| Полное название | Закон Республики Башкортостан от 17.03.1998 № 147-З «О питьевой воде» |
| Дата подписания | 1998-03-17 |
| Номер | 147-З |
| Источники официального опубликования |
|
| Статус действия | Действует с изменениями |
| Ключевые слова | водоохранная, зона, лицензирование, лицензия, норматив, орган, питание, программа, регулирование, система, тариф, качество, контроль |
ЗАКОН Республики Башкортостан О ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З; от 04.10.2004 г. № 106-з; от 08.12.2006 г. № 387-з; от 22.06.2009 г. № 134-з; от 30.05.2012 г. № 537-з; от 04.02.2019 г. № 61-з) Принят Законодательной Палатой Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 28 января 1998 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного СобранияРеспублики Башкортостан 26 февраля 1998 года. Настоящий Закон регулирует отношения в области питьевоговодоснабжения и устанавливает государственные гарантии пообеспечению населения питьевой водой, соответствующейустановленным требованиям. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: питьевая вода - вода, отвечающая нормативным требованиям вестественном состоянии или после ее обработки; качество питьевой воды - состав и свойства питьевой воды припоступлении в водопроводную сеть, а также в точках водоразборанаружной и внутренней водопроводной сети; нормативы качества питьевой воды (нормативные требования) -совокупность допустимых показателей микробиологического,паразитологического, химического, радиологического состава иорганолептических свойств воды, установленныхнаучно-исследовательскими методами и регламентированныхсанитарными правилами, гарантирующих ее безопасность для здоровьячеловека; питьевое водоснабжение - деятельность, направленная наобеспечение потребности в питьевой воде граждан или юридическихлиц; источник питьевого водоснабжения - водный объект или егочасть, в пределах которых осуществляется забор воды в системыпитьевого водоснабжения; централизованная система питьевого водоснабжения (водопроводобщего пользования) - комплекс устройств и сооружений,предназначенный для забора, подготовки, получения, хранения иподачи питьевой воды к местам потребления; нецентрализованная система питьевого водоснабжения - устройства и сооружения для забора, подготовки, хранения и подачи питьевой воды, технически не связанные с централизованной системой питьевого водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з); система питьевого водоснабжения на транспорте -установки и оборудование, размещенные на транспортных средствах,для обеспечения питьевой водой пассажиров, экипажей иобслуживающего персонала в пути их следования на транспортныхсредствах пассажирского или иного назначения; система питьевого водоснабжения - понятие, применяемое в настоящем Законе для исключения перечисления всех систем при наличии общих норм для централизованных, нецентрализованных и систем питьевого водоснабжения на транспорте; надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системыобеспечивать режим (бесперебойный, почасовой, по графику) подачипитьевой воды потребителям в соответствии с установленными нормамипитьевого водообеспечения и нормативными требованиями качествапитьевой воды; зона санитарной охраны - территория, акватория, включающиеисточник водоснабжения и водопровод, состоящие из трех поясов иполос, на которых устанавливается особый режим; нормы питьевого водообеспечения - расчетное количествопитьевой воды, необходимое для физиологических и бытовых нуждодного человека в течение суток в конкретном населенном пункте(поселении), отдельном объекте или транспортном средстве приследующих видах норм питьевого водоснабжения: нормальномфункционировании систем питьевого водоснабжения, нарушении ихфункционирования и чрезвычайных ситуациях; организации питьевого водоснабжения - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных или нецентрализованных систем питьевого водоснабжения; пользователи систем питьевого водоснабжения - граждане июридические лица, использующие системы питьевого водоснабжения вустановленном порядке в целях получения питьевой воды длясобственных нужд или передачи ее иным лицам; потребители питьевой воды - граждане и юридические лица,расходующие питьевую воду для собственных нужд; бутылированная питьевая вода - питьевая вода, расфасованная вемкости. Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона Целями и задачами настоящего Закона являются: установление правовых гарантий удовлетворения потребностейграждан и юридических лиц в питьевой воде; установление хозяйственно-экономических основ питьевоговодоснабжения; установление государственных гарантий надежности питьевоговодоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушенияв области питьевого водоснабжения; установление государственных гарантий по обеспечениюбезопасной и безвредной для здоровья человека питьевой водой. Статья 3. Правовое регулирование в области питьевоговодоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Водном кодексе Российской Федерации и осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. Статья 4. Основные принципы питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Основными принципами питьевого водоснабжения являются: 1) государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья; 2) соответствие качества питьевой воды установленным санитарным правилам и нормам; 3) обеспечение потребностей в питьевой воде исходя из установленных норм потребления; 4) государственный надзор за качеством питьевой воды и государственное регулирование вопросов питьевого водоснабжения; 5) участие органов местного самоуправления в обеспечении населения питьевой водой; 6) рациональность питьевого водоснабжения, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных вод; 7) безопасность, надежность