Справка
Полное название |
Закон Республики Мордовия от 08.09.1994 № 1433-XII «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Мордовия» |
Дата подписания |
1994-09-08 |
Номер |
1433-XII |
Источники официального опубликования |
- Ведомости Верховного Совета Республики Мордовия от 1995 г., № 9
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
выборы, депутат, местный, самоуправление |
Текст
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Утратил силу - Закон Республики
Мордовия от 17.07.99 г. № 46-З
О выборах депутатов представительных органов местного
самоуправления Республики Мордовия
(В редакции Законов Республики Мордовия от 10.11.94 г. № 1496-XII;
от 10.11.94 г. № 1499-XII; от 06.01.95 г. № 1559-XII)
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления.
Условия, порядок подготовки и проведения выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления регулируются
настоящим Законом, иными законами Российской Федерации и Республики
Мордовия.
Статья 2. Основные принципы выборов.
Выборы депутатов представительных органов местного
самоуправления - районного, городского, районного в городе,
поселкового, сельского Совета депутатов осуществляются гражданами
Республики Мордовия по одномандатным избирательным округам на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Представительные органы местного самоуправления избираются
сроком на 2 года.
Статья 3. Несовместимость статуса депутата представительного
органа местного самоуправления с должностным положением.
Заместители главы местного самоуправления, работающие в
администрации, руководители отделов, управлений, других органов и
структурных подразделений местной администрации не могут быть
депутатами соответствующего представительного органа местного
самоуправления.
Статья 4. Право граждан на участие в выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления.
Право избирать в представительные органы местного самоуправления
принадлежит каждому гражданину Республики Мордовия, постоянно
проживающему на соответствующей территории и достигшему на день
голосования 18 лет.
Депутатом районного, городского, районного в городе,
поселкового, сельского Совета депутатов может быть избран гражданин
Республики Мордовия, постоянно проживающий или работающий на
соответствующей территории, достигший 18 летнего возраста, обладающий
избирательным правом. (В редакции Закона Республики Мордовия
от 10.11.94 г. № 1499-XII)
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом
недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по
вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 5. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов
депутатов представительных органов местного самоуправления.
Организация выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления возлагается на избирательные комиссии. В решении всех
вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные
комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных
органов, общественных и иных органов и организаций.
Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и
проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и
гласно.
Статья 6. Расходы, связанные с выборами депутатов
представительных органов местного самоуправления. Материальное
обеспечение выборов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления, производятся за счет
средств соответствующего местного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации любых форм собственности
по распоряжению главы местного самоуправления предоставляют
избирательным комиссиям помещения, необходимые для подготовки и
проведения выборов. Государственные и муниципальные предприятия,
учреждения и организации предоставляют избирательным комиссиям
помещения и оборудование бесплатно. В необходимых случаях аренда
помещений и оборудования оплачивается избирательными комиссиями за
счет средств, выделенных на проведение выборов.
Статья 7. Назначение выборов.
Выборы представительных органов местного самоуправления и дата
их проведения назначаются соответствующими представительными органами
местного самоуправления не позднее чем за два месяца до истечения
срока полномочий представительных органов местного самоуправления.
Выборы представительных органов местного самоуправления первого
созыва назначаются Верховным Советом Республики Мордовия. Сообщение о
дне выборов публикуется в печати.
ГЛАВА II
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.
Статья 8. Образование избирательных округов. Избирательные
округа по выборам депутатов в представительные органы местного
самоуправления образуются соответствующими избирательными комиссиями.
Численный состав депутатов в представительный орган местного
самоуправления устанавливается в соответствии с Законом Республики
Мордовия "О местном самоуправлении в Республике Мордовия".
Избирательные округа создаются примерно с равным числом
избирателей. Не допускается создание избирательных округов, состоящих
из неграничащих между собой территорий.
Списки избирательных округов с указанием их границ, численности
избирателей публикуются соответствующими избирательными комиссиями не
позднее чем за 50 дней до выборов.
Статья 9. Образование избирательных участков. Для проведения
голосования и подсчета голосов при выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до выборов
решением соответствующих представительных органов местного
самоуправления из расчета от 50 до 3000 избирателей на один участок.
