Распоряжение Правительства Самарской области от 04.07.2019 № 652-р «О реализации в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"»

Справка

Полное название Распоряжение Правительства Самарской области от 04.07.2019 № 652-р «О реализации в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"»
Дата подписания 2019-07-04
Номер 652-р
Источники официального опубликования
  • Волжская коммуна (Вестник Правительства) от 12.7.2019 г., № 100
  • «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) от 5.7.2019 г.
  • Сайт Правительства Самарской области (www.pravo.samregion.ru) от 5.7.2019 г.
Статус действия Действует с изменениями
Ключевые слова реализация, мероприятия, создание, региональный, центр, поддержка, развитие, талант, образовательный, фонд, ребенок, национальный, проект, образование, молодежь, дети

Текст

Распоряжение Правительства Самарской области от 04.07.2019 № 652-р"О реализации в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта Clean false 5,5 пт 2 false false false RU X-№O№E X-№O№E 1 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.Mso№ormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";} ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 июля 2019 г. № 652-р О реализации в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (В редакции Распоряжения Правительства Самарской области от 22.04.2020 г. № 183-р) В целях реализации в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16:

1. Утвердить прилагаемые:

Комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" в 2020 - 2022 годах;

Концепцию (описание) создаваемого регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех".

2. Утвердить региональным координатором, ответственным за реализацию в Самарской области в 2020 - 2022 годах мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех", министерство образования и науки Самарской области.

Возложить ответственность за создание и функционирование регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" на министра образования и науки Самарской области Акопьяна Виктора Альбертовича. (Дополнен - Распоряжение Правительства Самарской области от 22.04.2020 г. № 183-р) 3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области.

4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.

И.о. первого вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области В.В.Кудряшов Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 4 июля 2019 г. № 652-р КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО СОЗДАНИЮ И ОТКРЫТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОНДА "ТАЛАНТ И УСПЕХ" В 2020 - 2022 ГОДАХ (В редакции Распоряжения Правительства Самарской области от 22.04.2020 г. № 183-р) № п/п Наименование мероприятия Ответственный Результат Срок 1.

Утверждение должностного лица, ответственного за создание и функционирование регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" (далее - Центр) Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение Правительства Самарской области 25 августа 2019 года 2.

Подписание соглашения с образовательным фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Соглашение о сотрудничестве Правительства Самарской области и образовательного фонда "Талант и успех" 15 сентября 2019 года 3.

Утверждение медиаплана Центра Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение министерства образования и науки Самарской области 1 октября 2019 года 4.

Утверждение Положения о деятельности Центра Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение министерства образования и науки Самарской области 1 октября 2019 года 5.

Согласование и утверждение типового дизайн-проекта и проекта зонирования помещений Центра Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение министерства образования и науки Самарской области 30 октября 2019 года 6.

Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов Министерство образования и науки Самарской области, федеральный оператор Письмо министерства образования и науки Самарской области 15 декабря 2019 года, далее ежегодно 7.

Создание информационного ресурса в сети Интернет, освещающего работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи Министерство образования и науки Самарской области Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса 15 декабря 2019 года 8.

Создание попечительского совета Центра и утверждение его состава Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение Губернатора Самарской области 1 февраля 2020 года 9.

Создание экспертного совета Центра и утверждение его состава Министерство образования и науки Самарской области Протокол заседания попечительского совета Центра 1 марта 2020 года 10.

Утверждение ключевых направлений работы Центра Министерство образования и науки Самарской области, попечительский совет Центра Протокол заседания попечительского совета Центра 1 марта 2020 года 11.

Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра Министерство образования и науки Самарской области, попечительский совет Центра, экспертный совет Центра Протокол заседания экспертного совета Центра 1 марта 2020 года 12.

Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром Министерство образования и науки Самарской области, попечительский совет Центра, экспертный совет Центра Локальный акт Центра, протокол заседания экспертного совета Центра 1 марта 2020 года 13.

Разработка и утверждение образовательных программ Центр, экспертный совет Центра Локальный акт Центра, протокол заседания экспертного совета Центра 1 марта 2020 года 14.

