Закон Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Справка

Полное название Закон Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Дата подписания 1998-03-17
Номер 15-ЗС
Источники официального опубликования
  • Сборник законодательства Алтайского края от 1998 г., № 23
  • Алтайская правда от 27.3.1998 г., № 67
Статус действия Действует с изменениями
Ключевые слова аварийно-спасательный, защита, население, природный, ситуация, спасатель, территория, техногенный, характер, чрезвычайный

Текст

ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (В редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС;

от 08.05.2007 г. № 43-ЗС; от 06.04.2009 г. № 24-ЗС;

от 10.11.2009 г. № 88-ЗС; от 09.03.2011 г. № 31-ЗС;

от 10.05.2011 г. № 47-ЗС; от 05.07.2012 г. № 50-ЗС;

от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 08.04.2013 г. № 15-ЗС;

от 04.09.2013 г. № 51-ЗС; от 06.02.2014 г. № 8-ЗС;

от 05.09.2014 г. № 66-ЗС; от 03.04.2015 № 28-ЗС;

от 02.06.2015 № 46-ЗС;

от 04.05.2016 № 26-ЗС;

от 02.03.2017 г. № 15-ЗС; от 04.12.2019 г. № 107-ЗС;

от 04.06.2020 г. № 37-ЗС; от 04.09.2020 г. № 54-ЗС;

от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе защиты на территории Алтайского края (далее - край в соответствующем падеже) населения, объектов социального и производственного назначения, всего земельного, водного, воздушного пространства, окружающей среды и целом (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). (В редакции Законов Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС;

от 06.04.2009 г. № 24-ЗС) Действие настоящего Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации всех организационно-правовых форм (далее - организации в соответствующем падеже) и граждан.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.(Абзац в редакции Законов Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (В редакции Закона Алтайского края от 06.04.2009 г. № 24-ЗС) Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные формирования - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения; (В редакции Законов Алтайского края от 06.04.2009 г. № 24-ЗС; от 05.05.2021 г. № 42-ЗС) Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.(Часть дополнена – Закон Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС) Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г.

№ 50-ЗС) Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС) Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

(Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г.

№ 51-ЗС) Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. (Дополнен – Закон Алтайского края от 04.09.2013 г.

№ 51-ЗС) Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций. (Дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(Дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) Критически важный объект – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. (Дополнен – Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(Дополнен - Закон Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Дополнен – Закон Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС) Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций – это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Часть дополнена - Закон Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ними федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов края в этой области.

Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются:

определение полномочий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, обязанностей организаций, прав и обязанностей граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; материальная, социально-правовая, физическая защита населения при чрезвычайных ситуациях и от их последствий;

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; (В редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

обеспечение целевого использования материальных и финансовых средств из федеральных, краевых и местных источников, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, развитие материально-технической базы системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения (Наименование в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) Границы зон чрезвычайных ситуаций на территориях, где они произошли определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций исходя из классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с Правительством Алтайского края и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации. (Абзац в редакции Законов Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС;

от 04.05.2016 № 26-ЗС) Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами Правительством Алтайского края по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

(Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС) Статья 5. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения:

о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, причинах и их последствиях;

об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ходе и результатах работ по их локализации и ликвидации;

о планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

о состоянии потенциально опасных в отношении возникновения чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, соответственно об их радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности;

о наличии, укомплектованности, оснащенности, использовании сил и средств, направленных и привлеченных к проведению спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;

о наличии, состоянии и использовании финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти края, органы местного самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, о состоянии защиты, принятых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. (В редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС) Абзац (Утратил силу - Закон Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края. (В редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС;

от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 6. Полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания (В редакции Закона Алтайского края от 06.04.2009 г. № 24-ЗС) Алтайское краевое Законодательное Собрание: (В редакции Закона Алтайского края от 06.04.2009 г. № 24-ЗС) принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

абзац; (Утратил силу - Закон Алтайского края от 10.11.2009 г. № 88-ЗС) проводит депутатские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

(Статья в редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) Статья 6-1. Полномочия Губернатора Алтайского края (Статья дополнена - Закон Алтайского края от 04.09.2020 г. № 54-ЗС) Губернатор Алтайского края:

устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном частью 8 статьи 10-1 настоящего Закона;

является председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края;

определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации;