При необходимости допускается образование избирательных участков
из расчета от 20 избирателей.
Избирательные участки образуются с учетом границ городов,
сельских поселений, других населенных пунктов с целью создания
максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков
не должны пересекать границ избирательных округов.
Список избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий публикуется в местной печати в
течение пяти дней после принятия решения об образовании избирательных
участков.
Статья 10. Списки избирателей.
Местная администрация в районе, городе, районе в городе,
поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и
передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях,
имеющих постоянное место жительства на соответствующих территориях.
В список избирателей включается каждый гражданин Республики
Мордовия, отвечающий требованиям статьи 4 настоящего Закона (на день
выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории
соответствующего избирательного участка.
Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других
избирательных участках.
Список избирателей составляется по каждому избирательному
участку в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам,
домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия,
имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. Список избирателей
подписывается председателем и секретарем участковой избирательной
комиссии.
Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам
возможность ознакомления со списками избирателей не позднее чем за 15
дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории
избирательного участка после этого срока и по день выборов
включительно, а также не включенные в основной список в результате
ошибки участковой избирательной комиссии, включаются в дополнительный
список избирателей.
Любой гражданин Республики Мордовия может заявить в участковую
избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей.
В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить
заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный
ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
ГЛАВА III
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11. Виды избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления образуются:
- районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские
избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Статья 12. Образование районной, городской, районной в городе,
поселковой, сельской избирательной комиссии
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия образуется представительным органом местного
самоуправления района, города, района в городе, поселка, сельсовета,
других поселений в составе председателя и 8-14 членов избирательной
комиссии не позднее чем за 55 дней до выборов.
Срок полномочий, районной, городской, районной в городе,
поселковой, сельской избирательной комиссии - 2 года.
Статья 13. Полномочия районной, городской, районной в городе,
поселковой, сельской избирательной комиссии
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия:
осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и
обеспечивает его единообразное применение на соответствующей
территории, входит в случае необходимости в Государственное Собрание
Республики Мордовия с представлением о толковании настоящего Закона;
образует избирательные округа;
распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными
на проведение выборов;
руководит работой участковых избирательных комиссий;
заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий,
представителей местной администрации, руководителей предприятий,
учреждений, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и
проведением выборов;
контролирует своевременность и правильность составления списков
избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
регистрирует кандидатов в депутаты районного, городского,
районного в городе, поселкового, сельского Совета депутатов, их
доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в
депутаты;
организует встречи кандидатов и их доверенных лиц с
избирателями;
устанавливает образцы бюллетеней, списков избирателей, других
документов по выборам;
утверждает текст бюллетеня для голосования, изготавливает
бюллетени, бланки избирательных документов и обеспечивает ими
участковые избирательные комиссии;
получает от участковых избирательных комиссий протоколы о
результатах голосования, устанавливает итоги выборов, обеспечивает
опубликование в печати информации о результатах выборов;
регистрирует избранных депутатов, выдает им соответствующие
удостоверения об избрании;
передает мандатной комиссии соответствующего представительного
органа местного самоуправления документацию, необходимую для проверки
полномочий депутатов;
назначает повторные выборы, а также выборы депутатов
соответствующих представительных органов местного самоуправления
вместо выбывших и обеспечивает их проведение;
обеспечивает хранение избирательных документов в установленном
порядке;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
Статья 14. Образование участковых избирательных комиссий.
Участковая избирательная комиссия образуется не позднее чем за
45 дней до выборов в составе председателя и 7-18 членов комиссии
соответствующим представительным органом местного самоуправления.
В необходимых случаях численный состав участковой комиссии может
быть изменен.
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия: составляет список избирателей
по участку;
проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,
принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом
списке, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений,
организует составление дополнительного списка избирателей по
избирательному участку;
оповещает население о местонахождении участковой избирательной
комиссии и времени ее работы, а также дне выборов и месте голосования;
контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в
порядке и объемах, установленных настоящим Законом;
обеспечивает подготовку помещения и оборудования для
голосования;
организует голосование на избирательном участке в день выборов;
производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на
участке и обеспечивает передачу документации в районную, городскую,
районную в городе, поселковую, сельскую избирательную комиссию;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов
и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Срок полномочий участковой избирательной комиссии заканчивается
после признания соответствующим представительным органом местного
самоуправления полномочий избранных депутатов.