и бесперебойность работы систем питьевого водоснабжения; 8) учет и платность питьевого водоснабжения; 9) государственное регулирование порядка ценообразования в сфере питьевого водоснабжения; 10) санитарная охрана источников питьевого водоснабжения и водопроводов; 11) отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения. Статья 5. Субъекты правоотношений в области питьевого водоснабжения Субъектами правоотношений в области питьевого водоснабженияявляются: органы государственной власти Российской Федерации; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) органы государственной власти Республики Башкортостан; (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) органы местного самоуправления; собственники систем питьевого водоснабжения; организации, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения; пользователи систем питьевого водоснабжения; потребители питьевой воды; органы, осуществляющие государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор; специально уполномоченный государственный орган управленияиспользованием и охраной водного фонда; орган управления государственным фондом недр; специально уполномоченный государственный орган в областиохраны окружающей (Исключен - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 134-з)среды. Статья 6. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области питьевого водоснабжения относятся: 1) принятие нормативных правовых актов в области питьевого водоснабжения; 2) определение основных направлений и реализация целевых республиканских программ и планов мероприятий по развитию и реконструкции систем питьевого водоснабжения, направленных на обеспечение населения питьевой водой в соответствии с потребностями, улучшение качества питьевой воды, а также выделение необходимых для этого финансовых и материально-технических средств; 3) осуществление государственного регулирования тарифов на услуги систем водоснабжения в пределах своей компетенции; 4) осуществление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов при осуществлении регионального государственного экологического надзора согласно компетенции; 5) установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; 6) выделение или отчуждение земель для целей питьевого водоснабжения в соответствии с земельным законодательством; 7) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; 8) осуществление мер по охране источников и систем питьевого водоснабжения в пределах своей компетенции; 9) организация работ по питьевому водоснабжению населения в чрезвычайных ситуациях, а также в труднодоступных, удаленных поселениях, не имеющих постоянно или сезонно естественных источников питьевого водоснабжения; 10) обеспечение населения своевременной и достоверной информацией по вопросам снабжения питьевой водой и соответствия ее качества нормативным требованиям; 11) рассмотрение и решение иных вопросов по обеспечению населения питьевой водой. Статья 7. (Исключена - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством. Глава II. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Статья 9. (Утратила силу - Закон Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 04.10.2004 г. № 106-з) Статья 10. Централизованные системы питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Централизованные системы питьевого водоснабжения являются основными в обеспечении бесперебойного режима подачи питьевой воды потребителям и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения. Статья 11. Нецентрализованные системы питьевого водоснабжения и системы питьевого водоснабжения на транспорте (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) 1. Нецентрализованные системы питьевого водоснабжения и системы питьевого водоснабжения на транспорте применяются для обеспечения потребителей питьевой водой при отсутствии централизованных систем питьевого водоснабжения. 2. Требования к выбору источников, используемых для нецентрализованного питьевого водоснабжения, для систем питьевого водоснабжения на транспорте, порядок эксплуатации применяемых водозаборных устройств (водозаборных скважин, колодцев, каптажей родников и иных устройств), систем питьевого водоснабжения на транспорте устанавливаются санитарными правилами и нормами. Статья 12. Развитие питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Развитие питьевого водоснабжения в Республике Башкортостан осуществляется на основе целевых программ. Статья 13. Проектирование, строительство и реконструкция систем питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) 1. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями документов территориального планирования, а также с учетом соответствующих норм, правил и стандартов. 2. При проектировании и строительстве централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения обязательно учитываются требования обеспечения надежности указанных систем, включая необходимость создания резервных источников питьевого водоснабжения."; 10) абзац пятый части 2 статьи 15 изложить в следующей редакции: "возмещение затрат, связанных с реализацией производственных и инвестиционных программ, согласованных республиканским органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Статья 14. Финансирование питьевого водоснабжения 1. Источниками финансирования питьевого водоснабженияявляются: средства от платы пользователей и потребителей за питьевоеводоснабжение; средства федерального бюджета Российской Федерации дляреализации мероприятий, предусмотренных федеральными программамиразвития и улучшения систем питьевого водоснабжения; средства бюджета Республики Башкортостан; (В редакции ЗаконаГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 387-з) средства местных бюджетов; средства долевых взносов граждан и (или) юридических лиц наразвитие питьевого водоснабжения; прочие источники, не запрещенные законодательством. 