Закон Волгоградской области от 29.11.1999 № 330-ОД «О социальном партнерстве в Волгоградской области»

Справка

Полное название Закон Волгоградской области от 29.11.1999 № 330-ОД «О социальном партнерстве в Волгоградской области»
Дата подписания 1999-11-29
Номер 330-ОД
Источники официального опубликования
  • "Волгоградская правда" от 21.12.1999 г., № 237
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова социальный, партнерство

Текст

Утратил силу - Закон Волгоградской области от 10.07.2008 г. № 1736-ОД ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О социальном партнерстве в Волгоградской области Принят областной Думой 4 ноября 1999 года Настоящий Закон определяет правовые основы организации,функционирования и развития социального партнерства в Волгоградскойобласти в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации и Уставом (Основным законом) Волгоградской области. Законустанавливает основные условия и принципы содействия договорномурегулированию социально-трудовых отношений и согласованиясоциально-экономических интересов работников и работодателей. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: социальное партнерство - основанные на законах РоссийскойФедерации и Волгоградской области взаимоотношения между работниками(их объединениями, ассоциациями, профсоюзами), работодателями (ихобъединениями, ассоциациями), исполнительными органами государственнойвласти и местного самоуправления с целью выработки и принятия решенийпо социально-трудовым и социально-экономическим вопросам дляудовлетворения интересов различных социальных групп населения черезпроведение взаимных консультаций, переговоров, заключение сторонамисоглашений, коллективных договоров; социально-трудовые отношения - взаимоотношения междуработниками и работодателями, возникающие в процессе трудовойдеятельности; соглашение - правовой акт, регулирующий,социально-экономические отношения между работниками, работодателями иорганами местного самоуправления; стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительныеорганы государственной власти и местного самоуправления в лице ихполномочных представителей; коллективный договор - правовой акт, регулирующийсоциально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации,филиала, представительства с работодателем; представители исполнительных органов государственной власти иместного самоуправления - руководители этих органов или другиеполномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иныеуполномоченные этими органами лица; стороны социального партнерства: представители работников - органы профессиональных союзов и ихобъединений; органы общественной самодеятельности - образованные на общемсобрании (конференции) работников организации и уполномоченные напредставительство их в соответствии со своими уставами. Работники, неявляющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюзапредставлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения,изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля заих выполнением; работники - физические лица, работающие в организации на основеиндивидуального трудового договора (контракта) или занимающиесяиндивидуальной предпринимательской деятельностью; работодатели - предприятия, учреждения, организации независимоот формы собственности и организационно-правовой формы; представители работодателей - руководители организаций илидругие полномочные в соответствии с уставом организации, инымиправовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей,иные уполномоченные работодателями органы; организации - предприятия, учреждения, организации независимоот формы собственности и организационно-правовой формы. Статья 2. Правовая основа социального партнерства Правовую основу социального партнерства составляют КонституцияРоссийской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации,федеральные законы "О коллективных договорах и соглашениях", "Опорядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об общественныхобъединениях", Декларация Международной организации труда обосновополагающих принципах и правах в сфере труда, законодательствоВолгоградской области, Генеральное соглашение между общероссийскимиобъединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателейи Правительством Российской Федерации, другие нормативные правовыеакты Российской Федерации. Правовую основу социального партнерства в Волгоградской областитакже составляют соглашения (трехстороннее областное, трехстороннеег. Волгограда, городские и районные, отраслевые (межотраслевые),профессиональные и коллективные договоры. Статья 3. Цели социального партнерства Целями социального партнерства являются: обеспечение социально-экономических и социально-трудовыхинтересов сторон; выработка и проведение согласованной социально-экономической исоциально-трудовой политики; реализация социальных гарантий права на труд жителейВолгоградской области; реализация социально-экономических программ Волгоградскойобласти; совершенствование организации и функционирования социальногопартнерства; обеспечение роста доходов работников; усиление роли органов исполнительной власти, объединенийработодателей и профсоюзов как социальных партнеров в решениисоциально-экономических вопросов; выработка эффективных методов правового регулирования трудовыхотношений между работодателями и работниками; бесконфликтное преодоление негативных явлений всоциально-трудовой сфере. Статья 4. Основные принципы социального партнерства Основными принципами социального партнерства являются: соблюдение участниками социального партнерства нормзаконодательства Российской Федерации и Волгоградской области; полномочность представителей сторон; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; ответственность участников социального партнерства завыполнение принятых обязательств; свобода выбора и обсуждения условий коллективных договоров исоглашений; разрешение коллективных трудовых споров методом примирительныхпроцедур; систематичность контроля за выполнением принимаемыхобязательств и неотвратимость ответственности; равноправие сторон и уважение их позиций. Статья 5. Участники (субъекты) социального партнерства Участниками социального партнерства в Волгоградской областиявляются: администрация Волгоградской области; Волгоградский областной совет профсоюзов; областные, отраслевые и территориальные объединенияработодателей; администрации муниципальных образований; соответствующие профсоюзы и их объединения; органы общественной самодеятельности. Статья 6. Объект и предмет социального партнерства 1. Объектом социального партнерства являютсясоциально-экономические и социально-трудовые отношения между сторонамисоциального партнерства. 