Статья 16. Организация работы избирательных комиссий.
Информация о составе избирательных комиссий публикуется в
средствах массовой информации.
На первых заседаниях избирательных комиссий избираются
заместитель председателя и секретарь комиссии.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в
нём принимает участие не менее двух третей состава комиссии.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
избирательной комиссии.
Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети
состава избирательной комиссии.
Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов
от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе
высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к
протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее чем на второй
день вместе с протоколом направляется в вышестоящую избирательную
комиссию.
Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы
в вышестоящую избирательную комиссию или, по выбору заинтересованного
лица, в суд по месту нахождения соответствующей комиссии. Решение суда
окончательно.
Один или несколько членов избирательной комиссии, включая
председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии
могут освобождаться в период подготовки и проведения выборов от
выполнения производственных или служебных обязанностей с выплатой их
среднемесячной заработной платы. Связанные с этим расходы предприятий,
учреждений и организаций по основному месту работы освобожденных
членов комиссии возмещаются избирательной комиссией за счет средств,
выделенных на проведение выборов.
Работа в составе избирательной комиссии лица, освобожденного от
основной работы, полностью приравнивается к производственной или
служебной деятельности и учитывается при определении конечных
результатов его труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Член избирательной комиссии на протяжении всего периода работы в
комиссии не может быть уволен либо переведен на другую работу или
должность без его согласия.
На заседаниях избирательных комиссий, на избирательных участках
при проведении голосования, пломбировании и опечатывании ящиков для
голосования, подсчете голосов, определении результатов выборов вправе
присутствовать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители
избирательных объединений, органов власти и местного самоуправления,
средств массовой информации. Полномочия указанных лиц должны быть
удостоверены соответствующими документами, их вмешательство в
деятельность избирательных комиссий не допускается.
Протоколы заседаний избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
Изменение состава избирательной комиссии производится органом,
ее образовавшим.
Членами избирательных комиссий не могут быть депутаты
соответствующих представительных органов местного самоуправления,
лица, выдвинутые кандидатами в депутаты, и их доверенные лица, а
также супруги и близкие родственники кандидатов (мать, отец, дети,
родные братья и сестры), либо должностные лица, находящиеся в
непосредственном подчинении у кандидатов (заместители руководителя и
начальники структурных подразделений первого уровня). (В редакции
Закона Республики Мордовия от 10.11.94 г. № 1496-XII)
Государственные органы, органы местного самоуправления, а также
их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие, необходимое для выполнения ими своих задач.
Материально-техническое обеспечение подготовки и проведения
выборов, в том числе обеспечение избирательных комиссий помещениями,
транспортом, связью, возлагается на соответствующие администрации.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и
органами местного самоуправления, общественными объединениями,
предприятиями, учреждениями, расположенными на соответствующей
территории.
ГЛАВА IV
ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 17. Право выдвижения кандидатов.
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным
объединениям и избирателям непосредственно.
Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение
кандидатов, являются:
местные (районные, городские, районные в городе) отделения
общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав
которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и
предусматривает участие в выборах;
местные (районные, городские, районные в городе) отделения
республиканских партий, движений, устав которых зарегистрирован
Министерством юстиции Республики Мордовия и предусматривает участие в
выборах;
блоки указанных общественных объединений, создаваемые на период
проведения выборов.
Статья 18. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается с момента
опубликования границ округов и заканчивается за 30 дней до выборов.
Избирательное объединение вправе выдвинуть не более одного
кандидата в каждом из округов.
Выдвижение кандидатов в депутаты от избирательных объединений
производится на собраниях местных отделений общефедеральных и
республиканских партий и движений или блока общественных объединений.
Решение о выдвижении кандидата в депутаты считается принятым, если за
него проголосовало более половины участников собрания. Выдвижение
кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора
подписей. Инициатива сбора подписей о выдвижении кандидата может
исходить от любого избирателя или группы избирателей.
