Московскойобласти нормативных правовых актов органов государственной властиМосковской области и органов местного самоуправления муниципальныхобразований Московской области: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного правового акта; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликованияили введения в действие; 4) с точки зрения разделения государственной власти вМосковской области на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения разграничения компетенции между органамигосударственной власти Московской области; 6) с точки зрения разграничения полномочий между органамигосударственной власти Московской области и органами местногосамоуправления муниципальных образований Московской области. 2. Проверка на соответствие Уставу Московской областинормативных правовых актов органов государственной властиМосковской области, принятых до вступления в силу Устава Московскойобласти, производится Уставным судом только по содержанию. Статья 93. Итоговое решение по делу 1. По итогам рассмотрения дела о проверке на соответствиеУставу Московской области нормативного правового акта органагосударственной власти Московской области или акта органа местногосамоуправления муниципальных образований Московской областиУставный суд принимает одно из следующих решений: 1) о признании акта либо отдельных его положенийсоответствующими Уставу Московской области; 2) о признании акта либо отдельных его положений несоответствующими Уставу Московской области. 2. Признание акта либо отдельных его положений несоответствующими Уставу Московской области является основаниемотмены в установленном порядке положений других актов, основанныхна акте, признанном не соответствующим Уставу Московской области,либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какиебыли предметом обращения. Положения этих актов не могут применятьсясудами, другими органами и должностными лицами. Глава 10. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ Статья 94. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с ходатайством о разрешенииспора о компетенции между органами, указанными в пункте 2 части 1статьи 3 настоящего Закона, обладают органы государственной властиМосковской области, участвующие в споре. Статья 95. Допустимость ходатайства Ходатайство органа (органов) государственной власти Московскойобласти допустимо, если: 1) оспариваемая компетенция определяется Уставом Московскойобласти; 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судамили о подсудности; 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом; 4) заявитель считает издание акта или совершение действияправового характера либо уклонение от издания акта или совершениятакого действия нарушением установленного Уставом Московскойобласти разграничения компетенции между органами государственнойвласти Московской области; 5) заявитель ранее обращался к органу государственной власти,являющемуся стороной в споре о компетенции, с письменным заявлениемо нарушении определенной Уставом Московской области и другиминормативными правовыми актами компетенции заявителя либо обуклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенциюобязанности; 6) в течение одного месяца со дня получения письменногозаявления, упомянутого в пункте 5 настоящей статьи, не былиустранены указанные в нем нарушения. Статья 96. Пределы проверки 1. Уставный суд рассматривает споры о компетенцииисключительно с точки зрения установленных Уставом Московскойобласти разделения государственной власти на законодательную,исполнительную и судебную и разграничения компетенции междуорганами государственной власти. 2. Рассмотрение дела о соответствии нормативного правовогоакта, являющегося предметом спора о компетенции, Уставу Московскойобласти по содержанию норм, форме, порядку его подписания,принятия, опубликования или введения в действие возможно только наосновании отдельного запроса и в соответствии с порядкомрассмотрения дел о соответствии Уставу Московской областинормативных правовых актов. Статья 97. Итоговое решение по делу 1. По итогам рассмотрения спора о компетенции Уставный судпринимает одно из следующих решений: 1) подтверждающее полномочия соответствующего органагосударственной власти Московской области издать акт или совершитьдействие правового характера, послужившие причиной спора окомпетенции; 2) отрицающее полномочие соответствующего органагосударственной власти Московской области издать акт или совершитьдействие правового характера, послужившее причиной спора окомпетенции. 2. В случае если Уставный суд признает издание акта невходящим в компетенцию издавшего его органа, акт утрачивает силу содня, указанного в решении. Глава 11. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ ЗАКОНОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН НА НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ И СВОБОД Статья 98. Право на обращение в Уставный суд 1. Правом на обращение в Уставный суд с индивидуальной иликоллективной жалобой на нарушение их прав и свобод обладаютграждане, их объединения, чьи права и свободы нарушаются закономили иным нормативным правовым актом, перечисленными в пункте 1части 1 статьи 3 настоящего Закона. 2. Правом на обращение в Уставный суд с жалобой на нарушениеправ и свобод граждан нормативным правовым актом, примененным илиподлежащим применению в конкретном деле, обладают также ПрокурорМосковской области, Уполномоченный по правам человека в Московскойобласти, иные лица и органы в случаях и в порядке, установленныхзаконами Московской области. 3. К жалобе, помимо документов, перечисленных в статье 44настоящего Закона, прилагается копия официального документа,подтверждающего возможность или факт применения обжалуемогонормативного правового акта при разрешении конкретного дела. Выдачазаявителю копии такого документа производится по его требованиюдолжностным лицом или органом, рассматривающим или рассмотревшимдело. Статья 99. Допустимость жалобы Жалоба на нарушение нормативным правовым актом прав и свободдопустима, если: 1) нормативный правовой акт затрагивает права и свободыграждан; 2) нормативный правовой акт применен или подлежит применению вконкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в судеили ином органе, применявшем нормативный правовой акт. Статья 100. Последствия принятия жалобы к рассмотрению Уставный суд, приняв к рассмотрению жалобу на нарушениенормативным правовым актом прав и свобод граждан, уведомляет обэтом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором примененили подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт. Статья 101. Пределы проверки Пределы проверки Уставным судом соответствия Уставу Московскойобласти нормативного правового акта, оспариваемого в жалобе нанарушение прав и свобод граждан, устанавливаются положениями статьи92 настоящего Закона. Статья 102. Итоговое решение по делу 1. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение нормативнымправовым актом прав и свобод граждан Уставный суд принимает одно изследующих решений: 1) о признании нормативного правового акта либо отдельных егоположений соответствующими Уставу Московской области; 2) о признании нормативного правового акта либо отдельных егоположений не соответствующими Уставу Московской области. 2. Если Уставный суд признал нормативный правовой акт,примененный в конкретном деле, не соответствующим Уставу Московскойобласти, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом вустановленном порядке по заявлению лиц, указанных в статье 98настоящего Закона. Подлежат пересмотру и все другие дела, решениепо которым основано на нормативном правовом акте, признанном несоответствующим Уставу Московской области. Глава 12. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКОНОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Статья 103. Обращение в Уставный суд Любой из судов, входящих в судебную систему РоссийскойФедерации, при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводуо несоответствии Уставу Московской области закона Московскойобласти, примененного или подлежащего применению в указанном деле,имеет право обратиться в Уставный суд с запросом о проверкесоответствия Уставу Московской области данного закона. Статья 104. Допустимость запроса Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, помнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Статья 105. Особенности производства К запросу суда в Уставный суд должно быть приложеноопределение суда о приостановлении в соответствии с федеральнымпроцессуальным законодательством производства по делу. Статья 106. Пределы проверки и виды итоговых решений Пределы проверки Уставным судом соответствия Уставу Московскойобласти закона Московской области, оспариваемого в запросе суда, ивиды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 92 и93 настоящего Закона. Глава 13. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 107. Право на обращение в Уставный суд Правом на обращение в Уставный суд с запросом о толкованииУстава Московской области обладают Губернатор Московской области,Московская областная Дума, фракция Московской областной Думы,группа депутатов Московской областной Думы в количестве не менеепяти человек, Совет депутатов муниципального образования Московскойобласти, глава муниципального образования Московской области. Статья 108. Допустимость запроса 1. Запрос в Уставный суд о даче толкования Устава Московскойобласти в случае возникшей неопределенности в понимании егодопустим, если: 1) относится к определенному положению Устава Московскойобласти, то есть к определенной уставной норме или совокупностивзаимосвязанных таких норм; 2) неопределенность положения Устава Московской областипрепятствует надлежащему его применению, включая издание основанныхна Уставе Московской области правовых актов; 3) реализация положения Устава Московской области, в отношениикоторого существует неопределенность, входит или может входить вкомпетенцию органа государственной власти или местногосамоуправления, обратившегося с запросом; 4) неопределенность положения Устава Московской области неможет быть устранена Уставным судом посредством других процедуруставного судопроизводства; 5) положение Устава Московской области, в отношении которогозаявитель усматривает неопределенность, не конкретизированодействующим законом Московской области. 2. Не допускается соединение в одном запросе требования дачитолкования Устава Московской области с требованием проверки насоответствие Уставу Московской области нормативных правовых актов,указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Закона. Статья 109. Особенности производства Общие правила производства при рассмотрении дел о дачетолкования Устава Московской области применяются с учетом того,что: 1) правовое обоснование позиции заявителя, предусмотренноепунктом 8 части 2 статьи 43 настоящего Закона, должно включатьописание правовой ситуации, обусловившей обращение с запросом; 2) если положение Устава Московской области, о толкованиикоторого поступил запрос, к началу или в период рассмотрения делаполучит во вступившем в силу законе Московской областиконкретизацию, содержание которой даст ответ на поставленный вобращении заявителя вопрос, производство по делу прекращается приусловии, что в обращении не осталось вопросов, не разъясненныхновым законом. Если неразъясненными осталась часть вопросов, топроизводство продолжается только по этим вопросам. Статья 110. Пределы толкования 1. При толковании положений Устава Московской области Уставныйсуд исходит: 1) из принципов, получивших закрепление в Уставе Московскойобласти; 2) из недопустимости противоречия другим нормам УставаМосковской области; 3) из признания прав и свобод человека высшей ценностью; 4) из непосредственного действия прав и свобод человека игражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов,деятельность органов и учреждений публичной власти. 2. Толкование положений Устава Московской области Уставнымсудом не может вступать в противоречие с Конституцией РоссийскойФедерации, общепризнанными принципами и нормами международногоправа, договорами Российской Федерации и общими принципами права. 3. Толкованием Устава Московской области должна бытьобеспечена максимальная защита прав граждан. 4. Толкуя положения Устава Московской области, Уставный судсвязан поставленным в обращении заявителя вопросом (вопросами),однако не связан пределами изложенной в запросе конкретной правовойситуации, побудившей заявителя к обращению, и его правовойаргументацией. Статья 111. Обязательность толкования Устава Московскойобласти Толкование Устава Московской области, данное Уставным судом,является официальным и обязательным для Московской областной Думы,всех исполнительных и судебных органов государственной власти,органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц,граждан и их объединений. Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 112. Порядок вступления Закона в силу Настоящий Закон вводится в действие Законом Московской области"О введении в действие Закона Московской области "Об Уставном судеМосковской области". Губернатор Московской области Б.В. Громов

Отрасли

  • 180.020.030.000.000 - Суды субъектов Российской Федерации