Закон Вологодской области от 27.09.1995 № 33-ОЗ «О зеленых зонах городов и населенных пунктов Вологодской области»

Справка

Полное название Закон Вологодской области от 27.09.1995 № 33-ОЗ «О зеленых зонах городов и населенных пунктов Вологодской области»
Дата подписания 1995-09-27
Номер 33-ОЗ
Источники официального опубликования
  • Газета "Губернские новости" от 10.10.1995 г.
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова город, зона

Текст

ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Законодательного Собрания Вологодской области от 04.06.99 г. № 365-ОЗ О ЗЕЛЕНЫХ ЗОНАХ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Раздел I. Общие положения Статья 1. Действие закона Настоящий закон вводится в целях упорядочения принципов выделения зеленых зон, определения режима природопользования в них и в целях осуществления единого направления ведения лесного хозяйства в лесах зеленых зон области.

Закон распространяется на зеленые зоны городов и других населенных пунктов, загородные лесопарки и другие леса, выполняющие преимущественно санитарно-гигиенические, рекреационные и защитные функции вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Статья 2. Территория и границы зеленых зон Зеленая зона города (населенного пункта) представляет собой территорию за пределами городской черты (границы населенного пункта), занятую лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, независимо в чьем ведении они находятся. Внешняя граница зеленой зоны определяется потребностью данного города (населенного пункта) в площади зеленых насаждений и целесообразностью включения в ее границы того или иного лесного квартала или земельного участка, отводимого для создания зеленой зоны.

Территориальное размещение лесов зеленых зон устанавливается в зависимости от необходимости защиты населенных пунктов от неблагоприятных воздействий промышленных выбросов предприятий, структуры существующих и проектируемых путей транспорта в пригородах, фактического и намечаемого размещения мест массового отдыха населения, наличия лесов, рек, озер и других водоемов, а также земель, пригодных для создания лесонасаждений.

Статья 3. Цели и задачи выделения зеленых зон Зеленые зоны выполняют санитарно-гигиенические функции, способствуют оздоровлению воздушного бассейна вокруг населенных пунктов, смягчению неблагоприятных природно-климатических и антропогенных фактров и являются местом отдыха населения.

Основные задачи ведения хозяйства в зеленых зонах:

обеспечение экологической устойчивости территорий городов и населенных пунктов;

формирование и сохранение вокруг городов и населенных пунктов долговечного здорового и живописного леса, способного противостоять неблагоприятным условиям среды, интенсивной посещаемости населения, оказывающего благоприятное воздействие на состояние климата и чистоту воздуха;

создание благоприятных условий отдыха населения как в летний, так и в зимний периоды.

Статья 4. Лесоустройство зеленых зон Леса зеленых зон подлежат лесоустройству по первому разряду. В лесопарковых частях зеленых зон, а также в местах активного отдыха населения производится ландшафтная таксация.

Статья 5. Режим пользования зеленых зон Режим природо- и землепользования в пределах зеленых зон регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации и области.

Раздел II. Компетенция областных органов власти и местного самоуправления, государственных органов лесного хозяйства, общественных организаций и граждан в области ведения лесного хозяйства в зеленых зонах Статья 6. Компетенция Губернатора области Губернатор области:

постановлением или решением утверждает размеры зеленых зон, в том числе лесопарковых частей, по представлению управления лесами, согласованному с органами охраны окружающей природной среды;

направляет материалы и обоснования по выделению зеленых зон или по изменению их границ в Федеральную службу лесного хозяйства России для перевода участков лесного фонда из других групп и категорий защищенности в зеленые зоны;

организует разработку проектов благоустройства зеленых зон.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления районов Органы местного самоуправления районов:

участвуют в разработке мероприятий по развитию зеленых зон и их благоустройству;

организуют через комитеты по земельным ресурсам подготовку землеустроительных дел и практический отвод земельных участков в границах зеленых зон для государственных и общественных нужд на основании соответствующих решений;

организуют разработку и выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров;

осуществляют контроль по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов зеленых зон;

за счет средств лесного дохода могут финансировать работы по благоустройству зеленых зон городов и других населенных пунктов;

совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о предоставлении участков лесного фонда, в том числе лесопарковых частей зеленых зон, в аренду;

совместно с владельцами лесного Фонда в установленном порядке ограничивают, приостанавливают или прекращают права пользования лесным фондом;

информируют население о правовом статусе зеленых зон, о предстоящем изъятии земель зеленой зоны, организуют охрану особо охраняемых природных территорий.

