Справка
Полное название |
Закон Приморского края от 01.11.1996 № 60-КЗ «Об охране памятников истории и культуры» |
Дата подписания |
1996-11-01 |
Номер |
60-КЗ |
Источники официального опубликования |
- Ведомости Думы Приморского края от 1996 г., № 33
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
использование, история, культура, охрана, памятники, подразделение, право, реставрация, структурный, учет, финансирование |
Текст
false false false false RU X-№O№E X-№O№E 1
/* Style Definitions */ table.Mso№ormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times №ew Roman","serif";}
Утратил силу - Закон Приморского края от 08.01.2004 № 98-КЗ ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Принят Думой Приморского края 26 июля 1996 года Повторно принят Думой Приморского края 2 октября 1996 года Настоящий Закон разработан в соответствии с подпунктом "д" пункта1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, Основамизаконодательства Российской Федерации о культуре, Законом РСФСР "Обохране и использовании памятников истории и культуры", УставомПриморского края и определяет принципы государственной политики вобласти охраны и использования памятников истории и культурыПриморского края. ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Приморского края об охране ииспользовании памятников 1. Законодательство Приморского края об охране и использованиипамятников истории и культуры (далее памятников) состоит из настоящегоЗакона и нормативных актов Приморского края, принимаемых всоответствии со статусом субъекта Российской Федерации. 2. Положения настоящего Закона действуют на всей территорииПриморского края по отношению ко всем государственным органам, органамместного самоуправления, юридическим и физическим лицам. 3. Настоящий Закон обладает исключительным преимуществом переддругими актами Приморского края во всех случаях его применения кпамятникам и объектам историко-культурного наследия, независимо отформ собственности, в которых они находятся. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Памятники - сооружения, памятные места и предметы, связанные систорическими событиями, развитием общества и государства,произведения материального и духовного творчества, представляющиеисторическую, научную, художественную или иную культурную ценность,вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности. 2. Объекты историко-культурного наследия - памятники, территориизон охраны памятников, территории историко-культурных заповедников иисторико-культурных заповедных мест. 3. Государственный список недвижимых памятников - переченьнедвижимых памятников, находящихся под охраной государства. 4. Список вновь выявленных недвижимых памятников - переченьнедвижимых объектов, предлагаемых специально уполномоченнымигосударственными органами охраны памятников для включения вгосударственный список недвижимых памятников. 5. Список учтенных культурных ценностей - перечень недвижимых идвижимых культурных ценностей, выявленных при обследовании объектовисторико-культурного наследия. 6. Зоны охраны недвижимого памятника - земельные и водныеучастки, как примыкающие к территории памятника, так и иные участки,необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранностии закрепленные в установленном законом порядке. 7. Земли историко-культурного назначения - земельные участки, накоторых и в которых расположены недвижимые памятники, включая ихохранные зоны, а также особо охраняемые территории. 8. Особо охраняемые территории - территории историко-культурныхзаповедников, заповедных мест, музеев под открытым небом и иныхгосударственных организаций хранения недвижимых памятников. 9. Исторический город, историческое поселение - города и иныепоселения в Приморском крае, обладающие выдающейсяисторико-архитектурной, ландшафтной и иной ценностью и включенные всписок исторических городов и исторических поселений. 10. Недвижимые объекты. Единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения, атакже четко локализуемые архитектурные ансамбли фортификационного,культового, жилого, общественного, административного, торгового,производственного, научного, учебного назначения, пещеры вместе с ихисторическими территориями и находящимися в них движимыми культурнымиценностями, земельные участки, содержащие археологические слои. Ансамбли - исторически или по единому замыслу сложившиесякомплексы недвижимых единичных памятников, исторические места,исторические ландшафты, обладающие универсальной ценностью сархеологической, архитектурной, исторической, эстетической илисоциально-культурной точек зрения, места музеефицированныхархеологических или палеонтологических раскопок, исторические городаили поселения, фрагменты исторических планировок, старинные городскиекварталы, деревни, архитектурные ансамбли, произведения ландшафтнойархитектуры, некрополи, произведения монументального искусства -скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументальнойживописи, комплексы монументально-декоративного искусства. Достопримечательности места - территории, имеющие