Справка
Полное название |
Закон Алтайского края от 06.03.2000 № 12-ЗС «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края» |
Дата подписания |
2000-03-06 |
Номер |
12-ЗС |
Источники официального опубликования |
- Алтайская правда от 28.3.2000 г., № 72
|
Статус действия |
Действует с изменениями |
Ключевые слова |
дружина, население, общественный, охрана, порядок, правонарушение, предупреждение, пресечение, преступление, участие |
Текст
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Об участии населения в охране общественного
порядка на территории Алтайского края
(В редакции Законов Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС;
от 27.05.2011 г. № 69-ЗС)
Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия населения в
охране общественного порядка на территории Алтайского края.
Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения,
возникающие в связи со специальными видами деятельности
правоохранительных органов, с частной детективной и охранной
деятельностью, регулирующимися федеральными законами.
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа участия населения в охране
общественного порядка
Правовую основу участия населения в охране общественного порядка
составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы,
настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные законы и
нормативные правовые акты органов государственной власти края и
органов местного самоуправления.
Статья 2. Задачи населения при участии его в охране общественного
порядка
Задачами населения при его участии в охране общественного порядка
являются:
1) предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений;
2) обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, принадлежащего им
имущества, а также государственной, муниципальной, частной и иных форм
собственности от преступных посягательств.
ГЛАВА 2. Формы участия населения в охране общественного порядка
Статья 3. Участие населения в охране общественного порядка
1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в охране
общественного порядка, защищая всеми средствами и способами, не
запрещенными законом, свою жизнь, достоинство и собственность, а также
жизнь, достоинство и собственность других лиц от противоправных
посягательств.
2. Участие населения в охране общественного порядка может быть
индивидуальным и коллективным.
Статья 4. Формы индивидуального участия населения в охране
общественного порядка
1. Формы индивидуального участия населения в охране общественного
порядка:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам в профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) деятельность по предупреждению детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних; 4) иное участие в обеспечении
правопорядка.
2. Формой индивидуального участия населения в охране
общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с
правоохранительными органами - добровольное участие в работе
правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате
(внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под
руководством их должностных лиц, порядок которого регулируется
федеральными законами и актами Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Статья 5. Формы коллективного участия населения в охране
общественного порядка
1. Население вправе участвовать в охране общественного порядка в
составе добровольных народных дружин - общественных объединений
граждан в форме общественных организаций, создаваемых в соответствии с
Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об
общественных объединениях" с учетом особенностей, установленных
настоящим Законом.
2. Население вправе участвовать в охране общественного порядка в
форме оказания помощи правоохранительным органам и в составе
общественных объединений, не являющихся добровольными народными
дружинами.
Статья 6. Ограничения, связанные с участием населения в охране
общественного порядка
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют
права:
1) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
2) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством
Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных
органов;
3) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в
корыстных целях;
4) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;
5) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства
человека и гражданина.
Статья 7. Взаимодействие добровольных народных дружин с органами
местного самоуправления и органами внутренних дел
1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов
создают условия для деятельности добровольных формирований населения
по охране общественного порядка, а также координируют их деятельность.
(В редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. № 69-ЗС)
2. Добровольные народные дружины участвуют в охране общественного
порядка в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. Формы
взаимодействия определяются соответствующим положением, утверждаемым
Администрацией Алтайского края. (В редакции Закона Алтайского края
от 27.05.2011 г. № 69-ЗС)
(В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС)
ГЛАВА 3. Создание добровольных народных дружин. Правовой статус
добровольных народных дружин. Права, обязанности и ответственность
дружинников
Статья 8. Создание добровольных народных дружин. Правовой статус
добровольных народных дружин
1. Добровольные народные дружины создаются в форме общественных
объединений при содействии органов местного самоуправления и органов
внутренних дел в порядке, предусмотренном Федеральными законами "О
некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" с учетом
особенностей, установленных настоящим Законом.
2. В уставе общественной организации, которая планирует выполнять
функции добровольной народной дружины, помимо сведений, требующихся в
соответствии с Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и
"Об общественных объединениях", должны иметься следующие положения:
1) в наименование общественной организации должны быть включены
слова "добровольная народная дружина";
2) задачи и функции добровольной народной дружины;
3) порядок взаимодействия с органами внутренних дел;
4) порядок и условия приобретения и утраты членства в
добровольной народной дружине;
5) обязанности, права и ответственность членов добровольной
народной дружины;
6) правовые и социальные гарантии членов добровольной народной
дружины, источники и порядок финансирования материального и морального
поощрения дружинников, материально - технического обеспечения
деятельности добровольных народных дружин.