2. Предметом социального партнерства являются принятыеобязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимнымиинтересами. Статья 7. Формы социального партнерства 1. Основными формами социального партнерства являютсяколлективные договоры и соглашения, заключаемые в Волгоградскойобласти. 2. Региональные соглашения устанавливают общие принципырегулирования социально-трудовых отношений. 3. Отраслевые тарифные соглашения устанавливают нормы оплаты идругие условия труда, а также социальные гарантии и льготы дляработников определенной отрасли и заключаются между отраслевымпрофсоюзом, соответствующим объединением работодателей и органомисполнительной власти. 4. Профессиональные тарифные соглашения устанавливают нормыоплаты и другие условия труда, а также социальные льготы и гарантиидля работников определенных профессий. 5. Территориальные соглашения устанавливают условия труда, атакже социальные гарантии и льготы, связанные с территориальнымиособенностями определенного муниципального образования Волгоградскойобласти. 6. Соглашения по договоренности сторон, участвующих впереговорах, могут быть двухсторонними или трехсторонними. 7. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетноефинансирование, заключаются при обязательном участии исполнительныхорганов соответствующего уровня. Статья 8. Порядок осуществления социального партнерства 1. Порядок, сроки разработки и заключения, действие, изменениеи дополнение коллективных договоров, соглашений, а также контроль заих выполнением осуществляются в соответствии с Законом РоссийскойФедерации "О коллективных договорах и соглашениях". 2. Сроки действия коллективных договоров и соглашений, порядокосуществления контроля за их выполнением фиксируются сторонами в ихтекстах. 3. Содержание и структура регионального соглашения определяютсяВолгоградской областной трехсторонней комиссией по регулированиюсоциально-трудовых отношений. Содержание и структура отраслевого (межотраслевого)профессионального тарифного соглашения определяются отраслевойкомиссией на основе предварительных консультаций между сторонами. Содержание и структура территориального соглашения определяютсясоответствующими комиссиями. Содержание и структура коллективного договора определяютсясторонами в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Околлективных договорах и соглашениях". 4. Взаимные обязательства сторон коллективного договора исоглашения могут содержать более льготные социально-трудовые исоциально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями,установленными законодательством, в том числе по вопросампредоставления дополнительных отпусков, надбавок к тарифным ставкам иокладам, компенсации затрат работников на питание, транспортные икомандировочные расходы, досрочного ухода на пенсию, оплаты питаниядетей работников в дошкольных учреждениях и иные дополнительные льготыи компенсации. 5. Подписанный коллективный договор в четырех экземплярах сприложениями в семидневный срок направляется работодателем вадминистрацию муниципального образования по месту нахожденияорганизации для уведомительной регистрации и выявления условий,противоречащих законодательству. 6. Уведомительная регистрация соглашений, заключенных вВолгоградской области, осуществляется комитетом по труду администрацииВолгоградской области и Волгоградским областным советом профсоюзов всемидневный срок в порядке, предусмотренном для уведомительнойрегистрации коллективных договоров. 7. Комитет по труду администрации Волгоградской области (неявляющийся стороной соглашения) сообщает сторонам о выявленныхпротиворечиях в соглашении для последующего их устранения. 8. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашенийосуществляется сторонами, комитетом по труду администрацииВолгоградской области, органами по труду администраций муниципальныхобразований, профсоюзами и их объединениями. Статья 9. Реализация актов социального партнерства 1. Реализация актов социального партнерства осуществляетсясторонами, подписавшими акты социального партнерства. Координациядействий сторон в процессе социального партнерства осуществляетсякомиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемыхпри администрации Волгоградской области и при администрацияхмуниципальных образований. 2. Основными этапами реализации социального партнерстваявляются: подготовка и заключение акта о социально-экономическомпартнерстве; разработка мероприятий по выполнению акта социальногопартнерства; осуществление контроля за выполнением коллективногодоговора или соглашения (ежегодно, или в соответствии с планом, или поокончании каждого квартала). Статья 10. Комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений, порядок их формирования и права 1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений,ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений приадминистрации Волгоградской области и при администрациях муниципальныхобразований могут создаваться областная и территориальные постояннодействующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений. 2. Порядок формирования и права комиссий по регулированиюсоциально-трудовых отношений осуществляются в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений". Статья 11. Присоединение к соглашению 1. Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения,зарегистрированные на территории Волгоградской области, вправеприсоединиться к любому соглашению, в подготовке и заключении которогоони не участвовали. 