Справка
Полное название |
Закон Астраханской области от 10.11.1996 № 26 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» |
Дата подписания |
1996-11-10 |
Номер |
26 |
Источники официального опубликования |
- Газета "Астраханские известия" от 10.1.1997 г., № 2
|
Статус действия |
Действует с изменениями |
Ключевые слова |
использование, история, культура, охрана, памятник |
Текст
ЗАКОН АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об охране и использовании памятников истории и культуры
(В редакции Закона Астраханской области
от 27.07.99 г. № 34/99-ОЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в
связи с охраной и использованием памятников истории и культуры на
территории Астраханской области в целях их сохранения для настоящих и
будущих поколений.
Статья 1. Законодательство Астраханской области об охране и
использовании памятников истории и культуры
1. Законодательство Астраханской области об охране и
использовании памятников истории и культуры состоит из настоящего
закона и нормативных актов, принимаемых в соответствии со статусом
субъекта Российской Федерации.
2. Положения настоящего закона действует на всей территории
Астраханской области по отношению ко всем государственным органам,
юридическим и физическим лицам,
3. Настоящий закон обладает исключительным преимуществом перед
другими актами Астраханской области во всех случаях его применения к
памятникам истории и культуры.
Статья 2. Соотношение нормативных актов федерального, областного
(местного) и муниципального уровней в регулировании
отношений по охране памятников истории и культуры
1. На территории Астраханской области действует федеральные
законы и другие нормативные акты федерального уровня, которые являются
обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций , граждан
и других субъектов отношений, связанных с памятниками истории и
культуры.
2. В случае выявившегося несоответствия между федеральными и
областными законодательными и иными нормативными актами по вопросам
охраны памятников истории и культуры применяются федеральные
нормативные акты.
В случае выявившегося соответствия между федеральными и
областными нормативными актами, с одной стороны, и муниципальными
нормативными актами, с другой стороны, применяются соответственно
федеральные и областные нормативные акты.
3. На территории муниципального образования действуют
законодательные и иные нормативные акты федерального и областного
(местного) уровней, в также нормативные акты муниципального уровня,
изданные в пределах компетенции соответствующих органов местного
самоуправления.
ГЛАВА II. ВИДЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные
места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа,
развитием общества и государства, произведения материального и
духовного творчества, представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность.
Статья 3. Недвижимые памятники
1. Памятники архитектуры и градостроительства:
- единичные памятники, постройки, здания, сооружения
военно-оборонительного, культового, дворцового, жилого, общественного,
административного, торгового, производственного, научного, учебного
назначения с их историческими территориями и связанными с ними
произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, надписи;
- ансамбли и комплексы: совокупность зданий, сооружений и
открытых пространств, составляющие заселенные места в городах и
сельской местности и обладающие универсальной ценностью с
археологической, архитектурной, исторической, эстетической или
социально-культовой точек зрения, как то: исторические города,
фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы,
деревни, произведения монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, исторические сады, парки и другие
произведения ландшафтной архитектуры.
2. Достопримечательные места:
- территории, имеющие универсальную ценность как совместные
творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики,
этнологии или антропологии.
3. Памятники истории:
- здания, сооружения, памятные места с их исторически
сложившимися территориями, ландшафты, связанные с историческими
событиями в жизни области, с жизнью выдающихся исторических личностей,
ученых, деятелей искусства, их захоронения.
4. Памятники археологии:
- объекты жилого назначения: культурные слои и остатки древних
поселений, городища, селища, стоянки, отдельные жилища, убежища;
- объекты фортификационного назначения: земляные валы, рвы,
остатки древних укреплений;
- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов,
монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
- древние погребения: курганные и грунтовые могильники,
отдельные, некрополи, мавзолеи;
- древние намогильные и ритуальные сооружения: каменные кресты,
культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись,
эпиграфические памятники;
- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих,
скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и
обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений,
гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных
артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура
водных и водноволоковых путей.
Статья 4. Движимые памятники
К движимым памятникам истории и культуры относятся:
- находки, полученные в результате наземных, подземных и
подводных археологических исследований и раскопок;
- предметы древности, в том числе орудия труда, гончарные
изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики,
монеты, печати, оружие, предметы из погребений, ювелирные изделия и
драгоценности;
- элементы недвижимых памятников, подвергшихся фрагментированию;
- антропологические и этнологические материалы;
- исторические ценности, связанные с историей естественных наук и
техники, военной и общественной историей, а также с жизнью выдающихся
мыслителей, ученых, деятелей науки и искусства, важными историческими
событиями;
- произведения живописи и графики на любой основе из любых
материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные
изделия, украшенные вручную;
- афиши и фотографии как виды оригинального творчества;
- оригинальные художественные подборки и монтаж из любых
материалов;
- произведения скульптуры из любых материалов;
- произведения декоративно-прикладного искусства из любых
материалов, мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные
инструменты;
- манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги, документы и издания,
представляющие исторический, культурный, научный интерес;
- предметы, представляющие особый интерес с точки зрения
нумизматики (медали, монеты и др.) или филателии;
- предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта,
ремесла, промышленного производства;
- архивные документы, включая рукописи, документы, записи
текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии,
кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы;
- зоологические, ботанические и геологические образцы, а также
фрагменты этих предметов и иные, не поименованные в данном списке
объекты и комплексы объектов (коллекции).
ГЛАВА III. КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Статья 5. Категории памятников истории и культуры
Памятники истории и культуры Астраханской области подразделяются
на памятники мирового (международного), федерального и областного
(местного) значения в соответствии с их исторической, научной,
художественной или иной культурной ценностью:
- мирового (международного) значения - наиболее значительные
памятники, имеющие принципиально важное значение для познания истории
мировой культуры;
- федерального значения - памятники, имеющие выдающуюся
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для
народов Российской Федерации;
- областного (местного) значения - памятники, представляющие
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность,
характеризующие историю и культуру Астраханской области.
Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из
указанных категорий производится в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 6. Основы правового режима памятников истории и культуры
Правовой режим памятников истории и культуры мирового
(международного), федерального, областного (местного) значений
устанавливается органами, их признавшими.
ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории
Астраханской области, могут находиться в государственной,
муниципальной, частной и иной собственности.
2. Реализация права собственности на памятники истории и культуры
ограничивается необходимостью их сохранения в интересах общества и для
обеспечения общественного доступа.
Статья 8. Права субъектов собственности памятников истории и
культуры
1. Субъекту собственности принадлежит право владения, пользования
и распоряжения памятником истории и культуры. Субъект собственности
сохраняет право собственности на объект в случае признания последнего
памятником истории и культуры вне зависимости от присвоенной
категории.
2. Субъект собственности имеет право на получение от
государственных органов власти, а также из иных источников поступлений
при наличии соответствующих возможностей материальной, финансовой и
иной помощи в целях обеспечения сохранности объекта культурного
наследия, на частичную компенсацию затрат на его содержание.
Статья 9. Порядок изменения форм и субъектов собственности на
памятники истории и культуры
1. Изменение форм и субъектов собственности памятников истории и
культуры производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим законом.
2. Не подлежат приватизации объекты исторического и культурного
наследия федерального значения в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Не подлежит приватизации культурное и природное наследие народов
России, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях,
архивах, библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены.
3. Решения о приватизации недвижимых памятников истории и
культуры областного (местного) значения могут приниматься после
утверждения Президентом Российской Федерации перечня объектов
исторического и культурного наследия федерального значения в
соответствии с действующим законодательством.
4. Объекты, являющиеся недвижимыми памятниками истории и культуры
областного (местного) значения, приватизируются с обязательным
условием их содержания новыми субъектами собственности в надлежащем
состоянии в соответствии с требованиями охранного обязательства,
оформляемого в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
5. Изменение форм собственности или субъектов собственности может
быть произведено только по согласованию с государственным органом
охраны памятников истории и культуры Астраханской области.
Статья 10. Ограничение приватизации жилых помещений в зданиях-
памятниках и помещений, являющихся памятниками истории
и культуры
Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках истории и
культуры или помещений, являющихся памятниками истории и культуры или
помещений, не допускается, если жилые помещения находятся в зданиях,
входящих в состав особо ценных объектов историко-культурного наследия
народов Российской Федерации, или когда характер использования создает
угрозу порчи, разрушения, уничтожения памятников истории и культуры,
либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику.
Статья 11. Собственность на выявленные памятники истории и
культуры
Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют
собственника или собственник которых неизвестен, являются
государственной собственностью и поступают в собственность области в
установленном порядке.
Статья 12. Договоры и коммерческие сделки в отношении памятников
истории и культуры
1. Субъекты собственности памятников истории и культуры обязаны
не менее чем в месячный срок письменно уведомить государственный орган
охраны памятников истории и культуры о намерении заключить сделку в
отношении памятника истории и культуры с предоставлением проекта
договора или условий сделки.
2. В условиях договора, коммерческой сделки в отношении памятника
истории и культуры не могут быть включены положения, заведомо
ухудшающие условия его сохранности.
3. Договоры и сделки, совершенные в отношении памятников истории
и культуры без уведомления государственного органа охраны памятников
истории и культуры, а также с нарушением законодательства Российской
Федерации и настоящего закона, признаются недействительными.
Статья 13. Преимущественное право покупки государством памятников
истории и культуры
1. При продаже субъектом собственности памятника истории и
культуры государство в лице администрации Астраханской области имеет
преимущественное право покупки памятника по цене, не ниже той, которая
была предложена последним покупателем.
2. Решение о покупке памятника истории и культуры принимается
администрацией Астраханской области по представлению государственного
органа охраны памятников истории и культуры.
3. Решение о покупке памятника истории и культуры в муниципальную
собственность принимается в порядке, устанавливаемом соответствующими
органами местного самоуправления.
ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 14. Система государственных органов охраны памятников
истории и культуры
1. Государственное управление в деле охраны и использования
памятников истории и культуры осуществляется администрацией
Астраханской области, а также специально уполномоченным на то
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
2. Государственный контроль за охраной и использованием
памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечения
выполнения всеми государственными органами власти Астраханской
области, юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению
правил и порядка охраны памятников истории и культуры, установленных
законодательством об охране и использовании памятников истории и
культуры.
Государственный контроль за соблюдением законодательства
осуществляется органами законодательной (представительной) и
исполнительной власти Астраханской области, а также уполномоченным ими
на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.
3. Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами,
являющимися памятниками истории и культуры федерального и областного
(местного) значения и входящими в состав государственной
собственности, разрешаются государственным органом охраны памятников
истории и культуры при участии соответствующих комитетов по управлению
имуществом.
Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами,
являющимися памятниками истории и культуры областного (местного)
значения и входящими в состав муниципальной собственности, разрешаются
собственником по согласованию с государственным органом охраны
памятников истории и культуры.
Статья 15. Основные функции органа законодательной
(представительной) власти Астраханской области в
сфере охраны памятников истории и культуры
Орган законодательной (представительной) власти Астраханской
области в целях обеспечения охраны памятников истории и культуры,
расположенных в пределах территории области, осуществляет следующие
функции:
- подготавливает и утверждает новые, а также корректируют
существующие законодательные, нормативные правовые акты Астраханской
области в части государственной охраны памятников истории и культуры;
- обеспечивает с учетом законодательства Российской Федерации и
настоящего закона об охране памятников истории и культуры внесение
необходимых изменений и дополнений в законодательные, нормативные,
правовые акты Астраханской области, регулирующие иные правоотношения;
- обеспечивает ежегодное выделение государственных бюджетных
ассигнований на государственную охрану памятников истории и культуры
Астраханской области;
- обеспечивает контроль за соблюдением настоящего закона;
- обжалует в пределах своей компетенции действие решений органов
исполнительной власти Астраханской области в случаях выявления
несоответствия этих решений нормам и требованиям законодательства
Российской Федерации и настоящего закона;
- по представлению администрации области, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и настоящим
законом, утверждает и дополняет государственные списки памятников
истории и культуры всех видов, подлежащих государственной охране,
согласовывает представление в соответствующие федеральные органы и
международные организации документации на памятники истории и культуры
Астраханской области, рекомендуемые для включения в список особо
ценных объектов истории и культуры Российской Федерации, в "Список
Всемирного наследия";
- утверждает границы охранных зон памятников истории и культуры.