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления городов и населенных пунктов Органы местного самоуправления городов и населенных пунктов, вокруг которых выделены зеленые зоны:

совместно с органами местного самоуправления районов уточняют границы зеленых зон, при необходимости возбуждают ходатайства об отводе земельных участков под зеленые зоны, организуют составление и утверждение генеральных планов их благоустройства;

могут финансировать работы по благоустройству зеленых зон за счет средств местных бюджетов, пожертвований и других источников;

совместно с органами местного самоуправления районов осуществляют контроль за выполнением режима природо- и землепользования в границах зеленых зон.

Статья 9. Функции владельцев лесного фонда Владельцы лесного фонда:

обеспечивают охрану от пожаров и лесонарушений;

предоставляют в краткосрочное пользование или в аренду участки лесного фонда на основании совместных с органами местного самоуправления решений; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;

организуют и финансируют лесоустройство и составление проектов благоустройства;

проводят лесохозяйственные и другие мероприятия, предусмотренные лесоустройством и генеральным проектом благоустройства зеленых зон, с учетом выделяемых средств на их выполнение;

осуществляют контроль за всеми лесопользователями, выполняющими работы в зеленых зонах, за пребыванием населения в лесу;

приостанавливают проводимые лесопользователями работы на участках лесного фонда, где эти работы отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.

Статья 10. Права и обязанности общественных организаций и граждан Общественные организации и граждане, проживающие на данной территории:

в соответствии с действующим законодательством имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с определением границ зеленых зон, с изъятием и предоставлением в пользование земельных участков в зеленой зоне, а также затрагивающих интересы населения;

обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесу и другие требования, установленные специально уполномоченными государственными органами и местными органами власти.

III. Порядок выделения лесов в зеленые зоны и основные принципы организации лесного хозяйства в них Статья 11. Порядок выделения лесов в зеленые зоны Выделение лесов в зеленые зоны производится на основе генеральных планов развития городов, районных планировок и при разработке генеральных схем развития лесного хозяйства.

При отсутствии генеральных планов предложения о выделении зеленых зон могут вносить органы местного самоуправления городов и районов, лесхозы, промышленные предприятия, лечебные и научные учреждения, органы охраны природы и лесоустроительные предприятия, общественные организации и граждане.

Ходатайство о выделении зеленых зон возбуждается районными органами местного самоуправления.

Выделение зеленых зон во всех группах лесов производится Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с администрацией области, Минприроды и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Статья 12. Принципы ведения лесного хозяйства Леса зеленых зон подразделяются на лесопарковую и лесохозяйственную части.

В лесопарковую часть включаются участки, расположенные в живописной местности, вблизи железных и шоссейных дорог, рек, водных бассейнов и являющиеся местом отдыха населения, а также лесные площади, которые по своим эстетическим свойствам могут стать интенсивно посещаемыми после проведения работ по улучшению существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп.

К лесохозяйственной части относятся менее ценные лесные массивы, удаленные от населенных пунктов, не имеющие достаточно развитой транспортной сети, относительно слабо посещаемые населением.

Лесохозяйственная часть зеленой зоны выполняет санитарно-гигиенические и защитные функции, которые следует сочетать с соответствующей организацией лесопользования.

Основная задача ведения лесного хозяйства в лесопарковой части - формирование высокодекоративных устойчивых насаждений, создание лесопарковых ландшафтов и улучшение условий для отдыха населения путем осуществления системы мероприятий без нарушения естественной лесной среды.

В лесохозяйственной части зеленой зоны наряду с основным ее назначением - выполнение санитарно-гигиенических и защитных функций, производится организация лесопользования путем проведения рубок ухода, санитарных рубок и вырубок древостоев, теряющих свои функции.

Рубки главного пользования в лесопарковой части зеленой зоны запрещены.