2. Присоединяющиеся к соглашению добровольно приобретаютобязанность исполнения в полном объеме условий соглашения и правоконтроля за его выполнением. 3. В случаях, когда в Волгоградской области заключеноотраслевое тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение,в сферу действия которого включается не менее 50 процентов работниковотрасли, комитет по труду администрации Волгоградской области имеетправо предложить работодателям, не участвующим в заключении данногосоглашения, присоединиться к нему. 4. Если работодатели или соответствующие представителиработников в течение 30 календарных дней с момента полученияпредложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему,соглашение считается распространенным на данных работодателей смомента, получения предложения. 5. В случаях, когда на работников распространяются условияразличных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работниковусловия соглашений. Статья 12. Права и обязанности представителей работников 1. Интересы работников не могут представлять представителиработодателей, администраций предприятий, учреждений, организаций,обществ. 2. Представители работников имеют право: на участие в создании и работе соответствующих комиссий порегулированию социально-трудовых отношений; участие в урегулировании коллективных трудовых споров; ведение коллективных переговоров по подготовке и заключениюколлективных договоров и соглашений; осуществление контроля за выполнением коллективных договоров исоглашений; получение информации и статистических данных посоциально-трудовым вопросам сторон социального партнерства. 3. Представители работников обязаны: способствовать заключению коллективных договоров и соглашений; ежеквартально информировать стороны социального партнерства оходе выполнения соответствующих соглашений и не реже двух раз в год -о выполнении коллективных договоров, отстаивать требования и интересыработников. Статья 13. Права и обязанности представителей работодателей 1. Представители работодателей вправе: участвовать в создании и работе соответствующих комиссий порегулированию социально-трудовых отношений; контролировать выполнение сторонами социального партнерстваколлективных договоров, соглашений; участвовать в подготовке и обсуждении проектов коллективныхдоговоров и соглашений, проектов программ, решений органовгосударственной власти и органов местного самоуправления Волгоградскойобласти. 2. Представители работодателей обязаны: вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемымдля рассмотрения представителями работников; содействовать профсоюзам в осуществлении их деятельности (всоответствии с коллективным договором, соглашением); представлять имеющуюся у них информацию, необходимую дляколлективных переговоров; участвовать в подготовке и заключении коллективных договоров исоглашений и обеспечивать их выполнение; содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовыхспоров; ежеквартально информировать стороны социального партнерства оходе выполнения соответствующих соглашений и не реже двух раз в год -о выполнении коллективных договоров. Статья 14. Права и обязанности исполнительных органовгосударственной власти и местного самоуправления Исполнительные органы государственной власти и местногосамоуправления: принимают меры по созданию трехсторонних комиссий порегулированию социально-трудовых отношений, заключению соглашений и ихвыполнению; содействуют созданию объединений работодателей в целяхисполнения настоящего Закона с учетом структуры исполнительных органови соответствующих объединений профсоюзов; организуют работы по проведению примирительных процедур привозникновении коллективных трудовых споров; проверяют полномочия представителей сторон при ведениипереговоров и заключении соглашений; обеспечивают работу комиссий по регулированиюсоциально-трудовых отношений; принимают участие в выявлении причин возникновения коллективныхтрудовых споров; принимают меры к предотвращению коллективных трудовых споров; обеспечивают выполнение условий актов социального партнерства; обеспечивают дальнейшее развитие социального партнерства вВолгоградской области; разрабатывают проекты законодательных и иных нормативныхправовых актов по регулированию социально-трудовых отношений и посовершенствованию форм социального партнерства; учитывают мнение представителей работников и работодателей оподготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актовпо социально-трудовым вопросам, их применении, а также при разработкеи осуществлении планов экономического и социального развития. Статья 15. Критерии эффективности социального партнерства Критериями эффективности социального партнерства являются: реальное повышение благосостояния и жизненного уровнятрудящихся Волгоградской области; обеспечение занятости населения Волгоградской области; улучшение организации производственных процессов и условийохраны труда; снижение социальной напряженности и разрешение коллективныхтрудовых споров. Статья 16. Ответственность сторон социального партнерства 1. Стороны социального партнерства несут ответственность занарушение или невыполнение актов социального партнерства всоответствии с действующим законодательством. 2. Стороны социального партнерства вправе установитьдополнительные нормы ответственности в рамках актов социальногопартнерства при условии соблюдения действующих законодательных норм. 3. Предложения о привлечении к ответственности могут исходитьот любой из сторон при ущемлении ее прав, при установлении фактанарушения действующего законодательства или при нарушении настоящегоЗакона. 4. Привлечение к ответственности может осуществляться судом позаявлениям представителей работников, по решению соответствующегооргана по труду либо по инициативе прокурора. Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования. Глава администрации Волгоградской области Н.К. Максюта 29 ноября 1999 № 330-ОД

Отрасли

  • 060.020.040.000.000 - Социальное партнерство