Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 23.11.1995 № 264 «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год»

Справка

Полное название Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 23.11.1995 № 264 «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год»
Дата подписания 1995-11-23
Номер 264
Источники официального опубликования
  • Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России" от 30.11.2003 г.
Статус действия Действует без изменений
Ключевые слова агропромышленный, здравоохранение, инвестиция, прогноз, промышленность, развитие, социально-экономическое, торговля, транспорт, финансы

Текст

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23.11.95 г. г. Тверь № 264 О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год Заслушав информацию заместителя главы администрации области, председателя комитета по экономике и прогнозированию Сергиенко В.Я. о прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год, Законодательное Собрание П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 1996 год.

Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Н. Курбатов Уважаемые депутаты! Предлагаемый на Ваше рассмотрение прогноз социально-экономического развития области на 1996 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом, а также с учетом намерений ведущих предприятий области.

Показатели прогноза согласованы с райгорадминистрациями, отраслевыми комитетами, управлениями и отделами администрации области.

В рамках утвержденного регламента остановлюсь на ключевых моментах обсуждаемого документа.

Как известно, ведущей отраслью экономики области является промышленность. В текущем году показатели спада объемов промышленного производства сократились. Так, если по итогам 1-го квартала спад составлял 21%, то за первое полугодие и на начало ноября месяца - 14%.

По итогам десяти месяцев не допущен спад промышленного производства в электроэнергетике, предприятиями стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности. Промышленными предприятиями 13 районов - Бежецкого, Бологовского, Вышневолоцкого, Кашинского, Зубцовского, Торжокского, Удомельского и других, увеличен объем производства промышленной продукции по сравнению с январем - октябрем 1994 года.

По состоянию на 1 октября 1995 года портфель заказов сформирован на 1431 млрд.рублей, что на 13% превышает объем продукции, произведенной этими предприятиями за 9 месяцев.

В предстоящем году администрацией области особое внимание будет уделяться предприятиям легкой и текстильной промышленности (с балансов этих предприятий полностью будут сняты объекты социальной сферы, будут выделяться кредитные ресурсы областного и федерального бюджетов).

Предстоит осуществлять меры по загрузке энергетических мощностей КАЭС и Конаковской ГРЭС, упорядочению платежных взаимоотношений в рамках единой энергетической системы.

Финансовую, материальную поддержку получат ведущие предприятия машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности.

Мы считаем, что реализация названных и иных мероприятий, в сочетании с реализацией программных положений Правительства Российской Федерации позволяет прогнозировать производство продукции промышленности в 1996 году на уровне 95% к предыдущему году, а в 1997 году - первый за несколько лет рост объемов производства на 2-5 процентов.

Более оптимистичным прогноз, на наш взгляд, не может быть, так как до настоящего времени остаются актуальными вопросы реального восполнения оборотных средств, разрешения проблемы неплатежей, оживления инвестиций в производство, темпы роста доходов предприятий отстают от темпов роста оптовых цен.

Положение в аграрном секторе экономики области, как и в целом по России, очень сложное. Но оно могло быть значительно хуже, если бы областная администрация не оказала ему финансовую помощь и поддержку в решении многих проблем. В частности, в текущем году на эти цели выделено из областного бюджета 142 млрд.рублей, из предусмотренных на год 151,3 млрд.рублей.

Всеми категориями хозяйств области производство молока и яиц обеспечено на уровне прошлого года, тогда как производство мяса скота и птицы, вследствие продолжающегося сброса поголовья животных, сократилось на 9%.

Если говорить только о сельскохозяйственных предприятиях, то ими допущен спад производства всех продуктов животноводства: мяса - на 21%; молока - 8%; яиц куриных - 7%.

Валовой сбор зерновых культур в хозяйствах всех категорий к началу ноября был ниже уровня прошлого года на одну пятую, в то же время производство и реализация льноволокна превысила уровень 1994 года 24%, картофеля - на 38%, овощей - на 78%.

Сельскохозяйственными предприятиями по состоянию на 1 ноября текущего года засыпано семян яровых и зернобобовых культур 118,5 тыс.тонн - 105% от потребности; семян картофеля заложено 34,6 тыс.тонн, или 113% от потребности.

В расчете на одну условную голову скота в хозяйствах области заготовлено 13,1 ц кормовых единиц против прошлогодних 14,3 ц кормовых единиц.

В предстоящем году предусматривается сохранить выплату дотаций на животноводческую продукцию, продолжить финансирование программы "Возрождение Тверского льна", мероприятий по плодородию земель и увеличению производства продовольственной ржи и пшеницы до 70 тыс.тонн в год. Будет сохранен принцип установления льготных ставок платы за электроэнергию для сельских товаропроизводителей по отношению к другим потребителям. Завершатся работы по оснащению сельских потребителей приборами учета расхода электроэнергии.

Важной задачей станет развитие оптовых, оптово-розничных продовольственных рынков, становление системы поступления сельхозтехники и оборудования по лизингу.

В целом, на задачи, связанные с функционированием АПК, администрацией области в 1996 году будет направлено 214 млрд.рублей, кроме того на сельские дороги из средств дорожного фонда - 100 млрд.рублей.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что в АПК есть предпосылки того, чтобы в 1996 году не допустить спада производства валовой продукции сельского хозяйства. Вместе с тем, производство мяса скота и птицы по нашим расчетам сократится на 5%.

В свою очередь, активная позиция администрации области по стимулированию производства продовольственного зерна и льна, нашедшая понимание у сельских товаропроизводителей, на наш взгляд, дает основания ожидать рост производства зерновых и льноволокна на 6 и 16%, соответственно.

Результаты работы предприятий строительного комплекса области доказывают, что активизировать инвестиционную деятельность в этом году не удалось. Более того, против десяти месяцев прошлого года капитальные вложения сократились на 23%, в том числе по объектам производственного назначения - на 33%, а непроизводственного назначения - на 13%.

Предприятиями и организациями всех форм собственности построены жилые дома общей площадью 243 тыс.кв.метров, что на 35% больше уровня января-октября 1994 года.

В настоящее время строительство объектов социальной сферы ведется практически только за счет средств бюджетов. Несмотря на это, в текущем году введены в эксплуатацию 12 школ на 2935 ученических мест, терапевтический корпус на 60 коек в п. Пено, 2 поликлиники на 350 посещений в смену и 2 детских комбината на 560 мест в военных городках Мамулино и Андреаполе.

