Постановление Администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 28.05.2019 № 366 «Об утверждении Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год»

Справка

Тип Постановление
Полное название Постановление Администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 28.05.2019 № 366 «Об утверждении Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год»
Дата подписания 2019-05-28
Номер 366
Источники официального опубликования
  • Портал органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (www.cap.ru) от 28.5.2019 г.
Статус действия Действует без изменений
Подписан Боголюбов Ю.Н.
Ключевые слова условия, труд, доклад

Текст

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА АДМИНИСТРАЦИЯ города Алатыря ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28 мая 2019 г. № 366 г. Алатырь Об утверждении Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, администрация города Алатыря Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемый Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год.

2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Алатыря Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление организационно-контрольной и кадровой работы администрации города Алатыря (Марунина Н.В.).

Глава администрации Ю.Н. Боголюбов Маслова Е.С.

8(83531)20254 Приложение к постановлению администрации города Алатыря Чувашской Республики от 28.05.2019 г. № 366 Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики за 2018 год подготовлен с использованием материалов и анализа данных Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике – Чувашии, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля, а также на основе данных, представленных организациями, учреждениями и предприятиями города Алатыря.

Содержательная часть доклада включает в себя:

1. Показатели состояния условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики в 2018 году.

1.1.Условия труда.

1.2.Профессиональная заболеваемость.

Медицинские осмотры.

1.3. Производственный травматизм.

2. Реализация государственной политики в области охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики.

2.1. Муниципальное управление охраной труда. 2.2. Затраты по финансированию мероприятий по охране труда на производстве.

2.3. Задачи по улучшению условий и охраны труда на 2019 год 1. Показатели состояния условий и охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики в 2018 году В 2018 году совместные усилия органов местного самоуправления, территориальных органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей были направлены на снижение уровня профессиональных рисков, что позитивно сказалось на общем снижении численности работников, занятых с вредными и (или) опасными условиями труда. 1.1. Условия труда По состоянию на 1 января 2019 года в городе осуществляют деятельность 1037 организаций. Численность работающих в организациях города Алатыря в 2018 году составила 8890 человек. Таблица 1 Динамика численности работающих на территории города Алатыря Показатели 2015 2016 2017 2018 Работающих, всего 9925 9758 8965 8890 Вместе с тем, анализ условий труда работающих в организациях города Алатыря, показывает, что общая численность работающих во вредных условиях труда в 2018 году составила 1558 человек (17,5 % от общей численности работников). В 2018 году организациями города проведена специальная оценка условий труда на 4461 рабочих мест, в том числе на 1719 рабочих мест во вредных условиях труда.

Таблица 2 Динамика занятости работающих во вредных условиях труда (по данным Фонда социального страхования) Показатели 2015 2016 2017 2018 Работающих во вредных условиях труда, всего 1937 2206 1839 1558 % от общей численности работающих 17,5 19,9 20,5 17,5 1.2. Профессиональные заболевания. Медицинские осмотры.

В целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний организуются и проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Охват периодическими медицинскими осмотрами остается на стабильно высоком уровне и составляет 99,87%, по плану подлежало ПМО всего 4603 человек, осмотрено – 4597 ( в 2017 году - 99,99%; по плану подлежало ПМО всего 4627 человек, осмотрено – 4622).

На предприятиях и организациях города и района в 2018 году как и в 2017 году, больных с начальными признаками профессиональных заболеваний не выявлено и под наблюдение не взято (в 2016 году было взято 3 больных).

Всего лиц с профессиональным заболеванием, состоящих на диспансерном учете в ЛПУ с установленным профессиональным заболеванием, составляет 83 человек, из них 2 группы – 3 человека, 3 группы – 28 человек, из них мужчин - 60 человек, женщин - 23 человека (в 2017г. - 84 человека, из них 2 группы – 3 человека, 3 группы – 28 человек, из них мужчин - 61 человек, женщин - 23 человека В возрасте 45-49 лет на учете состоят 2 больных с установленным профессиональным заболеванием, 50-54 года – 3 больных, 55-59 лет -16 больных, 60-64 года – 24 больных, 65-69 лет - 25 больных, 70-74 года - 5 больных, старше 75 лет – 8 больных. В 2018 году 3 человека из пенсионного возраста имеют 2 группу инвалидности, 27 человек – 3 группу инвалидности, 1 человек продолжал работать на других работах, 29 человек – пенсионеры, в 2016г.

- 3 человека из пенсионного возраста имели 2 группу инвалидности, 25 человек – 3 группу инвалидности, 1 человек продолжал работать на других работах, 7 человек – не работали, 25 человек – пенсионеры.