Статья 16. Основные функции органов исполнительной власти
Астраханской области в сфере охраны памятников
истории и культуры
Органы исполнительной власти Астраханской области в целях
осуществления охраны памятников истории и культуры, расположенных на
территории области, осуществляют следующие основные функции:
- обеспечивают охрану всех расположенных на территории области
памятников истории и культуры;
- разрабатывают и утверждают в установленном порядке и реализуют
специальные бюджетные, социально-экономические и народнохозяйственные
государственные программы по обеспечению охраны и сохранности
памятников истории и культуры, находящихся в собственности
Астраханской области;
- приводят в соответствие с требованиями законодательства
Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и
настоящего закона бюджетные, социально-экономические и
народнохозяйственные программы во всех других, помимо указанных выше,
сферах деятельности на территории области;
- предусматривают выделение государственных инвестиционных и
материально-технических средств для оказания содействия в деле
обеспечения сохранности памятников истории и культуры
негосударственным юридическим и физическим лицам, в собственности
которых находятся памятники истории и культуры;
- обеспечивают в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и
настоящим законом, сбор и аккумулирование на специальном счету
специально уполномоченного государственного органа охраны памятников
истории и культуры Астраханской области внебюджетных финансовых
средств, образуемых из отчислений государственных и негосударственных
юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и
эксплуатационную деятельность в пределах территорий и охранных зон
памятников истории и культуры;
- осуществляют контроль за распределением и освоением средств,
выделенных из бюджета области на финансирование обследования
состояния, ремонта, восстановления, реставрации и консервации
памятников истории и культуры;
- приостанавливают по представлению специально уполномоченного
государственного органа охраны памятников истории и культуры до
рассмотрения в установленном законодательством порядке действие и
реализацию собственных решений в социально-экономической и
народнохозяйственной сферах;
- формируют в соответствии с настоящим законом в своей структуре
специально уполномоченный государственный орган охраны памятников
истории и культуры;
- по представлению государственного органа охраны памятников
истории и культуры содействуют привлечению к судебной ответственности
юридических и физических лиц в случае нарушения ими требований норм
законодательства Российской Федерации и настоящего закона.
Статья 17. Компетенция специального уполномоченного
государственного органа охраны памятников истории и
культуры
1. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
Астраханской области в пределах своей компетенции имеет право:
- вносить предложения в органы государственной власти
Астраханской области по конкретным вопросам социально-экономической
деятельности, влияющей на охрану памятников истории и культуры в
современных условиях;
- обжаловать действие распорядительной документации, а также
реализацию народнохозяйственных мероприятий в случае выявления
несоответствия документации и мероприятий нормам и требованиям
законодательства Российской Федерации и настоящего закона, обращаться
с апелляцией в федеральные органы охраны памятников истории и
культуры;
- доступа к любым памятникам истории и культуры, расположенным на
территории области, а также обследования и фотофиксации этих
памятников, независимо от их сохранности, форм собственности,
характера использования или хранения;
- получения от любых юридических и физических лиц материалов,
документов и свидетельств по памятникам истории и культуры,
расположенным на территории области;
- привлечения представителей общественных объединений и
творческих союзов к деятельности в сфере охраны памятников истории и
культуры;
- создания комиссий и хозрасчетных организаций для осуществления
мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению и
пропаганде памятников истории и культуры;
- принимать на баланс памятники истории и культуры, осуществлять
оперативное управление находящимися в государственной собственности
памятниками истории и культуры, включая право предоставления их в
аренду юридическим или физическим лицам;
- выявлять объекты, имеющие историческую, научную, художественную
или культурную ценность, и готовить материалы для объявления их
памятниками истории и культуры;
- рекомендовать памятники истории и культуры Астраханской области
для внесения их в "Список Всемирного наследия", "Свод особо ценных
объектов культурного наследия народов Российской Федерации", а также в
список памятников федерального и областного (местного) значения;
- осуществлять научно-методическое руководство делом охраны,
изучения и реставрации памятников истории и культуры;
- планировать и организовывать работы по обследованию состояния,
ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;
- организовывать совместно с заинтересованными ведомствами
рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки,
застройки и реконструкции территорий, имеющих памятники истории и
культуры;
- организовать использование памятников истории и культуры;
- осуществлять согласование требований государственных органов
противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в
отношении памятников истории и культуры;
- согласовывать изменения назначения, характера использования
владельцев и пользователей носителей прав распоряжения и управления в
отношении памятников истории и культуры;
- осуществлять государственный контроль за соблюдением
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного
режима содержания и использования памятников истории и культуры и
охранных зон, в том числе за выполнением мероприятий по обеспечению
сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных,
дорожных и других работ;
- формировать программы охраны, использования и реставрации
объектов историко-культурного наследия и представлять на утверждение
исполнительным органам государственной власти области;
- проводить рассмотрение, экспертизу, согласование в
установленном порядке историко-архитектурных опорных планов, проектов
охранных зон и историко-культурных территорий;
- согласовывать землеотводы, снос зданий, состоящих на
государственной охране, расположенных в пределах охранных зон
памятников истории и культуры;
- осуществлять согласование строительных паспортов и
архитектурно-планировочных зданий на проектирование нового
строительства в охранных зонах и на исторических территориях;
- осуществлять научно-техническое руководство за правильностью,
методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках;
- определять ущерб, причиненный памятникам истории и культуры
противоправными действиями или бездеятельностью собственников,
пользователей, иных юридических и физических лиц, либо возникшей
вследствие стихийного бедствия, принимать необходимые меры для
установления виновного лица и взыскания с него материального ущерба в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
настоящим законом;
- оформлять охранную документацию по памятникам истории и
культуры;
- координировать действия организаций, учреждений, предприятий,
ведущих уставную деятельность в сфере использования и реставрации
объектов культурного наследия;
- осуществлять популяризацию и пропаганду историко-культурного
наследия.