универсальнуюценность как совместные творения природы и человека с точки зренияистории, эстетики, этнологии. Памятники истории - постройки с их исторически сложившимисятерриториями, кладбища, территории и ландшафты, связанные систорическими событиями, жизнью городов, выдающихся историческихличностей, ученых, деятелей искусств. Памятники археологии: объекты жилого назначения - культурные слои, постройки древнихгородов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища; объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри,святые места, культовые комплексы; объекты фортификационного назначения; погребальные комплексы - святилища, места совершения обрядов,курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи,мавзолеи; каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещернаяживопись, этнографические памятники; объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих,скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих иобрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений,гидротехнических устройств (пруды, каналы и другие), транспортныхартерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктураводных и водноволоковых путей. 11. Движимые объекты (памятники): предметы древности, такие как орудия труда, гончарные изделия,изделия их стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики, монеты,печати, драгоценности, оружие, предметы из погребений; элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию; этнологические материалы; исторические ценности, связанные с историей естественных наук итехники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов инациональных руководителей, мыслителей, ученых и деятелей искусства иважными историческими событиями; произведения живописи и графики на любой основе и из любыхматериалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленныеизделия, украшенные вручную; афиши и фотографии как виды оригинального творчества; оригинальные художественные подборки и монтаж из любыхматериалов, диорамы; произведения скульптуры из любых материалов; произведения декоративно-прикладного искусства из любыхматериалов, мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальныеинструменты; манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющиеособый интерес; предметы истории быта, ремесла, промышленного производства; предметы фалеристики, нумизматики (ордена, медали, монеты идругие) или филателии; архивные материалы, включая рукописи, документы, записи текстов,карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы,видео и аудиозаписи, а также машиночитаемые документы (компьютерныедискеты, перфоленты и т. д.). Памятниками могут являться также и иные не указанные в данномсписке объекты и комплексы объектов или их фрагменты. Статья 3. Правовое положение памятников 1. Памятники на территории Приморского края находятся под защитойи охраной государства, вне зависимости от форм собственности, вкоторых они находятся, характера использования, а также степени ихсохранности. 2. Вопросы, связанные с выявлением, государственным учетом,охраной и использованием памятников регулируются федеральнымзаконодательством и настоящим Законом, другими правовыми актами,принятыми органами государственной власти и органами местногосамоуправления Приморского края. Статья 4. Права и обязанности граждан Российской Федерации посохранению и использованию памятников на территории Приморского края 1. В соответствии с действующим федеральным законодательством инастоящим Законом гражданам Российской Федерации гарантируютсяследующие права: право на пользование объектами историко-культурного наследия; право на информацию в области историко-культурного наследия; право на защиту историко-культурного наследия. 2. Граждане Российской Федерации обязаны: сохранять памятники; не причинять ущерба памятникам, их территориям и зонам охраны; способствовать и не препятствовать органам охраны памятников иуполномоченным ими юридическим и физическим лицам в осуществлениидеятельности по охране памятников; представлять органам охраны памятников информацию, касающуюсяобъектов историко-культурного наследия. 3. Права и обязанности, указанные в настоящей статье,распространяются и на иностранных граждан, проживающих на территорииПриморского края, а также временно пребывающих на ней. ГЛАВА 2. Органы охраны памятников Приморского края Статья 5. Государственные органы охраны памятников Приморскогокрая 1. Государственными органами охраны памятников Приморского краяявляются управление культуры администрации Приморского края инаучно-производственный центр по охране и использованию памятниковистории и культуры Приморского края. 2. Научно-производственный центр по охране и использованиюпамятников истории и культуры Приморского края (далее - центр)является специально уполномоченным государственным органом охраныпамятников. Указания (предложения) органов охраны памятников в пределах ихполномочий, определенных действующим законодательством, обязательныдля всех подразделений администрации Приморского края и органовместного самоуправления, юридических