Постановление Правительства Ростовской области от 12.07.2012 № 636 «О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Правительства Ростовской области от 12.07.2012 № 636 «О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года»
Дата подписания 2012-07-12
Номер 636
Источники официального опубликования
  • Собрание правовых актов Ростовской области от 17.8.2012 г., № 7, ст. 1486
Статус действия Действует без изменений
Подписан Голубев В.
Ключевые слова концепция, мероприятия, область, план, долгосрочный, культура, развитие, дело, театральный

Текст

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12.07.2012 № 636 г. Ростов-на-Дону О Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию театрального искусства.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит министерство культуры Ростовской области Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 12.07.2012 № 636 КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года 1. Общие положения Концепция долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации № ВП-П44-8657 от 06.12.2011 по итогам встречи с деятелями театра г. Москва 30 ноября 2011 г.

Концепция учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р, Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067.

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Ростовской области, обоснована необходимость ее разработки, сформулированы цели и задачи, определены основные направления развития театрального искусства в регионе, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

В Концепции использованы следующие понятия:

"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;

"театральная деятельность" - деятельность, обеспечивающая создание и (или) показ произведений театрального искусства;

"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения-спектакли - уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;

"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях формирования и удовлетворения духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также в целях развития сценического искусства;

"труппа" - творческий коллектив артистов одного театра или часть творческого коллектива театра, объединенная по профессиональному признаку;

"спектакль" - сценическое произведение в репертуаре театра (постановка), а также акт показа сценического произведения (представление);

"репертуар" - совокупность спектаклей, которые публично исполняются в театре в течение определенного периода;

"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра;

"капитально возобновленная постановка" - постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и (или) со сменой состава исполнителей, возможно, в новой режиссуре;

"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара;

"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;

"выездной спектакль" - спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток;

"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);

"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства, связанный, как правило, с участием нескольких театров одного или разных городов из одной или разных стран, имеющий форму цикла спектаклей (и концертов), объединенного ведущей темой (идеей), общим названием, определенной программой и проводящегося регулярно или в связи с какими-либо значимыми событиями.

2. Цели и задачи Концепции Задача по переходу к инновационному типу развитию страны в целом, и Ростовской области, в частности, может быть выполнена лишь при условии выдвижения на ведущие роли сферы художественной культуры.

Только человек, приобщенный к культурным ценностям, в состоянии в полной мере осознавать сложность мира, новаторски мыслить, одновременно обладая развитым нравственным чувством и способностью понимать других людей.

Государственная политика в сфере культуры должна быть направлена на создание условий, в которых активно формируется культурный и духовный потенциал личности, и возможна его максимально полная реализация. От этого зависит повышение культуры общества в целом.

Задача государства - всячески стимулировать приобщение к культуре, воспитать потребность в ней. Как и всякие потребности, потребность в культуре, будучи сформированной, имеет тенденцию к постоянному росту. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.

Один из показателей повышения качества жизни населения состоит в обеспечении максимальной доступности культурных благ.

Исключительно важная роль в культурно-просветительской деятельности принадлежит искусству театра. Русская театральная школа высоко ценится во всем мире, изучается в Европе и Америке и дает выдающиеся творческие результаты. Многовековая история отечественного театрального дела аккумулирует уникальный духовный опыт, в высшей степени эффективную систему воспитания актера, новаторские режиссерские принципы, выдающиеся драматургические произведения.

Сегодняшний профессиональный российский театр - наследник доказавшей свою жизнеспособность традиции, насчитывающей более двух с половиной столетий.

Богатая и яркая история и у театров Ростовской области.

Старейшие из них - Новочеркасский и Таганрогский, созданные, соответственно, в 1825 и 1827 годах, - приближаются к своему 200-летию. Четыре из восьми театров области основаны в XIX веке. Не дать прерваться традициям, развить их и приумножить - актуальная задача, стоящая перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, донским театральным сообществом.

Каждое искусство обладает набором свойств и признаков, определяющих его специфику. Сила театра - в его синтетической природе, в соединении литературного слова и непосредственно воспринимаемого сценического действия, а также живописи, музыки и других искусств.

Слово, то есть текст пьесы, несет понятийно конкретное содержание, не требующее специальной расшифровки. Однако, в отличие от собственно литературы, спектакль, во-первых, воплощает это содержание в игре актера, в его переживаниях и поступках. Во-вторых, любое театральное действо происходит в условиях коллективного восприятия, когда чувства и мысли каждого зрителя усиливаются. Все это объясняет ту художественную мощь, с которой театральное искусство воздействует на зрителя, причем зрителя массового. Зритель, как ни в каком другом искусстве, является здесь "сотворцом", ибо своими реакциями создает атмосферу спектакля. Недаром театр называли и храмом, и кафедрой, указывая тем самым на его чрезвычайную значимость в нравственно-этическом воспитании и просвещении граждан.