2. Для выполнения своих задач государственный орган охраны
памятников истории и культуры:
- изучает состояние памятников, проверяет соблюдение правил
охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и
культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся,
составляет протоколы технического состояния памятников, требует
устранения выявленных нарушений;
- приостанавливает работы по обследованию состояния, ремонта,
реставрации, и консервации памятников истории и культуры,
приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и
культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их
территорий, историко-культурных заповедников, охранных зон памятников
и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы
осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов,
методов научной реставрации, технических условий и иных правил;
- приостанавливает строительные, мелиоративные, дорожные и другие
работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ
опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их
охраны;
- обжалует в установленном порядке акты органов государственной
власти и иных органов в случае их противоречия законодательству об
охране памятников истории и культуры;
- обращаться в суд, арбитражный суд по фактам заключения
юридическими и физическими лицами договоров и сделок с нарушением
законодательства об охране памятников истории и культуры;
- обращаться в соответствующие органы для привлечения виновных
лиц к уголовной, административной, материальной ответственности по
фактам нарушения законодательства об охране памятников истории и
культуры в порядке, установленном действующим законодательством;
- выдает разрешение на производство работ по обследованию
состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и
культуры; (В редакции Закона Астраханской области
от 27.07.99 г. № 34/99-ОЗ)
- готовит предложения об объявлении объектов, имеющих
историческую, научную, культурную ценность, памятниками истории и
культуры, территорий, связанных с памятниками - землями
историко-культурного назначения.
3. Требования государственных органов противопожарного и
санитарного надзора и других специальных органов в отношении
памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4. При государственном органе охраны памятников действуют
постоянный научно-реставрационный совет и экспертно-лицензионный
центр, состоящие из специалистов - представителей государственных и
общественных организаций и иных негосударственных объединений.
5. Руководитель специально уполномоченного государственного
органа охраны памятников истории и культуры назначается главой
администрации Астраханской области по предварительному согласованию с
Министерством культуры Российской Федерации.
6. Указания специально уполномоченного государственного органа
охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников
истории и культуры обязательны для любых предприятий, учреждений,
организаций, граждан.
Статья 18. Участие общественных организаций и граждан в
осуществлении мероприятий по охране и использованию
памятников истории и культуры
Астраханское областное отделение Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры, иные общественные, в том числе
религиозные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии
в осуществлении мероприятий по сохранению, использованию и
популяризации дела охраны историко-культурного наследия, оказывают
содействие специально уполномоченному государственному органу охраны
памятников истории и культуры Российской Федерации.
ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 19. Понятие государственного учета памятников истории и
культуры
Под государственным учетом памятников истории и культуры
понимается:
- выявление объектов исторического и культурного наследия,
определение их ценности;
- изучение этих объектов, включая их фиксацию, в соответствии с
принятыми методиками;
- включение названных объектов в своды, реестры и, в надлежащих
случаях, исключение из указанных документов;
- принятие объектов на охрану в качестве памятников истории и
культуры.
Статья 20. Обязательность государственного учета памятников
истории и культуры
1. Памятники истории и культуры подлежат государственному учету
независимо от форм собственности, управления, характера использования,
степени их сохранности.
2. Не соблюдение порядка государственного учета памятников
истории и культуры является нарушением Закона РСФСР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры" и влечет за собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
3. Порядок ведения государственного учета памятников истории и
культуры определяется законодательством Российской Федерации,
действующими нормативно-правовыми актами федерального уровня,
нормативно-правовыми актами Астраханской области.
4. Вновь выявленные памятники истории и культуры, представляющие
историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, до
решения вопроса о принятии на государственный учет как памятников
истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями
действующего законодательства.
5. Учет памятников истории и культуры, входящих в состав
архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в
порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об
архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.
Статья 21. Виды учета памятников истории и культуры
1. В зависимости от значимости конкретных памятников истории и
культуры различаются следующие виды учета этих памятников:
- мировой (международный) учет, осуществляемый в порядке,
определяемом соответствующими международными организациями или на
основании международных договоров с участием Российской Федерации;
- федеральный государственный учет, осуществляемый на основании
федеральных законов и других нормативных актов;
- областной (местный) государственный учет, осуществляемый на
основании федеральных законов, настоящего закона и других областных
нормативных актов.
2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
осуществляет государственный учет памятников истории и культуры
областного (местного) значения, а также памятников мирового
(международного) и федерального значений.
Статья 22. Порядок отнесения объектов и памятников истории и
культуры
1. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры
мирового значения определяется в соответствии с нормами международного
права и международными договорами.
2. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры
федерального значения определяется федеральными законами и иными
нормативными актами федерального уровня.
3. К памятникам истории и культуры областного (местного) значения
относятся соответствующие объекты на основании постановления
Астраханского областного Представительного Собрания по представлению
главы администрации Астраханской области и согласованию с
Министерством культуры Российской Федерации. В администрацию области
предложения об отнесении объектов к памятнику истории и культуры
вносятся государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Статья 23. Снятие памятников истории и культуры с государственной
охраны
1. Основания и порядок исключения из недвижимых памятников
истории и культуры мирового значения установлены соответствующими
нормами международного права и международными договорами,
ратифицированными Российской Федерацией.
2. Снятие памятников истории и культуры с государственной охраны
независимо от их видов и категорий осуществляется решениями
Правительства Российской Федерации по представлению администрации
Астраханской области, согласованному с государственным органом охраны
памятников истории и культуры Астраханской области и Министерства
культуры Российской Федерации.
