Закон Алтайского края от 06.03.2000 № 12-ЗС «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края»

Справка

Полное название Закон Алтайского края от 06.03.2000 № 12-ЗС «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края»
Дата подписания 2000-03-06
Номер 12-ЗС
Источники официального опубликования
  • Алтайская правда от 28.3.2000 г., № 72
Статус действия Действует с изменениями
Ключевые слова дружина, население, общественный, охрана, порядок, правонарушение, предупреждение, пресечение, преступление, участие

Текст

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края (В редакции Законов Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС;

от 27.05.2011 г. № 69-ЗС) Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края.

Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью, регулирующимися федеральными законами.

ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Правовая основа участия населения в охране общественного порядка Правовую основу участия населения в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные законы и нормативные правовые акты органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

Статья 2. Задачи населения при участии его в охране общественного порядка Задачами населения при его участии в охране общественного порядка являются:

1) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

2) обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, принадлежащего им имущества, а также государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности от преступных посягательств.

ГЛАВА 2. Формы участия населения в охране общественного порядка Статья 3. Участие населения в охране общественного порядка 1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в охране общественного порядка, защищая всеми средствами и способами, не запрещенными законом, свою жизнь, достоинство и собственность, а также жизнь, достоинство и собственность других лиц от противоправных посягательств.

2. Участие населения в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Статья 4. Формы индивидуального участия населения в охране общественного порядка 1. Формы индивидуального участия населения в охране общественного порядка:

1) пропаганда правовых знаний;

2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) деятельность по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) иное участие в обеспечении правопорядка.

2. Формой индивидуального участия населения в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате (внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под руководством их должностных лиц, порядок которого регулируется федеральными законами и актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 5. Формы коллективного участия населения в охране общественного порядка 1. Население вправе участвовать в охране общественного порядка в составе добровольных народных дружин - общественных объединений граждан в форме общественных организаций, создаваемых в соответствии с Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Население вправе участвовать в охране общественного порядка в форме оказания помощи правоохранительным органам и в составе общественных объединений, не являющихся добровольными народными дружинами.

Статья 6. Ограничения, связанные с участием населения в охране общественного порядка Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права:

1) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

2) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов;

3) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях;

4) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;

5) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства человека и гражданина.

Статья 7. Взаимодействие добровольных народных дружин с органами местного самоуправления и органами внутренних дел 1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, а также координируют их деятельность.

(В редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. № 69-ЗС) 2. Добровольные народные дружины участвуют в охране общественного порядка в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. Формы взаимодействия определяются соответствующим положением, утверждаемым Администрацией Алтайского края. (В редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. № 69-ЗС) (В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) ГЛАВА 3. Создание добровольных народных дружин. Правовой статус добровольных народных дружин. Права, обязанности и ответственность дружинников Статья 8. Создание добровольных народных дружин. Правовой статус добровольных народных дружин 1. Добровольные народные дружины создаются в форме общественных объединений при содействии органов местного самоуправления и органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. В уставе общественной организации, которая планирует выполнять функции добровольной народной дружины, помимо сведений, требующихся в соответствии с Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", должны иметься следующие положения:

1) в наименование общественной организации должны быть включены слова "добровольная народная дружина";

2) задачи и функции добровольной народной дружины;

3) порядок взаимодействия с органами внутренних дел;

4) порядок и условия приобретения и утраты членства в добровольной народной дружине;

5) обязанности, права и ответственность членов добровольной народной дружины;

6) правовые и социальные гарантии членов добровольной народной дружины, источники и порядок финансирования материального и морального поощрения дружинников, материально - технического обеспечения деятельности добровольных народных дружин.

Статья 9. Функции добровольных народных дружин Добровольные народные дружины могут выполнять одну, несколько либо все перечисленные ниже функции:

1) обеспечение непосредственно или совместно с органами внутренних дел охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых микрорайонах и других общественных местах;

2) содействие органам внутренних дел в борьбе с хулиганством, пьянством, наркоманией, хищениями собственности, вымогательством, нарушениями правил торговли, санитарии и гигиены, порядка управления, безопасности дорожного движения и другими правонарушениями;

3) предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии;

5) участие в спасении людей и в обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, чрезвычайное положение, эпидемии и др.);

6) участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охраны животного и растительного мира;

7) проведение воспитательной работы с гражданами, склонными к нарушениям общественного порядка и правил общежития.

Статья 10. Условия приобретения членства в добровольной народной дружине 1. Членами добровольной народной дружины не могут быть лица:

1) не достигшие 18-летнего возраста;

2) не имеющие регистрации по месту жительства;

3) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, токсикомании, наркомании;

4) имеющие заболевания либо физические недостатки, препятствующие их участию в охране общественного порядка;

5) имеющие судимость за совершение преступления;

6) отбывающие уголовное наказание;

7) совершившие повторно в течение года административное правонарушение;

8) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

9) не имеющие свидетельства о прохождении специальной подготовки в органах внутренних дел по месту жительства данного лица в соответствии с программой и в порядке, установленном Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю. (В редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. № 69-ЗС) 2. Проверка сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется органами внутренних дел.