Мы полагаем, что в предстоящем году инвестиционный климат не претерпит кардинальных изменений. За счет концентрации средств областного бюджета мы считает возможным ввести в эксплуатацию 6 школ на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений.

В 1995 году в области впервые начата практика предоставления жителям области безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья, в 1996 году такая работа будет продолжена. Предполагается направить на эти цели 25% от инвестиционной программы по строительству объектов администрации области и социальной сферы села.

На предстоящий год перейдут основные мероприятия во выпуску жилищного займа Тверской области.

С учетом названных источников, средств федерального бюджета на строительство жилья для бывших военнослужащих и других ресурсов, мы считаем, что в предстоящем году объемы вводимого жилья по области будут практически на уровне текущего года.

Администрация области активно ведет и будет вести поиск возможностей увеличения инвестиций в наш регион, рассматривая их как важнейший фактор стабилизации хозяйственного, финансового и социального положения.

Наличие кризисных явлений в развитии отраслей материального производства непосредственно сказывается на рынке труда. По состоянию на 1 ноября текущего года в органах службы занятости области зарегистрировано 13,5 тыс. человек безработных или 1,8% от экономически активного населения области. Названный показатель уровня безработицы в Тверской области значительно ниже его средних значений по России и ближайших областей. 83% зарегистрированных безработных имеют право на получение пособия.

Мы рассчитываем, что и в 1996 году в нашей области будут найдены и реализованы механизмы смягчения ситуации на занятости населения. Это будут: в первую очередь, финансовая помощь предприятиям перспективных отраслей и производств, создающих новые рабочие места (до 15% средств фонда занятости); материальная помощь 8-8,5 тыс. человек, находящимся под угрозой увольнения; обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки 5-7,5 тыс. человек незанятого населения, с выделением на эти цели до 14% средств фонда занятости.

В конечном счете, есть все основания удержать в предстоящем году безработицу на уровне 2,5%.

Развитие экономической ситуации текущего года дает основание ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 230-250%. По состоянию на 1 ноября текущего года сводный индекс потребительских цен на товары народного потребления и услуги составил 211%. При этом в текущем году удалось избежать "осеннего всплеска" инфляции как по экономическим, так и политическим обстоятельствам.

На предстоящий год в своих расчетах мы исходим из роста инфляции в 1,6 раза.

Обоснованием такого показателя являются динамика экономических процессов текущего года, спросовые ограничения потребительского рынка, намерения федерального правительства вводить элементы регулирования цен на продукцию базовых отраслей (энергоносители, грузовые перевозки и т.д.).

Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации за десять месяцев сократился на 9%. С учетом сложившейся динамики, мы прогнозируем и на 1996 год спад объема товарооборота еще на 5-6%.

При этом администрация области основное внимание намерена уделить задачам продовольственного обеспечения населения за счет увеличения производства продуктов питания на своей территории и завоза их из других регионов. В пределах средств, предусмотренных по областному бюджету будут предоставлены льготные кредиты на закупку продовольственного зерна, муки, круп, сахара, растительного масла, детского питания, а также на заготовку и закладку на хранение картофеля и овощей.

Такая работа, кстати, проводится администрацией области и в настоящее время. Удалось изыскать кредитные ресурсы, в том числе льготные - 55 млрд. рублей, на закупку продовольственного зерна.

Заключены контракты с фирмами на поставку в область 100 тыс. тонн продовольственной пшеницы из Венгрии.

Вкупе с другими мерами это позволяет обеспечить на территории области значительное замедление темпов роста цен на ржаной и ржано-пшеничный хлеб, несмотря на большой рост закупочных цен на зерно в России и за рубежом.

Важным условием становления рыночной экономики является приватизация. Однако первый этап приватизации показал, что за короткий период времени не реален переход капиталов в высокоэффективные отрасли экономики, не достигнуто эффективное управление собственностью.

Исходя из этого, администрацией области основное внимание будет уделено не количественным, а качественным параметрам процесса приватизации. Это означает для нас, в частности, необходимость совершенствования механизма проведения инвестиционных конкурсов и аукционных торгов с учетом местных особенностей и в интересах региона, отстаивать на федеральном уровне право области принятия решения при приватизации объектов федеральной собственности; не допустить приватизации государственных и муниципальных учреждений социальных отраслей (здравоохранения, образования и т.д.).

Уважаемые депутаты! Администрация области исходит из того, что предстоящие годы должны принести осязаемые результаты подавляющему большинству населения, положительно сказаться на его материальном благосостоянии.