Для выдвижения кандидата в депутаты от избирательных объединений
или непосредственно избирателями требуется, чтобы в его поддержку были
собраны подписи не менее пяти процентов от общего числа избирателей
соответствующего округа, при этом в округах, где указанное количество
подписей в поддержку кандидата превышает 150, достаточно собрать 150
подписей.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в
приложении к настоящему Закону. Избиратель, ставя подпись на подписном
листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и
номер паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с
указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера
ecn паспорта или заменяющего его документа и лицом, за выдвижение
кандидатуры которого собраны подписи. Избиратель вправе поддержать
выдвижение любого числа кандидатов.
Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят
подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться по
данному избирательному округу на регистрацию в соответствующую
районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую
избирательную комиссию.
Регистрация кандидатов начинается за 50 дней и заканчивается за
25 дней до дня выборов. Районная, городская, районная в городе,
поселковая, сельская избирательная комиссия проверяет соответствие
выдвижения кандидата установленным требованиям, регистрирует кандидата
либо отказывает в регистрации. О регистрации кандидатов районная,
городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная
комиссия составляет протокол.
Сообщение о регистрации кандидатов в депутаты с указанием
фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности,
партийности (с согласия кандидата), места работы и жительства
публикуется в печати или доводится до сведения избирателей каким-либо
другим способом. Каждому зарегистрированному кандидату в депутаты
избирательная комиссия выдает удостоверение.
В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не
будет зарегистрирован ни один кандидат, соответствующая избирательная
комиссия принимает решение о продлении сроков выдвижения и
регистрации кандидатов в депутаты, но не позднее чем за 20 дней до
выборов.(Дополнена - Закон Республики Мордовия от 10.11.94 г. №
1499-XII)
Статья 19. Отмена решения о выдвижении кандидата.
Избирательные объединения, выдвинувшие кандидата в депутаты
районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского
Совета депутатов имеют право в любое время до выборов отменить свое
решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу
принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в
депутаты, и представляется в районную, городскую, районную в городе,
поселковую, сельскую избирательную комиссию.
Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии
кандидатом своей кандидатуры избирательная комиссия,
зарегистрировавшая кандидата в депутаты, доводит до сведения населения
избирательного округа.
Статья 20. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты
представительного органа местного самоуправления вместо выбывших.
В случае выбытия кандидатов в депутаты районного, городского,
районного в городе, поселкового, сельского Совета депутатов после
окончания срока регистрации кандидатов в депутаты, если в
избирательном округе не остается ни одного кандидата, соответствующая
избирательная комиссия обращается к избирателям округа и избирательным
объединениям с предложением выдвинуть новых кандидатов в депутаты.
При выбытии кандидатов в депутаты менее чем за 20 дней до
выборов выборы депутата по соответствующему избирательному округу
проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.
Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших производится в
порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 21. Права и обязанности кандидатов в депутаты и их
доверенных лиц. Работодатель обязан предоставить кандидату по его
желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента
опубликования результатов выборов.
Кандидат в депутаты имеет право пользоваться бесплатно
на соответствующей территории (район, город, поселок, сельсовет,
другие поселения), где расположен избирательный округ,
общественным транспортом, за исключением такси.
Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном
округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.
Кандидат может иметь до пяти доверенных лиц, регистрируемых той
же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.
Доверенные лица кандидата в депутаты получают от соответствующей
избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную
деятельность, способствующую избранию кандидатов. На время проведения
предвыборных мероприятий работодатели обязаны предоставлять доверенным
лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
Кандидат в депутаты, назначивший доверенных лиц, вправе в любое
время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную
комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам
удостоверения.
Доверенное лицо не может состоять ни в одной избирательной
комиссии по выборам в соответствующий представительный орган местного
самоуправления.
Кандидат в депутаты не может быть привлечен без согласия
прокурора района, города, района в городе к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым
в судебном порядке. Иные уголовно-процессуальные меры могут быть
применены к кандидату только по постановлению районного, городского,
районного в городе народного суда Республики Мордовия.
