Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.11.1996 № 30-РЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Справка

Тип Закон
Полное название Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.11.1996 № 30-РЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Дата подписания 1996-11-21
Номер 30-РЗ
Источники официального опубликования
  • Кабардино-Балкарская правда от 27.11.1996 г., № 225
Статус действия Действует с изменениями
Подписан Коков В.
Ключевые слова защита, население

Текст

Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ; от 11.01.2003 г. № 3-РЗ) Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 16 октября 1996 года Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы и принципы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Кабардино-Балкарской Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия 1. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2. Авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, как правило с человеческими жертвами, является катастрофой.

3. Опасное природное явление - это событие природного происхождения или состояние элементов окружающей природной среды, которое по интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать поражающее воздействие на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

4. Стихийное бедствие - это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

7. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются:

а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

в) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Статья 4. Основные виды чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации различают:

а) по характеру источника:

техногенные - чрезвычайные ситуации, происшедшие в связи с конструктивными, производственными, технологическими и эксплуатационными причинами, а также из-за случайных внешних воздействий и заключающиеся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений;

природные - стихийные события природного происхождения, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и экологии;

экологические - чрезвычайные события, вызванные изменением под воздействием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и заключающиеся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику и генофонд;

военные - чрезвычайные события, вызванные применением сил и средств вооруженными силами;

б) по масштабам:

локальные (объектовые) - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы его силами и средствами;

местные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы населенного пункта;

территориальные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы субъекта Российской Федерации;

федеральные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации выходят за пределы двух или более субъектов Российской Федерации;

глобальные - чрезвычайные ситуации, при которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации выходят за пределы Российской Федерации.

Статья 5. Кабардино-Балкарская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кабардино-Балкарская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

а) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечение готовности к эффективным действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

е) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

ж) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

к) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

л) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

м) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством.

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, организаций информацией в области защиты населения и предприятий от чрезвычайных ситуаций, а также состав информации, сроки и формы ее представления устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций с целью максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий и организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, органов исполнительной власти под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия берет на себя координацию и руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации. При недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Статья 8. Комиссия по чрезвычайным ситуациям Комиссия по чрезвычайным ситуациям является координирующим ораном территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации деятельности по этим вопросам сил и средств на подведомственной территории.

В соответствии с ожидаемым масштабом чрезвычайной ситуации создаются республиканская, районная, городская, объектовая комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые являются постоянно действующими органами.

Возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям первый заместитель руководителя органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или объекта экономики. Порядок формирования комиссий и руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия председателя комиссии (руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций) устанавливаются положением, утверждаемым Правительством Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) ГЛАВА II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 9. (Исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 10. Полномочия Парламента Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Парламент Кабардино-Балкарской Республики:

а) принимает законы и иные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.

Статья 11. Полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Правительство Кабардино-Балкарской Республики: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) а) принимает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;

б) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) создает координирующий орган Правительства Кабардино-Балкарской Республики - комиссию по чрезвычайным ситуациям и утверждает ее состав и положение; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) г) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;

д) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

ж) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

з) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

к) создает постоянно действующий государственный орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Органы местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью в Правительство Кабардино-Балкарской Республики; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА III ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 13. Орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Для осуществления государственного управления и координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти, который обладает всей полнотой власти в вопросах организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кабардино-Балкарской Республики и является рабочим органом республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Руководитель специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по должности является первым заместителем начальника Гражданской обороны Кабардино-Балкарской Республики и первым заместителем председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Кабардино-Балкарской Республики.

Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются положением, утвержденным Правительством Кабардино-Балкарской Республики и согласованным с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) В специально уполномоченном органе исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрено прохождение военной службы военнослужащими войск гражданской обороны Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязан:

а) разрабатывать и представлять на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики проекты законодательных актов и решений по вопросам обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также участвовать в подготовке других нормативных документов по указанным вопросам; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) б) осуществлять общее руководство функционированием территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координировать деятельность территориальных, ведомственных и функциональных звеньев подсистемы при чрезвычайных ситуациях;

в) осуществлять разработку и непосредственное руководство реализацией мероприятий гражданской обороны в Кабардино-Балкарской Республике;

г) разрабатывать и представлять на утверждение начальнику Гражданской обороны Кабардино-Балкарской Республики проекты планов гражданской обороны Кабардино-Балкарской Республики;

д) обеспечивать боевую и мобилизационную готовность штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов республики, планировать и организовывать их мобилизационную подготовку;

е) организовывать подготовку спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

ж) организовывать совместно с заинтересованными организациями республики и координировать работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Кабардино-Балкарской Республики по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;

з) организовывать оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;

и) в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций координировать работы по их ликвидации или принимать на себя руководство ими, определять количество сил и средств, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организовывать их выдвижение в районы бедствий, использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственные, республиканские и ведомственные сети связи;

к) определять совместно с органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями состав, размещение и оснащение сил и средств, входящих в территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

л) организовывать создание и использование аварийно-спасательных подразделений (сил) постоянной готовности Кабардино-Балкарской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

м) участвовать в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов на строительство объектов в части соблюдения требований гражданской обороны и мобилизационной подготовки народного хозяйства республики;

н) определять приоритетные направления в работе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организовывать разработку и координацию реализации республиканских целевых и научно-технических программ по этим вопросам;

о) осуществлять в установленном порядке связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций вправе:

а) принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации и координации работ по гражданской обороне, мобилизационной подготовке народного хозяйства республики, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, организациями, органами исполнительной власти городов и районов Кабардино-Балкарской Республики, предприятиями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

б) в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимать на себя непосредственное руководство работами по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

в) запрашивать и получать в установленном порядке от министерств, ведомств и организаций, органов местного самоуправления городов и районов Кабардино-Балкарской Республики информацию и сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) проводить в установленном порядке проверки министерств, ведомств, предприятий, организаций и объектов, заслушивать представителей республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) привлекать для проведения экспертизы потенциально опасных объектов и производств ведущих отечественных и иностранных специалистов;

е) принимать по согласованию с органами исполнительной власти городов и районов Кабардино-Балкарской Республики решения о привлечении необходимых территориальных сил и средств постоянной готовности для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в других районах республики.

Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

2. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики:

а) по отношению к подведомственным организациям:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

утверждают и издают в соответствии с федеральными и республиканскими требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики несут предусмотренную законодательством ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 16. Обязанности органов местного самоуправления Органы местного самоуправления городов, районов, сельских населенных пунктов обязаны:

а) организовывать и контролировать осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивать надежность работы потенциально опасных объектов, находящихся на территории и в условиях чрезвычайных ситуаций;

б) организовывать наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и принятие мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории;

в) обеспечивать готовность органов управления, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также создание и поддержание в готовности пунктов управления;

г) организовывать выполнение нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) участвовать в разработке и осуществлении федеральных, республиканских целевых и научно-технических программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) организовывать взаимодействие с другими администрациями, военным командованием, общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости принимать решение о направлении сил и средств для оказания им помощи;

з) руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекать все трудоспособное население и имеющуюся на территории технику и материальные средства предприятий, учреждений и организаций для выполнения этих работ;

и) планировать и проводить работы по эвакуации населения, приему и размещению эвакуируемого населения, возвращению его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания, а также обеспечению его всем необходимым на период эвакуации;

к) организовывать работу по сбору, обмену информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

л) организовывать подготовку и обучение населения, органов управления и подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководящего командно- начальствующего состава объектов и организаций, находящихся на подведомственных территориях, действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

м) в течение 7 дней представлять в специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установленной формы акты о причиненном материальном ущербе вследствие чрезвычайной ситуации, необходимых материальных и финансовых средствах для устранения последствий чрезвычайных ситуаций и не позднее 14 дней после получения материальной и финансовой помощи представить отчет об их целенаправленном использовании в специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 17. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Субъекты хозяйственной деятельности - предприятия, объединения, учреждения или организации сферы материального производства и непроизводственной сферы (далее - организации) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 11.01.2003 г. № 3-РЗ) г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 18. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 19. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики при ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

ГЛАВА IV ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 21. Права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) 1. Граждане имеют право: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) обращаться в органы местного самоуправления для возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, в течение семи дней. Лица, находившиеся во время чрезвычайных ситуаций за пределами населенного пункта (в командировке, болезнь и т.д.), могут обратиться после возвращения;

в) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности;

д) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

з) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

и) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

л) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 22. Обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Граждане обязаны: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуации;

в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

г) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 23. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 11.01.2003 г. № 3-РЗ) Статья 24. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, организациями.

Органы массовой информации предоставляют свои средства для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в режиме наибольшего благоприятствования.

ГЛАВА VI ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 25. Финансирование целевых программ Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством через постоянно действующий орган управления исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 26. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов местного самоуправления, средств государственных органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 27. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются государственными органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, а также органами местного самоуправления.

Статья 28. Порядок создания и использования резервного фонда финансовых и материальных ресурсов Резервный фонд финансовых и материальных ресурсов создается Правительством Кабардино-Балкарской Республики для мобилизационных нужд, организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Выделение средств из резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций проводится в тех случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых средств бюджетов местных органов власти, а также собственных средств предприятий, учреждений и организаций недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Основанием для выделения средств из резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций является решение Правительства Кабардино-Балкарской Республики, в котором указываются размер ассигнований и целевое их расходование. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) В целях своевременного решения вопросов предупреждения и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает на специальном счете в Национальном банке Кабардино-Балкарской Республики финансовый резерв на уровне 5 процентов от установленного в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики размера резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Специально уполномоченному органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разрешается авансировать финансовые средства на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций из финансового резерва этого органа на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

2. Средства, выделяемые из резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, расходуются на: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) а) производство аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах;

б) оказание материальной помощи пострадавшим гражданам в размере, установленном действующим законодательством;

в) развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для пострадавших граждан;

г) возмещение расходов, связанных с командированием сотрудников министерств, ведомств и организаций республики, привлекаемых специально уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.

3. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА VII ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 29. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.

Заключение специально уполномоченного органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в составе комплексной вневедомственной экспертизы по проектам и решениям по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на защиту населения от чрезвычайных ситуаций, обязательно.

Статья 30. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль на территории Кабардино-Балкарской Республики в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане, проживающие или временно находящиеся на территории Кабардино-Балкарской Республики, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2001 г. № 39-РЗ) Президент Кабардино-Балкарской Республики В.Коков г. Нальчик, Дом Правительства 21 ноября 1996 года № 30-РЗ --------------------

Отрасли

  • 020.040.040.000.000 - Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 020.030.050.010, 070.070.020.040, 110.010.150)