В области для этого имеются достаточные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Благодарю за внимание.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД -------------------------------------------------T---------------T----------T-----------------T-----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ ¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ Единица ¦ 1994 год +--------T--------+--------T--------+ ¦ ¦ измерения ¦ факт ¦ оценка ¦ в к ¦ оценка ¦ в к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1994г. ¦ ¦ 1995г. ¦ +------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+ ¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------+ ¦1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.1. Продукция промышленности ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в сопоставимых ценах) ¦ предыдущему ¦ 66,2 ¦ х ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ ¦ в том числе по отраслям: ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Электроэнергетика ¦ - " - ¦ 78,0 ¦ х ¦ 101,0 ¦ X ¦ 96,7 ¦ ¦ Топливная промышленность - всего ¦ - " - ¦ 77,8 ¦ х ¦ 95,5 ¦ X ¦ 95,7 ¦ ¦ Черная металлургия ¦ - " - ¦ 89,8 ¦ х ¦ 100,2 ¦ X ¦ 100,0 ¦ ¦ Химическая и нефтехимическая ¦ - " - ¦ 65,4 ¦ х ¦ 80,0 ¦ X ¦ 90,4 ¦ ¦ Машиностроение и металлообработка ¦ - " - ¦ 66,3 ¦ X ¦ 75,0 ¦ X ¦ 91,0 ¦ ¦ Лесная, деревообрабатывающая и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целлюлозно-бумажная промышленность ¦ - " - ¦ 70,3 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 96,2 ¦ ¦ Промышленность строительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов и стекольная и ¦ - " - ¦ 68,5 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ 98,4 ¦ ¦ Легкая промышленность ¦ - " - ¦ 51,0 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦ 93,7 ¦ ¦ Пищевая промышленность ¦ - " - ¦ 78,7 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ 99,0 ¦ ¦ Прочие отрасли промышленности ¦ - " - ¦ 82,0 ¦ X ¦ 74,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ ¦1.2. Производство важнейших видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции производственно-технического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Электроэнергия ¦ млн.клв.ч ¦ 17004 ¦ 18419 ¦ 108 ¦ 18752 ¦ 102 ¦ ¦ в том числе с атомных электростанций ¦ - " - ¦ 8882 ¦ 11284 ¦ 127 ¦ 11450 ¦ 102 ¦ ¦ Уголь ¦ тыс.тонн ¦ 137 ¦ 84 ¦ 61 ¦ 70 ¦ 83 ¦ ¦ Волокна и нити химические ¦ тыс.тонн ¦ 11,1 ¦ 9 ¦ 81 ¦ 8 ¦ 89 ¦ ¦ Вагоны пассажирские магистральные ¦ штук ¦ 580 ¦ 404 ¦ 70 ¦ 445 ¦ 110 ¦ ¦ в т.ч. электрички ¦ - " - ¦ 42 ¦ 79 ¦ 188 ¦ 120 ¦ 152 ¦ ¦ Станки металлорежущие ¦ - " - ¦ 147 ¦ 160 ¦ 109 ¦ 160 ¦ 100 ¦ ¦ Машины кузнечно-прессовые ¦ - " - ¦ 146 ¦ 80 ¦ 80 ¦ 55 ¦ 100 ¦ ¦ Автомобили грузовые (включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ шасси на комплектацию) ¦ - " - ¦ 262 ¦ 158 ¦ 60 ¦ 158 ¦ 100 ¦ ¦ Древесина деловая ¦ млн.куб.м ¦ 1,7 ¦ 1,5 ¦ 88 ¦ 1,5 ¦ 100 ¦ ¦ Пиломатериалы ¦ - " - ¦ 1,1 ¦ 0,9 ¦ 82 ¦ 0,9 ¦ 100 ¦ ¦ Плиты древесностружечные ¦ тыс.усл.куб.м ¦ 92,6 ¦ 70 ¦ 75 ¦ 65 ¦ 93 ¦ ¦ Плиты древесно-волокнистые ¦ млн.усл.кв.м ¦ 15,2 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦ 15,2 ¦ 100 ¦ ¦ Бумага ¦ тыс.тонн ¦ 11,3 ¦ 12,2 ¦ 108 ¦ 12,2 ¦ 100 ¦ ¦ Картон ¦ тыс.тонн ¦ 12,5 ¦ 10,2 ¦ 82 ¦ 10,2 ¦ 100 ¦ ¦ Плиты керамические глазурованные для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренней облицовки стен ¦ тыс.кв.м ¦ 372,7 ¦ 400 ¦ 107 ¦ 400 ¦ 100 ¦ ¦ Стекло оконное ¦ тыс.кв.м ¦ 3800 ¦ 4000 ¦ 105 ¦ 4300 ¦ 107 ¦ ¦ Материалы стеновые ¦ млн.шт.усл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кирпича ¦ 244,6 ¦ 252 ¦ 103 ¦ 252 ¦ 100 ¦ ¦ Конструкции и изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сборные железобетонные ¦ тыс.куб.м ¦ 315,6 ¦ 300 ¦ 95 ¦ 294 ¦ 98 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1. Валовая продукция сельского хозяйства - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 927,6 ¦ 2839,5 ¦ х ¦ 4103,2 ¦ х ¦ ¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 95,7 ¦ 92,2 ¦ X ¦ 99,5 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Из общего объема валовой продукции - продукция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крестьянских (фермерских) хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 16,6 ¦ 51,4 ¦ X ¦ 70,8 ¦ х ¦ ¦ в ценах реализации 1993 года ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 99,4 ¦ 93,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2. Производство основных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (включая все категории хозяйств) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 485,2 ¦ 375,0 ¦ 77,3 ¦ 400,0 ¦ 106,7 ¦ ¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 405,8 ¦ 550,0 ¦ 135,5 ¦ 550,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 86,8 ¦ 147,0 ¦ 169,4 ¦ 150,0 ¦ 102,0 ¦ ¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 124,8 ¦ 110,0 ¦ 88,1 ¦ 105,0 ¦ 95,5 ¦ ¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 664,0 ¦ 629,0 ¦ 94,7 ¦ 638,0 ¦ 101,4 ¦ ¦ Яйца ¦ млн.штук ¦ 599,2 ¦ 580,0 ¦ 96,8 ¦ 580,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 20,4 ¦ 25,0 ¦ 122,5 ¦ 29,0 ¦ 116,0 ¦ ¦ Шерсть (в физическом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 66,7 ¦ 0,2 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Производство в крестьянских (фермерских) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйствах : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зерно (в весе после доработки) ¦ тыс.тонн ¦ 7,5 ¦ 4,5 ¦ 60,0 ¦ 5,0 ¦ 111,1 ¦ ¦ Картофель ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 7,6 ¦ 133,3 ¦ 6,0 ¦ 78,9 ¦ ¦ Овощи ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ ¦ Скот и птица (в живом весе) ¦ тыс.тонн ¦ 4,2 ¦ 3,9 ¦ 92,9 ¦ 3,0 ¦ 76,9 ¦ ¦ Молоко ¦ тыс.тонн ¦ 16,1 ¦ 15.0 ¦ 93,2 ¦ 15,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Яйца ¦ тыс.штук ¦ 2,4 ¦ 2,0 ¦ 83,3 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Льноволокно ¦ тыс.тонн ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ 0,3 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3. Производство продукции перерабатывающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Мясо, включая субпродукты 1 категории ¦ тыс.тонн ¦ 24,2 ¦ 18,0 ¦ 74,4 ¦ 18,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Масло животное ¦ тыс.тонн ¦ 7,4 ¦ 6,0 ¦ 81,1 ¦ 6,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Сыры жирные ¦ тыс.тонн ¦ 5,7 ¦ 5,0 ¦ 87,7 ¦ 5,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Кондитерские изделия ¦ тыс.тонн ¦ 9,8 ¦ 6,9 ¦ 70,4 ¦ 6,2 ¦ 89,8 ¦ ¦ Масло растительное ¦ тыс.