Кандидат в депутаты не может быть по инициативе администрации
(работодателя) уволен с работы во время проведения выборов или без его
согласия переведен на другую работу.
Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою
кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в избирательную
комиссию, зарегистрировавшую его кандидатом в депутаты.
ГЛАВА V
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 22. Право на участие в предвыборной агитации.
Граждане Республики Мордовия, избирательные объединения вправе в
допускаемых законом формах вести агитацию за или против кандидатов.
Участие органов государственной власти и местного самоуправления
в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается.
Статья 23. Порядок проведения предвыборной агитации. Органы
государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать
содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных
собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков
запрещается.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных
комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов в
депутаты и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные
комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
Кандидаты в депутаты имеют равное право на выступления в местной
печати и других средствах массовой информации. Средства массовой
информации, одним из соучредителей которых являются органы
государственной власти и местного самоуправления, обязаны обеспечивать
равные возможности для предвыборных выступлений всех. кандидатов в
депутаты.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия устанавливает порядок выступлений кандидатов в
депутаты по местному радиовещанию и обеспечивает получение эфирного
времени на равных основаниях (по продолжительности выступления,
времени выхода в эфир и другим условиям).
Кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе
беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные
материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию
об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение
анонимных агитационных материалов запрещается.
Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и
выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации,
разжигать социальную, национальную и религиозную рознь.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на
специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой
избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или
владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином
другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и
избирательных участков.
Статья 24. Сроки проведения агитационной кампании.
Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата в
депутаты и прекращается в день выборов.
В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные
агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для
голосования, могут сохраняться на прежних местах.
ГЛАВА VI
ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОB
Статья 25. Помещение для голосования
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором
оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного
голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного
голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам
должны находится в поле зрения членов участковой избирательной
комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования либо
непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой
избирательной комиссией стенд с информацией о кандидатах,
баллотирующихся в соответствующем избирательном округе, с обязательным
указанием для всех кандидатов данных, требуемых частью 10 статьи 18
настоящего Закона.
Статья 26. Избирательные бюллетени.
Для выборов депутатов районного, городского, районного в городе,
поселкового, сельского Совета депутатов каждый избиратель получает по
избирательному округу один избирательный бюллетень.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии,
имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу
кандидатов и их данные, указанные в части 10 статьи 18 настоящего
Закона.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению
районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской
избирательной комиссии бюллетени могут быть напечатаны и на иных
языках, которыми пользуется население избирательного округа.
Избирательные бюллетени передаются участковой избирательной
комиссии не позднее трех дней до дня выборов. По каждому
избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых
участковой избирательной комиссии, не может превышать число
зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на
два процента. На обороте полученных избирательных бюллетеней ставятся
печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. В
случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после
изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные
комиссии по указанию районной, городской, районной в городе,
поселковой, сельской избирательной комиссии вычеркивают в
избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Статья 27. Порядок голосования.
Голосование проводится в день выборов с 7 до 21 часа. В 7 часов
утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной
комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии
и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные
ящики, которые вслед за этим опечатываются.
При выдаче избирателю избирательного бюллетеня член
избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер
паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а избиратель
расписывается.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,
кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно
заполнить избирательный) бюллетень, вправе пригласить в кабину или
комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной
комиссии или наблюдателя.
Избиратель голосует за кандидата в депутаты, оставляя фамилию
кандидата, которому отдает свой голос, вычеркивая в бюллетене других
кандидатов в депутаты.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину
или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его
отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии,
уполномоченный ею.
В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в
выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим уважительным причинам, по его письменному или
устному заявлению участковая избирательная комиссия организует
голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии
наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с
использованием специального переносного избирательного ящика. Данных
ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно
быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему
членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены
участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают
под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству
письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших
на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором
избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в
его выдаче.
Статья 28. Подсчет голосов на избирательном участке. По
истечении времени голосования председатель участковой избирательной
комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить
избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в
помещении для голосования.