Статья 11. Обязанности дружинников по охране общественного порядка Дружинники обязаны:

1) знать и соблюдать положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Алтайского края по вопросам обеспечения безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка;

2) активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;

3) быть дисциплинированными, добросовестно выполнять законные поручения и указания командира добровольной народной дружины, работников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

4) использовать и применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищая честь и достоинство граждан, проявлять вежливость и предупредительность в обращении с гражданами;

5) повышать правовые знания, хорошо знать обязанности и права дружинника, совершенствовать свою физическую подготовку, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;

6) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;

7) при применении правомерных и обоснованных мер по ограничению прав и свобод граждан разъяснять им причины и основания такого ограничения и возникающие в связи с этим права на обжалование их действий;

8) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение дружинника установленного образца.

Статья 12. Права дружинников по охране общественного порядка Дружинники имеют право:

1) требовать от граждан, должностных лиц, членов общественных организаций соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушения;

(Пункты 2-3 исключены - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) 2) входить в общественные места для преследования скрывающегося нарушителя, пресечения правонарушений, а также с согласия администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка;

(Пункты 5-6 исключены - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) 3) по решению уполномоченных государственных органов (должностных лиц либо органов местного самоуправления) участвовать в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств;

4) бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности (за исключением телефонов и других средств связи представительств иностранных государств в Российской Федерации), в случаях, не терпящих отлагательства;

5) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (кроме такси) в случаях, если это предусмотрено решениями органов местного самоуправления.

6) оказывать необходимую помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев и преступных посягательств, в том числе в случае крайней необходимости использовать транспортные средства юридических и физических лиц (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебные учреждения. (Статья дополнена - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) Статья 13. (Исключена - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) Статья 14. Применение дружинниками физической силы 1. Дружинники имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации применять физическую силу к лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

2. Дружинники имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации в состоянии необходимой обороны на причинение вреда посягающему лицу в случаях защиты себя и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. (В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. № 66-ЗС) Статья 15. Ответственность дружинников 1. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями дружинников, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Неправомерные действия дружинников при исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Удостоверения и знаки отличия дружинников Администрация Алтайского края устанавливает порядок выдачи, образцы удостоверений и знаков отличия дружинников, которые не должны быть аналогичными знакам отличия сотрудников правоохранительных органов.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. № 69-ЗС) ГЛАВА 4. Гарантии правовой и социальной защиты, меры морального и материального стимулирования дружинников Статья 17. Гарантии правовой и социальной защиты дружинников 1. Законные требования дружинников обязательны для лиц, совершающих административные правонарушения и преступления.

2. На дружинников распространяются правила о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные федеральным уголовным и административным законодательством.

3. Органы местного самоуправления при утверждении местных бюджетов, а коммерческие и некоммерческие организации по решению собственника имущества либо иных органов, уполномоченных учредительными документами организаций, могут предусматривать расходы на:

1) возмещение ущерба, причиненного имуществу дружинника или его близких в связи с выполняемыми им обязанностями по охране общественного порядка;

2) выплату семье погибшего дружинника единовременного пособия с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;

3) обязательное личное страхование жизни и здоровья дружинника в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка;

4) компенсацию организациям пассажирского и городского электрического транспорта затрат по предоставлению льгот дружинникам в виде бесплатного проезда в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка;

5) предоставление иных социальных гарантий.

Статья 18. Меры морального и материального стимулирования дружинников 1. Дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями, могут поощряться органами местного самоуправления, органами внутренних дел, коммерческими и некоммерческими организациями в пределах их компетенции путем:

1) объявления благодарности;

2) выдачи денежной премии;

3) награждения ценным подарком;

4) обеспечения бесплатным топливом (дрова, каменный уголь и другие виды топлива);

5) предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска сроком до пяти дней, при условии наличия данной нормы в коллективном договоре;

6) предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или дом отдыха;

7) предоставления им иных льгот и преимуществ.

2. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм граждане могут представляться к награждению наградами Российской Федерации.

3. Меры материального стимулирования, включая денежное вознаграждение за выполнение гражданами обязанностей по охране общественного порядка, применяются органами местного самоуправления, органами внутренних дел, коммерческими и некоммерческими организациями за счет местных бюджетов, специальных фондов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

ГЛАВА 5. Контроль и надзор за деятельностью добровольных народных дружин и их членов Статья 19. Контроль за деятельностью добровольных народных дружин и их членов Контроль за деятельностью добровольных народных дружин и их членов осуществляют органы государственной власти края, иные государственные органы, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Статья 20. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации и Алтайского края добровольными народными дружинами и их членами Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации и Алтайского края добровольными народными дружинами и их членами осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 6. Заключительные положения Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

Глава администрации Алтайского края А.А.Суриков г. Барнаул 6 марта 2000 года № 12-ЗС

Отрасли

  • 010.060.030.010.000 - Общие вопросы
  • 010.060.030.040.000 - Право на объединение (см. также 010.170.010, 060.020.030.030)
  • 020.060.010.000.000 - Общие положения
  • 160.070.000.000.000 - Участие граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности
  • 170.010.010.000.000 - Преступления и уголовная ответственность