тонн ¦ 1,6 ¦ 3 5 ¦ 2,2р ¦ 3,5 ¦ 100,0 ¦ ¦ Мука ¦ тыс.тонн ¦ 166,0 ¦ 150,0 ¦ 90,4 ¦ 150,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ Крупа ¦ тыс.тонн ¦ 1,4 ¦ 0,9 ¦ 64,3 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦ ¦ Макаронные изделия ¦ тыс.тонн ¦ 8,8 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦ 8,8 ¦ 100,0 ¦ ¦ Спирт этиловый из пищевого сырья ¦ млн.гал ¦ 0,743 ¦ 0,9 ¦ 121,1 ¦ 0,9 ¦ 100,0 ¦ ¦ Товарная пищевая рыбная продукция, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ включая консервы рыбные ¦ тыс.тонн ¦ 1,7 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦ 1,7 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ИНВЕСТИЦИИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1. Капитальные вложения по территории за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всех источников финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 751,4 ¦ 1996,0 ¦ X ¦ 3120,0 ¦ X ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 60,0 ¦ 90,6 ¦ ¦ 95,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 368,6 ¦ 884,7 ¦ X ¦ 1497,6 ¦ х ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 40,4 ¦ 83,1 ¦ ¦ 101,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ непроизводственного назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ млрд.руб ¦ 382,8 ¦ 1081,3 ¦ X ¦ 1622,4 ¦ X ¦ ¦ в сметных ценах с 01.01.91 г. ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 107,9 ¦ 97,9 ¦ X ¦ 90,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2. Ассигнования, выделенные на капитальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ строительство администрации области ¦ млрд.руб ¦ 33,9 ¦ 74,4 ¦ X ¦ 112,0 ¦ X ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АПК ¦ млрд.руб ¦ 16,7 ¦ 14,7 ¦ X ¦ 32,0 ¦ X ¦ ¦ по объектам администрации области ¦ млрд.руб ¦ 17,2 ¦ 59,7 ¦ X ¦ 80,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. ТРАНСПОРТ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.1. Объем перевозок грузов автомобильным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортом ¦ млн.тонн ¦ 12,0 ¦ 9,5 ¦ 79,2 ¦ 10,0 ¦ 105,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.2. Грузооборот автомобильного транспорта ¦ млн.т-км ¦ 382,4 ¦ 315,0 ¦ 82,4 ¦ 305,0 ¦ 96,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.3. Пассажирооборот автомобильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта ¦ млн.пасс-км ¦ 1635,0 ¦ 1550,0 ¦ 94,8 ¦ 1560,0 ¦ 100,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.4. Пассажирооборот городского электрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспорта (включая метрополитен) ¦ млн.пасс-км ¦ 524,1 ¦ 534,1 ¦ 101,1 ¦ 539,4 ¦ 101,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. ФИНАНСЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прибыль ¦ млрд.руб ¦ 598,0 ¦ 1378,0 ¦ В 2,Зр ¦ 2496,0 ¦ в 1,8р ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.1 Темпы роста денежных доходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ душу населения ¦ раз ¦ 3,8 ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.2 Темпы роста денежных расходов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ душу населения ¦ раз ¦ 4,3 ¦ 2,6 ¦ х ¦ 1,6 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6.3 СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ДОХОДЫ - ВСЕГО ¦ в % к общему ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ х ¦ 100,0 ¦ х ¦ ¦ в том числе: ¦ итогу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оплата труда ¦ - " - ¦ 40,9 ¦ 36,2 ¦ х ¦ 31,2 ¦ х ¦ ¦ пенсии, пособия, стипендии ¦ - " - ¦ 19,1 ¦ 20,0 ¦ х ¦ 19,0 ¦ х ¦ ¦ прочие доходы ¦ - " - ¦ 40,0 ¦ 43,8 ¦ X ¦ 49,8 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РАСХОДЫ - ВСЕГО ¦ - " - ¦ 100,0 ¦ 100,0 ¦ X ¦ 100,0 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ покупка товаров и оплата услуг ¦ - " - ¦ 78,9 ¦ 83,9 ¦ X ¦ 82,4 ¦ X ¦ ¦ из них на покупку продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ питания ¦ - " - ¦ 74,1 ¦ 72,7 ¦ X ¦ 71,4 ¦ X ¦ ¦ обязательные платежи и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ добровольные взносы ¦ - " - ¦ 7,1 ¦ 6,0 ¦ X ¦ 5,5 ¦ X ¦ ¦ прирост вкладов ¦ - " - ¦ 7,2 ¦ 5,2 ¦ X ¦ 7,5 ¦ X ¦ ¦ приобретение акций, недвижимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и валюты ¦ - " - ¦ 6,8 ¦ 4,9 ¦ X ¦ 4,6 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ И УСЛУГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.1. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ТОВАРОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ткани хлопчатобумажные ¦ млн.кв.м ¦ 60,6 ¦ 48,0 ¦ 79,2 ¦ 38,0 ¦ 79,2 ¦ ¦ ткани шерстяные ¦ млн.кв.м ¦ 3,4 ¦ 4,6 ¦ 135,3 ¦ 4,9 ¦ 106,5 ¦ ¦ ткани шелковые ¦ млн.кв.м ¦ 2,9 ¦ 3,0 ¦ 103,4 ¦ 3,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ трикотажные изделия ¦ млн.штук ¦ 4,8 ¦ 2,4 ¦ 50,0 ¦ 2,4 ¦ 100,0 ¦ ¦ обувь кожаная ¦ млн.пар ¦ 2,8 ¦ 2,4 ¦ 85,7 ¦ 2,3 ¦ 95,8 ¦ ¦ машины стиральные и центрифуги ¦ тыс.штук ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ 2,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ тетради школьные ¦ млн.штук ¦ 145,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦ 145,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.2. ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ - ВСЕГО ¦ раз ¦ 2,7 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продовольственные товары ¦ раз ¦ 3,1 ¦ х ¦ 2,5 ¦ х ¦ 1,7 ¦ ¦ винно-водочные изделия и пиво ¦ раз ¦ 2,9 ¦ X ¦ 2,8 ¦ х ¦ 1,6 ¦ ¦ непродовольственные товары ¦ раз ¦ 2,4 ¦ X ¦ 2,3 ¦ х ¦ 1,8 ¦ ¦ из них: товары легкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленности ¦ раз ¦ 2,2 ¦ X ¦ 2,2 ¦ х ¦ 1,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.3. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ¦ раз ¦ * ¦ X ¦ * ¦ х ¦ 1,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.4. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НА ТОВАРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ И УСЛУГИ (РАСЧЕТНО) - УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ ¦ раз ¦ 3,0 ¦ 2,5 ¦ X ¦ 1,7 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ (В СОПОСТАВИМЫХ ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЦЕНАХ) ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 99,0 ¦ 88,0 ¦ X ¦ 95,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. ЗАНЯТОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Доля зарегистрированных безработных в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ численности экономически активного населения ¦ % ¦ 1,1 ¦ 1,7 ¦ X ¦ 2,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9.1. Ввод в эксплуатацию жилых домов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей пл. ¦ 434,8 ¦ 330,0 ¦ 75,9 ¦ 300,0 ¦ 90,9 ¦ ¦ в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по государственной программе обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жильем военнослужащих, лиц, уволенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ с военной службы в запас или отставку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сотрудников органов ¦ тыс.