| Полное название | Закон Нижегородской области от 04.01.1996 № 17-З «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» |
| Дата подписания | 1996-01-04 |
| Номер | 17-З |
| Источники официального опубликования |
|
| Статус действия | Действует с изменениями |
| Ключевые слова | защита, население, ситуация, чрезвычайная |
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 3АКОН 04.01.96 № 17-З О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (В редакции Законов Нижегородской области от 20.08.2002 г. № 48-З; от 30.05.2003 г. № 37-З; от 31.12.2004 г. № 172-З; от 07.06.2006 г. № 52-З; от 25.05.2007 г. № 66-З; от 07.04.2009 г. № 33-З; от 09.03.2010 г. № 37-З; от 01.03.2011 г. № 24-З; от 29.06.2012 г. № 77-з; от 02.04.2013 г. № 34-З; от 03.09.2013 г. № 112-З; от 03.03.2014 г. № 27-З; от 04.09.2014 г. № 113-З; от 22.12.2014 № 186-З; от 01.04.2015 № 46-З; от 30.06.2015 № 92-З; от 02.02.2016 № 12-З; от 06.05.2016 № 66-З; от 02.10.2019 г. № 111-З; от 29.04.2020 г. № 44-З; от 10.09.2021 г. № 117-З) Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защитыграждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, безгражданства, находящихся на территории Нижегородской области (далее -население), всего земельного, водного, воздушного пространства впределах Нижегородской области, объектов производственного исоциального назначения, а также окружающей среды (далее-территорий) отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далеечрезвычайные ситуации), в соответствии со ст.72 Конституции РоссийскойФедерации, ст.2 Закона Российской Федерации "О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера", Уставом Нижегородской области. (В редакции ЗаконаНижегородской области от 07.04.2009 г. № 33-З) Действие настоящего Закона распространяется на отношения,возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а так-же предприятий, учреждений и организаций независим о от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определеннойтерритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, распространения заболевания, представляющегоопасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которыемогутповлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущербздоровьюлюдей или окружающей среде, значительные материальныепотери инарушение условий жизнедеятельности людей. (Вредакции ЗаконаНижегородской области от 07.04.2009 г. № 33-З; (Вредакции Закона Нижегородской области от 29.04.2020 г. № 44-З) Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможноеуменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также насохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде иматериальных потерь в случае их возникновения. (В редакции ЗаконаНижегородской области от 07.04.2009 г. № 33-З) Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные идругие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайныхситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, атакже на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действияхарактерных для них опасных факторов. (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 07.04.2009 г. № 33-З) Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложиласьчрезвычайная ситуация. Специализированные технические средства оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей - этоспециально созданные технические устройства, осуществляющие прием,обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иныхсообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайныхситуаций и правилах поведения населения.(Дополнена - ЗаконНижегородской области от 25.05.2007 г. № 66-З) Режим функционирования органов управления и сил территориальнойподсистемы Нижегородской области единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые взависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайнойситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организациидеятельности органов управления и сил территориальной подсистемыНижегородской области единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимыеуказанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, привведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.(Дополнен - Закон Нижегородской области от 29.06.2012 г. № 77-з) Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию - это состояниеготовности органов управления и сил территориальной подсистемыНижегородской области единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации,требующее от органов государственной власти Нижегородской области,органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительныхмер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации взависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характераразвития чрезвычайной ситуации. (Дополнен - Закон Нижегородскойобласти от 29.06.2012 г. № 77-з) Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение донаселения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях,возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, а также при ведениивоенных действий или вследствие этих действий, о правилах поведениянаселения и необходимости проведения мероприятий по защите. (Дополнен- Закон Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведениедо населения через средства массовой информации и по иным каналаминформации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях,принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий,приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний вобласти гражданской обороны, защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах, и обеспечения пожарной безопасности. (Дополнен -Закон Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозевозникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элементсистемы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющийсобой комплекс программно-технических средств систем оповещения имониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов,обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информациидо органов управления единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и(или) автоматизированном режимах. (Дополнен - Закон Нижегородскойобласти от 03.03.2014 г. № 27-З) Зона экстренного оповещения населения - это территория,подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природныхявлений и техногенных процессов, представляющих непосредственнуюугрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. (Дополнен - ЗаконНижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Территория, подверженная риску возникновениябыстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенныхпроцессов, - это участок земельного, водного или воздушногопространства либо критически важный или потенциально опасный объектпроизводственного и социального