Справка
Полное название |
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 23.11.1995 № 264 «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год» |
Дата подписания |
1995-11-23 |
Номер |
264 |
Источники официального опубликования |
- Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России" от 30.11.2003 г.
|
Статус действия |
Действует без изменений |
Ключевые слова |
агропромышленный, здравоохранение, инвестиция, прогноз, промышленность, развитие, социально-экономическое, торговля, транспорт, финансы |
Текст
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23.11.95 г. г. Тверь № 264
О прогнозе социально-экономического
развития Тверской области на 1996 год
Заслушав информацию заместителя главы администрации области,
председателя комитета по экономике и прогнозированию Сергиенко В.Я. о
прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996
год, Законодательное Собрание П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического
развития Тверской области на 1996 год.
Председатель
Законодательного Собрания
Тверской области В.Н. Курбатов
Уважаемые депутаты!
Предлагаемый на Ваше рассмотрение прогноз
социально-экономического развития области на 1996 год разработан на
основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом, а также
с учетом намерений ведущих предприятий области.
Показатели прогноза согласованы с райгорадминистрациями,
отраслевыми комитетами, управлениями и отделами администрации области.
В рамках утвержденного регламента остановлюсь на ключевых
моментах обсуждаемого документа.
Как известно, ведущей отраслью экономики области является
промышленность. В текущем году показатели спада объемов промышленного
производства сократились. Так, если по итогам 1-го квартала спад
составлял 21%, то за первое полугодие и на начало ноября месяца - 14%.
По итогам десяти месяцев не допущен спад промышленного
производства в электроэнергетике, предприятиями стекольной и
фарфоро-фаянсовой промышленности. Промышленными предприятиями 13
районов - Бежецкого, Бологовского, Вышневолоцкого, Кашинского,
Зубцовского, Торжокского, Удомельского и других, увеличен объем
производства промышленной продукции по сравнению с январем - октябрем
1994 года.
По состоянию на 1 октября 1995 года портфель заказов сформирован
на 1431 млрд.рублей, что на 13% превышает объем продукции,
произведенной этими предприятиями за 9 месяцев.
В предстоящем году администрацией области особое внимание будет
уделяться предприятиям легкой и текстильной промышленности (с балансов
этих предприятий полностью будут сняты объекты социальной сферы, будут
выделяться кредитные ресурсы областного и федерального бюджетов).
Предстоит осуществлять меры по загрузке энергетических мощностей
КАЭС и Конаковской ГРЭС, упорядочению платежных взаимоотношений в
рамках единой энергетической системы.
Финансовую, материальную поддержку получат ведущие предприятия
машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности.
Мы считаем, что реализация названных и иных мероприятий, в
сочетании с реализацией программных положений Правительства Российской
Федерации позволяет прогнозировать производство продукции
промышленности в 1996 году на уровне 95% к предыдущему году, а в 1997
году - первый за несколько лет рост объемов производства на 2-5
процентов.
Более оптимистичным прогноз, на наш взгляд, не может быть, так
как до настоящего времени остаются актуальными вопросы реального
восполнения оборотных средств, разрешения проблемы неплатежей,
оживления инвестиций в производство, темпы роста доходов предприятий
отстают от темпов роста оптовых цен.
Положение в аграрном секторе экономики области, как и в целом по
России, очень сложное. Но оно могло быть значительно хуже, если бы
областная администрация не оказала ему финансовую помощь и поддержку в
решении многих проблем. В частности, в текущем году на эти цели
выделено из областного бюджета 142 млрд.рублей, из предусмотренных на
год 151,3 млрд.рублей.
Всеми категориями хозяйств области производство молока и яиц
обеспечено на уровне прошлого года, тогда как производство мяса скота
и птицы, вследствие продолжающегося сброса поголовья животных,
сократилось на 9%.
Если говорить только о сельскохозяйственных предприятиях, то ими
допущен спад производства всех продуктов животноводства: мяса - на
21%; молока - 8%; яиц куриных - 7%.
Валовой сбор зерновых культур в хозяйствах всех категорий к
началу ноября был ниже уровня прошлого года на одну пятую, в то же
время производство и реализация льноволокна превысила уровень 1994
года 24%, картофеля - на 38%, овощей - на 78%.
Сельскохозяйственными предприятиями по состоянию на 1 ноября
текущего года засыпано семян яровых и зернобобовых культур 118,5
тыс.тонн - 105% от потребности; семян картофеля заложено 34,6
тыс.тонн, или 113% от потребности.
В расчете на одну условную голову скота в хозяйствах области
заготовлено 13,1 ц кормовых единиц против прошлогодних 14,3 ц кормовых
единиц.
В предстоящем году предусматривается сохранить выплату дотаций на
животноводческую продукцию, продолжить финансирование программы
"Возрождение Тверского льна", мероприятий по плодородию земель и
увеличению производства продовольственной ржи и пшеницы до 70 тыс.тонн
в год. Будет сохранен принцип установления льготных ставок платы за
электроэнергию для сельских товаропроизводителей по отношению к другим
потребителям. Завершатся работы по оснащению сельских потребителей
приборами учета расхода электроэнергии.
Важной задачей станет развитие оптовых, оптово-розничных
продовольственных рынков, становление системы поступления
сельхозтехники и оборудования по лизингу.
В целом, на задачи, связанные с функционированием АПК,
администрацией области в 1996 году будет направлено 214 млрд.рублей,
кроме того на сельские дороги из средств дорожного фонда - 100
млрд.рублей.
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что в АПК есть предпосылки
того, чтобы в 1996 году не допустить спада производства валовой
продукции сельского хозяйства. Вместе с тем, производство мяса скота и
птицы по нашим расчетам сократится на 5%.
В свою очередь, активная позиция администрации области по
стимулированию производства продовольственного зерна и льна, нашедшая
понимание у сельских товаропроизводителей, на наш взгляд, дает
основания ожидать рост производства зерновых и льноволокна на 6 и 16%,
соответственно.
Результаты работы предприятий строительного комплекса области
доказывают, что активизировать инвестиционную деятельность в этом году
не удалось. Более того, против десяти месяцев прошлого года
капитальные вложения сократились на 23%, в том числе по объектам
производственного назначения - на 33%, а непроизводственного
назначения - на 13%.
Предприятиями и организациями всех форм собственности построены
жилые дома общей площадью 243 тыс.кв.метров, что на 35% больше уровня
января-октября 1994 года.