3. Памятники истории и культуры подлежат снятию с
государственного учета и государственной охраны в исключительных
случаях при их полной физической утрате в результате природных
явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и
физических лиц.
ГЛАВА VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 24. Способы обеспечения сохранности памятников истории и
культуры
Сохранность памятников истории и культуры обеспечивается:
- неуклонным соблюдением правил учета движимых и недвижимых
памятников истории и культуры;
- установкой охранных досок на недвижимых памятниках;
- организацией проведения исследований памятников;
- организацией разработки карт-схем и историко-архитектурных
опорных планов расположения недвижимых памятников;
- установлением охранных зон недвижимых памятников и контроль за
их содержанием;
- установлением режима использования зданий-памятников;
- согласованием заданий и проектов проведения различных работ на
недвижимых памятниках;
- контролем за обеспечением сохранности памятников период
проведения исследовательских и ремонтно-восстановительных работ;
- согласованием мероприятий по обеспечению сохранности памятников
при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других
хозяйственных и иных работ, которые могут создавать угрозу для
сохранности памятников, контролем за их использованием;
- разработкой региональной программы сохранения движимых и
недвижимых памятников истории и культуры.
Статья 25. Обязанности по обеспечению сохранности памятников
истории и культуры
1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны
обеспечить сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их
собственности или пользовании.
2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
совместно с соответствующими службами администрации области, органов
местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями
разрабатывают программу, обеспечивающую сохранность памятников истории
и культуры.
Статья 26. Государственное хранение движимых памятников истории и
культуры
1. Движимые памятники истории и культуры в целях обеспечения их
сохранности и оптимального использования могут быть переданы
собственником на государственное хранение.
2. Государственное хранение движимых памятников истории и
культуры производится музеями, архивами, библиотеками, другими
государственными организациями хранения памятников истории и культуры,
осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации о музейном, архивном, библиотечном и других
государственных фондах.
Статья 27. Земля историко-культурного назначения
1. Определение земель историко-культурного назначения.
К землям историко-культурного назначения в соответствии с
Земельным кодексом Российской Федерации относятся земли
природно-заповедного фонда и земли, включающие в себя исторические
территории памятников истории и культуры, территории их охранных зон,
особо охраняемые земли культурного назначения - государственные,
природные и историко-культурные заповедники, национальные парки, музеи
под открытым небом, ботанические сады.
К землям культурного назначения могут быть отнесены участки,
подлежащие охране и учету в целях изучения, выявления, восстановления
историко-культурного наследия.
Установление границ историко-культурного назначения в
Астраханской области осуществляется государственным органом охраны
памятников истории и культуры на основании проектных разработок.
Границы земель историко-культурного назначения в зависимости от
категории памятников истории и культуры утверждаются органами
государственной власти Российской Федерации или органами
государственной власти Астраханской области. Обязательной стадией
проектных разработок является историко-архитектурный опорный план,
согласуемый с государственным органом охраны памятников истории и
культуры соответствующего уровня.
2. Учет земель историко-культурного назначения.
Территории всех видов охранных зон памятников истории и культуры
подлежат учету государственным органом охраны памятников истории и
культуры. Планы, чертежи, схемы и описания их границ являются
обязательной частью основного фонда документации государственного
учета памятников истории и культуры.
Особо охраняемые земли историко-культурного назначения в области
подлежат учету в Государственном земельном кадастре Российской
Федерации, в федеральном органе охраны памятников истории и культуры.
При ведении земельного кадастра каждая особо охраняемая территория
учитывается в качестве самостоятельного кадастрового земельного
участка.
3. Статус земель историко-культурного назначения.
Территория единичного памятника истории и культуры может быть
использована только в режиме реставрации его исторического облика.
Новое строительство на территории памятника запрещается.
Режим содержания, использования и застройки охранных зон
памятников истории и культуры устанавливается государственным органом
охраны памятников истории и культуры и утверждается администрацией
Астраханской области.
Охрана земель заповедно-природного фонда регулируется специальным
законодательством Российской Федерации.
4. Использование земель историко-культурного назначения.
Основной целью использования земель историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них
памятников истории и культуры.
Деятельность, не соответствующая установленному режиму
использования земель, запрещается.
Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не
влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав
землевладения, землепользования и аренды.
Отвод (предоставление) земель и земельных участков в пределах
охранных зон памятников истории и культуры производится собственником
по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и
культуры.
Земли историко-культурного назначения могут быть изъяты от
хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным
государственным организациям (предприятиям), в том числе природным и
историко-культурным заповедникам, национальным паркам, ботаническим
садам, музеям под открытым небом для осуществления возложенных на них
задач по обеспечению сохранности, реставрации, изучению и
использованию находящихся на этих территориях памятников истории и
культуры и учтенных объектов историко-культурного наследия.
Изъятие земель историко-культурного назначения и определение
нового землепользователя производятся органами исполнительной власти
Астраханской области по согласованию с государственным органом охраны
памятников истории и культуры.
Статья 28. Государственная охрана недвижимых памятников истории и
культуры
1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и
использования недвижимых памятников истории и культуры в
государственных и общественных интересах эти памятники независимо от
форм собственности могут объявляться музеями, историко-архитектурными
заповедниками, охраняемыми культурными ландшафтами или иными объектами
историко-культурного назначения.
2. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории
и культуры на землях, прилегающих к их территориям, устанавливаются
следующие виды охранных зон:
- охранная зона памятников истории и культуры - территория,
непосредственно окружающая памятниками, со строгим режимом
использования, с запрещением любого нового строительства, кроме
носящего восстановительный, регенерационный характер;
- зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную
зону памятниками истории и культуры, с режимом регулирования
существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному
назначению, объемно-пространственным характеристикам для закрепления
значения памятников в застройке или ландшафте;
- зона охраняемого ландшафта - территория с особо строгим режимом
использования природных объектов с запрещением строительных работ,
кроме работ по инженерному и восстановительному благоустройству.