значения, отнесенные к указаннойтерритории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайныхситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайныхситуаций. (Дополнен - Закон Нижегородской областиот 01.04.2015 № 46-З) Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенныепроцессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходепрогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций,локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовкисил и средств единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций. (Часть дополнена - ЗаконНижегородской области от 01.04.2015 № 46-З) Критически важный объект - это объект, нарушение илипрекращение функционирования которого приведет к потере управленияэкономикой Российской Федерации, Нижегородской области илиадминистративно-территориальной единицы Нижегородской области, еенеобратимому негативному изменению (разрушению) либо существенномуснижению безопасности жизнедеятельности населения. (Часть дополнена -Закон Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З) Потенциально опасный объект - это объект, на которомрасположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности,либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пятитысяч человек. (Часть дополнена - Закон Нижегородской областиот 01.04.2015 № 46-З) Органы управления территориальной подсистемы Нижегородскойобласти единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации натерритории Нижегородской области деятельности территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти Нижегородской области, органов местного самоуправления,организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций. (Часть дополнена - Закон Нижегородской областиот 30.06.2015 № 92-З) Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций- это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозевозникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера. (Дополнен - Закон Нижегородской областиот 02.02.2016 № 12-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 2. Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области позащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Фе-дерального закона по защите населения и территорий от чрезвычайных си-туаций, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними зако-нов и иных нормативных правовых актов. Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Реализация указанных целей осуществляется посредством: создания и обеспечения функционирования территориальной подсистемыНижегородской области единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций; (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 29.06.2012 г. № 77-з) установления полномочий и ответственности органов государственнойвласти Нижегородской области, органов местного самоуправления иорганизаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, координации их деятельности по этим вопросам; определения состава, рационального размещения и оснащения сил исредств, необходимых для мониторинга, прогнозирования, поддержания ихв готовности для выполнения задач по предназначению; организации всеобщей подготовки населения Нижегородской области ипропаганды знаний в области защиты от чрезвычайных ситуации. (Часть дополнена - Закон Нижегородской областиот 20.08.2002 г. № 48-З) Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результатечрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются. Статья 4. Территориальная подсистема Нижегородской области единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (В редакции Закона Нижегородской областиот 29.06.2012 г. № 77-з) Территориальная подсистема Нижегородской области единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций (далее - территориальная подсистема) является составнойчастью единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций. (В редакции Закона Нижегородской областиот 29.06.2012 г. № 77-з) Территориальная подсистема состоит из звеньев, соответствующихадминистративно-территориальному делению области. Она объединяет органы управления, силы и средства исполнительныхорганов государственной власти области, органов местногосамоуправления и организаций, что соответствует региональному,муниципальному и объектовому уровню единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.(В редакции Закона Нижегородской области от 30.06.2015№ 92-З; от 10.09.2021 г. № 117-З) Основными задачами территориальной подсистемы являются: разработка и реализация правовых и экономических норм пообеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, втом числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленныхна предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивостифункционирования организаций, а также объектов социального назначенияв чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил исредств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в томчисле организация разъяснительной и профилактической работы срединаселения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуацийна водных объектах; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях иинформирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числеэкстренного оповещения населения; прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций,оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; (Вредакции Закона Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З) создание резервов финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, государственногонадзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций; (В редакции Закона Нижегородской областиот 22.12.2014 № 186-З) ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения,пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ихликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечениябезопасности людей на водных объектах. (Часть 4 в редакции Закона Нижегородской областиот 03.09.2013 г. № 112-З) (Часть 5 утратила силу - Закон Нижегородской областиот 02.10.2019 г. № 111-З) (Часть 6 утратила силу – Закон Нижегородской областиот 02.10.2019 г. № 111-З) Часть.(Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 07.06.2006 г. № 52-З) (Часть 8 утратила силу - Закон Нижегородской областиот 02.10.2019 г. № 111-З) Задачи, организация, состав органов управления, сил и средств,порядок функционирования территориальной подсистемы определяютсянастоящим Законом и иными правовыми актами Нижегородской области.(В редакции Закона Нижегородской области от 30.06.2015 № 92-З) Статья 4-1. Функционирование органов управления и сил территориальной подсистемы 1. Органы управления территориальной подсистемы создаются накаждом уровне функционирования территориальной подсистемы и включаютв себя координационные органы территориальной подсистемы, постояннодействующие органы управления территориальной подсистемы и органыповседневного управления территориальной подсистемы. 