В настоящее время строительство объектов социальной сферы ведется
практически только за счет средств бюджетов. Несмотря на это, в
текущем году введены в эксплуатацию 12 школ на 2935 ученических мест,
терапевтический корпус на 60 коек в п. Пено, 2 поликлиники на 350
посещений в смену и 2 детских комбината на 560 мест в военных городках
Мамулино и Андреаполе.
Мы полагаем, что в предстоящем году инвестиционный климат не
претерпит кардинальных изменений. За счет концентрации средств
областного бюджета мы считает возможным ввести в эксплуатацию 6 школ
на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений.
В 1995 году в области впервые начата практика предоставления
жителям области безвозмездных субсидий на строительство (приобретение)
жилья, в 1996 году такая работа будет продолжена. Предполагается
направить на эти цели 25% от инвестиционной программы по строительству
объектов администрации области и социальной сферы села.
На предстоящий год перейдут основные мероприятия во выпуску
жилищного займа Тверской области.
С учетом названных источников, средств федерального бюджета на
строительство жилья для бывших военнослужащих и других ресурсов, мы
считаем, что в предстоящем году объемы вводимого жилья по области
будут практически на уровне текущего года.
Администрация области активно ведет и будет вести поиск
возможностей увеличения инвестиций в наш регион, рассматривая их как
важнейший фактор стабилизации хозяйственного, финансового и
социального положения.
Наличие кризисных явлений в развитии отраслей материального
производства непосредственно сказывается на рынке труда. По состоянию
на 1 ноября текущего года в органах службы занятости области
зарегистрировано 13,5 тыс. человек безработных или 1,8% от
экономически активного населения области. Названный показатель уровня
безработицы в Тверской области значительно ниже его средних значений
по России и ближайших областей. 83% зарегистрированных безработных
имеют право на получение пособия.
Мы рассчитываем, что и в 1996 году в нашей области будут найдены
и реализованы механизмы смягчения ситуации на занятости населения. Это
будут: в первую очередь, финансовая помощь предприятиям перспективных
отраслей и производств, создающих новые рабочие места (до 15% средств
фонда занятости); материальная помощь 8-8,5 тыс. человек, находящимся
под угрозой увольнения; обеспечение профессиональной подготовки и
переподготовки 5-7,5 тыс. человек незанятого населения, с выделением
на эти цели до 14% средств фонда занятости.
В конечном счете, есть все основания удержать в предстоящем году
безработицу на уровне 2,5%.
Развитие экономической ситуации текущего года дает основание
ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 230-250%. По состоянию
на 1 ноября текущего года сводный индекс потребительских цен на товары
народного потребления и услуги составил 211%. При этом в текущем году
удалось избежать "осеннего всплеска" инфляции как по экономическим,
так и политическим обстоятельствам.
На предстоящий год в своих расчетах мы исходим из роста инфляции
в 1,6 раза.
Обоснованием такого показателя являются динамика экономических
процессов текущего года, спросовые ограничения потребительского рынка,
намерения федерального правительства вводить элементы регулирования
цен на продукцию базовых отраслей (энергоносители, грузовые перевозки
и т.д.).
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации
за десять месяцев сократился на 9%. С учетом сложившейся динамики, мы
прогнозируем и на 1996 год спад объема товарооборота еще на 5-6%.
При этом администрация области основное внимание намерена уделить
задачам продовольственного обеспечения населения за счет увеличения
производства продуктов питания на своей территории и завоза их из
других регионов. В пределах средств, предусмотренных по областному
бюджету будут предоставлены льготные кредиты на закупку
продовольственного зерна, муки, круп, сахара, растительного масла,
детского питания, а также на заготовку и закладку на хранение
картофеля и овощей.
Такая работа, кстати, проводится администрацией области и в
настоящее время. Удалось изыскать кредитные ресурсы, в том числе
льготные - 55 млрд. рублей, на закупку продовольственного зерна.
Заключены контракты с фирмами на поставку в область 100 тыс. тонн
продовольственной пшеницы из Венгрии.
Вкупе с другими мерами это позволяет обеспечить на территории
области значительное замедление темпов роста цен на ржаной и
ржано-пшеничный хлеб, несмотря на большой рост закупочных цен на зерно
в России и за рубежом.
Важным условием становления рыночной экономики является
приватизация. Однако первый этап приватизации показал, что за короткий
период времени не реален переход капиталов в высокоэффективные отрасли
экономики, не достигнуто эффективное управление собственностью.
Исходя из этого, администрацией области основное внимание будет
уделено не количественным, а качественным параметрам процесса
приватизации. Это означает для нас, в частности, необходимость
совершенствования механизма проведения инвестиционных конкурсов и
аукционных торгов с учетом местных особенностей и в интересах региона,
отстаивать на федеральном уровне право области принятия решения при
приватизации объектов федеральной собственности; не допустить
приватизации государственных и муниципальных учреждений социальных
отраслей (здравоохранения, образования и т.д.).
Уважаемые депутаты!
Администрация области исходит из того, что предстоящие годы
должны принести осязаемые результаты подавляющему большинству
населения, положительно сказаться на его материальном благосостоянии.
В области для этого имеются достаточные финансовые, материальные и
трудовые ресурсы.
