Справка
Полное название |
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 13.07.1994 № 116 «О проекте федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации"» |
Дата подписания |
1994-07-13 |
Номер |
116 |
Источники официального опубликования |
- Законодательство Вологодской области от 26.3.1996 г., № 3
|
Статус действия |
Действует без изменений |
Ключевые слова |
кооперация, сельскохозяйственный |
Текст
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.07.94 № 116
г. Вологда
О проекте федерального закона
"О сельскохозяйственной
кооперации"
Рассмотрев проект федерального закона "О сельскохозяйственной
кооперации", Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать, что данный законопроект требует существенной
доработки.
2. Направить в комитет Государственной Думы по аграрным вопросам
замечания и предложения по представленному законопроекту
(прилагаются).
Председатель Законодательного
Собрания области Г.Т. Хрипель
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по проекту федерального закона
"О сельскохозяйственной кооперации"
Рассмотрев проект федерального закона "О сельскохозяйственной
кооперации", постоянная комиссия по экономической политике, экологии и
природопользованию отмечает необходимость принятия закона для придания
юридического статуса деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
Тем не менее предлагаем ряд замечаний по статьям проекта:
1. В статье 1 пункт 3 в данной редакции исключить, так как целью
создания сельскохозяйственной кооперации является, на наш взгляд,
насыщение рынка сельскохозяйственных товаров продукцией высокого
качества, в необходимых объемах и широком ассортименте.
2. В статье 2 п.1 изложить в следующей редакции:
"Сельскохозяйственный кооператив - это объединение физических и
юридических лиц или только физических лиц с целью производства
сельхозпродукции или оказания услуг сельхозпроизводителям.
Экономической основой кооператива является общая собственность его
членов (имущественная, земельная, денежная). Формы объединения
собственности, распределения доходов определяются уставом кооператива".
Пункт 3 этой же статьи изложить в следующей редакции:
"Кооперативы могут специализироваться по следующим направлениям
деятельности:
- производство сельхозпродукции;
- сбыт, хранение, переработка, транспортировка сельхозпродукции;
- снабжение, ремонт, техническое обслуживание сельхозтехники и
оборудования, аппаратуры и т.д.;
- снабжение удобрениями, семенами, ядохимикатами и т.д.;
- агротехническое, зооветеринарное, информационное и т.п.
обслуживание;
- проектирование, строительство, ремонт сельхозобъектов, жилья,
объектов соцкультбыта; строительство, ремонт дорог местного значения;
- кредитование, страхование;
- заготовка дикорастущих ягод, грибов, целебных трав, народный
промысел, швейное производство;
- прочее, не запрещенное законом производство.
3. Из названия статьи 3 следует исключить слова "... и виды
сельскохозяйственных кооперативов", так как виды кооперативов даются в
ст.4.
4. Статью 4 и 5 объединить в одну.
Так как деление кооперативов на виды дано по одному основанию -
структуре членства, то предлагаем следующую редакцию данной статьи:
товарищество - производственный (непроизводственный) кооператив,
объединяющий юридических лиц;
колхоз - производственный кооператив, объединяющий физических лиц;
рыболовецкий колхоз - производственный кооператив, объединяющий
физических лиц;
колхоз - производственный кооператив, объединяющий как физических
так и юридических лиц;
обслуживающие кооперативы - объединения физических лиц.
Из пункта 2 статьи 5 следует, что кредитные и страховые
сельхозкооперативы сами себя страхуют. В чем смысл существования таких
кооперативов?
5. Ст.6, п.3 сформулировать так:
список учредителей - физических лиц с указанием паспортных данных
и адресов, список учредителей - юридических лиц с предоставлением
заверенной нотариатом копии уставов кооперативов, вошедших в другой
кооператив".
6. В статье 8 п. 1 изложить в следующей редакции:
"Учреждение кооператива осуществляется по уведомительному
принципу. Кооператив считается официально признанным как юридическое
лицо с момента его регистрации органами местной администрации".
7. Ст. 10, п.1. В пункте сказано, что членом кооператива может
быть... гражданин... достигший 16 лет, а в п.2 ст.8 учредителем может
быть гражданин, достигший 18 лет. Учредитель - то же член кооператива.
Стало быть между членом кооператива - учредителем и просто членом есть
разница, подход к возрасту. С другой строны, гражданин 16 лет,
вступающий в трудовые отношения с кооперативом согласно п.5 ст.11 и
п.1 ст.13 должен вносить вступительные и паевые взносы, нести
ответственность по долгам кооператива и т.п. Согласно ст.60
Конституции РФ "гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет".
Чтобы устранить это противоречие, следует в Законе четко указать
ограничения, исключения для несовершеннолетних лиц в части их прав и
обязанностей, либо установить возраст 18 лет.
В пункт 5 ст.10 включить п.1 ст.14, объединить пункты в один.
8. Ст.13. Пункт первый исключить и начать статью с пункта 2.
9. Ст.16, пункт 1. Сказано, что общее собрание принимает устав
кооператива, вносит в него изменения. Но поскольку устав был прежде
принят учредителями, зарегистрирован в органах власти, а собрание
согласно пункту 3 проводится не реже одного раза в год (считай, что
один раз в год), то вновь принятые члены в течение года практически
ничего изменить не могут, если даже в этом есть необходимость. Кроме
того, если в устав внесены дополнения, изменения, то о них следует
сообщать в орган, зарегистрировавший устав.
В п.7 этой же статьи не нужно регламентировать статус собрания.
Это прерогатива самих кооператоров.
10. Ст.24 п.2 исключить фразу "если иное не установлено данным
законом и уставом кооператива". Это "иное" в данном законе не
установлено (тем более конкретным уставом), и потому фраза излишня.