2. Координационными органами территориальной подсистемы являются: а) на региональном уровне (в пределах территории Нижегородскойобласти) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области; б) на муниципальном уровне – комиссии по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностимуниципальных образований Нижегородской области; в) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностиорганизаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе пообеспечению безопасности людей на водных объектах. (В редакции ЗаконаНижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) (Часть 2 в редакции Закона Нижегородской областиот 02.10.2019 г. № 111-З) 2-1. Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской областивозглавляет Губернатор Нижегородской области. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иобеспечению пожарной безопасности муниципальных образованийНижегородской области возглавляют главы местных администрациймуниципальных образований Нижегородской области. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иобеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которыхвходит решение вопросов по защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людейна водных объектах, возглавляют руководители организаций или ихзаместители. (Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 2-2. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области,комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иобеспечению пожарной безопасности муниципальных образованийНижегородской области, комиссии по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностиорганизаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе пообеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществляюткоординацию деятельности органов управления и сил федеральныхорганов исполнительной власти, государственных корпораций, органовисполнительной власти Нижегородской области, органов местногосамоуправления муниципальных образований Нижегородской области иорганизаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуацийсоответственно на региональном, муниципальном, объектовом уровняхединой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций. (Часть дополнена - Закон Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 3. Постоянно действующими органами управления территориальнойподсистемы являются органы, специально уполномоченные на решениезадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций на соответствующем уровне территориальной подсистемы. 4. Органами повседневного управления единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: а) на региональном уровне - центр управления в кризисныхситуациях территориального органа федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на решение задач в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций, по Нижегородской области, атакже организации (подразделения) органов исполнительной властиНижегородской области, обеспечивающие деятельность этих органов вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми дляпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществленияобмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; б) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерскиеслужбы муниципальных образований Нижегородской области,подведомственные органам местного самоуправления,дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а такжедругие организации (подразделения), обеспечивающие деятельностьорганов местного самоуправления в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами,предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещениянаселения о чрезвычайных ситуациях; в) на объектовом уровне - подразделения организаций,обеспечивающие их деятельность в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами,предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещениянаселения о чрезвычайных ситуациях. (Часть в редакции Закона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 5. Обеспечение координации деятельности органов повседневногоуправления единой государственной системы предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числеуправления силами и средствами территориальной подсистемы, силами исредствами гражданской обороны), организации информационноговзаимодействия территориальных органов федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородскойобласти, органов местного самоуправления и организаций при решениизадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении меринформационной поддержки принятия решений в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороныосуществляется: а) на региональном уровне - центром управления в кризисныхситуациях территориального органа федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на решение задач в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций, по Нижегородской области, впорядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций; б) на муниципальном уровне - едиными дежурно-диспетчерскимислужбами муниципальных образований в порядке, установленномПравительством Нижегородской области. (Часть в редакции Закона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 6. Органы управления и силы территориальной подсистемыфункционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозывозникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновениячрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидациичрезвычайной ситуации. 7. Порядок деятельности органов управления и силтерриториальной подсистемы и основные мероприятия, проводимыеуказанными органами и силами в режиме повседневной деятельности,повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяютсяПравительством Нижегородской области. 