В 2017 году - 48 человек утратили трудоспособность, 28 человек имеют 3 группу инвалидности, 3 человека – 2 группу инвалидности, в 2016г.- 48 человек утратили трудоспособность, 32 человека имели 3 группу инвалидности, 4 человека – 2 группу инвалидности, в 2015 г. - 49 человек утратили трудоспособность, их них 10 человек работающих, 5 человек – неработающие, 34 человека – пенсионеры. В 2017 году - без группы инвалидности 5 человек, из них 2 человека продолжает работать, 3 человека пенсионеры в 2016 году - 3 человека, в 2015 году - 6 человек. Профессиональные болезни - это группа заболеваний, возникающий исключительно или преимущественно в результате воздействия на организм неблагоприятных условий труда и профессиональных вредностей. Стремление юридических лиц и предпринимателей к получению быстрой прибыли приводит к усилению тенденции сокрытия имеющихся рисков развития профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, а также к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а иногда и вопреки медицинским заключениям, расторжению трудовых отношений при заболевании работника, нежеланию реализовывать определенные законодательством социальные гарантии. Структура профессиональной заболеваемости:

- профессиональная вегетосенсорная полиневропатия - 12 (в 2107 г. - 13; в 2016 г. – 13);

- вибрационная болезнь – 30 (в 2017- 30; в 2016г. – 32);

- профессиональная вегетосенсорная радикулопатия -9 (в 2017-9; в 2016 г.- 10);

- профессиональная свинцовая интоксикация - 1 (в 2017-1; в 2016 г. – 1);

- профессиональный туберкулез легких – 2 (в 2017- 2; в 2016 г. – 2);

- профессиональная хроническая экзема - 1 (в 2017- 1;в 2016 г.- 1);

- профессиональный хронический бронхит – 6 (в 2017-6;в 2016 г. - 6);

- профессиональный аллергоз – 2 (в 2017-2;в 2016 г. – 2);

- профессиональный бронхиальная астма - 4 (в 2017-4;в 2016 г. – 4);

- профессиональный вегетомиофасцит – 2 (в 2017-2;в 2016 г. – 3);

- профессиональные артрозы, артриты - 8(в 2017-8;в 2016 г. – 8);

- профессиональная двусторонняя НСТ – 4 (в 2017-4;в 2016 г.- 4);

- профессиональная хроническая интоксикация растворителями – 2 (в 2017 г.– 2).

Основными причинами развития случаев профессиональных заболеваний являются: высокий уровень тяжелого ручного труда, неблагоприятные микроклиматические условия (низкая температура воздуха, высокая влажность, сквозняки), работа на устаревшем оборудованием, отсутствие систем общеобменной и местной механической вентиляции на рабочих местах, где имеется пылевыделение и выделение вредных химических веществ в воздух рабочей зоны, отсутствие средств индивидуальной защиты, отсутствие производственного лабораторного контроля за вредными производственными факторами.

По представленным спискам, в 2018 году подлежало периодическим медосмотрам работников с вредными и опасными условиями труда 4603 человек, из них женщин – 3060 человек, осмотрено 4597 человек, из них женщин 3057 человек, или 99,87% от числа подлежавших осмотру, в 2016 году по представленным спискам подлежало периодическим медосмотрам работников с вредными и опасными условиями труда 4548 человек, из них женщин – 3118 человек, осмотрено 4544 человек, из них женщин 3117 человек, или 99,96% от числа подлежавших осмотру, в 2015 году по представленным спискам подлежало периодическим медосмотрам работников с вредными и опасными условиями труда 4330 человек, из них женщин – 2961 человек, осмотрено 4329 человек, из них женщин 2960 человек, или 99,97 % от числа подлежавших осмотру, в том числе по представленным спискам на работников сельского хозяйства в 2018 году подлежало периодическим медосмотрам работников с вредными и опасными условиями труда 8 человек, из них женщин – 2, осмотрено 8 человек, из них женщин 2 или 100% от числа подлежавших осмотру (в 2017 году -11 человек, из них женщин – 1, осмотрено 11 человек, из них женщин 1 или 100% от числа подлежавших осмотру), остальное количество работающего населения по отраслям производства-электротехническая, лесо- заготовительная, легкая, пищевая промышленности города, транспорт, связь, здравоохранение, образование и прочие (2017 году- 1147 человек, из них женщин – 583 человек, осмотрено 1145 человек или 99,83% от числа подлежавших осмотру, из них женщин 583 человек, или 100% от числа подлежавших осмотру). По результатам профилактических медосмотров в 2018 году выявлены:

- 3 работника, имеющие постоянные медицинские противопоказания к выполняемой работе; -7 работников допущены к работе в своей профессии с ограничением, из них одна женщина; -1 работница нуждается в проведении дополнительного обследования (заключение не дано); -12 работников, в т.ч. 3 женщины подлежат направлению на санаторно-курортное лечение; -14 работников нуждаются в диспансерном наблюдении по месту жительства; - 51 работник, в т.ч. 22 женщины нуждаются в амбулаторном обследовании и лечении по месту жительства;

- 13 работников включены в Список лиц группы повышенного риска развития профессиональных заболеваний; в 2017 году - 16 работников подлежали направлению на санаторно-курортное лечение, выявлены 18 работников, которые отнесены к группе повышенного риска развития профессиональных заболеваний; в 2016 году 14 работников нуждались по состоянию здоровья в постоянном переводе на другую работу, 16 работников подлежало направлению на санаторно-курортное лечение).

1.3. Производственный травматизм.

Производственный травматизм характеризируется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года №73 «Об утверждении форм документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» и положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенного, морально и физически устаревшего оборудования, и технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности.

За 2018 год на предприятиях города произошло 4 несчастных случая, в том числе 1 несчастный случай с тяжелым исходом произошел на обособленном подразделении ООО «Молочное дело – Ивня»; 1 несчастный случай с легким исходом произошел в МУП «Чистый город»; 1 несчастный случай со смертельным исходом в обособленном подразделении в г. Алатырь ООО «Агрохолдинг «Юрма»; 1 несчастный случай со смертельным исходом в ООО «Алатырская бумажная фабрика».

Таблица 3 Динамика и структура производственного травматизма по степени тяжести Показатели 2015 2016 2017 2018 Всего несчастных случаев, в том числе 2 4 4 4 - тяжёлых случаев 0 0 2 1 - со смертельным исходом 0 0 0 2 Снижение работодателями ответственности и требовательности к контролю за соблюдением безопасных и безвредных условий труда, невыполнение инструкций, правил и норм по охране труда приводит к несчастным случаям на производстве. Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери.

Этому способствует ряд причин:

- несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;

- недостаточное внимание и пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого и среднего предпринимательства;

- нахождение работников в состоянии алкогольного опьянения;

- нарушение трудовой и производственной дисциплины;

- конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;

- несоблюдение правил и инструкций по охране труда самими работающими;

- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.

Снижение производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.

2. Реализация государственной политики в области охраны труда в городе Алатыре Чувашской Республики.

2.1. Муниципальное управление охраной труда.

Работа по улучшению условий и охраны труда имеет комплексный и целенаправленный характер. Состояние безопасности труда предусматривает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединения работодателей и работников. Сформированная система управления охраной труда позволяет реализовывать законодательные требования, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, предупреждать производственный травматизм, оказывать практическую помощь организациям города.

Муниципальное управление охраной труда реализуется через осуществление полномочий, предоставленных Законом Чувашской Республики от 02 мая 2013 года № 16 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

В 2018 году продолжила своё действие подпрограмма «Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в городе Алатыре Чувашской Республики» муниципальной программы города Алатыря Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы, утверждённой постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 17.01.2014 № 27.

Муниципальная программа «Содействие занятости населения» на 2014–2020 годы в городе Алатыре Чувашской Республики (далее - Программа) разработана в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Программа разрабатывалась в целях повышения эффективности основных направлений государственного управления охраной труда на территории города, совершенствования его нормативной и методической базы, оказания информационного содействия работодателям по вопросам охраны труда, организационного и технического обеспечения безопасности на производстве, улучшения системы обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Ключевую роль в защите интересов работников на безопасные условия труда через систему социального партнерства играют коллективные договоры в организациях. Всего по состоянию на 1 января 2019 года коллективные договоры действуют в 43 организациях города Алатыря. Во всех коллективных договорах имеются разделы по охране труда. Ими охвачено 5304 человека или 59,7 % работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Алатыря. Анализ процесса заключения коллективных договоров показывает, что инициаторами ведения переговоров и заключения коллективных договоров на предприятиях чаще всего являются профсоюзные организации.

Профсоюзы остаются одной из наиболее заинтересованных и последовательных сторон социального партнерства, они осуществляют контроль за выполнением коллективного договора через уполномоченных (доверенных) лиц, входят в состав комиссии по охране труда.

