Областной закон Архангельской области от 20.12.1995 № 27-19-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления»

Справка

Полное название Областной закон Архангельской области от 20.12.1995 № 27-19-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления»
Дата подписания 1995-12-20
Номер 27-19-ОЗ
Источники официального опубликования
  • Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов от 4.1.1996 г., № 10
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова выборы, самоуправление

Текст

А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я О Б Л А С Т Ь ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Областной закон Архангельской области от 24.02.2000 г. № 179-27-ОЗ О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (В редакции Областных законов Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ; от 27.10.99 г. № 166-25-ОЗ) Глава I Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов выборных органов местногосамоуправления 1. К выборным органам местного самоуправления муниципальныхобразований относятся: - представительные органы (Собрание депутатов); - главы муниципальных образований. 2. Депутаты представительных органов местного самоуправленияизбираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательногоправа при тайном голосовании, сроком до 4 лет в соответствии суставом муниципального образования, на альтернативной основе. 3. Главы муниципальных образований избираются в соответствиисо статьями 49, 50 настоящего закона. 4. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях иголосуют "за" или "против" кандидата в депутаты выборных органовместного самоуправления непосредственно. Контроль заволеизъявлением избирателей запрещается. Статья 2. Законодательство о выборах в органы местногосамоуправления Выборы в органы местного самоуправления проводятся всоответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральнымизаконами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РоссийскойФедерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации", Уставом области, областным законом "О местномсамоуправлении в Архангельской области", настоящим законом и уставоммуниципального образования. ( Статья в редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 3. Избирательные права граждан Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18лет и проживающий на соответствующей территории, вправе приниматьучастие в выборах выборных органов местного самоуправления. Депутатом представительного органа местного самоуправления можетбыть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов18-летнего возраста и проживающий как правило на соответствующейтерритории. (В редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Главой местного самоуправления муниципального образования можетбыть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов21-летнего возраста, проживающий как правило на соответствующейтерритории не менее 1 года. (В редакции Областного законаАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Не имеют права избирать и быть избранными граждане,признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся вместах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Назначение выборов Дата проведения выборов в органы местного самоуправленияназначается соответствующим представительным органом местногосамоуправления не позднее чем за 3 месяца до дня выборов. (В редакцииОбластного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Статья 5. Право выдвижения кандидатов в выборные органыместного самоуправления Кандидаты в выборные органы местного самоуправлениявыдвигаются избирательными объединениями, избирательными блоками,группами избирателей, допускается самовыдвижение. Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями Подготовка, проведение выборов в в органы местногосамоуправления, контроль за соблюдением избирательных прав гражданвозлагаются на избирательные комиссии. (В редакции Областного законаАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Избирательные комиссии в пределах своей компетенциинезависимы от государственных органов, органов местногосамоуправления, общественных и иных органов и организаций. Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией ипроведением выборов в в органы местного самоуправления,осуществляется за счет соответствующих (городских, районных)бюджетов. (В редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Статья 8. Право на предвыборную агитацию Органы местного самоуправления обеспечивают гражданамРоссийской Федерации, общественным объединениям и блокам свободноепроведение предвыборной агитации. Граждане Российской Федерации, общественные объединениявправе в любых допускаемых законом формах и законными методамивести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты иликандидатов на должность главы местного самоуправления. Статья 9. Гласность при проведении выборов Подготовка и проведение выборов в органы местногосамоуправления осуществляются открыто и гласно. (В редакцииОбластного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Глава II Избирательные округа и избирательные участки Статья 10. Образование избирательных округов Для проведения выборов в выборные органы местногосамоуправления образуются избирательные округа. Количествоизбирательных округов определяется уставом о местномсамоуправлении. Выборы могут проводиться по одномандатным,многомандатным и единому избирательному округам. Избирательные округа образуются соответствующей (сельской,поселковой, районной, городской) избирательной комиссией наосновании представляемых местной администрацией данных очисленности избирателей, проживающих на данной территории. Границы избирательных округов и число избирателей в каждомизбирательном округе утверждаются соответствующим представительныморганом местного самоуправления за 60 дней со дня выборов. Избирательный округ составляет единую территорию: недопускается создание избирательного округа из не граничащих междусобой территорий. Допустимое отклонение количества избирателей в одномандатныхизбирательных округах от средней нормы представительства не должнопревышать в городах областного (районного) значения 10%, на остальнойтерритории (в труднодоступных местностях) - 15%.Данное требование неприменяется при выборах в представительный орган местногосамоуправления в случае, если Уставом муниципального образованияустанавливается обязательность образования не менее одногоизбирательного округа на территории каждого сельсовета. (Дополнен -Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Списки избирательных округов с указанием их границ,численности избирателей публикуются территориальнымиизбирательными комиссиями не позднее чем за 60 дней до днявыборов. Статья 11. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей привыборах выборных органов местного самоуправления образуютсяизбирательные участки. Избирательные участки образуются главой районной, городскойадминистрации по согласованию с территориальной (районной,городской) избирательной комиссией из расчета не более 3000избирателей на каждый избирательный участок не позднее чем за 45дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границизбирательных округов, а также границадминистративно-территориальных образований. В местах временного пребывания избирателей (больницы,санатории, дома отдыха и т.д.), в труднодоступных и отдаленныхрайонах области, на морских и речных судах могут образовыватьсяизбирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях непозднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят визбирательные округа соответственно по месту их расположения илипо решению избирательной комиссии области. (В редакции Областногозакона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Военнослужащие, проживающие на территории соответствующихгородов, районов голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательныхучастков в воинских частях, расположенных в обособленных,удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаяхизбирательные участки образуются командирами воинских частей порешению территориальной избирательной комиссии. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресовучастковых избирательных комиссий публикуются территориальнойизбирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 днейдо дня выборов. Глава III Списки избирателей Статья 12. Списки избирателей и порядок их составления Списки избирателей составляются участковыми избирательнымикомиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основаниисведений, представляемых по установленной форме главами местнойадминистрации. Периодическое уточнение списков зарегистрированныхизбирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого годаосуществляется главами местной администрации. Соответствующиесведения об избирателях направляются главами местной администрациив участковые избирательные комиссии сразу после назначения днявыборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме,утверждаемой соответствующей территориальной избирательной комиссией,и подписываются председателем и секретарем участковой избирательнойкомиссии. (В редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке(по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресовизбирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, годрождения, место проживания (адрес) избирателя. В отношенииграждан, которым на день голосования исполняется 18 лет,дополнительно указывается день и месяц рождения. Список избирателей-военнослужащих, членов семейвоеннослужащих и других избирателей, проживающих в воинскихчастях, составляется на основании сведений, представляемыхкомандиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются всписок избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным насудах, находящихся в день проведения голосования в плавании,составляются на основе данных, представляемых капитанами судов.Спискиизбирателей в санаториях, профилакториях, больницах и в других местахих временного пребывания составляются на основании данных,представляемых руководителями указанных учреждений (В редакцииОбластного закона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Один экземпляр списков избирателей остается в участковойизбирательной комиссии, а второй экземпляр передается всоответствующую территориальную избирательную комиссию не позднеечем за 16 дней до дня выборов. Статья 13. Порядок внесения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане РоссийскойФедерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие правоизбирать выборные органы местного самоуправления. Основанием для включения граждан Российской Федерации всписок избирателей на конкретном избирательном участке являетсяего проживание на территории этого избирательного участка. Избиратель может быть включен в список избирателей только наодном избирательном участке. Студенты, аспиранты и курсанты дневной формы обучения,проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по местунахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участкапосле представления списка избирателей для всеобщего ознакомления,а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные всписок, включаются участковой избирательной комиссией вдополнительный список на основании документов, удостоверяющихличность и подтверждающих их место жительства на территорииданного избирательного участка. Статья 14. Ознакомление избирателей со списком избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомленияне позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающийизбирательным правом, вправе заявить в участковую избирательнуюкомиссию о не включении его в список избирателей, а также о любойошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязанапроверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителюписьменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано ввышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны втрехдневный срок, а в день выборов немедленно, рассмотреть жалобу. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей посленачала подсчета голосов запрещается. Глава IV Избирательные комиссии Статья 15. Виды избирательных комиссий Для организации и проведения выборов в органы местногосамоуправления образуются избирательные комиссии: - территориальные(городские, районные и другие) избирательные комиссии; - окружные (поизбирательным округам) избирательные комиссии; - участковыеизбирательные комиссии. (В редакции Областного закона Архангельскойобласти от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) В сельсоветах, поселках, городах, районах окружныеизбирательные комиссии могут не образовываться, их функции в этомслучае исполняют территориальные (городские, районные и другие)избирательные комиссии. Статья 16. Порядок формирования территориальных (районных,городских и других) избирательных комиссий Территориальные (районные, городские и другие) избирательныекомиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов всоставе 5-11 членов комиссий с правом решающего голоса. Составтерриториальной избирательной комиссии назначается выборныморганом местного самоуправления. В случае, если выборный орган местного самоуправления неназначил состав территориальной избирательной комиссии в срок,установленный частью первой настоящей статьи, либо если на даннойтерритории выборный орган местного самоуправления отсутствует,формирование территориальной избирательной комиссии района(города) производится избирательной комиссией Архангельскойобласти, города районного значения, поселка, сельсовета -соответствующей городской районной избирательной комиссией в срокне более пяти дней. При определении кандидатур в состав территориальнойизбирательной комиссии учитываются предложения общественныхобъединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы,жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарьтерриториальной избирательной комиссии избираются тайнымголосованием на ее первом заседании из числа членов избирательнойкомиссии Статья 17. Порядок формирования окружных избирательныхкомиссий Окружные избирательные комиссии формируются соответствующимвыборным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 днейдо дня выборов в составе 5-13 членов комиссий с правом решающегоголоса. В случае, если выборный орган местного самоуправления неназначил состав окружной избирательной комиссии в срок,установленный частью первой настоящей статьи, либо если на даннойтерритории выборный орган местного самоуправления отсутствует,формирование окружной избирательной комиссии производитсясоответствующей территориальной избирательной комиссией в срок неболее пяти дней. При определении кандидатур в состав окружной избирательнойкомиссии учитываются предложения общественных объединений,собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружнойизбирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первомзаседании из числа членов избирательной комиссии. Статья 18. Порядок формирования участковых избирательныхкомиссий Участковые избирательные комиссии формируютсясоответствующими выборными органами местного самоуправления непозднее чем за 45 дней до дня выборов в составе 5-13 членовкомиссий с правом решающего голоса. В случае, если выборный орган местного самоуправления неназначил состав участковой избирательной комиссии в срок,установленный частью первой настоящей статьи, либо, если на даннойтерритории выборный орган местного самоуправления отсутствует,формирование участковой избирательной комиссии производитсясоответствующей районной, городской территориальной комиссией всрок не более пяти дней. При определении кандидатур в состав участковых избирательныхкомиссий учитываются предложения общественных объединений,собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковойизбирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первомзаседании из числа членов избирательной комиссии. Статья 19. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательных комиссий с правом решающего голосаобязаны присутствовать на всех заседаниях комиссий. Кандидаты, выдвинутые непосредственно избирателями, каждоеизбирательное объединений, избирательный блок, зарегистрировавшиесвоего кандидата, вправе назначить по одному члену втерриториальную, окружную и участковые избирательные комиссии справом совещательного голоса. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, атакже лица, находящиеся у них в непосредственной подчиненности. Члены избирательной комиссии вправе: - выступать на заседаниях избирательной комиссии, вноситьпредложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующейизбирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования; - задавать участникам заседания вопросы в соответствии сповесткой дня, получать на них ответы по существу; - знакомиться с любыми документами и материаламисоответствующей избирательной комиссии; - получать денежную компенсацию за счет средств, выделенных напроведение выборов, если они освобождены на время проведения выборовот основной работы.Положение настоящего пункта не распространяется начленов избирательной комиссии с правом совещательного голоса(Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. №35-21-ОЗ) Члены избирательной комиссии, освобожденные на времяпроведения выборов от основной работы, не могут в это время поинициативе администрации (работодателя) быть уволенными с работыили без их согласия переведены на другую работу. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правомсовещательного голоса устанавливается в соответствии с действующимзаконодательством. Статья 20. Полномочия территориальной (районной, городской идругих) избирательной комиссии Территориальная (районная, городская и другая) избирательнаякомиссия: - осуществляет содействие и координацию деятельностиизбирательных комиссий на соответствующей территории; - обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов ворганы местного самоуправления; - обеспечивает контроль за соблюдением избирательных правграждан на подведомственной территории; - утверждает состав окружных избирательных комиссий; - при отсутствии окружных избирательных комиссий осуществляетих функции; - осуществляет контроль за соблюдением законности приподготовке и проведении выборов; - дает разъяснения о порядке применения настоящего областногозакона и обеспечивает его единообразное применение; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия ввыборах всех кандидатов; - утверждает форму избирательных бюллетеней, другихизбирательных документов; - обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней, другихизбирательных документов и доставку участковым избирательнымкомиссиям; - распределяет выделенные средства между окружными и участковымиизбирательными комиссиями, кандидатами и на другие мероприятия; (Вредакции Областного закона Архангельской области от 06.03.96 г. №35-21-ОЗ) - рассматривает вопросы материально-технического обеспеченияподготовки и проведения выборов; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия(бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и по другимвопросам подготовки и проведения выборов; (В редакции Областногозакона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - устанавливает общие итоги выборов в выборные органыместного самоуправления на соответствующей территории и передаетпротоколы в соответствующие органы местного самоуправления; - публикует результаты выборов в средствах массовойинформации; - организует повторное голосование и повторные выборы; - организует подготовку и проведение выборов вместо выбывшихчленов органов местного самоуправления; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящимобластным законом. Территориальные избирательные комиссии действуют до окончанияданной избирательной кампании. Статья 21. Полномочия окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия: - осуществляет организацию и контроль за подготовкой ипроведением выборов в органы местного самоуправления; - содействует работе участковых избирательных комиссий; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия ввыборах всех кандидатов; - проводит регистрацию выдвинутых кандидатов, доверенных лицкандидатов; - выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверенияустановленного образца; - утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательномуокругу; - оказывает организационно-техническую помощь участковымизбирательным комиссиям в проведении голосования на избирательныхучастках; - организует досрочное голосование в помещении комиссии; - устанавливает итоги голосования по округу и передаетпротоколы об итогах голосования в территориальную избирательнуюкомиссию; - устанавливает лиц, избранных в органы местногосамоуправления, выдает им удостоверения об избрании; - контролирует расходование денежных средств, выделенных напроведение выборов; - рассматривает заявления и жалобы на действия (бездействие)участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; - осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящимзаконом. Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: - оповещает население о месте нахождения участковойизбирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборови месте голосования; - составляет списки избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,рассматривает заявления об ошибках и неточностях в спискеизбирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующихизменений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования,избирательных ящиков и другого оборудования; - организует на участке голосования в день выборов, а такжедосрочное голосование; - производит подсчет голосов, определяет результатыголосования на избирательном участке; - рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки иорганизации голосования и принимает по ним решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящимобластным законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаютсяпосле опубликования общих итогов выборов. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно иоткрыто. На заседаниях избирательных комиссий вправеприсутствовать кандидаты и их доверенные лица, представителиобщественных объединений и средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведенияизбирателей, публикуются в печати и передаются в другие средствамассовой информации. Статья 24. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссийосуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательнойкомиссии является правомочным, если на нем присутствуетбольшинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах еекомпетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о выборах председателя,заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, орегистрации кандидатов, отмене регистрации кандидата, обустановлении результатов голосования, о признании выборовнесостоявшимся или недействительными, по вопросам финансовогообеспечения подготовки и проведения выборов принимаются назаседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членовкомиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссийпо иным вопросам принимаются простым большинством голосовприсутствующих членов избирательной комиссии. Решения избирательной комиссии подписываются председателем исекретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,принятым избирательной комиссией вправе в письменной формевысказать особое мнение, которое должно быть доведенопредседателем комиссии до сведения вышестоящей избирательнойкомиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либопринятое избирательной комиссией с превышением установленныхполномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссиейили судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятсяпредседателем или по его поручению заместителем председателякомиссии. Заседание проводится также по требованию не менее однойтрети членов комиссии. По решению территориальной избирательной комиссии в пределахвыделенных средств председатель и отдельные члены территориальнойизбирательной комиссии могут работать в комиссии в периодорганизации и проведения выборов с отрывом от основной работы. По решению окружной, участковой избирательной комиссии, впределах выделенных средств, председатель или отдельные членыизбирательной комиссии могут работать в комиссии в периодорганизации и проведения выборов с отрывом от основной работы. (Вредакции Областного закона Архангельской областиот 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Оплата работы освобожденных членов комиссий производится впределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержаниеизбирательной комиссии. Статья 25. Содействие деятельности избирательных комиссий Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаныоказывать избирательным комиссиям содействие в реализации ихполномочий, в частности, предоставлять помещения, транспорт,средства связи, техническое оборудование, возможность дляразмещения печатной информации избирательных комиссий, а такженеобходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы наобращения избирательных комиссий не позднее чем в пятидневныйсрок. Статья 26. Обжалование решений и действий избирательныхкомиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий иих должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могутбыть обжалованы любым избирателем, избирательным объединением,общественным объединением в вышестоящую комиссию или в суд.Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.Комиссия обязана без голосования исполнить решение суда.Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии неявляется обязательным условием для обращения в суд. Решения пожалобам, поступившим в ходе подготовки выборов, принимаются впятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в деньвыборов - немедленно. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принятьсамостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив приэтом решение нижестоящей комиссии. Глава V Выдвижение и регистрация кандидатов Статья 27. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов в выборные органы местногосамоуправления принадлежит избирательным объединениям, блокам инепосредственно избирателям. Допускается самовыдвижение. Избирательное объединение - местное общественное объединение,местная организация, отделение, филиал общероссийского,межрегионального или регионального общественного объединения, уставкоторого предусматривает участие в выборах посредством выдвижениякандидатов. Общественное объединение должно быть зарегистрировано вустановленном законом порядке не позднее чем за шесть месяцев дообъявления выборов. (В редакции Областного закона Архангельскойобласти от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Избирательные блоки образуются двумя и более общественнымиобъединениями, каждое из которых является избирательным всоответствии с частью 2 настоящей статьи. (Дополнен - Областной законАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Статья 28. Выдвижение кандидатов избирательнымиобъединениями, блоками Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединенийпринимаются на конференциях, собраниях избирательных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединенияпредставляют в окружную избирательную комиссию протокол с решениемсобрания (конференции) общественного объединения о выдвижениикандидата в депутаты. В решении о выдвижении кандидата указываютсяего фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемаядолжность (род занятий) и место жительства. Одновременно с этимидокументами представляются: копия свидетельства о регистрацииобщественного объединения (местной организации, отделения, филиалаобщероссийского, межрегионального или регионального общественногообъединения) управлением юстиции администрации Архангельской области,копия зарегистрированного устава (копия устава общероссийского,межрегионального или регионального) общественного объединения, составуполномоченных представителей избирательного объединения с указаниемфамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого изуполномоченных избирательного объединения. (Дополнен - Областнойзакон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Избирательные блоки регистрируются соответствующей окружнойизбирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чемчерез пять дней после представления в соответствующую окружнуюизбирательную комиссию протоколов общественных объединений срешениями о вхождении в избирательных блок и совместного решенияобщественных объединений, подписанного уполномоченнымипредставителями этих общественных объединений, о созданииизбирательного блока. Выдвижение кандидатов от избирательного блока производится наконференции представителей общественных объединений, входящих визбирательный блок. Входящие в избирательный блок общественныеобъединения не могут на тех же выборах входить в иныеизбирательные блоки и выступать в качестве самостоятельныхобщественных объединений. Уполномоченные представители избирательного блока одновременно сдокументами, указанными в части второй настоящей статьи, представляютв окружную избирательную комиссию протоколы собрания (конференции)общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блоки совместное решение данных общественных объединений о созданииизбирательного блока, подписанное уполномоченными представителямиэтих общественных объединений. (Дополнен - Областной законАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединенийи блоков принимаются тайным голосованием. Статья 29. Выдвижение кандидатов непосредственноизбирателями. Заявление о выдвижении кандидатом в выборные органы местногосамоуправления может быть подано в окружную избирательную комиссиюот имени группы избирателей (2 и более человек), проживающих вданном избирательном округе. В этом случае в заявлении должнысодержаться сведения об уполномоченном представителе группыизбирателей и фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемаядолжность, место жительства кандидата. Часть.(Исключена-Областной закон Архангельской области от06.03.96 г.№ 35-21-03) (Статья в редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидатов В поддержку кандидатов должно быть собрано не менее 1%подписей избирателей округа, но не менее 20 подписей избирателейизбирательного округа, по которому осуществляется выдвижениекандидата. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной вприложении к настоящему закону. В каждом подписном листеуказываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы изанимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата иномер избирательного округа, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указываетполностью свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, почтовый адрес,серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной листудостоверяется подписью лица, собиравшего подписи, с указаниемполностью своей фамилии, имени, отчества, почтового адреса местажительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, икандидатом. Сбор подписей начинается с момента официальногоопубликования избирательных округов.Избиратель вправе поставитьподпись в поддержку кандидата от различных избирательных объединений,блоков, инициативных групп избирателей, но только один раз вподдержку одного и того же кандидата. (Дополнен - Областной законАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Период для выдвижения кандидата и сбора подписей должен бытьне менее 30 дней. Сбор подписей заканчивается за 35 дней до днявыборов. Статья 31. Регистрация кандидатов Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатомтолько по одному избирательному округу. Кандидат, избирательное объединение, блок, уполномоченныйпредставитель группы избирателей вносят в соответствующую окружнуюизбирательную комиссию не позднее за 35 дней до дня выборовподписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироватьсяпо данному избирательному округу. Подписные листы представляются в избирательные комиссии всброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемкеизбирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатьюизбирательной комиссии и затем выдает уполномоченномупредставителю или кандидату письменно подтверждение о принятииподписных листов. Избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятиядокументов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидататребованиям настоящего закона и принимает решение о регистрациикандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательными комиссиями правильностиоформления подписных листов и других документов вправеприсутствовать уполномоченные представители избирательныхобъединений, блоков, групп избирателей, а также кандидаты,выдвинутые в избирательных округах. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся вподписных листах, или достоверности подписей избирателейизбирательная комиссия организует соответствующую проверкуподписных листов. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение орегистрации с указанием даты регистрации. Данные о зарегистрированныхкандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаютсяизбирателям окружными избирательными комиссиями через средствамассовой информации. (В редакции Областного закона Архангельскойобласти от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) В случае отказа зарегистрировать кандидата окружнаяизбирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату,или его доверенному лицу, или уполномоченному представителю копиюрешения комиссии с изложением мотивов отказа. Регистрация кандидатов заканчивается за 30 дней до днявыборов. Кандидат в любое время до дня выборов вправе снять своюкандидатуру. В случае, если в установленные сроки в избирательном округене будет зарегистрирован ни один кандидат либо числозарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числамандатов или равным этому числу, выборы в данном избирательномокруге по решению соответствующей территориальной избирательнойкомиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижениякандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Если на день выборов в избирательном округе число кандидатовокажется меньше установленного числа мандатов или равным ему,выборы в данном избирательном округе по решению соответствующейтерриториальной избирательной комиссии откладываются на 60 днейдля проведения необходимых предвыборных мероприятий в соответствиис настоящим законом. Глава VI Статус кандидатов в выборные органы местного самоуправления Статья 32. Равенство кандидатов Все кандидаты в выборные органы местного самоуправленияобладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Права и обязанности кандидатов Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальнойслужбе, а также работающие в средствах массовой информации, невправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидаты по личному заявлению освобождаютсяот работы, военной службы на время участия в выборах. В течение этогосрока соответствующая избирательная комиссия из средств, выделенныхна организацию подготовки и проведения выборов, выплачиваеткандидатам денежную компенсацию в размере, установленном комиссией,но не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы,установленной федеральным законом на день назначения выборов.(Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. №35-21-ОЗ) Кандидаты не могут быть по инициативе администрации(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов илибез их согласия переведены на другую работу. Время участиякандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по тойспециальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат может иметь доверенных лиц, которые регистрируютсяпо письменному заявлению кандидатов соответствующей окружнойизбирательной комиссией. Доверенные лица получают от избирательнойкомиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность,способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившиедоверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этомизбирательную комиссию, которая аннулирует выданные такимдоверенным лицам удостоверения. Кандидат после регистрации не может быть привлечен безсогласия прокурора соответствующей территории к уголовнойответственности, арестован или подвергнут мерам административноговзыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласияпрокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившуюрегистрацию кандидата. Глава VII Предвыборная агитация Статья 34. Предвыборная агитация и сроки ее проведения Предвыборная агитация может осуществляться через средствамассовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий(собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов идискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска ираспространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать органы местногосамоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лицаорганов местного самоуправления. Должностные лица органов местного самоуправления, являющиесякандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитациина общих с другими кандидатами основаниях. Предвыборная агитация проводится со дня регистрациикандидатов и прекращается за день до дня выборов. За день до дня выборов и в день выборов любая публичнаяагитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранеевывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могутсохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов и в день голосованияопубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозоврезультатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, недопускается. Статья 35. Недопустимость злоупотреблений правом напроведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускаетсязлоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитацияили пропаганда социального, расового, национального, религиозногоили языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений иматериалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную ирелигиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловуюрепутацию граждан, общественных объединений. Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой спредъявлением избирателям бесплатно или на льготных условияхтоваров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг с выплатойденежных средств. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленногопорядка проведения предвыборной агитации. В случае совершения указанных нарушений избирательныекомиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решенияо регистрации кандидата. Указанное предложение рассматриваетсясудом в трехдневный срок. Статья 36. Условия проведения предвыборных собраний, встреч сизбирателями Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействиекандидатам в организации и проведении предвыборных собраний,встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Владельцы помещений, находящихся в областной государственнойи муниципальной собственности, обязаны в трехдневных срок потребованию избирательных комиссий предоставлять их в пользованиена установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц сизбирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечиватьравные возможности всем кандидатам. Статья 37. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовкии иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержатьинформацию об организации и лицах, ответственных за их выпуск. Агитационные печатные материалы, как правило,распространяются среди избирателей в трудовых коллективах и поместу жительства. Они могут быть вывешены в любом помещении, налюбом здании, сооружении и ином объекте только с согласиясобственника или владельца этих объектов. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационныхматериалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях,имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, атакже в помещениях для голосования. Избирательные комиссии, поставленные в известность ораспространении анонимных либо подложных агитационных материалов,принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратитьсяв соответствующие органы внутренних дел с представлением оприменении необходимых мер пресечения противоправной агитационнойдеятельности. Распространение анонимных агитационных материаловзапрещается. Глава VIII Финансирование выборов Статья 38. Финансовое обеспечение подготовки и проведениявыборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведениювыборов в выборные органы местного самоуправления, а также пообеспечению деятельности избирательных комиссий производятся засчет средств, выделяемых из местного бюджета. Средства на проведение выборов, выделенные из бюджета,поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия распределяетполученные средства между окружными и участковыми избирательнымикомиссиями. Статья 39. Избирательные фонды кандидатов. Кандидаты могут создавать собственные избирательные фонды дляфинансирования предвыборной агитации. (В редакции Областного законаАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Избирательные фонды могут состоять из следующих денежныхсредств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитациюизбирательной комиссией; - средств избирательных объединений,которые не могут превышатьминимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 200 раз; (Дополнен - Областнойзакон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - собственных средств кандидата,которые не могут превышатьминимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 300 раз; (Дополнен - Областнойзакон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - добровольных пожертвований физических и юридических лиц;размерпожертвований в избирательный фонд кандидата не может превышатьминимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов, физическим лицом не более чем в 20 раз,юридическим лицом не более чем в 200 раз. (Дополнен - Областной законАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Предельная сумма расходов кандидата за счет собственных средствкандидата, средств избирательных объединений, добровольныхпожертвований физических и юридических лиц не может превышатьминимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом надень назначения выборов, более чем в 500 раз. (Дополнен - Областнойзакон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Кандидатам запрещается использовать иные денежные средствадля ведения предвыборной агитации, кроме средств избирательныхфондов. Если кандидат использовал иные денежные средства для веденияпредвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссиявправе обратиться в суд с предложением об отмене решения орегистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судомв трехдневный срок. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды состороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - российских юридических лиц с иностранным участием, если вих уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30процентов; - международных организаций и международных общественныхдвижений; - государственных и муниципальных организаций, учреждений,органов местного самоуправления и религиозных объединений. Все денежные средства перечисляются на специальный счет вбанке, который открывается кандидатом, избирательным объединением,блоком с разрешения избирательной комиссии после регистрациикандидата. (Статья в редакции Областного закона Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-03) Статья 40. Порядок учета денежных средств и финансоваяотчетность избирательных фондов кандидатов Порядок учета поступлений и расходования денежных средствизбирательных фондов определяются в соответствии сзаконодательством. Кандидаты представляют в территориальную избирательнуюкомиссию финансовый отчет не позднее 30 дней после окончаниявыборов. Участковые и окружные избирательные комиссии представляюттерриториальной избирательной комиссии финансовые отчеты непозднее чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатоввыборов. Территориальная избирательная комиссия составляет сводныйфинансовый отчет и публикует его в печати. Статья 41. О неизрасходованных денежных средствахизбирательных фондов кандидатов Кандидаты возвращают соответствующим избирательным комиссиямнеизрасходованные денежные средства избирательных фондов вразмере, пропорциональном размеру средств, выделенных им этимикомиссиями. Остатки денежных средств на счетах кандидатов послезавершения выборов перечисляются пропорционально вложеннымсредствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц,осуществляющих пожертвования и перечисления. Глава IX Голосование и определение результатов выборов Статья 42. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжениеучастковых избирательных комиссий главой соответствующей местнойадминистрации. Если нет возможности использовать здания(помещения), находящиеся в областной государственной илимуниципальной собственности, администрация арендует здания(помещения) у иных собственников. Оплата и возмещение расходовпроизводятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств,выделенных на проведение выборов, согласно договору аренды. Статья 43. Избирательные бюллетени Для выборов в выборные органы местного самоуправления каждыйизбиратель получает избирательный бюллетень формы, устанавливаемойтерриториальной избирательной комиссией. Текст избирательногобюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядкефамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по округукандидатов и их данные, предусмотренные статьей 29 настоящегозакона, партийную принадлежность и принадлежность к избирательномуобъединению или блоку. Справа против данных о каждом кандидатепомещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещаетсястрока "Против всех кандидатов" с расположенным справа от неепустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещатьсяразъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжениютерриториальных избирательных комиссий. Участковые избирательныекомиссии получают от территориальных избирательных комиссийизбирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до днявыборов. По каждому избирательному округу число избирательныхбюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, неможет превышать число включенных в списки избирателей поизбирательному участку избирателей более чем на два процента. Вправом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печатьучастковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовлениябюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружныхизбирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетеняхданные о соответствующих кандидатах. Статья 44. Порядок голосования Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 20часов. О времени и месте голосования участковые избирательныекомиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцатьдней до дня его проведения через средства массовой информации илииным способом. (В редакции Областного закона Архангельской областиот 27.10.99 г. № 166-25-ОЗ) На избирательных участках, образованных на судах, находящихсяв день выборов в плавании, в отдаленных и труднодоступныхнаселенных пунктах участковая избирательная комиссия можетобъявить голосование законченным в любое время, если проголосоваливсе избиратели, включенные в список. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинамбудет отсутствовать по месту своего жительства, можетпроголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень впомещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы приэтом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосуетв помещении окружной избирательной комиссии, то на оборотевыдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печатьсоответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненныйбюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает ипередает дежурному члену окружной или участковой избирательнойкомиссии. На месте склейки на конверте ставится печать и две подписичленов соответственно окружной или участковой избирательной комиссиилибо подписи двух членов избирательной комиссии. Окружныеизбирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей иконверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательнуюкомиссию. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) В случае досрочного голосования избирателя в окружнойизбирательной комиссии секретарь участковой избирательнойкомиссии, на территории которой постоянно проживает данныйизбиратель, делает в соответствующей строке списка избирателейзапись: "проголосовал досрочно" (после поступления в комиссиюзапечатанного конверта с бюллетенем из окружной избирательнойкомиссии) и расписывается. Территориальная избирательная комиссия вправе разрешитьпровести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого флотов,которые в день голосования будут находиться в иностранных портах,а также в других труднодоступных и отдаленных местностях. В 8 часов утра в день выборов председатель участковойизбирательной комиссии объявляет избирательным участок открытым ипредъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям инаблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этимопечатываются .Затем председатель участковой избирательной комиссиипредъявляет комиссии запечатанные конверты с бюллетенями,распечатывает их и опускает бюллетени в урну, после чего приглашаетизбирателей получить избирательные бюллетени и приступить кголосованию. (Дополнен - Областной закон Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет всписке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющегопаспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по егопросьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего егоудостоверение личности могут быть внесены в список избирателей какчленом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом.Избиратель проверяет правильность произведенной записи ирасписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельнорасписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощьюдругого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии,который ставит в списке избирателей свою фамилию и роспись вполучении бюллетеня избирателем. (Дополнен - Областной законАрхангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц недопускается. Заполнение избирательного бюллетеня производятся вспециальной кабине или комнате, где не допускается присутствиекого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющийвозможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласитьв кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кромечлена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустомквадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует,либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всехкандидатов". Если выборы проводятся по многомандатному или единомуизбирательном округу, избиратель подает голос за число кандидатов, непревышающее количество мандатов, ставя знак в пустом квадратенапротив фамилии каждого из кандидатов, за которых он голосует.(Дополнен - Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. №35-21-ОЗ) Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательныйящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членовучастковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всемизбирателям возможность участвовать в голосовании, в том числелицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительнымпричинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этихцелях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимоеколичество переносных избирательных ящиков, которое определяетсярешением территориальной избирательной комиссии. Заявление опредоставлении возможности проголосовать вне помещения дляголосования должно быть подтверждено избирателем в письменнойформе при прибытии к нему членов участковой избирательнойкомиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие позаявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени вколичестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявленийизбирателей, использованных и возвращенных избирательныхбюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях,проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся вотдельный список, а в основном списке делается отметка о том, чтоизбиратель проголосовал на дому. При проведении голосования внепомещения для голосования вправе участвовать наблюдатели.Организация голосования вне помещения для голосования должнаисключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, аравно искажения волеизъявления избирателя. Председатель участковой избирательной комиссии следит запорядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всехприсутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя егозаменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов исоставлении протоколов о результатах голосования участковымиизбирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели,направленные общественными объединениями, кандидатами, а такжеиностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют своюдеятельность в соответствии с федеральными законами. Статья 45. Подсчет голосов избирателей на избирательномучастке Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательнойкомиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов,общественные объединения, и иностранных (международных)наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования,посчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени.Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования,после чего председатель участковой избирательной комиссиипроверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках ивскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляетсяпоочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней,находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должнопревышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами опроведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числабюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании внепомещения для голосования, все бюллетени, находившиеся впереносных избирательных ящиках, могут быть признанынедействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающихголосование вне помещения для голосования, отражается в акте,который прилагается к протоколу о результатах голосования. Часть.(Исключена - Областной закон Архангельской области от06.03.96 г.№ 35-21-03). При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительныебюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, неснабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссиилибо подписями двух членов избирательной комиссии, а такжеизбирательные бюллетени, из которых нельзя установитьволеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любойзнак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо непроставлен ни в одном из них. При принятии решения о признанииизбирательного бюллетеня недействительным участковая избирательнаякомиссия указывает на его оборотной стороне причины егонедействительности. Эта запись подтверждается подписями не менеетрех членов участковой избирательной комиссии. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковойизбирательной комиссии. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводитьсябез перерыва до получения итогов голосования, о которых должныбыть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а такженаблюдатели, в том числе и иностранные (международные)наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол обитогах голосования. В протокол вносятся следующие данные: - число избирателей, внесенных в список избирателей, включаяизбирателей, внесенных в список дополнительно; (В редакции Областногозакона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; - число бюллетеней, выданных избирателям на избирательномучастке в день голосования; - число погашенных бюллетеней; - число бюллетеней, выданным избирателям, проголосовавшимдосрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областногозакона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; - число действительных бюллетеней; - число бюллетеней, признанных недействительными; - фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов; - число голосов, поданных за каждого кандидата; - число голосов, поданных против всех кандидатов. Протокол составляется в двух экземплярах и подписываетсявсеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом вцелом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколусвое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующаязапись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы изаявления, поступившие в избирательную комиссию в деньголосования, а также принятые по ним решения комиссии. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссиипосле его подписания незамедлительно направляется в окружнуюизбирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатаннымиизбирательными бюллетенями, списками наблюдателей от общественныхобъединений и кандидатов, представителей печати, телевидения,радио, присутствующих на заседании участковой избирательнойкомиссии, а также иностранных (международных) наблюдателейхранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. По окончании деятельности участковой избирательной комиссиився избирательная документация, включая избирательные бюллетени,передается в соответствующие территориальные избирательныекомиссии не позднее чем через десять дней после официальногообъявления итогов выборов. Статья 46. Определение результатов выборов На основании протоколов участковых избирательных комиссийокружная избирательная комиссия определяет результаты выборов поизбирательному округу. Избранным по одномандатному округу признается кандидат, которыйполучил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие вголосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании,определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы,обнаруженных в избирательных ящиках. При равном количестве полученныхкандидатами голосов избранным считается кандидат, собравший большееколичество подписей. (Дополнен - Областной закон Архангельскойобласти от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Избранными по многомандатному или единому избирательномуокругу признаются кандидаты, получившие наибольшее число голосовизбирателей. При равном количестве полученных кандидатами голосовизбранным считается кандидат, собравший большее количествоподписей. Окружная избирательная комиссия признает выборы по округунедействительными, если допущенные при их проведении нарушениянастоящего закона не позволяют с достоверностью установитьрезультаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны еюнедействительными более чем на половине избирательных участков. Окружная избирательная комиссия признает выборы поизбирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участиеменее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Число избирателей,принявших участие в выборах, определяется по количеству избирательныхбюллетеней, выданных избирателям В случае признания выборовнедействительными или несостоявшимися решением территориальнойизбирательной комиссии по данному округу назначаются повторные выборыв сроки, установленные настоящим областным законом. (Дополнен -Областной закон Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия составляет протокол орезультатах выборов в избирательном округе, в который вносятсяследующие данные: - общее количество участковых избирательных комиссий вокруге; - количество протоколов участковых избирательных комиссий, наоснове которых составлен настоящий протокол; - общее количество избирателей по избирательному округу,внесенных в списки избирателей; - общее количество бюллетеней, выданных участковымизбирательным комиссиям; - количество бюллетеней, выданных избирателям наизбирательных участках в день голосования; - количество погашенных бюллетеней; - количество бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшимдосрочно и вне помещений для голосования; (В редакции Областногозакона Архангельской области от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) - количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; - количество действительных бюллетеней; - количество недействительных бюллетеней; - фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетенькандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; - количество голосов, поданных против всех кандидатов; - фамилия, имя, отчество избранного кандидата. Протокол составляется в двух экземплярах и подписываетсявсеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением,вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколеделается соответствующая запись. Один экземпляр протоколанезамедлительно направляется в территориальную избирательнуюкомиссию, а другой хранится у секретаря комиссии. К протоколуприлагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в деньголосования, и принятые по ним решения комиссии. Документация окружных и участковых избирательных комиссийхранится территориальными избирательными комиссиями: избирательныебюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования ирезультатах выборов - не менее одного года со дня объявления датыследующих выборов. (В редакции Областного закона Архангельскойобласти от 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Окружная избирательная комиссия после опубликования общихитогов выборов выдает избранному удостоверение об избрании. Избиратели, избирательные объединения и избирательные блокивправе обратиться в окружную избирательную комиссию с запросом наознакомление с итогами голосования. Окружная избирательная комиссия обязана представить поданному запросу интересующие материалы по результатам голосования,в том числе первичную документацию. Статья 47. Опубликование итогов голосования и результатоввыборов Итоги голосования по каждому избирательному участку,результаты выборов по избирательному округу в объеме данных,содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии,должны представляется для ознакомления любому