принимает дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 7. Полномочия Правительства Алтайского края (Наименование в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) (Статья в редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) 1. Правительство Алтайского края: (В редакции Закона Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) разрабатывает и реализует законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, утверждает государственные программы Алтайского края в области защиты населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций; (В редакции Законов Алтайского края от 10.11.2009 г. № 88-ЗС;

от 02.03.2017 г. № 15-ЗС) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;

осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; (Дополнен – Закон Алтайского края от 09.03.2011 г. № 31-ЗС) принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (В редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) Абзац; (Утратил силу - Закон Алтайского края от 04.09.2020 г. № 54-ЗС) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие; (Дополнен - Закон Алтайского края от 08.04.2013 г. № 15-ЗС) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном частью 3 статьи 10-1 настоящего Закона.

(Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС) создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (Дополнен – Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) утверждает положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС; в редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Алтайского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов; (Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) разрабатывает и утверждает планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края; (Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) устанавливает порядок организации и обеспечивает осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; (Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». (Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) 2. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», правила поведения, устанавливаемые Правительством Алтайского края в соответствии с абзацами двадцать первым и двадцать вторым части 1 настоящей статьи, не могут им противоречить. (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья в редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

(В редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;

при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Алтайского края;

содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения от чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;(Абзац дополнен - Закон Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном частью 8 статьи 10-1 настоящего Закона. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС; в редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; (Дополнен - Закон Алтайского края от 08.04.2013 г. № 15-ЗС) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований; (В редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) Статья 9. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Организации обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 06.02.2014 г. № 8-ЗС) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

(Часть в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС) Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.07.2012 г. № 50-ЗС;

в редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 10. Алтайская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Статья в редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) 1. Алтайская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Положение об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждает Правительство Алтайского края.

2. Руководство защитой населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций осуществляет Губернатор Алтайского края, который несет персональную ответственность за организацию системы защиты населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций.

3. Непосредственное руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях Алтайского края осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, главы которых несут персональную ответственность за организацию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 10-1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Статья в редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) 1. Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

а) на федеральном и межрегиональном уровнях – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (В редакции Закона Алтайского края от 05.05.2021 г. № 42-ЗС) б) на региональном уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края;

в) на муниципальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;

г) на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

2. Состав, цели и задачи, регламент деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края определяет Правительство Алтайского края.

3. Председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края является Губернатор Алтайского края.

4. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

а) на федеральном уровне – подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; (В редакции Закона Алтайского края от 04.09.2020 г. № 54-ЗС) б) на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне;

в) на региональном уровне – центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Алтайскому краю и организации (подразделения) органов исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

г) на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

д) на объектовом уровне – подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

6. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:

а) на федеральном уровне – подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Закона Алтайского края от 04.09.2020 г. № 54-ЗС) б) на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) на региональном уровне – центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

г) на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти Алтайского края.

7. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;

решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;

решением главы муниципального округа или решением главы городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа; (В редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) в) региональный уровень реагирования – решением Губернатора Алтайского края при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти Алтайского края, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; (В редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) г) федеральный уровень реагирования – решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. (В редакции Закона Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) 9. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований устанавливается особый уровень реагирования.

Статья 11. (Утратила силу - Закон Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) Статья 12. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крае Состав и структура сил постоянной готовности определяются Правительством Алтайского края, органами местного самоуправления, руководителями организаций и общественных объединений исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС) Правовая и социальная защита личного состава сил, привлекаемых и занятых предупреждением, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, их последствий и членов их семей устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством края, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 13. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций их последствий Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Их привлечение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел края при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Наименование в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами края. (В редакции Законов Алтайского края от 06.04.2009 г. № 24-ЗС;

от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) ГЛАВА IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 15. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их последствий Основными принципами защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций и их последствий являются:

заблаговременность мероприятий, проводимых по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

всесторонний учет экономических, природных, экологических и других особенностей края, его отдельных территорий и степени реальной опасности возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий при планировании и осуществлении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

направленность принимаемых по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мер на максимально возможное обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, сохранности его имущества, национального достояния, восполнения потерь от чрезвычайных ситуаций, максимального использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. (В редакции Закона Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) Статья 16. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях являются:

применение средств индивидуальной защиты;

укрытие населения в защитных сооружениях;

эвакуация (отселение) населения из опасных районов.