Благодарю за внимание.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД
-------------------------------------------------T---------------T----------T-----------------T-----------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦
¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ Единица ¦ 1994 год +--------T--------+--------T--------+
¦ ¦ измерения ¦ факт ¦ оценка ¦ в к ¦ оценка ¦ в к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1994г. ¦ ¦ 1995г. ¦
+------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+
¦1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Продукция промышленности ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (в сопоставимых ценах) ¦ предыдущему ¦ 66,2 ¦ х ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦
¦ в том числе по отраслям: ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Электроэнергетика ¦ - " - ¦ 78,0 ¦ х ¦ 101,0 ¦ X ¦ 96,7 ¦
¦ Топливная промышленность - всего ¦ - " - ¦ 77,8 ¦ х ¦ 95,5 ¦ X ¦ 95,7 ¦
¦ Черная металлургия ¦ - " - ¦ 89,8 ¦ х ¦ 100,2 ¦ X ¦ 100,0 ¦
¦ Химическая и нефтехимическая ¦ - " - ¦ 65,4 ¦ х ¦ 80,0 ¦ X ¦ 90,4 ¦
¦ Машиностроение и металлообработка ¦ - " - ¦ 66,3 ¦ X ¦ 75,0 ¦ X ¦ 91,0 ¦
¦ Лесная, деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ целлюлозно-бумажная промышленность ¦ - " - ¦ 70,3 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 96,2 ¦
¦ Промышленность строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ материалов и стекольная и ¦ - " - ¦ 68,5 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ 98,4 ¦
¦ Легкая промышленность ¦ - " - ¦ 51,0 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦ 93,7 ¦
¦ Пищевая промышленность ¦ - " - ¦ 78,7 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 99,0 ¦
¦ Прочие отрасли промышленности ¦ - " - ¦ 82,0 ¦ X ¦ 74,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦
¦1.2. Производство важнейших видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ продукции производственно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ назначения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Электроэнергия ¦ млн.клв.ч ¦ 17004 ¦ 18419 ¦ 108 ¦ 18752 ¦ 102 ¦
¦ в том числе с атомных электростанций ¦ - " - ¦ 8882 ¦ 11284 ¦ 127 ¦ 11450 ¦ 102 ¦
¦ Уголь ¦ тыс.тонн ¦ 137 ¦ 84 ¦ 61 ¦ 70 ¦ 83 ¦
¦ Волокна и нити химические ¦ тыс.тонн ¦ 11,1 ¦ 9 ¦ 81 ¦ 8 ¦ 89 ¦
¦ Вагоны пассажирские магистральные ¦ штук ¦ 580 ¦ 404 ¦ 70 ¦ 445 ¦ 110 ¦
¦ в т.ч. электрички ¦ - " - ¦ 42 ¦ 79 ¦ 188 ¦ 120 ¦ 152 ¦
¦ Станки металлорежущие ¦ - " - ¦ 147 ¦ 160 ¦ 109 ¦ 160 ¦ 100 ¦
¦ Машины кузнечно-прессовые ¦ - " - ¦ 146 ¦ 80 ¦ 80 ¦ 55 ¦ 100 ¦
¦ Автомобили грузовые (включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ шасси на комплектацию) ¦ - " - ¦ 262 ¦ 158 ¦ 60 ¦ 158 ¦ 100 ¦
¦ Древесина деловая ¦ млн.куб.м ¦ 1,7 ¦ 1,5 ¦ 88 ¦ 1,5 ¦ 100 ¦
¦ Пиломатериалы ¦ - " - ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 82 ¦ 0,9 ¦ 100 ¦
¦ Плиты древесностружечные ¦ тыс.усл.куб.м ¦ 92,6 ¦ 70 ¦ 75 ¦ 65 ¦ 93 ¦
¦ Плиты древесно-волокнистые ¦ млн.усл.кв.м ¦ 15,2 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦
¦ Бумага ¦ тыс.тонн ¦ 11,3 ¦ 12,2 ¦ 108 ¦ 12,2 ¦ 100 ¦
¦ Картон ¦ тыс.тонн ¦ 12,5 ¦ 10,2 ¦ 82 ¦ 10,2 ¦ 100 ¦
¦ Плиты керамические глазурованные для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ внутренней облицовки стен ¦ тыс.кв.м ¦ 372,7 ¦ 400 ¦ 107 ¦ 400 ¦ 100 ¦
¦ Стекло оконное ¦ тыс.кв.м ¦ 3800 ¦ 4000 ¦ 105 ¦ 4300 ¦ 107 ¦
¦ Материалы стеновые ¦ млн.шт.усл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ кирпича ¦ 244,6 ¦ 252 ¦ 103 ¦ 252 ¦ 100 ¦
¦ Конструкции и изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сборные железобетонные ¦ тыс.куб.м ¦ 315,6 ¦ 300 ¦ 95 ¦ 294 ¦ 98 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Валовая продукция сельского хозяйства - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 927,6 ¦ 2839,5 ¦ х ¦ 4103,2 ¦ х ¦
¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 95,7 ¦ 92,2 ¦ X ¦ 99,5 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Из общего объема валовой продукции - продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ крестьянских (фермерских) хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 16,6 ¦ 51,4 ¦ X ¦ 70,8 ¦ х ¦
¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 99,4 ¦ 93,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Производство основных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (включая все категории хозяйств) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 485,2 ¦ 375,0 ¦ 77,3 ¦ 400,0 ¦ 106,7 ¦
¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 405,8 ¦ 550,0 ¦ 135,5 ¦ 550,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 86,8 ¦ 147,0 ¦ 169,4 ¦ 150,0 ¦ 102,0 ¦
¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 124,8 ¦ 110,0 ¦ 88,1 ¦ 105,0 ¦ 95,5 ¦
¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 664,0 ¦ 629,0 ¦ 94,7 ¦ 638,0 ¦ 101,4 ¦
¦ Яйца ¦ млн.штук ¦ 599,2 ¦ 580,0 ¦ 96,8 ¦ 580,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 20,4 ¦ 25,0 ¦ 122,5 ¦ 29,0 ¦ 116,0 ¦
¦ Шерсть (в физическом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 66,7 ¦ 0,2 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Производство в крестьянских (фермерских) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ хозяйствах : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 7,5 ¦ 4,5 ¦ 60,0 ¦ 5,0 ¦ 111,1 ¦
¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 7,6 ¦ 133,3 ¦ 6,0 ¦ 78,9 ¦
¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦
¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 4,2 ¦ 3,9 ¦ 92,9 ¦ 3,0 ¦ 76,9 ¦
¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 16,1 ¦ 15.0 ¦ 93,2 ¦ 15,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Яйца ¦ тыс.штук ¦ 2,4 ¦ 2,0 ¦ 83,3 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Производство продукции перерабатывающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Мясо, включая субпродукты 1 категории ¦ тыс.тонн ¦ 24,2 ¦ 18,0 ¦ 74,4 ¦ 18,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Масло животное ¦ тыс.тонн ¦ 7,4 ¦ 6,0 ¦ 81,1 ¦ 6,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Сыры жирные ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 5,0 ¦ 87,7 ¦ 5,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Кондитерские изделия ¦ тыс.тонн ¦ 9,8 ¦ 6,9 ¦ 70,4 ¦ 6,2 ¦ 89,8 ¦
¦ Масло растительное ¦ тыс.тонн ¦ 1,6 ¦ 3 5 ¦ 2,2р ¦ 3,5 ¦ 100,0 ¦
¦ Мука ¦ тыс.тонн ¦ 166,0 ¦ 150,0 ¦ 90,4 ¦ 150,0 ¦ 100,0 ¦
