Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 13.07.1994 № 116 «О проекте федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"»

Справка

Полное название Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 13.07.1994 № 116 «О проекте федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"»
Дата подписания 1994-07-13
Номер 116
Источники официального опубликования
  • Законодательство Вологодской области от 26.3.1996 г., № 3
Статус действия Действует без изменений
Ключевые слова кооперация, сельскохозяйственный

Текст

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13.07.94 № 116 г. Вологда О проекте федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" Рассмотрев проект федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать, что данный законопроект требует существенной доработки.

2. Направить в комитет Государственной Думы по аграрным вопросам замечания и предложения по представленному законопроекту (прилагаются).

Председатель Законодательного Собрания области Г.Т. Хрипель ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" Рассмотрев проект федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", постоянная комиссия по экономической политике, экологии и природопользованию отмечает необходимость принятия закона для придания юридического статуса деятельности сельскохозяйственных кооперативов.

Тем не менее предлагаем ряд замечаний по статьям проекта:

1. В статье 1 пункт 3 в данной редакции исключить, так как целью создания сельскохозяйственной кооперации является, на наш взгляд, насыщение рынка сельскохозяйственных товаров продукцией высокого качества, в необходимых объемах и широком ассортименте.

2. В статье 2 п.1 изложить в следующей редакции:

"Сельскохозяйственный кооператив - это объединение физических и юридических лиц или только физических лиц с целью производства сельхозпродукции или оказания услуг сельхозпроизводителям.

Экономической основой кооператива является общая собственность его членов (имущественная, земельная, денежная). Формы объединения собственности, распределения доходов определяются уставом кооператива".

Пункт 3 этой же статьи изложить в следующей редакции:

"Кооперативы могут специализироваться по следующим направлениям деятельности:

- производство сельхозпродукции;

- сбыт, хранение, переработка, транспортировка сельхозпродукции;

- снабжение, ремонт, техническое обслуживание сельхозтехники и оборудования, аппаратуры и т.д.;

- снабжение удобрениями, семенами, ядохимикатами и т.д.;

- агротехническое, зооветеринарное, информационное и т.п.

обслуживание;

- проектирование, строительство, ремонт сельхозобъектов, жилья, объектов соцкультбыта; строительство, ремонт дорог местного значения;

- кредитование, страхование;

- заготовка дикорастущих ягод, грибов, целебных трав, народный промысел, швейное производство;

- прочее, не запрещенное законом производство.

3. Из названия статьи 3 следует исключить слова "... и виды сельскохозяйственных кооперативов", так как виды кооперативов даются в ст.4.

4. Статью 4 и 5 объединить в одну.

Так как деление кооперативов на виды дано по одному основанию - структуре членства, то предлагаем следующую редакцию данной статьи:

товарищество - производственный (непроизводственный) кооператив, объединяющий юридических лиц;

колхоз - производственный кооператив, объединяющий физических лиц;

рыболовецкий колхоз - производственный кооператив, объединяющий физических лиц;

колхоз - производственный кооператив, объединяющий как физических так и юридических лиц;

обслуживающие кооперативы - объединения физических лиц.

Из пункта 2 статьи 5 следует, что кредитные и страховые сельхозкооперативы сами себя страхуют. В чем смысл существования таких кооперативов? 5. Ст.6, п.3 сформулировать так:

список учредителей - физических лиц с указанием паспортных данных и адресов, список учредителей - юридических лиц с предоставлением заверенной нотариатом копии уставов кооперативов, вошедших в другой кооператив".

6. В статье 8 п. 1 изложить в следующей редакции:

"Учреждение кооператива осуществляется по уведомительному принципу. Кооператив считается официально признанным как юридическое лицо с момента его регистрации органами местной администрации".

7. Ст. 10, п.1. В пункте сказано, что членом кооператива может быть... гражданин... достигший 16 лет, а в п.2 ст.8 учредителем может быть гражданин, достигший 18 лет. Учредитель - то же член кооператива.

Стало быть между членом кооператива - учредителем и просто членом есть разница, подход к возрасту. С другой строны, гражданин 16 лет, вступающий в трудовые отношения с кооперативом согласно п.5 ст.11 и п.1 ст.13 должен вносить вступительные и паевые взносы, нести ответственность по долгам кооператива и т.п. Согласно ст.60 Конституции РФ "гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет".

Чтобы устранить это противоречие, следует в Законе четко указать ограничения, исключения для несовершеннолетних лиц в части их прав и обязанностей, либо установить возраст 18 лет.

В пункт 5 ст.10 включить п.1 ст.14, объединить пункты в один.

8. Ст.13. Пункт первый исключить и начать статью с пункта 2.

9. Ст.16, пункт 1. Сказано, что общее собрание принимает устав кооператива, вносит в него изменения. Но поскольку устав был прежде принят учредителями, зарегистрирован в органах власти, а собрание согласно пункту 3 проводится не реже одного раза в год (считай, что один раз в год), то вновь принятые члены в течение года практически ничего изменить не могут, если даже в этом есть необходимость. Кроме того, если в устав внесены дополнения, изменения, то о них следует сообщать в орган, зарегистрировавший устав.

В п.7 этой же статьи не нужно регламентировать статус собрания.

Это прерогатива самих кооператоров.

10. Ст.24 п.2 исключить фразу "если иное не установлено данным законом и уставом кооператива". Это "иное" в данном законе не установлено (тем более конкретным уставом), и потому фраза излишня.

Пункт 4 ст.24 исключить, так как содержание пункта по сути противоречит п.3 ст.10.