Вместе с тем, будучи искусством, театр является производством.

Традиционный репертуарный театр - это здание и огромный коллектив: от артистов-премьеров и режиссеров до гримеров и электриков. Лишь коллектив, где все звенья работают эффективно, способен представить публике качественный конечный результат - спектакль.

Обеспечить возможность посещения театра гражданином - значит формировать высокого уровня культурную среду в стране в целом, в регионе (области), в городе. В этом - приоритетная задача каждого театра, которую он решает при поддержке органов государственного управления.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Тем не менее финансирование театров - не что иное как инвестиции в формирование человеческого капитала - главной ценности государства и важнейшего фактора экономического роста. Социологи отмечают, что притягательным для инвестиций становится только тот регион, город, страна, которые имеют развитую культурную среду, где есть известные музеи, театры, оркестры.

В прошедшие два десятилетия театральное дело в стране претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства, с другой - чтобы театральное дело не осталось в стороне от общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность государства и самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.

Бытование и развитие искусства в любом регионе нашей страны определяет необходимость включения его в российский и общемировой контекст. Исходя из этого определяются три основных направления развития театрального дела в Ростовской области.

Во-первых, следует брать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе.

Во-вторых, необходимо сохранять и преумножать собственные самобытные традиции и достижения донского театра.

В-третьих, в условиях рыночной экономики надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности донских театров и специализированных учебных заведений, готовящих театральные кадры в российском и международном пространстве.

Театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы населения.

Главной задачей театральных учреждений является качественный показ спектаклей текущего репертуара, создание новых постановок, жанровое и стилевое разнообразие театральных предложений. Решение данной задачи ведет к достижению стратегической цели - созданию условий для развития театрального искусства Ростовской области, тем самым к сохранению лучших традиций и формированию благоприятной среды для самореализации творческой личности и развития духовных потребностей общества.

В этой связи целью Концепции развития театрального дела в Ростовской области до 2020 года является определение путей и способов сохранения достижений донского сценического искусства, а в перспективе - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных формах с использованием инновационных подходов российского и мирового опыта в этой сфере.

Концепция призвана определить место и роль театрального искусства в социальном и экономическом развитии Ростовской области, способствовать развитию жизнеспособных, перспективных традиций, зарекомендовавших себя форм театральной деятельности, инициировать внедрение новых форм в условиях меняющейся социокультурной и экономической реальности, содействовать эффективной работе театральных учреждений в новых условиях.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

создание условий для развития театра как вида искусства, расширение театрального предложения для населения области;

повышение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства театрального пространства региона;

поддержка развития драматургии, в том числе современной, и театральной критики.

Для решения этих задач предусматривается:

сохранение и увеличение в перспективе сети государственных и муниципальных театров;

совершенствование их материально-технической базы как основы сохранения и развития профессионального искусства театра;

стимулирование творческой активности театральных коллективов;

выявление и поддержка молодых талантов, активное привлечение их к работе в профессиональных театральных коллективах;

поддержка и стимулирование гастрольной деятельности;

организация и проведение в Ростовской области театральных фестивалей и форумов;

привлечение к созданию новых театральных произведений ведущих российских и зарубежных мастеров (постановщиков, сценографов, художников и др.);

поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;

совершенствование нормативно-правовой базы.

3. Доступность театрального искусства для населения Ростовской области.

Анализ состояния сети театров Практика показывает, что наличие достаточного количества театров в городах региона является одним из значимых факторов его инвестиционной привлекательности и дополнительным аргументом для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Театральное искусство Ростовской области представляют 8 профессиональных театров:

государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького";

государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский государственный музыкальный театр";

государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский-на-Дону областной академический молодежный театр";

государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский государственный театр кукол имени В.С. Былкова";

муниципальное автономное учреждение культуры "Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской" г. Новочеркасска (Казачий драматический театр);

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Таганрогский ордена "Знак Почета" театр им. А.П. Чехова";

муниципальное автономное учреждение культуры города Шахты "Шахтинский драматический театр";

муниципальное бюджетное учреждение культуры "Новошахтинский драматический театр".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров:

минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга);

количество зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.

В Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что из 81 субъекта Российской Федерации указанные социальные нормативы в той или иной части не соблюдаются в 77 субъектах Российской Федерации.

Так, в 41 субъекте России нет театров юного зрителя, в 6 - театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета, хотя это предполагается указанными социальными нормативами.

В Ростовской области данный социальный норматив выполняется. На Дону 5 театров драмы, 1 театр кукол, 1 молодежный театр и 1 музыкальный театр (включающий все жанры музыкально-театрального искусства и выполняющий функции театра оперы и балета).

