Справка
Тип |
Закон |
Полное название |
Закон Рязанской области от 02.03.2005 № 15-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"» |
Дата подписания |
2005-03-02 |
Номер |
15-ОЗ |
Источники официального опубликования |
- Рязанские ведомости от 10.3.2005 г.
|
Статус действия |
Действует без изменений |
Подписан |
Шпак Г. И. |
Ключевые слова |
защита, население, природный, ситуация, техногенный, характер, чрезвычайная |
Текст
ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Рязанской области
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
Принят Рязанской областной Думой 21 февраля 2005 года
Статья 1
Внести в Закон Рязанской области от 5 февраля 1997 года "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (в редакции Законов Рязанской области от
05.04.1999 № 22-ОЗ, от 03.03.2003 № 11-ОЗ, от 09.04.2004 № 23-ОЗ)
изменения, изложив его в следующей редакции:
"ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Настоящий Закон определяет общие для Рязанской области
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории Рязанской области (далее - население), всего земельного,
водного, воздушного пространства в пределах Рязанской области или его
части, объектов производственного и социального назначения, а также
окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные
ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти
Рязанской области, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально
возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а
также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба
окружающей природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.
3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных
потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
4. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего
Закона, а также принимаемых в соответствии с ним законов и иных
нормативных правовых актов Рязанской области.
Статья 3. Цели настоящего Закона
1. Целями настоящего Закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти области,
органами местного самоуправления и организациями.
2. Не связанные с перечисленными в части 1 настоящей статьи
целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Областная территориальная подсистема единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. Областная территориальная подсистема единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
территориальная подсистема РСЧС области) объединяет органы управления,
силы и средства исполнительных органов государственной власти области,
органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
2. Основными задачами территориальной подсистемы РСЧС области
являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий области от чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального характера;
осуществление областных целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального
и регионального характера, и повышение устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных
ситуациях межмуниципального и регионального характера;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и
средств Рязанской области, предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера;
подготовка населения Рязанской области к действиям в чрезвычайных
ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера;
осуществление мероприятий по социальной защите населения
Рязанской области, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера, проведение гуманитарных
акций;
реализация прав и обязанностей населения Рязанской области в
области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно
участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а
также порядок их деятельности определяются положениями о них,
утверждаемыми в установленном порядке Правительством Рязанской
области.
Статья 5. Органы управления, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Органами управления, специально уполномоченными на решение задач
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на
территории Рязанской области, являются:
управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
обеспечению пожарной безопасности Рязанской области (далее -
управление по делам ГОЧС и ПБ области);
управления (комитеты, отделы) по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.
Статья 6. Единая дежурно-диспетчерская служба
1. Единая дежурно-диспетчерская служба - 01 Рязанской области
является органом повседневного управления территориальной подсистемой
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Рязанской области, центральным звеном системы
оперативно-диспетчерского управления области в чрезвычайных ситуациях,
при пожарах и opedm`gm`wem` для повышения готовности органов
управления и учреждений, организаций, объектов экономики, в полномочия
которых входят функции по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, к реагированию на угрозу или возникновение
чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и
средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению
и ликвидации ЧС.
2. Организационная структура и деятельность единой
дежурно-диспетчерской службы осуществляется в соответствии с
Положением о единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе
спасения) Рязанской области на базе телефонного номера "01".
Глава 2. Полномочия органов государственной власти
Рязанской области и органов местного
самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 7. Полномочия Рязанской областной Думы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Рязанская областная Дума:
1) принимает в соответствии с федеральным законодательством
законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера;
2) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера;
3) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование
деятельности и мероприятий в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
4) утверждает областные целевые программы по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера.
Статья 8. Полномочия Правительства Рязанской области в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Правительство Рязанской области:
1) принимает нормативные правовые акты в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и
регионального характера;
2) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых
сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных
ситуациях;
3) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и
обеспечивает их проведение;
4) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера;
5) организует и проводит аварийно-спасательные и другие
неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и
регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в
ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств
обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
6) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
7) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального
характера;
8) содействует устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
9) разрабатывает и реализует областные целевые программы по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера.
Глава 3. Государственное управление в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 9. Координационный орган исполнительной власти в
области защиты населения и территорий
1. Координационными органами областной территориальной подсистемы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются:
на территориальном уровне (в пределах территории Рязанской
области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве
Рязанской области;
на местном уровне (в пределах территории муниципального
образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного
самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
2. Создание комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение
руководителей, утверждение персонального состава и определение их
компетенции осуществляются Губернатором Рязанской области, главами
муниципальных образований Рязанской области и руководителями
организаций.
3. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности возглавляются соответственно:
в области - заместителем Председателя Правительства Рязанской
области;
в органах местного самоуправления - руководителями органов
местного самоуправления или их заместителями;
в организациях - руководителями организаций или их заместителями.
4. Решения комиссии, принимаемые в соответствии с ее
компетенцией, являются обязательными для всех.