Формирование и согласование экспертным советом Центра перечня оборудования для оснащения Центра Министерство образования и науки Самарской области, экспертный совет Центра Протокол заседания экспертного совета Центра 1 марта 2020 года 15.

Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Самарской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" Министерство образования и науки Самарской области Дополнительное соглашение 5 февраля 2020 года, далее по необходимости 16.

Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" Министерство образования и науки Самарской области Финансовое соглашение 15 февраля 2020 года, далее по необходимости 17.

Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания Центра Министерство образования и науки Самарской области Извещение о проведении закупочных процедур До 29 мая 2020 года 18.

Получение лицензии на образовательную деятельность Центра (при необходимости) Министерство образования и науки Самарской области Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых 1 марта 2020 года 19.

Апробация проведения интенсивных программ (в том числе учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, биологии, химии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра) Министерство образования и науки Самарской области Информация на интернет-ресурсе Центра Март - август 2020 года 20.

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Центра Министерство образования и науки Самарской области Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров 25 августа 2020 года, далее в течение каждого учебного года 21.

Доставка, установка, наладка оборудования Министерство образования и науки Самарской области Акты приемки работ, товаров, услуг, товарные накладные До 25 августа 2020 года 22.

Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадки в соответствие с дизайн-проектом Министерство образования и науки Самарской области, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" 30 августа 2020 года 23.

Организация набора детей, обучающихся по программам Центра Центр Локальный акт Центра, информация на интернет-ресурсе Центра 30 августа 2020 года, далее на регулярной основе 24.

Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи Министерство образования и науки Самарской области Распоряжение министерства образования и науки Самарской области, локальный акт Центра, информация на интернет-ресурсе Центра 1 сентября 2020 года 25.

Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме Министерство образования и науки Самарской области, Центр Годовой отчет Центра, информация на интернет-ресурсе Центра Ежегодно 26.

Открытие Центра в единый день Министерство образования и науки Самарской области Информационное освещение в СМИ 1 сентября 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 4 июля 2019 г. № 652-р КОНЦЕПЦИЯ (ОПИСАНИЕ) СОЗДАВАЕМОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С УЧЕТОМ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОНДА "ТАЛАНТ И УСПЕХ" 1. Обоснование потребности в создании центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех", в том числе с указанием проблематики и планируемых результатов Одной из целей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы является обеспечение высокого качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это возможно сделать посредством создания условий для развития творческого и научного потенциала обучающихся, выстраивания системы выявления, сопровождения и адресной поддержки одаренных и талантливых детей.

Обозначенные выше цели и задачи нашли свое отражение в государственной программе Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области" на 2015 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2015 № 6, которая направлена на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Самарской области.

Эффективность работы ведущих промышленных кластеров Самарской области определяет развитое инновационное поле региона, в рамках которого человеческий капитал становится важнейшим условием производства технологических инноваций. В этой связи поддержка молодых талантов - это вложение в будущее региона.

В последние годы в регионе предприняты конкретные меры в направлении развития системы выявления, сопровождения и адресной поддержки одаренных детей и молодежи:

с 2016 года начало функционировать государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области "Самарский региональный центр для одаренных детей" (далее - СРЦОД);

создана региональная система мер поддержки и развития молодых талантов, в том числе в виде выплат премий, грантов;

разработана Единая система мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий как сложная межотраслевая научно-образовательная организационно-техническая система, которая объединяет наиболее одаренных молодых исследователей Самарской области, их руководителей и научных консультантов из числа ученых вузов и специалистов предприятий (далее - Единая система мер).

Важной составной частью Единой системы мер является разветвленная многофункциональная инфокоммуникационная система, содержащая базу данных одаренной молодежи, учителей, преподавателей и научных сотрудников вузов, психологов, специалистов в области управления и обеспечивающая организацию, непрерывный мониторинг и оценку научных проектов, выполняемых школьниками и студентами при научном консультировании ученых и специалистов ведущих вузов, научных организаций и предприятий региона.

