Справка
Полное название |
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.1997 № 36-РЗ «О науке и государственной научно-технической политике в Кабардино-Балкарской Республике» |
Дата подписания |
1997-12-08 |
Номер |
36-РЗ |
Источники официального опубликования |
- Кабардино-Балкарская правда от 8.12.1997 г., № 243
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
научно-технический, политика |
Текст
Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и
З А К О Н
---------
Къэбарты-Малкъар Республиканы
З А К О Н У
-----------
З А К О Н
Кабардино-Балкарской Республики
----------
Утратил силу - Закон
Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2004 г. № 55-РЗ
О науке и государственной научно-технической
политике в Кабардино-Балкарской Республике
(В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ; от 29.10.2003 г. № 91-РЗ;
от 10.01.2004 г. № 1-РЗ; от 26.06.2004 г. № 16-РЗ;
от 04.11.2004 г. № 40-РЗ)
Принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики 6 ноября 1997 года
Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной и
(или) научно-технической деятельности, органами государственной
власти и потребителями научной или научно-технической продукции
(работ, услуг).
Закон устанавливает правовые, экономические и социальные
гарантии, обеспечивающие развитие фундаментальных и прикладных
научных исследований в Кабардино-Балкарской Республике, инновационную
деятельность, эффективное функционирование научных учреждений
(организаций), защиту прав научных работников.
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются основные понятия.
Наука - сфера интеллектуальной деятельности, содержанием которой
является познание свойств и закономерностей развития природы,
общества, человека.
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная
деятельность) - деятельность, направленная на получение, применение и
распространение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об
основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения
практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на
получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем,
обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой
системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований
или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов,
устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее
совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть
социально-экономической политики, которая выражает отношение
государства к научной и научно-технической деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики в области науки, техники и реализации
достижений науки и техники.
Научный результат - продукт научной деятельности, содержащий
новые знания и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
научно-технический результат, предназначенный для реализации.
Научно-технический результат - продукт научно-технической
деятельности, содержащий новые решения и зафиксированный на любом
информационном носителе (авторские свидетельства на изобретения,
патенты, проектно-техническая документация), а также в действующих
макетах и опытных образцах научно-технической продукции, пригодной
для серийного производства и практического применения.
Научная организация - юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее главной
целью научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку
научных кадров и действующее в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Научный потенциал - научные кадры, накопленные научные знания
(информация), опытно-экспериментальные базы, материально-технические
ресурсы науки и ее организационная структура.
Инновационная деятельность - практическое использование научных,
научно-технических и технологических результатов.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно физическими и юридическими лицами (в том числе и
зарубежными), а также международными организациями, получившими право
на предоставление грантов на территории Российской Федерации и
Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке на проведение
конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных
гранторами.
Научное общество - некоммерческая организация, объединяющая
научных работников и действующая в соответствии с законодательством
об общественных объединениях.
Республиканский научный фонд - это общественная некоммерческая
организация, которая ведает средствами, поступающими к ней для
финансовой поддержки науки и (или) научно-технической деятельности в
Кабардино-Балкарской Республике.
Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о
науке и научно-технической политике
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о науке и
научно-технической политике основывается на Конституции Российской
Федерации, Федеральном законе "О науке и государственной
научно-технической политике" и принимаемых в соответствии с ним иных
нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из
настоящего Закона, иных нормативных правовых актов
Кабардино-Балкарской Республики.
(Статья в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 26.06.2004 г. № 16-РЗ)
Статья 3. Принципы научной и научно-технической
деятельности в Кабардино-Балкарской Республике
Научная и научно-техническая деятельность в Кабардино-Балкарской
Республике основывается на следующих принципах:
свободы творчества научных и научно-технических работников и
коллективов;
свободы научных объединений и обмена информацией;
свободы доступа к научной и научно-технической информации;
гласности, открытости, состязательности в получении результатов
научной деятельности;
независимой экспертизы проектов, заявок, программ и результатов
научной и научно-технической деятельности;
ответственности научных работников за результаты своей
деятельности, за ее социальные и экологические последствия.