2. (Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) Статья 15. Тарифы на питьевое водоснабжение 1. Порядок определения и применения тарифов в областипитьевого водоснабжения устанавливается законодательством. (Вредакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) 2. Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются всоответствии с законодательством по предложению организацийпитьевого водоснабжения, исходя из принципа компенсации затрат на:(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая РеспубликиБашкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) оплату за пользование водными объектами - источникамипитьевого водоснабжения; получение питьевой воды и подачу ее до пользователей,потребителей; выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающегобесперебойность функционирования систем, их защиту и санитарнуюохрану; возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкциейсистем питьевого водоснабжения, а также обеспечением необходимогоуровня их рентабельности. Статья 16. Экономическое стимулирование питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Экономическое стимулирование питьевого водоснабжения осуществляется путем: 1) предоставления налоговых льгот организациям питьевого водоснабжения; 2) снижения размеров платы за услуги по питьевому водоснабжению при предоставлении услуг ненадлежащего качества в соответствии с порядком, установленным законодательством; 3) формирования республиканского заказа на проектирование и производство новой техники, оборудования, материалов и реагентов, предназначенных для нужд питьевого водоснабжения; 4) принятия иных мер в соответствии с целевыми программами обеспечения населения Республики Башкортостан питьевой водой и планами мероприятий по питьевому водоснабжению населения. глава III. ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ Статья 17. Государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой 1. Каждому человеку на территории Республики Башкортостангарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающейустановленным нормативам качества, а также в соответствии снормами питьевого водообеспечения. 2. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде вместах их проживания осуществляется мерами, направленными наразвитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованныхсистем питьевого водоснабжения, а также государственнойподдержкой, регулированием, контролем и надзором за питьевымводоснабжением в соответствии с настоящим Законом и иныминормативными правовыми актами. (Дополнен - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.01.2002 г. № 281-З) 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 04.10.2004 г. № 106-з) Статья 18. Обеспечение качества питьевой воды Качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданамии юридическими лицами), должно соответствовать нормативнымтребованиям и обеспечивается: выбором источника питьевого водоснабжения и технологииобработки воды; использованием в системах водоснабжения материалов,оборудования, реагентов, прошедших обязательную гигиеническуюэкспертизу и сертификацию; разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля закачеством питьевой воды в системах централизованного инецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местныхусловий; осуществлением регулярного производственного лабораторногоконтроля аттестованными или аккредитованными в установленномпорядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения всоответствии с нормативными документами (контроль за качествомпитьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемыхорганизациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляютна договорной основе другие лаборатории, аккредитованные вустановленном порядке); установлением и пересмотром на основе новых научных данныхнормативных требований к питьевой воде и источникам питьевоговодоснабжения не реже одного раза в 5 лет; установлением зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов, санитарной защитной полосы водоводов систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения и соблюдением специального режима в границах данных зон и охранных полос; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) санитарно-техническим содержанием водопроводных сооружений и водопроводных сетей в соответствии с требованиями проектной и технологической документации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Статья 19. Государственный надзор и учет в сфере питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Государственный надзор и учет в сфере питьевого водоснабжения осуществляются в порядке, установленном законодательством. Статья 20. Общественный контроль в области питьевого водоснабжения Общественный контроль в области питьевого водоснабженияосуществляют граждане, профессиональные союзы и другиеобщественные объединения, трудовые коллективы. Статья 21. Пользование водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения 1. Пользование водными объектами для питьевого и бытовоговодоснабжения населения является приоритетным перед другими видамиводопользования. 2. Для питьевого водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные воды, качество которых соответствует установленным требованиям в естественном состоянии или после соответствующей водоподготовки. 3. Выбор источника водоснабжения должен осуществляться сучетом его надежности и реальной возможности организации зонсанитарной охраны. 4. Пригодность использования водного объекта в качествеисточника водоснабжения для нужд питьевого пользованияопределяется органами государственногосанитарно-эпидемиологического надзора. 5. Развитие систем питьевого водоснабжения должноосуществляться одновременно с развитием систем канализации.