В настоящее время в научно-образовательных программах "Взлет", "Полет" и "Орбита", реализующихся в рамках Единой системы мер, задействовано более 5000 школьников, более 700 студентов и молодых ученых вузов, 350 научных консультантов, около 2000 учителей и преподавателей вузов, сотрудники 20 ведущих предприятий региона. По итогам функционирования программ высокомотивированные школьники и студенты становятся членами Губернаторского реестра творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники. В 2018 году в него вошли 900 школьников и 650 студентов.

Одной из составных частей региональной системы мер поддержки и развития молодых талантов является деятельность детского технопарка "Кванториум", функционирующего с 2017 года в форме структурного подразделения государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества" на базе площадок, расположенных в городах Самара и Тольятти.

Наряду с этим развитие одаренных детей осуществляется посредством организации учебно-тренировочных сборов, очно-заочных профильных школ по работе с одаренными детьми, тематических творческих смен в детских оздоровительных лагерях для детей, одаренных в различных областях знаний, культуры, спорта. Ярким примером является межрегиональный форум "Созвездие IQ" - Самарский НАНОГРАД, образовательная программа которого выстроена на основании бизнес-кейсов и общей методологии "увлекающего обучения" (edutainment).

Организатором форума является министерство образования и науки Самарской области при поддержке АНО "Школьная лига РОСНАНО".

Также Самарский регион с 2013 года является организатором молодежного форума "iВолга", на котором ежегодно около 2000 активных, творческих молодых людей из различных субъектов Российской Федерации и стран зарубежья представляют свои перспективные проекты по самым разным направлениям. За годы проведения форума было поддержано более 300 проектов участников, общий фонд грантовой поддержки за 6 лет превысил 56 миллионов рублей.

Самарская область является регионом с мощным экономическим и научным потенциалом, ведущими кластерами в котором являются аэрокосмический, автомобильный, медицинских и фармацевтических технологий, а перспективными сферами экономики - химия и нефтехимия, IT-технологии, новые материалы, лазерные технологии и другие.

Жизнеспособность кластерной структуры Самарского региона обусловлена наличием широкого спектра организаций высшего образования, включая ведущие университеты, имеющие эффективную научную инфраструктуру и составляющие ядро научно-образовательного каркаса, в том числе:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Самарский университет);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный технический университет" (далее - Самарский государственный технический университет);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Указанные организации имеют большой опыт работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности в различных областях науки, культуры и спорта, достигшими результатов на всероссийском и международном уровне. Данное обстоятельство позволит обеспечить условия для сетевого взаимодействия по выявлению и адресной поддержке обучающихся Самарской области.

Вместе с тем сохраняются факторы, сдерживающие эффективность работы по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий, культуры и спорта:

снижается доля победителей и призеров региона в интеллектуальных соревнованиях всероссийского масштаба (2016/17 учебный год - 27 чел., 2017/18 учебный год - 28 чел., 2018/19 учебный год - 21 чел.);

при высокой необходимости концентрации кадровых и научных ресурсов остаются неразработанными модели сетевого взаимодействия учреждений образования и науки, искусства, спорта;

система привлечения кадрового состава технической, естественно-научной, спортивной, информационно-технологической и творческой направленности в образовательные организации нуждается в модернизации;

значительная часть детей, проживающих в сельской местности и малых городах, не охвачена мероприятиями выявления и поддержки одаренных детей, следовательно, доступность ресурсов системы развития одаренности ограничена;

количество педагогов, владеющих методикой подготовки детей и молодежи к конкурсным процедурам и показывающих результативность по итогам такой подготовки на регулярной основе, незначительно. Более того, существующая система повышения квалификации для этой категории специалистов не обеспечивает индивидуального сопровождения данной категории педагогов в целях повышения их педагогического мастерства.

Влияние этих факторов будет минимизировано благодаря созданию центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" (далее - Центр).