¦ Крупа ¦ тыс.тонн ¦ 1,4 ¦ 0,9 ¦ 64,3 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦
¦ Макаронные изделия ¦ тыс.тонн ¦ 8,8 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦
¦ Спирт этиловый из пищевого сырья ¦ млн.гал ¦ 0,743 ¦ 0,9 ¦ 121,1 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦
¦ Товарная пищевая рыбная продукция, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ включая консервы рыбные ¦ тыс.тонн ¦ 1,7 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ИНВЕСТИЦИИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1. Капитальные вложения по территории за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всех источников финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 751,4 ¦ 1996,0 ¦ X ¦ 3120,0 ¦ X ¦
¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 60,0 ¦ 90,6 ¦ ¦ 95,2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ производственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 368,6 ¦ 884,7 ¦ X ¦ 1497,6 ¦ х ¦
¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 40,4 ¦ 83,1 ¦ ¦ 101,6 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ непроизводственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 382,8 ¦ 1081,3 ¦ X ¦ 1622,4 ¦ X ¦
¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 107,9 ¦ 97,9 ¦ X ¦ 90,0 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2. Ассигнования, выделенные на капитальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ строительство администрации области ¦ млрд.руб ¦ 33,9 ¦ 74,4 ¦ X ¦ 112,0 ¦ X ¦
¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ АПК ¦ млрд.руб ¦ 16,7 ¦ 14,7 ¦ X ¦ 32,0 ¦ X ¦
¦ по объектам администрации области ¦ млрд.руб ¦ 17,2 ¦ 59,7 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ТРАНСПОРТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1. Объем перевозок грузов автомобильным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ транспортом ¦ млн.тонн ¦ 12,0 ¦ 9,5 ¦ 79,2 ¦ 10,0 ¦ 105,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2. Грузооборот автомобильного транспорта ¦ млн.т-км ¦ 382,4 ¦ 315,0 ¦ 82,4 ¦ 305,0 ¦ 96,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3. Пассажирооборот автомобильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ транспорта ¦ млн.пасс-км ¦ 1635,0 ¦ 1550,0 ¦ 94,8 ¦ 1560,0 ¦ 100,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.4. Пассажирооборот городского электрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ транспорта (включая метрополитен) ¦ млн.пасс-км ¦ 524,1 ¦ 534,1 ¦ 101,1 ¦ 539,4 ¦ 101,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ФИНАНСЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Прибыль ¦ млрд.руб ¦ 598,0 ¦ 1378,0 ¦ В 2,Зр ¦ 2496,0 ¦ в 1,8р ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6.1 Темпы роста денежных доходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ душу населения ¦ раз ¦ 3,8 ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6.2 Темпы роста денежных расходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ душу населения ¦ раз ¦ 4,3 ¦ 2,6 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6.3 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ДОХОДЫ - ВСЕГО ¦ в % к общему ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ х ¦ 100,0 ¦ х ¦
¦ в том числе: ¦ итогу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оплата труда ¦ - " - ¦ 40,9 ¦ 36,2 ¦ х ¦ 31,2 ¦ х ¦
¦ пенсии, пособия, стипендии ¦ - " - ¦ 19,1 ¦ 20,0 ¦ х ¦ 19,0 ¦ х ¦
¦ прочие доходы ¦ - " - ¦ 40,0 ¦ 43,8 ¦ X ¦ 49,8 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ РАСХОДЫ - ВСЕГО ¦ - " - ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ X ¦ 100,0 ¦ X ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ покупка товаров и оплата услуг ¦ - " - ¦ 78,9 ¦ 83,9 ¦ X ¦ 82,4 ¦ X ¦
¦ из них на покупку продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ питания ¦ - " - ¦ 74,1 ¦ 72,7 ¦ X ¦ 71,4 ¦ X ¦
¦ обязательные платежи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ добровольные взносы ¦ - " - ¦ 7,1 ¦ 6,0 ¦ X ¦ 5,5 ¦ X ¦
¦ прирост вкладов ¦ - " - ¦ 7,2 ¦ 5,2 ¦ X ¦ 7,5 ¦ X ¦
¦ приобретение акций, недвижимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ и валюты ¦ - " - ¦ 6,8 ¦ 4,9 ¦ X ¦ 4,6 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ И УСЛУГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.1. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ткани хлопчатобумажные ¦ млн.кв.м ¦ 60,6 ¦ 48,0 ¦ 79,2 ¦ 38,0 ¦ 79,2 ¦
¦ ткани шерстяные ¦ млн.кв.м ¦ 3,4 ¦ 4,6 ¦ 135,3 ¦ 4,9 ¦ 106,5 ¦
¦ ткани шелковые ¦ млн.кв.м ¦ 2,9 ¦ 3,0 ¦ 103,4 ¦ 3,0 ¦ 100,0 ¦
¦ трикотажные изделия ¦ млн.штук ¦ 4,8 ¦ 2,4 ¦ 50,0 ¦ 2,4 ¦ 100,0 ¦
¦ обувь кожаная ¦ млн.пар ¦ 2,8 ¦ 2,4 ¦ 85,7 ¦ 2,3 ¦ 95,8 ¦
¦ машины стиральные и центрифуги ¦ тыс.штук ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦
¦ тетради школьные ¦ млн.штук ¦ 145,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.2. ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ - ВСЕГО ¦ раз ¦ 2,7 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ продовольственные товары ¦ раз ¦ 3,1 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦
¦ винно-водочные изделия и пиво ¦ раз ¦ 2,9 ¦ X ¦ 2,8 ¦ х ¦ 1,6 ¦
¦ непродовольственные товары ¦ раз ¦ 2,4 ¦ X ¦ 2,3 ¦ х ¦ 1,8 ¦
¦ из них: товары легкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленности ¦ раз ¦ 2,2 ¦ X ¦ 2,2 ¦ х ¦ 1,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.3. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ¦ раз ¦ * ¦ X ¦ * ¦ х ¦ 1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7.4. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ И УСЛУГИ (РАСЧЕТНО) - УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ ¦ раз ¦ 3,0 ¦ 2,5 ¦ X ¦ 1,7 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (В СОПОСТАВИМЫХ ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ЦЕНАХ) ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 99,0 ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ЗАНЯТОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Доля зарегистрированных безработных в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ численности экономически активного населения ¦ % ¦ 1,1 ¦ 1,7 ¦ X ¦ 2,5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.1. Ввод в эксплуатацию жилых домов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общей пл. ¦ 434,8 ¦ 330,0 ¦ 75,9 ¦ 300,0 ¦ 90,9 ¦
¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по государственной программе обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ жильем военнослужащих, лиц, уволенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ с военной службы в запас или отставку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сотрудников органов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ общей пл. ¦ 16,5 ¦ 14,0 ¦ 84,8 ¦ 24,0 ¦ в1,7р ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9.2. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учреждений общего образования ¦ мест ¦ 428 ¦ 2918 ¦ 6,8р ¦ 2260 ¦ 77,4 ¦
¦ детских домов-интернатов ¦ мест ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 140 ¦ ¦
¦ больниц ¦ коек ¦ - ¦ 60 ¦ - ¦ 225 ¦ 3,7р ¦
¦ амбулаторно-поликлинических учреждений ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в смену ¦ 70 ¦ - ¦ - ¦ 100 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (на конец года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ больничными койками ¦ коек на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тыс.жителей ¦ 136,5 ¦ 136,9 ¦ 100,3 ¦ 137,3 ¦ 100,3 ¦
¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 105,8 ¦ 106,1 ¦ - ¦ 106,4 ¦ - ¦
¦ амбулаторно-поликлиническими учреждениями ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в смену на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тыс.жителей ¦ 170,7 ¦ 172,1 ¦ 100,8 ¦ 173,5 ¦ 100,8 ¦
¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 75,9 ¦ 76,5 ¦ - ¦ 77,1 ¦ - ¦
¦ домами-интернатами для престарелых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ инвалидов ¦ мест на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ тыс.жителей ¦ 27,6 ¦ 27,7 ¦ 100,4 ¦ 27,7 ¦ 100,0 ¦
¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 92,0 ¦ 92,3 ¦ - ¦ 92,3 ¦ - ¦
¦ дошкольными образовательными учреждениями ¦ мест на 1000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ детей дошк. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ возраста ¦ 787,0 ¦ 749,0 ¦ 95,2 ¦ 786,0 ¦ 104,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.1.Объем сброса загрязненных сточных вод ¦ млн.куб.м ¦ 115,1 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.2. Объем вредных веществ, выбрасываемых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ атмосферный воздух стационарными источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ загрязнения ¦ тыс.тонн ¦ 79,3 ¦ 83,0 ¦ 105,0 ¦ 87,0 ¦ 105,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.3. Ввод в действие сооружений для очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сточных вод ¦ тыс.куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в сутки ¦ 2,0 ¦ - ¦ х ¦ 2,1 ¦ х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Экспорт - всего ¦ млн.американ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ долларов ¦ ¦ 85,0 ¦ х ¦ 99,0 ¦ 116,5 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Дальнее зарубежье ¦ - " - ¦ 37,9 ¦ 46,0 ¦ 121,4 ¦ 55,0 ¦ 119,4 ¦
¦ Ближнее зарубежье ¦ - " - ¦ * ¦ 39,0 ¦ х ¦ 44,0 ¦ 112,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. ПРИВАТИЗАЦИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.1. Общее количество предприятий ¦ единиц ¦ 2644 ¦ 2744 ¦ X ¦ 2744 ¦ X ¦
¦ в том числе приватизированных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ нарастающим итогом , всего ¦ единиц ¦ 1813 ¦ 1985 ¦ X ¦ 2063 ¦ X ¦
¦ из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленность ¦ единиц ¦ 336 ¦ 357 ¦ X ¦ 377 ¦ X ¦
¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 141 ¦ 160 ¦ X ¦ 169 ¦ X ¦
¦ строительство ¦ единиц ¦ 237 ¦ 243 ¦ X ¦ 258 ¦ X ¦
¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 39 ¦ 39 ¦ X ¦ 43 ¦ X ¦
¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 593 ¦ 651 ¦ X ¦ 681 ¦ X ¦
¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 467 ¦ 535 ¦ X ¦ 535 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.2. Удельный вес приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприятий, всего ¦ % ¦ 68,6 ¦ 72,3 ¦ X ¦ 75,2 ¦ X ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленность ¦ % ¦ 72,9 ¦ 76,0 ¦ X ¦ 80,2 ¦ X ¦
¦ сельское хозяйство ¦ % ¦ 75,8 ¦ 79,6 ¦ X ¦ 84,1 ¦ X ¦
¦ строительство ¦ % ¦ 79,8 ¦ 81,0 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦
¦ транспорт и связь ¦ % ¦ 58,2 ¦ 57,3 ¦ X ¦ 63,2 ¦ X ¦
¦ торговля и общественное питание ¦ % ¦ 77,4 ¦ 81,6 ¦ X ¦ 85,3 ¦ X ¦
¦ другие отрасли ¦ % ¦ 53,9 ¦ 59,0 ¦ X ¦ 59,0 ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.3. Количество предприятий, намечаемое к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ приватизации в указанном году, всего ¦ единиц ¦ 364 ¦ 172 ¦ X ¦ 78 ¦ X ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ промышленность ¦ единиц ¦ 61 ¦ 21 ¦ X ¦ 20 ¦ X ¦
¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 58 ¦ 19 ¦ X ¦ 9 ¦ X ¦
¦ строительство ¦ единиц ¦ 11 ¦ 39 ¦ 6 ¦ X ¦ 15 ¦
¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 11 ¦ 14 ¦ - ¦ X ¦ 4 ¦
¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 71 ¦ 58 ¦ X ¦ 30 ¦ X ¦
¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 121 ¦ 68 ¦ X ¦ - ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.3. Объем продукции приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в действующих ценах каждого года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего ¦ млрд.руб ¦ 2654,0 ¦ 6667,4 ¦ X ¦10945,1 ¦ X ¦
¦ в ценах 1994 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ всего ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ году ¦ 80,0 ¦ 90,0 ¦ X ¦ 98,0 ¦ X ¦
L------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+---------
* - данные отсутствуют
Зам. главы администрации области,
председатель комитета по экономике
и прогнозированию В. Я. Сергиенко
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
Тверской области на 1996 год
Прогноз социально-экономического развития области на 1996 год
разработан комитетом по экономике и прогнозированию с привлечением
отраслевых управлений, комитетов и отделов администрации области,
экономических органов администраций городов и районов, а также других
заинтересованных организаций области на основе анализа тенденций
развития отраслей и региона в целом, а также намерений ведущих
Предприятий и организаций области различных форм собственности и
ведомственной подчиненности.
Финансы. Финансовое состояние области остается крайне
напряженным, т.к. вследствии инфляционных процессов происходит
сокращение реального объема прибыли предприятий. В частности, на 1
сентября текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1994
года при темпе роста оптовых цен в 3,7 раза рост прибыли
в.промышленности доставил 2,8 раза.