Порядок создания, хранения и освежения средств индивидуальной защиты населения, а также накопления, использования территориальных и объектовых защитных сооружений определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

Организация и порядок проведения эвакуационных мероприятий осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Абзац в редакции Законов Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС;

от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию руководителя, диспетчера потенциально опасного объекта или руководителя соответствующего органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

2. Основными способами защиты территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

предотвращение развития мелких аварий в чрезвычайную ситуацию;

ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, при необходимости - с привлечением сил и средств из федеральных и других источников.

ГЛАВА V. ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 17. Органы управления, ответственные за своевременное и достоверное оповещение населения Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается:

в случае возникновения чрезвычайной ситуаций локального характера - на администрацию организации;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера - на органы местного самоуправления;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) в случае возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера или регионального характера - на Правительство Алтайского края.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС;

от 04.05.2016 № 26-ЗС) Статья 18.Порядок задействования систем оповещения населения (Статья в редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) 1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Решение о задействовании региональной, муниципальных и локальных систем оповещения Алтайского края принимается соответственно Губернатором Алтайского края, руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций) и руководителями организаций, создающих и эксплуатирующих локальные системы оповещения.

Статья 19.Системы оповещения населения Алтайского края (Статья в редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) 1. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

2. Системы оповещения населения Алтайского края создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:

а) на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения (региональная система оповещения) Алтайского края;

б) на муниципальном уровне – муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения (далее – муниципальная система оповещения) Алтайского края;

в) на объектовом уровне – локальные системы оповещения.

3. Региональная система оповещения Алтайского края создается и поддерживается в состоянии готовности Правительством Алтайского края.

4. Муниципальные системы оповещения Алтайского края создаются и поддерживаются в состоянии готовности органами местного самоуправления Алтайского края.

5. Локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Статья 19.1.Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (Статья дополнена - Закон Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) 1. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.

2. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования РСЧС эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения организуют Правительство Алтайского края, органы местного самоуправления Алтайского края и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, соответственно.

ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ Статья 20. Аварийно-спасательная служба Аварийно-спасательная служба, как совокупность органов управления, сил и средств, решая задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, непосредственно организует и проводит аварийно-спасательные работы.

Организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, права, обязанности и ответственность спасателей определяются соответствующим федеральным законом и настоящим Законом.

Создание аварийно-спасательных служб края осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и края.

Статья 21.Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций (Статья в редакции Закона Алтайского края от 05.05.2021 г. № 42-ЗС) Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных Губернатором Алтайского края, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА VII. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 22. Подготовка населения края в области защиты от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС) Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил Алтайской территориальной подсистемы РСЧС для защиты от чрезвычайных ситуаций проводится в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 04.09.2013 г. № 51-ЗС;

от 04.05.2016 № 26-ЗС) Часть (Утратила силу - Закон Алтайского края от 05.05.2021 г. № 42-ЗС) Часть. (Утратила силу - Закон Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) Статья 23. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, организациями. (В редакции Закона Алтайского края от 05.09.2017 г. № 63-ЗС) Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. (В редакции Закона Алтайского края от 05.09.2017 г. № 63-ЗС) Правительство края, органы местного самоуправления, организации осуществляют целевое выделение средств на пропаганду из краевого, местных бюджетов, а также средств организаций. (В редакции Закона Алтайского края от 04.05.2016 № 26-ЗС) Статья 24. Участие общественных объединений в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Алтайской территориальной подсистемы РСЧС.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

ГЛАВА VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ И ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 25. Права граждан, проживающих и пребывающих на территории края, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших 1. Граждане, проживающие и пребывающие на территории края имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 03.04.2015 № 28-ЗС) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории края, и о мерах необходимой безопасности;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) обращаться лично, а также направлять в государственные органы Алтайского края и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 05.09.2014 г. № 66-ЗС) 2. Порядок и условия виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляемых гражданам, проживающим и пребывающим в крае, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством края. (В редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г.