Перед началом подсчета голосов председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает
неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносит в
протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на
избирательных ящиках и вскрывает их. При этом количество бюллетеней в
переносном ящике для голосования сверяется с количеством поданных
письменных заявлений с просьбой о голосовании вне участка и
дополнительным списком голосовавших вне избирательного участка.
По основному и дополнительному спискам избирателей участковая
избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на
участке и число избирателей, получивших бюллетени для голосования.
По числу бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования,
участковая избирательная комиссия устанавливает:
общее число избирателей, принявших участие в голосовании;
число действительных бюллетеней;
число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против"
каждого кандидата в депутаты; число голосов, поданных против всех
кандидатов;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными признаются бюллетени, в которых при
голосовании оставлено более одного кандидата в депутаты, а также все
бюллетени на тех избирательных участках, выборы по которым признаны
недействительными. Бюллетени установленного образца, и бюллетени, не
снабженные печатью участковой избирательной комиссии либо подписями
двух членов участковой избирательной комиссии, при подсчете голосов не
учитываются. По фамилиям, дополнительно вписанным избирателями в
бюллетени, голоса не подсчитываются.
При возникновении сомнений в действительности избирательного
бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем
голосования.
В протокол участковой избирательной комиссии по выборам
депутатов районного, городского, районного в городе, поселкового,
сельского Совета депутатов заносятся следующие сведения:
общее число граждан, внесенных в списки избирателей по
избирательному участку (устанавливается по основному и дополнительному
спискам избирателей);
число погашенных неиспользованных бюллетеней;
число избирателей, получивших бюллетени для голосования
(устанавливается путем подсчета подписей избирателей о получении
бюллетеней);
число избирателей, принявших участие в голосовании;
число недействительных избирательных бюллетеней;
число действительных избирательных бюллетеней;
число голосов, поданных за каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем
составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом
или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое
особое мнение. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется
в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую,
сельскую избирательную комиссию, второй - остается на хранении в
участковой комиссии до окончания ее работы.
Участковые избирательные комиссии после объявления итогов
выборов сдают второй экземпляр протокола и в опечатанном виде
бюллетени, в том числе погашенные, в соответствующий представительный
орган местного самоуправления, где они хранятся в течение двух
месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты
голосования не были опротестованы.
Статья 29. Определение результатов выборов.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых
избирательных комиссий производит подсчет поданных голосов по каждому
избирательному округу путем суммирования данных, содержащихся в этих
протоколах.
О результатах голосования по каждому избирательному округу
составляется протокол, в котором указываются:
общее число граждан, внесенных в списки избирателей по
избирательному округу;
число погашенных неиспользованных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям;
число избирателей, принявших участие в голосовании;
число недействительных избирательных бюллетеней;
число действительных избирательных бюллетеней;
фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против каждого из кандидатов;
число голосов, поданных против всех кандидатов.
Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее
число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. В случае,
когда в избирательном округе баллотировался один кандидат в депутаты,
он считается избранным, если получил более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. (В редакции Закона
Республики Мордовия от 06.01.95 г. № 1559-XII)
Выборы по избирательному округу признаются несостоявшимися, если
число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число
голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов,
либо если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей,
внесенных в списки, а также в связи с выбытием всех кандидатов,
зарегистрированных по избирательному округу. (В редакции Закона
Республики Мордовия от 06.01.95 г. № 1559-XII)
Выборы по избирательному округу признаются недействительными,
если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего
Закона являются существенными и не позволяют с достоверностью
установить результаты волеизъявления избирателей.
Районная городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов
по избирательным округам подводит общие итоги выборов и не позднее чем
на пятый день после подведения итогов публикует их в печати.
Часть.(Исключена - Закон Республики Мордовия
от 06.01.95 г. № 1559-XII)
Статья 30. Повторные выборы.
Если выборы в избирательном округе были признаны
несостоявшимися, недействительными или ни один из кандидатов в
депутаты по округу не был избран, районная, городская, районная в
городе, поселковая, сельская избирательная комиссия принимает решение
о проведении в этом избирательном округе повторных выборов. При этом
она может принять решение о необходимости замены состава участковых
избирательных комиссий.