Статья 4. Принципы государственной научно-технической
политики Кабардино-Балкарской Республики
Государственная научно-техническая политика Кабардино-Балкарской
Республики осуществляется исходя из следующих основных принципов:
признания науки социально значимой отраслью, определяющей
уровень развития производительных сил государства;
гласности и использования различных форм общественных обсуждений
при выборе приоритетных направлений развития науки, техники и при
экспертизе научных и научно-технических программ и проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантии приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
интеграции научной, научно-технической и образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов
и студентов образовательных учреждений высшего профессионального
образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе
образовательных учреждений высшего профессионального образования,
научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а
также научных организаций министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти;
поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки и техники;
стимулирования научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
развития международного научного и научно-технического
сотрудничества Кабардино-Балкарской Республики.
ГЛАВА II.
СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Общие положения о субъектах научной
и (или) научно-технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в порядке, установленном Федеральным законом "О науке и
государственной научно-технической политике", физическими лицами -
гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами,
лицами без гражданства в пределах прав, установленных
законодательством Российской Федерации и законодательством
Кабардино-Балкарской Республики, и юридическими лицами при условии,
если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их
учредительными документами. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
2. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
в соответствии с настоящим Законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляют им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и
экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или)
научно-исследовательской деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической
информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в отношении государственной, служебной или
коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по
государственному заказу.
Статья 6. Научный работник, специалист научной
организации и работник сферы научного обслуживания
1. Научным работником (исследователем) является гражданин,
обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы
оценки квалификации научных работников и специалистов научной
организации и критерии этой оценки определяются в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются
государственной системой аттестации. Результаты аттестации могут быть
обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях
нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных
работников и специалистов научной организации результаты аттестации
могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Специалистом научной организации (инженерно-техническим
работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или
высшее профессиональное образование и способствующий получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
3. Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
4. Научный работник в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской
Республики имеет право на:
признание его автором (соавтором) научных и (или)
научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и
другие результаты интеллектуальной деятельности;
получение доходов от реализации научных и (или)
научно-технических результатов, автором (соавтором) которых он
является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и
техники;
участие в формировании тематики научной деятельности;
подачу заявок на участие в выставках научно-технической
продукции, в научных конференциях, симпозиумах и иных коллективных
обсуждениях результатов научной и (или) научно-технической
деятельности;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за
счет соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности и иных источников;
подачу заявок на участие в международном научном и
научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за
пределами территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах,
если она не содержит сведения, относящиеся к государственной,
служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую
природную среду;
повышение научной квалификации;
сохранение (по желанию автора) условий анонимности,
конфиденциальности его участия в проведении экспертиз и дачи отзывов
на научные и (или) научно-технические результаты.
5. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не
причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной
среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и
научно-технических программ и проектов, научных и (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок;
проявлять в процессе исследований научную объективность,
стремиться к получению достоверных научных результатов, не нарушать
нормы научной этики под давлением внешних обстоятельств или личных
побуждений.
6. Научные работники могут заключать договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с
законодательством.
Статья 7. Общественные объединения научных работников
Научные работники вправе создавать на добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и
научно-просветительские общества, общественные академии наук,
временные научные коллективы) в порядке, предусмотренном
законодательством об общественных объединениях.
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
могут привлекать на добровольной основе общественные объединения
научных работников к подготовке проектов решений в области науки и
техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к
выполнению научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Общественные объединения научных работников могут быть созданы в
связи с получением грантов от российских и зарубежных физических и
юридических лиц, а также международных организаций. Получатели гранта
используют денежные и иные средства на условиях, предусмотренных
грантором.