Таким образом, театральное предложение в Ростовской области отличается наличием всех жанров и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения, проживающих в области.

Согласно нормативу в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек, должно быть 4-5 зрительских мест на каждые 5 тыс. человек.

В России в 36 из 165 городов с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще.

В Ростовской области 7 городов с населением свыше 100 тыс.

человек (Ростов-на-Дону, Батайск, Волгодонск, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты).

Данные об обеспеченности жителей местами в театральных залах приведены в таблице № 1.

Таблица № 1 --------------------T--------------T--------------T------------T------------¬ ¦Наименование терри-¦ Численность ¦ Норматив ¦Фактическое ¦ Отклонение ¦ ¦ тории ¦ населения ¦ зрительских ¦наличие зри-¦от норматива¦ ¦ ¦(тыс. человек)¦мест на 5 тыс.¦ тельских ¦ ¦ ¦ ¦ по состоянию ¦ жителей ¦ мест ¦ ¦ ¦ ¦ на 1 января ¦ (4-5 мест) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2011 г. ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Ростов-на-Дону ¦ 1091,5 ¦ 873-1092 ¦ 3073 ¦ + 1981 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Батайск ¦ 112,4 ¦ 90-112 ¦ 0 ¦ - 112 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Волгодонск ¦ 170,5 ¦ 136-170 ¦ 0 ¦ - 170 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Новочеркасск ¦ 169,3 ¦ 135-169 ¦ 484 ¦ + 315 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Новошахтинск ¦ 110,4 ¦ 88-110 ¦ 236 ¦ + 126 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Таганрог ¦ 257,2 ¦ 206-257 ¦ 433 ¦ + 176 ¦ +-------------------+--------------+--------------+------------+------------+ ¦г. Шахты ¦ 240,1 ¦ 192-240 ¦ 532 ¦ + 132 ¦ L-------------------+--------------+--------------+------------+------------- Таким образом, 2 города - Волгодонск и Батайск, численность населения которых превышает 100 тыс. человек, - не имеют своих театров. И если г. Батайск находится в пригороде Ростова-на-Дону, и его жители имеют возможность посещать ростовские театры, то жители г.

Волгодонска - крупного промышленного города с населением 170,5 тыс.

челеловек - такой возможностью не располагают.

Статистика показывает, что недостаточно развитая сеть театров характерна для России в целом. При сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн. жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9.

В Ростовской области на 1 млн. жителей работает 1,9 театра.

Этот показатель по Южному федеральному округу составляет 2,3; в соседних с Ростовской областью регионах - Волгоградской и Астраханской областях - 3,4 и 3,9, соответственно.

При этом в любой плотно заселенной стране Европы житель небольшого населенного пункта, не имеющего театра, может легко попасть на спектакль в соседнем городе. Для жителя нашей области, проживающего в городе, где нет театра, а тем более в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена.

Это подтверждают и результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 г.

Согласно полученным данным чуть больше половины жителей России регулярно посещают театры, 29 процентов никогда в них не бывали; на Дону регулярно посещают театры чуть более 14 процентов населения.

В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания.

С целью обеспечения более равномерного доступа населения Ростовской области к услугам театральных учреждений с 2001 года в областном бюджете предусматриваются финансовые средства на осуществление гастрольной деятельности областных театров по территории региона. Благодаря этому ежегодно жители отдаленных городов и районов имеют возможность познакомиться с лучшими образцами классической и современной драматургии.

Стабильное финансирование из бюджета области позволило увеличить охват гастрольной деятельностью с 32 территорий в 2009 году до 38 - в 2011 году.

Проанализировав доступность театрального искусства для населения Ростовской области, можно сказать, что социальный норматив в части услуг профессиональных театров в регионе соблюдается. Вместе с тем существует потребность в строительстве как минимум одного театра в г.

Волгодонске, активизации и расширении гастрольной деятельности в территориях, не имеющих стационарных театров.

4. Театральное предложение Согласно статистическим данным можно констатировать устойчивость и рост числа мероприятий, проведенных театрами Ростовской области:

с 2181 мероприятия в 2009 году до 2375 мероприятий в 2011 году.

По данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации за 2010 год, Ростовская область занимает 19-е место среди субъектов Российской Федерации по количеству театров и 18-е место - по количеству проведенных театром мероприятий.

Количество зрителей, посетивших театральные мероприятия, за 2009-2011 годы составило 1705,7 тыс. человек (в среднем - 568,5 тыс.

зрителей в год).

Среднее количество зрителей на одном спектакле в театрах Ростовской области - 254 человек, что превышает средний показатель по стране - 218 человек.