кв.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей пл. ¦ 16,5 ¦ 14,0 ¦ 84,8 ¦ 24,0 ¦ в1,7р ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9.2. ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждений общего образования ¦ мест ¦ 428 ¦ 2918 ¦ 6,8р ¦ 2260 ¦ 77,4 ¦ ¦ детских домов-интернатов ¦ мест ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 140 ¦ ¦ ¦ больниц ¦ коек ¦ - ¦ 60 ¦ - ¦ 225 ¦ 3,7р ¦ ¦ амбулаторно-поликлинических учреждений ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в смену ¦ 70 ¦ - ¦ - ¦ 100 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОБЕСПЕЧЕНИЯ (на конец года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ больничными койками ¦ коек на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 136,5 ¦ 136,9 ¦ 100,3 ¦ 137,3 ¦ 100,3 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 105,8 ¦ 106,1 ¦ - ¦ 106,4 ¦ - ¦ ¦ амбулаторно-поликлиническими учреждениями ¦ посещений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в смену на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 170,7 ¦ 172,1 ¦ 100,8 ¦ 173,5 ¦ 100,8 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 75,9 ¦ 76,5 ¦ - ¦ 77,1 ¦ - ¦ ¦ домами-интернатами для престарелых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвалидов ¦ мест на 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс.жителей ¦ 27,6 ¦ 27,7 ¦ 100,4 ¦ 27,7 ¦ 100,0 ¦ ¦ в % к нормативу ¦ % ¦ 92,0 ¦ 92,3 ¦ - ¦ 92,3 ¦ - ¦ ¦ дошкольными образовательными учреждениями ¦ мест на 1000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей дошк. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возраста ¦ 787,0 ¦ 749,0 ¦ 95,2 ¦ 786,0 ¦ 104,9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.1.Объем сброса загрязненных сточных вод ¦ млн.куб.м ¦ 115,1 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦ 115,0 ¦ 100,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.2. Объем вредных веществ, выбрасываемых в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ атмосферный воздух стационарными источниками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ загрязнения ¦ тыс.тонн ¦ 79,3 ¦ 83,0 ¦ 105,0 ¦ 87,0 ¦ 105,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.3. Ввод в действие сооружений для очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сточных вод ¦ тыс.куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сутки ¦ 2,0 ¦ - ¦ х ¦ 2,1 ¦ х ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Экспорт - всего ¦ млн.американ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ долларов ¦ ¦ 85,0 ¦ х ¦ 99,0 ¦ 116,5 ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Дальнее зарубежье ¦ - " - ¦ 37,9 ¦ 46,0 ¦ 121,4 ¦ 55,0 ¦ 119,4 ¦ ¦ Ближнее зарубежье ¦ - " - ¦ * ¦ 39,0 ¦ х ¦ 44,0 ¦ 112,8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12. ПРИВАТИЗАЦИЯ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.1. Общее количество предприятий ¦ единиц ¦ 2644 ¦ 2744 ¦ X ¦ 2744 ¦ X ¦ ¦ в том числе приватизированных предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нарастающим итогом , всего ¦ единиц ¦ 1813 ¦ 1985 ¦ X ¦ 2063 ¦ X ¦ ¦ из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ единиц ¦ 336 ¦ 357 ¦ X ¦ 377 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 141 ¦ 160 ¦ X ¦ 169 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ единиц ¦ 237 ¦ 243 ¦ X ¦ 258 ¦ X ¦ ¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 39 ¦ 39 ¦ X ¦ 43 ¦ X ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 593 ¦ 651 ¦ X ¦ 681 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 467 ¦ 535 ¦ X ¦ 535 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.2. Удельный вес приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий, всего ¦ % ¦ 68,6 ¦ 72,3 ¦ X ¦ 75,2 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ % ¦ 72,9 ¦ 76,0 ¦ X ¦ 80,2 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ % ¦ 75,8 ¦ 79,6 ¦ X ¦ 84,1 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ % ¦ 79,8 ¦ 81,0 ¦ X ¦ 86,0 ¦ X ¦ ¦ транспорт и связь ¦ % ¦ 58,2 ¦ 57,3 ¦ X ¦ 63,2 ¦ X ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ % ¦ 77,4 ¦ 81,6 ¦ X ¦ 85,3 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ % ¦ 53,9 ¦ 59,0 ¦ X ¦ 59,0 ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.3. Количество предприятий, намечаемое к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приватизации в указанном году, всего ¦ единиц ¦ 364 ¦ 172 ¦ X ¦ 78 ¦ X ¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ единиц ¦ 61 ¦ 21 ¦ X ¦ 20 ¦ X ¦ ¦ сельское хозяйство ¦ единиц ¦ 58 ¦ 19 ¦ X ¦ 9 ¦ X ¦ ¦ строительство ¦ единиц ¦ 11 ¦ 39 ¦ 6 ¦ X ¦ 15 ¦ ¦ транспорт и связь ¦ единиц ¦ 11 ¦ 14 ¦ - ¦ X ¦ 4 ¦ ¦ торговля и общественное питание ¦ единиц ¦ 71 ¦ 58 ¦ X ¦ 30 ¦ X ¦ ¦ другие отрасли ¦ единиц ¦ 121 ¦ 68 ¦ X ¦ - ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.3. Объем продукции приватизированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в действующих ценах каждого года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ млрд.руб ¦ 2654,0 ¦ 6667,4 ¦ X ¦10945,1 ¦ X ¦ ¦ в ценах 1994 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ в % к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ 80,0 ¦ 90,0 ¦ X ¦ 98,0 ¦ X ¦ L------------------------------------------------+---------------+----------+--------+--------+--------+--------- * - данные отсутствуют Зам. главы администрации области, председатель комитета по экономике и прогнозированию В. Я. Сергиенко Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Тверской области на 1996 год Прогноз социально-экономического развития области на 1996 год разработан комитетом по экономике и прогнозированию с привлечением отраслевых управлений, комитетов и отделов администрации области, экономических органов администраций городов и районов, а также других заинтересованных организаций области на основе анализа тенденций развития отраслей и региона в целом, а также намерений ведущих Предприятий и организаций области различных форм собственности и ведомственной подчиненности.

