Справка
Полное название |
Закон Кировской области от 10.03.1998 № 35-ЗО «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области» |
Дата подписания |
1998-03-10 |
Номер |
35-ЗО |
Источники официального опубликования |
- «Вятский край» от 18.3.1998 г., № 51
- Вестник Кировской областной Думы и администрации области от 24.4.1998 г., № 2, ст. 18
|
Статус действия |
Утратил силу |
Ключевые слова |
дети, несовершеннолетний, опека, орган, патронаж, полномочия, попечительство, местное самоуправление |
Текст
ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратил силу - Закон Кировской
области от 02.06.2006 г. № 12-ЗО
"Об организации деятельности по опеке и попечительству
в Кировской области"
Принят Кировской областной Думой 24 февраля 1998 года
(В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
Настоящий Закон регулирует вопросы организации и деятельности по
осуществлению опеки и попечительства на территории области в
соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской
Федерации федеральным законодательством.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа организации опеки и попечительства
Правовую основу организации опеки и попечительства в Кировской
области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное
законодательство, Устав (Основной Закон) Кировской области, настоящий
Закон, Уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты
органов государственной власти и местного самоуправления области. (В
редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются понятия:
опека и попечительство - форма защиты прав и интересов
несовершеннолетних, недееспособных или неполностью дееспособных лиц,
проявления государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся
без попечения родителей, обеспечивающая их содержание, воспитание и
образование (опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста
14 лет и недееспособными гражданами; попечительство устанавливается
над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами,
ограниченными судом в дееспособности);
патронаж - форма защиты прав совершеннолетних дееспособных
граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче
ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и
попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными
гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); (В редакции
Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью,
устанавливаемая в судебном порядке вследствие чего усыновленные дети
по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным
детям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах
и обязанностях к родственникам по происхождению; (В редакции Закона
Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба
родителя или единственный родитель; (В редакции Закона Кировской
области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до
18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих
родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их
родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием
родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно
дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их
умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и
интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных swpefdemhi и в иных случаях признания ребенка оставшимся
без попечения родителей в установленном законом порядке; (В редакции
Закона Кировской области от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
недееспособное лицо - гражданин, признанный судом недееспособным,
вследствие психического расстройства;
лицо, ограниченное в дееспособности - гражданин, ограниченный
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными налитками
или наркотическими средствами.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Статья 3. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы местного
самоуправления.
Функции по опеке и попечительству осуществляют:
в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы
управления образованием;
в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, - органы управления здравоохранением;
в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве
государства, - муниципальные органы социальной защиты населения.
Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье;
осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов
несовершеннолетних;
защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов
совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или не
полностью дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных
граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по опеке и
попечительству
В соответствии с возложенными задачами органы местного
самоуправления, как органы опеки и попечительства:
организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных
условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности;
принимают решение об устройстве выявленных лиц в воспитательное
учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты
населения, приемную семью;
устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними
детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными
судом недееспособными, ограниченно дееспособными;
назначают опекунов (попечителей), освобождают и отстраняют
опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка
(детей) в приемную семью;
решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения,
защиты их прав и интересов;
обеспечивают выплату денежных средств на содержание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах,
установленных Правительством Российской Федерации;
представляют в судах интересы несовершеннолетних и подопечных
лиц, предъявляют в суды иски, связанные с защитой их прав и законных
интересов, а также о признании граждан ограниченно дееспособными,
недееспособными;
принимают меры по защите имущественных, жилищных, личных
неимущественных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;
назначают управляющего над имуществом граждан в случаях,
предусмотренных законодательством;
дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в
том числе обмену и дарению имущества подопечных, сдаче его в наем
(аренду), в безвозмездное пользование или в залог, а также сделок,
влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества
или выдел из него долей, и любых других сделок, влекущих уменьшение
имущества подопечных;
дают разрешение на совершение сделок в отношении
приватизированных жилых помещений, в которых проживают
несовершеннолетние, имеющие право пользования данными жилыми
помещениями, а также в других случаях, предусмотренных законом;
дают согласие на отчуждение жилых помещений, в которых проживают
несовершеннолетние, если при этом затрагиваются их права или
охраняемые законом интересы;
принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным) в случаях, предусмотренных
законодательством;
решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей
в учреждениях вне зависимости от их ведомственной принадлежности и
организационно-правовых форм, в семьях усыновителей, опекунов
(попечителей), приемных родителей;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам
опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству, уставам муниципальных образований.";
4) абзац четвертый статьи 7 изложить в следующей редакции:
"предоставляют сведения о детях, оставшихся без попечения
родителей и не устроенных на воспитание в семью по месту их
фактического нахождения, в департамент образования области для
(формирования регионального банка данных о детях, оставшихся без
попечения родителей;
(Статья в редакции Закона Кировской области
от 01.03.2004 г. № 222-ЗО)
Статья 6. Осуществление общих функций по опеке и попечительству
Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя), готовят материалы, необходимые для назначения
опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна
(попечителя) от выполнения возложенных на них обязанностей;
осуществляют устройство нуждающихся в опеке (попечительстве)
несовершеннолетних и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности, обеспечивают сохранность их
имущества;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека
(попечительство);
осуществляют надзор за деятельностью опекунов (попечителей),
оказывают им помощь в организации медицинского обслуживания и
трудоустройства подопечных;
в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных
и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае
ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, в
том числе использования ими опеки (попечительства) в корыстных целях,
а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой
помощи;
готовят материалы о назначении выплат денежных средств на
содержание подопечного в порядке размерах, установленных
Правительством Российской Федерации;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями,
входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и
правонарушений;
оказывают информационную, психологическую, педагогическую,
юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом
интересов подопечных.