Создание Центра направлено на достижение следующих целей:

выявление проявляющих способности детей и молодежи Самарской области, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;

разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности. При разработке образовательных программ будет использоваться опыт реализации программ и мероприятий образовательного фонда "Талант и успех", а также ведущих образовательных организаций региона и Российской Федерации;

обеспечение индивидуальных треков развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе с тьюторской и (или) тренерской поддержкой.

Выстроенная системная работа управления талантами посредством создания Центра позволит добиться следующих результатов:

консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта и иных организаций, в том числе посредством реализации программ в сетевой форме;

внедрение образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных образовательных программ, с использованием как собственной инфраструктуры и программ, так и дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

осуществление взаимодействия с ведущими индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, в том числе посредством организации стажировок, практик, а также содействие в трудоустройстве обучающихся после получения ими профессионального образования.

Создание Центра позволит сформировать механизм их сопровождения в целях реализации стратегии научно-технологического развития и достижения принципиальных результатов в области социально-экономического развития региона.

2. Данные по региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по работе с одаренными детьми, их количеству и кадровому составу В Самарской области функционируют 688 образовательных организаций, реализующих программы начального, общего и среднего образования, из которых 87 организаций обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов. Численность обучающихся 5 - 9-х классов данных организаций 41 336 человек. В данных образовательных организациях работают 4 307 педагогических работников.

В 297 образовательных организациях Самарской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сфере образования, культуры и спорта, численность детей в возрасте от 5 до 17 лет в 2018/19 учебном году составляла 322 488 человек (охват детей услугами дополнительного образования - 78,5%).

На всероссийском уровне получили признание образовательные организации Самарской области, имеющие высокие результаты в работе с одаренными детьми.

В 2018 году в рейтинг "ТОП-500" вошли 9 образовательных организаций Самарской области: МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара, МБОУ Гимназия № 11 г.о. Самара, МБОУ Гимназия № 133 г.о. Самара, МБОУ "Лицей авиационного профиля № 135" г.о. Самара, МБОУ Школа № 132 г.о.

Самара, МАОУ "Самарский лицей информационных технологий", МБОУ Лицей № 6 г.о. Тольятти, МБОУ Лицей № 57 г.о. Тольятти, МБОУ Лицей № 67 г.о.

Тольятти.

Пять из них в рамках реализации национального проекта "Образование" включены в проект "Базовые школы РАН": МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара, МБОУ Гимназия № 11 г.о. Самара, МБОУ "Лицей авиационного профиля № 135" г.о. Самара, МАОУ "Самарский лицей информационных технологий", МБОУ Лицей № 57 г.о. Тольятти.

В 2016 году в целях выявления, развития и поддержки одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности создан и успешно функционирует СРЦОД.

Для всех базовых школ, работающих с одаренными детьми, научно-образовательными центрами стали самарские университеты. Вузы оказывают содействие в разработке образовательных программ, направленных на развитие исследовательской активности школьников, и обеспечивают доступ учеников к научным проектам, над которыми работают ученые вузов.

Так, например, СРЦОД заключены соглашения о сотрудничестве с Самарским филиалом Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (далее - СФ ФИАН), Самарским университетом, Самарским государственным техническим университетом, Самарским филиалом Московского городского педагогического университета, центром развития образования г.о.

Самара, технопарком "Кванториум-63". Научное руководство профильных направлений (физико-математического, химико-биологического, информационно-технологического) осуществляют ученые ведущих вузов Самарской области.

В настоящее время в СРЦОД работает 61 педагогический работник (преподаватели, воспитатели, тьюторы, психологи), из них один доктор наук, 15 кандидатов наук, 17 учителей с высшей педагогической категорией. Администрация и педагоги СРЦОД прошли стажировки в образовательном центре "Сириус" г. Сочи, республиканском центре для одаренных детей г. Саранска, Московском институте физических исследований.

3. Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава в области выявления и поддержки одаренных детей В Самарской области уделяется существенное внимание подготовке педагогов к работе с одаренными детьми, созданы условия для обмена опытом в данном направлении.

