Справка
Полное название |
Закон Вологодской области от 27.09.1995 № 33-ОЗ «О зеленых зонах городов и населенных пунктов Вологодской области» |
Дата подписания |
1995-09-27 |
Номер |
33-ОЗ |
Источники официального опубликования |
- Газета "Губернские новости" от 10.10.1995 г.
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
город, зона |
Текст
ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратил силу - Закон
Законодательного Собрания
Вологодской области
от 04.06.99 г. № 365-ОЗ
О ЗЕЛЕНЫХ ЗОНАХ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Действие закона
Настоящий закон вводится в целях упорядочения принципов выделения
зеленых зон, определения режима природопользования в них и в целях
осуществления единого направления ведения лесного хозяйства в лесах
зеленых зон области.
Закон распространяется на зеленые зоны городов и других
населенных пунктов, загородные лесопарки и другие леса, выполняющие
преимущественно санитарно-гигиенические, рекреационные и защитные
функции вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм
собственности.
Статья 2. Территория и границы зеленых зон
Зеленая зона города (населенного пункта) представляет собой
территорию за пределами городской черты (границы населенного пункта),
занятую лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями,
независимо в чьем ведении они находятся. Внешняя граница зеленой зоны
определяется потребностью данного города (населенного пункта) в
площади зеленых насаждений и целесообразностью включения в ее границы
того или иного лесного квартала или земельного участка, отводимого для
создания зеленой зоны.
Территориальное размещение лесов зеленых зон устанавливается в
зависимости от необходимости защиты населенных пунктов от
неблагоприятных воздействий промышленных выбросов предприятий,
структуры существующих и проектируемых путей транспорта в пригородах,
фактического и намечаемого размещения мест массового отдыха населения,
наличия лесов, рек, озер и других водоемов, а также земель, пригодных
для создания лесонасаждений.
Статья 3. Цели и задачи выделения зеленых зон
Зеленые зоны выполняют санитарно-гигиенические функции,
способствуют оздоровлению воздушного бассейна вокруг населенных
пунктов, смягчению неблагоприятных природно-климатических и
антропогенных фактров и являются местом отдыха населения.
Основные задачи ведения хозяйства в зеленых зонах:
обеспечение экологической устойчивости территорий городов и
населенных пунктов;
формирование и сохранение вокруг городов и населенных пунктов
долговечного здорового и живописного леса, способного противостоять
неблагоприятным условиям среды, интенсивной посещаемости населения,
оказывающего благоприятное воздействие на состояние климата и чистоту
воздуха;
создание благоприятных условий отдыха населения как в летний, так
и в зимний периоды.
Статья 4. Лесоустройство зеленых зон
Леса зеленых зон подлежат лесоустройству по первому разряду. В
лесопарковых частях зеленых зон, а также в местах активного отдыха
населения производится ландшафтная таксация.
Статья 5. Режим пользования зеленых зон
Режим природо- и землепользования в пределах зеленых зон
регулируется соответствующими законодательными актами Российской
Федерации и области.
Раздел II. Компетенция областных органов власти и местного
самоуправления, государственных органов лесного
хозяйства, общественных организаций и граждан в
области ведения лесного хозяйства в зеленых зонах
Статья 6. Компетенция Губернатора области
Губернатор области:
постановлением или решением утверждает размеры зеленых зон, в том
числе лесопарковых частей, по представлению управления лесами,
согласованному с органами охраны окружающей природной среды;
направляет материалы и обоснования по выделению зеленых зон или
по изменению их границ в Федеральную службу лесного хозяйства России
для перевода участков лесного фонда из других групп и категорий
защищенности в зеленые зоны;
организует разработку проектов благоустройства зеленых зон.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления
районов
Органы местного самоуправления районов:
участвуют в разработке мероприятий по развитию зеленых зон и их
благоустройству;
организуют через комитеты по земельным ресурсам подготовку
землеустроительных дел и практический отвод земельных участков в
границах зеленых зон для государственных и общественных нужд на
основании соответствующих решений;
организуют разработку и выполнение мероприятий по охране лесов от
пожаров;
осуществляют контроль по использованию, воспроизводству, охране и
защите лесов зеленых зон;
за счет средств лесного дохода могут финансировать работы по
благоустройству зеленых зон городов и других населенных пунктов;
совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о
предоставлении участков лесного фонда, в том числе лесопарковых частей
зеленых зон, в аренду;
совместно с владельцами лесного Фонда в установленном порядке
ограничивают, приостанавливают или прекращают права пользования лесным
фондом;
информируют население о правовом статусе зеленых зон, о
предстоящем изъятии земель зеленой зоны, организуют охрану особо
охраняемых природных территорий.