избирателю илинаблюдателю. Окружные избирательные комиссии направляют общие данные орезультатах выборов по округу в средства массовой информации непозднее трех дней после проведения выборов. Окружные избирательные комиссии публикуют данные,содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий поданному избирательному округу, в средствах массовой информации втечение месяца со дня проведения выборов. Территориальная избирательная комиссия публикует в средствахмассовой информации общие итоги выборовв течение 35 дней послепроведения выборов. (Дополнен - Областной закон Архангельской областиот 06.03.96 г. № 35-21-ОЗ) Глава X Замещение вакантных мест Статья 48. Замещение вакантных мест В случае досрочного прекращения полномочий депутата (главы)органа местного самоуправления, избранного в одномандатномизбирательном округе,а также при отсутствии резервного депутата вмногомандатном и едином избирательном округе, соответствующийпредставительный орган в течение месяца после появления вакантногоместа назначает по соответствующему округу новые выборы. Если доокончания срока полномочий остается менее одного года, выборы непроводятся. (Дополнена - Областной закон Архангельской области от06.03.96 г. № 35-21-03) Выдвижение кандидатов по избирательному округу, ихрегистрация и иные избирательные процедуры осуществляются всоответствии с настоящим областным законом. Глава XI Выборы главы местного самоуправления Статья 49. Выборы главы местного самоуправления сельскогонаселенного пункта (группы сельских населенных пунктов) 1. Выборы главы местного самоуправления сельского населенногопункта (группы малочисленных сельских населенных пунктов)проводятся на сходе, собрании, конференции жителей сельскогонаселенного пункта (группы малочисленных сельских населенныхпунктов) открытым либо тайным голосованием сроком до 4 лет всоответствии с уставом муниципальных образований, наальтернативной основе. Сход, собрание жителей сельского населенного пункта (группымалочисленных сельских населенных пунктов) считается правомочным,если на нем присутствует более 50% жителей данного населенногопункта (данной группы малочисленных населенных пунктов),обладающих избирательным правом. Конференция жителей населенного пункта считается правомочной,если на ней присутствует более 50% избранных по улицам,микрорайонам и т.д. делегатов конференции, обладающихизбирательным правом. Глава местного самоуправления сельского населенного пункта(групп малочисленных сельских населенных пунктов) считаетсяизбранным, если за него проголосовало не менее 50% жителей,присутствующих на сходе, собрании, или не менее 50% делегатов,присутствовавших на конференции, обладающих избирательным правом. Статья 50. Выборы главы местного самоуправления сельсоветов,поселков, городов, районов Выборы глав местного самоуправления сельсоветов, поселков,городов, районов проводятся непосредственно населением на основевсеобщего, равного прямого избирательного права при тайномголосовании на альтернативной основе либо соответствующимвыборным представительным органом местного самоуправления, срокомдо 4 лет в соответствии с настоящим областным законом и Уставомсоответствующего муниципального образования. Глава XII Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Статья 51. Ответственность за нарушения избирательных правграждан Лица, препятствующие путем подкупа, обмана, примененияфизического насилия или угрозы его применения, подлогаизбирательных документов, заведомо недостоверных данных присоставлении списков избирателей, заведомо неправильного подсчетаголосов, или иным путем препятствующие свободному осуществлениюгражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либоработе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий,или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатахлибо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинствокандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лицкандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателейили условия проведения предвыборной агитации, несутответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава ХIII Заключительные и переходные положения Статья 52. Назначение выборов, утверждение границ избирательныхокругов, формирование территориальных и окружных избирательныхкомиссий Дата проведения выборов в органы местного самоуправления в1996 году назначается областным Собранием депутатов не позднее чем затри месяца до дня выборов. Границы избирательных округов и числоизбирателей в каждом округе при проведении выборов в органы местногосамоуправления утверждаются главой местной администрации.Формирование территориальных (городских, районных) избирательныхкомиссий для организации и проведения выборов в органы местногосамоуправления в 1996 году производится избирательной комиссиейАрхангельской области, окружных и участковых избирательных комиссий -соответствующими территориальными избирательными комиссиями вустановленные настоящим законом сроки. Статья 53. Использование автоматизированной информационнойсистемы В случае использования в ходе выборов автоматизированнойинформационной системы избирательная комиссия образует группу изчисла членов комиссии для контроля за использованиемавтоматизированной информационной системы. Все члены избирательнойкомиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой вавтоматизированную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписанияпротокола территориальной (районной, городской) избирательнойкомиссией автоматизированная информационная система используетсяисключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путемпередачи данных от территориальных (районных, городских)избирательных комиссий в избирательную комиссию области. В течение этого времени запрещается передача каких-либоданных от информационного центра избирательной комиссии области винформационные центры территориальных (районных, городских)избирательных комиссий, за исключением сигналов подтвержденияприема информации. Данные о ходе и результатах голосования, полученные черезавтоматизированную информационную систему, являютсяпредварительной информацией и юридического значения не имеют. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаряизбирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютернойраспечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированнуюинформационную систему. Подлинность компьютерной распечаткиподтверждается подписями членов группы по контролю заиспользованием автоматизированной информационной системы и лицом,ответственным за введение информации. Статья 54. Введение в действие настоящего областного закона Настоящий областной закон вводится в действие со дня егоофициального опубликования. (Глава дополнена Областным законом Архангельской области от06.03.96 г.№ 35-21-03) Глава администрации области П.Н.Балакшин г. Архангельск. 20 декабря 1995 года. № 27-19-ОЗ Приложение № 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом вКотласское городское Собрание депутатов от избирательногообъединения "Выбор России" по одномандатному избирательному округу№ ______ Иванова Ивана Ивановича, родившегося 08.06.52 года,работающего директором Лимендской лесобазы, проживающего в городеКотласе, улица Кооперативная, дом 3. -------------------------------------------------------------------- ¦№№ Фамилия, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦пп имя, рождения жительства паспорта или ¦ ¦ отчество, заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ -------------------------------------------------------------------- __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю:_______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока) __________________________________________________________________ (Приложение в редакции Областного закона Архангельской областиот 06.03.96 г.№ 35-21-03) Приложение № 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом вАрхангельское городское Собрание депутатов по избирательномуокругу № ____ Яблокова Семена Павловича, родившегося 5 июля 1946года, работающего адвокатом юридической консультации, проживающегов городе Архангельске, улица Логинова, дом 5. -------------------------------------------------------------------- ¦№№ Фамилия, Дата Адрес места Серия и номер Подпись ¦ ¦пп имя, рождения жительства паспорта или ¦ ¦ отчество, заменяющего ¦ ¦ его документа ¦ -------------------------------------------------------------------- 1. 2. Подписной лист удостоверяю:_______________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собравшего подписи) Кандидат в депутаты:_________________________(Яблоков С.П.) (Приложение в редакции Областного закона Архангельской областиот 06.03.96 г.№ 35-21-03)

Отрасли

  • 010.080.020.030.000 - Избирательные системы субъектов Российской Федерации
  • 010.110.030.000.000 - Компетенция
  • 010.150.000.000.000 - Местное самоуправление