Финансы. Финансовое состояние области остается крайне напряженным, т.к. вследствии инфляционных процессов происходит сокращение реального объема прибыли предприятий. В частности, на 1 сентября текущего года по сравнению с соответствующим периодом 1994 года при темпе роста оптовых цен в 3,7 раза рост прибыли в.промышленности доставил 2,8 раза.

Продолжается рост затрат на производство продукции. Так, во 2 квартале 1995 года затраты на рубль промышленной продукции составили 85,5 коп. и возросли по отношению к 1 кварталу т. г. на 5,4 коп. или на 6,7%. Каждое пятое предприятие области является убыточным.

Кроме этого, наблюдается сложная ситуация в платежной дисциплине.

На 1 сентября текущего года дебиторская задолженность предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства составила 1772 млрд. рублей. Кредиторская задолженность в 1,2 раза перекрывает дебиторскую и по состоянию на 1.09.95г. сложилась в сумме 2119,1 млрд. рублей.

Исходя из вышеизложенного, а также на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 1994 год и 9 месяцев т. г., объем валовой прибыли в народном хозяйстве области в 1995 году оценивается в 1378 млрд. рублей и прогнозируется на 1996 год в сумме 2496 млрд. рублей с ростом в 1,8 раза.

Промышленность. В промышленности области определились отрасли.

состояние дел в которых определяет и общее положение дел - это электроэнергетика (30,1% промышленного производства в области по оценке 1995 года), машиностроение и металлообработка (24,7%), пищевая (11,4%), легкая (9,5%) и лесная (6,8%) отрасли.

Анализ макроэкономической ситуации в экономике региона, планов и намерений предприятий в сочетании с общероссийскими данными позволяют сделать следующие прогнозы на 1996 год.

В электроэнергетике определяющим фактором будет продолжающееся падение спроса федерального оптового рынка электрической энергии на продукцию тепловых электростанций. Даже с учетом роста производства электроэнергии на Калининской АЭС ее суммарная выработка по области составит 96,7% к уровню текущего года.

В машиностроении и металлообработке спад производства составит 9% по сравнению с уровнем текущего года против 25% снижения объемов в текущем году. Основной причиной такого положения является нестабильная работа АО "Тверской вагоностроительный завод" и отсутствие стабильных заказов на следующий год. При расчетах учитывалось отсутствие платежеспособного внутреннего рынка на сельскохозяйственную технику, металлообрабатывающее и строительное оборудование, лифты, другую высокотехнологическую продукцию этой отрасли.

В легкой промышленности будет продолжаться влияние утраты предприятиями оборотных средств, сырьевых рынков, падение платежеспособного спроса населения, жесткая конкуренция импортных товаров народного потребления. В этой отрасли спад производства составит около 6%.

В пищевой промышленности объемы производства практически останутся на уровне 1995 года, что связано с закреплением рынков сбыта продукции, обеспеченных платежеспособным спросом. В лесной промышленности некоторое падение производства вызвано, в основном, снижением спроса на продукцию деревообработки.

Таким образом, в целом по промышленности можно ожидать замедление спада производства в 1996 году до 5% к уровню 1995 года, против, соответственно, 33,8% в 1994 году и ожидаемых 12% в текущем году.

Агропромышленный комплекс. Аграрный сектор области находится в глубоком кризисе. Тяжелое финансовое положение производителей сельхозпродукции привели к резкому снижению плодородия почв, увеличению износа основных средств, ухудшению производственного потенциала.

При разработке прогноза на 1996 год учтены факторы , повлиявшие на экономическую ситуацию в АПК в 1994 году и предыдущие годы, а также развитие предпосылок текущего года.

Производство продукции растениеводства в 1996 году прогнозируется с ростом к уровню 1995 года на 4 процента, за счет расширения посевных площадей зерновых культур и льна.

В животноводстве в текущем году ожидается спад производства продукции к уровню 1994 года на 9,2%. В 1996 году производство будет продолжать падать, снижение к уровню 1995 года составит в пределах 5%, в основном за счет производства мяса.

В целом по области в 1996 году производство валовой продукции сельского хозяйства в ценах реализации 1993 года сохранится на уровне 1995 года с незначительными колебаниями (0,5-1%).

Удельный вес продукции производимой населением в общем объеме производства по области прогнозируется на уровне текущего года (36-37%).

Из-за экономических трудностей и банкротства прогнозируется спад производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Доля производимой ими продукции в общем объеме производства остается незначительной, менее 2 процентов.

Инвестиции. При разработке прогнозной программы инвестиционной деятельности на 1996 год были рассмотрены итоги работы за 1994 год, 9 месяцев 1995 года и учтены следующие факторы:

- реальность финансирования капитальных вложений за счет бюджетов всех уровней, в рамках федеральных и региональных программу;

- предложения администраций территорий, заказчиков и строительных организаций по сокращению объемов незавершенного строительства;

- необходимость сооружения жизненно необходимых и социально - значимых объектов.

Результаты работы строительного комплекса области в 1994 году и 9 месяцев т.г. показывают, что активизировать инвестиционную деятельность не удалось. Однако, если спад инвестиций в 1994 году составлял 40% к соответствующему периоду прошлого года, то за 9 месяцев 1995 года он уменьшился до 19%, а по итогам года должен составить 9,4%. В прогнозируемом году общий объем капитальных вложений за счет всех источников инвестиций достигнет 95% к уровню 1995 года.

Ужесточение финансовой политики усилило спросовые ограничения и наложилось на ускорение спада производства строительной продукции.

Происходит не просто сокращение накоплений, а все более проявляются и углубляются признаки кризиса воспроизводства основных производственных фондов. В структуре капитальных вложений сокращается доля средств, направляемых на производственное строительство. Удельный вес инвестиций на строительство объектов производственного назначения составил 49 процентов в 1994 году, 42% за 9 месяцев 1995г., а без учета объектов строительства в военных городках Андреаполя и Мамулино этот показатель составляет 56 и 51%% соответственно.

Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий. В 1996 году их доля в общем объеме инвестиций 64%.

Ожидается сокращение бюджетного финансирования капитального строительства, особенно за счет средств местных (71% к прошлому году) и федерального (67%) бюджетов.