Опыт внедрения персонифицированной модели повышения квалификации на основе именного образовательного чека позволяет повысить квалификацию по данному направлению 100% педагогов за 3 года, так как полный курс повышения квалификации работников общего образования региона по именному образовательному чеку составляет 90 часов и состоит из трех блоков: инвариантный и два вариативных. Один вариативный блок предусматривает повышение квалификации по психолого-педагогическим вопросам и один по программам, соответствующим уровню преподавания предметной области педагога.

Помимо этого, ежегодно от 750 до 820 учителей-предметников, что составляет более 10% от общего числа повысивших квалификацию, проходят целенаправленную подготовку по работе с одаренными детьми, в том числе на базе ведущих вузов региона (Самарского университета, Самарского государственного технического университета, ФГБОУ ВО "Тольяттинский государственный университет").

Примерная тематика программ:

"Методические особенности олимпиадной подготовки и организация исследовательской работы учащихся основной и старшей школы";

"Организация научно-исследовательской деятельности по языкознанию в школе";

"Алгоритмический подход к решению задач повышенной сложности" и др.

Педагоги образовательных организаций Самарской области ежегодно проходят обучение в образовательном центре "Сириус" по направлению работы с одаренными детьми. Так, в 2018 году 8 педагогов СРЦОД, на базе которого планируется создать Центр, прошли программы переподготовки педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи "Большие вызовы" на базе образовательного фонда "Талант и успех".

Количество педагогов этого образовательного учреждения, обученных на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки за последние 3 года, составило 57 человек. Из них 12 человек прошли курсы повышения квалификации по дополнительным программам по вопросам подготовки одаренных детей в других регионах Российской Федерации, 45 человек в образовательных организациях дополнительного профессионального образования Самарской области по именным образовательным чекам.

4. Опыт Самарской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми за последние три года В Самарском регионе накоплен богатый опыт участия в реализации федеральных проектов в области образования. Среди наиболее значимых мероприятий можно выделить:

деятельность в Самаре и Тольятти детских технопарков "Кванториум" в результате победы в 2017 году региональной заявки в конкурсном отборе, проведенном Министерством образования и науки Российской Федерации, на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание детского технопарка;

реализацию в 2016 - 2018 годах мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по распространению современных моделей успешной социализации детей и модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений;

проведение с 2015 года на территории Самарской области международного форума "Созвездие IQ" - Самарский НАНОГРАД, в котором ежегодно принимают участие более 200 школьников, представляющих различные субъекты Российской Федерации и страны ближнего зарубежья.

Кроме того, с 2019 года Самарская область в рамках национального проекта "Образование" принимает участие в реализации следующих федеральных проектов:

"Современная школа" (мероприятия, направленные на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, в части создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей);

"Успех каждого ребенка" (мероприятие по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и мероприятие по созданию ключевых центров развития детей (центра развития современных компетенций детей).

В 2019 году в результате успешного участия в конкурсном отборе Министерства просвещения Российской Федерации 4 образовательные организации Самарской области (МАОУ "Самарский лицей информационных технологий", МБОУ "Школа № 53" г.о. Самара, МБОУ ДО "Гуманитарный центр интеллектуального развития", МАОУ "Пансионат Радуга" г.о. Тольятти) определены получателями грантов из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национального проекта "Цифровая экономика" по направлению "Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей "Математика", "Информатика" и "Технология".

Ресурсы данных образовательных учреждений в дальнейшем планируется использовать для реализации образовательных программ в сетевых формах для развития творческого потенциала обучающихся.

Это создает необходимые и достаточные условия для реализации данного проекта.

5. Описание площадки центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" Создание в Самарской области Центра планируется в форме структурного подразделения существующего образовательного учреждения СРЦОД по распределенной модели (инфраструктура Центра распределена на несколько площадок, в том числе других организаций).

Для обеспечения эффективного принятия решений, оперативного межведомственного взаимодействия, решения проблемных вопросов, требующих участия высшего органа исполнительной власти, будет создана рабочая группа по созданию и развитию Центра под руководством заместителя председателя Правительства Самарской области.