Продолжается рост затрат на производство продукции. Так, во 2
квартале 1995 года затраты на рубль промышленной продукции составили
85,5 коп. и возросли по отношению к 1 кварталу т. г. на 5,4 коп. или
на 6,7%. Каждое пятое предприятие области является убыточным.
Кроме этого, наблюдается сложная ситуация в платежной дисциплине.
На 1 сентября текущего года дебиторская задолженность предприятий
промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства
составила 1772 млрд. рублей. Кредиторская задолженность в 1,2 раза
перекрывает дебиторскую и по состоянию на 1.09.95г. сложилась в сумме
2119,1 млрд. рублей.
Исходя из вышеизложенного, а также на основе анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 1994 год и 9
месяцев т. г., объем валовой прибыли в народном хозяйстве области в
1995 году оценивается в 1378 млрд. рублей и прогнозируется на 1996 год
в сумме 2496 млрд. рублей с ростом в 1,8 раза.
Промышленность. В промышленности области определились отрасли.
состояние дел в которых определяет и общее положение дел - это
электроэнергетика (30,1% промышленного производства в области по
оценке 1995 года), машиностроение и металлообработка (24,7%), пищевая
(11,4%), легкая (9,5%) и лесная (6,8%) отрасли.
Анализ макроэкономической ситуации в экономике региона, планов и
намерений предприятий в сочетании с общероссийскими данными позволяют
сделать следующие прогнозы на 1996 год.
В электроэнергетике определяющим фактором будет продолжающееся
падение спроса федерального оптового рынка электрической энергии на
продукцию тепловых электростанций. Даже с учетом роста производства
электроэнергии на Калининской АЭС ее суммарная выработка по области
составит 96,7% к уровню текущего года.
В машиностроении и металлообработке спад производства составит 9%
по сравнению с уровнем текущего года против 25% снижения объемов в
текущем году. Основной причиной такого положения является нестабильная
работа АО "Тверской вагоностроительный завод" и отсутствие стабильных
заказов на следующий год. При расчетах учитывалось отсутствие
платежеспособного внутреннего рынка на сельскохозяйственную технику,
металлообрабатывающее и строительное оборудование, лифты, другую
высокотехнологическую продукцию этой отрасли.
В легкой промышленности будет продолжаться влияние утраты
предприятиями оборотных средств, сырьевых рынков, падение
платежеспособного спроса населения, жесткая конкуренция импортных
товаров народного потребления. В этой отрасли спад производства
составит около 6%.
В пищевой промышленности объемы производства практически
останутся на уровне 1995 года, что связано с закреплением рынков сбыта
продукции, обеспеченных платежеспособным спросом. В лесной
промышленности некоторое падение производства вызвано, в основном,
снижением спроса на продукцию деревообработки.
Таким образом, в целом по промышленности можно ожидать замедление
спада производства в 1996 году до 5% к уровню 1995 года, против,
соответственно, 33,8% в 1994 году и ожидаемых 12% в текущем году.
Агропромышленный комплекс. Аграрный сектор области находится в
глубоком кризисе. Тяжелое финансовое положение производителей
сельхозпродукции привели к резкому снижению плодородия почв,
увеличению износа основных средств, ухудшению производственного
потенциала.
При разработке прогноза на 1996 год учтены факторы , повлиявшие
на экономическую ситуацию в АПК в 1994 году и предыдущие годы, а также
развитие предпосылок текущего года.
Производство продукции растениеводства в 1996 году прогнозируется
с ростом к уровню 1995 года на 4 процента, за счет расширения посевных
площадей зерновых культур и льна.
В животноводстве в текущем году ожидается спад производства
продукции к уровню 1994 года на 9,2%. В 1996 году производство будет
продолжать падать, снижение к уровню 1995 года составит в пределах 5%,
в основном за счет производства мяса.
В целом по области в 1996 году производство валовой продукции
сельского хозяйства в ценах реализации 1993 года сохранится на уровне
1995 года с незначительными колебаниями (0,5-1%).
Удельный вес продукции производимой населением в общем объеме
производства по области прогнозируется на уровне текущего года
(36-37%).
Из-за экономических трудностей и банкротства прогнозируется спад
производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Доля
производимой ими продукции в общем объеме производства остается
незначительной, менее 2 процентов.
Инвестиции. При разработке прогнозной программы инвестиционной
деятельности на 1996 год были рассмотрены итоги работы за 1994 год, 9
месяцев 1995 года и учтены следующие факторы:
- реальность финансирования капитальных вложений за счет бюджетов
всех уровней, в рамках федеральных и региональных программу;
- предложения администраций территорий, заказчиков и строительных
организаций по сокращению объемов незавершенного строительства;
- необходимость сооружения жизненно необходимых и социально -
значимых объектов.
Результаты работы строительного комплекса области в 1994 году и 9
месяцев т.г. показывают, что активизировать инвестиционную
деятельность не удалось. Однако, если спад инвестиций в 1994 году
составлял 40% к соответствующему периоду прошлого года, то за 9
месяцев 1995 года он уменьшился до 19%, а по итогам года должен
составить 9,4%. В прогнозируемом году общий объем капитальных вложений
за счет всех источников инвестиций достигнет 95% к уровню 1995 года.
Ужесточение финансовой политики усилило спросовые ограничения и
наложилось на ускорение спада производства строительной продукции.
Происходит не просто сокращение накоплений, а все более проявляются и
углубляются признаки кризиса воспроизводства основных производственных
фондов. В структуре капитальных вложений сокращается доля средств,
направляемых на производственное строительство. Удельный вес
инвестиций на строительство объектов производственного назначения
составил 49 процентов в 1994 году, 42% за 9 месяцев 1995г., а без
учета объектов строительства в военных городках Андреаполя и Мамулино
этот показатель составляет 56 и 51%% соответственно.
Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные
средства предприятий. В 1996 году их доля в общем объеме инвестиций
64%.
Ожидается сокращение бюджетного финансирования капитального
строительства, особенно за счет средств местных (71% к прошлому году)
и федерального (67%) бюджетов.
За счет концентрации средств областного бюджета на объектах
высокой степени готовности ожидается ввести в эксплуатацию 6 школ на
2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений. Будет
продолжено строительство больниц в г.Кувшиново, п. Лесное, поликлиник
в городах Бежецке, Весьегонске, других объектов социально-культурного
и коммунального назначения. Из-за недостатка ассигнований
строительство ряда объектов будет приостановлено.
Проектом бюджета предусмотрено расходы на решение жилищной
проблемы граждан: прямое финансирование строительства жилья для
работников бюджетной сферы, ветеранов и участников войны: выделение
безвозмездных субсидий для строительства и приобретения жилья
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий: стартовый капитал
для строительства жилых домов под областной облигационный жилищный
займ.