8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости отклассификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов,влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующихпринятия дополнительных мер по защите населения и территорий отчрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровнейреагирования: а) объектовый уровень реагирования - решением руководителяорганизации при возникновении чрезвычайной ситуации локальногохарактера и ее ликвидации силами и средствами организации; б) местный уровень реагирования: решением главы местной администрации городского поселения привозникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера ипривлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органовместного самоуправления городского поселения; решением главы местной администрации муниципального района привозникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера ипривлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органовместного самоуправления муниципального района; решением главы местной администрации муниципального округа илирешением главы местной администрации городского округа привозникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера ипривлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органовместного самоуправления муниципального округа, городского округа; (Вредакции Закона Нижегородской области от 10.09.2021 г. № 117-З) в) региональный уровень реагирования - решением ГубернатораНижегородской области при возникновении чрезвычайной ситуациирегионального или межмуниципального характера и привлечении к ееликвидации сил и средств организаций, органов местногосамоуправления городских поселений, муниципальных районов,муниципальных округов, городских округов и органов исполнительнойвласти Нижегородской области, оказавшихся в зоне чрезвычайнойситуации. (В редакции Закона Нижегородской областиот 10.09.2021 г. № 117-З) (Часть в редакции Закона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 9. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайнойситуации, а также при установлении уровня реагирования длясоответствующих органов управления и сил территориальной подсистемыдолжностное лицо, установленное в части 8 настоящей статьи, можетопределять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, которыйнесет ответственность за проведение этих работ в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательствомНижегородской области, и принимать дополнительные меры по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций: а) ограничивать доступ людей и транспортных средств натерриторию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайнойситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; б) определять порядок разбронирования резервов материальныхресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключениемгосударственного материального резерва; в) определять порядок использования транспортных средств,средств связи и оповещения, а также иного имущества органовгосударственной власти, органов местного самоуправления иорганизаций; г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся взоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасностижизнедеятельности работников данной организации и иных граждан,находящихся на ее территории; д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайнойситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина инаправленные на защиту населения и территорий от чрезвычайнойситуации, создание необходимых условий для предупреждения иликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативноговоздействия. 10. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляетруководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствамиорганов исполнительной власти Нижегородской области, органовместного самоуправления, организаций, на территориях которыхсложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами исредствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочиякоторых входит решение задач в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций. (Часть дополнена - Закон Нижегородскойобласти от 02.02.2016 № 12-З)(Статья в редакции Закона Нижегородской области от 30.06.2015 № 92-З) Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зонэкстренного оповещения населения (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 03.09.2013 г. № 112-З) Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными всоответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством Нижегородской области руководителями ликвидациичрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайныхситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и посогласованию с исполнительными органами государственной власти иорганами местного самоуправления, на территориях которых сложилисьчрезвычайные ситуации. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Границы зон экстренного оповещения населения определяютсянормативным правовым актом Правительства Нижегородской области посогласованию с территориальным органом федерального органаисполнительной власти, в полномочия которого входит решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, атакже с органами местного самоуправления и организациями, натерриториях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. (Частьдополнена - Закон Нижегородской области от 03.09.2013 г. № 112-З) Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Информацию в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникшихчрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения орадиационной, химической, медико-биологической, взрывной. пожарной иэкологической безопасности на соответствующих территориях. (В редакцииЗакона Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Информация в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственнойвласти, органов местного самоуправления и организаций является гласнойи открытой, если иное не предусмотрено законодательством РоссийскойФедерации. Исполнительные органы государственной власти области, органыместного самоуправления и администрация организации обязаны оперативнои достоверно информировать население через средства массовойинформации, в том числе с использованием специализированныхтехнических средств оповещения и информирования населения в местахмассового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах пообеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайныхситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. (В редакцииЗакона Нижегородской области от 25.05.2007 г. № 66-З) Сокрытие, несвоевременное представление, либо представлениедолжностными лицами заведомо ложной информации в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собойответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Порядок обеспечения населения, органов исполнительной власти,органов местного самоуправления и организаций информацией в областизашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийустанавливается законодательством Российской Федерации, настоящимЗаконом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области. Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайныхситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь вслучае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечениюбезопасности людей на водных объектах, проводятся с учетомэкономических, природных и иных характеристик, особенностей территорийи степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.