В учреждениях, где отсутствуют первичные профсоюзные организации, коллективные переговоры о заключении коллективного договора ведут члены Совета трудового коллектива Большой проблемой остается принятие коллективных договоров в организациях малого и среднего бизнеса, в том числе у работодателей – индивидуальных предпринимателей. В организациях малого бизнеса часто доминируют неформальные отношения найма, что затрудняет регулирование социально-трудовых отношений и, тем более, социальное партнерство.

Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Система обучения по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации позволяет проводить обучение руководителей и специалистов бюджетных организаций, содействует развитию института общественного контроля за охраной труда путем обучения уполномоченных лиц профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда и в целом способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В целях повышения эффективности обучения, большего охвата обучаемых, сокращения расходов на командировки обучающими организациями практикуется выездное обучение по охране труда. Обучающимся выдается комплект справочной, учебной и методической литературы по охране труда. В ходе обучения повышается уровень культуры слушателей, расширяется их кругозор.

Важное место в учебных программах уделяется вопросам трудового законодательства, что способствует повышению правовой грамотности слушателей. В 2018 году в численность руководителей и специалистов предприятий и организаций, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда составила 122 человека. Согласно Трудовому кодексу, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. На сегодняшний день не во всех организациях города, где численность работников превышает 50 человек, введена должность специалиста по охране труда. В основном на предприятиях обязанности по охране труда возложены на других специалистов (главный инженер, отдел кадров и т.д.). 2.2. Затраты по финансированию мероприятий по охране труда на производстве Неудовлетворительные условия труда работающих обусловлены воздействием на них физических факторов производственной среды (повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных полей (ЭМП), недостаточная освещенность рабочих мест, неблагоприятные микроклиматические условия).

Неудовлетворительные условия труда являются причиной формирования у работающих профессиональных заболеваний. Законодательством Российской Федерации предусмотрено право работника на льготы и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. На предприятиях города реализуется право работника, работающего во вредных и (или) опасных условиях труда, на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов, право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении определенного стажа работы во вредных и (или) опасных условиях труда. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, осуществляется за счет средств Фонда обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем представления всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

По данным Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике численность получателей страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, в связи со страховыми случаями, зарегистрированными на предприятиях города Алатыря, за 2018 год составила 156 человек.

Структура выплат следующая:

- ежемесячные страховые выплаты – 7846,7 тыс. рублей;

- дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных – 4512,9 тыс. рублей;

- объём средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников – 2566,0 тыс. рублей. Самое распространенное направление вложения средств в профилактику производственного травматизма – это проведение периодических медицинских осмотров – 67 %, приобретение средств индивидуальной защиты – 12,2 %, специальная оценка условий труда – 10 %. В 2018 году разрешение на финансирование мероприятий предупредительных мер получили 9 организаций города:

АО «Электроавтомат», АО «Алатырский механический завод», АО «5 арсенал», АО «Завод «Электроприбор», ООО «Алатырская бумажная фабрика», БУ «ЦРБ Алатырского района» Минздрава Чувашии, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, Филиал АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в г.Алатыре, МУП «Водоканал».

Обеспечение работодателями финансирования работ по охране труда является одним из важнейших направлений создания безопасных условий и охраны труда работников. 2.3. Задачи по улучшению условий и охраны труда на 2019 год Состояние охраны труда в городе Алатыре показывает, что проблемы охраны труда требуют решения комплекса правовых, организационных, социальных, экономических и других задач.

Анализ производственного травматизма позволяет сделать вывод, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, в результате отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению требований охраны труда. Иногда, чтобы устранить эти причины, не требуется серьезных финансовых затрат.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо активнее проводить обучение работающих по соответствующим программам непосредственно самими организациями. Недостатки в обучении, проведении инструктажей по охране труда, а также стажировке вновь принятых работников влияют на уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Идеология современной охраны труда – довести до сознания работодателей и работников мысль о том, что нет более высокой ценности, чем жизнь и здоровье человека.

Другим важным направлением является создание безопасных условий труда в организациях малого бизнеса.

Охрана труда требует усиленного внимания, как на уровне государства, так и работодателя, и предпринимателя.

Государственная политика в области охраны труда законодательно устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Также необходимо обратить усиленное внимание на повышение, как заинтересованности, так и ответственности работодателей за страхование жизни работников.

Социальная защита работников от профессиональных рисков, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов управления, надзора и контроля, местного самоуправления, объединения работодателей и работников, реализация законодательства об охране труда в конечном счете способствует социально – экономическому развитию города.

Отрасли

  • 060.020.000.000.000 - Труд (см. также 200.160.020)