Из общего числа посетителей театров 32,9 процента - зрители Ростовского государственного музыкального театра, 22,3 процента - зрители Ростовского театра драмы им. М. Горького. Новочеркасский театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской ежегодно посещают 29,1 процента; Таганрогский театр им. А.П. Чехова - 16,1 процента;

Новошахтинский драматический театр - 15,8 процента; Шахтинский драматический театр - 11,7 процента.

Высокий процент посещаемости у Ростовского государственного театра кукол им. В.С. Былкова, в который ежегодно приходят около 50 процентов детского населения Ростовской области.

По количеству новых и капитально-возобновленных постановок в театрах Ростовской области за последние три года также наблюдается положительная динамика: с 43 новых постановок в 2009 году до 53 - в 2011 году.

По данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации за 2010 год, по количеству новых постановок театры Дона находятся на 11-м месте среди театров субъектов Российской Федерации.

Развитие театра для детей представляется чрезвычайно актуальным вопросом как для страны в целом, так и для региона в частности. Каждый театр, и особенно театры кукол и театры юного зрителя, формируя репертуарную политику должны учитывать важность приобщения к театральному искусству детской аудитории.

В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры для детей - первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра.

Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданные в 20-х годах многочисленные театры юного зрителя (ТЮЗы), а позже и музыкальные театры для детей стали первым и уникальным мировым опытом, вскоре распространившимся на многие другие страны. Театры юного зрителя, призванные органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания.

Будущее театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру.

Сегодня эту задачу в области решает Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова. Но он ориентирован главным образом на дошкольный и младший школьный возраст, а Ростовский-на-Дону академический молодежный театр - на студенческую аудиторию. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение.

За последние три года театры Ростовской области показали 3416 мероприятий для детей, причем по сравнению с 2009 годом в 2011 году количество спектаклей для детей увеличилось на 11 процентов.

В среднем в год театры Ростовской области проводят 1138 спектаклей для детей, что составляет 50 процентов от среднего числа мероприятий.

За 3 года на спектаклях для детей и подростков побывало 690,7 тыс. детей (в среднем - 230,2 тыс. человек в год).

По сравнению с 2009 годом в 2011 году количество юных зрителей выросло на 4,6 процента.

Большое значение для развития театра для детей могут иметь различные просветительские проекты, рассчитанные на участие в них образовательных учреждений города и области. Их цель - объединение деятельности органов управления образованием и культурой, учреждений общего и дополнительного образования, образовательных центров и центров семьи для пропаганды театрального искусства, а также содействие формированию и развитию просвещенной зрительской аудитории, обладающей знаниями для грамотного восприятия сценического искусства и имеющей устойчивую потребность в посещении спектаклей.

Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству.

Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.

5. Экономическая доступность театральных услуг Средняя цена посещения театров в Ростовской области составляет 222 рубля (в среднем по России - 237 рублей).

Умеренный размер цен на билеты в театрах области, как и в подавляющем большинстве театров страны, обусловлен ориентацией на платежеспособный спрос. При этом цена посещения Ростовского театра драмы им. М. Горького на премьерные показы достигает 1000 рублей, а Ростовского музыкального театра - 2000 рублей.

Такой разрыв средних цен определяется статусом ростовских театров и наличием в г. Ростове-на-Дону достаточного количества жителей и гостей города, готовых согласиться на высокие цены.

При этом в театрах Ростовской области повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется через дифференцированную расценку мест зрительного зала, обеспечивающую наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведением целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п.

Расширение доступности театрального искусства для различных групп населения области укрепляет единое культурное пространство региона и должно обеспечиваться:

консолидацией усилий органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности;

поддержкой гастрольной деятельности областных и муниципальных театров за счет средств бюджета области и местных бюджетов;

содействием развитию культурного потенциала региона;

созданием условий для развития сети частных театров.

Расширение театрального предложения для детей и подростков требует:

увеличения количества спектаклей детского и подросткового репертуара в репертуаре всех театров, особенно в Ростовском-на-Дону областном академическом молодежном театре;

поддержки экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;

привлечения авторов - драматургов, писателей, создающих сценические произведения для детей;

повышения квалификации работников театров юного зрителя, качества театральных проектов для детей и подростков;

расширения региональной гастрольной деятельности с детским и подростковым репертуаром;

организации фестивалей детских спектаклей с целью показа лучших образцов сценического искусства для детей Ростовской области;

участия театров области в конкурсах, фестивалях, ориентированных на показ спектаклей для детей;

установления тесного контакта с образовательными учреждениями области с целью возможного создания специализированных образовательных проектов для учащихся;

поддержки и развития экспериментальных форм театра для детей.

6. Развитие театра как вида искусства Из двух видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок.

Снижение по тем или иным причинам количества и качества новых постановок в театре ведет к творческому кризису.

Как отмечалось, с 2009 года по 2011 год театрами Ростовской области было осуществлено 144 новые постановки (11-е место среди субъектов России).