Статья 8. Научные организации
Кабардино-Балкарской Республики
1. Научной организацией (учреждением) является юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а
также общественное объединение научных работников, осуществляющие в
качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность,
подготовку научных работников и действующие в соответствии с
учредительными документами научной организации. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские, проектно-конструкторские,
проектно-технологические организации, научные организации
образовательных учреждений высшего профессионального образования и
иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую
деятельность. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует в
соответствии с законодательством Российской Федерации государственную
аккредитацию научных организаций республиканского подчинения и выдает
им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок
государственной аккредитации определяется Правительством Российской
Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной
организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности
которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема
выполняемых указанной организацией работ и уставом которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и (или) услуг), которая произведена научной организацией при
осуществлении неосновных видов деятельности с использованием
полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических
результатов и прибыль от реализации которой направляется на
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных
указанной организацией работ при определении доли научной и (или)
научно-технической деятельности от данного объема в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием
для предоставления научной организации льгот на уплату налогов,
предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и
других льгот, установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации
научной организации не может являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
Сертификация и лицензирование направлений деятельности научных
организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Научной организации Кабардино-Балкарской Республики, которая
имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает
научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и
(или) научно-техническая деятельность которой получила международное
признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться
статус государственного научного центра по представлению
Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется действующим законодательством.
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою
научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять
производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим
законодательством и международными договорами Российской Федерации
международными соглашениями и Кабардино-Балкарской Республики. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации Кабардино-Балкарской Республики
создаются (учреждаются), реорганизуются и ликвидируются
Правительством Кабардино-Балкарской Республики, негосударственные
научные организации - их учредителями.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или)
научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава
указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, учредившее
государственную научную организацию, может выделять средства на
возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной
организации и при недостаточности средств у данной организации несет
субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если
государственная научная организация создана в форме учреждения или
республиканского унитарного предприятия. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2003 г. № 91-РЗ)
7. За государственными научными организациями закрепляются в
пользование земельные участки в соответствии с Земельным кодексом
Кабардино-Балкарской Республики.
8. Научные организации Кабардино-Балкарской Республики вправе
создавать филиалы и представительства, объединяться в союзы и
ассоциации. Порядок их создания и деятельности регулируется
действующим законодательством.
Статья 9. Научно-исследовательская деятельность в
образовательных учреждениях высшего и
дополнительного профессионального образования
1. Наряду с основной деятельностью, связанной с учебным
процессом, преподаватели должны, а студенты образовательных
учреждений высшего профессионального образования и слушатели
образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования могут участвовать в научно-исследовательской деятельности
в различных формах: на кафедрах, в научных подразделениях
образовательных учреждений высшего и дополнительного
профессионального образования, в научных организациях системы высшего
образования и других научных организациях.
2. Правовой статус научных работников научных подразделений,
научных организаций в системе высшего образования, порядок
осуществления научной деятельности определяются законодательством
Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 10. Научно-исследовательская деятельность
организаций производственной сферы
1. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в
Кабардино-Балкарской Республике может осуществляться подразделениями
предприятий производственной сферы.
2. Правовой статус работников, занимающихся научно-технической
деятельностью на предприятиях производственной сферы, порядок
осуществления научной деятельности определяются законодательством
Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
ГЛАВА III.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Статья 11. Управление научной и (или)
научно-технической деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью в
Кабардино-Балкарской Республике осуществляется на основе сочетания
принципов государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, научные
организации и организации научного обслуживания в пределах своих
полномочий определяют соответствующие приоритетные направления
развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных
организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или)
научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и
научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции
науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные
научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных
организаций академий наук, а также негосударственных научных
организаций назначаются (избираются) в соответствии с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций
разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития
государственных научных организаций гласно, исходя из государственных
заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и
экономических интересов.
Статья 12. Договоры (контракты) на создание,
передачу и использование научной
и (или) научно-технической продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной
организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или)
научно-технической продукции являются договоры (контракты) на
создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической
продукции, оказание научных, научно-технических,
инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в
том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической
деятельности и распределении прибыли.
На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки и для государственных
нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между
государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, учредившие
государственные научные организации, вправе устанавливать для
государственных научных организаций обязательный государственный
заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных
разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими результатами определяются законодательством
Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической
деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической
продукции.
Статья 13. Информационное обеспечение научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности
Кабардино-Балкарской Республики имеют право на обмен информацией, за
исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к
государственной, служебной или коммерческой тайне.