Ввод общей площади жилых домов в 1996 году оценивается в пределах
300 тыс.кв.метров общей площади, что составит 91% к 1995 году. Для
военнослужащих, уволенных в запас, необходимо обеспечить ввод 24
тыс.кв. метров жилых домов, на что требуется более 100 млрд. рублей из
федерального бюджета.
Транспорт. В связи с общим снижением объемов производства
продукции в народном хозяйстве области снижается грузооборот всех
видов транспорта. В текущем году автомобильным транспортом
предполагается перевезти 9,5 млн. тонн грузов (79% к отчету за 1994
год). Грузооборот составит 315 млн. т-км и сократится на 18% к отчету
за 1994 год.
Учитывая относительную стабилизацию промышленности, сельского
хозяйства и рост объемов перевозок строительных грузов, в 1996 году,
автомобильным транспортом предполагается перевезти 10 млн. тонн
грузов, при этом грузооборот за счет сокращения дальности
грузоперевозок планируется на 3,2 % ниже уровня оценки текущего года.
Пассажирооборот автомобильного транспорта в 1996 году ожидается
1560 млн. пасс.-км, что несколько выше уровня текущего года.
Пассажирооборот городского электрического транспорта
(троллейбусов и трамваев) в основном стабилизировался. Косвенно, росту
пассажирооборота в 1996 году будет способствовать введение Закона "О
ветеранах" (увеличение числа пассажиров с правом бесплатного проезда)
и пополнение парка транспортными средствами.
Уровень жизни населения. За 9 месяцев т. г. денежные доходы
населения области увеличились в 2,2 раза. В третьем квартале
ежемесячный рост доходов населения составил 7,5%.
Изменяется структура денежных доходов : значительно уменьшается
доля средств фонда оплаты труда (1994 г.- 41%, 1 полугодие 1995 г.-
36,7%) и увеличивается удельный вес доходов населения от
предпринимательской деятельности , финансово-кредитных операций ,
дивидендов и реализации продуктов сельского хозяйства ( 1994 г.- 40%,
1 полугодие 1995 г.- 43%).
Эта тенденция сохранится и в 1996 году : удельный вес фонда
оплаты труда прогнозируется на уровне 31- 32% общей суммы доходов, а
удельный вес доходов населения от предпринимательской деятельности,
финансово-кредитных операций, дивидендов и реализации продуктов
сельского хозяйства достигнет 49- 50%.
В целом денежные доходы на душу населения по сравнению с уровнем
1994 г. увеличатся в 1995 г. в 2,5 раза, а в 1996 г. по сравнению с
1995 г. в 1,6 раза.
Прогнозируемое изменение структуры расходов населения говорит о
том, что основная часть населения увеличивает долю доходов,
направляемую на покупку товаров и оплату услуг. В 1995 году на эти
цели население затратит около 84% всех доходов, а в 1996 г. - 82%. В
общем объеме товарооборота остается высокой доля продовольственных
товаров.
Вместе с тем у определенной части населения сохраняется
возможность направлять свободные денежные средства на приобретение
валюты и во вклады. В связи с этим в текущем году возрастет сумма
вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты и ценных бумаг в
1,9 раза, в 1996 г. в 2,0 раза.
Удельный вес эмиссии в расходах населения в 1995 г. составит
13,5%, в 1996 г. соответственно 14,8%.
Потребительский рынок. Анализ экономической ситуации текущего
года дает основание ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах
2,3 - 2,5 раз.
В 1996 году прогнозируется максимальный рост потребительских цен
на товары и услуги в пределах 5% в месяц.
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации
за январь-сентябрь текущего года в сопоставимых ценах составил 91%
уровня прошлого года. С учетом сложившейся динамики в 1995 году
прогнозируемый спад общего объема товарооборота в сопоставимых ценах
1994 года составит 12%,а в 1996 году 5-6%.
Продолжает сохраняться тенденция опережающего роста цен на
платные услуги, по сравнению с товарами народного потребления.
Увеличивается удельный вес коммунальных услуг, услуг банковских
учреждений, правового характера, здравоохранения, по содержанию детей
в детских дошкольных учреждениях. Общий объем платных услуг в 1995
году составит 85% к уровню 1994 года, а в 1996 году - 95% к уровню
1995 года.
По расчетам в текущем году спад объемов производства товаров
народного потребления составит 15% (в 1994 году - 30%, 9 месяцев т.г.-
15.3%). а в 1996 году - 7%.
Производство продовольственных товаров в 1995 году составит 85%
объемов предыдущего года, в 1996 году - 98% уровня 1995 года.
В тяжелом положении по-прежнему остается легкая промышленность.
За январь-сентябрь т. г. спад производства товаров легкой
промышленности составил 26%. Однако наблюдаемый прирост в производстве
шерстяных тканей, чулочно-носочных изделий, некоторых видов швейной
продукции дает основание прогнозировать объем производства товаров
легкой промышленности в 1995 году на уровне 83%, а в 1996 году - 99%.
Внешнеэкономическая деятельность. В текущем году предприятия
области экспортировали продукцию в 52 страны. Из стран дальнего
зарубежья основными торговыми партнерами являются Германия,
Великобритаия, Китай, США, ближнего зарубежья - Казахстан, Украина,
Белоруссия.
В 1995 году рост экспортных поставок в страны дальнего зарубежья
составит более 21 %, в страны ближнего зарубежья - приблизительно в 2
раза (статистика за 1994 год отсутствует). Общий объем экспорта будет
равен приблизительно 85 млн. долларов США, в т. ч. 12 млн.долларов США
составят поставки железнодорожных вагонов в Казахстан, на Украину.
В 1996 году стоимость экспорта вновь возрастет. Ожидается рост
экспортных поставок в дальнее зарубежье на 20 %, в основном за счет
расширения поставок химических нитей и продуктов переработки
древесины. В страны ближнего зарубежья рост экспорта составит 13%.
Ожидается увеличение поставок в эти страны экскаваторов одноковшовых,
компрессоров, деловой древесины, пиломатериалов, древесноволокнистых
плит, оконного стекла, керамических плиток, полиграфических красок.
Труд. В области по-прежнему остается неблагополучной
демографическая обстановка, что обусловлено низким уровнем
рождаемости, высоким уровнем смертности, нарушением половозрастной
структуры.