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления городов
и населенных пунктов
Органы местного самоуправления городов и населенных пунктов,
вокруг которых выделены зеленые зоны:
совместно с органами местного самоуправления районов уточняют
границы зеленых зон, при необходимости возбуждают ходатайства об
отводе земельных участков под зеленые зоны, организуют составление и
утверждение генеральных планов их благоустройства;
могут финансировать работы по благоустройству зеленых зон за счет
средств местных бюджетов, пожертвований и других источников;
совместно с органами местного самоуправления районов осуществляют
контроль за выполнением режима природо- и землепользования в границах
зеленых зон.
Статья 9. Функции владельцев лесного фонда
Владельцы лесного фонда:
обеспечивают охрану от пожаров и лесонарушений;
предоставляют в краткосрочное пользование или в аренду участки
лесного фонда на основании совместных с органами местного
самоуправления решений; при этом участие владельцев лесного фонда в
принятии такого решения ограничивается определением условий,
соответствующих установленным лесоводственным требованиям;
организуют и финансируют лесоустройство и составление проектов
благоустройства;
проводят лесохозяйственные и другие мероприятия, предусмотренные
лесоустройством и генеральным проектом благоустройства зеленых зон, с
учетом выделяемых средств на их выполнение;
осуществляют контроль за всеми лесопользователями, выполняющими
работы в зеленых зонах, за пребыванием населения в лесу;
приостанавливают проводимые лесопользователями работы на участках
лесного фонда, где эти работы отрицательно влияют на состояние и
воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных
требований.
Статья 10. Права и обязанности общественных организаций и
граждан
Общественные организации и граждане, проживающие на данной
территории:
в соответствии с действующим законодательством имеют право
участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с определением границ
зеленых зон, с изъятием и предоставлением в пользование земельных
участков в зеленой зоне, а также затрагивающих интересы населения;
обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесу и другие
требования, установленные специально уполномоченными государственными
органами и местными органами власти.
III. Порядок выделения лесов в зеленые зоны и основные
принципы организации лесного хозяйства в них
Статья 11. Порядок выделения лесов в зеленые зоны
Выделение лесов в зеленые зоны производится на основе генеральных
планов развития городов, районных планировок и при разработке
генеральных схем развития лесного хозяйства.
При отсутствии генеральных планов предложения о выделении зеленых
зон могут вносить органы местного самоуправления городов и районов,
лесхозы, промышленные предприятия, лечебные и научные учреждения,
органы охраны природы и лесоустроительные предприятия, общественные
организации и граждане.
Ходатайство о выделении зеленых зон возбуждается районными
органами местного самоуправления.
Выделение зеленых зон во всех группах лесов производится
Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с
администрацией области, Минприроды и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами.
Статья 12. Принципы ведения лесного хозяйства
Леса зеленых зон подразделяются на лесопарковую и
лесохозяйственную части.
В лесопарковую часть включаются участки, расположенные в
живописной местности, вблизи железных и шоссейных дорог, рек, водных
бассейнов и являющиеся местом отдыха населения, а также лесные
площади, которые по своим эстетическим свойствам могут стать
интенсивно посещаемыми после проведения работ по улучшению
существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп.
К лесохозяйственной части относятся менее ценные лесные массивы,
удаленные от населенных пунктов, не имеющие достаточно развитой
транспортной сети, относительно слабо посещаемые населением.
Лесохозяйственная часть зеленой зоны выполняет санитарно-гигиенические
и защитные функции, которые следует сочетать с соответствующей
организацией лесопользования.
Основная задача ведения лесного хозяйства в лесопарковой части -
формирование высокодекоративных устойчивых насаждений, создание
лесопарковых ландшафтов и улучшение условий для отдыха населения путем
осуществления системы мероприятий без нарушения естественной лесной
среды.
В лесохозяйственной части зеленой зоны наряду с основным ее
назначением - выполнение санитарно-гигиенических и защитных функций,
производится организация лесопользования путем проведения рубок ухода,
санитарных рубок и вырубок древостоев, теряющих свои функции.
Рубки главного пользования в лесопарковой части зеленой зоны
запрещены.