Голосование проводится на тех же избирательных участках и по тем
же спискам избирателей, что были составлены для проведения предыдущих
выборов.
Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок
после предыдущих выборов. Образование участковых избирательных
комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие
мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
Сообщение о проведении выборов публикуется в печати.
Статья 31. Регистрация депутатов представительного органа
местного самоуправления.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов
регистрирует избранных депутатов представительного органа местного
самоуправления.
Избирательная комиссия может отказать в регистрации депутата и
признать выборы недействительными, если в ходе выборов, при подсчете
голосов или определении результатов выборов по округу имелись
нарушения настоящего Закона.
Статья 32. Удостоверение депутата представительного органа
местного самоуправления.
Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская
избирательная комиссия после опубликования в печати списков
зарегистрированных депутатов выдает каждому избранному депутату
удостоверение о его избрании.
После утверждения районным, городским, районным в городе,
поселковым, сельским Советом депутатов полномочий избранных депутатов
выданные им удостоверения об избрании депутатом заменяются
удостоверением депутата районного, городского, районного в городе,
поселкового, сельского Совета депутатов.
ГЛАВА VII
РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 33. Оспаривание неправильностей в списках избирателей.
Любой гражданин Республики Мордовия, отвечающий требованию части
1 статьи 4 и не подпадающий под действие части 3 статьи 4 настоящего
Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой
ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов
участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном
отклонении заявления.
Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы
в суд в установленном законом порядке.
Статья 34. Оспаривание отказа в регистрации кандидата в
депутаты.
В случае отказа зарегистрировать кандидата в депутаты
избирательная комиссия обязана выдать ему или его представителю
справку с изложением мотивов отказа. Мотивом может служить только
невыполнение требований настоящего Закона.
Отказ в регистрации кандидата в депутаты, мотивация отказа, а
также невыдача справки могут быть обжалованы кандидатом в суд в
установленном порядке.
ГЛАВА VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Проведение выборов депутатов представительных органов
местного самоуправления вместо выбывших.
В случае признания представительным органом местного
самоуправления полномочий отдельных депутатов недействительными,
досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в
соответствующих избирательных округах в двухмесячный срок с момента
выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются районной,
городской, районной в городе, поселковой, сельской, избирательной
комиссией и организуются с соблюдением требований настоящего Закона.
В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата
менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий
представительного органа местного самоуправления выборы депутата
вместо выбывшего не проводятся.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах.
Уголовная и административная ответственность за нарушение
законодательства о выборах наступает в соответствии с законами
Российской Федерации и Республики Мордовия.
Председатель
Верховного Совета
Республики Мордовия Н. БИРЮКОВ
г. Саранск
8 сентября 1994 года
№ 1433-XII
Приложение
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
в депутаты ____________________________________________________ Совета
депутатов по третьему избирательному округу Петрова Ивана Семеновича,
родившегося 8 марта 1949 года, учителя, проживающего в г. Саранске.
---T------------------T-------------T-------T--------------T---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Паспорт ¦ ¦
¦№№¦ Фамилия, имя ¦ Дата ¦ Адрес ¦ (заменя- ¦ Подпись ¦
¦пп¦ отчество ¦ рождения ¦ ¦ ющий его ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документ) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ серия, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ номер ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦1.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦2.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦3.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+------------------+-------------+-------+--------------+----------
Подписной лист удостоверяю ______________________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, адрес, серия и номер паспорта или
заменяющего его документа и подпись)
Кандидат __________________________________________ (Петров И.С.)
Дата
Отрасли
- 010.000.000.000.000 - Конституционный строй
- 010.080.000.000.000 - Референдум. Выборы. Избирательная система
- 010.080.020.000.000 - Выборы. Избирательная система
- 010.080.020.030.000 - Избирательные системы субъектов Российской Федерации
- 010.150.000.000.000 - Местное самоуправление
- 010.150.030.000.000 - Представительные органы местного самоуправления
- 010.160.000.000.000 - Статус депутата
- 010.160.040.000.000 - Статус депутата представительного органа местного самоуправления