В 1996 году согласно расчетов среднегодовая численность населения
сократится на 6,7 тыс. человек или на 0,4% к уровню 1994 года. При
этом сохранится естественная убыль населения, которая в некоторой
степени будет компенсирована за счет миграционных процессов.
Предполагается, что за 1995-1996 годы в область приедет более 9
тыс.человек вынужденных переселенцев и беженцев.
В прогнозируемом периоде предполагается сокращение численности
трудовых ресурсов, обусловленное сокращением численности работающих
пенсионеров.
Экономические проблемы ведут к росту числа незанятого населения.
За 1994 год уровень зарегистрированной безработицы к экономически
активному населению составил 1,1%, а в 1996 году предполагается его
увеличение до 2,5%. Для преодоления проблем, связанных с ростом
безработицы, разрабатывается областная программа занятости населения
на 1996-1997 годы. направленная на реализацию конкретных мер по
обеспечению занятости населения.
Социальная сфера. Исходя из анализа ситуации, сложившейся в
базовом 1994 году и ожидаемых результатов 1995 года, разработаны
основные показатели на 1996 год. характеризующие динамику процессов в
социальной сфере.
В системе народного образования предполагается осуществить
комплекс мер, направленных на поддержку и сохранение существующей сети
дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений.
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 1996
году предполагается в размере 786 мест на 1000 детей (оценочный
показатель 1995 года - 749 мест), что обусловлено снижением
численности контингента детей дошкольного возраста.
Основой социальной защиты населения области в прогнозируемом
периоде останутся меры государственной поддержки: стабильная система
пенсионного обеспечения, гарантированные компенсации и выплаты пособий
семьям с детьми, сохранение на достигнутом уровне обеспеченности
домами-интернатами для престарелых и инвалидов (27,7 мест на 10000
жителей). Большое значение в области будет придаваться вопросам
социальной защиты детей. В частности, продолжится работа по созданию
детских социальных центров и приютов (на базе высвобождающихся
помещений учреждений народного образования, здравоохранения и др.),
количество мест в которых в 1996 году. предполагается увеличить в 2,3
раза по сравнению с 1994 годом.
В здравоохранении прогнозируется дальнейший переход
лечебно-профилактических учреждений на бюджетно-страховую модель
финансирования, развитие сети дневных стационаров, совершенствование
медицинской помощи детям. Обеспеченность больничными койками и
амбулаторно-поликлиническими учреждениями прогнозируется сохранить на
уровне ожидаемом в 1995 году, незначительный прирост показателя
объясняется демографическими факторами.
Форсирование платных услуг в условиях ограниченного
платежеспособного спроса населения представляется преждевременным, тем
более, что законодательством РФ гарантируется бесплатность и
доступность для населения получения образования, медицинского
обслуживания, социального обеспечения.
Область рассчитывает на значительную поддержку федеральных
органов в вопросах финансирования отраслей социальной сферы через
реализацию мероприятий целевых федеральных программ.
Охрана окружающей среды. Объем капитальных вложений, направляемых
в 1996 году на экологические мероприятия прогнозируется в размере 63,9
млрд.рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей
(26%).
Средства федерального бюджета будут использованы на строительстве
систем оборотного водоснабжения и очистки сточных вод третьего блока
Калининской атомной электростанции в соответствии с федеральной
программой "Строительство АЭС", на строительстве водоохранных объектов
в г.Торопце в рамках реализации федеральной программы "Развитие малых
и средних городов Российской Федерации", а также для продолжения
строительства очистных сооружений биологической очистки в г.Красный
Холм и п.Кесова Гора.
Предприятия теплоэнергетики прогнозируют увеличение выбросов
вредных веществ в атмосферу, что связано с изменением структуры
топливного баланса (сокращением доли природного газа и заменой его
мазутом и торфом). Конаковская ГРЭС и АО "Тверьэнерго" - основные
загрязнители атмосферы на территории области, на долю которых
приходится 45% выбросов вредных веществ, прогнозируют увеличить
выбросы на 25,7 тыс. тонн (33%), однако с учетом спада промышленного
производства объем выбросов вредных веществ от стационарных источников
по сравнению с 1994 годом возрастет примерно на 10%.
Приватизация. По состоянию на 1.10.95г. удельный вес
приватизированных предприятий в Тверской области составил 70,7% от
общего количества предприятий, к концу 1995 года доля
приватизированных предприятий увеличится до 72,3% и составит: в
промышленности - 76%, сельском хозяйстве - 79,6%. в строительстве -
81%, на транспорте и связи - 57,3%, в торговле и общественном питании
- 81,6%.
По прогнозным оценкам на конец 1996 года будет приватизировано
75,2% предприятий. За 1996 год в промышленности намечается
приватизировать 20 предприятий (с начала приватизации доля
приватизированных предприятий составит 80,2%), в сельском хозяйстве -
9 предприятий (84,1%), в строительстве - 15 (86,0%), на транспорте и
связи - 4 (63,2%), в торговле и общественном питании - 30 (85,3%).
Относительно небольшое количество предприятий, намеченных к
приватизации в 1996 году, объясняется, с одной стороны, значительной
долей уже приватизированных предприятий, а. с другой, тем, что часть
из оставшихся в государственном секторе предприятий не подлежит
приватизации. В частности, это касается предприятий лесного комплекса,
занимающихся выращиванием леса и выполняющих лесозащитные функции,
предприятий сельского хозяйства, занимающихся племенной и ветеринарной
деятельностью, а также части издательств и полиграфических
предприятий. В 1996 году будут замедлены темпы приватизации в сфере
науки и научного обслуживания, в автомобильном транспорте, связанном с
перевозкой пассажиров.
Объем производства продукции на приватизированных предприятиях в
действующих ценах к концу 1995 года оценивается в 6667,4 млрд.руб.,
что выше уровня 1994 года в 2,5 раза, в 1996 г. он прогнозируется в
сумме 10945 млрд. руб. При этом индексы физических объемов
производства на приватизированных предприятиях заложены несколько
выше, чем в целом по отраслям экономики, исходя из итогов работы за
1994 год и 9 месяцев т. г. Так в промышленности, на долю которой
приходится основной объем производимой продукции, индекс физического
объема на приватизированных предприятиях прогнозируется на уровне 100%
против 95% в целом по отрасли.
На приватизированных предприятиях не наблюдается заметного
сокращения численности работающих в сравнении с госпредприятиями.
Зам. главы администрации области,
председатель комитета по экономике
и прогнозированию В.Я. Сергиенко
Отрасли
- 020.030.010.000.000 - Общие положения
- 070.010.000.000.000 - Общие положения