В целях управления развитием Центра будет учрежден попечительский совет, членами которого станут представители Правительства Самарской области, ведущие ученые, спортивные тренеры, деятели культуры, руководители промышленных предприятий региона.

Программное и методическое сопровождение деятельности Центра будет обеспечивать экспертный совет. В его состав войдут ученые, представители ведущих общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, спортивные тренеры, деятели культуры.

Базовой организацией выступит СРЦОД, который является образовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся, имеющей необходимые условия для проживания и обучения, в том числе с учетом доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Он расположен на территории городского округа Самара и имеет удобную транспортную доступность для участников профильных смен.

Учредителем Центра является Самарская область.

Функции и полномочия учредителей Центра от имени Самарской области осуществляют:

министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области.

Адрес Центра: Самарская обл., г. Самара, ул. Черемшанская, д. 70.

Общая площадь СРЦОД составляет 7998,3 м2, в том числе:

общая площадь учебного корпуса на 240 учащихся - 2156,6 м2, включая спортивный зал - 140,2 м2, библиотеку - 89,5 м2, лекционный зал - 78,7 м2;

общая площадь гостиницы - 5841,7 м2, включая столовую - 378,9 м2, медицинский пункт - 92,5 м2.

Имущественный комплекс СРЦОД включает в себя инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей.

В учреждении создана интегрированная коммуникативная образовательная среда. В учебном процессе используются: интерактивные доски, позволяющие демонстрировать средствами компьютерного моделирования различные процессы; ноутбуки и проекторы; оборудование по робототехнике, 3D-моделированию и 3D-печати; цифровая лаборатория "Архимед"; цифровые микроскопы и различные датчики для демонстрации опытов по естественному циклу.

Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах химии, информатики, биологии, физики. Лаборатории физики, химии, биологии оснащены современным оборудованием, в частности для проведения практических работ.

Инфраструктура СРЦОД обеспечена доступом к Интернету на скорости не менее 100 Мбит/с и необходимым оборудованием для видеоконтента.

Состояние помещений соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 и правилам по доступности зданий для маломобильных групп населения. Вместе с тем в целях приведения к современным стандартам планируется актуальное зонирование с использованием энергосберегающих технологий и с учетом единого фирменного стиля региональных центров, создаваемых по образу образовательного центра "Сириус".

Функциональные зоны Центра для организации учебного процесса (учебные кабинеты, лекционные помещения, лаборатории, библиотека, коворкинг) и административно-хозяйственные зоны (серверная, зона ресепшен, медиатека) будут расположены на 1 и 2 этажах СРЦОД. Специализированные помещения (сцена, художественная мастерская, музыкальный класс, хореографический класс, студия звукозаписи и др.), предназначенные для проведения мастер-классов и занятий по направлению "Культура", и специализированные спортивные объекты (легкоатлетический зал, футбольное поле и др.), учитывающие специфику профильных смен по направлению "Спорт", будут предоставляться распределенной сетью организаций-партнеров на основании соглашений (договоров).

С 2015 года СРЦОД выстраивает конструктивное сотрудничество с социальными партнерами: центром развития образования г.о.

Самара, центром профессионального образования, АНО "Школьная лига РОСНАНО".

СРЦОД является организатором межрегиональных научно-практических конференций для детей и педагогических работников и принимает активное участие в мероприятиях на территории Самарской области и за ее пределами.

В 2019 году на базе СРЦОД создан региональный реестр одаренных детей (далее - Реестр), в который включаются данные о победителях и призерах олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом. Таким образом, к моменту открытия Центра будет сформирована база данных одаренных детей Самарской области.

В рамках мероприятий по выявлению и сопровождению молодых талантов в Центре будут реализованы разнообразные формы работы с одаренными детьми (профильные смены, учебно-тренировочные сборы, конкурсные мероприятия), в том числе с использованием распределенной модели и дистанционных технологий (онлайн-лекции, вебинары, сессии и др.). Плановый охват детей, обучающихся в 5 - 11-х классах, вовлеченных в данные мероприятия, составит 10%.