Количество постановок напрямую зависит от их финансирования.

Театрам Ростовской области за 2009-2011 годы на новые постановки выделено 125 823,6 тыс. рублей, в том числе из средств областного и местного бюджетов - 89 893,7 тыс. рублей. За счет собственных средств были профинансированы новые постановки в объеме 28,5 процента от общих затрат.

Учитывая, что бюджеты таких городов, как Шахты и Новошахтинск являются дотационными, финансирование новых постановок муниципальных театров в этих городах осуществляется не в полном объеме.

Так, в 2011 году на осуществление новых постановок Новошатинскому драматическому театру было выделено 748,0 тыс. рублей, а Шахтинскому драматическому театру средства на новые постановки вообще не были предусмотрены.

Недофинансирование новых постановок из местных бюджетов приводит к тому, что некоторые муниципальные театры вынуждены сокращать количество новых спектаклей, другие же концентрируются на выпуске спектаклей камерного характера, не требующих значительных вложений.

Вместе с тем в Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что ситуация недостаточного финансирования новых постановок характерна для театров многих регионов России, за исключением театров федерального значения.

Современной тенденцией развития театрального искусства является создание экспериментальных спектаклей. Как правило, такие постановки не всегда имеют массовый спрос у зрителя, но их наличие в репертуаре театра является необходимым условием его развития.

Реализации таких экспериментальных проектов будут способствовать:

привлечение к работе над созданием спектакля молодых перспективных авторов и режиссеров;

проведение мощных PR-акций, направленных на создание общественного интереса, и, как результат, зрительского спроса;

регулярное включение в репертуарный план экспериментальных спектаклей с привлечением дополнительных сценических площадок.

Одним из импульсов развития театрального искусства является привлечение в репертуар театра современной драматургии.

Несмотря на безусловную ценность классического наследия мирового театра, гармоничное творческое развитие театра невозможно без произведений современной остроактуальной проблематики. Формирование репертуарной политики театров Ростовской области должно основываться не только на сохранении и распространении классического искусства, но и на создании спектаклей современных авторов - писателей и драматургов.

Организация и участие в творческих лабораториях, которые сегодня уже не являются единичными акциями, будут способствовать расширению представлений театральных работников - режиссеров, художников, актеров и других специалистов - о состоянии современной драматургии, о ее жанровом диапазоне, о новых тенденциях в области театрального искусства.

Другой важной формой мониторинга развития театрального искусства является театральный фестиваль, а конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.

Донские театры - постоянные участники театральных акций, организуемых при поддержке Правительства Ростовской области.

С 1989 года проводится Международный фестиваль спектаклей для детей и молодежи "Минифест" с участием театральных коллективов из Германии, Бразилии, Австралии, Японии, США, Болгарии, Италии, Испании, Кореи.

В Таганрогском драматическом театре им. А.П. Чехова организуется Международный театральный фестиваль "На родине А.П. Чехова" с приглашением театров из различных регионов России и зарубежных гостей;

в Новочеркасском драматическом театре проходит Международный театральный фестиваль "Комплимент", собирающий русские театры национальных республик Южного федерального округа.

С 1999 года в Ростовском театре драмы им. М. Горького проводится Всероссийский театральный фестиваль "Русская комедия", ставший за эти годы заметным явлением в культурной жизни не только Ростовской области, но и всей России.

Областные театральные фестивали "Декада донского театра" и "Мельпомена", организуемые в течение ряда лет как для профессиональных, так и для любительских театров, способствуют популяризации театрального искусства Дона.

Поскольку большинство из проводимых в области фестивалей носят межрегиональный и международный характер, они становятся и смотром достижений донского театрального искусства, а также открывают возможность участия наших театров в фестивалях в России и за рубежом.

Особое значение имеют фестивали, проводимые на базе муниципальных театров, поскольку они способствуют не только их творческому росту, дополнительному экономическому стимулированию, но и благоприятному развитию культурной обстановки в городе, а также привлечению широкого общественного внимания к этому театру и театральному искусству в целом.

Задача органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, а также театрального сообщества Дона - сохранение и поддержка наиболее значимых для развития театрального искусства международных, всероссийских и региональных театральных форумов.

Важнейшим стимулом развития театра является гастрольная деятельность.

За последние три года театры Ростовской области провели 390 гастрольных поездок. В том числе:

254 региональных гастролей, осуществление которых поддерживается из средств областного бюджета;

90 межрегиональных гастролей и 46 гастролей в зарубежных странах, которые в основном осуществляются за счет собственных средств.

По данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации за 2010 год, по гастрольной деятельности в пределах своей территории театры Дона занимают 9е место среди субъектов России, а по межрегиональным гастролям - 19е место.

