Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.1997 № 36-РЗ «О науке и государственной научно-технической политике в Кабардино-Балкарской Республике»

Справка

Тип Закон
Полное название Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.1997 № 36-РЗ «О науке и государственной научно-технической политике в Кабардино-Балкарской Республике»
Дата подписания 1997-12-08
Номер 36-РЗ
Источники официального опубликования
  • Кабардино-Балкарская правда от 8.12.1997 г., № 243
Статус действия Утратил силу
Подписан Коков В.
Ключевые слова научно-технический, политика

Текст

Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 г. № 55-РЗ О науке и государственной научно-технической политике в Кабардино-Балкарской Республике (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ; от 29.10.2003 г. № 91-РЗ;

от 10.01.2004 г. № 1-РЗ; от 26.06.2004 г. № 16-РЗ;

от 04.11.2004 г. № 40-РЗ) Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 6 ноября 1997 года Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной или научно-технической продукции (работ, услуг).

Закон устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии, обеспечивающие развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в Кабардино-Балкарской Республике, инновационную деятельность, эффективное функционирование научных учреждений (организаций), защиту прав научных работников.

ГЛАВА I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Закона применяются основные понятия.

Наука - сфера интеллектуальной деятельности, содержанием которой является познание свойств и закономерностей развития природы, общества, человека.

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение, применение и распространение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный результат - продукт научной деятельности, содержащий новые знания и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, предназначенный для реализации.

Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые решения и зафиксированный на любом информационном носителе (авторские свидетельства на изобретения, патенты, проектно-техническая документация), а также в действующих макетах и опытных образцах научно-технической продукции, пригодной для серийного производства и практического применения.

Научная организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее главной целью научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научный потенциал - научные кадры, накопленные научные знания (информация), опытно-экспериментальные базы, материально-технические ресурсы науки и ее организационная структура.

Инновационная деятельность - практическое использование научных, научно-технических и технологических результатов.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно физическими и юридическими лицами (в том числе и зарубежными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных гранторами.

Научное общество - некоммерческая организация, объединяющая научных работников и действующая в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

Республиканский научный фонд - это общественная некоммерческая организация, которая ведает средствами, поступающими к ней для финансовой поддержки науки и (или) научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике.

Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о науке и научно-технической политике Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о науке и научно-технической политике основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

(Статья в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2004 г. № 16-РЗ) Статья 3. Принципы научной и научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике Научная и научно-техническая деятельность в Кабардино-Балкарской Республике основывается на следующих принципах:

свободы творчества научных и научно-технических работников и коллективов;

свободы научных объединений и обмена информацией;

свободы доступа к научной и научно-технической информации;

гласности, открытости, состязательности в получении результатов научной деятельности;

независимой экспертизы проектов, заявок, программ и результатов научной и научно-технической деятельности;

ответственности научных работников за результаты своей деятельности, за ее социальные и экологические последствия.

Статья 4. Принципы государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики Государственная научно-техническая политика Кабардино-Балкарской Республики осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

гласности и использования различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки, техники и при экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

развития международного научного и научно-технического сотрудничества Кабардино-Балкарской Республики.

ГЛАВА II.

СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности 1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 2. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с настоящим Законом:

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляют им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-исследовательской деятельности;

обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственному заказу.

Статья 6. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания 1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации. Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.

2. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

3. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

4. Научный работник в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики имеет право на:

признание его автором (соавтором) научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности;

получение доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором (соавтором) которых он является;

объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники;

участие в формировании тематики научной деятельности;

подачу заявок на участие в выставках научно-технической продукции, в научных конференциях, симпозиумах и иных коллективных обсуждениях результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников;

подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;

повышение научной квалификации;

сохранение (по желанию автора) условий анонимности, конфиденциальности его участия в проведении экспертиз и дачи отзывов на научные и (или) научно-технические результаты.

5. Научный работник обязан:

осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок;

проявлять в процессе исследований научную объективность, стремиться к получению достоверных научных результатов, не нарушать нормы научной этики под давлением внешних обстоятельств или личных побуждений.

6. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 7. Общественные объединения научных работников Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук, временные научные коллективы) в порядке, предусмотренном законодательством об общественных объединениях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Общественные объединения научных работников могут быть созданы в связи с получением грантов от российских и зарубежных физических и юридических лиц, а также международных организаций. Получатели гранта используют денежные и иные средства на условиях, предусмотренных грантором.

Статья 8. Научные организации Кабардино-Балкарской Республики 1. Научной организацией (учреждением) является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций республиканского подчинения и выдает им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ и (или) услуг), которая произведена научной организацией при осуществлении неосновных видов деятельности с использованием полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических результатов и прибыль от реализации которой направляется на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных указанной организацией работ при определении доли научной и (или) научно-технической деятельности от данного объема в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности.