К очному участию в профильных сменах будут приглашены обучающиеся 8 - 11-х классов образовательных организаций Самарской области и других регионов России, включенные в Реестр и успешно прошедшие единый конкурсный отбор.

Реализация мероприятий по направлению "Наука" будет осуществляться СРЦОД совместно с Самарским университетом, Самарским государственным техническим университетом, СФ ФИАН.

Профильные смены по направлению "Наука" будут организованы в форматах физико-математического, химико-биологического, инженерно-изобретательского и робототехнического (включая информационные технологии и программирование) профилей.

Основными формами организации профильных смен станут:

лекционная система занятий по профильным дисциплинам (обучающиеся на этих предметах объединяются по профильным направлениям);

групповые формы работы при выполнении практических занятий, лабораторных работ, а также в рамках проектной и исследовательской деятельности;

система разработки индивидуальной образовательной траектории и тьюторского сопровождения обучающихся.

Мероприятия по направлениям "Культура", "Спорт" будут реализованы по распределенной модели, при которой занятия, направленные на совершенствование профессионального мастерства (спортивной или художественной направленности), будут осуществляться на площадках других организаций при непосредственном руководстве и управлении со стороны СРЦОД на основе договоров о реализации программ в сетевой форме.

Партнерами Центра по направлению "Спорт" (шахматы, легкая атлетика, футбол) станут государственные бюджетные учреждения дополнительного образования Самарской области в области спорта, в том числе государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Самарской области "Областной детско-юношеский центр развития физической культуры и спорта".

Партнерами Центра по направлению "Культура" (изобразительное искусство, народное фольклорное творчество) станут учреждения дополнительного образования Самарской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества "Центр социализации молодежи", государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Самарской области "Самарский Дворец детского и юношеского творчества", государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Самарское музыкальное училище имени Д.Г. Шаталова", государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Самарское художественное училище имени К.С. Петрова-Водкина".

Для реализации образовательных программ по профилям смен будут привлечены высококвалифицированные педагогические и научные работники, в том числе ученые ведущих вузов Самарской области, специалисты в области спорта и культуры на основе трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

С целью обеспечения индивидуального подхода к обучающимся и создания условий для организации индивидуального образовательного маршрута в Центре будет продолжена реализация модели тьюторского сопровождения.

Таким образом, СРЦОД имеет достаточные ресурсы, чтобы в дальнейшем стать координирующим органом по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи Самарской области, осуществлять их сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития.

Функционирование Центра по описанной выше модели позволит обеспечить достижение целей и результатов паспорта региональной составляющей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области от 21.06.2019 № ДА-22, в том числе:

осуществлять координацию, организацию и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов и мероприятий по направлениям "Наука", "Культура", "Спорт";

обеспечить организацию моделей сетевого взаимодействия, в том числе посредством реализации программ в сетевой форме, организации стажировок, практик;

заниматься разработкой образовательных программ для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;

обеспечивать индивидуальную работу и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты;

развивать сети партнерских отношений между научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, промышленными предприятиями, индустриальными и технологическими компаниями.

Приложениями к настоящей Концепции (описанию) являются:

таблица индикаторов эффективности деятельности Центра (приложение 1);

предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра (приложение 2);

проект зонирования помещений Центра (приложение 3);

примерный перечень категорий и должностей Центра (приложение 4).

Приложение 1 к Концепции (описанию) создаваемого регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" ТАБЛИЦА ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (ДАЛЕЕ - ЦЕНТР) № п/п Наименование индикатора Минимальное значение с года создания Центра Значение на текущий год и плановый период X <1>

год X + 1 X + 2 1.

Общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов на 1 млн. населения) 25000 25000 26000 27000 2.

Общий объем проведенных профильных региональных смен (человеко-дней на 1 млн. населения) 10000 10000 10500 11000 3.

Доля детей, обучающихся в 5 - 11-х классах, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (%) 10 10 12 14 4.

Численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) 3000 3000 3500 4000 5.