Улучшению этих показателей будут способствовать:

осуществление государственной поддержки гастрольной деятельности областных и муниципальных театров;

определение приоритетных направлений в планировании гастрольной деятельности (показы наиболее ярких спектаклей последних сезонов, обменные гастроли ведущих региональных театров, гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, гастроли в отдаленные населенные пункты, не имеющие театра, в том числе с детским и подростковым репертуаром);

реализация проектов, направленных на стимулирование самоорганизации и развитие инфраструктуры гастрольной деятельности;

инвентаризация всех имеющихся сценических площадок, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами (дворцы и дома культуры, клубы и другие учреждения культуры), где могут проводиться спектакли театров;

создание электронной базы данных об имеющихся сценических площадках, которая поможет театрам планировать свои региональные гастроли, подбирая гастрольные мероприятия с учетом технических данных театральных и нетеатральных площадок.

И наконец, индикаторы развития театрального искусства должны определяться сообществом самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой.

7. Финансовая поддержка театрального искусства В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики. Государственные и муниципальные театры в предстоящем десятилетии будут составлять основу российского театрального дела.

До 2007 года все государственные и муниципальные театры существовали исключительно в форме бюджетных учреждений и финансировались по смете из бюджетов соответствующих уровней через казначейства. После вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в отношении ряда государственных и муниципальных театров было принято решение о создании автономных учреждений путем изменения типа уже существующих государственных и муниципальных учреждений.

На сегодняшний день все государственные театры Ростовской области являются автономными учреждениями, из муниципальных театров - Новочеркасский и Шахтинский.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным автономным учреждением осуществляется в виде субсидии из областного бюджета с соблюдением требований Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным бюджетным учреждением осуществляется в соответствии с показателями плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в виде субсидии из муниципального бюджета.

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных театров Ростовской области за 3 последних года составило 1 043 251,9 тыс.

рублей.

В том числе:

на заработную плату - 626 749 тыс. рублей;

на содержание зданий, коммунальные услуги и противопожарные мероприятия - 267 655,9 тыс. рублей;

на новые постановки - 89 893,7 тыс. рублей;

на капитальный ремонт и реставрацию - 34 438,2 тыс. рублей;

на приобретение нового оборудования - 24 515,1 тыс. рублей.

Доходы государственных и муниципальных театров от основных видов уставной деятельности за 2009-2011 годы приведены в таблице № 2.

Таблица № 2 (тыс. рублей) ----------------------------------------T-------T-------T-------T--------¬ ¦ Театр ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ Всего ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Ростовский академический театр драмы ¦40280,6¦51811,7¦54089,8¦146182,1¦ ¦им. М. Горького ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Ростовский государственный музыкальный ¦64331,0¦63450,0¦67999,0¦195780,0¦ ¦театр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Ростовский государственный театр кукол ¦3617,7 ¦5521,7 ¦6483,3 ¦15622,7 ¦ ¦им. В.С. Былкова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Ростовский-на-Дону областной академиче-¦8984,8 ¦9666,2 ¦14414,0¦33065,0 ¦ ¦ский молодежный театр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Таганрогский драматический театр ¦10498,3¦10947,7¦12121,2¦33567,2 ¦ ¦им. А.П. Чехова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Новошахтинский драматический театр ¦ 773,0 ¦1140,2 ¦1543,0 ¦ 3456,2 ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Новочеркасский драматический театр ¦4243,9 ¦4884,7 ¦6073,6 ¦15202,2 ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Шахтинский драматический театр ¦2066,4 ¦2697,8 ¦2636,0 ¦ 7400,2 ¦ +---------------------------------------+-------+-------+-------+--------+ ¦Итого ¦ 450 275,6¦ L---------------------------------------+--------------------------------- Доходы государственных и муниципальных театров от основной, приносящей доход, деятельности за три года составили 450 275,6 тыс.

рублей, что составляет 43 процента от общей суммы поддержки выделяемой из областного и муниципального бюджета. Доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений государственных и муниципальных театров в среднем по России на сегодняшний день составляет 26 процентов.

Чтобы увеличить свои доходы, театры вынуждены повышать стоимость билетов, но, как показывает статистика, эта мера ведет к снижению наполняемости залов. Так, за период с 2009 по 2011 год цена билета в государственных театрах возросла на 32 процента, в муниципальных театрах - на 33 процента, при этом среднее количество зрителей на одном мероприятии с 2009 по 2011 год уменьшилось: в государственных театрах на 6 процентов, в муниципальных театрах - на 14 процентов.

Таким образом, исходя из объективности опережающего роста расходов театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Государство не несет бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за обеспечение необходимых условий для достижения государственным или муниципальным театром целей его создания, независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.

Формирование государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам должно содержать две части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектакля) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей).