Глава 4. Права и обязанности граждан Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и социальная защита
пострадавших
Статья 10. Права граждан Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и
другое имущество органов исполнительной власти области, органов
местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты
населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планами
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) быть информированными о риске, которому они могут быть
подвергнуты в определенных местах пребывания на территории области, и
о мерах необходимой безопасности;
4) обращаться лично, а также направлять в государственные органы
и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
5) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайной ситуации;
7) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии
за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
8) на получение компенсаций и социальные гарантии за ущерб,
причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в
связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан,
погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальные
гарантии, предоставляемые гражданам области в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской
Федерации и законодательством Рязанской области.
Статья 11. Обязанности граждан Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Рязанской области в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 12. Участие общественных объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Порядок привлечения общественных объединений определяется
Правительством Рязанской области.
3. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.
Глава 5. Оповещение населения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций
Статья 13. Органы управления, ответственные за своевременное
и достоверное оповещение населения
Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе
и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается:
в случае распространения чрезвычайной ситуации в пределах границ
предприятия - источника чрезвычайной ситуации и на прилегающей к нему
территории на расстоянии 2,5 км - на администрацию предприятия;
в случае распространения чрезвычайной ситуации за границы
предприятия - источника чрезвычайной ситуации в пределах границ
проектной застройки города, границ района - на исполнительные органы
местного самоуправления;
в случае распространения границ чрезвычайных ситуаций за границы
района (города) в пределах границ Рязанской области - на Правительство
области, а также администрации городов и районов, оказавшихся в зоне
чрезвычайной ситуации.
Статья 14. Состав системы оповещения
1. Технической базой оповещения населения о чрезвычайной ситуации
является система связи и оповещения гражданской обороны области
(автоматизированная система централизованного оповещения гражданской
обороны). При этом на потенциально опасных объектах за их счет
создаются локальные системы оповещения с радиусом действия до 2,5 км.
2. Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры оповещения
осуществляется подразделениями связи городов и районов на основе
заключенных договоров с управлением по делам ГОЧС и ПБ области.
Глава 6. Порядок финансового и материального обеспечения
мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 15. Финансирование целевых программ
Финансирование областных и местных целевых программ по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Рязанской области.
Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности органов
управления, специально уполномоченных на
решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение деятельности Управления по делам ГОЧС и
ПБ области, управлений (комитетов, отделов) по делам ГОЧС и ПБ органов
местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом является
расходным обязательством соответственно субъекта и муниципальных
образований.
2. Управление по делам ГОЧС и ПБ области, управления (комитеты,
отделы) по делам ГОЧС и ПБ органов местного самоуправления,
учебно-методический центр по ГОЧС и ПБ, пожарно-спасательные части,
поисково-спасательные формирования, курсы гражданской обороны,
лаборатории и другие учреждения областной территориальной подсистемы
РСЧС области содержатся за счет средств соответственно областного и
местных бюджетов.
Статья 17. Финансовое обеспечение предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
регионального и межмуниципального характера - является расходным
обязательством субъекта;
в границах (на территории) муниципального образования - является
расходным обязательством муниципального образования.
2. Организации всех форм собственности могут участвовать в
ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Создание и использование резервных финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного
привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.
2. Указанные резервы создаются Правительством Рязанской области,
органами местного самоуправления. Порядок создания и использования
резервов финансовых и материальных ресурсов (резервных фондов) и
порядок восполнения указанных средств этих резервов определяются
соответственно Правительством Рязанской области и органами местного
самоуправления.
3. В целях повышения оперативности проведения неотложных
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций финансово-казначейское
управление Рязанской области обеспечивает поддержание на специальном
бюджетном счете управления по делам ГОЧС и ПБ области оперативного
резерва финансовых средств, в размере не менее 5 процентов
установленного в областном бюджете объема целевого финансового
резерва.
Статья 19. Страховая защита от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Страхование, связанное с чрезвычайными ситуациями природного и
техногенного характера рисков, осуществляется на территории Рязанской
области в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
Глава 7. Надзор и контроль в сфере защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами,
возложенными на единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности
должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
2. Органами управления, осуществляющими государственный надзор за
выполнением норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на территории Рязанской области, являются: управление по
делам ГОЧС и ПБ области; управления (комитеты, отделы) по делам ГОЧС и
ПБ органов местного самоуправления. Должностные лица данных органов
управления уполномочены составлять протоколы об административных
правонарушениях.
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении
законодательства Российской Федерации и Рязанской области в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании
условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций,
непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и граждане области несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации - административную и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 22. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 3
Законы и иные нормативные правовые акты Рязанской области,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в
соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его
вступления в силу.
Губернатор Рязанской области Г.И.Шпак
02 марта 2005 года
№ 15-ОЗ
Отрасли
- 010.140.030.010.000 - Отмена, изменение и дополнение нормативных правовых актов
- 020.030.050.010.000 - Резерв материальных ресурсов для работ ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (см. также 020.040.040, 110.010.150)