Раздел IV. Порядок изъятия земель в зеленых зонах Статья 13. Порядок изъятия земель Изъятие земель зеленых зон для государственных и общественных нужд и перевод их в нелесные допускается в исключительных случаях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Использование земель зеленых зон для развития населенных пунктов, в том числе для жилищного и иного строительства, осуществления в соответствии с утвержденными генеральными планами развития городов и поселков.

Изъятие земель зеленых зон согласовывается с владельцами лесного фонда, с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, с администрацией области, с управлением лесами и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, санитарно - эпидемиологическими, архитектурно - планировочными).

Статья 14. Компенсация изъятия земель При изъятии лесных земель зеленой зоны обязательна компенсация равновеликой и равноценной площадью.

Статья 15. Оплата затрат по компенсации Проектирование границ земельных участков, включаемых в зеленую зону взамен изымаемых, и проектирование их благоустройства производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, в интересах которых производится изъятие земельных участков.

Сумма средств на необходимые проектные работы указывается в постановлении за изъятие земель и взимается в составе потерь лесохозяйственного производства.

Раздел V. Особенности лесохозяйственных мероприятий, проводимых в различных хозчастях лесов зеленых зон Статья 16. Выполнение лесохозяйственных работ Все лесохозяйственные мероприятия по сохранению и улучшению лесов зеленых зон проводятся в соответствии с действующими инструкциями, правилами и указаниями по охране лесов и ведению лесного хозяйства, с учетом специфических функций этих лесов.

С учетом выполняемых функций и значимости лесов зеленых зон проводится их противопожарное устройство: строительство пожарных наблюдательных вышек в количестве, обеспечивающем просматриваемость всей территории зеленой зоны, оснащение лесхозов радиосвязью, организация пожарно-химических станций, строительство искусственных водоемов при отсутствии рек и озер. В лесах зеленых зон устанавливаются аншлаги и художественно оформленные стенды, разъясняющие роль и значение этих лесов и призывающие соблюдать правила пожарной безопасности и природопользования.

Систематически проводятся санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия в соответствии с действующими санитарными правилами в лесах.

Размеры обходов лесной охраны устанавливаются с учетом обеспечения постоянного наземного патрулирования.

Регулирование состава и улучшение насаждений в целях повышения санитарно-гигиенических защитных функций леса и эстетического значения насаждений достигаются проведением рубок ухода, путем создания преимущественно разновозрастных, смешанных насаждений с участием двух-трех главных пород, долговечных, устойчивых к неблагоприятным факторам и обладающих высокой декоративностью.

В лесопарковых частях зеленых зон, в местах, наиболее посещаемых населением, для разнообразия ландшафта рекомендуется сохранять или направленно создавать чистые сосновые боры, березовые рощи.

Допускается создание насаждений с пониженными полнотами, неравномерным размещением насаждений по площади.

В лесопарковых частях зеленых зон допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).

Запрещаются подсочка и осмолоподсочка.

Статья 17. Особенности лесовосстановления При лесовосстановлении необходимо использовать не только местные породы, но и вводить новые декоративные деревья и кустарники (кедр, лиственница, пихта, голубая ель, клен, калина, жимолость и др.). В лесопарковой хозчасти целесообразно создавать дендропарки.

В насаждениях с преобладанием малоценных древесных пород проводится реконструкция с целью постепенного их перевода на новый состав древостоя.

Раздел VI. Пользование зеленой зоной Статья 18. Рубки главного пользования Рубки главного пользования в лесопарковой части зеленой зоны запрещены. Рубки главного пользования допускаются только в лесохозяйственной части зеленой зоны, преимущественно в виде добровольно-выборочных, равномерно-постепенных, группово-постепенных рубок.

Сплошные рубки проводятся только там, где другие способы рубок не обеспечивают замену насаждений, теряющих защитные функции, на высокопроизводительные насаждения главных (целевых) пород.

Лесовосстановление на площадях сплошных рубок производится с учетом ландшафтной планировки территории.

Статья 19. Использование зеленых зон в целях охоты В зеленых зонах городов и других населенных пунктов районного подчинения, имеющих зеленые зоны, охота на диких зверей и птиц не допускается. В зеленых зонах городов областного значения (Вологда, Череповец, Великий Устюг, Сокол) охота не допускается в десятикилометровой зоне от их границ и во всей лесопарковой части, если она выходит за пределы десятикилометровой зоны.

Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

При проведении всех мероприятий в зеленых зонах создаются благоприятные условия для обитания полезных животных.

В период гнездования выделяются зоны "покоя", создаются микрозаповедники, размер которых не должен превышать 10 процентов площади. В зимний период производится подкормка животных. Зоны "покоя" и микрозаповедники выделяются в лесоустроительных проектах и показываются на картографических материалах.

Раздел VII. Побочное пользование Статья 20. Побочное пользование В лесах зеленой зоны и приравненных к ним лесных землях допускаются сбор грибов, ягод и плодов, лесных семян, временное использование лесных площадей под пасеки, сбор лектехсырья, за исключением пихтовой лапки, сосновых почек и хвои, заготовки ивовой коры. Промысловая заготовка грибов, ягод и лектехсырья запрещена.

Сенокошение и выпас скота в лесах зеленой зоны регулируются органами местного самоуправления и владельцами лесного фонда.

Раздел VIII. Благоустройство Статья 21. Цели благоустройства К благоустройству зеленой зоны относятся устройство и ремонт дорог и подъездных путей, лесосушильные работы, строительство малых архитектурных форм, очистка территорий.

В лесопарковой хозчасти кроме того рекомендуется:

устройство дорожно-тропиночной сети для полного, равномерного использования территории;

уход за реками и водоемами в соответствии с положением о водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ;

устройство мест отдыха и курения, укрытия от дождя и прочих малых архитектурных форм благоустройства территорий;

обогащение травяного покрова путем посева многолетних трав, особенно на полянах;

выделение мест для торговых точек (стойки, буфеты и т.п.);

обустройство родников;

иные мероприятия.

Статья 22. Исполнители и источники финансирования благоустройства Мероприятия по благоустройству территории зеленой зоны производятся лесохозяйственными предприятиями, другими владельцами лесного фонда за счет средств бюджета городов и населенных пунктов, вокруг которых они выделены, и собственных средств.

Строительство объектов лесохозяйственного назначения на территории лесов зеленых зон осуществляется по проектам, предусматривающим соответствующее архитектурное оформление по выданным районными (городскими) архитекторами архитектурно-планировочным заданиям.

Раздел IX. Арендные отношения Статья 23. Виды арендных отношений На основании совместных решений органов местного самоуправления и владельцев лесного фонда участки лесного фонда зеленых зон могут передаваться в аренду на следующие виды пользования:

использование участков леса в культурно-оздоровительных и санитарно-гигиенических целях;

проведение рубок ухода, санитарных рубок и прочих рубок с целью осуществления лесохозяйственных мероприятий (разрубка просек, устройство противопожарных и лесохозяйственных дорог);

ведение пчеловодства.

Средства, полученные за счет платного природопользования в лесах зеленых зон, полностью направляются в распоряжение лесхозов на выполнение работ по уходу, восстановлению и охране зеленых зон.

Статья 24. Льготы по лесным податям Владельцы лесного фонда или организации, выполняющие полный комплекс работ по лесному хозяйству в лесах зеленых зон, освобождаются от уплаты лесных податей за все виды лесопользования в зеленых зонах.

Раздел X. Лесной кадастр и мониторинг Статья 25. Виды учетных работ В отношении земель, относящихся к зеленых зонам, ведутся учет лесного фонда, лесной кадастр и мониторинг в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Раздел XI. Контроль за состоянием лесов и природопользованием, штрафные санкции и взыскание за ущерб Статья 26. Контроль за состоянием лесов и природопользованием Контроль за состоянием лесов и природопользованием в зеленых зонах осуществляется администрацией области, органами местного самоуправления, государственной лесной охраной и соответствующими природоохранными службами.

Статья 27. Возмещение ущерба Предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный нарушением лесного, природоохранного и земельного законодательства в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствующих случаях виновные лица несут административную и уголовную ответственность.

Губернатор области Н.М. Подгорнов Принят Законодательным Собранием области 15 сентября 1995 года г. Вологда 27 сентября 1995 года № 33-ОЗ

Отрасли

  • 110.000.000.000.000 - Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
  • 110.010.140.000.000 - Особо охраняемые природные территории и объекты