№ 53-ЗС; от 26.12.2012 г. № 106-ЗС) 3. Органами государственной власти края, органами местного самоуправления, организациями могут быть предусмотрены дополнительные виды компенсаций и социальных гарантий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для граждан, проживающих и пребывающих в крае. (В редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) Статья 26. Обязанности граждан, проживающих и пребывающих на территории края, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане, проживающие и пребывающие на территории края, обязаны:

соблюдать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты края, нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований и правил техники безопасности, экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в том числе использовать средства индивидуальной защиты при получении инструкций (указаний) от руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; (В редакции Закона Алтайского края от 04.06.2020 г. № 37-ЗС) при необходимости и в пределах своих возможностей оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГЛАВА IX. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 27. Финансирование государственных программ Алтайского края (В редакции Закона Алтайского края от 02.03.2017 г. № 15-ЗС) Финансирование государственных программ Алтайского края по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. (В редакции Законов Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 02.03.2017 г. № 15-ЗС) Статья 28. (Исключена - Закон Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) Статья 29. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством Алтайского края;(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 10.05.2011 г. № 47-ЗС) муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.(Абзац в редакции Законов Алтайского края от 10.05.2011 г. № 47-ЗС; от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) 1.1. Правительство Алтайского края вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных Алтайским краем расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Дополнен - Закон Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) 2. Организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Алтайского края от 08.05.2007 г. № 43-ЗС) (Статья в редакции Закона Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС) Статья 30. Финансирование подготовки и обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Финансирование деятельности органов управления по делам ГО и ЧС края, связанной с обучением населения, подготовкой и проведением краевых учебно-методических сборов, командно-штабных и тактико-специальных учений, а также содержания и развития учебно-методической базы по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете края на указанные цели.

Финансирование деятельности городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС, связанной с обучением населения, тренировками и учениями, проводимыми органами местного самоуправления, а также содержание учебно-методической базы по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются за счет средств местных бюджетов. (В редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) Создание базы и проведение всех видов подготовки и обучения в организациях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, финансируются за счет данных организаций.

Компенсация за ущерб здоровью граждан, причиненный на учениях и тренировках, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (В редакции Закона Алтайского края от 04.12.2019 г. № 107-ЗС) 1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Указанные резервы создаются Правительством Алтайского края, органами местного самоуправления, а также организациями.

2. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Алтайского края, органами местного самоуправления, организациями.

Статья 32. Определение и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций Для определения объемов нанесенного чрезвычайными ситуациями материального ущерба, его стоимостного выражения территориям, организациям и гражданам органами местного самоуправления, руководителями организаций, их комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются специальные комиссии. (В редакции Законов Алтайского края от 12.07.2005 г. № 53-ЗС;

от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) На основании актов указанных комиссий органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, руководителями организаций с учетом выплат из страховых фондов и возмещения потерь за счет виновников создания чрезвычайной ситуации оперативно, но не более чем в месячный срок принимаются решения о компенсации ущерба, нанесенного чрезвычайной ситуацией пострадавшей территории, организации и гражданам из соответствующих резервных фондов.

Решение Правительства Алтайского края о возмещении из средств краевого бюджета ущерба территориям, организациям и гражданам, нанесенного стихийными бедствиями, принимается на основании документов, представляемых органами местного самоуправления и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края. (Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС) Правительством края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края представляется необходимая документация в Правительство Российской Федерации на возмещение ущерба от стихийных бедствий территориям, организациям, гражданам из федеральных источников.(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 26.12.2012 г. № 106-ЗС; от 04.05.2016 № 26-ЗС) Глава Х. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Наименование в редакции Закона Алтайского края от 02.06.2015 № 46-ЗС) Статья 33.Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности (Статья в редакции Закона Алтайского края от 05.05.2021 г. № 42-ЗС) Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 34.Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья в редакции Закона Алтайского края от 08.09.2021 г. № 87-ЗС) 1. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Алтайского края.

2. Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Алтайского края.

Статья 35. Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, других нормативных правовых актов края и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или ненадлежащем выполнении федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, других нормативных правовых актов края и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане, проживающие и пребывающие на территории края, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством края.

ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 36. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты края, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.

Глава администрации Алтайского края А.А.

Суриков г.

Барнаул 17 марта 1998 года № 15-ЗС

Отрасли

  • 020.010.050.000.000 - Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • 020.040.040.000.000 - Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 020.030.050.010, 070.070.020.040, 110.010.150)
  • 090.010.030.000.000 - Промышленная безопасность (см. 160.040.060)
  • 110.010.150.000.000 - Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (см. также 020.040.040)