Число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап всероссийской олимпиады школьников и всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в образовательный центр "Сириус" 40 40 50 60 6.

Число детей, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности (человек на 1 млн. населения) 1000 1000 1100 1200 7.

Доля сотрудников Центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми (%) 100 100 100 100 8.

Доля педагогов Центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке образовательного центра "Сириус" (%) 50 50 55 60 -------------------------------- <1> X - год создания Центра.

Приложение 2 к Концепции (описанию) создаваемого регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (ДАЛЕЕ - ЦЕНТР) Статья расходов Расчет суммы на X <1> год, далее с ежегодной индексацией (тыс. руб.) 211 - заработная плата 2818,9 212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) 8,4 213 - начисления на выплаты по оплате труда 851,3 222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) 160,0 222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) 80,0 226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) 48,0 226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) 300,0 226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) 108,0 226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) 75,0 340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) 524,0 Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) 3856,6 Итого 8830,2 -------------------------------- <1> X - год получения субсидии. В год получения субсидии сумма операционных расходов будет скорректирована с учетом даты создания Центра.

Приложение 3 к Концепции (описанию) создаваемого регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" ПРОЕКТ ЗОНИРОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (ДАЛЕЕ - ЦЕНТР) Рисунок не приводится.

Территория Центра Рисунок не приводится.

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ помещений Центра Лаборатория по химии Рисунок не приводится.

Лаборатория по биологии Рисунок не приводится.

Лаборатория по физике Рисунок не приводится.

Класс программирования Рисунок не приводится.

Универсальный учебный кабинет Рисунок не приводится.

Коворкинг на 30 мест Рисунок не приводится.

Спортивный зал Рисунок не приводится.

Универсальная спортивная площадка Рисунок не приводится.

ПРОЕКТ ЗОНИРОВАНИЯ площадки-партнера Центра - государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Самарской области "Самарский Дворец детского и юношеского творчества" Рисунок не приводится.

ПРОЕКТ ЗОНИРОВАНИЯ площадки-партнера Центра - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарское музыкальное училище имени Д.Г. Шаталова" Схема 2 этажа Рисунок не приводится.

ПРОЕКТ ЗОНИРОВАНИЯ площадки-партнера Центра - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарское художественное училище имени К.С.

Петрова-Водкина" Схема 2 этажа Рисунок не приводится.

Художественная мастерская Рисунок не приводится.

Музыкальная студия Рисунок не приводится.

Сцена Рисунок не приводится.

Универсальные творческие мастерские Рисунок не приводится.

Шахматная комната Рисунок не приводится.

Хореографический класс Рисунок не приводится.

Приложение 4 к Концепции (описанию) создаваемого регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта образовательного фонда "Талант и успех" ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (ДАЛЕЕ - ЦЕНТР) № п/п Должность (специальность, профессия), квалификация Количество штатных единиц 1.

Заместитель директора по организации интенсивных профильных смен 1 2.

Методисты по направлениям деятельности 3 3.

Специалист по работе с партнерами 0,5 4.

Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ 0,5 5.

Специалист по работе с электронной базой данных одаренных детей 0,5 6.

Специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий 0,5 7.

Специалист по сопровождению онлайн-обучения 1 8.

Специалист технической поддержки (инженер-программист) 1 9.

Педагог по направлению (лаборант) 1,5 10.

Педагоги по направлениям деятельности Центра 23 в том числе педагоги, привлеченные в рамках договоров гражданско-правового характера 10 11.

Педагог-организатор 1 12 Педагог дополнительного образования 1 13.

Педагог-психолог 1 14.

Тьютор 2 ВСЕГО 37,5

Отрасли

  • 020.000.000.000.000 - Основы государственного управления
  • 020.030.000.000.000 - Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства
  • 020.030.020.000.000 - Государственные программы. Концепции
  • 020.030.020.030.000 - Региональные программы
  • 130.000.000.000.000 - Образование. Наука. Культура
  • 130.010.000.000.000 - Образование (см. также 200.160.040)
  • 130.010.020.000.000 - Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)