За счет концентрации средств областного бюджета на объектах высокой степени готовности ожидается ввести в эксплуатацию 6 школ на 2260 мест, 4 больницы на 225 коек, поликлинику на 100 посещений. Будет продолжено строительство больниц в г.Кувшиново, п. Лесное, поликлиник в городах Бежецке, Весьегонске, других объектов социально-культурного и коммунального назначения. Из-за недостатка ассигнований строительство ряда объектов будет приостановлено.

Проектом бюджета предусмотрено расходы на решение жилищной проблемы граждан: прямое финансирование строительства жилья для работников бюджетной сферы, ветеранов и участников войны: выделение безвозмездных субсидий для строительства и приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий: стартовый капитал для строительства жилых домов под областной облигационный жилищный займ.

Ввод общей площади жилых домов в 1996 году оценивается в пределах 300 тыс.кв.метров общей площади, что составит 91% к 1995 году. Для военнослужащих, уволенных в запас, необходимо обеспечить ввод 24 тыс.кв. метров жилых домов, на что требуется более 100 млрд. рублей из федерального бюджета.

Транспорт. В связи с общим снижением объемов производства продукции в народном хозяйстве области снижается грузооборот всех видов транспорта. В текущем году автомобильным транспортом предполагается перевезти 9,5 млн. тонн грузов (79% к отчету за 1994 год). Грузооборот составит 315 млн. т-км и сократится на 18% к отчету за 1994 год.

Учитывая относительную стабилизацию промышленности, сельского хозяйства и рост объемов перевозок строительных грузов, в 1996 году, автомобильным транспортом предполагается перевезти 10 млн. тонн грузов, при этом грузооборот за счет сокращения дальности грузоперевозок планируется на 3,2 % ниже уровня оценки текущего года.

Пассажирооборот автомобильного транспорта в 1996 году ожидается 1560 млн. пасс.-км, что несколько выше уровня текущего года.

Пассажирооборот городского электрического транспорта (троллейбусов и трамваев) в основном стабилизировался. Косвенно, росту пассажирооборота в 1996 году будет способствовать введение Закона "О ветеранах" (увеличение числа пассажиров с правом бесплатного проезда) и пополнение парка транспортными средствами.

Уровень жизни населения. За 9 месяцев т. г. денежные доходы населения области увеличились в 2,2 раза. В третьем квартале ежемесячный рост доходов населения составил 7,5%.

Изменяется структура денежных доходов : значительно уменьшается доля средств фонда оплаты труда (1994 г.- 41%, 1 полугодие 1995 г.- 36,7%) и увеличивается удельный вес доходов населения от предпринимательской деятельности , финансово-кредитных операций , дивидендов и реализации продуктов сельского хозяйства ( 1994 г.- 40%, 1 полугодие 1995 г.- 43%).

Эта тенденция сохранится и в 1996 году : удельный вес фонда оплаты труда прогнозируется на уровне 31- 32% общей суммы доходов, а удельный вес доходов населения от предпринимательской деятельности, финансово-кредитных операций, дивидендов и реализации продуктов сельского хозяйства достигнет 49- 50%.

В целом денежные доходы на душу населения по сравнению с уровнем 1994 г. увеличатся в 1995 г. в 2,5 раза, а в 1996 г. по сравнению с 1995 г. в 1,6 раза.

Прогнозируемое изменение структуры расходов населения говорит о том, что основная часть населения увеличивает долю доходов, направляемую на покупку товаров и оплату услуг. В 1995 году на эти цели население затратит около 84% всех доходов, а в 1996 г. - 82%. В общем объеме товарооборота остается высокой доля продовольственных товаров.

Вместе с тем у определенной части населения сохраняется возможность направлять свободные денежные средства на приобретение валюты и во вклады. В связи с этим в текущем году возрастет сумма вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты и ценных бумаг в 1,9 раза, в 1996 г. в 2,0 раза.

Удельный вес эмиссии в расходах населения в 1995 г. составит 13,5%, в 1996 г. соответственно 14,8%.

Потребительский рынок. Анализ экономической ситуации текущего года дает основание ожидать уровень инфляции за 1995 год в пределах 2,3 - 2,5 раз.

В 1996 году прогнозируется максимальный рост потребительских цен на товары и услуги в пределах 5% в месяц.

Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации за январь-сентябрь текущего года в сопоставимых ценах составил 91% уровня прошлого года. С учетом сложившейся динамики в 1995 году прогнозируемый спад общего объема товарооборота в сопоставимых ценах 1994 года составит 12%,а в 1996 году 5-6%.

Продолжает сохраняться тенденция опережающего роста цен на платные услуги, по сравнению с товарами народного потребления.

Увеличивается удельный вес коммунальных услуг, услуг банковских учреждений, правового характера, здравоохранения, по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях. Общий объем платных услуг в 1995 году составит 85% к уровню 1994 года, а в 1996 году - 95% к уровню 1995 года.

По расчетам в текущем году спад объемов производства товаров народного потребления составит 15% (в 1994 году - 30%, 9 месяцев т.г.- 15.3%). а в 1996 году - 7%.

Производство продовольственных товаров в 1995 году составит 85% объемов предыдущего года, в 1996 году - 98% уровня 1995 года.

В тяжелом положении по-прежнему остается легкая промышленность.

За январь-сентябрь т. г. спад производства товаров легкой промышленности составил 26%. Однако наблюдаемый прирост в производстве шерстяных тканей, чулочно-носочных изделий, некоторых видов швейной продукции дает основание прогнозировать объем производства товаров легкой промышленности в 1995 году на уровне 83%, а в 1996 году - 99%.

Внешнеэкономическая деятельность. В текущем году предприятия области экспортировали продукцию в 52 страны. Из стран дальнего зарубежья основными торговыми партнерами являются Германия, Великобритаия, Китай, США, ближнего зарубежья - Казахстан, Украина, Белоруссия.

В 1995 году рост экспортных поставок в страны дальнего зарубежья составит более 21 %, в страны ближнего зарубежья - приблизительно в 2 раза (статистика за 1994 год отсутствует). Общий объем экспорта будет равен приблизительно 85 млн. долларов США, в т. ч. 12 млн.долларов США составят поставки железнодорожных вагонов в Казахстан, на Украину.

В 1996 году стоимость экспорта вновь возрастет. Ожидается рост экспортных поставок в дальнее зарубежье на 20 %, в основном за счет расширения поставок химических нитей и продуктов переработки древесины. В страны ближнего зарубежья рост экспорта составит 13%.