(Дополнен - Закон Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасностилюдей на водных объектах, определяются, исходя из принципа необходимойдостаточности и максимально возможного использования имеющихся сил исредств, включая силы и средства гражданской обороны. (В редакцииЗакона Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами исредствами организаций, органов местного самоуправления, органовисполнительной власти Нижегородской области, на территориях которыхсложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководствомкомиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иобеспечению пожарной безопасности. Если масштабы чрезвычайной ситуациитаковы, что имеющимися силами и средствами локализовать илиликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощьюк вышестоящей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайныхситуаций и обеспечению пожарной безопасности. При недостаточностиимеющихся сил и средств привлекаются силы и средства федеральныхорганов исполнительной власти в порядке, установленном федеральнымзаконодательством. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (В редакции ЗаконаНижегородской области от 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 8. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 9. Полномочия органов государственной властиНижегородской области в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций 1. Законодательное Собрание Нижегородской области в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: 1) принимает законы Нижегородской области в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального ирегионального характера; 2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением натерритории Нижегородской области настоящего Закона и других законовНижегородской области в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и законодательствомНижегородской области. 2. Губернатор Нижегородской области в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций: 1) принимает нормативные правовые акты в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального ирегионального характера; 2) принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий вчрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; 3) принимает решение об отнесении возникших чрезвычайныхситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального илимежмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности иличрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и силтерриториальной подсистемы; 4) устанавливает региональный уровень реагирования в порядке,установленном пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера"; 5) устанавливает обязательные для исполнения гражданами иорганизациями правила поведения при введении режима повышеннойготовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 3настоящей части; 6) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территорииНижегородской области или угрозы ее возникновения, во исполнениеправил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а"статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", можетустанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданамии организациями правила поведения при введении режима повышеннойготовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом"а" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; 7) осуществляет иные полномочия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации и законодательствомНижегородской области. 3. Правительство Нижегородской области в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций: 1) осуществляет подготовку и содержание в готовностинеобходимых сил и средств для защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в областизащиты от чрезвычайных ситуаций; 2) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий вчрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; 3) осуществляет информирование населения о чрезвычайныхситуациях; 4) организует и проводит аварийно-спасательные и другиенеотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального ирегионального характера, а также поддерживает общественный порядокв ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средствобращается к Правительству Российской Федерации за оказаниемпомощи; 5) осуществляет финансирование мероприятий в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 6) создает резервы финансовых и материальных ресурсов дляликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и региональногохарактера; 7) содействует устойчивому функционированию организаций вчрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; 8) содействует территориальному органу федерального органаисполнительной власти, уполномоченному на решение задач в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, впредоставлении участков для установки и (или) в установкеспециализированных технических средств оповещения и информированиянаселения в местах массового пребывания людей, а также впредоставлении имеющихся технических устройств для распространенияпродукции средств массовой информации, выделении эфирного времени вцелях своевременного оповещения и информирования населения очрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций; 9) принимает решения об осуществлении единовременных денежныхвыплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновениячрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включаяопределение случаев осуществления единовременных денежных выплат, атакже круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; 10) осуществляет создание системы обеспечения вызоваэкстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечиваетее эксплуатацию и развитие; 11) создает и поддерживает в постоянной готовности системыоповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; 12) осуществляет сбор информации в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией,обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системыэкстренного оповещения населения об угрозе возникновения или овозникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещениенаселения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайныхситуаций межмуниципального и регионального характера; 13) утверждает положение о региональном государственномнадзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органамиместного самоуправления полномочий в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций; (В редакции ЗаконаНижегородской области от 10.09.2021 г. № 117-З) 14) разрабатывает и утверждает план действий попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территорииНижегородской области; (В редакции Закона Нижегородской областиот 10.09.2021 г. № 117-З) 15) осуществляет иные полномочия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации и законодательствомНижегородской области. 4. Полномочия, указанные в части 3 настоящей статьи,осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской областиили уполномоченным им органом исполнительной власти Нижегородскойобласти. 