Режим содержания и использования охранных зон утверждается
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Ответственность за соблюдение режима содержания и использования,
установленного для охранных зон памятников, возлагается на
землепользователей.
3. Образцы охранных досок независимо от статуса и типологии
памятника истории и культуры разрабатываются, утверждаются и
устанавливаются государственным органом охраны памятников истории и
культуры.
На памятники федерального значения образцы охранных досок
согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации.
4. В пределах охранных зон памятников истории и культуры
производство мелиоративных, дорожных, строительных,
геологоразведочных, инженерных и других работ, а также
градостроительная, хозяйственная деятельность, которая может привести
к нарушению по целостности, сохранности, изменению и разрушению
памятников истории и культуры, без разрешения государственного органа
охраны памятников истории и культуры запрещается.
5. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры с охранными
зонами, объявленные Правительством Российской Федерации
историко-культурными заповедниками, подлежат охране в соответствии с
Положениями о них.
6. Исторический центр, кварталы, площади, улицы, памятные места,
культурные слои древних городов и других населенных пунктов области,
представляющие особую историческую, археологическую,
градостроительную, архитектурную ценность, могут быть объявлены
историко-культурными заповедными территориями (местами) в
установленном законом порядке.
Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании
положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Обеспечение соблюдения установленного режима содержания и
использования заповедных территорий (мест) возлагается на
администрацию Астраханской области, органы местного самоуправления и
государственный орган охраны памятников истории и культуры.
7. Проекты планировки, застройки и реконструкции исторического
центра города Астрахани и населенных пунктов области, имеющих объекты
историко-культурного наследия, подлежат согласованию с Министерством
культуры Российской Федерации, ВООПик и государственным органом охраны
памятников истории и культуры Астраханской области.
8. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие могут создавать
угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся
лишь по согласованию с соответствующим государственным органом охраны
памятников истории и культуры, в зависимости от категории памятников
истории и культуры, и после осуществления мероприятий по обеспечению
их сохранности.
Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию
на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
9. Предприятия, учреждения и другие организации в случае
обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и
иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые
могут иметь историческую, научную, художественную и иную ценность,
обязаны немедленно сообщить об этом в государственный орган охраны
памятников истории и культуры и приостановить дальнейшее ведение
работ.
10. В случае принятия государственным органом охраны памятников
истории и культуры решения о приостановлении строительных,
мелиоративных, дорожных и иных работ, предписание о приостановлении
работ выдается заказчику и подрядчику в письменной форме с указанием
выявленных нарушений законодательства об охране памятников истории и
культуры.
О приостановлении работ уведомляются администрация Астраханской
области, органы местного самоуправления, учреждения банка,
финансирующего работы.
11. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть
возобновлены с разрешения государственного органа охраны памятников
истории и культуры после устранения возникшей опасности или
допущенного нарушения установленных правил охраны и использования
памятников истории и культуры.
12. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности
недвижимых памятников истории и культуры или вновь выявленных
объектов, ответственность за их выполнение возлагаются на предприятия,
учреждения и организации, осуществляющие строительные, мелиоративные,
дорожные и другие работы.
13. Снос, перемещение и какие-либо изменения недвижимых
памятников истории и культуры запрещаются.
Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом
конкретном случае разрешения администрации Астраханской области по
согласованию с государственным органом охраны памятников истории и
культуры в отношении памятников областного (местного) значения и
Правительства Российской Федерации по согласованию с Министерством
культуры в отношении памятников федерального значения.
14. В случае получения разрешения на снос памятников истории и
культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры
обязан до его сноса провести работу по научному изучению и полной
фиксации памятников истории и культуры.
Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся
за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос,
перемещение или изменение памятника истории и культуры.
Статья 29. Порядок проведения археологических работ и хранение
археологических объектов
1. Археологические раскопки и разведки на территории Астраханской
области проводятся только на основании специального разрешения -
Открытого листа, выдаваемого археологу-исследователю Институтом
археологии Российской Академии наук.
2. Открытые листы регистрируются в государственном органе охраны
памятников истории и культуры.
Ведение археологических исследований на территории охранных зон
памятников истории и культуры допускается лишь при наличии у археолога
на ряду с Открытым листом специального разрешения государственного
органа охраны памятников истории и культуры.
3. Археологические предметы и коллекции, полученные в результате
разведок и раскопок в Астраханской области, являются государственной
собственностью Астраханской области.
После камеральной обработки археологические объекты поступают на
постоянное хранение в государственные организации хранения памятников
истории и культуры. Место постоянного хранения коллекций
археологических предметов определяется договором между учреждением,
организацией, проводящими исследования, и государственным органом
охраны памятников истории и культуры.
4. Учреждения, организации и граждане, осуществляющие в
установленном порядке исследования археологических предметов и
памятников, обязаны обеспечить их сохранность.
Лица, руководящие проведением археологических исследований
памятников истории и культуры, несут ответственность за сохранность
памятников истории и культуры, в процессе и после завершения раскопок,
до сдачи отчетов в Институт археологии Академии наук Российской
Федерации за проведением в полном объеме необходимых консервационных
мероприятий после завершения каждого археологического сезона и всего
цикла исследований.
По итогам каждого сезона исследователь сдает раскопку по акту
государственному органу охраны памятников истории и культуры.
Статья 30. Порядок собирания движимых памятников истории и
культуры
1. Собирание физическими лицами старинных документальных
памятников и предметов декоративно-прикладного искусства на территории
Астраханской области допускается только при наличии специальных
разрешений, выдаваемых государственным органом охраны памятников
истории и культуры Астраханской области.
2. Собирание в области предметов старины юридическими лицами
допускается только при наличии специального разрешения: Министерства
культуры Российской Федерации - на собирание произведений древней
живописи и декоративно-прикладного искусства, Государственной архивной
службой России - на собирание старинных документальных источников,
Академии наук Российской Федерации - на собирание древних рукописей и
старопечатных книг.