2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает
создание информационных фондов в области науки и техники,
осуществляющих сбор, аналитическую обработку, хранение и доведение до
потребителей научной и технической информации, содействует в издании
научной и научно-технической продукции, в приобретении научных
журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или)
научно-технических результатах за пределами территории
Кабардино-Балкарской Республики. Правительство Кабардино-Балкарской
Республики гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение
и обеспечивает им доступ в российские и международные информационные
фонды и системы в области науки и техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечивается сохранность указанных
банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в
установленном порядке.
ГЛАВА IV.
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 14. Основные цели государственной
научно-технической политики
Кабардино-Балкарской Республики
Основными целями государственной научно-технической политики
Кабардино-Балкарской Республики являются развитие, рациональное
размещение и эффективное использование научно-технического
потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики
Кабардино-Балкарской Республики, реализация важнейших социальных
задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области
материального производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и
защита информационных ресурсов государства, укрепление
обороноспособности государства и безопасности личности, общества и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
Статья 15. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области формирования
и реализации государственной научно-
технической политики
В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике" к ведению органов государственной власти
Российской Федерации относятся: (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
разработка и проведение единой государственной
научно-технической политики;
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и
научно-технических программ и проектов, а также определение
федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их
выполнение;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
за счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и
использование ее результатов; содействие развитию научной,
научно-технической и инновационной деятельности;
управление государственными научными организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим
программам и проектам, предусмотренным международными договорами
Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства
измерений, сертификации, научно-технической информации,
патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и
научно-технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области формирования и
реализации единой государственной научно-технической политики,
утверждает федеральные научные и научно-технические программы и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной
научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают
Государственный комитет по науке и технологиям Российской Федерации
или его правопреемник совместно с Российской академией наук,
отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной
власти.
Формирование и практическое осуществление государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности,
отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования
обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные
оборонные заказы.
Статья 16. Совместные полномочия органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти Кабардино-Балкарской
Республики в области формирования и реализации
государственной научно-технической политики
1. К совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики относятся:
формирование экономического механизма осуществления
государственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования; размещение
объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры
научно-технической и инновационной деятельности;
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции
Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территории Кабардино-Балкарской
Республики;
разработка и реализация мер по социальной защите научных и
научно-технических работников, в том числе их материальное
обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-технического и
технологического развития;
международные научные связи.
2. По вопросам совместного ведения органы государственной власти
Российской Федерации при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики в форме:
подготовки совместных предложений по совершенствованию
организационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности;
участия представителей соответствующих органов государственной
власти Кабардино-Балкарской Республики в составе научных и
координационных советов Российской Федерации по проблемам науки и
техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп,
создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
взаимной передачи отдельных полномочий на координацию
научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.
Статья 17. Полномочия органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики в области
формирования и реализации государственной
научно-технической политики
1. К ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики
относятся:
утверждение основных положений научно-технической политики
Кабардино-Балкарской Республики;
осуществление совместно с Правительством Кабардино-Балкарской
Республики законодательного и правового обеспечения
научно-технической политики;
утверждение приоритетных направлений развития науки и техники
Кабардино-Балкарской Республики и программ научно-технического
развития;
утверждение бюджетного финансирования на реализацию
научно-технической политики;
установление налоговых и иных льгот субъектам научной,
научно-технической и инновационной деятельности; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
осуществление контроля за исполнением бюджета
Кабардино-Балкарской Республики в части средств, предусмотренных на
научную и (или) научно-техническую деятельность.