При этом необходимо учитывать, что в разработке государственного (муниципального) задания требуется индивидуальный подход по отношению к каждому театру, так как это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

В предстоящем периоде следует:

предпринять меры, направленные на сохранение творческого потенциала государственных и муниципальных театров на территории Ростовской области;

предусматривать в областных целевых программах в сфере культуры финансирование из областного бюджета капитального ремонта имеющихся зданий театров, а также учебных заведений, готовящих кадры для театральных организаций;

осуществлять финансовую поддержку гастролей областных и муниципальных театров в целях повышения конкурентоспособности донского театрального искусства.

8. Кадровое обеспечение театров В государственных и муниципальных театрах Ростовской области работает 1554 человека художественно-артистического персонала. Среди них 1 народный артист СССР, 6 народных артистов Российской Федерации, 52 заслуженных артиста России, 13 заслуженных деятелей искусств Российской Федерации.

Творческие достижения многих театральных деятелей отмечены призами, дипломами фестивалей и конкурсов. Звания лауреатов престижной Национальной театральной премии "Золотая маска" удостоены 6 представителей творческой интеллигенции Ростовской области.

Средняя заработная плата работника театра в 2011 году составила 13,7 тыс. рублей, что на 2,8 тыс. рублей больше, чем в 2009 году.

Для поддержки ветеранов сцены, внесших значительный вклад в развитие театрального искусства на Дону, ежегодно 110 представителям художественного и артистического персонала областных и муниципальных театров назначаются выплаты Губернатора Ростовской области в размере 10 000 рублей каждая.

В целях выявления и поддержки талантливой молодежи ежегодно присуждаются премии Губернатора Ростовской области представителям творческой интеллигенции, в том числе молодым артистам областных и муниципальных театров, в размере 10 000 рублей каждая.

До 1991 года на базе Ростовского колледжа искусства работало театральное отделение, которое подготовило актеров для драматических театров Ростовской области. В настоящее время подготовку театральных кадров с высшим образованием осуществляет филиал Санкт-Петербургской академии культуры и искусств в г. Ростове-на-Дону и Ярославского государственного театрального института в г. Новочеркасске. Для музыкального театра подготовку кадров осуществляет Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова.

Вместе с тем проблема кадрового потенциала, характерная для российских театров в целом, стоит и перед донским сценическим искусством.

Основными ее характеристиками являются разбалансированность и неукомплектованность театральных трупп по возрастному составу и по амплуа, дефицит творческих лидеров и управленческих кадров, владеющих театральным маркетингом, менеджментом и франдрайзингом, отсутствие у театров достаточных финансовых средств для привлечения новых перспективных творческих работников.

Для успешного развития театрального дела в Ростовской области, сохранения художественно-творческих кадров целесообразно:

совместно с Ростовским отделением Союза театральных деятелей России осуществлять поддержку молодых талантливых представителей театрального искусства и ветеранов сцены;

направить усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также театрального сообщества на поддержку режиссеров, дирижеров и балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие;

обратить внимание на привлечение в театры арт-менеджеров, пиар-менеджеров, маркетологов, рекламных и креативных менеджеров.

Современные социальные и экономические условия диктуют новые формы продвижения театров, и профессиональная деятельность, связанная со стратегическим планированием, маркетинговыми исследованиями, пиартехнологиями, поисками альтернативных финансовых источников (фандрайзинг), во многом способствовала бы развитию театра как культурно-социального института;

стимулировать привлечение в театры Ростовской области высококвалифицированных специалистов из других регионов России и из-за рубежа.

9. Негосударственный сектор в театральном деле региона В Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества.

В условиях, когда государственные органы, в том числе учредители, законодательно ограничены от вмешательства в творческую деятельность театров, возрастает роль общественных театральных организаций.

Именно театральное сообщество должно взять на себя ответственность за определение принципов и норм, необходимых для развития театрального дела в новых социально-экономических и социально-политических условиях, возвращения отечественному театру лидирующего положения в художественной жизни страны.

Привлечение театральных экспертов и представителей общественности к решению ключевых вопросов развития театра в форме общественных, наблюдательных и попечительских советов активно используется в практике зарубежного театра.

Среди состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса в Ростовской области - Ростовское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации, реализующее целый ряд значимых художественных инициатив (в их числе областные конкурсы, смотры, фестивали "Мельпомена", "Мельпомена молодая" "Чехов грустит и улыбается" и др.), а также социальных программ в отношении творческих работников театра.

Сегодня, как никогда, актуальна задача формирования системы общественной поддержки искусства. Необходимы совместные усилия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, выдающихся и авторитетных деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности.

Тем не менее частный сектор в театральной деятельности необходим, так как в нем комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. И потому их деятельность нельзя рассматривать в отдельности от общего театрального процесса региона, а напротив, стимулировать возможные формы их взаимодействия с государственными и муниципальными театрами.