Пункт 4 ст.24 исключить, так как содержание пункта по сути
противоречит п.3 ст.10.
Пункт 5 ст.24 исключить. По сути на вновь вступающего в
кооператив законом возлагается солидарная ответственность за
обязательства, в том числе и не выполненные к моменту вступления
гражданина в кооператив.
11. Ст.25, п.1. Соответственно, из каких расчетов определен срок
образования резервного фонда. Это зависит от экономического состояния
кооператива, конъюнктуры рынка и т.д. Это компетенция самого
кооператива, равно как делимость или неделимость фондов. Предлагаем
исключить из редакции п.1 статьи 26 третье предложение и второй абзац
полностью.
12. Пункт 2 ст.28 исключить, так как регламентация доли паевых
выплат в процентах неприемлема. В законе сказано, что кооператив
является самостоятельным, негосударственным. Регулировать долю выплат
после расчетов с бюджетом, кредиторами кооператив вправе. Долю же
выплат необходимо фиксировать в уставе.
13. Ст.29, п.1. Непонятно, какими по критериям определять
"трудовое участие". Если же их нет, то вполне реально распределение:
начальству побольше, рядовому труженику - поменьше. Этот вопрос надо
отрабатывать.
14. В ст.31. пункты 3 и 4 объединить и изложить в следующей
редакции:
"Сельскохозяйственный кооператив продает продукцию, товары, услуги
по договорным ценам. Кооперативы освобождены от обязательных поставок
или предоставления услуг государству.
15. Ст.32, п.1. Сформулировать в таком виде:
"Кооператив имеет расчетный счет, другие счета в одном или
нескольких банках. Банки обязаны открывать счета по заявлениям
кооперативов".
16. Ст.36. пункт 2 целесообразно перенести в ст.37 одним из
пунктов. Статья 36 как таковая излишня, конструктивно о социальной
деятельности ничего не сказано.
17. Ст.37, п.1. Собственно, почему речь идет только о наемных
работниках. Под трудовое законодательство подпадают не только наемные
работники, но и члены кооператива, работодатели. Содержание ст.37
следует объединить со ст. 38. Численность наемных работников (п.1
ст.38) должна обуславливаться не соотношением наемных работников и
членов кооператива, а потребностями производства, наличием вакантных
рабочих мест.
18. Ст.38, п.3. Согласно ст.30 Конституция РФ предоставляет право
создавать профессиональные союзы... не только наемному персоналу, но и
членам кооператива. Непонятно, почему трудовые отношения для наемных
работников и для членов кооператива даны раздельно. Это явно
дискриминация. Члены кооператива в отличие от наемных имеют в
кооперативе определенный пай, долю в распределении дохода, право
участия в собраниях, выборах и т.п., а в остальном, что касается
труда, условий труда, запрплаты они равны. Поэтому статьи 37, 38, 40
следует объединить.
19. Статья 39 пропущена.
20. Ст.40. В пункт 3 добавить, что минимальная заработная плата
выплачивается согласно действующим законодательным документам.
21. Ст.41 излишня. Понятие колхоза дано в пункте 4 ст.4.
22. Ст.42. Ее надо объединить со ст.14 и четко, однозначно
сформулировать понятия о категориях ассоциированных членов. А вообще
эта путаница приведет к тому, что, например, паевой член, будет еще
членом страхового или кредитного кооператива, будет участвовать в
хозяйственных операциях и паевом капитале кооператива и получать
определенные дивиденды. За счет кого и чего? Понятно, что это будет не
рядовой труженик. Следует статью полностью переработать с тем, чтобы
каждому рядовому члену кооператива было понятно, кто его коллеги,
каковы их преимущества и т.п. в распределении доходов, оплаты труда.
За особенностями членства (таково название статьи) кроется один
из главных вопросов - справедливое распределение доходов
соответственно вложенному труду и паям, долям и т.п. А это элемент
трудовых, экономических отношений. Поэтому статьи 42 и 43 следует
объединить.
23. Ст.44. Подобное объединение от первого, второго... вполть до
всероссийского есть вероятность образования монополиста на
сельскохозяйственном рынке. Чтобы такого не произошло, следует в
статье записать: "объединению кооперативов, начиная с первого уровня,
должно предшествовать заключение (решение) соответствующего органа по
антимонопольной политике (согласно Закону РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от
22.03.91)".
24. Ст.48, п.3. Изложить в редакции:
"Ликвидационная комиссия материально отвечает перед коллективом
за причиненные по ее вине убытки".
25. Ст.49, п.1. Содержание статьи следует привести в соответствие
с положениями ст.ст. 17, 57 Основ гражданского законодательства и
другими нормативными документами.
26. Ст. 50. Исключить полностью, как направленную на создание
сверхмонопольного рынка сельхозтоваров".
Заключение.
1. Проект закона следует основательно отредактировать
(многословность, повторы, стилистика, неточность формулировок,
понятий, терминологии и т.п.).
2. Идеология закона характеризуется тем, что в основу организации
и функционирования сельского хозяйства в целом закладывается
коллективная форма хозяйства. Ей отдается предпочтение, приоритет. Это
противоречит пункту 2 ст.8 Конституции РФ. Для разрешения противоречия
следовало бы разработать единый закон о сельских товаропроизводителях.
первую часть закона посвятить коллективным частным, вторую -
индивидуальным частным формам ведения хозяйства. В третьей же части
отразить взаимодействия (отношения) между государством и данными
формами собственности. Например, цены, дотации,льготы. соглашения. а
также сферу действия законов о труде, оплате, социальных гарантиях и
т.д., которые в равной мере обязательны к исполнению в обоих формах
хозяйствования (собственности).
Отрасли
- 090.000.000.000.000 - Хозяйственная деятельность
- 090.060.000.000.000 - Сельское хозяйство