5. В случае установления Правительством Российской Федерацииобязательных для исполнения гражданами и организациями правилповедения, предусмотренных подпунктом "а" статьи 10 Федеральногозакона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера", правила поведения,устанавливаемые органами государственной власти Нижегородскойобласти в соответствии с пунктами 5 и 6 части 2 настоящей статьи,не могут им противоречить.(Статья 9 в редакции Закона Нижегородской области от 29.04.2020 г. № 44-З) Статья 10. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 10-1. Полномочия избирательных комиссий по принятиюрешения об отложении голосования на выборах, референдумах привведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации При введении режима повышенной готовности или чрезвычайнойситуации в целях защиты жизни и здоровья граждан РоссийскойФедерации, проживающих на территории Нижегородской области,голосование на выборах, референдумах может быть отложено по решениюсоответствующей избирательной комиссии в порядке, предусмотренномФедеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации".(Статья 10-1 дополнена - Закон Нижегородской областиот 29.04.2020 г. № 44-З) ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАШИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 11. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 29.06.2012 г. № 77-з) Статья 12. Обязанности организаций в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций Организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защитыработников организаций и подведомственных объектов производственного исоциального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивостифункционирования организаций и обеспечению жизнедеятельностиработников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности кприменению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в областизащиты от чрезвычайных ситуаций; (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 02.02.2016 № 12-З) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальныесистемы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных идругих неотложных работ на подведомственных объектах производственногои социального назначения и на прилегающих к ним территориях всоответствии с планами действий по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации; (В редакции Закона Нижегородской области от03.03.2014 г. № 27-З; от 01.04.2015 № 46-З) финансировать мероприятия по защите работников организаций иподведомственных объектов производственного и социального назначенияот чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальныхресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещатьработников организаций об угрозе возникновения или о возникновениичрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке территориальному органуфедерального органа исполнительной власти, уполномоченному на решениезадач в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, участки для установки специализированных технических средствоповещения и информирования населения в местах массового пребываниялюдей, осуществлять в установленном порядке распространение информациив целях своевременного оповещения и информирования населения очрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты отчрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использованияинформации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и инымиспособами. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 25.05.2007 г. №66-З) Руководитель организации, на территории которой может возникнутьили возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовностиили чрезвычайной ситуации для органов управления и силсоответствующего звена территориальной подсистемы и принимает решениеоб установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер позащите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иныхграждан, находящихся на ее территории. (Дополнен - Закон Нижегородскойобласти от 29.06.2012 г. № 77-з) Руководитель организации, на территории которой может возникнутьили возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководительработ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность запроведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуациина территории данной организации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и законодательством Нижегородской области.(Дополнен - Закон Нижегородской области от 29.06.2012 г. № 77-з) (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 13. Участие общественных объединений области в ликвидации чрезвычайных ситуаций Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях позащите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций всоответствии с настоящим Законом и своими уставами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайныхситуаций, действуют под руководством соответствующих органовуправления единой государственной системы предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагаетсяответственность за решении вопросов, связанных с перевозкой членовобщественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно,организацией размещения, питания, оплаты труда,материально-технического, медицинского и других видов обеспечения ихдеятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественныхобъединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную ваттестационном порядке. Статья 14. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекатьсяспециально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск и воинских формирований. Порядок ихпривлечения определяется Президентом Российской Федерации всоответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакцииЗакона Нижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Статья 15. Применение сил и средств органов внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органоввнутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными наних законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации и Нижегородской области. ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ Статья 16. Права граждан в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации, находящиеся на территорииНижегородской области, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случаевозникновения чрезвычайных ситуаций; на использование средств коллективной и индивидуальной защиты идругого имущества органов исполнительной власти Нижегородской области,органов местного самоуправления и организаций, предназначенного длязащиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с планамидействий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Вредакции Закона Нижегородской области от 01.04.2015 № 46-З) на информацию о риске, которому они могут подвергнуться вопределенных местах пребывания на территории Нижегородской области, ио мерах необходимой безопасности; на обращение лично, а также посредством направления вгосударственные органы и органы местного самоуправления индивидуальныхи коллективных обращений по вопросам защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций; на участие в установленном порядке в мероприятиях попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числеобеспечения безопасности людей на водных объектах; (В редакции ЗаконаНижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществувследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии запроживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб,причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидациичрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потеритрудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным привыполнении обязанностей по защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшегоили умершего от увечья или заболевания, полученного при выполненииобязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших илиумерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга поспасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка; на получение бесплатной юридической помощи в соответствии сфедеральным законодательством и законодательством Нижегородскойобласти. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 04.09.2014 г. №113-З) 2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальныхгарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации всоответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаютсязаконодательством Российской Федерации и законодательствомНижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской областиот 03.03.2014 г. № 27-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 17. Обязанности граждан по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций Граждане, находящиеся на территории Нижегородской областиобязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РоссийскойФедерации и Нижегородской области по защите населения и территорийот чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовойдеятельности, не допускать нарушений производственной итехнологической дисциплины, требований экологической безопасности,которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; изучать основные способы защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим,правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользованияколлективными и индивидуальными средствами защиты, постоянносовершенствовать свои знания и практические навыки в указаннойобласти; (В редакции Закона Нижегородской областиот 02.10.2019 г. № 111-З) выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийПриродного и техногенного характера" и настоящим Законом правилаповедения при введении режима повышенной готовности иличрезвычайной ситуации; (Абзац в редакции Закона Нижегородской областиот 29.04.2020 г. № 44-З) информировать исполнительные органы власти о возникновениичрезвычайных ситуаций; оказывать, при необходимости, содействие в проведенииаварийно-спасательных и других неотложных работ. ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 18. Основные задачи подготовки по защите от чрезвычайных ситуаций (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 03.03.2014 г. № 27-З) Статья 19. Подготовка населения Области по защите от чрезвычайных ситуаций Порядок подготовки населения по защите от чрезвычайных ситуацийопределяется Правительством Российской Федерации. (В редакцииЗакона Нижегородской области от 25.05.2007 г. № 66-З) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуацияхосуществляется в организациях, в том числе в организациях,осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, атакже с использованием специализированных технических средствоповещения и информирования населения в местах массового пребываниялюдей. (В редакции Закона Нижегородской области от 25.05.2007 г. №66-З; от 02.02.2016 № 12-З) Подготовка по защите населения от чрезвычайных ситуацийохватывает: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащихсяобщеобразовательных организаций и организаций начального, среднего,высшего профессионального обучения; (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 03.09.2013 г. № 112-З) руководителей исполнительных органов государственной властиНижегородской области, органов местного самоуправления, независимо отих организационно-правовой формы и специалистов по защите отчрезвычайных ситуаций (далее - специалисты); работников исполнительных органов государственной властиНижегородской области, органов местного самоуправления, в составе силединой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; население не занятое в сферах производства и обслуживания. Методическое руководство при решении вопросов защиты населения отчрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиямв чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения наводных объектах, своевременным оповещением и информированием населенияо чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных техническихсредств оповещения и информирования населения в местах массовогопребывания людей осуществляются территориальным органом федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченным на решение задач вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (Вредакции Закона Нижегородской области от 03.09.2013 г. № 112-З) Руководители и другие работники органов государственной властиНижегородской области, органов местного самоуправления и организацийпроходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях вобразовательных организациях по основным профессиональнымобразовательным программам. (В редакции Закона Нижегородской областиот 03.09.2013 г. № 112-З; от 02.02.2016 № 12-З) Статья 20. Пропаганда знаний по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций Пропаганда знаний по защите населения и территорий области отчрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечению безопасности людей наводных объектах, обеспечивается органами управления, входящими вединую государственную систему предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями,осуществляющими свою деятельность по защите и спасению людей,исполнительными органами государственной власти области, органамиместного самоуправления, организациями. (В редакции ЗаконаНижегородской области от 03.03.2014 г. № 27-З) Для пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорийобласти от чрезвычайных ситуаций используются средства массовойинформации, а также специализированные технические средства оповещенияи информирования населения в местах массового пребывания людей. (Вредакции Закона Нижегородской области от 25.05.2007 г. № 66-З) Статья 21. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 10.09.2021 г. № 117-З) Статья 22. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 10.09.2021 г. № 117-З) ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 23. Целевые программы 1. Органы государственной власти Нижегородской области инициируютразработку и контролируют выполнение специальных целевых программ,направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сохранениездоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде иматериальных потерь в случае их возникновения, поддержание в этихусловиях устойчивого функционирования организаций, прежде всегосвязанных с обеспечением жизнедеятельности городов и районов области.(В редакции Закона Нижегородской области от 07.04.2009 г. № 33-З) 2. Финансирование целевых программ по защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивостифункционирования организаций осуществляется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актамиНижегородской области. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 20.08.2002 г. № 48-З) Статья 24. Финансовое обеспечение деятельности органовуправления, специально уполномоченных на решение задач в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной властиНижегородской области, органа местного управления, специальноуполномоченных на решение задач в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, является расходным обязательствомсоответственно Нижегородской области и муниципального образования. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 25. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций 1. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера" финансовое" обеспечение установленных настоящим Законом мерпо предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: (Вредакции Закона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) регионального и межмуниципального характера (за исключениемчрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) -является расходным обязательством Нижегородской области; (В редакцииЗакона Нижегородской области от 01.03.2011 г. № 24-З) муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций влесах, возникших вследствие лесных пожаров)- является расходнымобязательством муниципального образования (за исключением чрезвычайныхситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров). (В редакцииЗакона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 1-1. Органы государственной власти Нижегородской области вправеосуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий,направленных на оказание единовременной материальной помощи,финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданамРоссийской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуацийфедерального и межрегионального характера. (Пункт дополнен - ЗаконНижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) 2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидациичрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 26. Создание и использование резервов финансовых иматериальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидациичрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренногопривлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайныхситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Нижегородскойобласти, органами местного самоуправления, а также организациями. (Вредакции Закона Нижегородской области от 02.10.2019 г. № 111-З) Порядок создания и использования указанных в части первойнастоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполненияиспользованных средств этих резервов определяются соответственноПравительством Нижегородской области, органами местногосамоуправления, организациями. (В редакции Закона Нижегородскойобласти от 02.10.2019 г. № 111-З) (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) ГЛАВА 7. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Глава 7-1. Региональный государственный надзор в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Статья 28-1. Региональный государственный надзор в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Региональный государственный надзор в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляетсяуполномоченным Правительством Нижегородской области органомисполнительной власти Нижегородской области в соответствии сположением, утверждаемым Правительством Нижегородской области. 2. Предметом регионального государственного надзора в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являетсясоблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций играждан, деятельность которых подлежит федеральномугосударственному надзору в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленныхФедеральным законом "О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ипринимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, законами и иными нормативнымиправовыми актами Нижегородской области. 3. Организация и осуществление регионального государственногонадзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайныхситуаций регулируются Федеральным законом "О государственномконтроле (надзоре) и муниципальном контроле в РоссийскойФедерации". 4. Государственный надзор за реализацией органами местногосамоуправления полномочий в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченнымПравительством Нижегородской области органом исполнительной властиНижегородской области на основании положений Федерального закона"Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации" в соответствии с порядком, утверждаемымПравительством Нижегородской области.(Глава 7 дополнена - Закон Нижегородской областиот 10.09.2021 г. № 117-З) ГЛАВА 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнениизаконодательства Российской Федерации в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок квозникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни исохранению здоровья людей и других противоправных действияхдолжностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную,административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, аорганизации - административную и гражданско-правовую ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством Нижегородской области. (Статья в редакции Закона Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 30.(Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) Статья 31. (Утратила силу - Закон Нижегородской областиот 31.12.2004 г. № 172-З) ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 32. Вступление настоящего Законен в действие Настоящий Закон вступает в действие со дня его официальногоопубликования в газете "Нижегородские новости". Председатель Законодательного Губернатор Нижегородской Собрания области А.А.Козерадский Б.Е.Немцов