Сертификация и лицензирование направлений деятельности научных организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Научной организации Кабардино-Балкарской Республики, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра по представлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики.

3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется действующим законодательством.

4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Российской Федерации международными соглашениями и Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Государственные научные организации Кабардино-Балкарской Республики создаются (учреждаются), реорганизуются и ликвидируются Правительством Кабардино-Балкарской Республики, негосударственные научные организации - их учредителями.

При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Правительство Кабардино-Балкарской Республики, учредившее государственную научную организацию, может выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или республиканского унитарного предприятия. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2003 г. № 91-РЗ) 7. За государственными научными организациями закрепляются в пользование земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Кабардино-Балкарской Республики.

8. Научные организации Кабардино-Балкарской Республики вправе создавать филиалы и представительства, объединяться в союзы и ассоциации. Порядок их создания и деятельности регулируется действующим законодательством.

Статья 9. Научно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования 1. Наряду с основной деятельностью, связанной с учебным процессом, преподаватели должны, а студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования и слушатели образовательных учреждений дополнительного профессионального образования могут участвовать в научно-исследовательской деятельности в различных формах: на кафедрах, в научных подразделениях образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в научных организациях системы высшего образования и других научных организациях.

2. Правовой статус научных работников научных подразделений, научных организаций в системе высшего образования, порядок осуществления научной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 10. Научно-исследовательская деятельность организаций производственной сферы 1. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в Кабардино-Балкарской Республике может осуществляться подразделениями предприятий производственной сферы.

2. Правовой статус работников, занимающихся научно-технической деятельностью на предприятиях производственной сферы, порядок осуществления научной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

ГЛАВА III.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Статья 11. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью 1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, научные организации и организации научного обслуживания в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:

утверждают уставы государственных научных организаций;

осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

Статья 12. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции 1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки и для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

Статья 13. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности 1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности Кабардино-Балкарской Республики имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне.

2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает создание информационных фондов в области науки и техники, осуществляющих сбор, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует в издании научной и научно-технической продукции, в приобретении научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Кабардино-Балкарской Республики. Правительство Кабардино-Балкарской Республики гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в российские и международные информационные фонды и системы в области науки и техники.

3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечивается сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке.

ГЛАВА IV.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 14. Основные цели государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики Основными целями государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защита информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Статья 15. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно- технической политики В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" к ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся: (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности;

управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

охрана прав интеллектуальной собственности;

формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Государственный комитет по науке и технологиям Российской Федерации или его правопреемник совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.

Статья 16. Совместные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области формирования и реализации государственной научно-технической политики 1. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики относятся:

формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;

организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;

формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;

формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики;

разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение;

формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;

международные научные связи.

2. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в форме:

подготовки совместных предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности;

участия представителей соответствующих органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в составе научных и координационных советов Российской Федерации по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;

взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;

подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области формирования и реализации государственной научно-технической политики 1. К ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики относятся:

утверждение основных положений научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики;

осуществление совместно с Правительством Кабардино-Балкарской Республики законодательного и правового обеспечения научно-технической политики;

утверждение приоритетных направлений развития науки и техники Кабардино-Балкарской Республики и программ научно-технического развития;

утверждение бюджетного финансирования на реализацию научно-технической политики;

установление налоговых и иных льгот субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) осуществление контроля за исполнением бюджета Кабардино-Балкарской Республики в части средств, предусмотренных на научную и (или) научно-техническую деятельность.

2. К ведению Правительства Кабардино-Балкарской Республики относятся:

формирование органа управления, ответственного за развитие науки и научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике;

разработка основных положений государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики, определение приоритетных направлений развития науки и техники в Кабардино-Балкарской Республике; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) участие в выработке и реализации основных положений государственной научно-технической политики Российской Федерации;

(Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) разработка и реализация республиканских научных и научно-технических программ и проектов Кабардино-Балкарской Республики;

обеспечение эффективного использования и развития научного и научно-технического потенциала республики;

разработка экономического механизма реализации научно-технической политики;

обеспечение экспертизы научных и (или) научно-технических программ, проектов;

создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов в реализации научно-технической политики;

финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет бюджета Кабардино-Балкарской Республики; формирование органов управления государственными научными организациями республиканского значения, создание, реорганизация и ликвидация; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) осуществление контроля за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;

создание республиканского фонда поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

разработка предложений по установлению налоговых или иных льгот субъектам научной и (или) научно- технической деятельности;

осуществление иных полномочий, не отнесенных к ведению органов государственной власти Российской Федерации, к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, а также к ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики.