и должностных лиц. Статья 6. Местные органы охраны памятников 1. Местными органами охраны памятников в Приморском крае являютсяуправления, отделы культуры органов местного самоуправленияПриморского края. 2. Полномочия местных органов охраны памятников: разработка, по согласованию с центром, и утверждение вустановленном порядке программ по обеспечению охраны памятников наподведомственной территории; контроль за состоянием, содержанием и использованием памятников; выявление памятников и внесение предложений по постановке их подохрану государства; контроль за соблюдением режима зон охраны памятников, земельисторико-культурного назначения; создание банка информации об историко-культурном наследииподведомственной территории; издательская деятельность по вопросам охраны памятников ипропаганды историко-культурного наследия. Статья 7. Основные функции структурных подразделений органовгосударственной власти и органов местного самоуправления Приморскогокрая в деле охраны памятников Подразделения органов государственной власти и органов местногосамоуправления Приморского края в целях обеспечения охраны памятниковосуществляют следующие основные функции: обеспечивают необходимое согласование социально-экономическойдеятельности с органами охраны памятников в пределах их компетенции; приостанавливают по предоставлению органа охраны памятниковдействия решений, которые противоречат законодательству об охранепамятников и настоящему Закону или наносят ущерб памятникам; представляют необходимую информацию, касающуюся охраныпамятников, государственным органам охраны памятников, а такжеобщественным организациям, уставом которых предусмотрены задачи поохране памятников, по их запросу. Статья 8. Организация государственного хранения и использованияпамятников 1. Государственное хранение и использование движимых памятниковосуществляется музеями, архивами, библиотеками и другимигосударственными организациями хранения памятников, действующими впорядке, определенном законодательством Российской Федерации омузейном, архивном, библиотечном деле, и настоящим Законом. 2. В целях обеспечения оптимального режима содержания ииспользования недвижимых памятников могут создаватьсяисторико-культурные заповедники, музеи или иные организации хранениянедвижимых памятников. 3. Организации хранения памятников Приморского края учреждаютсярешениями органов государственной власти Приморского края попредставлению органов охраны памятников. 4. Государственные организации хранения недвижимых памятниковдействуют в соответствии с уставами, утвержденными учредителями. 5. Изъятие и использование не по целевому назначению движимого инедвижимого имущества, в том числе территорий государственныхорганизаций хранения памятников, запрещается. Статья 9. Приморское отделение Всероссийского общества охраныпамятников истории и культуры Приморское отделение Всероссийского общества охраны памятниковистории и культуры в области охраны историко-культурного наследия натерритории Приморского края обладает следующими полномочиями: осуществление общественного контроля за сохранностью и правильнымиспользованием историко-культурно наследия; пропаганда памятников и всего комплекса историко-культурногонаследия; издательская деятельность по данным вопросам; подготовка и внесение на рассмотрение предложений по вопросамвыявления, учета, охраны и реставрации историко-культурного наследия. ГЛАВА 3. Государственный учет памятников Статья 10. Организация государственного учета памятников 1. Государственный учет памятников на территории Приморского краяосуществляет центр. 2. Под государственным учетом памятников понимается: выявление объектов историко-культурного наследия, определение ихценности; принятие общественно значимых объектов под охрану государства; составление учетных документов на памятники, их изучение,графическая фиксация и фотофиксация. 3. Государственный учет памятников, входящих в состав архивных,музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке,определяемом законодательством Российской Федерации об архивных,музейных, библиотечных и иных фондах. 4. Государственный учет недвижимых памятников является основойсистемы их государственной охраны и осуществляется на основаниисписков памятников. Списки недвижимых памятников подразделяются на: списки вновь выявленных памятников истории и культуры; государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. Статья 11. Выявление памятников с целью постановки их нагосударственный учет 1. Выявление, обследование, фиксацию объектовисторико-культурного наследия проводит центр или привлекаемые имспециализированные организации, творческие коллективы и специалисты. 2. Администрация Приморского края и органы местногосамоуправления Приморского края обязаны обеспечивать условия выявленияисторико-культурного наследия. 3. Организации и граждане обязаны содействовать органам охраныпамятников в выявлении историко-культурного наследия. 