Вышеназванные разрешения в обязательном порядке регистрируются в
государственном органе охраны памятников истории и культуры
Астраханской области.
3. Юридические и физические лица, нашедшие предметы старины,
представляющие историческую, научную, художественную или иную
историко-культурную ценность, обязаны незамедлительно уведомить
государственный орган охраны памятников истории и культуры области.
Все найденные предметы старины регистрируются в книге учета
старины государственного органа охраны памятников истории и культуры
области.
4. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к
памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную
собственность Астраханской области.
При этом собственник земельного участка или иного имущества, где
клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право вместе на
получение вознаграждения в размере 50 процентов стоимости клада.
Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если
соглашением между ними не установлено иное.
Настоящее правило не применяется к лицам, в круг трудовых или
служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска,
направленных на обнаружение клада.
ГЛАВА VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, РЕМОНТ,
РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Статья 31. Цели обследования состояния, ремонта, реставрации и
консервации памятников истории и культуры
Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация
памятников истории и культуры имеют своей целью обеспечить
максимальную сохранность этих памятников в интересах государства и
общества.
Статья 32. Обследование состояния, ремонт, реставрация и
консервация недвижимых и движимых памятников
истории и культуры
1. Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация
недвижимых памятников истории и культуры осуществляются по правилам,
установленным Министерством культуры Российской Федерации,
юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на
соответствующий вид деятельности, выдаваемые лицензирующим органом
Администрации Астраханской области. (В редакции Закона Астраханской
области от 27.07.99 г. № 34/99-ОЗ)
2. Реставрация движимых памятников регулируется
соответствующими законодательными актами Российской Федерации и
области.
Статья 33. Порядок производства работ по реставрации,
консервации и ремонту недвижимых памятников истории
и культуры
1. Работы по обследованию состояния, ремонту, реставрации и
консервации недвижимых памятников истории и культуры производятся лишь
при наличии предварительного решения государственного органа охраны
памятников истории и культуры, на учете которого состоит
соответствующий памятник.
2. Обязанность получения предварительного разрешения
возлагается на юридическое или физическое лицо - собственника
(пользователя) недвижимого памятника истории и культуры.
3. С собственником (пользователем) недвижимого памятника
истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и
культуры, на учете которого находится данный памятник, заключается
договор, в соответствии с которым собственник (пользователь) берет на
себя обязательство обеспечить сохранность соответствующего памятника
истории и культуры в первоначальном виде, выполнить работы в
установленный срок и другое.
4. Типовые формы разрешений на производство работ по
обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников
истории и культуры, охранных документов на использование памятников
истории и культуры утверждаются Министерством культуры Российской
Федерации.
5. Для проведения работ по обследованию состояния, ремонту,
реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры
требуется наличие соответствующего проекта, выполненного
специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ,
и согласованного с государственным органом охраны памятников истории и
культуры.
Организация, выполнившая проект, осуществляет авторский надзор
вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.
6. По окончании ремонтно-реставрационных работ на недвижимом
памятнике истории и культуры составляется акт комиссии по приемке
выполненных работ, утвержденный Министерством культуры Российской
Федерации.
Статья 34. Финансирование работ по обследованию состояния,
ремонту, реставрации и консервации памятников
истории и культуры
1. Сметная стоимость реставрационных и других робот формируется
с учетом спроса и предложения на соответствующие виды работ,
договорных условий на рынке труда, конъюнктуры, стоимости материала,
изделий и конструкций, применяемых машин и оборудования, решения
вопросов социальной сферы, развития материально-технической базы
реставрационных организаций, получения необходимой прибыли,
обеспечивающей расширенное воспроизводство.
2. Финансирование работ по обследованию состояния, ремонту,
реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры
производится за счет средств собственника (пользователя) данного
объекта, ассигнований из соответствующего бюджета и других источников,
если это не противоречит действующему законодательству.
3. Конкретные ассигнования из различных источников
финансирования отражаются в договоре на проведение работ по данному
памятнику истории и культуры.
4. Собственники (пользователи) памятников истории и культуры,
администрация области и органы местного самоуправления вправе
привлекать для целей обследования состояния, ремонта, реставрации и
консервации памятников истории и культуры средства благотворительных
фондов, общественных и религиозных объединений, добровольные
пожертвования физических и юридических лиц и других субъектов.
Статья 35. Ответственность за охрану памятника в период
производства реставрационных работ
Собственники и пользователи памятников истории и культуры
обязаны заключить специальные соглашения с исполнителем работ и
определить лицо, ответственное за охрану памятника истории и культуры
в период проведения ремонтно-реставрационных работ.
Соглашение должно включать акт технического состояния объекта
до начала работ, оформленный в установленном порядке, режим
доступности, предохранительные меры, условия хранения ценностей.
Производство ремонтно-реставрационных и других работ на
памятниках истории и культуры без подобного соглашения, утвержденного
государственным органом охраны памятников истории и культуры, не
допускается.
Статья 36. Условия использования памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры на территории Астраханской
области используются в целях развития науки, народного образования и
культуры, духовного, нравственного, эстетического и патриотического
воспитания через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных
заповедников, туризма и других форм пропаганды.
2. Недвижимые памятники истории и культуры могут быть
использованы также в хозяйственных и иных практических целях, если это
не наносит ущерба сохранности памятников.
В этих случаях (за исключением использования в качестве жилых
помещений) здания-памятники, находящиеся в государственной
собственности, передаются на баланс государственного органа охраны
памятников истории и культуры для предоставления в пользование
юридическим и физическим лицам.
3. Запрещается использование памятников и их территорий:
- под склады и производство взрывчатых и огнеопасных
материалов;
- под склады и производство материалов, загрязняющих интерьеры
памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
- под склады и производство материалов, имеющих вредные
газообразные и иные выделения;
- под хранилища и производство зерновых, овощных,
животноводческих продуктов, а также для содержания животных;
- под гаражи и стоянки транспортных средств,
сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
- под производства, имеющие станки, установки и иные
механические двигатели, оказывающие динамические, вибрационные и
другие виды вредного воздействия на конструкции памятника;
- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным
для памятника температурным, влажностным или иным вредным режимом и
применением химически активных веществ.