2. К ведению Правительства Кабардино-Балкарской Республики
относятся:
формирование органа управления, ответственного за развитие науки
и научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике;
разработка основных положений государственной научно-технической
политики Кабардино-Балкарской Республики, определение приоритетных
направлений развития науки и техники в Кабардино-Балкарской
Республике; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
участие в выработке и реализации основных положений
государственной научно-технической политики Российской Федерации;
(Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
разработка и реализация республиканских научных и
научно-технических программ и проектов Кабардино-Балкарской
Республики;
обеспечение эффективного использования и развития научного и
научно-технического потенциала республики;
разработка экономического механизма реализации
научно-технической политики;
обеспечение экспертизы научных и (или) научно-технических
программ, проектов;
создание условий для более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов в реализации
научно-технической политики;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
за счет бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
формирование органов управления государственными научными
организациями республиканского значения, создание, реорганизация и
ликвидация; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
осуществление контроля за деятельностью государственных научных
организаций федерального значения по вопросам, относящимся к
полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской
Республики;
создание республиканского фонда поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности;
разработка предложений по установлению налоговых или иных льгот
субъектам научной и (или) научно- технической деятельности;
осуществление иных полномочий, не отнесенных к ведению органов
государственной власти Российской Федерации, к совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и
Кабардино-Балкарской Республики, а также к ведению Парламента
Кабардино-Балкарской Республики.
3. Для координации и общего научного руководства формированием и
реализацией государственной научно-технической политики
Кабардино-Балкарской Республики при Правительстве
Кабардино-Балкарской Республики создается научно-координационный
совет. Положение о порядке функционирования научно-координационного
совета утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 18. Порядок формирования государственной
научно-технической политики Кабардино-Балкарской
Республики (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
1. Направления государственной научно-технической политики
Кабардино-Балкарской Республики на среднесрочный и долгосрочный
периоды определяются Президентом Кабардино-Балкарской Республики на
основе специального доклада Правительства Кабардино-Балкарской
Республики. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики ежегодно в
соответствии с Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики
определяет при утверждении бюджета Кабардино-Балкарской Республики
годовые объемы средств, выделяемых для выполнения республиканских
научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных
организаций и размер средств, направляемых в республиканский фонд
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений государственной
научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики,
научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений
развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений по
реализации научных и научно-технических программ и проектов, по
использованию достижений науки и техники осуществляются в условиях
гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений,
экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей
экономики разрабатывается и реализуется соответствующими органами
исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики с привлечением
хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом государственной
научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики.
4. Государственная научно-техническая политика
Кабардино-Балкарской Республики формируется и проводится при
взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Государственная научно-техническая политика Кабардино-Балкарской
Республики разрабатывается и реализуется органами государственной
власти Кабардино-Балкарской Республики с учетом единой
государственной научно-технической политики и интересов
Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 19. Организация и проведение экспертиз научной
и научно-технической деятельности
1. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и
проектов, финансируемых за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской
Республики.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с
участием представителей организаций, финансирующих научную и (или)
научно-техническую деятельность при:
выборе приоритетных направлений государственной
научно-технической политики Кабардино-Балкарской Республики, а также
развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике
Кабардино-Балкарской Республики.
В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не
может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее
результатах.
3. По результатам экспертиз научных и научно-технических
программ и проектов Правительство Кабардино-Балкарской Республики
заблаговременно информирует население о безопасности, в том числе
экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
4. В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, в установленном порядке проводится обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
Статья 20. Финансирование научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности в Кабардино-Балкарской Республике основывается на его
целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств
федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики,
внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств
хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков
работ), иных источников в соответствии с действующим
законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
Ежегодное финансирование научной и научно-технической
деятельности из бюджета Кабардино-Балкарской Республики осуществляется
по статье "Наука" в размере не менее четырех процентов от расходной
части бюджета. (Действие приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004
года - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.01.2004 г. № 1-РЗ)
2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики организует
разработку и исполнение бюджета Кабардино-Балкарской Республики в
части расходов на научные исследования и экспериментальные
разработки, определяет порядок поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности, утверждает распределение
предусмотренных бюджетом Кабардино-Балкарской Республики средств на
эти цели между государственными заказчиками республиканских целевых
программ, научными организациями и республиканским фондом поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета.
4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности Российской Федерации
и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке
долевого участия могут финансироваться также научно-технические
программы, сформированные и реализуемые на основе международных и
межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические
программы создания новой техники и новых технологий двойного
применения.
5. Научные разработки республиканского и местного значения
финансируются за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской
Республики, республиканского фонда поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет
средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих
субъектов.