4. Центр организует проведение экспертизы обнаруженныхисторико-культурных объектов. Недвижимые историко-культурные объектыставятся на учет центром и вносятся в списки учтенных культурныхценностей. Статья 12. Списки недвижимых памятников 1. В списки вновь выявленных недвижимых памятников, предлагаемыхпод охрану государства, включаются объекты списков учтенных культурныхценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающимобщественно-значимой историко-культурной ценностью. Экспертиза вновь выявленных историко-культурных объектовпроводится центром с участием квалифицированных специалистов в областиградостроительства и архитектуры, монументального имонументально-декоративного искусства, истории и археологии. Статус вновь выявленного недвижимого памятника распространяетсяна объект до момента включения его в государственный список недвижимыхпамятников истории и культуры либо до принятия решения об исключенииего из списка вновь выявленных недвижимых памятников истории икультуры, предлагаемых под охрану государства. В этот период на вновьвыявленный памятник, в том числе объект градостроительства,распространяются все положения законодательства, касающиесягосударственного учета, охраны, реставрации, сохранения,использования, собственности и отчуждения принятых под охранугосударства недвижимых памятников Приморского края. 2. Списки вновь выявленных недвижимых памятников истории икультуры ведутся центром по видам памятников и поадминистративно-территориальному принципу. Центр ежегодно направляет списки вновь выявленных недвижимыхпамятников истории и культуры в органы исполнительной властиПриморского края для принятия решения об их использовании и в течениемесяца извещает собственников и пользователей о включении объектов вэти списки и о необходимости заключения охранных договоров(обязательств) в установленный срок. 3. Государственные списки недвижимых памятников истории икультуры формируются центром на основе списка вновь выявленныхнедвижимых памятников и включают в себя объекты историко-культурногонаследия, отнесенные решениями органов власти Приморского края кохраняемым государством памятникам. 4. Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаютсяпод охрану государства как памятники, не ранее 30 лет после ихсоздания или связанных с ними исторических событий. Недвижимыеединичные памятники подлежат постановке под охрану государства вместес их историческими территориями и находящимися в них движимымиисторико-культурными ценностями. 5. На памятниках, принятых под охрану государства краевымиорганами охраны памятников, устанавливаются охранные доски. Охранныедоски изготавливаются за счет пользователей (собственников) памятникови за счет средств органов местного самоуправления. ГЛАВА 4. Использование памятников Статья 13. Цели и порядок использования памятников Использование памятников допускается, если это не наносит ущербаих сохранности и культурной ценности при обеспечении общественнойдоступности. Статья 14. Использование памятников 1. Памятники могут находится в любой форме собственности,предусмотренной законодательством Российской Федерации. 2. Памятники, в том числе культовые, используются при условииобязательного заключения их пользователями охранных договоров(охранных обязательств) с центром. 3. Распоряжение памятниками осуществляется собственником либоуполномоченным им лицом по согласованию с центром. 4. За пользование памятниками взимается плата в размере, непревышающем установленных ставок арендной платы, что указывается вохранных обязательствах. 5. Конфессиональные организации и объединения освобождаются отплаты за использование культовых построек - памятников, используемыхпо прямому назначению и заключают договоры на пользование ими сГосударственным комитетом по управлению имуществом РоссийскойФедерации и комитетом по управлению имуществом Приморского края. Статья 15. Использование памятников, находящихся в частнойсобственности 1. Права собственников памятников ограничиваются установлениемрежима содержания и использования памятников в целях их сохранения иобеспечения общественной доступности, что фиксируется в двустороннихохранных договорах (охранных обязательствах) между будущимсобственником и центром. В случае отказа или уклонения собственника отзаключения охранного договора (обязательства), центр вправе обратитьсяв суд с иском о принуждении его к заключению охранного договора(обязательства). 2. Единичные памятники, находящиеся в общей собственности, и ихтерритории разделу не подлежат. Статья 16. Отчуждение памятников 1. Памятники могут отчуждаться в порядке и на условиях,определяемых действующим законодательством по согласованию с центром. 2. При продаже недвижимых памятников, находящихся в частнойсобственности, собственники памятников уведомляют об этом центр, атакже ставят в известность приобретателя о наличии охранного договораи об условиях использования памятника. 