Ожидается увеличение поставок в эти страны экскаваторов одноковшовых, компрессоров, деловой древесины, пиломатериалов, древесноволокнистых плит, оконного стекла, керамических плиток, полиграфических красок.

Труд. В области по-прежнему остается неблагополучной демографическая обстановка, что обусловлено низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, нарушением половозрастной структуры.

В 1996 году согласно расчетов среднегодовая численность населения сократится на 6,7 тыс. человек или на 0,4% к уровню 1994 года. При этом сохранится естественная убыль населения, которая в некоторой степени будет компенсирована за счет миграционных процессов.

Предполагается, что за 1995-1996 годы в область приедет более 9 тыс.человек вынужденных переселенцев и беженцев.

В прогнозируемом периоде предполагается сокращение численности трудовых ресурсов, обусловленное сокращением численности работающих пенсионеров.

Экономические проблемы ведут к росту числа незанятого населения.

За 1994 год уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению составил 1,1%, а в 1996 году предполагается его увеличение до 2,5%. Для преодоления проблем, связанных с ростом безработицы, разрабатывается областная программа занятости населения на 1996-1997 годы. направленная на реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения.

Социальная сфера. Исходя из анализа ситуации, сложившейся в базовом 1994 году и ожидаемых результатов 1995 года, разработаны основные показатели на 1996 год. характеризующие динамику процессов в социальной сфере.

В системе народного образования предполагается осуществить комплекс мер, направленных на поддержку и сохранение существующей сети дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений.

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 1996 году предполагается в размере 786 мест на 1000 детей (оценочный показатель 1995 года - 749 мест), что обусловлено снижением численности контингента детей дошкольного возраста.

Основой социальной защиты населения области в прогнозируемом периоде останутся меры государственной поддержки: стабильная система пенсионного обеспечения, гарантированные компенсации и выплаты пособий семьям с детьми, сохранение на достигнутом уровне обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов (27,7 мест на 10000 жителей). Большое значение в области будет придаваться вопросам социальной защиты детей. В частности, продолжится работа по созданию детских социальных центров и приютов (на базе высвобождающихся помещений учреждений народного образования, здравоохранения и др.), количество мест в которых в 1996 году. предполагается увеличить в 2,3 раза по сравнению с 1994 годом.

В здравоохранении прогнозируется дальнейший переход лечебно-профилактических учреждений на бюджетно-страховую модель финансирования, развитие сети дневных стационаров, совершенствование медицинской помощи детям. Обеспеченность больничными койками и амбулаторно-поликлиническими учреждениями прогнозируется сохранить на уровне ожидаемом в 1995 году, незначительный прирост показателя объясняется демографическими факторами.

Форсирование платных услуг в условиях ограниченного платежеспособного спроса населения представляется преждевременным, тем более, что законодательством РФ гарантируется бесплатность и доступность для населения получения образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения.

Область рассчитывает на значительную поддержку федеральных органов в вопросах финансирования отраслей социальной сферы через реализацию мероприятий целевых федеральных программ.

Охрана окружающей среды. Объем капитальных вложений, направляемых в 1996 году на экологические мероприятия прогнозируется в размере 63,9 млрд.рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей (26%).

Средства федерального бюджета будут использованы на строительстве систем оборотного водоснабжения и очистки сточных вод третьего блока Калининской атомной электростанции в соответствии с федеральной программой "Строительство АЭС", на строительстве водоохранных объектов в г.Торопце в рамках реализации федеральной программы "Развитие малых и средних городов Российской Федерации", а также для продолжения строительства очистных сооружений биологической очистки в г.Красный Холм и п.Кесова Гора.

Предприятия теплоэнергетики прогнозируют увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу, что связано с изменением структуры топливного баланса (сокращением доли природного газа и заменой его мазутом и торфом). Конаковская ГРЭС и АО "Тверьэнерго" - основные загрязнители атмосферы на территории области, на долю которых приходится 45% выбросов вредных веществ, прогнозируют увеличить выбросы на 25,7 тыс. тонн (33%), однако с учетом спада промышленного производства объем выбросов вредных веществ от стационарных источников по сравнению с 1994 годом возрастет примерно на 10%.

Приватизация. По состоянию на 1.10.95г. удельный вес приватизированных предприятий в Тверской области составил 70,7% от общего количества предприятий, к концу 1995 года доля приватизированных предприятий увеличится до 72,3% и составит: в промышленности - 76%, сельском хозяйстве - 79,6%. в строительстве - 81%, на транспорте и связи - 57,3%, в торговле и общественном питании - 81,6%.

По прогнозным оценкам на конец 1996 года будет приватизировано 75,2% предприятий. За 1996 год в промышленности намечается приватизировать 20 предприятий (с начала приватизации доля приватизированных предприятий составит 80,2%), в сельском хозяйстве - 9 предприятий (84,1%), в строительстве - 15 (86,0%), на транспорте и связи - 4 (63,2%), в торговле и общественном питании - 30 (85,3%).

Относительно небольшое количество предприятий, намеченных к приватизации в 1996 году, объясняется, с одной стороны, значительной долей уже приватизированных предприятий, а. с другой, тем, что часть из оставшихся в государственном секторе предприятий не подлежит приватизации. В частности, это касается предприятий лесного комплекса, занимающихся выращиванием леса и выполняющих лесозащитные функции, предприятий сельского хозяйства, занимающихся племенной и ветеринарной деятельностью, а также части издательств и полиграфических предприятий. В 1996 году будут замедлены темпы приватизации в сфере науки и научного обслуживания, в автомобильном транспорте, связанном с перевозкой пассажиров.

Объем производства продукции на приватизированных предприятиях в действующих ценах к концу 1995 года оценивается в 6667,4 млрд.руб., что выше уровня 1994 года в 2,5 раза, в 1996 г. он прогнозируется в сумме 10945 млрд. руб. При этом индексы физических объемов производства на приватизированных предприятиях заложены несколько выше, чем в целом по отраслям экономики, исходя из итогов работы за 1994 год и 9 месяцев т. г. Так в промышленности, на долю которой приходится основной объем производимой продукции, индекс физического объема на приватизированных предприятиях прогнозируется на уровне 100% против 95% в целом по отрасли.

На приватизированных предприятиях не наблюдается заметного сокращения численности работающих в сравнении с госпредприятиями.

Зам. главы администрации области, председатель комитета по экономике и прогнозированию В.Я. Сергиенко

Отрасли

  • 020.030.010.000.000 - Общие положения
  • 070.010.000.000.000 - Общие положения