За счет федерального бюджета могут финансироваться, в том числе
в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и
научно-технические программы и проекты, результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
Совместное использование средств, выделенных из федерального
бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансирование
научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых
началах по согласованию между соответствующими органами Российской
Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и органами местного
самоуправления.
6. Финансирование научной и (или) научно-технической
деятельности осуществляется на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и
научно-технических программ и проектов.
7. Правительство Кабардино-Балкарской Республики осуществляет
контроль за расходованием средств, выделенных на научную и (или)
научно-техническую деятельность из соответствующих бюджетов и
республиканского фонда поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности, определяет формы и способы использования ее результатов.
8. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской
Республики или в случае их использования на территории иностранного
государства - в соответствии с законодательством этого государства, а
также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
9. Юридические и физические лица могут на добровольной основе
осуществлять благотворительную деятельность, направленную на развитие
науки и техники в Кабардино-Балкарской Республике. С этой целью они
могут создавать благотворительные организации.
Статья 21. Республиканский фонд поддержки научной
и научно-технической деятельности
в Кабардино-Балкарской Республике
Для развития приобретенных и новых направлений науки и техники,
оказания помощи в инновационной деятельности, поддержки и развития
научного потенциала республики Правительство Кабардино-Балкарской
Республики в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, создает республиканский
фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности как
некоммерческую организацию, деятельность которой финансируется за
счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных
источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих
субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ, иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и
Кабардино-Балкарской Республики). Республиканский фонд поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности Кабардино-Балкарской
Республики является самоуправляемой организацией и осуществляет свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Кабардино-Балкарской Республики и уставом, утверждаемым
Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности организует независимую экспертизу научных и
научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса
выделяет средства на финансирование указанных программ и проектов.
Республиканский фонд поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности ведет раздельный учет средств, выделяемых на реализацию
деятельности, предусмотренной его уставом, и на иные цели. Порядок
выделения средств на финансирование научных и научно-технических
программ и проектов определяется уставом республиканского фонда
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. (Дополнен -
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 04.11.2004 г. № 40-РЗ)
Средства фонда поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности в Кабардино-Балкарской Республике направляются на:
финансирование фундаментальных, поисковых(рисковых) и прикладных
научных исследований;
реализацию федеральных, региональных и республиканских целевых
научно-технических программ и проектов, направленных на решение
социально-экономических задач республики;
создание и освоение наукоемких, высокотехнологичных и
экологически чистых производств;
реализацию программ подготовки научных кадров по приоритетным и
новым направлениям науки и техники, включая их подготовку и повышение
квалификации за рубежом.
Статья 22. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Кабардино-Балкарской Республики
1. Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
создают необходимые условия для международного научного и
научно-технического сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности
Кабардино-Балкарской Республики вправе вступать в международные
научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в
международных научных и научно-технических программах и проектах,
научных и научно-технических программах и проектах иностранных
государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с
иностранными юридическими лицами на работу как на территории
Кабардино-Балкарской Республики, так и за пределами территории
Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской
Республики.
На территории Кабардино-Балкарской Республики в установленном
порядке могут создаваться научные организации и научные центры с
участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники могут
осуществляться в порядке и в формах, которые предусмотрены действующим
законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
3. Кабардино-Балкарская Республика может поддерживать
международные связи в области научного и научно-технического
сотрудничества на основе соответствующих международных соглашений,
международных научных и научно-технических программ и проектов, а
также содействовать расширению научно-технического сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 02.05.2001 г. № 30-РЗ)
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики,
учитывая наличие высокоинтегрированного научно-технического
потенциала Содружества Независимых Государств и других государств -
бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, должны
содействовать развитию научно-технического сотрудничества на основе
многосторонних и двусторонних договоров.
4. Правительство Кабардино-Балкарской Республики осуществляет
контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов,
а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы
территории Кабардино-Балкарской Республики в порядке, устанавливаемом
законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской
Республики.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики В.Коков
г. Нальчик, Дом Правительства
8 декабря 1997 года
№ 36-РЗ
--------------------
Отрасли
- 130.020.000.000.000 - Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040)
- 130.020.040.000.000 - Научные исследования
- 130.020.050.000.000 - Научно-техническая деятельность