Статья 9. Функции добровольных народных дружин
Добровольные народные дружины могут выполнять одну, несколько
либо все перечисленные ниже функции:
1) обеспечение непосредственно или совместно с органами
внутренних дел охраны общественного порядка на улицах, площадях, в
парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых микрорайонах и
других общественных местах;
2) содействие органам внутренних дел в борьбе с хулиганством,
пьянством, наркоманией, хищениями собственности, вымогательством,
нарушениями правил торговли, санитарии и гигиены, порядка управления,
безопасности дорожного движения и другими правонарушениями;
3) предупреждение детской безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от
правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном
состоянии;
5) участие в спасении людей и в обеспечении общественного порядка
в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, чрезвычайное
положение, эпидемии и др.);
6) участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды,
борьбе с браконьерством, нарушениями правил охраны животного и
растительного мира;
7) проведение воспитательной работы с гражданами, склонными к
нарушениям общественного порядка и правил общежития.
Статья 10. Условия приобретения членства в добровольной народной
дружине
1. Членами добровольной народной дружины не могут быть лица:
1) не достигшие 18-летнего возраста;
2) не имеющие регистрации по месту жительства;
3) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу
алкоголизма, токсикомании, наркомании;
4) имеющие заболевания либо физические недостатки, препятствующие
их участию в охране общественного порядка;
5) имеющие судимость за совершение преступления;
6) отбывающие уголовное наказание;
7) совершившие повторно в течение года административное
правонарушение;
8) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно
дееспособными;
9) не имеющие свидетельства о прохождении специальной подготовки
в органах внутренних дел по месту жительства данного лица в
соответствии с программой и в порядке, установленном Главным
управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Алтайскому краю. (В редакции Закона Алтайского края
от 27.05.2011 г. № 69-ЗС)
2. Проверка сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,
осуществляется органами внутренних дел.
Статья 11. Обязанности дружинников по охране общественного
порядка
Дружинники обязаны:
1) знать и соблюдать положения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов Алтайского края по вопросам обеспечения
безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной
безопасности и охраны общественного порядка;
2) активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять
инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;
3) быть дисциплинированными, добросовестно выполнять законные
поручения и указания командира добровольной народной дружины,
работников правоохранительных органов при проведении совместных
мероприятий по охране общественного порядка;
4) использовать и применять предоставленные законом права по
пресечению и предупреждению правонарушений, защищая честь и
достоинство граждан, проявлять вежливость и предупредительность в
обращении с гражданами;
5) повышать правовые знания, хорошо знать обязанности и права
дружинника, совершенствовать свою физическую подготовку, овладевать
формами и методами борьбы с правонарушениями;
6) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных случаев, а также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
7) при применении правомерных и обоснованных мер по ограничению
прав и свобод граждан разъяснять им причины и основания такого
ограничения и возникающие в связи с этим права на обжалование их
действий;
8) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или
должностных лиц удостоверение дружинника установленного образца.
Статья 12. Права дружинников по охране общественного порядка
Дружинники имеют право:
1) требовать от граждан, должностных лиц, членов общественных
организаций соблюдения установленного общественного порядка и
прекращения правонарушения;
(Пункты 2-3 исключены - Закон Алтайского края
от 09.11.2000 г. № 66-ЗС)
2) входить в общественные места для преследования скрывающегося
нарушителя, пресечения правонарушений, а также с согласия
администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению
охраны общественного порядка;
(Пункты 5-6 исключены - Закон Алтайского края
от 09.11.2000 г. № 66-ЗС)
3) по решению уполномоченных государственных органов (должностных
лиц либо органов местного самоуправления) участвовать в осуществлении
оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при
действиях в условиях чрезвычайного положения, пресечении массовых
беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации
последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и
эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств;
4) бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными
органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от
форм собственности (за исключением телефонов и других средств связи
представительств иностранных государств в Российской Федерации), в
случаях, не терпящих отлагательства;
5) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка
пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (кроме
такси) в случаях, если это предусмотрено решениями органов местного
самоуправления.