3. Из средств, поступающих в краевой бюджет от приватизациизданий - памятников, осуществляемой комитетом по управлению имуществомПриморского края, до пятидесяти процентов направляется на охранупамятников. Размер отчислений устанавливается при утверждении краевогобюджета на очередной финансовый год. Статья 17. Права и обязанности юридических и физических лиц, впользовании которых находятся памятники 1. Собственники и пользователи памятников имеют право: на компенсацию органами охраны памятников ущерба, возникшеговследствие открытого доступа, организации осмотра и иных форм ихиспользования в интересах государства, не предусмотренных в охранномдоговоре (охранном обязательстве), кроме случаев, когда ущерб нанесенвследствие проведения обследования технического состояния,консервационных, реставрационных, археологических работ, иныхмероприятий по технической защите памятника; пользователи памятников имеют право на возмещение затрат,произведенные на реставрацию арендуемых ими памятников, путем зачетабудущих платежей за пользование памятников, включая арендную плату. 2. Собственники или пользователи памятников обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрациипамятников, предусмотренные законодательными и нормативными правовымиактами Российской Федерации, Приморского края и настоящим Законом; выполнять указания и предписания органов охраны памятников; заключать охранные договоры и принимать охранные обязательства вустановленном порядке; содержать памятники в надлежащем состоянии, производить ихремонт, реставрацию, принимать в установленном порядке другие меры посохранению памятников; страховать памятники и связанные с ними произведения искусства всоответствии с описью культурных ценностей; своевременно уведомлять центр о своих намерениях по отчуждению,разделу, перемещению, ремонту, реставрации и иному изменению состоянияпринадлежащих или используемых ими памятников; заведомо уведомлять приобретателя, арендатора о наличии охранногодоговора и об условиях использования памятника; своевременно вносить плату за использование памятника в порядке,установленном охранным обязательствами; обеспечивать доступ представителей органов охраны памятников испециалистов к памятникам с целью осмотра и обследования, дляпроведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятийпо технической защите памятников; хранить и представлять органам охраны памятников документацию напринадлежащие или используемые ими памятники; при приобретении памятника принимать на себя обязательствапрежнего собственника. 3. В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчипамятника, а также в случае систематического невыполненияпользователями условий охранного договора (охранного обязательства)центр вправе в установленном действующим законодательством порядкерасторгнуть указанный договор и обязан принять меры к возмещениюпричиненного ущерба. При этом договор на использование памятникаподлежит расторжению. 4. При нарушении собственником охранного договора(обязательства), нанесении вреда памятнику или отказе собственникавключить его имущество в состав охраняемых государством памятников,заключении охранного договора или выдаче охранного обязательства центримеет право на возбуждение судебного иска об изъятии у собственникапамятника в установленном федеральным законодательством порядке. ГЛАВА 5. Специальные меры охраны памятников Статья 18. Обеспечение сохранности памятников при производствестроительных и других работ 1. Обеспечение сохранности памятников при производстве земляных,строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляется всоответствии с действующим федеральным законодательством. 2. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников припроизводстве земляных, строительных, мелиоративных, дорожных и другихработ осуществляется юридическими и физическими лицами, проводящимиэти работы, с привлечением специализированных научных инаучно-реставрационных организаций (или отдельных специалистов) и поднадзором органов охраны памятников либо уполномоченных ими органов,служб и их полномочных представителей. Указанные мероприятия включают: предварительное обследование участка; исследование и фиксацию выявленных памятников; передачу вещественных находок в музеи и другие государственныехранилища; археологические раскопки (при необходимости); реставрационные и иные работы, проводимые по указанию(предписанию) органов охраны памятников. 3. При проектировании и проведении всех видов земляных,строительных и других работ, финансирование археологических натурных идокументальных исследований, направленных на выявление памятников,археологических раскопок и других мероприятий, проводимых с цельюсохранения и выявления памятников на территориях, отводимых подстроительство, производится за счет юридических и физических лиц,выступающих заказчиками этих работ. Статья 19. Приостановление строительных и иных работ,представляющих опасность для памятников 1. Хозяйственная деятельность, в том числе производствостроительных, мелиоративных, дорожных, ремонтно-реставрационных идругих работ, в случае возникновения в процессе их проведения угрозыдля сохранности памятников, должна быть приостановлена, независимо отналичия предписания органов охраны памятников. 