Раздел IV. Порядок изъятия земель в зеленых зонах
Статья 13. Порядок изъятия земель
Изъятие земель зеленых зон для государственных и общественных
нужд и перевод их в нелесные допускается в исключительных случаях в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Использование земель зеленых зон для развития населенных пунктов, в
том числе для жилищного и иного строительства, осуществления в
соответствии с утвержденными генеральными планами развития городов и
поселков.
Изъятие земель зеленых зон согласовывается с владельцами лесного
фонда, с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, с
администрацией области, с управлением лесами и соответствующими
службами (экологическими, природоохранными, санитарно -
эпидемиологическими, архитектурно - планировочными).
Статья 14. Компенсация изъятия земель
При изъятии лесных земель зеленой зоны обязательна компенсация
равновеликой и равноценной площадью.
Статья 15. Оплата затрат по компенсации
Проектирование границ земельных участков, включаемых в зеленую
зону взамен изымаемых, и проектирование их благоустройства
производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, в
интересах которых производится изъятие земельных участков.
Сумма средств на необходимые проектные работы указывается в
постановлении за изъятие земель и взимается в составе потерь
лесохозяйственного производства.
Раздел V. Особенности лесохозяйственных мероприятий, проводимых
в различных хозчастях лесов зеленых зон
Статья 16. Выполнение лесохозяйственных работ
Все лесохозяйственные мероприятия по сохранению и улучшению лесов
зеленых зон проводятся в соответствии с действующими инструкциями,
правилами и указаниями по охране лесов и ведению лесного хозяйства, с
учетом специфических функций этих лесов.
С учетом выполняемых функций и значимости лесов зеленых зон
проводится их противопожарное устройство: строительство пожарных
наблюдательных вышек в количестве, обеспечивающем просматриваемость
всей территории зеленой зоны, оснащение лесхозов радиосвязью,
организация пожарно-химических станций, строительство искусственных
водоемов при отсутствии рек и озер. В лесах зеленых зон
устанавливаются аншлаги и художественно оформленные стенды,
разъясняющие роль и значение этих лесов и призывающие соблюдать
правила пожарной безопасности и природопользования.
Систематически проводятся санитарно-оздоровительные и
профилактические мероприятия в соответствии с действующими санитарными
правилами в лесах.
Размеры обходов лесной охраны устанавливаются с учетом
обеспечения постоянного наземного патрулирования.
Регулирование состава и улучшение насаждений в целях повышения
санитарно-гигиенических защитных функций леса и эстетического значения
насаждений достигаются проведением рубок ухода, путем создания
преимущественно разновозрастных, смешанных насаждений с участием
двух-трех главных пород, долговечных, устойчивых к неблагоприятным
факторам и обладающих высокой декоративностью.
В лесопарковых частях зеленых зон, в местах, наиболее посещаемых
населением, для разнообразия ландшафта рекомендуется сохранять или
направленно создавать чистые сосновые боры, березовые рощи.
Допускается создание насаждений с пониженными полнотами, неравномерным
размещением насаждений по площади.
В лесопарковых частях зеленых зон допускаются только рубки ухода
за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки
(расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с
прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных
разрывов и для других подобных целей).
Запрещаются подсочка и осмолоподсочка.
Статья 17. Особенности лесовосстановления
При лесовосстановлении необходимо использовать не только местные
породы, но и вводить новые декоративные деревья и кустарники (кедр,
лиственница, пихта, голубая ель, клен, калина, жимолость и др.). В
лесопарковой хозчасти целесообразно создавать дендропарки.
В насаждениях с преобладанием малоценных древесных пород
проводится реконструкция с целью постепенного их перевода на новый
состав древостоя.
Раздел VI. Пользование зеленой зоной
Статья 18. Рубки главного пользования
Рубки главного пользования в лесопарковой части зеленой зоны
запрещены. Рубки главного пользования допускаются только в
лесохозяйственной части зеленой зоны, преимущественно в виде
добровольно-выборочных, равномерно-постепенных, группово-постепенных
рубок.
Сплошные рубки проводятся только там, где другие способы рубок не
обеспечивают замену насаждений, теряющих защитные функции, на
высокопроизводительные насаждения главных (целевых) пород.
Лесовосстановление на площадях сплошных рубок производится с
учетом ландшафтной планировки территории.
Статья 19. Использование зеленых зон в целях охоты
В зеленых зонах городов и других населенных пунктов районного
подчинения, имеющих зеленые зоны, охота на диких зверей и птиц не
допускается. В зеленых зонах городов областного значения (Вологда,
Череповец, Великий Устюг, Сокол) охота не допускается в
десятикилометровой зоне от их границ и во всей лесопарковой части,
если она выходит за пределы десятикилометровой зоны.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира
должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим
объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их
обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в
данной области, и по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и
лесных ресурсов.