6) оказывать необходимую помощь гражданам, пострадавшим от
несчастных случаев и преступных посягательств, в том числе в случае
крайней необходимости использовать транспортные средства юридических
и физических лиц (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и
иным представительствам иностранных государств, международным
организациям и транспортных средств специального назначения) для
доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебные
учреждения. (Статья дополнена - Закон Алтайского края
от 09.11.2000 г. № 66-ЗС)
Статья 13. (Исключена - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. №
66-ЗС)
Статья 14. Применение дружинниками физической силы
1. Дружинники имеют право в соответствии с законодательством
Российской Федерации применять физическую силу к лицу, совершившему
преступление, при его задержании для доставления органам власти и
пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными
средствами задержать такое лицо не представляется возможным и при этом
не было допущено превышения необходимых для этого мер.
2. Дружинники имеют право в соответствии с законодательством
Российской Федерации в состоянии необходимой обороны на причинение
вреда посягающему лицу в случаях защиты себя и других лиц, а также
охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом
не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
(В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС)
Статья 15. Ответственность дружинников
1. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам
неправомерными действиями дружинников, подлежит возмещению в полном
объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.
2. Неправомерные действия дружинников при исполнении обязанностей
по обеспечению правопорядка могут быть обжалованы в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Удостоверения и знаки отличия дружинников
Администрация Алтайского края устанавливает порядок выдачи,
образцы удостоверений и знаков отличия дружинников, которые не должны
быть аналогичными знакам отличия сотрудников правоохранительных
органов.(Абзац в редакции Закона Алтайского края
от 27.05.2011 г. № 69-ЗС)
ГЛАВА 4. Гарантии правовой и социальной защиты, меры морального и
материального стимулирования дружинников
Статья 17. Гарантии правовой и социальной защиты дружинников
1. Законные требования дружинников обязательны для лиц,
совершающих административные правонарушения и преступления.
2. На дружинников распространяются правила о необходимой обороне
и крайней необходимости, установленные федеральным уголовным и
административным законодательством.
3. Органы местного самоуправления при утверждении местных
бюджетов, а коммерческие и некоммерческие организации по решению
собственника имущества либо иных органов, уполномоченных
учредительными документами организаций, могут предусматривать расходы
на:
1) возмещение ущерба, причиненного имуществу дружинника или его
близких в связи с выполняемыми им обязанностями по охране
общественного порядка;
2) выплату семье погибшего дружинника единовременного пособия с
последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;
3) обязательное личное страхование жизни и здоровья дружинника в
связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка;
4) компенсацию организациям пассажирского и городского
электрического транспорта затрат по предоставлению льгот дружинникам в
виде бесплатного проезда в связи с выполнением обязанностей по охране
общественного порядка;
5) предоставление иных социальных гарантий.
Статья 18. Меры морального и материального стимулирования
дружинников
1. Дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями,
могут поощряться органами местного самоуправления, органами внутренних
дел, коммерческими и некоммерческими организациями в пределах их
компетенции путем:
1) объявления благодарности;
2) выдачи денежной премии;
3) награждения ценным подарком;
4) обеспечения бесплатным топливом (дрова, каменный уголь и
другие виды топлива);
5) предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска сроком до
пяти дней, при условии наличия данной нормы в коллективном договоре;
6) предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или
дом отдыха;
7) предоставления им иных льгот и преимуществ.
2. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и
проявленные при этом мужество и героизм граждане могут представляться
к награждению наградами Российской Федерации.
3. Меры материального стимулирования, включая денежное
вознаграждение за выполнение гражданами обязанностей по охране
общественного порядка, применяются органами местного самоуправления,
органами внутренних дел, коммерческими и некоммерческими организациями
за счет местных бюджетов, специальных фондов, добровольных
пожертвований физических и юридических лиц.
ГЛАВА 5. Контроль и надзор за деятельностью добровольных народных
дружин и их членов
Статья 19. Контроль за деятельностью добровольных народных дружин
и их членов
Контроль за деятельностью добровольных народных дружин и их
членов осуществляют органы государственной власти края, иные
государственные органы, органы местного самоуправления в пределах
своих полномочий.
Статья 20. Надзор за исполнением законодательства Российской
Федерации и Алтайского края добровольными народными дружинами и их
членами
Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации и
Алтайского края добровольными народными дружинами и их членами
осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 6. Заключительные положения
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования в газете "Алтайская правда".
Глава администрации
Алтайского края А.А.Суриков
г. Барнаул
6 марта 2000 года
№ 12-ЗС
Отрасли
- 010.060.030.010.000 - Общие вопросы
- 010.060.030.040.000 - Право на объединение (см. также 010.170.010, 060.020.030.030)
- 020.060.010.000.000 - Общие положения
- 160.070.000.000.000 - Участие граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности
- 170.010.010.000.000 - Преступления и уголовная ответственность