Статья 7. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов
управления образованием
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних муниципальные
органы управления образованием:
организуют работу с должностными лицами, гражданами по выявлению
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвуют в
выявлении данной категории детей, ведут их учет;
осуществляют в месячный срок подготовку документов детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не
имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для установления
опеки (попечительства), помещения их в приемную семью, усыновления, а
при отсутствии такой возможности, обеспечивают устройство в
образовательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты
населения;
при наличии правовых оснований для усыновления ребенка и
невозможности передачи его на воспитание в семью в месячный срок
направляют сведения о нем в орган управления образованием
администрации области для постановки на централизованный учет в
федеральном банке данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в
семью;
ведут учет лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей)
взять под опеку (попечительство), в приемную семью;
проводят обследование жилищно-бытовых условий лиц, желающих взять
ребенка на воспитание в семью, на основании которого готовят
заключение о возможности их быть усыновителями, опекунами
(попечителями), приемными родителями;
оказывают помощь в подборе ребенка (детей) кандидатам в
усыновители, опекунам (попечителям), приемным родителям;
готовят по запросу суда заключение об обоснованности и
соответствии усыновления интересам усыновляемого (удочеряемого)
ребенка;
участвуют в рассмотрении судом дел об установлении усыновления
(удочерения);
возбуждают в судах дела об отмене усыновления (удочерения);
беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых
представляет угрозу их жизни и здоровью;
оказывают помощь опекунам (попечителям), приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха детей;
дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с
подопечным;
готовят необходимые документы для вынесения решения о создании
приемной семьи;
осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных
родителей обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию ребенка
(детей);
дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипированным);
участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с
содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в
государственной помощи и других случаях, предусмотренных
законодательством;
разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
участвуют в исполнении решений судов о передаче, отобрании детей;
осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при
разделе наследственного имущества;
привлекают общественность к работе по охране прав
несовершеннолетних;
осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству.
Статья 8. Функции по опеке и попечительству органов управления
здравоохранением
В целях защиты прав и интересов лиц, признанных судом
недееспособными и ограниченно дееспособными, органы управления
здравоохранением и попечительства:
выявляют душевнобольных, нуждающихся в установлении над ними
опеки;
готовят документы для рассмотрения в суде дел о признании лиц
недееспособными или ограниченно дееспособными;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам,
признанным судом недееспособными.
Статья 9. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов
социальной защиты
В целях защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в попечительстве
государства, муниципальные органы социальной защиты:
выявляют совершеннолетних дееспособных граждан, которые по
состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать самостоятельно
свои права и исполнять обязанности, и нуждаются в попечительстве;
оказывают необходимую помощь данной категории лиц до установления
попечительства в форме патронажа;
осуществляют устройство в дома-интернаты для престарелых и
инвалидов;
рассматривают документы лиц, желающих осуществлять патронаж над
совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в
попечительстве, на основании чего делают заключение об их возможности
быть попечителями (помощниками);
устанавливают патронаж над совершеннолетними дееспособными
лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья, о их
соглашения;
прекращают патронаж по требованию лиц, находящихся под
патронажем;
осуществляют контроль за выполнением возложенных на попечителей
обязанностей по реализации прав их подопечных;
участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
выявляют несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной
помощи, оказывают им социальную и материальную помощь;
осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в
государственной помощи, в приюты и центры социально-бытовой
реабилитации;
выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству.
Статья 10. Контроль за деятельностью органов, осуществляющих
работу по опеке и попечительству
Контроль за деятельностью органов, осуществляющих работу по опеке
и попечительству, проводится должностными лицами и органами
государственной власти в соответствии с законодательством.
Формы и методы контроля определяются нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и Кировской области.
Статья 11. Кадровое обеспечение
Для осуществления функций по опеке и попечительству
несовершеннолетних в органах местного самоуправления предусматриваются
специальные должности инспекторов по охране прав детей из расчета 1
специалист на 5 тысяч детского (от 0 до 13 лет) населения, но не менее
одного специалиста на муниципальное образование в соответствии с
законодательством.
Расходы, связанные с осуществлением функций по опеке и
попечительству, планируются и производятся из местного бюджета
соответствующего муниципального образования.
Статья 12. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц за неисполнение настоящего Закона
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона "Об
организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской
области" органы местного самоуправления и их должностные лица несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального
опубликования.
Губернатор Кировской
области В. Н. Сергеенков
г. Киров
10 марта 1998 года
№ 35-ЗО
Отрасли
- 030.020.050.000.000 - Опека и попечительство (см. также 040.060.030)