2. Юридические и физические лица в случае обнаружения припроизводстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работархеологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметьисторическую, научную, художественную или иную культурную ценность,обязаны немедленно сообщить об этом органу охраны памятников иприостановить дальнейшее проведение работ. 3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи работы должны бытьнемедленно приостановлены после получения предписания (запрещения)органов охраны памятников. Приостановленные работы могут бытьвозобновлены с разрешения органов охраны памятников после устранениявозникшей опасности или допущенного нарушения правил охраны ииспользования памятников. Статья 20. Охрана памятников археологии 1. Земельные участки в пределах территории памятников археологиии их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного пользования, еслионо может привести к разрушению памятника, не соответствуетустановленному режиму использования земель или является препятствиемдля проведения археологических работ. 2. Юридические и физические лица, получающие отводы земельныхучастков под хозяйственную деятельность, проектирование и производствостроительных, дорожных, мелиоративных и иных работ, сопровождающихсянарушением покровных отложений, на территориях с сохранившимсяприродным ландшафтом обязаны принимать меры по выявлению памятниковархеологии на отводимых территориях, а также согласовывать выборплощадки и проект с центром. 3. Осуществление работ, перечисленных в пункте 2 настоящейстатьи, на территориях с сохранившимся природным ландшафтом безсогласования с центром запрещается. ГЛАВА 6. Охрана городов, поселений и других территорий, имеющихпамятники Статья 21. Государственная охрана исторических городов ипоселений Под государственной охраной исторических городов и поселенийпонимается комплекс мер, обеспечивающий физическую сохранностьпамятников и историко-градостроительной среды (консервацию,реставрацию, регенерацию), непрерывность ее развития и неискажающую ееоблик адаптацию к условиям современной жизни, включая новоестроительство. 2. В исторических городах и поселениях охране подлежат всеградоформирующие и художественные ценности: памятники, планировка,застройка и ее приемы, композиция, природный и культурный ландшафт,культурный слой, соотношение между различными городскимипространствами (свободными, застроенными, озелененными),объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированноеградостроительное наследие, форма и вид зданий и сооружений,определяемые масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами,цветом и декоративными элементами, соотношением с природным исозданным человеком окружением, различные функции города,исторического места, приобретенные им в процессе развития. Статья 22. Порядок регулирования, проектирования и застройки натерриториях исторических городов, поселений и других территориях,имеющих памятники 1. Проектирование и застройка исторических городов и поселенийпроизводятся и регулируются на основе системы последовательных ивзаимосвязанных мероприятий, проводимых центром: историко-архитектурные и археологические исследования городов илипоселений, отдельных исторических территорий; составление на основе исследований историко-архитектурных опорныхпланов с обозначением расположения и оценкой всего фонда недвижимыхпамятников, с выявлением эволюции градостроительной структуры иоценкой градоформирующих ценностей; разработка проектов зон охраны отдельных памятников,градостроительных комплексов и ансамблей с установлением границ зонохраны и видов территорий с различными режимами их охраны ииспользования как одной из основ всех этапов градостроительногопроектирования. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраныпамятников истории и культуры разрабатываются в составеградостроительной документации, а также как самостоятельная стадияградостроительного проектирования на территориях исторических городови поселений и являются обязательными исходными материалами для планових развития и строительства, а также для принятия отдельныхградостроительных и хозяйственных решений. Статья 23. Согласование с органами охраны памятниковградостроительной документации для исторических городов (поселений) идругих территорий, имеющих памятники Градостроительная документация для исторических городов ипоселений, а также территорий, имеющих памятники, в зависимости от ихкатегории подлежит согласованию с федеральным органом охраныпамятников или центром. Органы исполнительной власти Приморского края и местногосамоуправления на территории Приморского края, ведающие вопросамиархитектуры и градостроительства, обязаны представлять на согласованиецентру генеральные планы, проекты планировки, застройки иреконструкции, проекты отдельных функциональных зон, предприятий,проекты защиты от природных и техногенных процессов, инженерныхсистем, дорог и другую градостроительную документацию, выполненную длягородов, поселений и территорий, имеющих памятники, а для историческихгородов и поселений - дополнительно федеральному органу охраныпамятников. Градостроительные концепции, проекты и нормативные