3. Для координации и общего научного руководства формированием и реализацией государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики создается научно-координационный совет. Положение о порядке функционирования научно-координационного совета утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 18. Порядок формирования государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 1. Направления государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Кабардино-Балкарской Республики на основе специального доклада Правительства Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики ежегодно в соответствии с Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики определяет при утверждении бюджета Кабардино-Балкарской Республики годовые объемы средств, выделяемых для выполнения республиканских научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.

3. Определение основных направлений государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений по реализации научных и научно-технических программ и проектов, по использованию достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.

Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей экономики разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики.

4. Государственная научно-техническая политика Кабардино-Балкарской Республики формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Государственная научно-техническая политика Кабардино-Балкарской Республики разрабатывается и реализуется органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов Кабардино-Балкарской Республики.

Статья 19. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности 1. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность при:

выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики, а также развития науки и техники;

формировании научных и научно-технических программ и проектов;

проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике Кабардино-Балкарской Республики.

В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.

3. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов Правительство Кабардино-Балкарской Республики заблаговременно информирует население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

4. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

Статья 20. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности 1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) Ежегодное финансирование научной и научно-технической деятельности из бюджета Кабардино-Балкарской Республики осуществляется по статье "Наука" в размере не менее четырех процентов от расходной части бюджета. (Действие приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2004 г. № 1-РЗ) 2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует разработку и исполнение бюджета Кабардино-Балкарской Республики в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных бюджетом Кабардино-Балкарской Республики средств на эти цели между государственными заказчиками республиканских целевых программ, научными организациями и республиканским фондом поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета.

4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности Российской Федерации и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и новых технологий двойного применения.

5. Научные разработки республиканского и местного значения финансируются за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, республиканского фонда поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

За счет федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.

Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления.

6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов.

7. Правительство Кабардино-Балкарской Республики осуществляет контроль за расходованием средств, выделенных на научную и (или) научно-техническую деятельность из соответствующих бюджетов и республиканского фонда поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, определяет формы и способы использования ее результатов.

8. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов.

Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам.

Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики или в случае их использования на территории иностранного государства - в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

9. Юридические и физические лица могут на добровольной основе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на развитие науки и техники в Кабардино-Балкарской Республике. С этой целью они могут создавать благотворительные организации.

Статья 21. Республиканский фонд поддержки научной и научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике Для развития приобретенных и новых направлений науки и техники, оказания помощи в инновационной деятельности, поддержки и развития научного потенциала республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, создает республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности как некоммерческую организацию, деятельность которой финансируется за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ, иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики). Республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности Кабардино-Балкарской Республики является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики и уставом, утверждаемым Правительством Кабардино-Балкарской Республики.

Республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности организует независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяет средства на финансирование указанных программ и проектов.

Республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности ведет раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной его уставом, и на иные цели. Порядок выделения средств на финансирование научных и научно-технических программ и проектов определяется уставом республиканского фонда поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. (Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 04.11.2004 г. № 40-РЗ) Средства фонда поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике направляются на:

финансирование фундаментальных, поисковых(рисковых) и прикладных научных исследований;

реализацию федеральных, региональных и республиканских целевых научно-технических программ и проектов, направленных на решение социально-экономических задач республики;

создание и освоение наукоемких, высокотехнологичных и экологически чистых производств;

реализацию программ подготовки научных кадров по приоритетным и новым направлениям науки и техники, включая их подготовку и повышение квалификации за рубежом.

Статья 22. Международное научное и научно-техническое сотрудничество Кабардино-Балкарской Республики 1. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества.

Субъект научной и (или) научно-технической деятельности Кабардино-Балкарской Республики вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как на территории Кабардино-Балкарской Республики, так и за пределами территории Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

На территории Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

2. Иностранные инвестиции в область науки и техники могут осуществляться в порядке и в формах, которые предусмотрены действующим законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) 3. Кабардино-Балкарская Республика может поддерживать международные связи в области научного и научно-технического сотрудничества на основе соответствующих международных соглашений, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействовать расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ) Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, учитывая наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества Независимых Государств и других государств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, должны содействовать развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров.

4. Правительство Кабардино-Балкарской Республики осуществляет контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Кабардино-Балкарской Республики в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

Президент Кабардино-Балкарской Республики В.Коков г. Нальчик, Дом Правительства 8 декабря 1997 года № 36-РЗ --------------------

Отрасли

  • 130.020.000.000.000 - Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040)
  • 130.020.040.000.000 - Научные исследования
  • 130.020.050.000.000 - Научно-техническая деятельность