Закон Кировской области от 10.03.1998 № 35-ЗО «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области»

Справка

Полное название Закон Кировской области от 10.03.1998 № 35-ЗО «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области»
Дата подписания 1998-03-10
Номер 35-ЗО
Источники официального опубликования
  • «Вятский край» от 18.3.1998 г., № 51
  • Вестник Кировской областной Думы и администрации области от 24.4.1998 г., № 2, ст. 18
Статус действия Утратил силу
Ключевые слова дети, несовершеннолетний, опека, орган, патронаж, полномочия, попечительство, местное самоуправление

Текст

ЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Кировской области от 02.06.2006 г. № 12-ЗО "Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области" Принят Кировской областной Думой 24 февраля 1998 года (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа организации опеки и попечительства Правовую основу организации опеки и попечительства в Кировской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав (Основной Закон) Кировской области, настоящий Закон, Уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления области. (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются понятия:

опека и попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных или неполностью дееспособных лиц, проявления государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающая их содержание, воспитание и образование (опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет и недееспособными гражданами; попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными судом в дееспособности);

патронаж - форма защиты прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке вследствие чего усыновленные дети по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным детям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению; (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель; (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных swpefdemhi и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) недееспособное лицо - гражданин, признанный судом недееспособным, вследствие психического расстройства;

лицо, ограниченное в дееспособности - гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными налитками или наркотическими средствами.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 3. Органы опеки и попечительства Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Функции по опеке и попечительству осуществляют:

в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы управления образованием;

в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением;

в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве государства, - муниципальные органы социальной защиты населения.

Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних;

защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по опеке и попечительству В соответствии с возложенными задачами органы местного самоуправления, как органы опеки и попечительства:

организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

принимают решение об устройстве выявленных лиц в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;

устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными, ограниченно дееспособными;

назначают опекунов (попечителей), освобождают и отстраняют опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;

заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) в приемную семью;

решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их прав и интересов;

обеспечивают выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации;

представляют в судах интересы несовершеннолетних и подопечных лиц, предъявляют в суды иски, связанные с защитой их прав и законных интересов, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;

принимают меры по защите имущественных, жилищных, личных неимущественных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных законодательством;

дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену и дарению имущества подопечных, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выдел из него долей, и любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных;

дают разрешение на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, имеющие право пользования данными жилыми помещениями, а также в других случаях, предусмотренных законом;

дают согласие на отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы;

принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случаях, предусмотренных законодательством;

решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству, уставам муниципальных образований.";

4) абзац четвертый статьи 7 изложить в следующей редакции:

"предоставляют сведения о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных на воспитание в семью по месту их фактического нахождения, в департамент образования области для (формирования регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

(Статья в редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО) Статья 6. Осуществление общих функций по опеке и попечительству Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на них обязанностей;

осуществляют устройство нуждающихся в опеке (попечительстве) несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, обеспечивают сохранность их имущества;

ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека (попечительство);

осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей), оказывают им помощь в организации медицинского обслуживания и трудоустройства подопечных;

в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, в том числе использования ими опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

готовят материалы о назначении выплат денежных средств на содержание подопечного в порядке размерах, установленных Правительством Российской Федерации;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений;

оказывают информационную, психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов подопечных.

Статья 7. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних муниципальные органы управления образованием:

организуют работу с должностными лицами, гражданами по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвуют в выявлении данной категории детей, ведут их учет;

осуществляют в месячный срок подготовку документов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для установления опеки (попечительства), помещения их в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности, обеспечивают устройство в образовательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

при наличии правовых оснований для усыновления ребенка и невозможности передачи его на воспитание в семью в месячный срок направляют сведения о нем в орган управления образованием администрации области для постановки на централизованный учет в федеральном банке данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью;

ведут учет лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей) взять под опеку (попечительство), в приемную семью;

проводят обследование жилищно-бытовых условий лиц, желающих взять ребенка на воспитание в семью, на основании которого готовят заключение о возможности их быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями;

оказывают помощь в подборе ребенка (детей) кандидатам в усыновители, опекунам (попечителям), приемным родителям;

готовят по запросу суда заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка;

участвуют в рассмотрении судом дел об установлении усыновления (удочерения);

возбуждают в судах дела об отмене усыновления (удочерения);

беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;

оказывают помощь опекунам (попечителям), приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха детей;

дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

готовят необходимые документы для вынесения решения о создании приемной семьи;

осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка (детей);

дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи и других случаях, предусмотренных законодательством;

разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;

участвуют в исполнении решений судов о передаче, отобрании детей;

осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

привлекают общественность к работе по охране прав несовершеннолетних;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 8. Функции по опеке и попечительству органов управления здравоохранением В целях защиты прав и интересов лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, органы управления здравоохранением и попечительства:

выявляют душевнобольных, нуждающихся в установлении над ними опеки;

готовят документы для рассмотрения в суде дел о признании лиц недееспособными или ограниченно дееспособными;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными.

Статья 9. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов социальной защиты В целях защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в попечительстве государства, муниципальные органы социальной защиты:

выявляют совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать самостоятельно свои права и исполнять обязанности, и нуждаются в попечительстве;

оказывают необходимую помощь данной категории лиц до установления попечительства в форме патронажа;

осуществляют устройство в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

рассматривают документы лиц, желающих осуществлять патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в попечительстве, на основании чего делают заключение об их возможности быть попечителями (помощниками);

устанавливают патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья, о их соглашения;

прекращают патронаж по требованию лиц, находящихся под патронажем;

осуществляют контроль за выполнением возложенных на попечителей обязанностей по реализации прав их подопечных;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, оказывают им социальную и материальную помощь;

осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, в приюты и центры социально-бытовой реабилитации;

выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 10. Контроль за деятельностью органов, осуществляющих работу по опеке и попечительству Контроль за деятельностью органов, осуществляющих работу по опеке и попечительству, проводится должностными лицами и органами государственной власти в соответствии с законодательством.

Формы и методы контроля определяются нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.

Статья 11. Кадровое обеспечение Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних в органах местного самоуправления предусматриваются специальные должности инспекторов по охране прав детей из расчета 1 специалист на 5 тысяч детского (от 0 до 13 лет) населения, но не менее одного специалиста на муниципальное образование в соответствии с законодательством.

Расходы, связанные с осуществлением функций по опеке и попечительству, планируются и производятся из местного бюджета соответствующего муниципального образования.

Статья 12. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение настоящего Закона За неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона "Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области" органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор Кировской области В. Н. Сергеенков г. Киров 10 марта 1998 года № 35-ЗО

Отрасли

  • 030.020.050.000.000 - Опека и попечительство (см. также 040.060.030)