10. Субъекты и порядок реализации Концепции Субъектами реализации Концепции являются:

театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов;

органы государственной власти Ростовской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области;

независимые организации инфраструктуры театрального дела - театральные агентства, продюсерские центры, гастрольные бюро, производители театральных декораций, костюмов и аксессуаров и др.;

государственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации театральных специалистов;

общественные объединения - Союз театральных деятелей Российской Федерации и другие творческие союзы, профсоюзы, объединения деятелей искусств, участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др.

Концепция реализуется в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года (приложение к настоящей Концепции).

Концепция не предусматривает выделения на ее реализацию дополнительных средств из бюджета Ростовской области и бюджетов муниципальных образований Ростовской области.

Все мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются за счет:

повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджетов Ростовской области и бюджетов муниципальных образований Ростовской области государственным и муниципальным театрам;

доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также частно-государственного партнерства, бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и др.;

субсидий бюджетным и автономным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели, которые могут предоставляться театрам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

11. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции позволит сохранить сеть государственных и муниципальных театров на территории Ростовской области, обеспечить их финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать гражданам Ростовской области возможность посещения театров.

Необходимо использовать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, настоящей Концепции с тем, чтобы обеспечить расширение театрального предложения для жителей области.

Способствовать:

увеличению общего количества спектаклей, показанных театрами на стационаре, на 15 процентов по сравнению с 2012 годом;

увеличению количества спектаклей для детей и подростков не менее чем на 20 процентов по сравнению с 2012 годом;

увеличению количества произведений современной драматургии, предназначенных для постановки в театрах Ростовской области, в том числе для детской аудитории, на 20 процентов;

расширению гастрольной деятельности, включая все виды гастролей - региональные, межрегиональные и зарубежные по сравнению с 2012 годом на 50 процентов.

Заместитель начальника общего отдела Правительства Ростовской области О.В. Исаенко Приложение к Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года ПЛАН мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Ростовской области на период до 2020 года -----T------------------------------------T----------T-----------------------¬ ¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные испол- ¦ ¦п/п ¦ ¦реализации¦ нители ¦ ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 1.¦Разработка и реализация мер по под- ¦2012-2020 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦держке и развитию театрального ис- ¦ ¦Ростовской области, ¦ ¦ ¦кусства ¦ ¦главы муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований Ростовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 2. ¦Анализ возможностей использования в ¦ 2013 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦театральных целях зданий и помеще- ¦ ¦Ростовской области, ¦ ¦ ¦ний, которые могут быть приспособле-¦ ¦главы муниципальных ¦ ¦ ¦ны для показа спектаклей ¦ ¦образований Ростовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 3. ¦Создание единой базы данных театров ¦ 2013 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦всех форм собственности и организа- ¦ ¦Ростовской области, ¦ ¦ ¦ционно-правовых форм, а также нете- ¦ ¦главы муниципальных ¦ ¦ ¦атральных сценических площадок, ¦ ¦образований Ростовской ¦ ¦ ¦используемых театрами ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию), Рос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦товское региональное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отделение Союза теат- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ральных деятелей Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сийской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 4. ¦Разработка предложений по развитию ¦ 2020 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦сети театров в Ростовской области, ¦ ¦Ростовской области, ¦ ¦ ¦исходя из принятых нормативов ¦ ¦главы муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований Ростов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 5. ¦Разработка проектов областных дол- ¦2012-2020 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦госрочных целевых программ "Куль- ¦ ¦Ростовской области ¦ ¦ ¦тура Дона", предусматривающих в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовое обеспечение выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственного задания государст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венными областными театрами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проведение театральных гастролей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фестивалей в объемах, обеспечивающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦реальное повышение уровня доступ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности и разнообразия видов и форм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦театрального предложения для насе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ления области; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организацию театральных мероприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тий, имеющих целью активизировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеграцию Ростовской области в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦российский и мировой культурный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процесс, укрепить позитивный образ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦региона в России и за рубежом ¦ ¦ ¦ +----+------------------------------------+----------+-----------------------+ ¦ 6. ¦Ежегодный мониторинг хода реализа- ¦2012-2020 ¦министерство культуры ¦ ¦ ¦ции Концепции долгосрочного разви- ¦ ¦Ростовской области, ¦ ¦ ¦тия театрального дела в Ростовской ¦ ¦Ростовское региональное¦ ¦ ¦области на период до 2020 года ¦ ¦отделение Союза теат- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ральных деятелей Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сийской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦ L----+------------------------------------+----------+------------------------

Отрасли

  • 010.140.040.030.000 - Иные положения
  • 130.030.020.000.000 - Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)
  • 130.030.070.130.000 - Театрально-концертная деятельность
$prev_next['law_prev']['id']]) ?> $prev_next['law_next']['id']]) ?>