Статья 37. Использование недвижимых памятников истории и
культуры
1. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и
сооружения), которые находятся в государственной собственности, могут
быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за
исключением использования под жилье), передаются в установленном
порядке вместе с земляными участками в границах их охранных зон, на
баланс государственного органа охраны памятников истории и культуры
для последующего предоставления в пользование предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам.
2. При определении характера использования памятника истории и
культуры учитывается:
- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры,
инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки, убранства
фасадов и интерьеров памятника;
- возможность соблюдения необходимых современных гидро- и
геологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных
требований по эксплуатации памятника при условии обязательного
сохранения всех его подлинных художественных и конструкторских
элементов;
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и
содержания в соответствии с методическими указаниями Министерства
культуры Российской Федерации и соответствующими органами охраны
памятников истории и культуры.
Статья 38. Использование движимых памятников истории и культуры
Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в
собственности физических и юридических лиц, могут быть использованы по
соглашению с собственником памятника для научных,
экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей.
Условия проведения работ по реставрации, консервации или
ремонту указанных объектов определяются соглашением сторон.
ГЛАВА X. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ
Статья 39. Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее
территорию памятников истории и культуры
1. Вывоз памятников истории и культуры, расположенных на
территории Астраханской области, за пределы Российской Федерации
независимо от форм собственности запрещается.
Исключения допускаются по решению органов государственной
власти Астраханской области и Российской Федерации по согласованию с
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
2. Ввоз памятников истории и культуры, являющихся достоянием
других государств, на территории области без разрешения страны,
которой они принадлежат, запрещается.
Статья 40. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры
1. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры на
основе международных соглашений в целях культурного обмена
осуществляются в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О
ввозе и вывозе культурных ценностей".
2. Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью
иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в
Российскую Федерацию, охраняются государством.
ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 41. Общие условия ответственности за нарушение законов
об охране памятников истории и культуры
Юридические и физические лица, виновные в нарушении
законодательства об охране памятников истории и культуры, несут
гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также административную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и области.
Статья 42. Виды ответственности за нарушение законодательства
об охране памятников истории и культуры
1. Юридические и физические лица обязаны возместить
имущественный ущерб причиненный памятникам истории и культуры.
Размер ущерба, причиненного недвижимому памятнику истории и
культуры, определяется с учетом его исторической, научной,
художественной, культурной ценности, а также стоимости реставрационных
и восстановительных работ.
Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и
культуры нанесенного им ущерба утверждается Министерством культуры
Российской Федерации.
2. Наряду с компенсацией материальных потерь в отдельных
случаях (если собственником является физическое лицо) компенсации
подлежит и моральный вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом
конкретном случае.
3. В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством
Российской Федерации и области, юридические и физические лица несут
административную ответственность за нарушение законодательства об
охране памятников истории и культуры.
4. В случаях и в порядке, установленных законодательством
Российской Федерации, должностные лица и граждане несут уголовную
ответственность за нарушения законодательства об охране памятников
истории и культуры.
5. Применение в отношении юридических и физических лиц мер
административной или уголовной ответственности не является основанием
для освобождения от гражданско-правовой ответственности в виде
компенсации всех потерь, связанных с восстановлением памятника в
прежнем состоянии, а при невозможности этого - возмещения убытков.
6. В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи,
разрушения памятников истории и культуры из-за невыполнения
пользователями и арендаторами условий охранных договоров
государственный орган охраны памятников истории и культуры расторгает
в одностороннем порядке указанные договоры и принимает меры к
возмещению ущерба.
При расторжении охранно-арендного договора и до заключения
новых договоров ответственность за сохранность памятника истории и
культуры несет государственный орган охраны памятников истории и
культуры.
7. В случаях, когда собственник (пользователь) памятника
истории и культуры, отнесенного в соответствии с законом к особо
ценным и охраняемым государством, безхозяйственно содержит культурное
наследие, что грозит утратой последним своего значения, такой памятник
решением суда по иску государственного органа охраны памятников
истории и культуры может быть изъят у собственника (пользователя) в
порядке, определенном действующим законодательством.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их
стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае
спора - судом.
При продаже с публичных торгов собственнику передается
врученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
8. В случае надлежащего исполнения обязательств по обследованию
состояния, ремонту, реставрации и консервации памятника истории и
культуры применяются санкции, указанные в соглашении сторон, а также
общие нормы гражданского законодательства.
ГЛАВА XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 43. Нормативные акты, издаваемые в развитие положений
закона
Областное Представительное Собрание и администрация области в
случаях, предусмотренных настоящим законом, а также в случаях принятия
федеральным органами государственной власти новых нормативных актов,
выявившихся пробелов в правом регулировании отношений, связанных с
памятниками истории и культуры, принимают в пределах своей компетенции
соответствующие нормативные акты.
Статья 44. Обнародование нормативных и ненормативных актов,
касающихся памятников истории и культуры
Нормативные и ненормативные акты, принятые (изданные)
законодательным (представительным) и исполнительным органами власти
области и органами местного самоуправления, касающиеся памятников
истории и культуры, должны быть обнародованы с тем, чтобы с ними могли
ознакомиться все заинтересованные физические и юридические лица.
Обнародование производится путем опубликования текста
соответствующего акта в периодической печати, передачи его по
телевидению, радио, вывешивания листовок и иными способами.
Каждому физическому и юридическому лицу обеспечивается право
ознакомиться с полными официальными текстами нормативных и
ненормативных актов, касающихся памятников истории и культуры на
территории области.
Статья 45. Вступление закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава Администрации области А.П. Гужвин
г. Астрахань
"10" ноября 1996 г.
рег. № 26
Отрасли
- 130.030.040.000.000 - Охрана и использование памятников истории и культуры