Пункт 5 ст.24 исключить. По сути на вновь вступающего в кооператив законом возлагается солидарная ответственность за обязательства, в том числе и не выполненные к моменту вступления гражданина в кооператив.

11. Ст.25, п.1. Соответственно, из каких расчетов определен срок образования резервного фонда. Это зависит от экономического состояния кооператива, конъюнктуры рынка и т.д. Это компетенция самого кооператива, равно как делимость или неделимость фондов. Предлагаем исключить из редакции п.1 статьи 26 третье предложение и второй абзац полностью.

12. Пункт 2 ст.28 исключить, так как регламентация доли паевых выплат в процентах неприемлема. В законе сказано, что кооператив является самостоятельным, негосударственным. Регулировать долю выплат после расчетов с бюджетом, кредиторами кооператив вправе. Долю же выплат необходимо фиксировать в уставе.

13. Ст.29, п.1. Непонятно, какими по критериям определять "трудовое участие". Если же их нет, то вполне реально распределение:

начальству побольше, рядовому труженику - поменьше. Этот вопрос надо отрабатывать.

14. В ст.31. пункты 3 и 4 объединить и изложить в следующей редакции:

"Сельскохозяйственный кооператив продает продукцию, товары, услуги по договорным ценам. Кооперативы освобождены от обязательных поставок или предоставления услуг государству.

15. Ст.32, п.1. Сформулировать в таком виде:

"Кооператив имеет расчетный счет, другие счета в одном или нескольких банках. Банки обязаны открывать счета по заявлениям кооперативов".

16. Ст.36. пункт 2 целесообразно перенести в ст.37 одним из пунктов. Статья 36 как таковая излишня, конструктивно о социальной деятельности ничего не сказано.

17. Ст.37, п.1. Собственно, почему речь идет только о наемных работниках. Под трудовое законодательство подпадают не только наемные работники, но и члены кооператива, работодатели. Содержание ст.37 следует объединить со ст. 38. Численность наемных работников (п.1 ст.38) должна обуславливаться не соотношением наемных работников и членов кооператива, а потребностями производства, наличием вакантных рабочих мест.

18. Ст.38, п.3. Согласно ст.30 Конституция РФ предоставляет право создавать профессиональные союзы... не только наемному персоналу, но и членам кооператива. Непонятно, почему трудовые отношения для наемных работников и для членов кооператива даны раздельно. Это явно дискриминация. Члены кооператива в отличие от наемных имеют в кооперативе определенный пай, долю в распределении дохода, право участия в собраниях, выборах и т.п., а в остальном, что касается труда, условий труда, запрплаты они равны. Поэтому статьи 37, 38, 40 следует объединить.

19. Статья 39 пропущена.

20. Ст.40. В пункт 3 добавить, что минимальная заработная плата выплачивается согласно действующим законодательным документам.

21. Ст.41 излишня. Понятие колхоза дано в пункте 4 ст.4.

22. Ст.42. Ее надо объединить со ст.14 и четко, однозначно сформулировать понятия о категориях ассоциированных членов. А вообще эта путаница приведет к тому, что, например, паевой член, будет еще членом страхового или кредитного кооператива, будет участвовать в хозяйственных операциях и паевом капитале кооператива и получать определенные дивиденды. За счет кого и чего? Понятно, что это будет не рядовой труженик. Следует статью полностью переработать с тем, чтобы каждому рядовому члену кооператива было понятно, кто его коллеги, каковы их преимущества и т.п. в распределении доходов, оплаты труда.

За особенностями членства (таково название статьи) кроется один из главных вопросов - справедливое распределение доходов соответственно вложенному труду и паям, долям и т.п. А это элемент трудовых, экономических отношений. Поэтому статьи 42 и 43 следует объединить.

23. Ст.44. Подобное объединение от первого, второго... вполть до всероссийского есть вероятность образования монополиста на сельскохозяйственном рынке. Чтобы такого не произошло, следует в статье записать: "объединению кооперативов, начиная с первого уровня, должно предшествовать заключение (решение) соответствующего органа по антимонопольной политике (согласно Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91)".

24. Ст.48, п.3. Изложить в редакции:

"Ликвидационная комиссия материально отвечает перед коллективом за причиненные по ее вине убытки".

25. Ст.49, п.1. Содержание статьи следует привести в соответствие с положениями ст.ст. 17, 57 Основ гражданского законодательства и другими нормативными документами.

26. Ст. 50. Исключить полностью, как направленную на создание сверхмонопольного рынка сельхозтоваров".

Заключение.

1. Проект закона следует основательно отредактировать (многословность, повторы, стилистика, неточность формулировок, понятий, терминологии и т.п.).

2. Идеология закона характеризуется тем, что в основу организации и функционирования сельского хозяйства в целом закладывается коллективная форма хозяйства. Ей отдается предпочтение, приоритет. Это противоречит пункту 2 ст.8 Конституции РФ. Для разрешения противоречия следовало бы разработать единый закон о сельских товаропроизводителях.

первую часть закона посвятить коллективным частным, вторую - индивидуальным частным формам ведения хозяйства. В третьей же части отразить взаимодействия (отношения) между государством и данными формами собственности. Например, цены, дотации,льготы. соглашения. а также сферу действия законов о труде, оплате, социальных гарантиях и т.д., которые в равной мере обязательны к исполнению в обоих формах хозяйствования (собственности).

Отрасли

  • 090.000.000.000.000 - Хозяйственная деятельность
  • 090.060.000.000.000 - Сельское хозяйство