акты,затрагивающие изменение облика исторических городов, выносятсяместными органами архитектуры и градостроительства на градосовет иобщественное обсуждение. В случае, если требования генерального плана и другойградостроительной документации противоречат действующемузаконодательству в области охраны и использовании памятников инастоящему Закону, эти требования являются недействительными иисполнению не подлежат. Статья 24. Земли историко-культурного назначения 1. Земли историко-культурного назначения включают в себятерритории недвижимых памятников и их охранные зоны, особо охраняемыетерритории (музеи, музеи - заповедники, историко-культурныезаповедники, историко-культурные заповедные территории, иныеорганизации памятников) и их охранные зоны. 2. Отнесение земельных участков к категории земельисторико-культурного назначения производится в порядке, установленномдействующим законодательством. 3. Земельные участки, отнесенные к категории земельисторико-культурного назначения, учитываются в органах охраныпамятников, в краевых и местных органах архитектуры иградостроительства, управления землепользованием, в государственномземельном кадастре. Статья 25. Определение границ земель историко-культурногоназначения 1. Границы земель историко-культурного назначения и зон охраныединичных и ансамблевых недвижимых памятников, а также режимы ихиспользования определяются центром в соответствии с действующимзаконодательством на основании проектных разработок иисторико-архитектурных опорных планов, согласуемых с центром, иутверждаются органами исполнительной власти Приморского края. 2. Границы особо охраняемых территорий, их зоны охраны и режимыих использования, в зависимости от категории памятников и статусаорганизации, утверждаются Правительством Российской Федерации илиорганами государственной власти Приморского края по представлениюфедеральных органов охраны памятников или центра. 3. До утверждения в установленном порядке проектов зон охраныпамятников центр устанавливает на этой территории временные зоныохраны памятников и режимы их использования. 4. На временные зоны охраны памятников распространяются всетребования режима охраны и использования, определенные действующимзаконодательством для зон охраны. Статья 26. Использование земель историко-культурного назначения 1. Целью режима использования земель историко-культурногоназначения является обеспечение сохранности расположенных на них или вних памятников. 2. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения невлечет за собой прекращения прав собственности на землю, правземлевладения и аренды. 3. Предоставление земельных участков в пределах зон охраныпамятников производится только по согласованию с органами охраныпамятников с обязательным включением требований режима ихиспользования в договор на использование участка. 4. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью иличастично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в использованиеспециально учрежденным государственным организациям храненияпамятников. 5. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд,противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность,не соответствующая установленному режиму, запрещается. Статья 27. Использование территорий единичных памятников Территории единичных памятников могут быть использованы только врежиме реставрации или регенерации. Новое строительство на этихтерриториях допускается только в целях обеспечения жизнедеятельностипамятника по согласованию с центром. Статья 28. Порядок проектирования и производства земляных,дорожных, строительных и других работ, градостроительной ихозяйственной деятельности в зонах охраны памятников 1. В пределах зон охраны памятников допускается производствомелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерныхи других работ, а также градостроительная или хозяйственнаядеятельность лишь в той степени, которая не может привести крадикальному изменению или разрушению памятников или их историческойсреды, нарушению их сохранности и целостности их зрительноговосприятия. 2. Проектирование, производство работ, хозяйственная,градостроительная, иная деятельность в зонах охраны памятниковосуществляется только по согласованию с центром. ГЛАВА 7. Ремонт и реставрация недвижимых памятников Статья 29. Контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ 1. Ремонт или реставрация памятников производится с разрешенияцентра и под его контролем. Заказчики ремонтно-реставрационных работобязаны заключить с центром договор на технадзор за реставрационнымиработами. 2. Ремонт и реставрация недвижимых памятников осуществляется всоответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемымифедеральным органом охраны памятников. Строительные нормы и правилаприменяются в реставрации только в случаях, не противоречащихинтересам охраны памятников. Статья 30. Мониторинг технического состояния недвижимыхпамятников Органы охраны памятников обязаны проводить не реже одного раза впять лет обследование технического состояния памятников для контроляза их состоянием и с целью разработки текущих и перспективных программи заданий по ремонту и реставрации для пользователей и собственниковпамятников. Статья 31. Производство ремонтно-реставрационных работ 1. Все виды работ по ремонту и реставрации недвижимых памятниковвыполняются на основании задания, выдаваемого центром. 2. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации длянедвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство иавторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до ихзавершения. 3. Согласование и разрешение на производстворемонтно-реставрационных работ на недвижимых памятниках выдается наосновании согласованной и утвержденной научно-проектной документации: для памятников федерального значения - федеральным органом охраныпамятников; для памятников местного (краевого) значения - центром. 4. Производители работ обязаны сдать выполненные работы центру. Статья 32. Лицензирование ремонтно-реставрационных работ напамятниках и аттестация специалистов 1. Все виды ремонтно-реставрационных работ на памятникахпроводятся юридическими и физическими лицами на основании аттестации исоответствующих лицензий. 2. Аттестация специалистов в области реставрации проводитсяфедеральным органом охраны памятников. 3. Лицензирование проводится органом исполнительной властиПриморского края, уполномоченным на ведение лицензионной деятельностипо заключению экспертной комиссии центра. 4. Лицензии не заменяют собой разрешений на производство работ,выдаваемых центром по конкретным памятникам. Статья 33. Ответственность за производство ремонтно -реставрационных работ на памятниках Юридические и физические лица, осуществляющие работы напамятниках в нарушение настоящего Закона, несут административную иуголовную ответственность в установленном действующимзаконодательством порядке. Статья 34. Ответственность за сохранность памятника в периодпроизводства ремонтно-реставрационных работ Исполнитель и заказчик ремонтно-реставрационных работ несутответственность за сохранность памятника на протяжении всего периодапроизводства работ. ГЛАВА 8. Финансирование государственной охраны памятников Статья 35. Источники финансирования Основными источниками финансирования деятельности погосударственной охране памятников являются средства федеральногобюджета Российской Федерации, бюджета Приморского края. Кроме того на эти цели направляются: средства бюджетов муниципальных образований Приморского края; плата за использование памятников; плата за размещение рекламы на памятниках; отчисления от деятельности специализированных организаций,учреждаемых органами охраны памятников; отчисления от доходов туристической деятельности; добровольные отчисления и пожертвования юридических и физическихлиц; средства от иных источников, не запрещенных законодательством. Средства, поступающие из этих источников, зачисляются на счетцентра. Статья 36. Порядок финансирования государственной охраныпамятников Средства, поступающие на счет центра, расходуются на программы имероприятия по охране, учету, пропаганде, реставрации, консервации,ремонту и использованию памятников, содержание центра и развитие егоинфраструктуры. Статья 37. Финансирование ремонтно-реставрационных иконсервационных работ на памятниках Собственники и пользователи памятников обязаны в установленномзаконодательством порядке содержать, ремонтировать, реставрироватьпамятники за свой счет. Статья 38. Финансирование исследовательских и проектных работ поопределению зон охраны памятников и земель историко-культурногоназначения Финансирование исследовательских и проектных работ по определениюзон охраны памятников и земель историко-культурного назначенияосуществляется за счет средств краевого бюджета и средств бюджетовмуниципальных образований Приморского края. ГЛАВА 9. Ответственность за нарушение законодательства об охранепамятников Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства обохране памятников Лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников,несут ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и настоящим Законом. Статья 40. Возмещение ущерба, причиненного нарушениемзаконодательства об охране памятников Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам, зонамохраны памятников, обязаны восстановить памятники, зоны охраныпамятников, а при невозможности этого - возместить убыткисобственникам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стоимость ущерба, нанесенного памятнику или его зоне охраныопределяется решением экспертной комиссии и равняется стоимостивосстановительных работ. Работу комиссии организует центр. Восстановление памятников осуществляется с соблюдениемустановленного порядка производства всех видов работ за счет лиц,причинивших ущерб памятнику. Незаконно построенные на землях историко-культурного назначенияздания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика работ. Статья 41. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Губернатор края Е.Наздратенко Владивосток1 ноября 1996 года№ 60-КЗ
Отрасли
- 130.030.040.000.000 - Охрана и использование памятников истории и культуры