При проведении всех мероприятий в зеленых зонах создаются
благоприятные условия для обитания полезных животных.
В период гнездования выделяются зоны "покоя", создаются
микрозаповедники, размер которых не должен превышать 10 процентов
площади. В зимний период производится подкормка животных. Зоны "покоя"
и микрозаповедники выделяются в лесоустроительных проектах и
показываются на картографических материалах.
Раздел VII. Побочное пользование
Статья 20. Побочное пользование
В лесах зеленой зоны и приравненных к ним лесных землях
допускаются сбор грибов, ягод и плодов, лесных семян, временное
использование лесных площадей под пасеки, сбор лектехсырья, за
исключением пихтовой лапки, сосновых почек и хвои, заготовки ивовой
коры. Промысловая заготовка грибов, ягод и лектехсырья запрещена.
Сенокошение и выпас скота в лесах зеленой зоны регулируются
органами местного самоуправления и владельцами лесного фонда.
Раздел VIII. Благоустройство
Статья 21. Цели благоустройства
К благоустройству зеленой зоны относятся устройство и ремонт
дорог и подъездных путей, лесосушильные работы, строительство малых
архитектурных форм, очистка территорий.
В лесопарковой хозчасти кроме того рекомендуется:
устройство дорожно-тропиночной сети для полного, равномерного
использования территории;
уход за реками и водоемами в соответствии с положением о
водоохранных зонах рек, озер и водохранилищ;
устройство мест отдыха и курения, укрытия от дождя и прочих малых
архитектурных форм благоустройства территорий;
обогащение травяного покрова путем посева многолетних трав,
особенно на полянах;
выделение мест для торговых точек (стойки, буфеты и т.п.);
обустройство родников;
иные мероприятия.
Статья 22. Исполнители и источники финансирования
благоустройства
Мероприятия по благоустройству территории зеленой зоны
производятся лесохозяйственными предприятиями, другими владельцами
лесного фонда за счет средств бюджета городов и населенных пунктов,
вокруг которых они выделены, и собственных средств.
Строительство объектов лесохозяйственного назначения на
территории лесов зеленых зон осуществляется по проектам,
предусматривающим соответствующее архитектурное оформление по выданным
районными (городскими) архитекторами архитектурно-планировочным
заданиям.
Раздел IX. Арендные отношения
Статья 23. Виды арендных отношений
На основании совместных решений органов местного самоуправления и
владельцев лесного фонда участки лесного фонда зеленых зон могут
передаваться в аренду на следующие виды пользования:
использование участков леса в культурно-оздоровительных и
санитарно-гигиенических целях;
проведение рубок ухода, санитарных рубок и прочих рубок с целью
осуществления лесохозяйственных мероприятий (разрубка просек,
устройство противопожарных и лесохозяйственных дорог);
ведение пчеловодства.
Средства, полученные за счет платного природопользования в лесах
зеленых зон, полностью направляются в распоряжение лесхозов на
выполнение работ по уходу, восстановлению и охране зеленых зон.
Статья 24. Льготы по лесным податям
Владельцы лесного фонда или организации, выполняющие полный
комплекс работ по лесному хозяйству в лесах зеленых зон, освобождаются
от уплаты лесных податей за все виды лесопользования в зеленых зонах.
Раздел X. Лесной кадастр и мониторинг
Статья 25. Виды учетных работ
В отношении земель, относящихся к зеленых зонам, ведутся учет
лесного фонда, лесной кадастр и мониторинг в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Раздел XI. Контроль за состоянием лесов и природопользованием,
штрафные санкции и взыскание за ущерб
Статья 26. Контроль за состоянием лесов и природопользованием
Контроль за состоянием лесов и природопользованием в зеленых
зонах осуществляется администрацией области, органами местного
самоуправления, государственной лесной охраной и соответствующими
природоохранными службами.
Статья 27. Возмещение ущерба
Предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане
обязаны возмещать ущерб, причиненный нарушением лесного,
природоохранного и земельного законодательства в размерах и порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствующих случаях виновные лица несут административную и
уголовную ответственность.
Губернатор области Н.М. Подгорнов
Принят Законодательным Собранием области 15 сентября 1995 года
г. Вологда
27 сентября 1995 года
№ 33-ОЗ
Отрасли
- 110.000.000.000.000 - Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
- 110.010.140.000.000 - Особо охраняемые природные территории и объекты