Мощности водозаборных сооружений должны соответствовать мощностямочистных сооружений канализации населенного пункта. Статья 22. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения 1. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения отзагрязнения является обязательным условием обеспечениябезопасности и безвредности питьевой воды и достигаетсявыполнением санитарных, экологических и иных требований имероприятий по предотвращению загрязнения и засоренияповерхностных и подземных водных объектов, а также созданием зонсанитарной охраны источников и систем (централизованных инецентрализованных) питьевого водоснабжения и соблюдением режима,предусмотренного для этих зон. 2. Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках,централизованных и нецентрализованных системах питьевоговодоснабжения независимо от форм собственности для предупрежденияслучайного или умышленного загрязнения воды. Определение режима источников питьевого водоснабжения,находящихся в федеральной собственности, их зон и округовсанитарной охраны производится в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) 3. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (пояс строгого режима) включает территориюрасположения водозаборов, водопроводных сооружений иводопроводящего канала; второй и третий пояса (пояса ограничений) включаюттерриторию, предназначенную для предупреждения загрязнения водыисточников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитнойполосой. В каждом из трех поясов, а также в пределахсанитарно-защитной полосы устанавливается специальный режим иопределяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждениезагрязнения источника питьевого водоснабжения. 4. Организация зон санитарной охраны, порядок ихпроектирования и эксплуатации, установление границ входящих в нихтерриторий (поясов и полос) и соответствующих им режимов охранывод, определение комплекса санитарно-охранных мероприятий, в томчисле перечня ограничений и запретов на различные видыдеятельности в пределах поясов и полос, регламентируютсясанитарными правилами и нормами, утверждаемыми органом,осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор. 5. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима взонах санитарной охраны возлагается: на территориях первого пояса - на организацию водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов - на республиканскиеорганы исполнительной власти Республики Башкортостан, (Исключены -Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 08.12.2006 г. № 387-з), органы местного самоуправления, а такжелиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территорияхуказанных поясов. (В редакции Законов Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З;от 08.12.2006 г. № 387-з) 6. Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдениемрежима в зонах санитарной охраны осуществляют органыгосударственного санитарно-эпидемиологического надзора, а такжеспециально уполномоченные государственные органы в области охраныокружающей (Исключен - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 22.06.2009 г. № 134-з)среды всоответствии с их компетенцией. (Исключены - Закон Государственного Собрания - КурултаяРеспублики Башкортостан от 08.12.2006 г. № 387-з), органы местногосамоуправления могут принимать решения о дополнительных мерахохраны источников и систем питьевого водоснабжения дляпредупреждения их умышленного загрязнения или нанесения вреда посогласованию с органами государственногосанитарно-эпидемиологического надзора. (В редакции ЗаконовГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.01.2002 г. № 281-З; от 08.12.2006 г. № 387-з) Статья 23. Резервные источники питьевого водоснабжения Для обеспечения населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных экологических и иных экстремальных ситуаций на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов создаются резервные источники водоснабжения. Статья 24.(Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) Статья 25. Питьевое водоснабжение при нарушении функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения 1. В случаях нарушения функционирования централизованных инецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекшегонарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителями (или) несоответствие качества подаваемой воды установленнымнормативным требованиям, (Исключены - Закон ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостан от 08.12.2006 г. №387-з), органы местного самоуправления в соответствии с ихкомпетенцией, собственники систем, организации питьевоговодоснабжения обязаны принять меры по подаче питьевой водыпотребителям в количестве, установленном нормами питьевоговодообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источникии системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые техническиесредства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды врасфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) длягруппового использования. (В редакции Законов ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.01.2002 г. № 281-З; от 08.12.2006 г. № 387-з) 2. Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушениемфункционирования централизованных и нецентрализованных системпитьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативныхдействий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителейсоответствующего населенного пункта (поселения). Статья 26. Питьевое водоснабжение населения в чрезвычайных ситуациях 1. Организация обеспечения населения питьевой водой причрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийныхбедствиях, повлекших загрязнение источников водоснабжения,повреждениях систем очистки и обеззараживания воды, системводоснабжения и, как их следствие, при отсутствии питьевой воды внаселенном пункте (поселении) более суток) осуществляется органамигосударственной власти Республики Башкортостан, а также органамиместного самоуправления. (В редакции Закона ГосударственногоСобрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.01.2002 г. № 281-З) 2. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области питьевоговодоснабжения, разработка мер по нормированному обеспечениюпотребителей питьевой воды при чрезвычайных ситуациях и ихреализация (определение дополнительных источников водоснабжения иналичие резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды,наличие нормативного запаса материалов, оборудования и техники длявосстановления систем питьевого водоснабжения либо доставкапитьевой воды населению) осуществляются (Исключены - ЗаконГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от08.12.2006 г. № 387-з)и органами местного самоуправления совместнос органами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,организациями питьевого водоснабжения. (В редакции ЗаконовГосударственного Собрания - Курултая Республики Башкортостанот 03.01.2002 г. № 281-З; от 08.12.2006 г. № 387-з) 3. Финансирование расходов по нормированному обеспечениюнаселения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях осуществляетсяза счет средств, предусматриваемых федеральным бюджетом, бюджетомРеспублики Башкортостан и местными бюджетами на ликвидациючрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а такжесредств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, идругих источников. Статья 27. Права и обязанности пользователей систем питьевого водоснабжения и потребителей питьевой воды 1. Пользователи централизованных систем питьевоговодоснабжения имеют право пользования этими системами дляпотребления питьевой воды на основе договоров, заключаемых ими сорганизациями питьевого водоснабжения. Взаимные права иобязанности договаривающихся сторон устанавливаются на основаниидоговора, предусматривающего: режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой пографику); количество подаваемой воды (в соответствии с нормамиводообеспечения либо лимитированное); гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствиеустановленным нормативным требованиям); осуществление пользователем приборного и документальногоучета расхода питьевой воды; своевременность оплаты в соответствии с установленнымтарифом; условия предъявления взаимных претензий по выполнениюдоговорных обязательств, а также ответственность сторон занарушение договора. 2. Граждане (потребители питьевой воды) имеют право наобеспечение питьевой водой из централизованных инецентрализованных систем питьевого водоснабжения в первоочередномпорядке. 3. Для отдельных категорий потребителей питьевой водыустанавливаются льготы по подключению к водопроводам, пользованиюи оплате за обеспечение питьевой водой в соответствии сзаконодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) 4. Права потребителей питьевой воды гарантируются настоящимЗаконом, законами Российской Федерации и иными нормативнымиправовыми актами. (В редакции Закона Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан от 03.01.2002 г. № 281-З) Статья 28. Информация по вопросам питьевого водоснабжения (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.05.2012 г. № 537-з) 1. В случаях выявления несоответствия качества питьевой воды нормативным требованиям организации питьевого водоснабжения обязаны немедленно информировать об этом потребителей питьевой воды с указанием сроков устранения несоответствия, а также о мерах предосторожности (способах дополнительной обработки воды) либо о месте и времени отпуска питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям. 2. Информация о качестве питьевой воды размещается в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации по представлению органов, осуществляющих надзор за качеством питьевой воды. 3. Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды в обязательном порядке доводится до потребителей организациями питьевого водоснабжения за счет их средств любым способом, включая средства массовой информации. Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНАМ И СИСТЕМАМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Статья 29. Ответственность за нарушения законодательства в области питьевого водоснабжения Граждане, должностные и юридические лица, виновные внарушении законодательства в области питьевого водоснабжения,несут административную, уголовную либо иную ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 30. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате несоответствия питьевой воды нормативным требованиям Вред, причиненный здоровью граждан в результате потребленияиз систем питьевого водоснабжения либо из емкости питьевой воды,не соответствующей нормативным требованиям, подлежит возмещению вполном объеме причинителем вреда в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Статья 31. Возмещение вреда, причиненного системам и организациям питьевого водоснабжения Граждане и юридические лица, причинившие вред системампитьевого водоснабжения и (или) организациям питьевоговодоснабжения в результате несоблюдения правил пользованиясистемами, повреждения сооружений, оборудования, водопроводныхсетей, создания препятствий в проведенииаварийно-восстановительных работ, обеспечении нормальнойэксплуатации систем водоснабжения либо в результате загрязненияисточников питьевого водоснабжения, обязаны возместить их в полномобъеме добровольно или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан вшестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты всоответствие с настоящим Законом. Президент Республики Башкортостан М.Рахимов Уфа, Дом Республики17 марта 1998 года№ 147-З